А где можно про карину истомину. Карина Истомина: как пережить тяжелый разрыв и вернуться к нормальной жизни. EG: Есть ли у тебя так называемая role model

Журналист, модель и диджей Карина Истомина решила рассказать, каково это - психологически преодолеть все болезненные этапы расставания

Каждый человек в своей жизни проходил через болезненные расставания. Такой разрыв, когда душевная боль перерастает в физическую и от неожиданных флешбеков мутнеет в глазах. Каждый из нас в этот непростой период жизни сталкивается со многими проблемами, шаблонами и заблуждениями. Часто мы делаем неправильные выводы, что потом приносит нам неприятности в будущих отношениях. И получается, что тяжёлый опыт, который мы приобретаем, не приносит должных результатов.

Три месяца назад в моей жизни произошёл самый болезненный разрыв. И возможно, в будущем таких разрывов будет очень много, ведь мне только 22. Но я искренне хочу признаться, что порой вещи, с которыми я сталкивалась в этот период, давались мне очень непросто.

Я хожу к психоаналитику полгода и начала ходить, потому что поняла, что есть определённые мысли в моей голове, которые требуют объяснений самой себе, и мне некомфортно с ними жить. И когда мы расстались с моим бывшим молодым человеком, я ходила на терапию три раза в неделю. Я знаю, что не у каждого хватит смелости пойти копаться в тёмных уголках своего сознания, но оказалось, что в расставаниях есть фазы, которые должен прожить человек. И мне это очень помогло справиться со всем этим. Возможно, и кому-то из вас помогут мои размышления.

Первое, что происходит после фразы «Прости, я тебя больше не люблю» - это оглушающая боль и шок. Я плохо помню тот день, только урывками, будто во сне. Я помню зелёную скамейку, рабочих, красящих забор, и моего плачущего бывшего парня. Хотя это он меня не любил, но ему тоже было больно. Я не могла сказать ни слова.

На следующий день я забрала вещи. Если и существует десятый круг ада по Данте и я попаду туда, то я вечно буду собирать эти вещи из шкафов. Что лучше делать в такой ситуации? Взять друга или подругу, близкого человека. Пока я сидела на кровати, укутавшись в одеяло и рыдала, моя подруга взяла чемодан, помогла мне собрать вещи, сказала, что нам нечего здесь больше делать, и в машине включила трек Jay-Z «Lucifer». Поверьте, очень сложно наблюдать за тем, как человеку плохо, но на это и существуют друзья. И если бы не она, то я бы очень долго уходила из той квартиры.

И тут сразу совет. Друзья - это те люди, которые вас поддерживают. Часто они не говорят вам правды или того, что будет для вас болезненно слышать, потому что вы можете из-за этого с ними поссориться. Они желают вам самого лучшего, но это вы ответственны за свои поступки. И часто, когда я встречалась с друзьями и разговаривала о своих проблемах, они реагировали спокойнее, чем я предполагала, поэтому мне казалось, что всё не так страшно. Даже когда было очень страшно.

И вот я переехала обратно к родителям. Я почти не жила там 2,5 года и вернулась обратно, будто на первый курс университета.

Когда всё кончено и нужно начинать жить по-другому, начинается работа горя. Работа горя - это совершенно естественный процесс, в котором человек переживает болезненные стадии разрыва. Поэтому когда вам говорят: «Он / она тебя недостоин, зачем ты переживаешь?» - не нужно слушать. Если вы спрессуете эту боль в себе, она будет выходить из вас годами, неся за собой гору комплексов и заблуждений. Самое тяжёлое и самое смелое - встретиться со всем этим и пережить.

Всё начинается с того, что в это невозможно поверить. «Как так? Как могло это произойти? Это невозможно! Ещё неделю назад я готовила ему завтрак и мы болтали, когда пили чай».

Я не могла разобрать чемоданы неделю. Мама говорила, что я живу на вокзале, но я просто не могла их даже открыть. В этот момент начинается стадия «непринятия». Вам могут сниться сны о том, что вы до сих пор вместе, или о том, что этот человек возвращается. Грубо говоря, в вашем сердце ваши отношения в коме, под капельницами, но ещё дышат. Постепенно они умирают, вы кладёте их в гроб, забиваете гвозди, засыпаете землёй и ставите надгробие.

Прислушивайтесь к своим снам. Это говорит ваше подсознание. Через все этапы расставания у меня было очень много снов именно с теми ощущениями, которые меня встречали через какое-то время.

В реальности очень сложно выдерживать ассоциации с этим человеком. Я расфоловила на какое-то время его и наших общих друзей из фейсбука, предварительно предупредив их об этом. Я даже не могла открыть свой телефон, потому что когда я смотрела даже на свои фотографии, то вспоминала, что мы были вместе. Единственное, к чему я отнеслась с трепетом - это к музыке. Я поняла, что не могу сейчас слушать ту музыку, которую слушала раньше. Я не хотела, чтобы она отправляла меня в тот момент боли и чтобы напоминала мне о прошлом. Я взяла один альбом и слушала его месяц, до тех пор, пока мне не стало значительно легче. Это был альбом Канье Уэста «808s & heartbreak». Во-первых, он 2008 года, поэтому его нечасто где услышишь. Во-вторых, сейчас я могу его включить и перенестись в тот апрель. Это своего рода шкатулка воспоминаний. Ещё мне помогли прогулки. Я встречалась с друзьями и очень много гуляла одна, чтобы усталой сразу ложиться спать. Самым тяжёлым периодом дня для меня было утро, потому что я очень любила просыпаться вместе с ним. И теперь каждое утро, когда я открывала глаза, мне становилось сразу очень больно.

Первое время я не могла есть, меня тошнило, было недомогание, постоянно хотелось спать. В самые неожиданные моменты я могла заплакать, потому что постепенно приходило понимание, что мы больше не вместе.

Мы начинаем жалеть себя, кажется, что такого человека больше в нашей жизни не будет. Самого лучшего, самого любимого и самого прекрасного. Часть из этих размышлений действительно правда. Такого человека в вашей жизни никогда не будет. И так хорошо и плохо как с ним тоже не будет. Но нужно понимать, что хорошо и плохо ещё будет, но ПО-ДРУГОМУ. И так же у этого человека с вами. Каждый из вас всё равно особенный друг для друга. Только у вас были эти шутки, эти общие интересы, прозвища, воспоминания и секс.

Нельзя запираться в комнате. Нужно видеться с друзьями, постоянно проговаривать эту историю, потому что так она становится более осознанной для вас самих, съездить куда-нибудь, начать менять свою жизнь. Через две недели после расставания по удачно сложившимся обстоятельствам я переехала и стала жить одна. Это меня очень взбодрило, и я сразу начала чувствовать, что всё меняется. Я стала ездить на гастроли и нашла новую работу (я работала в команде со своим бывшим парнем, поэтому работы я тоже автоматически лишилась). Хоть с новой работы я убежала очень быстро, потому что поняла, что это было слишком неосознанное решение - это заставило меня думать ещё и о других вещах. Отвлекаться полезно, но нельзя просто не обращать внимания на свои чувства.

Я поехала с подругой в Париж и готовилась к защите диплома. Именно в Париже, через месяц после расставания, я поняла, что всё кончено. И произошло это совершенно случайно. Я поднималась в квартиру и подумала: «О, вот сейчас подключится wi-fi, надо ему написать, что со мной всё хорошо. Стоп. Карин, кому написать?».

Вот так началась стадия осознания. И сны о том, что я где-то его ищу или разговариваю, прошли.

Но потом начинается самое неприятное. Интоксикация. Если до этого вы чувствовали только боль, сожаление об утрате и тоску по человеку, то сейчас вы начинаете вспоминать всё, что вас ранило, обижало или с чем вы были не согласны всё это время. Злость очень сильное чувство. Этот вечный диалог в голове с частыми монологами о том, что нужно было тогда ответить, остановить очень сложно. Но его и не нужно останавливать. Злиться полезно. Нужно, чтобы из вас вышло всё.

У меня получилось всё это немного в осложнённой форме. Во-первых, я очень долго умею терпеть, даже когда этого не требуется. И когда меня что-то не устраивало, я могла промолчать, но всё равно сделать по-своему. Но промолчать. Поэтому злость за 2,5 года молчания возрастала с каждым днём всё сильнее. Я просто злилась и ходила каждый день в спортзал и на плавание, чтобы хоть на какое-то время побыть со светлой головой. И как только злость почти иссякала, был новый удар.

Я поняла, что красивых и уважительных расставаний бывает очень мало. И это точно был не наш случай. Видимо, работа горя моего бывшего молодого человека произошла в экспресс-режиме, когда мы ещё были вместе, потому что через месяц оказалось, что он не просто меня разлюбил, а то что он ушёл к другой женщине, с которой уже был, пока была я. Получается, ещё один человек спал на простынях, которые я подбирала под цвет наших занавесок и стаканов на кухне.

Как я справилась? Когда я об этом узнала, мне нужно было писать диплом. И вообще нельзя было думать ни о чём другом, кроме выпускных экзаменов. И мне казалось, что я легко восприняла эту новость, но мой организм сказал мне нет. Я думала, что только у русских классиков бывают барышни, которые лежат с «падучей» от плохих новостей. В общем, я два дня не могла встать, потому что у меня начался такой цистит на нервной почве (девушки меня поймут), что боль меня парализовала. Вопросов было много, но искренне бесило то, что это попало именно на тот промежуток времени, когда я оканчивала университет, и он знал, как это серьёзно, но ему было всё равно. Вот так ещё один шаблон разрушился.

В таких ситуациях нужно помнить только одно. Нельзя себя ни с кем сравнивать. Никогда. И этим я действительно горжусь, потому что в моей голове не было конкуренции, и я не чувствую себя хуже. Просто так произошло. И спустя всё это время я понимаю, что так намного лучше.

А что в конце, спросите вы? Когда вы устаёте злиться и ненавидеть, вам становится всё равно. Вы благодарны этому человеку за все тёплые совместные моменты, за усилия и любовь. Вот тогда и начинается новая жизнь. Она начинается, когда вы просыпаетесь утром и понимаете, что у вас куча дел и забот, которыми вам приятно заниматься, когда телефон разрывается от сообщений людей, с которыми вы хотите встретиться, и когда на душе у вас спокойствие, как в штиль.

Герой нашего времени: Карина Истомина, музыкальный инфлюенсер

За последние несколько лет Карина Истомина стала любимым персонажем СМИ. Поэтому особой задачей для меня стало рассказать о ней по-новому, найти те грани ее личности, которые еще не были освещены (а таких, поверь мне, много). Я давно слежу за ней в Инстаграме, слушаю музыку, которую она советует в Stories, читаю драматичные тексты, которые сопровождают ее фото. Мне всегда хотелось узнать об этом человеке чуть больше, и теперь предлагаю сделать это вместе.

Изначально Карина выбрала для себя модельное направление, но мечты и реальность часто не соотносятся друг с другом. Сразу известной стать не получилось, а до крутой работы на Западе было трудно добраться. Как ты уже знаешь, модель должна быть высокой и тонкой как тростиночка (правда, сейчас с этим активно борются: строгие рамки провоцируют развитие РПП и другие проблемы). Большая грудь и рост 172 (вместо положенных 175+) стали препятствием к участию в показах, а отечественный глянец тогда еще не рассмотрел новую героиню.

Фото Александра Буримова

Несмотря на неудачи, Карина много работала и рассказывала о профессии. Например, о том, что модель – это не только красивое лицо, не только упорный физический труд, но и умение общаться. Обычному человеку необходимо уметь поддержать разговор, полезно читать книги и в целом хорошо соображать. Модели же приходится ежедневно встречаться с огромным количеством людей, которым необходимо соответствовать.

Можно сказать, что Карина одна из первых начала рассказывать правду о моделинге.

В какой-то момент она поняла, что индустрия несправедлива по отношению к моделям, к ним плохо относятся, а от девушек ничего не зависит. Ты не можешь отстаивать свое мнение, не можешь жаловаться, ты должна радоваться любой работе, а в остальное время – просто ждать. Единственной отрадой стала музыка.

Со временем Карина решила, что хобби необходимо переформировать в профессию. И тогда начался период изучения. Успех и гастроли пришли не сразу – ведь о девушке никто не знал. Приходилось играть за бесценок, чтобы хоть кто-то услышал ее и снова позвал играть. Правда, не все оказалось так просто.

Стереотипы и симпатичная внешность не всегда играют на руку тем, кто хочет, чтобы его голос был услышан. В нашем обществе эффект первого впечатления зачастую заглушает то, что человек пытается донести (и в большей степени это касается женщин).

Потому что каждой из нас в попытке заслужить свое место под солнцем приходится доказывать, что ты больше чем красивая внешность.

Так что у Карины появилась цель сделать все, чтобы ее мнение стало важным в музыкальном мире. И она начала делать уверенные шаги в сторону того, чтобы заслужить звание музыкального инфлюенсера.

Для меня эта хрупкая леди – настоящий герой, потому что она работает в три раза больше других, чтобы показать своим примером всем нам, что девушка тоже может иметь право голоса, что ее мнение может быть ценным и что красота – не равно глупость.

Пройденный ею путь еще раз доказывает, что шаблоны неверны и бесполезны и что пришло новое время, в котором женщины тоже могут соревноваться. Вот такой вот феминистский текст получился. В нашем интервью Карина расскажет о себе чуть больше, поделится лайфхаками и настоящими секретами о том, как стать диджеем и выжить.

EG: Расскажи, всегда ли ты была так уверена в себе?

Карина: С самооценкой у меня были проблемы, как и у любого подростка, да и сейчас я не могу сказать, что не осталось к себе вопросов. В 15 ты заморачиваешься на своем внешнем виде, а вот в 24 – на жизненном предназначении. Но даже такое нестабильное ощущение себя я никогда не променяю на неправильно выщипанные брови, тональный крем на три тона темнее, запреты на покраску волос, прыщи и комендантский час в 7 вечера. Красавицей школы я никогда не была и не стремилась. Всегда ходила в мальчишечьих скейтерских вещах, как и сейчас. Красивой я себя ощутила уже после 18.

EG: В диджейской сфере особенно развита дискриминация по половому признаку. Как ты справляешься с негативом?

Карина: В реальной жизни с негативом справиться легче, потому что даже если мне и страшно, то со временем я осознала, как важно уметь за себя постоять. Я понимаю коллег по цеху, которые меня терпеть не могут, особенно парней. У многих из них отличные навыки, но они выступают в десятки раз меньше, чем я. Почему? Потому что у меня есть огромный инструмент в руках – харизма, и никто у меня ее не отнимет. Она дает мне веру в свою исключительность, помогает твердо стоять на ногах. Без техники тоже далеко не продвинешься, но многие начинают зацикливаться именно на ней, забывая, что навыки общения никто не отменял.

Фото Александра Буримова

EG: В чем вообще заключается твоя работа? Что делает диджей?

Карина: Помимо того что ты впитываешь энергию зала и отдаешь им свою, ты должен вести толпу... Делать все, чтобы она рыдала, визжала от счастья и валялась на полу. Многие думают: что же в этом такого, включать не свою музыку? А представьте, что вы встали за пульт, перед вами полный танцпол и все от вас ждут чего-то. Не растеряетесь? Когда я играю, я чувствую себя очень сильной, потому что просто не могу дать слабину.

Но потом у меня несколько дней серотониновые ямы и апатия, ведь когда много отдаешь, долго восстанавливаешься. Люди приходят за хорошей музыкой, которую преподносят им на блюдечке с чистейшей энергией, а они выпивают ее как вампиры. В этом и заключается моя работа, помимо того что я занимаюсь техникой каждый день дома в своей студии.

EG: Расскажи о своих дальнейших планах.

Карина: После 30 мне бы хотелось открыть свой музыкальный лейбл. Я считаю, очень важно помогать русским артистам развиваться. Новым этапом моей диджейской карьеры станет написание собственной музыки, хоть это и трудно.

EG: Есть ли у тебя так называемая role model?

Карина: Меня вдохновляет корейский хаус-диджей Пегги Гу. Она играет в Бергхайне на крупнейших электронных фестивалях и при этом может сидеть на показе Louis Vuitton вместе с Канье Уэстом и участвовать в коллаборации с косметическими брендами. Более того, она очень стильная, и у нее просто невероятный музыкальный вкус. Я хочу развиваться в таком же направлении.

EG: Кажется, самолет уже стал твоим вторым домом. Трудно ли жить в таком графике?

Карина: Я люблю свою работу, но, конечно же, очень страдаю из-за занятости. Сон по два часа в самолетах, ночные сеты, постоянная отдача энергии, изучение музыки и поиск новых треков иногда выливаются в нервные срывы. Когда я говорю «нервный срыв», подразумеваю, что ты не просто плачешь в отеле от усталости, а идешь к психологу, потому что понимаешь, что жизнь тебе не мила.

Ты будто находишься на краю ущелья, где можно либо все бросить, либо снова набраться сил, потому что не в твоем стиле сдаваться. И вот так, разрываясь на две части, ты ползешь дальше в гору... Такая жизнь обернулась меланхолией, но я все еще могу шутить и выходить в общество. Значит, я еще не совсем сошла с ума.

EG: Наш рэп для тебя – это русский рэп или рэп на русском?

Карина: Это русский рэп, который, как мне кажется, только встал на первую ступень развития. Так что впереди нас ждет еще очень много нового и интересного. Сейчас все сильно перемешалось, рэп – это новый рок. И очень круто, что именно хип-хоп является главным жанром, который слушают подростки, потому что в этом всем есть желание стремиться вперед.

Я была на выступлении Boulevard Depo и оказалась в приятном шоке. Он очень крутой чувак с невероятным вайбом. Еще сейчас я много слушаю группу «ЛАУД», очень советую обратить на них внимание.

EG: Что такое любовь? Меняется ли определение этого чувства с возрастом?

Карина: Сейчас я не знаю, но определение точно меняется. Я пытаюсь пресекать в себе ощущение влюбленности, основанное только на страсти. Мне хочется, чтобы меня понимали, поддерживали и были намного сильнее меня. Наверное, тогда мне стало бы легче жить в согласии с собой. И все-таки в данный момент не время ни для большой любви, ни для каких-то коротких романов. Я многого хочу достичь, боюсь, отношения будут тормозить и забирать ту энергию, которая нужна в музыке.

Карина Истомина – талантливая Московская девушка, которая смогла прославиться благодаря передаче «Нежный редактор». На данный момент Карина занимается блоггерством, а также модельным бизнесом.

  • Дата рождения – 20 апреля 1994
  • Место рождения - город Москва
  • Рост – 173
  • Вес – 47
  • instagram.com/diamond_april

Детство и юность

Когда Карина была маленькой, она значительно отличалась от сверстников тягой к творческой деятельности. Родители стремились развивать дочку, отдавая ее во всевозможные секции. В школьном возрасте Истомина с удовольствием ходила на уроки музыки, художественной культуры, также девочка любила читать книги, ее интересовала мировая история.

Окончив 11 классов на «отлично», Карина решила попытать свою судьбу и подала документы в исследовательский институт «Высшей школы экономики».

Карина всегда увлекалась музыкой, и мечтала, что когда вырастет, сможет прославиться не только в родной стране, но и в Нью-Йорке. Она часто по телевизору смотрела клипы с любимыми певцами, подтанцовывая в такт их движениям. Также Истомина интересовалась журналистикой, она легко находила общий язык с окружающими, и ей казалось, что общаться со знаменитостями и брать у них интервью это весьма интересно.

Карьера

Повзрослев, первым делом, Карина решила попробовать себя в модельном бизнесе, ведь ее рост и осиная талия, вполне подходили под параметры настоящей модели. На тот момент вес девушки составлял – 55 килограммов.

Впервые ей удалось засветиться на страницах модного издания в шестнадцатилетнем возрасте. Уже тогда девушка сумела покорить публику своей непринужденностью и точеной фигурой. После первых съемок последовало множество предложений о сотрудничестве с самыми известными брендами. Истоминой удалось даже засветиться на заграничном подиуме.

Благодаря модельной карьере, начинающая знаменитость могла самостоятельно оплачивать учебу в университете. Даже отец героини всегда удивлялся самостоятельности дочери, он точно мог быть уверен, что правильно воспитал Карину.

Когда Истоминой исполнилось 18, ей предложили сотрудничество со знаменитым модельным агентством «Avant Models Management».

Довольно быстро Карине Истоминой удалось прославиться, как популярный Ди-Джей. Помог прославиться девушке ее бывший возлюбленный Антон Севидов, Карина до сих пор вспоминает мужчину лишь в добром ключе.

В 2019 году Карину Истомину пригласила сниматься на своем ютуб - канале знаменитая блоггерша Татьяна Мингалимова. Вместе с коллегой Ксенией Дукалис, девушки рассуждают на интересующие многих темы взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Многие интернет пользователи смогли по достоинству оценить новый формат шоу, что во многом помогло Карине набрать более 200 тысяч подписчиков, среди которых есть и знаменитые блоггеры. Некоторые сравнили деятельность девушек со знаменитым сериалом «Секс в большом городе».

Личная жизнь

Карина весьма открытый человек и всегда делится с подписчиками о изменениях в своей личной жизни. За свою жизнь девушка пережила два серьезных романа с Никитой Забелиным и Антоном Севидовым, которые, к сожалению, закончились плачевно.

После расставания с Антоном Севидовым, Карина долгое время не могла прийти в себя, ей даже пришлось обратиться за помощью к профессиональному психологу.

Карина не любит рассказывать о своих родителях, несмотря на счастливое детство отец у девушки весьма строгих нравов человек.

Девушка не боится откровенных сцен, как считает Истомина: «Естественность не может быть стыдобой!»

Мы запускаем новую рубрику, в которой наши герои будут рассказывать про один день из своей жизни. Путешественники, модели, блогеры, фотографы, творческие люди и просто интересные персоны приоткроют завесу того, что скрывается за красивыми картинками в Instagram профилях и покажут всё, что остается за кадром. И начинаем мы с одной из наших любимиц – Карины Истоминой.

Мне всегда казалось важным рассказывать не только то, что происходило в какой-то момент жизни, но и делиться ощущениями. Ведь чаще всего именно они приводят нас к каким-то выводам, желаниям, целям, а порой и разочарованиям.

Если честно, я очень не люблю, когда меня называют моделью. Я имею ввиду, что я уважаю свою работу, но в моей жизни еще есть важные для меня занятия, которым я отдаю максимум своих сил и времени. Я пишу лонгриды о музыке, играю dj-сеты и уже почти год работаю pr-менеджером инди-группы Tesla Boy. Также я заканчиваю ВШЭ факультет журналистики. Не буду скрывать, чаще всего я разрываюсь между миллиардами дел и могу остановиться посреди дороги от осознания того, как смертельно я устала, но я люблю то, что делаю. И это доставляет мне бесконечную радость.

Итак, я расскажу про то, как я была на Ибице на съемке летней коллекции бренда Etam в начале марта.

Я летела в лоукостере (спасибо за это клиентам) с пересадкой в Мадриде из Нью-Йорка в районе 20-ти часов и к утру, прилетев на остров развлечений, поехала прямиком на съемку. Я ничего не имею против лоукостеров, но в них безумно мало пространства между креслами, поэтому на четвертый час полета у меня заныли колени, и, выпив мелатонин, я провела весь рейс в болезненном сне. Помимо гудящего в моей голове джетлага, меня донимала уже классическая нью-йоркская депрессия, поэтому деревенскими красотами Испании я не была особо впечатлена, но в воздухе пахло морем и это меня успокаивало.

Было около семи утра, я сидела на вилле, которая находилась в горах, вдали от клубов и ресторанов, чьими вывесками увешан весь город. Было около 15-ти градусов, но я предвкушала, как буду мерзнуть в прекрасном бассейне небесного цвета, который располагался на территории участка.


Команда состояла из 15-ти человек: два фотографа, один из них известный итальянский – Эммануэль Феррари, два стилиста, их помощницы, визажист, клиент и личный (!) повар, но к нему я вернусь чуть позже.

Также со мной в паре работала просто фантастической красоты 18-ти летняя испанка Марта Агулар. Мне казалось, что она сама не понимает насколько она красива, но в ней, как и во всех девушках, от которых захватывают дух, было что-то таинственное. А может эта таинственность была в том, что она мало говорила, курила самокрутки и сидела в телефоне все время, что мы были там.

Все были максимально приветливы и рады мне принести плед или чай, чтобы я не мерзла, а единственная проблема состояла в том, что никто из них не умел четко изъясняться на английском.

В тот момент я вспомнила, что когда ездила с родителями во Францию, то там везде не говорили на английском или делали вид, что не умели. Конечно, это не доставляло дискомфорта, но я – любительница поболтать и всех рассмешить, поэтому у меня было ощущение неудовлетворенности. Приходилось просто мило улыбаться.

Говорят, моделям именно так и нужно себя вести – молчать и улыбаться. Но большинство из них безмолвны, потому что им либо нечего сказать, либо они просто не знают языка.

Коллекция будет классной, некоторые вещи я бы с удовольствием носила, да и работать было легко и даже не очень холодно.

Отсняв часть луков в спальнях и на террасе нашей виллы, мы пошли обедать в сад. Повар был красив. Своими огромными руками он переворачивал листья салата в большой блестящей тарелке, мимолетно поглядывая на нас с Мартой.

Когда я шла на обед я ожидала свершение какого-то кулинарного шедевра на моих глазах, потому что пахло фантастически головокружительно. Что ж, я – мастер фантазий, и чаще всего, я хочу оставаться в них и дальше. Еда была ужасной. Я не прихотлива, честно. Но в этот раз я снова почувствовала себя пятилетней и будто мама снова заставляет меня есть «нечто», чьего названия я не знаю. Я не ем кус-кус и суп-пюре из шпината меня тоже не вдохновляет, а бекон наш повар варварским способом замешал в какие-то бобы, что меня очень огорчило. Поковыряв в тарелке минут 10, я быстро добежала до кухни, чтобы он не заметил и не обиделся, что я ничего не съела. Все-таки детские установки управляют нами всю жизнь.

Вторую часть дня мы провели у моря. Хочу заметить, на Ибице оно очень насыщенно-лазурно-синего цвета. На него можно смотреть часами.


В начале мы заехали в рыбацкую деревушку. Там весь берег был устлан засушенной морской капустой, поэтому пахло йодом.


Пока Марта курила самокрутку, я нежилась на солнышке и дремала на корточках. Работа модели научила меня спать везде, где появится такая возможность. Меня донимали мысли о том, как я тоскую по дому, как прекрасно, что я на море и что же мне дальше делать. Хочу отметить, что последний вопрос не покидает мою голову никогда.


Еще я нервничала. А это уже относится к другой моей работе. Мы готовили концерт Tesla Boy в Гоголь-Центре, который прогремел 20 марта с невероятным успехом, которого мы и сами не ожидали. Моя работа заключается в том, чтобы со всеми быть на связи, все контролировать и всем написать, чтобы они в свою очередь написали о нас. А я сидела в рыбацкой деревне на испанском острове без интернета, с джетлагом и ещё 15-ю луками впереди. Бегая от вайфая к вайфаю, я решала важные организационные вопросы, которыми нужно было заняться немедленно.

К вечеру мы поехали на пляж. От песка уже тянуло холодом, а море было ледяное, но в бухте было спокойно и почти безветренно. Это была прекрасная возможность наконец немного выдохнуть. Пока нас по очереди снимали, я сидела на берегу и слушала музыку в наушниках.



А еще мы заехали в город. Если вы – интроверт с предрасположенностью к социопатии, то Ибица в начале марта – это вариант для вас. Туристические города зимой очень тоскливые. В городе было около 10-ти человек и всем им было за 60.


Большая часть ресторанов была закрыта, даже рольставни в апартаментах захлопнуты. Город еще не проснулся, только рабочие выбеливали стены около средневековой крепости.

Но это не помешало мне выпить кувшин белой сангрии, съесть цезарь с яблоками (это еще одна странность) и прогуляться в порту, потому что я очень люблю корабли.


Что ж, это был прекрасный перевал между жизнью в Нью-Йорке и жизнью в Москве. У меня было время немного подумать о том, что произошло и что будет, поработать и в целом прекрасно провести время с самой собой. Вот такая немного меланхолично-романтическая история о моем дне.

The Village продолжает рубрику « ». В ней интересные горожане рассказывают о своих любимых местах - и если раньше это были только бары и рестораны, то теперь герои могут выбрать любые близкие им точки в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В новом выпуске диджей, основатель проекта Resonance и участник последнего Никита Забелин рассказывает о своей съемной квартире на Ленинградском проспекте, где начинал свою карьеру в Москве и откуда теперь съезжает, и вспоминает свое детство на Урале.

фотографии

Андрей Стекачев

О переезде на новую квартиру

Я покидаю квартиру на Ленинградке с тоской.
С другой стороны, понимаю, что пора что-то менять. Я приехал сюда, будучи просто играющим диджеем, а сейчас у меня своя программа на радио, гастрольный график по всему миру расписан на месяцы вперед.

Мне очень нравится район «Белорусской», потому что для путешествующего человека принципиальный момент - доступность аэропорта. Это для меня второе место по посещаемости после квартиры. Я езжу туда каждую неделю, иногда два раза, поэтому мне надо минимизировать затраты энергии и времени на дорогу.

Теперь я буду жить на «Чистых прудах». Это абсолютно неудобно с точки зрения навигации, но там спокойный район, нет Ленинградки. Здесь окна очень грязные, шумно, пыльно, а еще у меня северная сторона, и это тоже плохо на меня влияет. Я за два года тут вообще не видел солнца, и еще здесь лампочки тусклые - ты постоянно в полумраке. А для меня это важно. В детстве в Екатеринбурге у меня была очень маленькая комната - квадратов восемь, как купе. Там было окно, вдоль которого стоял стол с компом, где я писал музыку. И у меня об этом самые светлые воспоминания, потому что там всегда было солнечно. В Екатеринбурге нет туч, там редко бывает плохая погода, там всегда чистое небо и огромное солнце. Я люблю, когда просыпаешься и видишь, как на солнце падают пылинки. У меня нет занавесок, я сплю без штор. В темноте я не могу писать музыку, мне нужно слепящее солнце.

Сейчас я планирую заняться музыкой больше, и переезд в другую квартиру обусловлен этим. Я буду жить один, здесь я всегда жил с кем-то. Сейчас мы снимаем вместе с Мирой, она тоже музыкант, но мы не встречаемся, просто друзья. Мы знаем друг друга еще с Екатеринбурга.

На мою прощальную вечеринку в этой квартире пришли все друзья, решив, что я уезжаю из страны. Здесь было человек сорок. Это была домашняя вечеринка, но она проходила при поддержке «Егермейстера» с приглашенным диджеем, которым стал Дима Ковязин. Все как на нормальной вечеринке: здесь играет диджей, там танцуют, на кухне курят, везде куча алкоголя, и при этом ведется прямая трансляция происходящего в Facebook.

О переезде в Москву

Я переехал в Москву почти четыре года назад, мне было тогда 26. В квартире на Ленинградке началась новая - так скажем, сознательная - жизнь (сначала я недолго жил на Арбате). Здесь я приходил в себя после некоторых событий в Москве. Она встретила меня очень агрессивно. Я начал свой путь с клуба Monasterio, который уже не существует. Им занимались непорядочные люди, и моя провинциальная наивность сыграла со мной злую шутку. Но мне нужно было показать свои таланты московской публике, требовалось какое-то место, где я смогу себя презентовать.

На тот момент Monasterio был для меня лучшим местом: там еще не было своей тусовки. В «Солянке» все друг друга знали, там я бы находился за первым эшелоном, с «Армой» было вообще бесполезно общаться. Это было тяжелое время, но мое имя, конечно, появилось на карте Москвы только благодаря Monasterio. В итоге клуб закрылся (к тому моменту мы все окончательно рассорились), но когда я вышел оттуда, в техно-тусовке уже знали Никиту Забелина, и я начал делать свои вечеринки, на которые стали ходить люди.

Я никогда не заставляю себя писать музыку, для меня это принципиальный момент. Мне насрать, слушают мою музыку или не слушают, будет у меня релиз или не будет. У меня выработался некоторый иммунитет к этому. Когда я играл дома, никому не была интересна моя музыка, в Екатеринбурге все говорили, что я играю плохо, в моей группе говорили, что я так себе музыкант, - меня всю жизнь преследует такая история.

Когда я встретился с Ниной (Нина Кравиц, диджей. - Прим. ред.) , показал ей свои треки и ей понравилось, я приобрел некоторую уверенность в себе. Потому что человек, который для меня являлся важной фигурой в техно-мире, признал мои работы чем-то стоящим. Но вот моя соседка Мира заслужила свою популярность только музыкой, а я понимаю, что мой успех обусловлен больше какими-то социальными факторами и моими действиями.

О Екатеринбурге

Я окончил университет в Екатеринбурге, где учился на специалиста по международным отношениям, но я ****** (плохой) специалист. Просто у меня был разговор с родителями: ты, Никита, заканчиваешь образование, а дальше делаешь что хочешь. Музыкой я начинал заниматься лет с двенадцати.
У меня была группа, где я играл на басу. Мама у меня слушала всякий электронный музон вроде Prodigy, Chemical Brothers, Scooter - это было с детства у меня в ушах. А папа слушал Луи Армстронга и Барри Уайта, катаясь на «мерседесе». Чем они занимались тогда, я не знаю. Это были
90-е. У меня молодые родители, им сейчас нет 50, и я никогда не воспринимался как сын: просто есть пара, и с ними еще один чувак тусуется. Меня никогда не гоняли, не говорили, что надо делать, не было иерархии, ее и сейчас нет.

В 17 лет я начал ходить по ночным клубам и понял, что мне это нравится, захотел писать музыку сам, без группы. С коллективом у меня тогда не заладилось, там мне сказали, что я не умею играть и из меня не получится толковый музыкант. Я не стал спорить с тем, что я так себе игрок: не очень уверенный, нестабильный, и техника игры страдает. А компьютер был для меня выходом из ситуации, потому что там можно все технически правильно сделать.

У меня все случилось быстро, уже в 18 лет я сделал свою вечеринку, а к 20 годам путешествовал по Уралу. В Москву я тогда иногда ездил просто так, а в 2009-м впервые выступил на фестивале в ЦДХ, где играл live.

Честно говоря, я бы вернулся домой, если бы мне не надо было поддерживать мой уровень

До переезда в Москву я пожил несколько лет в Санкт-Петербурге и затем снова в Екатеринбурге.
В Питере я не планировал жить, я туда поехал, потому что играл в группе. После концерта мне не смогли заплатить, поэтому у меня не было денег на билет домой. И я остался там... на три года. В Петербурге я так и не смог поднять голову, но там я заработал хороший опыт работы в видеопродакшене и модной индустрии.

Возвращение на родину было вынужденным шагом. В тот период у меня зашли в тупик отношения с девушкой, с работой тоже не заладилось - по той простой причине, что мне это не надо было. Я Овен по знаку зодиака, и поэтому меня заставить что-то сделать вообще невозможно. Я уехал обратно в Екатеринбург и после тяжелого Петербурга решил вести развязный образ жизни.

Вообще, я люблю родной город. В Екатеринбурге мне больше всего нравится проспект Ленина. Там есть центральная улица, где расположены все дома, которые мне интересны с точки зрения архитектуры. Я люблю там гулять. В 20-е годы там была экспериментальная площадка для социалистического общества: весь центральный район застроили единым ансамблем в стиле конструктивизм. Ну и, конечно, «Ельцин-центр» - очень важное место, федерального масштаба. Оно презентует новую Россию, молодую страну, которой всего 26 лет. Мне обидно, что на месте памятника Ленину на центральной площади не стоит памятник Ельцину. Кто-то говорит, что он пропил страну, а я считаю он был важной фигурой, и я представляю, как ему досталось, когда рушилась страна. Ельцин был большой человек, сильный, и все, что у нас есть (и чего нет, конечно), - все благодаря ему.

И еще в Екатеринбурге есть такой клуб «Линч». Он полностью воссоздан по мотивам линчевских фильмов: там есть красная комната с черно-белым полом, полностью белая кожаная комната и даже комната из «Внутренней империи».

О любимых заведениях

Мне нравятся те площадки, которые сделаны из чувства любви, а не ради наживы. Хорошая площадка «Рабица», хорошая площадка «Родня». Что такое клуб? Это сообщество людей в первую очередь, это не про музыку. Тот, кто создает место, должен сам быть в теме. Такие места, как «Конструктор» или Space Moscow (царствие ему небесное) - это вообще не клубы. Когда я прихожу в такие места, я чувствую себя как в загоне для скота. Там не рассматривают человека как личность, а только как финансовую единицу.

Из ресторанов уже 8–10 лет я хожу только в «Пропаганду» и «Филиал». Я не люблю, когда меня ********* (обманывают), а там меня точно не ******(обманут). Я всегда там кормлю артистов, которых привожу, меню и цены знаю наизусть. «Цезарь» в «Пропаганде» - маст-хэв, а уж ланч - это святое. Когда я приехал в Москву, он стоил 220–250 рублей, сейчас, когда семга подорожала, - 360 рублей. Но я уже беру не ланч, а полный набор блюд. Американский кофе стал для меня такой привычкой, что я прихожу в другие места и прошу там американский кофе, а не американо.

Ненавижу дорогие заведения, где вензеля, слишком милые официанты - меня реально это раздражает

На меня, конечно, смотрят как на деревенщину, как будто я «экспрессо» заказываю. Раньше моим любимым заведением был ресторан «Часпион» с армянской и грузинской кухней на «Новослободской», но его убрали, когда сносили самострой. Вот там все было по-настоящему.

В Екатеринбурге таких мест много. Местная узбечка «Нигора» - заведение номер один, где можно поесть лагман, долму, шаурму. Там не особенно чисто и опрятно, но тебе плов наваливают, который по-настоящему вкусный.
У меня нет пристрастия к чистым местам. Ненавижу дорогие заведения, где вензеля, слишком милые официанты - меня реально это раздражает, я чувствую себя там неудобно.