Виды отделки швейных изделий. Методическая разработка учебного занятия " декоративная отделка швейных изделий". Методическая разработка урока

ТЕМА: ВИДЫ ОТДЕЛКИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить учащихся с различными видами отделки. Изучить технологию настрачивания отделки. Воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к национальным традициям украинской вышивки. Развивать представление о взаимосвязи между практическим назначением изделия и отделкой.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы видов отделок, выставка детских готовых изделий с использованием различных видов отделок, иллюстрации и карточки для игровых моментов, иллюстрации с журналов.

ВИД УРОКА: нестандартный

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

І. Организационный момент

ІІ. Изучение нового материала

ІІІ.Нестандартная физкультминутка, основанная на проверке знаний учащихся по материаловедению, конструированию и моделированию.

ІV.Путешествие в сказку. Конкурсы, развивающие смекалку, память, логическое мышление.

V. Повторение и закрепление правил техники безопасности.

VІ. Практическая работа. Подобрать к своему фартуку отделку и приметать ее.

VІІІ. Итоги занятия.

Х. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

І. Организационный момент.

ІІ.Изучение нового материала.

Рассказ учителя:

С давних времен люди стремились украсить свою одежду. Для этого использовали разные виды отделки.

Характер, стиль и восприятие изделия в основном определяются его отделкой. Виды отделок усиливают и подчеркивают отдельные линии, детали.

Отделка нужна для того, чтобы швейное изделие имело эстетический вид. Выбирая ее виды необходимо учитывать назначение швейного изделия, его конструкцию, волокнистый состав и цвет ткани, стойкость отделки при стирке и утюжке.

Давайте рассмотрим виды отделок:

(по каждому виду отделки учитель демонстрирует наглядный материал, учащиеся по ходу записывают виды отделки и технологии их настрачивания)

ДЕКОРАТИВНАЯ ТЕСЬМА. Выпускается она в большом ассортименте: шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная, тканая и плетеная, одноцветная, пестрая, орнаментированная. Каждому стилю – романтическому, спортивному, фольклорному, элегантному – соответствуют свои виды тесьмы. Наиболее известные виды тесьмы: отделочная и «вьюнчик».

Тесьму в виде ленты настрачивают по обеим сторонам на расстоянии 0,1 – 0,2 см от краев. Предварительно ее наметывают по намеченной линии. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях.

Тесьма «ВЬЮНЧИК» настрачивается посередине тесьмы.

КРУЖЕВО. Кружева могут быть машинные и ручной вязки. Эта отделка используется в виде лент различной ширины и цвета. Кружевные ленты могут быть КРАЕВЫМИ, одна из сторон которых, имеет гладкий край, а другая – зубчатый, узорный. Краевые кружева предназначены для отделки краев изделия или настрачивания на изделие с одной стороны.

ПРОШВА или ШИТЬЕ – полосы тонкой ткани х/б или шелковой, на которой нанесена машинная вышивка с отверстиями, обметанными по краям. Отверстия входят в композицию рисунка. Прошва обычно имеет симметричный рисунок и гладкие края, ее втачивают между деталями изделия.

АППЛИКАЦИЯ. Отделка изделия кусочками отделочного материала, нашитыми вручную или настроченными на швейной машине по рисунку на лицевую сторону. На аппликации иногда приходится использовать дополнительные линии, если нужно изобразить стебли, бутоны, листья. Их можно выделить с помощью ручных стежков. Мелкие детали аппликации можно соединять с тканью с помощью клея ПВА.

ОБОРКИ – это отделка изделия полосками ткани, выкроенными по поперечной нити или под углом 45 к нитям основы и сосборенными с одной стороны. Длина сосбориваемой детали берется в полтора-два раза больше длины линии притачивания.

Оборкой отделывают края изделий или втачивают их между двумя деталями. Отлетной край оборки подгибают и застрачивают обычной или зигзагообразной строчкой по самому сгибу. Излишек шва подрезают.

Сосборивание оборки выполняют при помощи двух параллельных строчек. Для этого распределяют сборки равномерно по всей длине. Сосборенный край приметывают к основной детали, совмещая срезы, и притачивают со стороны детали без сборки. Линия шва должна проходить на оборке между строчками сборки. Шов притачивания обметывают, заутюживают на изделие.

РЮШИ – это оборки, два среза которых обработаны. Они прикрепляются к изделию накладным швом. Рюши бывают простые, фигурные, сложные.

Выкраивают рюши в виде полоски с поперечным или косым (под углом 45) расположением нитей основы. Ширина полоски определяется моделью, длина ее должна быть в 1,5 – 3 раза больше длины линии притачивания. Оба среза обрабатывают. Иногда рюши делают из готовых лент.

Отделкой может быть и сама ткань, из которой сшито изделие, а также ОТДЕЛОЧНАЯ ТКАНЬ. Такая отделка называется БЕЙКА. Это полоски отделочной ткани, настрачиваемые на изделие

При подборе отделки необходимо учитывать сочетание цвета.

Для ткани с рисунком отделку лучше брать в цвет той части рисунка, который меньше встречается в ткани.

И, наконец, один из видов рукоделия, любимый женщинами на протяжении многих столетий – это искусство вышивки.

ВЫШИВКА – самый распространенный вид народного творчества на Украине. В изделиях вышивальщиц воплощается окружающий мир, красота и фантазия, обычаи наших предков. Вышивание – это процесс отделки изделия с помощью стежков. В 5 классе мы изучали несколько простейших швов и даже использовали их для вышивки узоров.

Но сегодня мы говорим о вышивке – как о виде декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к У в. н.э., а образцы Украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий. Ручной вышивкой издавна украшали одежду, фартуки, рушники, дорожки, скатерти и т.д.

Со второй половины ХIХ века искусство вышивания постепенно вышло за пределы домашнего ремесла. На протяжении исторического и культурного развития на Украине изготовлялись, развивались разнообразные методы и способы декоративного оформления. Было получено множество техник вышивания. Сейчас, известны, около 100 видов швов.

По способу исполнения швы делятся на свободные и счетные. Свободная техника вышивания выполняется по заранее нарисованному контуру, а счетная техника выполняется по счету нитей ткани. Поэтому для выполнения свободных швов можно использовать любую ткань, а для счетных швов – ткань полотняного переплетения или канву. Вышивкой можно украсить отделочные детали – карманы, нагрудник. Она используется на однотонной ткани. Вышивка может быть одноцветной и многоцветной. Надо уметь правильно подбирать цвет ниток. Все цвета должны гармонично объединяться между собой. Подобранный цвет ниток должен хорошо сочетаться с цветом ткани, на которой выполнена вышивка.

Гармоничность сочетаний заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета.

Контрастные цвета, расположенные рядом, подчеркивают друг друга, а близкие, по цвету, тона дают более мягкое сочетание.

ІІІ. Вот мы с вами ознакомились с видами отделки, а сейчас я предлагаю провести разминку. (Физкультминутка проходит в форме разминки и повторения пройденного материала. Учитель диктует детям вопросы, ответы на которые «да» или «нет». Учащиеся на вопросы с ответом «да» поднимают руки вверх, а «нет» - вперед)

БЛИЦ-ВОПРОСЫ

ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ. КОНСТРУИРОВАНИЮ И

МОДЕЛИРОВАНИЮ ФАРТУКА.

  1. Волокна, идущие на изготовление тканей, ниток, называют текстильными? (да)
  2. Узкая уплотненная полоска по краю ткани называется кромка? (да)
  3. Ткань изготавливают на прялке? (нет)
  4. Края ткани не осыпаются благодаря кромке? (да)
  5. Прядение – это процесс, в результате которого из волокон получают пряжу? (да)
  6. Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы? (да)
  7. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством? (да)
  8. По звуку при резком растяжении можно определить направление нитей основы и утка в ткани? (да)
  9. Рисунок ярче и четче на изнаночной стороне? (нет)
  10. Хлопок – это натуральное волокно? (да)
  11. Лен – это химическое волокно? (нет)
  12. Чертеж выполняют ручкой и на глаз? (нет)
  13. Мерки снимают масштабной линейкой? (нет)
  14. Мерки снимают по правой стороне фигуры? (да)
  15. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере? (да)
  16. Мерку – Ди – нужно делить пополам? (нет)
  17. При раскрое ткани определяют направление рисунка? (да)
  18. После выполнения каждой операции надо приутюживать швы? (да)
  19. При раскрое учитывается направление нити основы? (да)
  20. Нужно обводить контур выкройки? (да)
  21. Фартук относится к рабочей одежде? (да)
  22. Сначала раскладывают большие детали выкройки, а затем мелкие? (да)
  23. Выкройки к ткани пришивают нитками? (нет)
  24. Нужно соблюдать при работе правила техники безопасности? (да)
  25. При пошиве фартука используют шов вподгибку с закрытым срезом? (да)

ІV. Вы хорошо потрудились, многое вспомнили, молодцы. Ну а сейчас, усаживайтесь поудобнее, а я вам расскажу сказку. Знаете какую? (дети отвечают)

Жили-были мужик да баба, были у них сынок и дочка. Ушли родители на базар, оставили дочь присматривать за братцем. Девочка заигралась с подружками. Налетели гуси-лебеди, унесли брата. Девочка лишь увидела, как скрылись они за лесом. Бросилась она их догонять. Бежала полями, лесами, добежала до полянки с избушкой на курьих ножках. Видит: на травке братец играет. Подкралась, схватила и побежала прочь. А гуси-лебеди – вдогонку, летят, нагоняют. Куда деваться? Впереди речка течет – кисельные берега. Просит девочка реку-матушку помочь, спрятать их с братцем. Речка отвечает: «Поешь моего киселька да отгадай загадки, тогда и помогу, спрячу»

Давайте поможем девочке отгадать загадки.

(учитель загадывает по 3 загадки каждом ряду, тот ряд, кто правильно отгадал загадки – помог девочке. Если оба ряда правильно ответили – помог весь класс спрятаться)

1 ряд 2 ряд

Хороший он – дохода миллион, Идет пароход -

Языком его не натреплешь. То взад, то вперед,

Мни его доле – волокна будет боле. А за ним такая гладь -

Он – это рубашка в поле (лен) Ни морщинки не видать. (утюг)

С хвостиком, а не мышь. Чем больше я верчусь,

Без ног, а бегает. (клубок ниток) Тем больше я толстею. (веретено)

Два конца, два кольца, Конь стальной,

А посередине гвоздик. (ножницы) Хвост льняной (иголка с ниткой)

Речка спрятала детей под бережком, гуси-лебеди пролетели, не заметили. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди воротились, летят навстречу, беда! Видят дети – впереди яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька-матушка, помоги, спрячь нас с братцем!»

«Отведай мое яблочко да сложи пословицы из этих слов – помогу»

1 ряд: Землю, а, труд, красит, солнце, человека (Землю солнце красит, а человека – труд)

Перетрут, и, труд, все, терпенье (Терпенье и труд все перетрут)

2 ряд: Раз, отрежь, раз, семь, один, отмерь (Семь раз отмерь, один раз

Отрежь)

А, игла, не, руки, шьет (Не игла шьет, а руки)

(учитель подводит итог)

Заслонила яблонька деток ветками, а гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка, схватила братца и побежала. Бегут они, вот уже и дом виднеется. Но гуси-лебеди догоняют, увидели ребят, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью, на дороге печка стоит. «Сударыня печка, спрячь нас!» - просят дети. «Отведай моего ржаного пирожка да заполни клеточки словами – помогу» - молвила печь.

(учитель дает каждому ряду таблички с пустыми клеточками и набор слов. Учащимся необходимо быстро заполнить пустые клеточки этими словами по количеству букв.)

1 ряд 2 ряд

Шов Лен

Игла Утюг

Пряжа Ткань

Стежок Тесьма

Вышивка Кружево

Модельер Выкройка

Нагрудник Наперсток

Аппликация Технология

(учитель подводит итоги)

Дети быстро залезли в печь, а гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели. Детки счастливые добежали до дома, где их ждали подарки от родителей. Посмотрите, какие обновки привезли им с ярмарки. А какой бы вы пошили фартук для девочки? Нарисуйте эскиз в тетрадях.

(учащиеся рисуют в тетрадях эскиз своего фартука)

Сегодня на уроке вы узнали различные виды отделки, мы с вами вспомнили прошедший материал, послушали сказку, поиграли, а теперь пора и за работу браться. На практической части нашего урока вы должны подобрать к своему фартуку отделку и приметать ее. А на следующем уроке мы настрочим ее и выполним на кармане отделку-вышивку, а у кого ткань не позволяет сделать вышивку – приносят салфетки из однотонной ткани. Каждая ученица должна овладеть приемами свободной глади и сохранить традиции нашего народа.

V. Прежде чем вы приступите к практической работе необходимо вспомнить правила техники безопасности.

Чтобы быстрее их вспомнить, давайте внимательно послушаем стих на українській мові и дополним остальные правила. (ученица читает стих)

В голки й шпильок – гострі жала,

Їх не кидай де попало.

Пам’ятай, що при роботі

Їх не слід тримати в роті.

Голку, завжди пам‘ятай,

Без ниток не залишай,

Користуйся обережно

І в свій одяг не встромляй.

Дуже добре звичку мати

Голку в гольничку тримати.

(учащиеся дополняют правила техники безопасности, после ответов детей добавляет учитель)

Есть еще одно правило, о котором знает каждая швея. Чтобы вы его вспомнили, я вам расскажу отрывок из другой сказки.

Как-то поглядел чертенок на работу портного. И показалось чертенку, что тот уж очень долго возится со своим шитьем. Слишком часто в иголку нитку вставляет. Пока оторвет нитку, пока в иголку вставит, а время-то уходит. И подумал чертенок: «Я бы проворней управился с шитьем». Подумал и окликнул портного:

Эй, портной, давай поспорим, что я быстрее сделаю твою работу.

Портной удивился словам чертенка, задумался на минутку и согласился на предложение. Взяли они по куску ткани, нитки и иголки и принялись за работу. Чертенок, не будь простаком, отмотал нитку длиннющую, с версту, вдел в иголку и стал ею орудовать. Проткнет ткань иглой и бежит в другой угол избы, нитку за собой тянет, потом обратно бежит к столу, а сам путается в нитке, ругается. А портной сидит себе на месте, знай отрывает нитки небольшой длины, шьет себе да шьет. Чертенок и одной строчки никак не закончит, а у портного уже вся работа готова. Проиграл самоуверенный чертенок.

В чем же секрет портного? (дети отвечают какой длины нужно отрывать нитку для удобного шитья)

VІ.Практическая работа.

VІІ. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

VІІІ. Итоги занятия.

Х. Домашнее задание: принести инструменты и материалы для вышивания,

Продумать композицию вышивки.


Готовое швейное изделие без отделки малопривлекательно для потребителя. Для того чтобы «оживить» изделие, украсить его, известно довольно много способов и реализующих их видов технологического оборудования. Особое внимание отделке изделий уделяется в последнее время.

Ведущим направлением в области отделки является вышивка , которая с каждым годом становится всё популярнее. Вышитые изделия и просто вышитые ткани смотрятся очень эффектно и могут придать исключительность даже самым простым изделиям. А разнообразие ассортимента и нарядность изделия сомнений не вызывают.

Больших успехов здесь достигли фирмы «Tajima» (Япония), «Barudan» (Япония), «Sun-Star» (Южная Корея), «ZSK» (Германия), «Melco» (США). Конструктивное разнообразие оборудования для вышивки велико. Так, число шьющих головок в агрегате колеблется от 1÷2 до 20 и более. Число сменяемых цветных ниток от 6 до 15. Поле вышивки одной головки достигает размера 450  550 мм; длина стежка – от 0,1 до 12,7 мм. Скорость шитья до 1200 об/мин (при длине стежка 2÷3 мм), а иногда и 1500 об/мин. Оборудование может воспроизвести на ткани с помощью цветных ниток картины известных художников. Общий вид одной из таких установок показан на рисунке 1.

Рис. 1. Вышивальная машина


Совершенствование этой техники идёт следующими путями: увеличивается объём памяти, увеличивается число шьющих головок (до 60 шт.), вводятся в конструкцию устройства для автоматической замены шпуль в челноках; комбинируются в одной установке различные отделки: вышивка, аппликация, настрачивание шнура, вышивка цепным стежком. Уменьшаются размеры изделий, которые можно закрепить в зажимах машины.

Особенно эффективно сочетание известных вышивальных машин с лазерной установкой. Здесь возможности художника могут реализовываться гораздо полнее. Он может создавать многослойные композиции сложного профиля, производить гравировку, делать аппликации из различных материалов, включая фольгу. Можно, в угоду моде, имитировать потёртости, дыры. Диаметр пятна реза примерно 0,2 мм. Лазерная вырезка очень точна и аккуратна, не зависит от сложности контура; программируется, как и вышивка. Она позволяет выполнять такой сложный вид отделки, как «ришелье». При этом край после обрезки на тканях, содержащих синтетику, подплавляется, и предотвращается осыпание.

Несколько слов о стёжке . Всем известная стёжка «ромбиками» или «волнами» – примитив, который ушёл в прошлое.

Сегодня стёжка приближается к вышивке. Используется укладка шнура, ленты, стёжка пайетками (блестками), бисером, стеклярусом. Управление осуществляется не кулачками, а компьютером через серводвигатели, а потому сложность рисунка ограничивается только фантазией художника. Челноки не «лодочка», а ротационные; это позволило увеличить скорость работы с 600 до 1000 об/мин. Спаренные иглы позволяют получать сжатую прошивку. Натяжение материала при перематывании с рулона на рулон осуществляется сжатым воздухом.

Область применения вышитых тканей весьма велика: портьеры, тюль, драпировка стен и проёмов в зданиях, покрытие мебели, постельное бельё, нарядная вечерняя одежда (рис. 2).


Рис. 2. Образцы стёжки

Модным сегодня направлением отделки является обработка изделий ручным стежком . Строчки, состоящие из таких стежков, прокладываются на мужских пиджаках, женских жакетах, сорочках. И если это раньше была действительно строчка, выполненная ручным способом, что медленно и дорого, то теперь появились для этой цели специальные машины. Некоторые из них имитируют ручной стежок, но есть и такие, которые полностью повторяют строчку, выполненную опытным портным.

В этом случае машинная игла имеет заострение с двух сторон и ушко посередине. Два цанговых зажима передают её, заправленную ниткой, друг другу. Механизм довольно сложен, и, кроме того, нитка при шитье многократно проходит сквозь игольное отверстие, что ведёт к потере её прочности, и производители рекомендуют для этих машин специальные нитки.

Естественно, работа подобных машин более производительна. В качестве примера такой машины назовём DECO-2000 ATT американской фирмы «AMFRеесе». На ней прокладывают отделочные строчки, например, по борту пиджака, на шлицах, вытачках, на листочках, на карманах.

В последнее время появились машины для прикрепления к одежде отделочных элементов из термопластичной пластмассы с помощью ультразвуковых генераторов. Выпускает такое оборудование фирма «V1VISIONTECH.CO» (Южная Корея). Машина под маркой VHS-540 имеет две корзины (бункера), в которых размещается два вида фурнитуры. Поштучно автоматически фурнитура подаётся в рабочую зону и с помощью одновременного нагрева и действия ультразвука отделочный элемент прикрепляется к ткани. Такое двойное воздействие увеличивает прочность соединения. Простым переключением оператор может перейти от одного вида фурнитуры к другому, то есть на подачу то из одной корзины, то из другой (рис. 3).

Рис. 3. Ультразвуковая установка для прикрепления фурнитуры

одежде (стразы, блёстки)

Та же фирма демонстрировала установку, скомбинированную из швейной машины челночного стежка и устройства, подающего под иглу пайетки (блёстки) , отделяемые от металлической полосы. При шитье игла попадает в отверстие пайетки и прикрепляет её к изделию. Пайетки могут нашиваться вплотную друг к другу или с интервалами. Величина подачи изменяется с помощью кулачкового механизма.

Ещё одна интересная машина разработана фирмой «SALLI» (Южная Корея). Лента из термопластичного материала перематывается с кассеты на кассету. В рабочей зоне установлен пуансон, который выбивает из ленты небольшую плоскую фигурку, которая тут же прикрепляется к поверхности ткани за счёт ультразвукового разогрева. Подставляя под пуансон различные участки ткани, можно получить достаточно интересной формы яркую отделку.

Для отделки изделий из более плотных, несыпучих материалов (сукно, тонкая кожа) используется машина SRC-50фирмы «SALLI» (рис. 4).

Рис. 4. Машина для отделки плотных материалов

В этой машине в качестве рабочего органа используется ролик, на который нанесён рисунок. Под действием волн ультразвуковой частоты рисунок ролика при прокатывании его по ткани перфорирует эту ткань, высекая на ней мелкие отверстия, что в совокупности образует своеобразную мережку. Новая оригинальная отделка.

Используются в отделке рисунки, выполненные с помощью лазера, сварочные устройства для прикрепления отделочных полос, установки для изготовления цифр и всевозможных надписей на футболках, куртках, сумках, платках.

До настоящего времени рисунки и надписи наносились методом шелкографии. Это способ нанесения краски через трафарет. Но при этом, если изображение должно быть многоцветным, нужно накладывать несколько слоёв (опять через трафарет) друг на друга. Отсюда не всегда хорошее качество, да и производительность невелика.

Современный метод печати по текстилю – метод прямого нанесения на ткань рисунка с помощью принтера, подобного таким, что широко используются в канцелярской деятельности (рис. 5).

Изображения очень чёткие, почти фотографического качества. Ограничений по цвету нет.

Для получения рисунка применяются чернила на водной основе. На ощупь изображение не отличается от основной ткани. Закрепление рисунка осуществляется при температуре 150–185 °С с помощью термопресса, что позволяет добиться полной фиксации красок на ткани.

Краски, которые используются в принтерах, не влияют негативно на кожу человека, так как это чернила на водной основе. Современная технология предоставляет возможность полноцветной печати на тканях с различным волокнистым составом. Оборудование поставляют фирмы «Brother» (Япония), «AnaJet» (США).

Рис. 5. Принтер для печати по текстилю

Ещё один вид отделки – рисунки и надписи , сделанные на основе термотрансферных плёнок. Область применения – рабочая и спортивная одежда. Отделка яркая, хорошо видимая, обладает высокой устойчивостью к стиркам, химчисткам, агрессивным внешним проявлениям.

Рис. 6. Пресс для установки на одежду крючков, петель, пуговиц


Плёночные надписи выполняются из тонких плёнок (всего 55÷60 микрон), которые при тепловом воздействии привариваются к изделию, образуя с тканью как бы одно целое.

Термотрансферные плёнки изготавливаются из полиуретана или поливинилхлорида. В их состав входит ещё и клей. Он активируется под действием тепла и проникает в структуру ткани, а при остывании полимеризуется, закрепляя рисунок.

Для получения такой отделки нужны режущий плоттер (это известный всем принтер, имеющий вместо печатающей головки нож) и термопресс. Оборудование и плёнки предлагает фирма Zenon (Германия).

Фирма «Gutos» (Германия) продемонстрировала системную технику (рис. 6) для установки на одежду различного вида пуговиц, крючков, петель, зажимов, которые кроме своего основного назначения «что-то удерживать» могут нести ещё и отделочную функцию – украсить одежду. Эта фурнитура может быть металлической и пластмассовой, гладкой и с рисунком. Иногда пуговицы делаются обтянутыми тканями; той же, из которой изготовлена одежда или, наоборот, контрастной.

Особняком стоит отделка джинсовых изделий. Сейчас новые джинсы поступают в продажу в таком виде, как будто их уже долго носили: полинявшая краска, местные потёртости, даже дыры – таковы требования моды. Достигается это варкой в стиральной машине со специальными камнями (типа пемзы) и с биологически активными веществами – энзимами. Технологии эти весьма сложны, но на сегодняшний день хорошо отработаны. Такие фирмы, как «Tonello» (Италия) или «Novozymes» (Дания), поставляют оборудование и химические компоненты в необходимых количествах.

Разделы: Коррекционная педагогика

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Мода хоть и мимолётна, но успевает зафиксировать определённые моменты социального развития.

Габриель Тард

Цель урока: познакомить учащихся с историей моды от каменного века и до нашего времени.

Задачи:

  • Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
  • Учить применять отделку, в соответствии с видом, формой и цветом изделия.
  • Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.

Средства обучения: стенд «Виды отделки»; образцы выполненных цветов.

Раздаточный материал: ткань, технологические карты, инструктаж по ТБ.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового.

2. Оргмомент

«Свиток»

Прочтите зашифрованные в этом свитке название словарных слов, которые будут звучать на протяжении всего занятия.

Ключ. Ищите буквы русского алфавита.

Словарь: отделка, цветок, мода, красота.

3. Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации

(На столе стоит зелёный сундучок)

Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь-ка, прислан сундучок –
Чудо, цвета изумруда
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтём.
(достаю грамоту и читаю).
Здесь дружок таится клад,
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!

– Давайте подумаем, что за сокровища в нём лежат?
Сундук-то старинный… Может, мы найдём в нем кружева белоснежные или яркие вышивки?
Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах, так что же это? Ваша задача, определить к какой вид отделки на этом изделии?
(Учитель достаёт поочерёдно изделия, дети называют виды отделки.)
Народные умельцы творят своими руками чудеса!

– Тема сегодняшнего занятия «Декоративное оформление швейного изделия». В ходе предыдущих уроков вы познакомились с элементами отделки на изделиях, а сегодня во время практической работы выполните простейшее оформление изделия – съёмный цветок – брошь. Тема эта выбрана не случайно. Мы с вами в предыдущих классах шили фартуки, ремонтировали одежду, т. е. выполняли заплаты, немного вышивали. Эту тему мы как-то, так или иначе, затрагивали. Давайте вспомним:
– Какие виды отделки используются при изготовлении фартука? Для оформления блузки, салфетки, скатерти, подушки?
– А можно ли применять эти отделки при изготовлении юбки, платья?
– Можно ли выполнить заплату в виде аппликации?

Вывод: Мы вспомнили виды отделки, Таким образом, один вид отделки можно использовать в различных изделиях.

– А сейчас перенесёмся в прошлое.

– Украшение на одежде известны от каменного века и до нашего времени.

Стремление к красоте – одно из тех свойств, которые во все эпохи было присуще человеку. Красивая внешность помогала ему ощутить себя нужным и желанным в кругу тех людей, с которыми он общался. Недаром во всех религиях мира люди наделяли своих богов вечной молодостью и красотой. И из века в век одним из важнейших элементов внешней красоты служила одежда .

Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.
Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых.

Возникновение одежды и моды. Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора. Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. С появлением ткачества, одежда изготовлялась из ткани.

Вначале 11 века ткани были уже более высокого качества. Рыцари той эпохи носили длинные кольчуги и поножи с наколенниками. Носили плащи с вышитым гербом. Молодые дама носили длинные платья с длинными прилегающими рукавами, украшенными несложными цветными узорами.
Туфли делались из мягкой кожи и вышивались.

Распространённой мужской одеждой в ту эпоху была свободная, открытая у шеи туника, в талии перехваченая тонким кожаным поясом. Узкие чулки-штаны шились, но форме ноги. Туфли из мягкой кожи имели острые носы, иногда дюйма на два длиннее ступни. Женщины носили довольно широкое, до пола, нижнее платье с узкими рукавами. Верхнее платье этого фасона имело сзади небольшой шлейф и иногда подбиралось спереди как для удобства ходьбы, так и для того, чтобы можно было видеть богатую ткань, из которой сшито нижнее платье. Широкого покроя длинный свободный плащ из богатой ткани с завязками из лент на плечах набрасывался поверх наряда. Туфли делались из мягкой кожи.

Костюм 13 века изображённого на рисунке мужчины может служить примером экстравагантности моды. Это широкое мешковатое одеяние было как длинным, так и коротким. На рисунке представлен короткий вариант. Длинные рукава заканчивались у запястий очень широкими манжетами. Высокий, до затылка, воротник застёгивался спереди у подбородка. Туника перехватывалась в талии разукрашенным кожаным поясом. Это было время абсурдной моды на башмаки с длинными острыми носами (так называемые "пулен", или "краков"). Чтобы иметь возможность ходить, их приходилось подвязывать к колену золотой цепочкой.
У женщин были в ходу простые облегающие нижние одежды, состоящие из цельнокроеной юбки и застёгивающеюся спереди корсажа с круглым вырезом у шеи. Рукава были узкими, длиной до запястий, и от запястья до локтя декорировались пуговицами. На уровне бёдер надевался обруч. Верхнее платье часто оторачивалось по краю мехом. Волосы были полностью скрыты расшитым золотом и жемчугом чепчиком.

В конце XIV века итальянские щёголи одевались столь экстравагантно, что их наряды больше походили на маскарадные костюмы. Короткий и без застёжек широкий колет ("дублеты" – слева) открывал грудь. Рукава с буфами наверху плотно облегали руку ниже локтя. Поверх узких, иногда двуцветных чулок-штанов надевались короткие верхние штаны. Носили также чулки длиной три четверти. Носки башмаков стали тупыми и широкими, задники низкими, и по бокам отворачивались в стороны. Талию охватывал вычурный кожаный пояс, на котором носили кошелёк с кистями и меч. Касторовые шляпы ярких цветов продолжали оставаться элементом высокой моды.
Башмаки имели тупые носы и низкую пятку. В моде были круглые шапочки, их носили представители большинства сословий. Тёплый плащ или накидка являлись необходимым дополнением костюма.

В середине XVI века придворные носили колеты с прокладкой, высоким воротом и прорезями, через которые проглядывали белые буфы рубашки. Прорези обшивались драгоценными камнями и узорной каймой. Талию охватывали два белых кушака, с одного из которых свисал украшенный золотом кинжал. Ноги короля облегают белые чулки-штаны, причём левый чулок у колена украшен королевской подвязкой. Широкая верхняя куртка красного бархата оторочена соболем и богато расшита золотым шнуром. На Генрихе золотая цепь с драгоценными камнями, в руке кожаные перчатки.
Королева Джейн Сеймур изображена в типичном для этого времени головном уборе, напоминающем покатую крышу. Низкий квадратный вырез красного бархатного платья украшен лентами с жемчугами и рубинами. Разрез юбки вниз от талии в форме перевёрнутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Широкие обшлага откинуты и подколоты к локтю. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счёт гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка. Украшения состоят из колец и великолепных серёг.

Уже в конце XVI платье дамы имеет длинный облегающий лиф. Глубокое декольте отделано кружевными оборками. Прямые рукава доходят до локтя и оканчиваются широкими кружевными манжетами-оборками. К выходным нарядам обязательно надевались высокие, до локтя, перчатки из шелка или мягкой тонкой кожи
Посмотрев на офицера 1678 г. сзади, мы увидели бы "жюстокор" во всю его длину. Этот камзол не имел воротника и застёгивался спереди на пуговицы и вычурные петли. Рукава слегка расширялись и оканчивались отложными манжетами. От правого плеча до левого бедра через грудь и спину офицера перекинута длинная расшитая перевязь, поддерживающая шпагу. Она также украшена петлями из лент, известными под названием "узелки для шпаги". Талию охватывает шёлковый кушак с кистями на концах. Очень распространены были широкие, доходящие до колена штаны. На ногах носили башмаки с квадратными носами и длинным язычком от подъёма до щиколотки, которые застёгивались с помощью ремешков и пряжки. Все следовавшие моде дворяне носили парики. Широкие поля фетровой шляпы спереди высоко поднимались.

Платье дамы из узорного муслина, во французском стиле, прямое, подпоясано у талии. На плечах у дамы треугольный муслиновый платок. Удлинённый перед платья собран на ленту так, что его можно подвязывать вокруг талии. Рукава завершаются плиссированными оборками. Шляпа – огромный "гриб" из белого муслина.
На нем фрак с фалдами "с расщепом"; спереди полы срезаны выше линии талии под прямым углом. Галстук с кружевной отделкой на концах держит высокий отложной воротник. Жилет прямой, до талии. Брюки у колен поддерживают петли из лент. Черные жокейские сапоги доходят до колена.

Платье молодой дамы справа отделано рюшем. Колоколообразная юбка сильно расширена книзу, верхняя юбка представляет собой несколько соединённых вместе длинных басок.
На второй даме сильно приталенное верхнее одеяние. Платье отделано галуном, юбка, очень широкая внизу, имеет колоколообразную форму. Нижняя юбка, до пола длиной, окаймлена по подолу оборкой. Чепчик дамы украшен цветами и лентами.

На девочке вельветовое платье, отделанное мехом; лиф имеет укороченную талию. Юбка застёгивается на три металлические или янтарные пуговицы. Воротник образует мыс сзади и по бокам у плеч и украшен шёлковыми воротничком. Рукава до локтя широкие, со складками, потом сужаются и прилегают к запястьям. Туфли по цвету соответствуют платью.

Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала лёгкий шелест. Кружева, вышивки, блёстки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья.

Дама наряжена в дневное платье с лифом, который драпируется вокруг тела так, что создаётся V-образная конструкция. Юбка очень узкая. Рукава короткие, с отложными манжетами, украшенными длинными, доходящими до локтя кружевными оборками. На голове у дамы декорированная вертикально поставленными перьями шляпа с невероятно большими полями.
На её спутнике однобортный дневной фрак, застёгнутый спереди на две пуговицы. К жёсткому отложному воротничку повязан галстук. Брюки сужаются книзу. На голове у мужчины шёлковая шляпа, на руках мягкие перчатки, в руке трость.

В середине пятидесятых годов пиджаки были однобортными, длинными почти до колена, с узкими лацканами, застёгивались спереди посередине.. Узкие брюки-"дудочки", обычно светлые, кончались у щиколотки. Туфли были объёмными, на микропористой подошве.
У женщин прилегающий, расширяющийся от талии и доходящий до бёдер жакет с узким стоячим воротничком. Приталенный, с длинными, до запястья, рукавами жакет застёгивался спереди посередине на три большие пуговицы. Юбка до середины икры длиной плотно облегала фигуру. Шляпки теперь обычно были маленькими и крепко сидели на голове. На руках носили перчатки, в руках – сумочки. Костюм дополняли чулки светлых тонов и неустаревающие туфли на высоком каблуке.

В конце 70-х годов, как и в шестидесятые годы вошли в моду синие джинсы и больше из неё не выходили. Хотя джинсы носят уже сотню лет или даже дольше – они появились во Франции, затем попали в Америку, где их использовали как шахтёрскую, рабочую, детскую одежду.
На мужчине джинсовый костюм, состоящий из брюк и рубашки. Справа на рисунке молодая девушка-панк ("панкетта") с соответствующей причёской – ярко-рыжий "ирокез" (выбритые виски, стоящие торчком волосы посередине головы) и эпатажная раскраска на лице. Куртки панков обычно кожаные, часто с многочисленными металлическими застёжками, кнопками; под куртки надевались майки или сетки. Высокие зашнурованные ботики иди ботинки на "платформе" надевали короткие, по щиколотку, носки. Панки любят экзотическую и этническую бижутерию. Татуировка на лице и руках была модной как среди мужчин, так и среди женщин. В качестве дополнительного украшения вокруг бёдер часто повязывали патронташи.

В восьмидесятые годы, укороченные юбки стали международной модой.
Справа "урезанный силуэт, разработанный плотно обтягивающий фигуру джемпер с высоким воротом и длинными рукавами. Мини-юбка, прямая и узкая, с боковыми карманами, доходит до середины бедра. На узкой талии затянут широкий пояс. Аксессуары состоят из длинных, много выше запястья, контрастного цвета перчаток и большой плоской круглой шляпы. На ногах колготки темно-телесного цвета и туфли па высоком каблуке.

С 2000 по 2010 год

В наши дни очень широко используются различные отделки, о которых было сказано выше.
Отделки дополняют и украшают изделия, подчёркивают те или иные фасонные линии, иногда отделочные функции в них сочетаются с чисто утилитарными (отделка пуговицами, застёжкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве отделок используют чаще всего всевозможную фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки и т.п.) и разные отделочные матери алы (тесьму, шнур, сутаж, ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы, трикотаж, натуральные и искусственные меха и кожу. Широко применяется отделка платьев различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шёлковыми нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое распространение имеет ещё одна группа отделок, выполняемых из основной или отделочной ткани. Это всевозможные канты, бейки, воланы, рюши, жабо, отделочные строчки, заутюженные сборки, плиссе, рулики, фестоны, буфы, защипы, мелкие складочки и т.д.

Весенняя коллекция 2011 года

5. Физкультурная пауза

Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз.

«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.

Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.
Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съёмной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.

– Вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках? (Мы изучали тему «Отделка лёгкой одежды»)
Чему мы учились на этих уроках? (На уроках мы учились кроить и обрабатывать рюшу, волан, оборку)

– Чтобы проверить, насколько вы усвоили понятия этой темы, давайте вспомним математику, заполним таблицу и узнаем опорные слова, применяемые в отделке.

А Б В Д Е Ж К Л О Ж П Р Ц И Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
7 8 9 10 11

45 – 44 = ? 26 – 20 = ? 2 + 4 = ? 5 + 6 = ? 7 + 3 = ? 17 – 15 = ? 37 – 36 = ? 7 – 4 = ? 4 + 6 = ? 19 – 15 = ? аппликация

П А Б К Р С И Ч З О У Х Г Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

13 – 3 = ? 17 – 14 = ? 8 + 2 = ? 47 – 42 =? 19 – 15 = ? 28 – 26 = ? оборка

7. Практическая работа

– Предлагаю сделать цветы из самых неожиданных материалов. Вы будете изготовлять разные цветы «розы» из ткани. Можете украсить этими аксессуарами причёску, можете платье.

Цветы могут являться отделкой в течение всего года: это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты.

Инструктаж по технике безопасности.

– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.

  • Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
  • Булавки вкалываем в ткань в направлении…
  • Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
  • Во время работы ножницы должны находиться … с…

– На сегодняшнем уроке я предлагаю сделать цветок розу (групповая работа).

1 – вариант роза «медуза» – II гр. и III гр.
2 – вариант роза «бутон» – I гр.

– На первом уроке мы с вами выполним первый этап изготовления цветка.

– У вас имеются инструкционные карты по изготовлению цветка, на которую вы будете опираться во время работы.

I гр. – работает самостоятельно.
II гр. – работает по готовому крою.
III гр. – работают с готовыми квадратами.

8. Итог урока

– Чему вы научились на уроке?
– Что у вас получилось?
– Что запомнилось на уроке больше всего?

  • Представление своих работ.
  • Оценивание работы.

– На следующем занятии мы с вами продолжим изготовление цветов. Занятие хочется закончить словами:

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!

– Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!

В практике моделирования одежды широко применяют различные отделки, которые не только украшают изделие, но усиливают и обогащают его композицию. Отделки могут быть использованы для выделения формы изделия или ее части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы.

Отделки обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделок одновременно имеют декоративное и конструктивное значение, другие - декоративное и утилитарное.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Все многообразие их можно подразделить на семь групп:

1) отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;

2) отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны;

3) отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы;

4) отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, хольнитены, застежки-молнии;

5) отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами

6) отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно, ткани;

7) отделка деталей изделия печатным рисунком.

Отделки 1-й группы имеют широкое распространение и применяются в разных видах одежды. Им уделяют большое внимание в процессе создания проекта модели, так как они могут явиться средством создания формы, членения формы на части, связи формы. Они неразрывно связаны с конструкцией изделия и в значительной степени определяют расход материала на изделие. Отделки этой группы лаконичны, сравнительно стабильны. Некоторые виды отделок, такие, как рельефы, складки, отделочные строчки, применяют постоянно.

Они имеют не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.

Так отделочная строчка наряду с подчеркиванием края детали, шва, закрепляет край, шов и обеспечивает сохранение их формы; складки обогащают форму изделия, обеспечивают свободу движения в нем.

Вертикально расположенные рельефы, вытачные рельефные швы, складки, отделочные строчки придают деталям четкость, стройность. Драпировки, буфы, сборки неразрывно связаны с мягкой формой изделия или его части, причем драпировки, буфы могут явиться центром композиции изделия. Наиболее выразительны отделки этой группы на гладкокрашеных тканях, причем для драпировок, буф, сборок ткани должны быть пластичные, но не вялые; для рельефов, складок, вытачных рельефных швов ткани могут быть разной толщины, но достаточно плотные.

Отделки 2-й группы украшают форму, создают зрительное движение на ее поверхности (оборки, воланы, рюши), выделяют форму (кант, окантовка, бейка). Некоторые виды отделки имеют декоративное и утилитарное назначение. Так, окантовка края является средством декоративного оформления и средством его обработки, закрепления; рулик, бант - средствами скрепления деталей изделия.

Отделки этой группы могут применяться в изделиях взрослого и детского ассортимента из гладкокрашеных тканей и тканей с печатным рисунком.

Механизация процесса изготовления беек и окантовочных швов сделали его нетрудоемким, доступным при массовом изготовлении одежды. Бейки и окантовочные швы широко применяют при изготовлении детской одежды, одежды для отдыха, они придают изделиям декоративность, разнообразие, свежесть.

Отделки 2-й группы не влияют на конфигурацию и размер основных деталей изделия, поэтому широко могут быть использованы при проектировании одежды на одной конструктивной основе, что при минимальных затратах дает возможность резко повысить разнообразие моделей.

В 3-й группе отделок наибольшее распространение имеют тесьма и кружево. Отделочная тесьма в зависимости от ее вида может применяться в изделиях широкого ассортимента, придавая детской одежде, одежде для отдыха и спорта декоративность, национальный колорит; нарядной одежде - праздничность; повседневной одежде - четкость, строгость, формоустойчивость краев.

Тесьмой можно подчеркнуть конструктивные членения, выделить форму края. Отделочная тесьма может заменить дорогостоящую вышивку. Окантовка деталей тесьмой менее трудоемка, чем тканью.

Отделка 4-й группы - фурнитура - является элементом застежки и выполняет важную утилитарную роль, от нее зависит удобство пользования одеждой. Наряду с этим, фурнитура выполняет и декоративную роль, особенно это относится к повседневной одежде, одежде для спорта и отдыха. В этой группе наиболее распространенным видом отделки являются пуговицы, которые могут быть выполнены из разных материалов, разной формы и цвета. Материал пуговиц, их форма и цвет должны соответствовать назначению изделия, форме и линиям его членения, цвету и виду материала.

Отделки 5-й группы наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная, выполненная нитками, стеклярусом, бисером, блестками-пайетками. Она может применяться в изделиях разного назначения, являясь с давних времен отделкой одежды разных народов. Вышивка вносит в одежду элемент народности, придает ей нарядность, торжественность и даже строгость. Вышивка может быть центром композиции изделия. Вид вышивки определяется назначением изделия. В настоящее время в массовом производстве одежды в основном применяется машинная вышивка. Вышивка бисером, стеклярусом, блестками-пайетками применяется ограниченно и только в нарядной одежде.

Аппликация может быть выполнена на спецмашине зигзагообразной строчкой, клеевым способом и сваркой. При выполнении аппликаций сваркой рисунок, изготовленный на пленке, приваривают к материалу. Разработка технологии клеевого способа значительно сократила время выполнения этого вида отделки и открыла широкую возможность применения его в массовом производстве детской, подростковой одежды и одежды для отдыха. Рисунок аппликации и эмблемы должен соответствовать назначению изделия, возрасту потребителя.

Эмблемы широко распространены в спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.

Отделки 6-й группы применяют в нарядной, спортивной и повседневной одежде. Отделки из других материалов, кроме декоративного, имеют и утилитарное значение. Так, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия, применение трикотажной отделки в изделии из искусственной кожи повышает воздухопроницаемость изделия, обеспечивает большую свободу движения. Съемные детали из отделочных материалов позволяют одно и то же изделие носить в разных вариантах.

Отделка деталей печатным рисунком (6-я группа отделок) с переводом его парафазным методом может успешно применяться при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей, особенно из тканей, содержащих ацетатные волокна, где вследствие большой осыпаемости срезов и повышенной раздвигаемости нитей затрудняется применение отделок других видов.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласования, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.

    Классификация видов отделки швейных изделий.

    Поверхностная отделка материалов и изделий с использованием клеевых материалов.

    Химические методы придания деталям одежды различных поверхностных эффектов.

    Отделка деталей швейных изделий из термопластичных материалов сварными строчками и швами.

    Химические методы объемной отделки одежды.

    Химическая технология получения аксессуаров одежды.

    Гардеробная отделка швейных изделий.

    Потребительские свойства швейных изделий неразрывно связаны с колористическим и художественным оформлением материалов и деталей одежды.

Отделка деталей, узлов, изделий направлена на повышение художественной выразительности одежды и придание ей товарного вида (лекция 1). Эта группа методов химической технологии стала формироваться значительно раньше остальных.

Украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных. Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже.

Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды. Т.о., все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду.

Одежда, и в частности ее отделка, пережили ряд этапов своего исторического развития. В настоящее время ассортимент отделок одежды очень велик.

Все виды отделки по способу их изготовления условно можно разделить на 3 группы:

    Поверхностная отделка;

    Объемная отделка;

    Дополнительные аксессуары (съемные отделочные детали).

К поверхностной относятся отделки, выполненные непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала изделия при этом не изменяется.

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и его отдельных деталей за счет изменения пространственного расположения материала изделия. Объемную отделку можно условно разделить на подвижную и неподвижную. Неподвижная отделка – это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов (ниток, прокладок, клеев): буфы, защипы, декоративное выстегивание. Подвижная объемная отделка предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы: драпировки, складки и т.п.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т.е. достигнутую физическими воздействиями (ниточное, заклепочное соединение, тепловая обработка), и отделку, операции которой связаны с воздействием химических препаратов и процессов (рис.1).

    Клеевой способ изготовления отделок (аппликаций, эмблем) заключается в том, что полотно, предназначенное для получения отделочных элементов, соединяют и прессуют с клеевой паутинкой, клеевой сеткой или пленкой на прессе или утюгом, используя фторопластовую пленку в качестве проутюжильника. После этого вырезают или вырубают (в зависимости от имеющегося оборудования) деталь отделки заданной конфигурации, которую прикрепляют к деталям путем тепловой обработки.

В изделиях из х/б тканей материал для аппликации дублируют полиэтиленовой пленкой на прессе при температуре 1205 0 С, давлении 0,050,01 МПа и времени воздействия 355 с.

Для прикрепления аппликации к основному материалу может быть использован клей БФ-6: деталь аппликации из ткани увлажняют, дают слегка подсохнуть, наносят два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть. Накладывают аппликацию поверхностью на лицевую сторону детали и склеивают на прессе или утюгом (температура прессующей поверхности 150-180 0 С, утюжильной 160-190 0 С, давление 0,01-0,05 МПа, время прессования 20-90 с в зависимости от вида ткани).

Термоклеевая вышивка выполняется на вышивальном п/а в виде заготовок-вышивок, лицевая сторона которых получена шелковыми нитками, а изнаночная сторона – клеевой нитью. Заготовка-вышивка делается на специальной термостойкой тканевой подложке, которая при приклеивании полностью разрушается. Остатки разрушенной структуры вспомогательной подложки удаляются. Приклеивание заготовки производят на деталях кроя или на готовых изделиях с помощью пресса или утюга при температуре 150-170 0 С и давлении 0,02-0,05 МПа в течение 5-50 с.

Клеевые вышивки, аппликации устойчивы к х/ч и стирке.