Периоды внутриутробного развития человека

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы. Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции). Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала). Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи. К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой. Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам. К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (!!!) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование. Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм. К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов. Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны. Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс». Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь. В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом. И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен. Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций. В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие .

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу. Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% - правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый .

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.
Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S . Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168
Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

Беременность – физиологический процесс, при котором в матке развивается оплодотворенная яйцеклетка, называемая сначала эмбрионом, а позднее – плодом. Длительность беременности – около 9 астрономических или 10 акушерских месяцев. Традиционно развитие беременности рассматривается по триместрам. Однако знание того, как происходит развитие эмбриона по неделям, также представляет интерес.

Эмбрион или плод?

В медицинской науке часто можно встретить два понятия, относящиеся к периоду вынашивания ребенка, – «эмбрион» и «плод». Какая разница между ними?

Внутриутробное развитие плода принято условно делить на два этапа:

  1. Эмбриональный – длится первых восемь недель. В это время зародыша, который развивается в матке, называют эмбрионом.
  2. Фетальный (от 9 нед. и до момента родов). На этой стадии в лоне матери пребывает плод.

Как будет развиваться ребенок, его внутренние органы, системы, в различные периоды внутриутробного развития плода определяется тем генетическим кодом, который был передан половыми клетками матери и отца.

1-10 недели

1 неделя

Говоря о первой неделе беременности, следует четко понимать, что именно берется за точку отсчета. Если говорить об акушерских неделях (независимо от того, многоплодная беременность или нет), то принимается во внимание первый день последней менструации того цикла, когда женщина имела незащищенный половой акт и, соответственно, произошло зачатие.

Иногда учитывается момент, когда произошел контакт без использования контрацептивов. Посчитав по дням, получают третью акушерскую неделю. Если взять во внимание дату начала задержки менструации, получают пятую. В гинекологии, разбирая внутриутробное развитие плода по неделям, чаще ориентируются на акушерские сроки.

Первые несколько дней, даже если это многоплодная беременность, не характеризуются никакими четкими признаками. Это время – начало менструального цикла. Уровень ХГЧ (хорионический гонадотропин человека) в пределах нормы (5 МЕ/мл для небеременных).

Колебания ХГЧ на первом этапе – это свидетельство:

  • перенесенного аборта или выкидыша;
  • приема гормональных препаратов.

2 неделя

Это время знаменуется тем, что в матке или маточной трубе продолжается вызревание зиготы, которая при благополучном стечении обстоятельств станет развивающейся беременностью.

К концу этого периода наступает время, когда после зачатия яйцеклетка прикрепляется к стенке матки.

Об этом могут говорить выделения, по консистенции схожие с яичным белком и даже кровянистые. Небольшие выделения крови – относительное свидетельство о прикреплении к стенке матки яйцеклетки, появлении зародыша. Обильные выделения в этот период беременности не являются нормой.

3 неделя

Именно в это время можно утверждать, что произошло зачатие. Плод крайне мал, его размер 0,15-0,2 мм в длину, а вес – всего 2-3 мкг. Если оплодотворение не произошло, у женщины может начаться менструация на несколько дней раньше. При ведении специального календаря легко заметить небольшое смещение.

Если беременность планировалась, значительные кровянистые выделения могут говорить об угрозе выкидыша.

4 неделя

Зародыш развивается настолько активно, что женщина может начать ощущать первые признаки своего изменившегося статуса, особенно если беременность многоплодная. Отмечается набухание молочных желез, соски приобретают чувствительность. Менструация задерживается, иногда наблюдаются скудные кровянистые выделения.

На это время приходится повышенный риск аномалии развития плода из-за чрезмерной физической нагрузки, инфекционного заболевания, сопровождающегося высокой температурой, злоупотребления алкогольными напитками.

Уровень ХГЧ повышается только в крови. На УЗИ можно заметить желтое тело, которое обеспечивает питание зародыша до того, как плацента начнет полностью функционировать, а еще участвует в выработке прогестерона – так называемого гормона беременности.

Размер зародыша увеличивается. В длину он уже 5 мм.

Плод весит 3,5 г, а длина – от 4 до 7 мм. У него начинают формироваться зачатки конечностей, пальцев, глаз, ушных раковин, щелей для носа и рта, некоторые железы и системы. Изменяется размер матки.

Специалист по УЗИ в это время может сказать, развивается ли у женщины многоплодная беременность или же у нее родится один ребенок. Во время обследования устанавливается диаметр плодного пузыря, а также копчико-теменной размер, «рост» плода. Последняя цифра будет фигурировать в результатах весь первый триместр.

Изменения в организме становятся более ощутимыми. Некоторые женщины отмечают у себя незначительное повышение температуры тела до субфебрильных отметок. Однако если состояние начинает подпадать под описание простуды, следует немедленно обратиться к врачу.

6 неделя

У женщины начинают проявляться признаки будущего материнства. Матка достигает размера сливы – опытный гинеколог способен прощупать ее во время осмотра. При условии многоплодной беременности УЗИ покажет два плодных и желточных мешка. А еще обследование позволит увидеть небольшие бугорки – здесь со временем появятся верхние, нижние конечности, также на специальном аппарате можно услышать сердцебиение. Постепенно вырисовываются черты лица. Зародыш достигает в длину 4-9 мм, его вес – не больше 4,5 г.

7 неделя

Сердце плода становится четырехкамерным, формируются большие кровеносные сосуды. Первый триместр знаменуется продолжением развития всех внутренних органов и систем. Вес – 1 г, копчико-теменной размер составляет 13 мм. Будущий ребенок постепенно начинает распрямляться. Стремительно развивается головной мозг.

Совершенствуется лицо, верхние конечности. Пуповина завершает свое формирование, образуется слизистая пробка.

Размер плода значительно увеличивается – в длину 14-20 мм, он начинает двигаться. Лицо к середине первого триместра приобретает все больше человеческих черт. Закладка органов и систем завершена, некоторые из них активно функционируют. Зарождается зрительный нерв, появляются зачатки половых органов.

9 неделя

Копчико-теменной размер будущего ребенка достигает 22-30 мм, вес – 2 г. Происходит активное формирование мозжечка, гипофиза, среднего слоя надпочечников, лимфатических узлов, половых органов. Совершенствуется работа сердечной и нервной систем. Верхние и нижние конечности начинают двигаться, сгибаться, появляются мышцы. У зародыша появляется способность к мочеиспусканию.

Для плода заканчивается критический первый этап развития. Вес достигает 5 г, а рост – 30-40 мм. Частота сердцебиения достигает 150 ударов за минуту. Конечности полностью сформированы, можно рассмотреть суставы и пальцы. Закладывается основа молочных зубов, что обязывает маму вести пищевой календарь и отмечать в нем потребление молочных продуктов. Большинство органов ЖКТ уже закончили формирование.

11-20 недели

11 неделя

Критический этап развития фактически закончен. Вес плода достигает 8 г, «рост» – 5 см. С этого момента эмбрион переходит в стадию плода. Сердце работает полноценно, завершается формирование кровеносных сосудов. Плацента становится плотной. Печень занимает 10% тела. Кишечник совершает первые движения, подобные перистальтике.

Все больше оформляются половые органы. Определяется цвет глаз, появляется обоняние. Ладони и пальцы приобретают чувствительность.

12 неделя

Критические моменты для развития плода больше зависят от здоровья и образа жизни мамы. Длина тела колеблется в пределах 6-9 см. Будущий ребенок уже имеет пальцы, образовываются ногти. Органы ЖКТ заканчивают формирование. Совершенствуется иммунная система.

Первый триместр заканчивается, критический цикл завершен. Полностью заложены молочные зубы, продолжает оформляться мышечная, костная ткань, развивается пищеварительная система. Дифференцируются половые органы. «Рост» ребенка достигает 8 см, вес – 15-25 г.

14 неделя

Малыш активно растет и развивается. Его вес равен 30-40 г, а рост – от 8 до 10 см. Схожесть с человеком все больше. При условии многоплодной беременности будущая мама может почувствовать движения детей, которые становятся все активнее. Костный скелет наращивается, формируются ребра. Движения диафрагмы напоминают дыхательные. Все органы, системы полностью сформированы. У ребенка есть резус-фактор и группа крови.

Начиная с 15 недели, у ребенка начинает формироваться кора головного мозга. Процесс займет большую часть второго триместра. Активизируется эндокринная система, сальные, потовые железы.

Полностью сформированы вкусовые рецепторы, совершенствуются дыхательные движения. Вес ребенка достигает 70 г, от копчика до темени он уже целых 10 см. Но даже при условии многоплодной беременности это не мешает свободным движениям.

16 неделя

К первой половине второго триместра малыш уже 11 см ростом, а весом – 120 г. Шея заняла ровное положение, голова свободно вращается. Уши и глаза постепенно поднимаются вверх. Печень перебирает на себя пищеварительные функции. Календарь развития становится насыщеннее. Состав крови полностью сформирован.

Включается иммунная система, продуцируется интерферон, иммуноглобулин. Малыш способен защищаться от инфекций, поступающих от мамы. Но все они продолжают быть критическими для маленького организма. У плода появляется жировая прослойка. Если растет девочка, к середине второго триместра у нее появляется матка. Рост человека – 13 см, вес – 140 г. Он способен слышать звуки извне, ощущать эмоции. С точки зрения эмоционально-психического развития 17 неделя критическая – устанавливать контакт крайне важно.

Второй триместр приближается к середине. Полностью сформированы верхние и нижние конечности плода, фаланги пальцев, отпечатки на них. Жировая ткань, иммунная система и головной мозг на 18 неделе продолжают активно развиваться. Формируются зачатки коренных зубов.

Появляется реакция на свет, усиливается слух. В календарь следует обязательно внести дату появления первых движений, их частоту. Рост плода 14 см, вес – 200 г.

Наблюдается большой скачок в развитии. Движения становятся более упорядоченными. Дыхательная система совершенствуется. Тело покрывается первородной смазкой. К 19 неделе голова свободно вращается, удерживается в одном положении. Вес достигает 250 г, а рост – 15 см.

20 неделя

Ребенок уже полностью сформирован, его органы совершенствуются. К 20 неделе сердцебиение может быть расслышано обыкновенным стетоскопом. Конечности полностью сформированы. Ощущения звуков становятся более острыми. Длина составляет 25 см, а вес – около 340 г. Движения более ощутимы для мамы.

21-30 недели

К 21 неделе малыш прибавляет в росте – 26,7 см и в весе – 360 г. Но места для активных движений хватает. Пищеварительная система работает активнее, плод постоянно заглатывает амниотическую жидкость. Укрепляются мышечная и костная ткани. В работу организма включается селезенка.

22 неделя

Период отмечается значительной прибавкой в весе – до 500 г. Изменяется и рост – целых 28 см. Плод на этих сроках является жизнеспособным даже в случае предварительного появления на свет. Мозг и позвоночник полностью сформированы. Совершенствуются рефлексы. Сердце увеличивается в размерах.

23 неделя

Плод к 23 неделе достаточно сформирован, пищеварительная система полностью функционирует. Накапливается жировая ткань. Половые органы четко дифференцируются.

Рост малыша достигает 29 см, а вес – 500 г. Селезенка становится активнее.

Внешне плод уже похож на ребенка. Из-за небольшого количества жировой ткани вес составляет всего 600 г при росте 30 см. К 24 неделе начинается самостоятельная выработка гормона роста.

Дыхательная система переходит к завершающей стадии развития. Совершенствуются рефлексы, органы чувств. Вырабатывается режим сна и бодрствования. Малыш начинает прислушиваться к эмоциям матери. Шевеления становятся чувствительными.

Плод поправился до 700 г и вырос до отметки 34,5 см. Повышается сходство с новорожденным.

Легкие готовятся к первому самостоятельному вдоху. Функция кроветворения полностью перебирается костным мозгом.

Обоняние сильно развито, ребенок ощущает перепады настроения матери. Костный скелет активно обрастает мышцами. Появляются яички и влагалище.

Плод приобретает индивидуальность. Глаза начинают открываться. Ребенок способен узнавать голос матери и отца. Укрепляется костная ткань. Легкие окончательно приобретают форму. Мозг вырабатывает различные гормоны. Весит малыш 750 г, в длину он целых 36,5 см. Спит 16-20 часов. Движения могут быть замечены окружающими.

27 неделя

900 г веса имеет плод к 27 неделе. Рост становится более активным. Эндокринная система также переходит в новую фазу деятельности. Стабильность работы поджелудочной ребенка определяет развитие обменных процессов, умственных способностей. Выработка сурфактанта – вещества, обеспечивающего раскрытие легких после рождения, – стабилизируется.

Увеличивается количество подкожного жира. Тренировки малыша мама ощущает еще сильнее.

Костная ткань продолжает укрепляться. Появляются альвеолы. Весить будущий человечек может 1 кг и больше. Достигнув в росте отметки 38,5 см, малыш начинает ощущать нехватку свободного места в полости матки, хотя это никак не отражается на его активности.

29 неделя

Организм малыша постепенно готовится к предстоящему появлению на свет. Налажена теплорегуляция, работа иммунной системы. Стабилизирован состав крови. Пищеварительная система полностью готова к перевариванию пищи. Взгляд начинает фокусироваться. Кожа постепенно светлеет, лишается складок. Подкожный жир нарастает, укрепляется мышечная ткань.

30 неделя

Вес ребенка достигает 1500 г. Постепенно нервная система «включается». Печень накапливает железо. Работа сердца приобретает половую дифференциацию – у мальчиков оно бьется спокойнее, чем у девочек. Как правило, к этому времени плод занимает положение, из которого он родится. Движения становятся более спокойными. Глаза открыты.

31-40 недели

Весить ребенок может уже больше 1,5 кг. Печень приобретает способность очищать кровь.

Выработка сурфактанта продолжается. Налаживается связь между периферическими нервными клетками и головным мозгом. Дотронувшись до роговицы, малыш обязательно зажмурится. Календарь внутриутробного развития постепенно завершается.

32 неделя

Фаза активного роста продолжается. Органы, системы полноценно работают. Кожа и внешность приобретают знакомый облик. Постепенно исчезает лануго – первородный пушок.

Малыш окончательно занимает положение для родов. Череп остается мягким.

На это время вес достигает 2000 г. Продолжают наращиваться мышцы и подкожный жир. Части тела становятся более пропорциональными, многие системы тела работают полноценно. Ребенок способен выражать эмоции. Почки подготавливаются к своей главной функции – фильтрации.

34 неделя

Развитие плода подходит к концу. Индивидуальные черты становятся все явнее. Тренировки желудочно-кишечного тракта проходят активнее.

К этим дням органы практически не развиваются. Активность наблюдается в плане наращивания мышечной и жировой ткани. Еженедельно малыш набирает до 220 г. Кожный покров лишается лануго, полностью разглаживается. Плечи округляются.

Организм продолжает совершенствоваться. В печени продолжает накапливаться железо, отлаживаются жизненно важные системы. Ребенок активно сосет палец, подготавливаясь к предстоящему сосанию груди. Большая часть детей занимает , то есть головкой вниз.

37 неделя

Плод полностью сформировался. Желудочно-кишечный тракт готов к приему, перевариванию пищи, активизируется перистальтика. Налажены теплообменные процессы. Легкие созревшие. В печени накапливается железо. Рост и вес увеличиваются еженедельно.

Ребенок готов к появлению на свет. У детей мужского пола яички опускаются в мошонку. Кожа приобретает розовый оттенок.

Плод полностью сформирован, его органы и системы готовы к самостоятельному функционированию. Развита реакция на звуки, свет. Первородной смазки на поверхности кожи нет.

40 неделя

Рост малыша составляет примерно 54 см, вес – от 3 до 3,5 кг. Формирование полностью завершено.

Знания о том, как развивается ребенок на каждом этапе периода вынашивания, позволит маме лучшим образом реагировать на происходящие в ее организме изменения. Для наблюдающего гинеколога это также имеет большее значение – он сможет вовремя отреагировать на патологические отклонения.

Внутриутробное развитие ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие зародыша внутри матки. Различают зародышевый период внутриутробного развития, во время которого зародыш прикрепляется к стенке матки, и формируются зародышевые оболочки, и плодный период внутриутробного развития – начинающийся после развития плаценты.


Общая эмбриология: Терминологический словарь - Ставрополь . О.В. Дилекова, Т.И. Лапина . 2010 .

Смотреть что такое "внутриутробное развитие" в других словарях:

    развитие пренатальное - внутриутробное развитие плода, кое затрагивает и развитие психическое. В это время развиваются чувствительность болевая, температурная и сенсорная (в частности, звуковая), а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика… …

    ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - (англ. prenatal development) развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем. Так, кожная чувствительность … Большая психологическая энциклопедия

    Пренатальное Развитие - внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности … Психологический словарь

    Эмбриогенез - Внутриутробное развитие эмбриона … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Беременность - I Беременность Беременность (graviditas) физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный к внеутробному существованию. Возможно одновременное развитие двух и более … Медицинская энциклопедия

    перинатальный период - (от пери... и лат. natalis относящийся к рождению), охватывает внутриутробное развитие плода начиная с 28 недели беременности, период родов и первые 7 суток жизни ребёнка. * * * ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (от пери... (см. ПЕРИ...… … Энциклопедический словарь

    Женские половые органы - Яичник (ovarium) (рис. 175, 186, 187) представляет собой парный орган, располагающийся по обеим сторонам от матки. Масса яичника составляет 5 8 г, длина колеблется от 2,5 до 5 см. В яичнике происходит образование и созревание женских половых… … Атлас анатомии человека

    Ксифофорусы - Лироплавничный двухмечевой меченосец Геллера. Лироплавничный двухмечевой меченосец Геллера. Ксифофорусы (), род рыб семейства; широко распространённые объекты аквариумного рыбоводства (., некоторые виды с 1957). В природе обитают в пресных… … Энциклопедия «Животные в доме»

    ПЛОД - ПЛОД. Содержание: Длина, вес и развитие П.............. 465 Химический состав П. ............... 469 Физиология П. .................... 470 Перенашивание П........ ........... 475 Радиография П................... 481 Заболевания П … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • В ожидании малыша. Питание, визиты к специалистам, физические упражнения, режим дня, внутриутробное развитие малыша, подготовка к родам. Обновленное и дополненное издание , Сирс У., Сирс М., Хьюи Л., Снелл Дж.. Девять месяцев беременности - самое счастливое и ответственное время для каждой женщины. Пройти этот непростой период, от которого зависит ваше здоровье и здоровьебудущего малыша, помогут вам…

АлвоГений - это 200 мг одного из основных компонентов Омега-3 - Докозагексаеновой кислоты (ДГК). Препарат выпускается в удобных, мягких капсулах и подходит в качестве источника витаминов для беременных и кормящих женщин. Уникальная, растительная ДГК, без возможных загрязнений Мирового океана. Способствует здоровому развитию головного мозга у плода, укрепляет здоровье матери во время беременности и компенсирует недостаток витаминов в период лактации. 1

ДГК (ОМЕГА 3) - ВИТАМИНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА

Существует много типов Омега-3 жирных кислот и витаминов на их основе.

Какие именно витамины следует принимать?

Для развития головного мозга и для здоровья - ответ очень прост: особое внимание надо уделить приему именно ДГК и витаминам для беременных и кормящих мам, которые выпускаются на их основе. И это - АлвоГений. То, что нужно именно Вам и Вашему малышу.

Омега-3 - витамины для красоты и здоровья

Что является источником ДГК и полиненасыщенных жирных кислот, которые дают энергию для полноценной жизни? Конечно, это Омега-3. В организме человека это вещество не синтезируется, а потому каждый, кто заботится о своём здоровье, должен употреблять в пищу продукты, богатые Омега-3.

Этот компонент особенно важен для будущих матерей и для кормящих женщин, так как в этот непростой период они должны обеспечивать полезными веществами не только себя, но и своего малыша.

Витамины для кормящих мам

Все органы и системы новорождённого очень быстро развиваются, для этого им нужен полноценный «строительный материал». А он в достаточном количестве содержится в комплексе Омега-3. Малышу ещё рано пить витамины, но если мама будет употреблять полезные вещества в нужном количестве, то детский организм получит всё необходимое в полном объёме.

Омега-3 незаменим для:

  • Развития мозговых клеточных мембран;
  • Укрепления иммунной системы;
  • Развития памяти и внимания.

Хотите видеть своих детей здоровыми и счастливыми? Не забывайте принимать витамины при лактации!

1 Innis, S. (2005). Essential fatty acid transfer and fetal development. Placenta, S70-S75.
2 Jensen, C. V. (2010). Effects of early maternal docosahexaenoic acid intake on neuropsychological status and visual acuity. The Journal of Pediatrics, 157, 900-905.
3 Smuts, C. H. (2003, March). A randomized trial of docosahexaenoic acid supplementation during the third trimester of pregnancy. Obstetrics & Gynecology, 101(3), 469-479.
4 Brenna, J. L. (2009). Background paper on fat and fatty acid requirements during pregnancy and lactation. Annals of Nutrition & Metabolism, 55, 97-122.
5 Simopoulos, A. (2002). The importance of the ratio of omega6-omega3 essential fatty acids. Biomedicine and pharmacotherapy, 56, 365-379.
6 Simopoulos, A. (2006). Evolutionary aspects of diet, the omega 6- omega3 ratio and genetic variation- nutritional implications for chronic diseases. Biomedicine & Pharmacotherapy, 60, 502-507.
7 Innis, S. (2007). Dietary (n-3) fatty acids and brain development. The Journal of Nutrition, 855-859.
8 Hughes, T. B. (2005). New paradigms for supporting the resilience of marine ecosystems. Trends in ecology and evolution, 380-386.
9 Ramón, R. B. (2009). Fish consumption during pregnancy, prenatal mercury exposure, and anthropometric measures at birth in a prospective mother-infant cohort study in Spain. The American Journal of Clinical Nutrition, 90, 1047-1055.
10 Arterburn, L. H. (2006). Distribution, interconversion, and dose-response of n-3 fatty acids in humans. Am J Clin Nutr, 1467S-1476S

11 Jacobson, J. J.-E. (2008). Beneficial effects of a polyunsaturated fatty acid on infant development: Evidence from the Inuit of Arctic Quebec. J Pediatr, 152, 356-64.
12 Forsyth, J. W. (2003). Long chain polyunsaturated fatty acid supplementation in infant formula and blood pressure in later childhood: follow up of a randomised controlled trial. BMJ, 326, 953-955.
13 Bossart, G. (2006). Marine mammals as sentinel species for oceans and human health. Oceanography, 19(2), 134-137.
14 Charuku, S. M.-D.-K. (2003). Higher maternal plasma docosahexaenoic acid during pregnancy is associcated with more mature neonatal sleep-state patterning. Am J Clin Nutr, 608-613.
15 Hanson, L. K. (2002). The role of breastfeeding in prevention of neonatal infection. Semin Neonatol, 275-281.
16 Wagner, C. G. (2008). Prevention of rickets and vitamin D deficiency in infants, children and adolescents. Pediatrics, 1142-1152.
17 Prayer, D. K. (2005). MRI of normal fetal brain development. European Journal of radiology, 199-216.
18 Paolicelli, R. C. (2011). Synaptic pruning by microglia is necessary for normal brain development. Science, 1456-1458.
19 Hepper, P. S. (1994). Development of fetal hearing. Archives of disease in childhood., 71, F81-F87.
20 Hoffman, D. T. (2004). Maturation of visual acuity is accelerated in breast-fed term infants fed baby food containing DHA-enriched egg yolk. The Journal of Nutrition, 134(9), 2307-2313.

Клетки, из которых формируются сперматозоиды, закладываются у эмбриона еще в утробе матери и проходят длительный путь развития до созревания.

  1. Проэмбриональный период - гаметогенез (процесс созревания половых клеток, или гамет, плюс первые 20 дней развития) - 1-4-я неделя беременности.
  2. Эмбриональный период , или период раннего органогенеза (закладки органов) - 21-60-й день развития - 5-12-я (включительно) неделя беременности.
  3. Плодный период , или фетальный (с 60-го дня развития до конца беременности) - 13-40-я неделя беременности.

Срок беременности рассчитывается не со дня зачатия (иногда он известен с точностью до дня), а в соответствии с принятым в акушерстве расчетным сроком: к первому дню последней менструации прибавляются 2 недели.

Начало всех начал - яйцеклетка и сперматозоид. Другое их название - половые клетки, или гаметы (греч. gametes - супруг). Последнее название, на мой взгляд, точнее, ведь по сути это две половинки новой жизни.


В яйцеклетке распределяются различные белки, информационные РНК и другие молекулы, что в большой степени и определяет, каким будет начало образования эмбриона. Количество яйцеклеток известно уже при рождении девочки. Обычно их около 400.

С наступлением полового созревания в течение каждого менструального цикла в одном яичнике созревает одна яйцеклетка. После выхода яйцеклетки из яичника в фаллопиеву трубу для поиска сперматозоида на месте ее нахождения образуется так называемое желтое тело, которое вырабатывает гормоны, подготавливающие матку к приему будущего ребенка. Гормоны желтого тела способствуют нормальному протеканию беременности в первом триместре.

Сперматозоиды образуются и созревают в семенниках на протяжении всей жизни из зачаточных клеток-предшественников. Процесс их созревания длится в среднем 74 дня. Поэтому процесс сперматогенеза (образования сперматозоидов) может быть нарушен в результате травмы или воспалительного процесса. Количество клеток-предшественников не сосчитать.

Яйцеклетка намного больше сперматозоида.

Размер сперматозоида - 50-60 мкм., яйцеклетки - 0,1 мм.. Семенная жидкость, попадающая во влагалище, обычно содержит от 60 до 150 миллионов сперматозоидов. Скорость их движения - 2-3 мм. в минуту.

Пример из жизни

Прожив длительное время с первым мужем - голубоглазым блондином, а затем разведясь, женщина вышла замуж второй раз, но за брюнета. Через несколько лет брака (с первым мужем она не встречалась) она родила сына - точную копию первого мужа! Не зря говорят, что каждый мужчина после ночи любви оставляет частичку себя в женщине. А оставляет он не что иное, как генетический материал! Ведь сперматозоид и есть передвигающийся генетический материал!


Но! Сперматозоиды не только переносят генетический материал и оплодотворяют яйцеклетку, они еще могут вырабатывать специальные вещества, которые стимулируют яйцеклетку к созреванию. Со своей стороны яйцеклетка защищается от повторного оплодотворения, вырабатывая вещество, которое склеивает сперматозоиды.

Сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, выводит ее из состояния анабиоза, а через 20 часов происходит слияние генетического материала матери и отца, то есть оплодотворение.

Через 30 часов наступает первое деление оплодотворенной клетки. На 3-5-й день развития зародыш состоит из 8-12 округлых равных частей, бластомеров. В это же время начинается их разделение на различные виды: бластомеры наружной оболочки приобретают одни свойства, а внутренние бластомеры - другие. Внутри зародыша начинает накапливаться жидкость.

В клетках зародыша происходит активное образование гормона - хориального гонадотропина (от греческого chorion - оболочка, послед). Именно он раньше других сигнализирует о наступившей беременности, вызывая неожиданное утреннее недомогание и тошноту. Его наличие определяется с помощью тест-полосок.

Продолжая делиться, клетки зародыша перемещаются в матку по маточной трубе вместе с током жидкости, подгоняемые движением ресничек маточной трубы и сокращением ее мышц. На 5-6-й день зародыш в норме попадает в матку. Этот процесс называется имплантацией.

А что происходит дальше?

Дальше происходит то, о чем мы с вами можем только догадываться на основании многочисленных исследований на животных, так как эта часть процесса развития человека скрыта от наших глаз по ряду причин. Во-первых, женщина в это время чаще всего даже не знает о своей беременности. Во-вторых, размеры эмбриона еще столь малы, что рассмотреть что-либо при проведении УЗИ невозможно.

Матка готовится к имплантации зародыша: слизистая набухает, становится заметно толще, возрастает количество желез и кровеносных сосудов. Все эти процессы происходят под воздействием гормонов, вырабатываемых яичниками. Зародыш постепенно освобождается от своей плодной оболочки и погружается в эндометрий (внутренний слой матки). Процесс погружения зародыша в эндометрий занимает около 40 (!) часов.

Итак, на 7-е сутки зародыш плотно присасывается к стенке матки с помощью специальных многочисленных ворсин - так называемых ворсин хориона. В результате слияния ворсин и клеток стенки матки образуется новый орган - плацента. На этой стадии серьезные дефекты наследственного характера приводят к самостоятельному прерыванию беременности, что обычно расценивается как задержка менструации или незначительный сбой менструального цикла.

В случае благоприятного течения беременности запускается процесс разделения всей клеточной массы на два, а далее на три типа клеток (зародышевых листков), соответственно носящих названия эктодерма (это самый наружный зародышевый слой, от греч. ektos - снаружи, derma - кожа), энтодерма (самый внутренний слой, от греч. entos - внутри), мезодерма - средний слой (от греч. mesos - средний, промежуточный).

Из мезодермы образуются мышцы скелетной мускулатуры, кости, хрящи, почки, печень, селезенка, половые железы, брюшина, соединительные ткани.

Из энтодермы - легкие, печень, поджелудочная железа, а также эпителиальный слой клеток, выстилающий пищеварительный тракт.

Из эктодермы - кожа, центральная нервная система и органы чувств.

Изучая процессы, происходящие в организме человека, ученые всегда сравнивали строение его органов и систем со строением соответствующих органов и систем у животных. Есть организмы с более примитивным строением органов, как, например, хорошо известная из школьного курса биологии одноклеточная инфузория туфелька. И наоборот, есть млекопитающие, у которых органы устроены сложнее, чем у человека.

Так вот, у человека в процессе внутриутробного развития происходит построение сложного через простое, если можно так сказать. Каждая последующая форма сменяет более примитивную предыдущую.

Ошибочно полагать, что одна форма переходит в другую. Они закладываются и развиваются из разных зачатков, и объединяет их только выполнение общей работы по выведению ненужных продуктов обмена. У эмбриона происходит поочередная смена трех форм выделительных органов: предпочки (pronephros), первичной почки (mesonephros) и вторичной почки (metanephros).

Орган выделения, который соответствует строению предпочки (другое название - пронефрос; от греч. pronephros - перед почкой, вместо почки), имеют сегодня во взрослом состоянии миксины из круглоротых, некоторые низшие рыбы.

У высших позвоночных и человека предпочка закладывается на 21-22-й день жизни зародыша, но функционирует всего несколько суток, представляя, таким образом, рудимент и сменяясь в дальнейшем первичной почкой.

Орган выделения, соответствующий первичной почке человеческого зародыша, как основной орган выделения имеют низшие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

К концу третьего месяца первичные почки заменяются вторичными. Для чего это нужно? Сложно сказать. Вероятно, для того, чтобы построить более совершенный организм, необходимо пройти ряд подготовительных стадий, которые доказали свою жизнеспособность у более примитивных организмов и в данном случае являются лишь промежуточным звеном.

До рождения как орган выделения работает первичная почка. Ее отводящий проток впоследствии преобразуется в семявыносящие протоки. Отходящие в области клоаки слепые отростки дают начало мочеточникам и лоханкам, мюллеровы протоки в месте впадения в клоаку сливаются в один канал.

Окончательная почка формируется из хвостовых участков специальных зачатков - сегментных ножек, или нефротомов. На 6-8-й неделе беременности в почке дифференцируются почечные канальцы, вступающие в тесный контакт с врастающими в зачаток почечными артериями. Так образуются клубочки. Другим концом они соединяются с парными отростками каналов первичной почки, формирующими лоханку и мочеточники.

Любой орган должен кровоснабжаться и контролироваться нервной системой. Поэтому в строении почек участвуют и кровеносная система, и соединительная ткань, а, следовательно, различные зародышевые листки.

Чем меньше эмбрион («будущий малыш»), тем быстрее протекают все процессы.

Если воздействие извне произошло в самом начале беременности, то, как правило, она заканчивается самопроизвольным прерыванием , и женщина об этом может даже не догадываться. На более поздних сроках, когда закладка всех органов и систем уже произведена и идет только их рост, вероятность развития серьезных пороков крайне мала.