Проблемы детской психологии. Воспитание орального ребенка. Психологические причины появления агрессии у детей

Чаще всего они напрямую связаны с отношениями в семье. Если ребенок ведет себя как-то не так, если вас беспокоит или настораживает его поведение, помните, что таким образом он, часто неосознанно, хочет донести до вас свои внутренние противоречия, беспокойство, страхи. При этом нужно понимать, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи, без исключения.

Сегодня мы с вами поговорим про психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе, а также узнаем, как помочь ребенку с ними справиться:

Психологические проблемы у детей дошкольного возраста

Многих родителей радует, что их подрастающий малыш спокоен, тих и послушен, с ним нет никаких проблем. Однако именно такое его поведение и должно, как раз, вызывать беспокойство. По утверждению психологов, именно шумные и непослушные дошколята - это норма.

К тому же у подавляющего большинства малышей возникают различные психологические трудности по социальной адаптации, особенно, когда их «отрывают» от привычной семейной обстановки и отдают в детский сад.

Рассмотрим самые распространенные :

Приступы злости, желание настоять на своем

Чаще такое поведение характерно для детей младшей возрастной группы. Их может вывести из себя любая мелочь. Отказ купить игрушку или какой-нибудь запрет может спровоцировать настоящую истерику со слезами и приступами ярости. Они хотят во чтобы то ни стало получить желаемое, навязать свою волю, заставить взрослого выполнить их желание.

Если ребенок так себя ведет, не идите у него на поводу, но и не наказывайте. Лучшим вариантом будет оставить его одного на какое-то время, игнорировать такое поведение, не обращать внимание.

Жадность

Нежелание делиться с другими детьми своими игрушками, всеми силами отстаивать личное «имущество» - нормальное поведение для дошколят. Также малыши не хотят разделять еще с кем-то внимание своих родителей.

- Страх

Часто дети младшего дошкольного возраста бояться оставаться в одиночестве, их пугают животные, посторонние люди, они бояться любой самостоятельности. Эта проблема также очень распространенная.

Чаще всего такие дети воспитываются во властных семьях, когда родители не прислушиваются к их желаниям, не учитывают их, не советуются с ними, а принимают решения только единовластно. Постарайтесь это исправить. Ну а если малыш боится оставаться один или боится животных, чаще водите его в зоопарк, читайте вслух детские книжки про зверят, или заведите домашнее животное.

- Нежелание общаться с другими детьми

Когда ваш ребенок не хочет играть со сверстниками, не имеет друзей, оказывается от компании, поговорите с ним. Постарайтесь деликатно выяснить причину такого поведения. Возможно, он слишком застенчив или у него занижена самооценка.

- Лживость

Эта проблема сложна и многообразна. Очень часто дети лгут по причине чрезмерно развитого природного воображения и поэтому сами с трудом отличают фантазию от реальности. Кроме того причиной может быть низкая самооценка, когда малыш лжет сверстникам ради самоутверждения, а родителям, чтобы казаться лучше, либо чтобы заставить их поволноваться из-за него.

Психологические проблемы у детей в школе

Когда ребенок подрастает, начинает посещать в школу, одни трудности сменяются другими. Иногда, те проблемы, на которые родители вовремя не обратили внимания, только укрепляются с возрастом, углубляются и могут в будущем превратиться во взрослые комплексы. Поэтому к любым трудностям, сложностям своего ребенка нужно очень внимательно относиться и постараться помочь их преодолеть. Вовремя увидьте психологические проблемы детей в школе и поговорите о наиболее распространенных проблемах школьников:

- Страх перед школой, прогулы

Чаще всего встречается у младших школьников в период адаптации к новым условиям, обстановке. Часто дети не могут быстро привыкнуть к новому коллективу, завести друзей.

Нежелание идти в школу может также свидетельствовать о боязни какого-либо предмета, учителей или сверстников. Возможно, ребенок не справляется с домашними заданиями, поэтому боится получить плохую оценку, особенно если родители за них наказывают.

Чтобы избежать этой проблемы начинайте готовить ребенка к школе заранее, еще с детского сада. Если трудности все же появились, поговорите с ним, выясните, чего ребенок боится и почему не хочет идти в школу. Если вы знаете причину, вы сможете скорее с ней справится. Не будьте излишне строгими и требовательными. Также поговорите с классным руководителем.

Издевательства сверстников

К большому сожалению, это очень актуальная социальная проблема школьников. Когда над ребенком постоянно издеваются, унижают, у него может начаться депрессия, он становится замкнутым, уязвимым. Или, наоборот, появляются вспышки ярости, агрессии. При этом родители очень часто даже не догадываются о том что происходит, списывая все странности на особенности подросткового возраста.

Если такая проблема имеет место, она может быть связана с заниженной самооценкой подростка, с отсутствием у него друзей. Помогите ему стать увереннее в себе, разговаривайте с ним на равных, привлекайте в участии при решении семейных проблем. Чаще ходите в школу, предупредите учителей о имеющейся проблеме – решать ее необходимо сообща. При необходимости, обратитесь к детскому психологу. Если ничего не помогает, смените школу. Да, да смены школы – очень хороший способ. Это не бегство от проблем, это их решение самым быстрым способом. У ребенка появляется «второй шанс быть собой». Поступите так, в случае надобности, еще и еще.

Плохое отношение учителей

Взрослые не идеальны и учителя не исключение. Нередко они выделяют кого-то одного или нескольких «любимчиков», либо выбирают ученика-изгоя на котором постоянно отыгрываются, так как испытывают к нему неприязнь.

Ни в коем случае не миритесь с ситуацией, когда за счет вашего ребенка взрослые решают собственные психологические проблемы. Это может привести к очень тяжелой психологической травме на всю оставшуюся жизнь. Если это необходимо, переведите его в другую школу.

Как предотвратить появление серьезных проблем?

Откровенно разговаривайте с ребенком обо всем, что волнует его или вас, предлагайте свою помощь и защиту. Помните, что чем раньше обнаружена проблема, тем легче ее решить, не давая вырасти в серьезный комплекс или развиться в дурную черту характера.

Внимательно понаблюдайте, как он строит свое общение со сверстниками. Его поведение может многое рассказать о чертах характера и о наличии проблем. Например, если ребенок всеми силами хочет понравиться, заслужить расположение сверстников, это может свидетельствовать о недостаточности любви, теплоты, которую вы ему дарите.

В то же время не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими психологическими особенностями, чертами характера, эмоциональными реакциями. Все это обязательно нужно учитывать в процессе воспитания. Уважайте его личность, любите таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Конечно, родители не всегда могут самостоятельно справиться с серьезными трудностями, возникающими в процессе воспитания. В этом случае обратитесь к детскому или подростковому психологу - специалист обязательно вам поможет.

Психологические проблемы детей-дошкольников

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.
Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность.

В настоящее время изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов.
Механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» (Габдреева Г. Ш. 1990; Джойнс В. 1996).
Л. М. Костина (2006) подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью.
Анализ многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической литературе позволяет рассматривать тревожность, тревогу и страх как некое взаимосоставляющее единство. Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации; во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственная любому человеку; в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. В работе А. М. Прихожан (2007) раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью.
Е. А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.
Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.
К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.
Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006). Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. А. М. Прихожан (Прихожан А. М. 2007), подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.
Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.
Итак, причины детской тревожности могут иметь как генетические факторы развития, так и социальные (семья и общество).

2. Депрессивное настроение.

К настоящему времени доказано, что депрессивное настроение может возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества. Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений (Иовчук Н. М. 2007). Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.
По мнению Иовчука Н. М., депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большим трудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения, повышенной чувствительности, поведенческих расстройств.
В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха и скуки, на первый план выступает дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией.
Таким образом, характерными особенностями депрессивного состояния у детей дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также тоскливого настроения и беспричинного плача.
Сегодня, в рамках психологической науки, депрессивное состояние ребенка дошкольного возраста выделяют как отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии определяется как депрессивная тенденция (Венгер А. Л. 2003).

3. Агрессивность.

Исследованием агрессии занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи. И агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) (Гозман Л. Я. 1987; Лютова Е. К. 2002). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не проявляются (Мид. М. 1988).
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка.

Е. Лютова и Г. Монина отмечают (Лютова Е. К., Монина Г. Б. 2002), что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Романов А. А. (2003) выделяет основные классификационные признаки агрессивного поведения детей: направленность агрессивных действий, скрытость-открытость, частота возникновения агрессии, пространственно-ситуативные признаки, характер психических действий, степень социальной опасности.
Одним из главных факторов, провоцирующий агрессивность у ребенка выделяют социально-бытовой (неблагоприятные условия воспитания в семье; неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельности и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.) (Романов А. А. 2003).
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

4. Формирование неадекватной самооценки.
В отечественной и зарубежной психологической литературе проблеме самосознания личности уделяется большое внимание. Это работы Бернса Р. (1986), Кона И.С. (1990), Столина В. В. (1987), Чесноковой И. И. (1978) и др.
Самосознание рассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения; во всех формах воздействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своего собственного «Я», как субъекта, отличного от других субъектов (Чеснокова И. И. 1978).
Итогом развития самосознания, согласно отечественным исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе. Исследователи самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом развитии как регулятор взаимоотношения субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой. В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие как устойчивость, высота, адекватность, дифференцированность и обоснованность.
Р. Бернс (Бернс Р.1986) определяет самооценку как составляющую Я-концепции, связанную с отношением человека к себе или к отдельным своим качествам.
Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения. Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопознание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих (главным образом родители), на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

Р. Бернс (1986) выделяет определенные условия формирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка. Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания других людей, тем самым, добиваясь успешности. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию.
Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела.
Согласно Р. Бернсу (1986), важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо. Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Так, по мысли Р. Бернса, основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.
Гарбузов В. И. (2006) описывает формирование самооценки в связи с возникновением внутреннего конфликта. У индивида существует две формы самооценки, вытекающие из наличия двух форм психической жизни: осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемый уровень самооценки формируется в возрасте до 4-5 лет и в дальнейшем не подвергается изменениям. Уровень самооценки, складывающийся под постоянным воздействием критики и самокритичности, под влиянием успехов и неудач, отражающий осознаваемый уровень «Я», постоянно колеблется в зависимости от ситуации, средовых воздействий, депривации, фрустрации и является фактически самооценкой «сегодняшнего дня». Субъект соглашается с объективной или субъективной, адекватной или неадекватной оценкой своей личности, но истинная самооценка, сложившаяся в период становления личности как ведущая установка на «Я-концепцию», не позволяет ему принять уровень «самооценки сегодняшнего дня», если он отличается от уровня истинной самооценки, обрекая его на сложный внутренний конфликт. Из этого конфликта вытекает сложное, «двойное» поведение субъекта. Индивид, «признав» свою несостоятельность, объективно продолжает действовать в направлении, «доказать всем», «показать себя». Из сдвоенной самооценки вытекает двойственность отношения к людям и событиям, к самому себе, что неизбежно влечет за собой нарушение психического развития.
Итак, многими исследованиями показано, что составная часть внутриличностного конфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую роль в формировании которой играют родительские оценки.

Таким образом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Р. Бернс (1986) подчеркивает: «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе».


Леонова Людмила Александровна

В детстве формируется личность, закладываются основы поведения, восприятия. Полноценное и счастливое детство очень важно для формирования здоровой психики.

В современных условиях не только взрослые, но и дети подвержены стрессовым ситуациям, страхам, тревожным состояниям. Детям сложно приспособиться к той или иной ситуации, они бывает, не умеют выражать свои чувства и эмоции. Конечно, это совсем не означает, что ребенок болен. Но скорректировать поведение ребенка, помочь ему в сложных для него ситуациях могут знания такой науки как психология, консультации у опытных психологов позволяют справиться не только с повседневными проблемами. Незаменима помощь специалиста, если детям приходится переживать развод родителей, смену школы, потерю близкого человека.

К сожалению, так случается, что помощи и поддержки родителей не хватает. Но на помощь могут прийти высококвалифицированные врачи. Больших успехов в решении психологических проблем детей достигла израильская медицина. Родители со всего мира доверяют здоровье своих детей клиникам Израиля.

Психологические проблемы детей

Нарушения детской психологии можно разделить на такие группы:

  • Проблемы, связанные с развитием. Эта группа включает отставание в развитии, проблемы с речью, с сенсорной регуляцией.
  • Проблемы, связанные с обучением: трудность запоминания, нарушения внимания, сложности в овладении навыком чтения (дислексия), письма (дисграфия), трудности в понимании основ математики (дискалькулия).
  • Поведенческие проблемы: застенчивость, агрессивность, повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, заниженная самооценка, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми, изменения поведения в стрессовых условиях, разные виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

В этой группе хотелось бы выделить застенчивость. Многие считают, что некоторая скромность ребенку не мешает. Но тут очень важно понимать, как повлияла детская психология, лечение потребуется, если застенчивость вызвана негативным восприятием себя, заниженной самооценкой. Застенчивые дети очень тяжело переносят критику. Если не избавиться от этой проблемы, ребенку будет сложно налаживать контакты. Все эти качества могут остаться и во взрослой жизни, если вовремя не обратиться к психологам.

Особое внимание врачи советуют обратить на проявление агрессивности. Если ваш ребенок способен причинить боль, обидеть сверстников, сломать специально игрушку, обращайтесь к врачам обязательно.

На основе богатого опыта утверждают, что серьезной проблемой может стать и гиперактивность.
могут провести работу, направленную на то, чтобы ребенок мог сосредотачиваться и тратить энергию на полезные и нужные дела.

  • Эмоциональные проблемы: депрессивные состояния, различные страхи и фобии, заикание, тики (то есть проявления нервозности), тревожность, трудности засыпания и ранние пробуждения, отказ от еды, болезни на нервной почве.

Среди этой группы чаще всего дети страдают фобиями – они могут бояться темноты, насекомых, людей, грозы. Если не работать над этими проблемами, ребенок становится подавленным и беспомощным в трудных ситуациях.

  • Проблемы взаимоотношений и понимая ребенка со взрослыми.
  • Психологические трудности больных детей. Такие проблемы характерны для детей, которые страдают ожирением, ДЦП, эпилепсией, онкологическими заболеваниями и т.д. Эти дети требуют особого внимания, ведь физические заболевания неразрывно связаны с таким понятием, как психология. Болезни тела влияют и на душевное состояние. Даже взрослым тяжело переносить заболевания, а дети нуждаются в ещё большей поддержке, реабилитации, в помощи, что позволит им вести нормальную жизнь, не замыкаться в себе.

Методы психологической диагностики ребенка

Диагностика психологических проблем – это изучение личностных особенностей ребенка, его наклонностей и способностей, выявление проблем в развитии, поведении. Очень важно правильно выявиться проблемы ребенка, чтобы вовремя провести коррекцию поведения, помочь ребенку справиться с его страхами и сложностями.

Для выявления психологических проблем применяются такие методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Сегодня разработано множество методик, благодаря которым можно выявить проблемы ребенка. Современными системами и способами владеют психологи в медицинских центрах Израиля. Психологи, которые проводят диагностику, имеют высокий уровень квалификации и богатый опыт. Ими проводится всесторонние исследования, изучается детская психология. Цены на их услуги, кстати, ниже, чем во многих других зарубежных киниках.

Использование современных методик позволяет выявить:

  • насколько развита саморегуляция: владение эмоциями, способность выполнять поставленные задачи;
  • насколько развита речь, письмо, правильно ли произношение и построение предложений;
  • уровень знаний и интеллекта, степень восприятия информации;
  • способность адаптироваться к детским садам, школам и другим местам;
  • степень развития коммуникативных навыков и межличностных связей;
  • наличие проблем.

Решение детских психологических проблем

Работа над проблемами детской психологии основана на разнообразных современных методиках. Опытные психологи используют лучшие разработки разных школ, учений.

Детские проблемы чаще всего решаются игровыми и проективными методиками, что позволяет избавиться от сложностей общения, развития, поведения, контроля над эмоциями с помощью интересных и легких для детей способов. Популярны и действенны методы с использованием возможностей творчества, сказок, игрушек.

Следует отметить, что работа ведется не только с ребенком, но и с родителями. Только такой подход и всесторонняя работа позволяет решить проблемы и преодолеть сложности полностью.

Помните, что за здоровье детей отвечают взрослые. При проявлении тревожных признаков и симптомов у вашего ребенка обращайтесь к опытным врачам.

Воспитание ребенка - это довольно не простое дело. Правда не надо забывать что все трудности, которые возникали в связи с воспитание, бывали и у других. Также есть такая как психология - которая как раз с разных сторон подходит к этим трудностям.

Виды проблем, их причины и способы решения я опишу ниже. А сейчас хочу уделить внимание одному важному моменту. Прежде, чем эти способы применить, необходимо узнать о двух путях.

Первый - это обратиться к психологу, который разделяет психическое устройство людей на 8 мер. Системно-векторный психолог способен увидеть, как устроен ваш ребенок и как следует поступить, чтобы решить ту или иную психологическую проблему. Такой психолог легко ответит вам на любой вопрос, в том числе и из тех, что я озвучил выше.

Этот способ удобен тем, что достаточно описать ситуацию психологу, ответить на все его вопросы по этой ситуации и в результате получить точную работающую инструкцию. Выполнив ее, проблема будет решена.

Но у данного пути есть свои недостатки:

  • При возникновении новых психологических проблем у ребенка вам придется снова обращаться к психологу.
  • Не ощущая сути проблемы, вы не сможете более творчески применить инструкцию, если возникнет такая необходимость.
  • Инструкция может оказаться не столь эффективной при изменении ситуации по сравнению с той, что вы описали психологу.

Виды детских психологических проблем

Для объяснения причин психологических проблем у детей я буду использовать терминологию системно-векторной психологии.

Ложь

Причины лжи зависят от того, каким является ребенок.

У ребенка с оральным вектором ложь является следствием того, что его не слушают, не дают ему говорить. Придумывая небылицы, он тем самым находит такие темы, которые вызовут ваш интерес. Не хотите слушать правду - будете слушать неправду; все просто...

Хотите, чтобы ваш оральный ребенок не врал - слушайте его, задавайте вопросы и направляйте его разговор в нужное русло. Необходимость врать отпадет.

Ребенок с кожным вектором врет ради своей выгоды. Когда хочет избежать наказания или получить поощрение. Дайте ему понять, что выгоднее говорить правду - и он начнет это делать.

Воровство

Ребенок с кожным вектором начинает воровать в том случае, когда его бьют. Таким образом он снимает стресс. Чем больше бить такого ребенка, тем больше он будет воровать. Родители же часто за воровство наказывают битьем - вот и получается замкнутый круг.

Перестаньте наказывать ребенка физически. Для кожных детей существуют свои способы наказания, которые не нанесут ему травму и не приведут к другим, более серьезным психологическим проблемам.

Проблемы с питанием

Ребенок мало ест? Тогда запомните раз и навсегда: самые большие психологические травмы, которые можно нанести ребенку - это травмы от насильственного кормления.

Во-первых, исходя их векториального набора ребенка, у него есть определенные предпочтения к пище. И кормить его следует той едой, которая ему подходит (естественно, я не говорю о том, что если ребенок хочет есть только конфеты, его нужно кормить конфетами).

Во-вторых, ребенок сам должен испытать голод и захотеть есть. Исключением является ребенок с обонятельным вектором, которого все же необходимо слегка подталкивать к питанию.

Гиперактивность детей

Гиперактивными можно назвать как уретральных детей, так и некоторых кожных. В зависимости от этого необходимо предпринимать разные действия. Кожного ребенка следует приучать к дисциплине. Уретрального - никогда; его следует направлять особым образом, не таким как всех остальных детей.

Помните, что гиперактивность - это не болезнь! Назначение лекарств с большой вероятностью приведет к изменению психического химизма головного мозга ребенка, в результате чего он уже лишиться возможность быть счастливым.

Садизм

Садизм может проявляться только у анальных детей. Причина кроется в несоответствующем такому ребенку воспитании. Его дергают, не дают завершить дела, не благодарят и не хвалят за достижения.

Начните воспитывать его так, как нужно воспитывать анального ребенка и проблема исчезнет.

Страхи

Если ваш ребенок боится темноты и одиночества, то у вас ребенок со зрительным вектором.

Он рождается с внутренним страхом, который при правильном воспитании легко сменить на сострадание и любовь.

Неконтактность, стремление к одиночеству

Эта психологическая проблема у детей чаще всего связана с тем, что у ребенка присутствует звуковой вектор. И вдобавок к этому ребенка дома дергают, не дают побыть в тишине, сосредоточится.

Если такого ребенка продолжать постоянно дергать («душить» вниманием, каждые пятнадцать минут звать кушать, громко разговаривать или ругаться при нем, включать музыку), то он будет все больше и больше замыкаться в себе, в плоть до потери способности к обучению, аутизма, шизофрении, моральной дегенерации, депрессий и постоянных суицидных мыслей.

Если он действительно звуковик - воспитывайте его соответствующим образом и в результате вырастите из него будущего гения.

Ухудшение зрения

Существует огромное заблуждение, что зрение у детей ухудшается от просмотра телевизора, чрезмерного чтения книг при слабом освещении и так далее. Все эти причины влияют на зрение несущественно.

В подавляющем большинстве случаев причина ухудшения (а иногда и полной потери) зрения у ребенка со зрительным вектором является разрыв эмоциональной связи. Это может быть оставленный в трамвае любимый плюшевый мишка, или умерший хомячок, или уход из семьи одного из родителей, или несчастная любовь... Все эти (а также многие другие) случаи разрыва эмоциональной связи приводят к разной степени ухудшения зрения либо сразу после того, как ситуация произошла, либо в период пубертата.

Не допускайте обрыва эмоциональной связи - и зрение у вашего ребенка останется хорошим, сколько бы он не читал книг.

Другие психологические проблемы у детей

  • Побеги из дома
  • Склонность к ипохондрии
  • Трудности в обучении
  • Непослушание
  • Нарушения сна
  • Различные виды заиканий
  • И любые другие