Что такое роддом. Как устроен роддом. Зачем нужно отделение патологии

Перинатальный медицинский центр представляет собой специализированное медицинское учреждение, направленное на потребности будущих матерей. Основными задачами являются проведение диагностики и лечения бесплодия, помощь в сохранении беременности и проведении родовой деятельности. Более того, перинатальный медицинский центр оказывает комплексную помощь в послеродовом ведении мамы и ее ребенка. Таким образом, предполагается обязательный охват полного цикла планирования семьи, начиная с момента зачатия и заканчивая послеродовой деятельностью.

Перинатальный центр и роддом: отличия

Какими все-таки являются основные отличия между этими двумя медицинскими центрами?

В перинатальном центре может быть родильное отделение, причем в роддоме отсутствует перинатальный центр. Таким образом, перинатальный медицинский центр является широкопрофильной клиникой, направленной на ведение беременных женщин и молодых родителей. К тому же именно в центре могут поспособствовать успешному решению проблем зачатия.

Среди других отличий нужно отметить техническое оснащение, которое является совершенным. В большинстве случаев в медицинских центрах предлагается только современное оборудование, позволяющее медицинскому персоналу на достойном уровне предоставлять личные услуги будущим и молодым матерям.

Практически каждый перинатальный центр может похвастаться своим коллективом, который включает в себя представителей медицинских высших учебных заведений и людей, занимающихся научно-исследовательской работой. Коллектив способен заниматься разработкой современных стандартов для наблюдения беременности, а в некоторых случаях – для лечения.

Кто должен обращаться в перинатальный центр?

В перинатальный центр могут быть отправлены некоторые категории граждан:

  1. Семьи, которые вынужденно столкнулись с проблемами в зачатии малыша.
  2. Женщины, которые сталкиваются со сложным течением беременности.
  3. Женщины, обладающие выкидышами в анамнезе.
  4. Беременные женщины, у которых присутствует опасность для жизни плода или будущей мамы.
  5. Беременные, страдающие от серьезных патологических процессов.

Нужно отметить, что роды должны проводиться в перинатальном центре, если предполагается необходимость особенной помощи от медиков. При этом помощь может быть успешно предоставлена на уровне, который оказывается недоступным для большинства роддомов.

Кроме того, сотрудники перинатальных центров могут проводить роды, если женщины включены в высокую группу риска.

Как можно попасть в перинатальный центр?

Принимая во внимание серьезный недостаток центров широкого профиля и большое число людей, которые все-таки отдают предпочтение перинатальному центру, а не роддому, далеко не каждый гражданин может рассчитывать на бесплатное оказание услуг. В большинстве случаев комплекс услуг предоставляется только на платной основе. Однако стоимость может зашкаливать. Как поступить, если на учет в клинику необходимо встать бесплатно? Как можно использовать предоставляемый шанс?

  1. Вначале следует пройти телефонную консультацию.
  2. В большинстве случаев нужно предоставить направление, полученное в женской консультации. Основная задача – это полноценно объяснить причины, подтвердить определенный диагноз.
  3. Преимущество остается за женщинами, которые проживают в деревне или селе, потому что в подобных населенных пунктах изначально отсутствует возможность на полноценную медицинскую помощь.
  4. В действительности каждая женщина может самостоятельно выбрать нужный перинатальный центр. Однако проблема связана с отсутствием свободных мест, так как учреждение нельзя переполнять, основываясь на нормах. В противном случае может произойти эпидемиологическое распространение внутрибольничной инфекции.

Вне всяких сомнений, если удастся успешно обратиться в перинатальный центр и договориться о взаимодействии, можно перестраховаться и использовать все шансы для обретения полноценной семьи, которая непременно будет счастливой.

Что требуется для оформления в перинатальный центр?

В обязательном порядке нужно пройти оформление в перинатальный центр, обратившись в приемное отделение. Предполагается предоставление следующего пакета документов:

  1. Паспорт (первая страница и прописка в виде оригинала и копии).
  2. Медицинский полис.
  3. СНИЛС.
  4. Результаты анализов, все выписки консультаций, обменная медицинская карта.
  5. Родовой сертификат, который должен быть выполнен на основе установленного образца.

При оформлении в дородовое отделение необходимо взять с собой туалетные принадлежности, моющиеся тапочки, сменные вещи. Нужно отметить, что в этом заключается сходство с роддомами, где также предполагается обязательное наличие полного набора личных вещей.

Если же интересует родовое отделение, нужно взять питьевую воду в небольшой бутылочке и специальные послеродовые прокладки.

Выполнив соответствующие требования, можно успешно родить малыша, который сможет быть здоровым.

Перинатальный центр или роддом?

В большинстве случаев перинатальные центры развиваются в больших городах на основе последних тенденций. Более того, в таких учреждениях должны работать только высококвалифицированные кадры. Принимая во внимание подобные стандарты, можно рассчитывать только на положительные отклики.

По мере развития медицины государство стремилось взять такую важную область, как деторождение, под свой контроль. О том, как это происходило в дореволюционной России, и пойдёт речь в этой статье Ирины Мартыновой. Текст взят из её книги "Родиться по собственному желанию".

---
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века "врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд" (В.П.Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".

Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего:

- "днемъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были";
- "ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться";
- "къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ" и др.

29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

Первым профессором и преподавателем "бабичьего дела" в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну).

В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц. Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение - Родильный госпиталь - для бедных родильниц.

В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нем был учрежден первый повивальный госпиталь - для незамужних и неимущих родильниц (ныне - Родильный дом №6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

Научное становление акушерства и улучшение преподавания "бабичьего дела" в Петербурге произошло благодаря Н. М. Максимовичу-Амбодику (1744-1812), которого справедливо называют "отцом русского акушерства". В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н. М. Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле", по которому обучались многие поколения русских акушеров.

Н. М. Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: Эпиграфом к своему "Искусству повивания" он поставил выведенные жирным шрифтом слова: "Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами".

С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи - всего 200 лет тому назад дали им "дотронуться" до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан "Устав повивальным бабкам", по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно". В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение - Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). "Родильня" принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М. Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I Указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название "Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем". При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.

В 1806 году при Московском университете был открыт новый Повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское Медучилище №1 "Павловское"). В 1820 году число коек увеличилось до шести.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также "за долговременное рачительное исполнение обязанностей" они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".

На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась. Как уже отмечалось, согласно Уставу, "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно". В учебном пособии "Полное руководство к изучению Повивального Искусства" от 1886г., докотора П.И.Добрынина, доцента при "Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении" указано: "Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства".

С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц - родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году - уже 161 повивальная бабка. А в 1899 - 1900 учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 - в сельских местностях.

В XVIII веке начинают открываться родильные дома (Страсбург,1728; Берлин,1751; Москва,1761; Прага,1770; Петербург,1771; Париж,1797). Родовспомогательные заведения и родильные приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из недостаточных классов населения или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением - "родильной горячкой", т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой "горячки" были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII - первой половины XIX веков от 10 до 40 - 80%.

В XIX веке два крупных научных открытия - введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, - а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней, сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно (см. Заметки повитухи. Кесарево сечение.). Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

Оперативное акушерство (посредством хирургического вмешательства) в России также имело национальные особенности. Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней. Удалось избежать крайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативной венской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработать самостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использование физиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумное ограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого в интересах матери и ребенка. Отдельные операции (например, рассечение лона, или кесарево сечение) с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русских докторов-акушеров в силу калечащих результатов этих операций.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании 100-летия Императорского Клинического повивального института Вел. Кн. Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: "98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!", или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях - врача-акушера.

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжала работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до нее. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы - там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200"000. По сравнению с царской Россией произошло 30-кратное увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

Устав Повивальным Бабкам

1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытанна, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоде не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

7. Когда родится странный, и не обыкновенный урод, то бабка об оном немедленно и обстоятельно рапортовать должна по удобности места, или Медицинской Коллегии, или оной Коллегии Канторе.

8. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась не задолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

9. Повивальные Бабки должны иметь при себе Помощниц, но оных без себя к родам не допущать, пока не получать о своем искустве свидетельства.

10. Дабы Помощницы вящшее прилагали к повивальному делу рачение, должна бабка в подаваемом Профессору повивальной науки, или Акушеру, по прошествии каждаго месяца рапорт, показывать их имена, поведение и прилежность.

11.Бабка в ежемесячных рапортах обязана по присяжной должности показывать, при коликих числом родах была сама, или ее помощница, сколько, и какого полу родившияся, были ли из оных мертвые, и были ли трудные роды, требовавшие помощь Акушера.

12. Каждая ученица повивальнаго искуства, должна знать Грамоту; не быть моложе осмьнадцати, ниже старше тридцатя лет.

13. Как скоро ученица по отаменной способности в повивальной науке довольно успеет, и знание свое на испытаниях, и при действительных родах покажет, то, не взирая на кратковременность обучения, будет повивальною бабкою удостоена.

14. Бабкам позволяется в сходных данных им при обучении, выписывать для роженицы и новорожденному самые легкие лекарства, как то розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду, также потребное на припарки и для промывательных.

15. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

16. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

17. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрещения, и повинна о таковом беззаконном намеренни доносить куда следует.

18. Каждая Бабка, усердно и верно звание свое исполняющая, имеет ожидать от Государственной Медицинской Коллегии надлежащаго покровительства; с нерадивою же и предписания, в сем Уставе изображенные, престутившею, поступлено будет по строгости законов.

Из Государственной Медицинской Коллегии в Град Святаго Петра. Сентября 9 дня 1789 года.

ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.

Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь."

(Собственноручная подпись).

Какими бывают роддома в России и что в них осталось от советской медицины, почему врачи относятся к пациенткам как к «поломанному механизму» и насколько женщины в городах и селах готовы к родам?

Анастасия Новкунская, научная сотрудница программы «Гендерные исследования» Европейского университета, во время своего исследования разговаривала с роженицами, врачами и акушерами. Она рассказала «Бумаге» , как в России оказывают медицинскую помощь женщинам во время беременности и родов и с какими проблемами они сталкиваются в роддомах.

Анастасия Новкунская

Социолог, научная сотрудница программы
«Гендерные исследования» Европейского университета

Как устроены роддома в России и почему
не везде могут помочь женщинам со сложной беременностью

В течение последних 20–30 лет российская система родовспоможения (оказание медицинской помощи женщине во время беременности, родов и после них - прим. «Бумаги» ) постоянно реформируется. Есть довольно удачные структурные решения - например, администраторы больниц положительно оценивают систему маршрутизации, которая была введена в 2012 году. Эта система предполагает, что все родильные учреждения внутри региона делятся на три уровня.

Первый - это маленькие родильные отделения, где принимают не более 500 родов в год. Они находятся в 200–300 км от города, и там работает трое-пятеро акушеров-гинекологов и столько же акушерок.

Ко второму уровню относят роддома, которые оснащены реанимационными койками, большими бригадами специалистов и серьезным оборудованием. Таких роддомов два-четыре на регион. Учреждения третьего уровня - это перинатальные центры и институты акушерства и гинекологии. Они имеют дело со сложными родами.

Если у женщины беременность [протекает] с рисками, то ее доставят в госпиталь и обеспечат супертехнологическую помощь. На каком сроке женщину доставят на третий уровень - зависит от патологии. Порой информантки лежали [в госпитале] четыре месяца до родов и еще столько же - после.

Учреждения первого уровня не подготовлены для того, чтобы ассистировать в случае серьезной патологии. Такие случаи невозможно предусмотреть. Вы не можете, как только женщина забеременела, положить ее в перинатальный центр.

С 2006 года ввели систему родовых сертификатов, которая позволяет любой женщине, где бы она ни находилась, родить в том учреждении, где ей хочется. Родовые сертификаты - это эфемерная сумма денег, выделяемая ОМС на женщин. Роддомам интересно, чтобы как можно больше женщин рожало у них, потому что так они получат больше компенсаций от ОМС. Однако это не всегда работает - например, в федеральный центр можно попасть либо по квоте, либо по хозрасчету.

С 2015 года у нас одноканальное финансирование, то есть учреждение не может получить деньги от администрации города или района. Роддом получает столько денег, сколько принял пациенток. Поэтому маленькие отделения, которые принимают 200–300 родов в год, стали невыгодными. Больница не может позволить себе содержать пять штатных гинекологов, пять акушерок и поддерживать оборудование, получая за это в год совсем ничего.

Еще одна проблема: врачи, работающие на первом уровне, теряют квалификацию. До 2012 они могли принимать сложные роды. Сейчас же, когда женщина должна попасть в крутой перинатальный центр, но за день до этого у нее начинаются роды, она оказывается на этом первом уровне, где врачи не готовы с ней работать, потому что давно не принимали сложные роды. Кроме того, у них может просто не оказаться каких-то препаратов, которые не положены роддому из-за присвоенного уровня. Например, в госпитале может не быть легочного сурфактанта, который расправляет легкие и нужен, если ребенок родился преждевременно.

Есть регионы, в которых работали мои коллеги - например, Ямало-Ненецкий округ или места обитания кочевых племен. Там есть два-три госпиталя на регион, а маршрутизация реализуется на вертолетах. Проблема в том, что это кочевые племена, которые занимаются оленеводством. Это целый квест - подобрать беременную женщину, доставить в больницу. По закону санавиация в госпиталь оплачивается, а обратно - как хотите, где бы вы ни жили. Но понять, куда ушло твое племя, пока ты месяц лежала в госпитале, довольно сложно. Мне рассказали историю, как женщину приземлили на одну станцию, а потом она на собаках с новорожденным по снегам искала своих ребят.

Почему в России такие дорогие роды
и как они проходят в других странах

Наша система родовспоможения не чувствительна, потому что модель перенесена с западноевропейских стран. В Канаде такая система работает, но там по-другому налажено транспортное сообщение, [санитарная] авиация. Помимо того, у них на первом уровне работают только акушерки. В Голландии еще несколько лет назад 40 % родов происходили дома под руководством акушерки. Если у беременной нет никаких проблем, то акушерка принимает роды без врачей. Это просто дешевле.

У нас же по законодательству акушерка не может независимо вести практику, поэтому роды в России дорогостоящие. Даже если у вас беспроблемные роды, нужна вся бригада: врач-неонатолог, детская сестра, акушер-гинеколог, акушерка, - а также пять дней стационара, питание и прочее. В России всегда подразумевается, что может что-то пойти не так.

Мы можем предполагать, что [роды] - это естественный физиологический процесс, где не нужен врач. Это голландская система родовспоможения. Или мы можем описывать роды как проявление болезни, как что-то сильно отклоняющееся от нормы человеческого тела. В советской медицине существовала именно такая модель здравоохранения: когда пациент понимался как поломанный механизм и не так было важно знать, что он чувствует, переживает, комфортно ему или нет.

А может быть третий подход, который, с одной стороны, предполагает, что может что-то случится, а с другой - что человеку нужно обеспечить комфорт не только физический, но и психологический.

Анастасия Новкунская выступает на Science Slam «Бумаги» в июне. Фото: Александр Палаев

На микроуровне моего исследования я рассматривала опыт и переживания информантов. Если случается негативный опыт [родов], то включается механизм поиска виноватого. Очень сложно в такой ситуации сказать: «это моя вина» или «я сама довела ребенка до такого состояния, что он погиб во время беременности». Это почти невозможный нарратив, даже если по медицинским показаниям так и произошло.

Но для самой женщины сложно допустить эту мысль в таких обстоятельствах, и поэтому идет поиск виноватого. Под горячую руку попадают врачи, акушерки, неправильно выстроенное здравоохранение. Но когда мы говорим с медиками и профессионалами, они отвечают, что всё понимают. Понимают, почему пациентке важно сказать, что виноваты они.

Почему российские роддома придерживаются советского подхода и как врачи относятся к своим пациентам

Россия во многом наследует советский подход [к родовспоможению], советское здравоохранение. Это происходит, потому что сами здания остались теми же, а с ними - и технические возможности. Многие профессионалы работали еще в советском роддоме и продолжают воспроизводить советский подход, потому что они именно его считают верным. Это и про централизованную систему, и про отношение к пациенту. На всех уровнях воспроизводится советская модель.

В одной из своих статей я сравнивала родильные отделения ЦРБ (центральных районных больниц - прим. «Бумаги» ) - формально похожих учреждений. Но у врачей были кардинально противоположные взгляды на то, кто такой врач, как он должен взаимодействовать с пациентом, что такое роды, как их надо принимать, какая модель идеальная и так далее.

Одну модель я назвала «консервативная просоветская»: ее приверженцы утверждают, что в СССР была идеальная система здравоохранения, идеальное медицинское образование и что переучиваться смысла нет. Они немного старше тех, кто готов переучиваться. И они будут описывать отношение с пациенткой так: «она меня не слушает», «все рожали, и она родит», «чего там у вас особенного».

Специалисты с другим подходом смогли интегрировать новые знания в свою практику не потому, что пришел приказ сверху, а потому, что они сами захотели и сами научились. Мои коллеги и я наблюдаем, что в тех ситуациях, когда акушерке или акушеру-гинекологу удается проявить инициативу, система становится более гибкой, открытой и комфортной.

В каждом государственном роддоме есть хозрасчет. Надо скорее сравнивать платные услуги в разных роддомах, чем говорить о том, чем отличается частный роддом от нечастного. Деньги вам помогут обеспечить более комфортное пребывание: вы оплачиваете палату и внимание специалистов, которое не будет разделяться с другими.

Еще один момент, за который платят, хотя законодательно это бесплатно, - возможность привести партнера [на роды]. С 2012 года вы можете рожать не одна в любом роддоме по ОМС. Проблема в том, что устроенные по советской системе роддома и часто не перестроенные до сих пор, представляют из себя родзал с несколькими койками. И если вы рожаете одновременно с кем-то еще, то вполне очевидно, что другая роженица не захочет видеть вашего мужа рядом. Поэтому если вы не заплатили за отдельную палату, где будете рожать только вы и никто другой, то технически может оказаться так, что вашего мужа, маму или подругу не пустят. Поэтому часто оплачивают роды не потому, что хотят люксовую палату и врача рядом, а просто чтобы была гарантия того, что муж может с вами находиться.

Насколько женщины подготовлены к родам и почему подросткам становится сложнее попасть в консультацию

Женщины с высшим образованием более осведомлены о разных нюансах, больше готовятся к родам, читают, больше знают о сфере полового воспитания.

В сельской местности женщины, я бы сказала, готовятся в меньшей степени. Они просто живут в таких условиях, где это гораздо сложнее. У меня были информантки, которые живут в 270–300 км от Петербурга. Там нет школ подготовки женского материнства - ни в женских консультациях, ни частных. Женщина может только почитать интернет или журнальчик. А в женской консультации в Петербурге предложат разные курсы. У нас среда открытая и свободная.

Другой тренд связан с неоконсервативным ренессансом, большей роли церкви в культурной жизни России. Этот тренд довольно влиятельный. Наши информанты-врачи говорят о том, что 20 лет назад им было гораздо проще получить доступ к школам, приходя туда один раз в год, а сейчас доступ к школам затруднен.

У меня была информантка-акушерка, работавшая в подростковой молодежной консультации Адмиралтейского района. Она рассказывает, что за последние годы резко сократилось число приходящих школьников - во многом потому, что родители пишут отказы по религиозным соображениям. Если есть один–два ребенка, которым родители написали отказ, то и весь класс привести невозможно, а в частном порядке это сделать довольно сложно.

Подробная информация о внутреннем устройстве роддома, которая поможет будущим мамам чувствовать себя спокойнее и увереннее при передвижении из отделения в отделение.
Как известно: «Кто информирован, тот вооружен!» Чем больше будущая мама будет знать о том месте, где ей предстоит рожать, тем лучше она будет подготовлена к предстоящим родам и тем спокойнее и увереннее она сможет себя чувствовать.

Все родильные дома в нашей стране устроены по-разному в зависимости от того времени, когда они были построены, и их профиля работы, но, тем не менее, существует некое общее устройство для всех подобных медицинских учреждений. В родильном доме обычно имеются:

  • приемное отделение,
  • родильное отделение физиологическое,
  • обсервационное родильное отделение,
  • послеродовое отделение,
  • отделение патологии беременности,
  • отделение анестезиологии и реанимации,
  • детское отделение,
  • детская реанимация.

Приемное отделение

Сюда попадает любая пациентка, переступившая порог а. Здесь женщину в любое время дня и ночи встречает акушерка, которая выслушивает жалобы и вызывает врача. Доктор осматривает беременную, выслушивает сердцебиение ребенка и решает, в какое отделение она поступит.

Если начались или отошли , то пациентка поступит сразу в родильное отделение.

Если еще не настоящие (пока это только предвестники родов), женщину госпитализируют в отделение патологии беременности, а если она хочет ждать начала родов дома, ее могут отпустить после письменного отказа от госпитализации. Но при каких-либо проблемах - тенденции к перенашиванию беременности, слишком крупных или наоборот маленьких размерах плода, много- или маловодии, тазовом или косом , е, врач будет настаивать на том, чтобы пациентка осталась в е, где будет назначено лечение и за состоянием мамы и ребенка будет вестись наблюдение.

Акушерка приемного отделения возьмет документы поступающей пациентки. На при себе надо иметь обменную карту, страховой полис ОМС и паспорт. Акушерка осматривает кожные покровы пациентки (не должно быть гнойничков, расчесов), ногти, измеряет температуру тела, рост и вес беременной, также окружность а и высоту стояния дна матки. В приемном отделении обращают внимание на наличие кашля, а и других признаков инфекции, и в зависимости от этого решают, в каком отделении будет рожать женщина: физиологическом или обсервационном. Для решения этого же вопроса акушерка внимательно изучает обменную карту, проверяя наличие всех анализов и их результаты. Дальше проводится санитарная обработка: если беременная поступает на , ей делают клизму и бреют надлобковую область (по понятным причинам, лучше сделать это дома).

Родильное отделение

Это, наверное, главное место в е, ведь здесь появляются на свет малыши. Оно состоит из предродовых и родильного зала. Предродовая может быть рассчитана на 2-6 рожениц. В родильном зале, как правило, 2-3 родильных кресла. (В ах с боксированной системой нет такого разделения: беременная находится в отдельном боксе во время схваток и там же рожает ребенка.)

В родильном отделении врач беседует с пациенткой и осматривает ее. Акушерка постоянно находится с роженицами, а врач, если все идет хорошо, заходит периодически, так как в это же время поступают пациентки в другие отделения а, идут экстренные операции и т. п. Во время сваток роженица может ходить, ей объясняют, как нужно правильно дышать, если очень болезненны, проводят анестезию. Во время родов проводится кардиотокография - наблюдение за сердцебиением ребенка, силой и частотой схваток, в этот момент роженица должна лежать.

В конце первого периода родов пациентке помогут перейти в родильный зал. В это время с ней находится врач, акушерка и неонатолог. После рождения ребенка его показывают маме, выкладывают на , где он лежит, пока пульсирует пуповина. После этого ее пересекают, и ребенка осматривает неонатолог, ставит оценку по шкале Апгар. Пока ребенка обрабатывают, происходит рождение последа и осмотр родовых путей, зашивание разрывов.

Маме на кладут грелку со льдом, укрывают ее одеялом, учат прикладывать ребенка к груди. Здесь она вместе с ребенком проводит 2 часа после родов под наблюдением медицинского персонала. Через 2 часа вместе с малышом маму перевозят на каталке в послеродовую палату.

Если вы рожаете по контракту, то вам предоставят отдельную предродовую, в которой вы с мужем (по желанию) проведете все и два часа после них. Обычно здесь есть все необходимое для семейной пары: кровать, которая потом трансформируется в родильное кресло, кресло для мужа, большая ванная, фитбол, столик, чашки, чайник, магнитофон и т. п. На контрактные приедет акушер-гинеколог, с которым вы заключили договор.

Обсервационное отделение

Сюда поступают на пациентки с ОРЗ, различными воспалительными заболеваниями (например, почек), кольпитами (например, молочница), грибковыми поражениями ногтей, а также носители вируса гепатита В и С, пациентки с «положительным» RW, необследованные и недообследованные (если не хватает результатов анализов в обменной карте).

Женщина может попасть сюда и из физиологического послеродового отделения, если возникнут инфекционные осложнения после родов, такие как эндометрит, мастит, расхождение швов, ОРЗ и др.

Структура этого отделения такая же, как и обычного родильного. Здесь есть предродовые, родильные залы и послеродовые палаты.

Послеродовое отделение

В зависимости от выбранного а возможно совместное или раздельное пребывание с ребенком (когда его приносят по расписанию только на кормления). При совместном пребывании в палате «мать и дитя» новорожденный постоянно находится вместе с мамой, что безусловно помогает наладить грудное вскармливание, мама учится ухаживать за малышом (купать, одевать, обрабатывать пупочную ранку).

Такие палаты обычно рассчитаны на 3-4-х мам с детьми, в них стоят взрослые и детские кровати, тумбочки и пеленальный стол, есть раковина и все необходимое для обработки кожи малыша.

Если вы рожали по контракту, то послеродовая палата рассчитана на 1-2-х человек, возможно постоянное пребывание папы в семейной палате. В платных палатах дополнительно есть стол, посуда, микроволновая печь, а также душ и туалет. Еду вам будут привозить в палату, остальные родильницы кушают в специальном буфете. В послеродовом отделении врачи проводят наблюдение за состоянием мамы и малыша, акушер-гинеколог и неонатолог ежедневно совершают обходы и осмотры, берут анализы. Акушерка выполняет назначения врача, помогает наладить грудное вскармливание, расцедить грудь. Перед выпиской, как правило, женщине делают . После естественных родов выписывают на 4-5 сутки, если нет никаких проблем.

Отделение патологии

В отделении патологии беременности, как следует из названия, находятся пациентки с разными сроками беременности, у которых возникли проблемы, требующие стационарного лечения: угроза преждевременных родов, фетоплацентарная недостаточность, обострение а (воспалительное заболевание почек) и многие другие. Также здесь находятся пациентки, которые готовятся к родам и плановому кесареву сечению.

Отделение анестезиологии и реанимации

В любом е есть несколько операционных и палата интенсивной терапии (ПИТ), куда переводят пациенток после операции кесарева сечения. Также в ПИТе наблюдаются и готовятся к родоразрешению пациентки, поступившие в в тяжелом состоянии, например с тяжелым ом (высокие цифры АД, белок в моче). К ведению таких больных присоединяется анестезиолог. Он также проводит обезболивание во время родов и операций, наблюдает пациенток первые сутки после операции и, если все идет хорошо, переводит их в послеродовое отделение.

Детское отделение

Представлено детскими палатами. Сейчас, когда многие родильные дома переходят к системе совместного пребывания с ребенком, в детских палатах находятся дети только в первую ночь после родов, если мама устала и не может самостоятельно ухаживать за малышом. Дети, рожденные путем кесарева сечения также в первые сутки находятся под наблюдением, пока мама лежит в ПИТе.

Детская реанимация

Есть во многих, но не во всех ах. Это отделение специально оборудовано для выхаживания недоношенных, детей после сложных родов или с различными патологиями. Новорожденные из реанимации могут через несколько дней быть переведены в обычное детское отделение, если все хорошо; если проблемы остаются или малыш глубоко недоношенный, то после стабилизации состояния его переводят в детскую больницу.

Справочная

Здесь можно получить информацию о состоянии родильницы, узнать, кто родился, и передать необходимые вещи и продукты для мамы и малыша.

Выписная комната

Это последнее место, которое вы посетите в е. Здесь помогут переодеть малыша, завернуть в красивый «конверт», у мамы будет возможность переодеться и сделать макияж. Часто в выписной предлагает свои услуги профессиональный фотограф.

Статья из журнала "Кроха и я"

Первые родильные дома появились в Древнем Египте и Риме при рабовладельческом строе. Организовали их для беременных рабынь.
Родившая ребёнка рабыня от 5 до 9 дней находилась с младенцем, потом вновь приступала к работе, приходя к ребёнку для кормления и на ночь.
Так длилось до 6 или 12 месяцев. В разных местах по-разному, в зависимости от того, как относились рабовладельцы к своим рабам. После отлучения матери от своего ребёнка им занимались сначала специально обученные рабыни-няньки, позднее, когда ребёнок подрастал, он переходил на воспитание другим рабам, в зависимости от определённого повелителем ребёнку предназначения.
Например, мальчиков отдавали специалистам, которые готовили из них воинов. Эти воины, не знающие своих родителей, прошедшие специальную физическую подготовку и психологическую обработку, были наиболее преданными своему рабовладельцу. Им ваушали с детства, что он для них и мать, и отец, в общем, Бог. У них даже религия для такого внушения специально разрабатывалась.

И как похожа, казалось бы, древняя ситуация на сегодняшнюю действительность. Роддом — ясли — сад — школа — институт — раб подготовлен. А так как повелитель невидим, раб считает себя свободным и, следовательно, не будет бунтовать.
Знатные люди Древнего Рима, Египта, да и средний класс, даже в кошмарном сне не могли представить рождение собственного ребёнка вне дома.
Домой они приглашали сначала женщин-повитух, позже врачей, предсказателей.

В России первые избы для рожениц предназначались гулящим бабам-проституткам. Иногда эта категория женщин шла рожать в цыганский табор, где и оставляла своих нежелательных детей на воспитание. Цыгане их принимали.
Вообще РОДИЛЬНЫЙ ДОМ — НОНСЕНС. Он является яркой иллюстрацией потери способности у женщин родового инстинкта и потери современным человеком знаний не только первоистоков, но и элементарной культуры чувств. Потеря чувства истинной любви к женщине и своему ребёнку, как к части себя и своего продолжения.

Рождённый в роддоме ребёнок не может быть только вашим. Он ещё чей-то. Процесс рождения включает в себя зачатие, вынашивание и появление младенца на свет. И последнее не менее значимо, чем всё другое. Если вы отдаёте его в чужие руки, в общем-то безразличные по отношению к вам и вашему ребёнку, то вы имеете неполное отношение к рождению своего чада. В итоге не возникнут у вас к нему отцовские чувства в полном объёме, а он почувствует это, впоследствии отплатит вам отсутствием сильных сыновних или дочерних чувств.
Да и любовь не будет полноценной; такие дети любить не смогут не только своих родителей, но и жизнь.