Беседы с родителями трудных подростков темы. Индивидуальная профилактическая работа с семьей несовершеннолетнего, состоящего на вшк. Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»

Индивидуальная профилактическая работа

с семьей несовершеннолетнего....

Наставник: Иванова Е.Ю.

УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,

находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети

МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ

Дата выявления __________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о членах семьи

пп

Фамилия, имя, отчество

Число, месяц,
год рождения

Адрес

проживания

Место работы,

учебы

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

Характеристика семьи

Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

ПЛАН

с семьей Ж.

на 2016 - 2017 уч. год.

Мероприятие

(вид деятельности)

Цель

Дата

проведения

Ответственные

Посещение семьи

Обследование ЖБУ проживания семей

2 раза в год

кл.руковод-ль

Организация профилактических бесед по темам:

- «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»;

- « Духовно - нравственный климат семьи»;

- «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии»

Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями

Ноябрь

апрель

кл.руковод-ль

Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями».

Профилактика конфл.ситуаций

Январь

кл.руковод-ль

Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска

Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей

Во время каникул

кл.руковод-ль

Проведение цикла бесед с родителями:

- «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»;

- «Особенности общения с ребенком»;

- «Стили семейного воспитания»;

- «Здоровье родителей - здоровье детей»;

- «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»;

- «Мой ребенок становится трудным…»;

- «Эстетическое воспитане ребенка в семье».

Психолого-педагогическое просвещение

В течение года

кл.руковод-ль

Приглашение родителей на школьные мероприятия

Привлечение родителей к участию внешкольной жизни

По плану ВР

Кл. руковод-ли

Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.

Патронажный журнал

индивидуальной профилактической работы

с семьей.....

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогиче¬ской беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу;оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Бесе¬да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа¬гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре¬миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре¬зультате беседы родители должны получить новые знания по во¬просам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво¬дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду¬ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос¬питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан¬ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре¬бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе¬ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото¬рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри¬мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Алгоритм ведения беседы с родителями
Предварительный этап - создание усло¬вий для эффективной беседы.
Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.
Предварительная договоренность о встрече
Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, вы¬сказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учи¬тывать культурные, национальные особен¬ности человека, его образовательный уро¬вень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника ре¬комендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.

Полезно научиться использовать положи¬тельные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе лю¬дей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душев¬ный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобрать¬ся в ней.
В ходе беседы используется простой, до¬ступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем пере-живании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собесед¬ника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продви-гается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гу¬манистические принципы: уважение к лич¬ности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется техноло¬гия обратной связи (повторение и обобще¬ние сказанного). Это дает возможность че¬ловеку понять, как его воспринимает собе¬седник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует та¬кое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласить¬ся..." Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собесед¬ника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отно¬шения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать ком¬плимент собеседнику: "Вы умеете разби¬раться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать не¬обходимую литературу, пригласить пона¬блюдать за ребенком в детском саду ("Мас¬терская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмот¬реть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внима¬ния. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спаси¬бо, что пришли". После этого встать и прово-дить собеседника до дверей.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями

1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)

Разделы: Работа с родителями

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться

План беседы

  • Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.
  • Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.
  • Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.
  • Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать– её посылают погулять с младшим братом. В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости.

    Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: “Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги”, или сыну: “Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол”.

    Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.

    Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

    Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

    Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: “Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. Если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с ним.

    Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят тему задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы, учиться распределять свои занятия по времени.

    Но не все дети одинаково развиваются, отдельные дети в 1-м классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына или на дочь, называя его глупым. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие помощи ребёнку в учении.

    Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность

    Памятка

    “Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

    1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
    2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
    3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
    4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
    5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
    6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
    7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
    8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
    9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
    10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

    Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

    План беседы

    1. Выбор книги для чтения.
    2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
    3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
    4. Беседа с детьми о прочитанном.
    5. Гигиена чтения.

    Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. “Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. “Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.

    Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

    Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

    Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ""Что читать детям"". Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

    Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

    Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

    Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

    Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

    Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

    Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

    В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

    Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

    Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

    Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.

    Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, неторопясь.

    Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

    Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

    Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

    Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

    Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

    Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

    Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

    Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

    Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

    В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

    Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

    Памятка

    1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

    2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

    3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

    4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

    6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

    7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

    делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

    9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

    10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

    11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

    12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

    Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

    Дети и телевидение

    План беседы

    1. Воспитательные возможности телевидения.

    2. Что следует младшим школьникам смотреть по телевидению.

    3. Как обсуждать с детьми увиденное.

    Телевидение и другие средства массовой информации (радио, кино, печать) воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. А дети много времени проводят у телевизоров, смотря передачи и для детей и для взрослых. Для многих детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которое может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач, какие передачи следует смотреть младшим школьникам, какую воспитательную работу необходимо проводить, после того как дети посмотрели ту или иную передачу. Время, которое идет на просмотр телепередач нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на воздухе и т. д. И в этом отношении можно говорить только об относительной пользе телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач, должно быть определено режимом для школьника. Для младшего школьника это 3-4 передачи в неделю. Родители, позволяя ребёнку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Поэтому они даже поощряют ежедневное сидение детей около телевизора, считая это не только интересным, но и полезным занятием. Вследствие этого для некоторых школьников просмотр передач становится потребностью, их неудержимо влечёт к телевизору, и ради него они спешат все дела сделать поскорее или вовсе бросают всё, как только загорится экран. Родители пользуются этим пристрастием ребёнка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: "Не сделаешь – не разрешу смотреть телевизионную передачу".

    Однако, добиваясь своей цели, заставляя что-то выполнить, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности именно поэтому часто выполняются наскоро, кое-как.

    В это время все мысли ребёнка поглощены предстоящей передачей, стремление любой ценой получить смотреть телевизор. Это уже наносит вред воспитанию, мешая формированию добросовестного отношения к труду и учению. Длительный просмотр передач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности, мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.

    Итак, телепередачи должны занять ограниченное время в режиме дня ребёнка. Он должен знать, что определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. Родители вместе с детьми просматривают программу телепередач на неделю, намечают, что будут смотреть дети. Утром, уходя на работу, родители ещё раз напоминают ребёнку, что к определённому надо закончить все уроки, чтобы посмотреть намеченную передачу.

    Для младших школьников проводятся специальные передачи.

    В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков, объясняют, как сделать занимательную поделку, предлагают интересное задание, которое дети могут сделать для своего коллектива, для своих родителей. Телепередачи помогают не только расширять кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал об организации деятельности, связанной с предметом увлечения.

    Телепередачи надо уметь использовать в воспитании детей умело и целенаправленно.

    Необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору, иначе просмотренные передачи не будут иметь существенного влияния на ребёнка, а в некоторых случаях будут просто вредны.

    Правила борьбы с телеманией

    1. Совместное определение детьми и родителями телепередач для просмотра на последующую неделю.

    2. Обсуждение взрослыми и детьми любимых телепередач после просмотра.

    3. Выслушивание мнения детей о взрослых передачах и мнения взрослых о детских.

    4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей.

    5. Необходимо помнить о том, что ребёнок ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже испытывает удовольствие от таких эпизодов. Не разрешайте ребёнку смотреть такие сцены.

    Трудовое воспитание детей в семье

    План беседы

    1. Роль труда в формировании личности ребёнка.

    2. Трудовые обязанности ребёнка в семье.

    3. Интерес родителей к труду ребёнка – важное условие воспитания у него трудолюбия.

    Начиная с первого класса, в школе проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными тружениками. У школьников в процессе обучения и внеклассной работы воспитываются глубокое уважение к людям труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общественном труде, серьёзная ответственность перед взрослыми и коллективом за свой труд (может быть и небольшой труд). Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности в школе и дома, за выполнение которых надо регулярно спрашивать.

    К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребёнка, охраняя его от сравнительно тяжёлых и неприятных трудовых обязанностей. "Нам было тяжело, мы рано начали работать – пусть детям будет легче" – это довольно распространенное рассуждение взрослых является глубоко ошибочным и влечёт за собой пагубные последствия, прежде всего для детей и самих родителей. Есть родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд – это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться " девчачьих дел", отказываться от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда, к самообслуживанию. При этом, конечно, следует учитывать их возраст и возможности. Различия следует делать в некоторых случаях: за водой, за дровами ходит мальчик, т. к. это более тяжёлая работа, а вышивает и шьёт девочка.

    Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается – то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от неё.

    Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных, подчас утомительных и однообразных, делают детей несчастными. Освобождённые от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой – неуважительно относящимися к труду. Родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: "Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые... не умеют обслужить сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно".

    Постепенно приучать ребёнка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. Когда ребёнок освоит ту или иную работу и начнёт свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания.

    Cначала ребёнку надо давать небольшие задания, а потом переключать на другую работу по мере выполнения предыдущего. Первое время ребёнок с непривычки устаёт, следует быстрее переключать его на другую, более легкую работу. Постепенное привлечение детей к домашней работе помогает выработать в них нужные умения и навыки. Домашний труд становится для ребёнка делом не обременительным, у него вырабатывается необходимое трудовое усилие.

    Одно из главных условий в воспитании трудолюбия – серьёзный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность к трудовой деятельности своего сына или дочери, в её результатах.

    Участие ребёнка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность в выполнении общественного долга взрослого гражданина.

    1. Будьте последовательны в своих требованиях.

    2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

    3. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

    4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

    5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своёй работе и работе своих друзей.

    6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка. Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять.

    Домашние поручения:

    – оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

    – наводить порядок на своём столе и в своей комнате;

    – заботиться о младшем брате или сестре;

    – стирать свои мелкие вещи;

    – мыть чайную посуду;

    – выносить мусор;

    – кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

    – гулять с собакой и кошкой;

    – покупать хлеб и молоко.

    В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

    В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

    Воспитательные цели и задачи:
    1. формирование и сплочение классного коллектива;
    2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
    3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
    4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
    5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
    6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
    7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
    8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

    Тематика бесед (классные часы):

    1. День знаний.
    2. Организационный час. Режим школы.
    3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
    4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
    5. Экология и человек. Экология планеты.
    6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
    7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
    8. Профессии. Виды труда.
    9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
    10. В человеке всё должно быть прекрасно!
    11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
    12. Делу время, потехе час!
    13. О честности и умении держать слово.
    14. Мой класс – моя семья.
    15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
    16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
    17. Книга – твой лучший друг!
    18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
    19. Наша Родина – независимая Украина!
    20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
    21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
    22. Охрана природы – твоя обязанность.
    23. Твои права и обязанности.
    24. Как вести себя в общественных местах.
    25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
    26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
    27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
    28. Улицы города.
    29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
    30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
    31. Защитники Отечества.
    32. Милые женщины. Международный женский день.
    33. Будь опрятным, аккуратным!
    34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
    35. День смеха.
    36. День космонавтики.
    37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
    38. О честности и умении держать слово.
    39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
    40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
    41. Картины родной природы.
    42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
    43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
    44. «Этот интересный мир животных».
    45. Из жизни замечательных людей.
    46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
    47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
    48. О вреде никотина и алкоголя.
    49. Откуда родом Дед Мороз?
    50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
    51. Проведение операции «Живи, книга!».
    52. Занимательная математика.
    53. Армия Украины. История и современность.
    54. Содружество народов.
    55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
    56. Музыка в нашей жизни.
    57. Театр. Каким он бывает?
    58. Искусство в нашей жизни.
    59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
    60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
    61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
    62. «О труде, о людях труда».
    63. «Мало хотеть, нужно уметь».
    64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
    65. Мой город, мой район, моя улица.
    66. Береги время!
    67. «Чудо земли – хлеб».
    68. «Поиграем, подумаем, ответим»
    69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
    70. Беседа о бережливости.
    71. Учись учиться!
    72. Школа вежливости.
    73. «Зелёная аптека».

    Общешкольные мероприятия:

    1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
    2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
    3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
    4. Осенний бал.
    5. Месячник безопасности движения.
    6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
    7. конкурс «Легко ли стать звездой».
    8. Неделя здоровья.
    9. «Знай, люби, береги природу».
    10. Добро пожаловать, мисс Математика!
    11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
    12. Недели Пушкина, Шевченко.
    13. Турнир рыцарей.
    14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
    15. «Сам себе режиссёр».
    16. «Счастливчик!»
    17. «Алло, мы ищем таланты!»
    18. Праздник Букваря.
    19. «Орлёнок» Спортивная игра.

    Работа с родителями:

    1. Родительские собрания.
    2. Собрания род. комитета.
    3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
    4. Провести беседы с родителями:
    - здоровый образ жизни в доме и школе;
    - ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
    - успеваемость и поведение вашего ребёнка;
    - помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

    5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
    Пособий.
    6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
    7. Совместное действие семьи и школы.
    8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
    9. Оказание методической помощи родителям.
    10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
    11. Беседа «Воспитание в семье».
    12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
    13. Беседа «Руководство домашним чтением».
    14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
    15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
    16. Проводить открытые родительские собрания.

    Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

    1. Посещение учащихся библиотеки.
    2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
    3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
    4. Экскурсии на природу.
    5. Библиотеки и дружба с ними.
    6. Посещение цирка, театра, музея.
    7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
    8. Создание стенных газет.
    9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
    10. Правила хорошего тона.
    11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
    12. Взаимопомощь среди учащихся.
    13. Трудовой десант
    14. Зелёный десант.
    15. «Юморина». День смеха.

    Индивидуальная работа с учащимися:

    1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
    2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
    3. Следить за внешним видом учащихся.
    4. Вырабатывать правила культурного поведения.
    5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
    6. Прививать детям чувства прекрасного.
    7. Посещение учащихся на дому.
    8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
    9. Опоздания на уроки.
    10.

    Работа детского самоуправления:

    1. Дежурство по школе.
    2. Дежурство по классу.
    3. Уход за комнатными растениями.
    4. Уборка класса.
    5. Работа санитаров.
    6. Пост бережливости учебников.
    7. Пост бережливости школьного инвентаря.
    8. Ведение поисковой работы.
    9. Уборка пришкольных участков.

    Индивидуальная работа с учениками:

    1. Опрятность, аккуратность в одежде.
    2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
    3. Как ты выполняешь свои обязанности?
    4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
    5. Твой режим дня.
    6. Болезни грязных рук.
    7. Твой внешний вид.
    8. Культура поведения во время перемены.
    9. Уважай своё время и время других.
    10. Книга – твой лучший друг.
    11. Терпение и труд – всё перетрут.
    12. Делу время, потехе – час.
    13. Игры в школе на переменах и на улице.
    14. Цени минуту на уроке.
    15. Класс – единая семья.
    16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
    17. Уважай старших!
    18. Береги природу!
    19. Выполнение своих обязанностей.

    Охрана здоровья:

    1. Следи за своей осанкой.
    2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
    3. Охрана здоровья (посезонно).
    4. Как сохранить хорошее зрение.
    5. Опасность игры с огнём.
    6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
    7. Личная гигиена.
    8. Здоровье каждого – богатство всех!
    9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
    10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
    11. Болезни грязных рук.
    12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
    13.
    14. Травматизм и его предупреждение.
    15. Ядовитые грибы и растения.
    16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
    17. Правильное питание.
    18. Простудные заболевания. Профилактика.
    19. Что такое – здоровый образ жизни?
    20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
    21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
    22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
    23. Спорт в нашей жизни.
    24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

    Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

    1-4 классы.

    1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

    2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

    3. Младший школьный возраст и его особенности.

    4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

    5. Как выявлять и развивать способности детей.

    6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

    7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

    8. Воспитание характера ребенка в семье.

    9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

    10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

    11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

    12. Новое в системе национального воспитания.

    13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

    14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

    15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

    5 – 6 классы.

    1. Новое в системе национального воспитания.

    2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

    4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

    5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

    6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

    7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

    8. Вред алкоголя и курения.

    7 – 9 классы.

    1. Пример родителей в воспитании детей.

    2. Особенности воспитания подростков в семье.

    3. Половое развитие и методы полового воспитания.

    4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

    5. Активные формы отдыха в вашей семье.

    6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

    7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

    8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

    9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

    10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

    11. Изучения корней семейного рода.

    12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

    10 – 11 классы.

    1. Основные направления воспитания в семье.

    2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.