Имеет ли право церковь не крестить детей, рожденных вне брака. Апология брака Родить ребенка вне брака грех

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак - это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство - это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, - когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил - и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, - родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, - и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

Дети, рожденные вне официально зарегистрированного в ЗАГСе брака, обречены на множество испытаний и болезней, попущенных Богом в качестве наказания их родителей за грех блуда или прелюбодеяния (супружеская измена). Почти всегда. Но намного больше ждет испытаний и болезней их родителей. Рано или поздно. Сменить «гнев» Бога на милость можно только Исповедью обо всех нарушениях заповеди «Не прелюбодействуй» каждого живущего родителя. И последующим участием их в таинстве Причастия. А затем обязательно Причащение каждого ребенка. Но только начало полноценного послушания Богу родителей, впавших в блуд, избавит окончательно не только членов нынешней семьи, но и их потомков от повторения нарушения этой и множества других заповедей. И семья получит благословение Бога на продолжение ее рода. В душевном и более или менее телесном здравии. Здоровье зависит полностью только от воли Бога. И будет всегда Его даром. И быстрее всего обретется уже в регулярном Причастии. Намного более частом, чем один раз в месяц.

Послушание Богу заключается в начале участия каждого члена семьи в Исповеди и Причастии, начиная с тех, кто впал в страсть блуда, от нескольких раз в год к намного более регулярному. И обязательно участие их детей в таинстве Причастия, чтобы оградить от страстей-бесов, живущих в душах родителей и так сохранить души детей намного более чистыми, такими же детскими и близкими к Богу. От страстей-бесов, живущих в родителях, страдают больше всего их собственные дети. И многие из них передаются им как заразная болезнь, если дети не участвуют в таинстве Причастия. Кроме этого, родители обязаны начать поститься и молиться, постепенно обучаясь ежедневной молитве и соблюдению всех постов Православия. И должны отдать таким образом свой долг Богу. Для людей, не крещенных в Православии, самый лучший выход - это принять православное Крещение и начать точно так же учиться слушаться Бога, участвовать в таинствах, соблюдать посты и ежедневно молиться.

Но если взрослые или подростки, впавшие в блуд, начнут искать ошибки своих родителей и поддаваться на обвинения в своих грехах кого-то, то будут обучены Богом забыть про это. И Он убедит их смотреть на себя и прежде всего искать бесовские обиды на родителей и других старших и грехи по отношению к ним, раскаиваться в этом и исправляться. И прибегать к Исповеди и Причастию, а не рассчитывать, что оставление греха или раскаяние только в душе приведет к избавлению от испытаний и к не повторению грехов. За самонадеяние и не раскаяние в Исповеди и без причащения Бог часто попускает повторение одних и тех же грехов. В том числе и блуда.

ВАЖНО.
Необходимо знать, что ответственность за каждого члена семьи лежит прежде всего на муже. А затем на жене. Поэтому, до тех пор пока не пойдет на Исповедь и Причастие впавший в блуд муж, вся семья будет страдать от страстей-бесов, живущих в его душе и теле. И точно так же для жены. Временные увлечения кем-то другим во время брака, даже которые не привели к интимным отношениям - это такое же нарушение заповеди «Не прелюбодействуй». И последующее наказание-обучение Бога. Пути исправления - те же самые. Если муж или жена упорно не идут на Исповедь, то мириться нельзя. Те из близких, кто понял, что необходимо слушаться Бога, должны сами начать регулярно исповедоваться и причащаться, поститься и молиться. За послушание Себе Бог исправит и близких. Со временем. В этом случае такую самую важную ответственность за семью перед Богом могут взять на себя их дети, бабушки, дедушки, тети, дяди и другие близкие или даже дальние родственники. Такой подвиг и жертву для Бога Он примет и поможет тем, о ком сострадает этот человек. И хочет исправления впавших или впадающих в блуд его родственников. А наибольшей жертвой в такой семье является отдать себя полностью на служение Богу - принять монашество. И стать молитвенником за свою семью.

Брак, заключенный после интимных отношений до него, не избавляет от греха блуда. И от страстей, живущих в этих людях. И все описанное выше полностью касается мужа и жены, их детей и потомков.

Так же важно знать, что люди, которые имеют нераскаянные блудные грехи в Исповеди, знают о такой необходимости, но не идут на Исповедь и Причастие, навлекают на себя намного большие испытания от Бога.

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» - Евангелие.


Неофициальный брак (в народе его именуют гражданским браком), - это семейные отношения без штампа в паспорте, часто его еще называют домом без крыши.
Но приверженцы свободных отношений в защиту гражданского брака выставляют множество аргументов:
- Не может стоять даже искусно вырезанная печать выше человеческих чувств.
- Государственная регистрация никаким образом не влияет на отношения.
- Разводятся даже те, кто в церкви обвенчаны и в Загсе зарегистрированы.
В основном на защите гражданского брака стоят мужчины. Если женщины и говорят об этом, то тут, конечно не без лукавства. В сердце и мыслях каждой женщины таится желание оформить, узаконить свои отношения с любимым мужчиной. Роль сожительницы для них созвучна с горьким подтекстом «разврат», а роль жены на подсознании воспринимается, как защищённое материнство.
Объясняясь женщине в любви, 35-летний мужчина одновременно предупреждает её о том, что не намерен с ней оформлять отношения в Загсе. Он не намерен штамп в паспорте ставить, считая, что государственный бюрократизм унижает чувства людей, которые любят друг друга.
Девушка слегка краснеет, отводит глаза в сторону и неуверенно говорит:
- Да, милый, ты прав. Как будут развиваться наши отношения, зависит только от нас.
Но в этот момент в её душу плеснула волна грусти и пошатнула что-то внутри. Не так уютно ей стало в объятиях любимого. Холод отчуждения пробежал между ними.
Девушка задумалась:
- Даже объясняясь в любви, мой мужчина думает о том, как сохранить личную свободу в наших отношениях. Если в 35 лет он не готов взять ответственность за создание семьи, он никогда не сможет стать для меня хорошим мужем, а для наших детей хорошим отцом.
Вслух она сказала:
- А если у нас родится ребёнок, мы тоже не будем регистрировать его дату рождения, имя? Зачем нам эта бумажка? Мы же и так будем знать, как его зовут? Ответь мне честно: не унижая себя бюрократизмом, ты и дальше никаких следов отцовства на канцелярских документах не будешь оставлять?
В ответ наступило рассеянное молчание. Главная причина нежелания создавать традиционную семью была расшифрована. Философствовать дальше было бесполезно.
Девушка приняла мудрое решение: она прекратила отношения, поняв, что для её друга-эгоиста она не есть жизненная ценность, а лишь комфортный источник удовольствия и утех.
Так, к сожалению, поступают сегодня немногие. Большинство женщин и девушек готовы годами пребывать в подвешенном состоянии в надежде когда-нибудь из статуса подруги-любовницы перейти в статус жены и матери. Но когда инстинкт отцовства в любимом созреет, трудно предугадать. Желание свободы и семейные узы всегда плохо сочетались.
В гражданском браке нервная система и психика женщины постоянны возбуждены. Слишком туманное будущее, страх и тревога перед завтрашним днём угнетают её.
А тут ещё неожиданная беременность. У будущего папы глаза восторгом не блестят. Чаще всего мужчина не предлагает регистрировать отношения именно по той причине, что не берет на себя ответственность за рождение и воспитание детей. Перспектива рождения ребенка для него нежелательна, поэтому он предлагает делать аборт. И наступает момент, озвученный в песне: «Сладки ягоды рвали вместе. Горьки ягоды я одна».
Женщина, которая убивает ребенка ради мужчины, потом, как правило, никогда не обретает счастья в таком браке, даже если он заключается официально. Потому что наступает момент рождения общего ребенка, а дети, рожденные после аборта, бывают проблемные. Они несут на себе печать этой травмы.
Стрессовые часы, когда беременная женщина метается в агонии выбора – убить или помиловать растущую в ней новую жизнь, ребёночек в ней запоминает на всю оставшуюся жизнь. Нежеланные дети носят на себе печать страха перед смертью сызмальства. Они чаще всего не умеют радоваться жизни и отпугивают от себя других людей своей неуверенностью и унынием.
Если женщина, вопреки желанию сожителя, рожает ребёнка, чаще всего она растит его сама. Материальные и моральные проблемы, которые она может испытывать, ничто по сравнению с проблемами-шрамами на судьбе её сына или дочери.
Мальчики, вырастая без отцов, превращаются в инфантильных, не приспособленных к жизни людей. У них очень много женских энергий. Мать, пытаясь найти замену любимому мужчине, полностью растворяется в них.
Девочка, выросшая в семье без отца, навсегда приобретает комплекс неполноценности. Мама, вольно или невольно, прививает ей свою (скажем мягко) недоброжелательность к конкретному мужчине и к мужчинам вообще. Ей, в дальнейшем, будет нелегко в общении с мужчинами.
Дочери необходимо именно от отца получить признание своей значимости как женщины, которое происходит благодаря высокой самооценке девочки. Отец, который поддерживает ее в поступках и решениях, а также восхищается способностями и внешностью, закладывает те основы, благодаря которым девочка в будущем станет полноценной женщиной.
Девочки больше страдают из-за отсутствия отца в подростковом возрасте. Ведь задача отца - поощрять самостоятельность дочери, помогать ей стать более ответственной.
По статистике, сегодня каждый пятый ребенок рождается вне брака (зарегистрированного), причем этот показатель еще десять лет назад был в два раза меньше. Есть над чем задуматься.
Забожко Лидия

Термином «гражданский брак» стало принято называть модное нынче сожительство мужчины и женщины без регистрации. Уже само это название содержит в себе большую ложь. Но об этом поговорим немного позже, а пока я позволю себе для удобства использовать это распространенное выражение, конечно, взяв его предварительно в кавычки.

Такая форма сосуществования получила очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить в «пробном браке», кинозвёзды и другие общественные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о своих свободных, «без штампа», отношениях. Почему людей так привлекает жизнь в подобном «браке»? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. «Гражданский брак» иногда называют «пробным»: молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться. Впрочем, иногда о регистрации речь вообще не идёт. Люди, живущие в «гражданском браке», часто приходят в церковь, либо на исповедь, либо для беседы со священником. Очень многие из них чувствуют большой дискомфорт от своего сомнительного состояния, они хотят узнать: почему Церковь осуждает «гражданские браки» и хотят получить ответ от священника: что же им дальше делать, как жить?

То, что сожительство без регистрации брака - совершенно ложное, бессмысленное состояние, путь в никуда утверждает не только Церковь. «Гражданский брак» - лжив сразу с трех точек зрения, с трех позиций:

1) ДУХОВНОЙ; 2) ЮРИДИЧЕСКОЙ и 3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ.

Я начну с рассказа о правовых и психологических проблемах «гражданского брака», чтобы немного подготовить почву и потом перейти к самой главной, духовной неправде подобного союза, потому что моя статья в основном адресована людям, находящимся пока вне церковной ограды.

Брак или сожительство?

«Гражданский брак» полностью находится вне правовогополя. На юридическом языке подобный союз называется сожительством. Поэтому «гражданский брак» - выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Это учреждение для того и существует, чтобы фиксировать в каком состоянии находятся граждане государства: родились, создали семью или уже умерли. На сожительство не распространяются никакие законы о семье и браке, то есть: о правах и обязанностях супругов, совместном имуществе и правах не наследство. Гражданские суды завалены делами об отказе от отцовства бывших «гражданских мужей», которые не хотят платить алименты. Доказать, что они действительно являются отцами своих детей, дело очень проблематичное и дорогостоящее.

Любители «свободных отношений» иногда говорят: зачем все эти росписи, штампы и прочие формальности, ведь было же время, когда брака вообще не было. Это неправда, брак был в человеческом сообществе всегда. Промискуитет (якобы существовавшее у некоторых архаичных племен беспорядочное половое сожительство) не более чем исторический миф, все серьезные исследователи это знают.

Формы установления брачного союза были разными. В римской империи молодожены подписывали, в присутствии свидетелей, брачный документ, регламентирующий права и обязанности супругов. Первые христиане, прежде чем получить благословение Церкви на свой супружеский союз, должны были обручиться, обменяться кольцами и оформить свой брак по закону. Обручение было актом государственным. У других народов (например, у древних евреев) также были брачные документы или брак заключался в присутствии свидетелей, что в древности было порой покрепче бумаг. Но, так или иначе, супруги не просто договаривались, что будут жить вместе, а свидетельствовали о своем решении перед Богом, перед всем обществом и друг перед другом. И сейчас, регистрируя брак, мы берем государство в свидетели, оно объявляет нас мужем и женой, то есть самыми близкими родственниками, и обязуется охранять права и обязанности супругов. К сожалению, сейчас в силу того, что государство у нас является светским, регистрация брака отделена от таинства венчания, и перед венчанием супруги должны расписаться в ЗАГСе. Интересно, что сейчас во Франции, за венчание до регистрации брака в мэрии, полагается уголовная ответственность.

В Российской империи до революции вступить в брак можно было, только обвенчавшись или совершив другой религиозный обряд, согласно исповеданию супругов. Людей разных вероисповеданий не венчали. Венчание имело и юридическую силу. Церковь вообще тогда вела записи актов гражданского состояния, которые сейчас фиксируются в ЗАГСе. Когда человек рождался, его крестили и записывали в метрическую книгу, когда венчался - выдавали свидетельство о венчании.

Дети, рожденные вне брака, считались незаконнорожденными. Они не могли носить фамилию отца, наследовать сословные привилегии и имущество родителей. Расписаться без венчания и обвенчаться без росписи было просто невозможно по закону.

Государственная регистрация брака - вовсе не пустая формальность, если любишь человека, то несешь за него ответственность.

Например, недостаточно просто родить ребенка, нужно взять на себя всю полноту ответственности за него. Когда женщина рожает ребенка, она идет потом в ЗАГС и получает свидетельство о рождении, ее вписывают в этот документ, она прописывает ребенка к себе, ставит его на учет в поликлинике. Если она отказывается это сделать, ее лишают родительских прав - дети должны быть защищены. Нельзя быть «пробными родителями», «пробными супругами», если любишь - расписаться не проблема, если проблема - значит, не любишь по-настоящему.

Немного статистики и психологии

Сторонники «гражданского брака» обычно оправдывают свое состояние так: чтобы получше узнать друг друга и избежать многих ошибок и проблем уже в браке, нужно сходиться постепенно. Сначала пожить вместе, а потом уже расписаться. Это абсолютно не работает, доказано практикой. Статистика гласит, что семьи, где супруги имели опыт сожительства до брака, распадаются в 2 раза (!) чаще, чем браки, где супруги такого опыта не имели.

Кстати, такие цифры не только у нас в стране. В США в Питсбурге специалисты из Penn State University изучили семейную жизнь около полутора тысяч американских пар. Выяснилось, что пары, жившие вместе до брака, в два раза чаще переживают развод. Да и семейная жизнь в этих семьях сопровождается бо льшим количеством ссор и конфликтов. Притом для чистоты и точности исследования были взяты данные разных лет: 60-х, 80-х и 90-х годов XX века.

Результаты исследований, проведенных в университетах Канады, Швеции, Новой Зеландии, также доказывают: добрачное сожительство не служит укреплению семьи. Значит что-то не так; люди «пробуют», «пробуют», а число разводов и семейных проблем всё растёт, хотят лучше друг друга узнать, а удержаться в браке не могут.

У нас в стране распадаются 2/3 браков. А ведь когда «гражданские браки» были весьма редким явлением, не было такой чудовищной статистики разводов.

Дело в том, что в пробном браке партнёры не узнают друг друга, а ещё больше всё запутывают. Блуд недаром имеет один корень со словами: блуждать, заблуждаться. Блудное сожительство вводит людей в большое заблуждение.

Добрачный период даётся, чтобы жених и невеста прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. Всё это очень сильно мешает объективно оценить человека, увидеть в нём не сексуальный объект, а личность, друга, будущего супруга. Мозг, чувства затуманены дурманом страсти. И когда люди после «пробного брака» создают семью, очень часто они понимают: всё, что их связывало, было не любовью, а сильнейшим сексуальным влечением, которое, как известно, очень быстро проходит. Вот и получается, что в одной семье оказались совершенно чужие люди. Жениху и невесте период ухаживания даётся именно для того, чтобы они научились воздержанию, получше разглядели друг друга не как половые партнёры, не деля совместный быт, жилплощадь и постель, а с совершенно другой, чистой, дружеской, человеческой, если хотите романтической стороны.

Кроме того, что «гражданский брак» - явление ложное и обманчивое, и является только иллюзией семьи, но он также не позволяет партнёрам выстраивать свои отношения, люди могут жить вместе годами, но так и не создать ничего настоящего. Лишь небольшой процент «гражданских браков» завершается регистрацией.

Однажды на исповедь ко мне пришла девушка и призналась, что живёт с парнем без штампа. И начала говорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: «Да вы же просто не уверены, любите ли его». Она подумала и ответила: «Да, вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь». Таких случаев у меня было немало; когда дело доходило до откровенности, люди обычно, пряча глаза, признавались, что препятствием для заключения законного брака для них является не отсутствие собственного жилья или денег на свадьбу, а неуверенность в партнере и в своих собственных чувствах к нему.

Но если вы не уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и сразу. Самого главного в этом «браке» нет - любви и доверия друг к другу.

Если любишь, то на сто процентов. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это уже не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе «гражданского брака».

«Гражданский брак» иногда называют бесплодным. Во-первых, потому что сожители, как правило, боятся завести детей, они и в своих отношениях никак не могут разобраться, зачем им ещё лишние проблемы, хлопоты и ответственность. Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане. Когда люди создают законную семью, они берут на себя ответственность. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость и горе. Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научится носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и главное научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сёстры, с ними он хочешь - не хочешь должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима

Известный психолог А.В.Курпатов как-то назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой. «Партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент - махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе - ведь это все равно, что ремонтировать съемную квартиру».

В оценке «гражданского брака» с ним согласен другой российский психотерапевт, Николай Нарицын: «сожительство никоим образом не является ни супружеством, ни семьей, ни тем более браком - причем не столько по закону, сколько по сути! А значит, в таком "союзе", по меньшей мере, наивно надеяться на то, что ваш сожитель, принимая какие-то решения (особенно если в них затрагиваются ваши взаимоисключающие интересы), будет учитывать ваши потребности. И столь же наивно предъявлять претензии в том, что этот человек повел себя так, а не иначе - в большинстве случаев, увы, он вам ничем не обязан, и волен поступать так, как ему (ей) вздумается!»

Поэтому так мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода и независимость для них дороже, даже годы, проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу - прочности.

Семейный православный психолог И.А. Рахимова, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке», ложность и бессмысленность их состояния, предлагает таким парам тест: чтобы поверить свои чувства, на некоторое время (скажем на два месяца) прекратите телесные отношения. И если они соглашаются на это, то обычно два варианта: либо они расстаются, - если их связывали только страсть; или вступают в брак, - что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти.

Я обычно тоже даю подобный совет. Объясняю, почему сожительство без брака - грех, и какие он имеет последствия, и предлагаю: если у вас нет серьёзных намерений вступить в брак, лучше расстаньтесь, такое состояние ни к чему хорошему не приведёт. Если же молодые люди хотят узаконить свои отношения, я советую им прекратить интимное общение до брака. Ведь не всё же этим ограничивается, можно дружить, общаться, проявлять свою нежность и привязанность как-то по-другому. Вот тогда вы, действительно, лучше узнаете друг друга.

Можно ли построить счастье на грехе?

Ну а теперь о самой главной проблеме «гражданского брака» - духовной.

Все телесные отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака являются блудом. Соответственно, живущие в «гражданском браке», находятся в состоянии перманентного блуда. Блуд или любодеяние - одна из восьми человеческих страстей, также блуд является смертным грехом, то есть грехом, ведущим к смерти души.

Почему так строго? Какой вред способен нанести людям этот грех? Думаю, каждому священнику периодически приходится отвечать на один вопрос (обычно его задаёт молодёжь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом, ведь всё это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб, вот прелюбодеяние - другое дело - это измена, разрушение семьи, а здесь, что плохого?»

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3: 4). То есть, нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов всегда ведёт к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьёзный инженерный просчёт, дом долго не простоит. Такой дом был построен как-то в нашем дачном посёлке. Стоял, стоял, а через год развалился.

Священное Писание относит блуд к наиболее тяжёлым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (т.е. занимающиеся рукоблудием (свящ. Павел), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чём опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае. Если это был брачный союз. И кстати, не обязательно венчанный, но и просто заключённый по гражданским законам. Апостол Павел пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7; 3-5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нём, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2; 24). Наличие брака - это ещё одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми. Нужно сказать, что телесные отношения - это очень сильное переживание, и они служат ещё большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3; 16), - сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5; 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорит нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии. Для греховного наслаждения и безответственности. Они становятся подельниками в нравственном преступлении.

Каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах. Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни внебрачные связи связи, ни сожительство с одним партнёром в «гражданском браке» не даёт человеку настоящего счастья. Потому что брак - это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие к любимому человеку. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака» - в основе их отношений лежит одно, - взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя, вместо того, чтобы идти открытым, благословлённым путём, они пытаются украсть счастье с чёрного хода.

Не случайно то, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. Грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов даётся им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака - люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чём не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Грех - это духовная болезнь, он наносит раны душе человека. Грехи являются причиной многих наших несчастий, скорбей и даже телесных болезней. Согрешая, человек нарушает законы духовной жизни, которые существуют объективно, как и законы физики и обязательно будет расплачиваться за свои ошибки. В данном случае, допуская блуд до брака, люди будут платить скорбями и проблемами в семейной жизни. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6; 7), - говорит Священное Писание. Недаром сейчас, когда для многих связи до брака стали нормой, у нас такое количество разводов. В России распадаются подавляющее большинство браков, а 40% детей воспитываются вне семьи. Грех не способен созидать, он только разрушает. Когда в фундаменте здания будущей семейной жизни лежит тяжкий грех, ничего хорошего ожидать не приходиться, вот почему так непрочны современные браки.

Есть ли выход?

Что делать людям, не сохранившим себя в чистоте и целомудрии из-за оторванности от веры и традиций? Господь врачует наши раны, лишь бы человек искренне каялся, исповедовался в своих грехах и исправлялся. Христианину даётся шанс изменить себя и свою жизнь, хотя это и совсем непросто.

Встав на путь исправления, нельзя оглядываться назад, в прошлое, тогда Господь обязательно поможет всякому искренне обращающемуся к Нему.

И ещё; если ваш избранник или избранница имеет негативный добрачный опыт, ни в коем случае нельзя интересоваться греховным прошлым человека и попрекать его за это.

Бог хочет, чтобы мы были счастливы, а на пути порока счастья не найдешь. Плоды всеобщей сексуальной расхлябанности и несерьезного отношения к браку хорошо видны уже сейчас: молодежь не хочет создавать семьи и рожать детей, кроме того, делается 5 миллионов абортов в год. А население страны, тем временем, стремительно сокращается. Если мы не остановимся и не задумаемся, а будем продолжать «жить как все», то лет через тридцать России просто не будет, будет какая-то совершенно другая страна, с мусульманским, скорее всего, населением. Ведь у мусульман с семейными ценностями и рождаемостью все в порядке.

)
История одной семьи без секса до свадьбы (Илья Любимов и Екатерина Вилкова )