Как оформить вышивку в рамку: своими руками или в багетной мастерской? Народный учебник вышивки

Несколько недель, а может быть и месяцев, и вот ваша вышивка готова. Но вышить сюжет - это еще пол-дела , ведь оформление вышивки имеет также большое значение. От того, как вы подберете рамку для вышивки, паспарту, каким образом оформите свою работу, будет зависеть, какое впечатление будет оставлять вышивка.

Услуги багетной мастерской - недешевы. Но ведь можно создать достойное оформление вашей вышивки самостоятельно. В данной статье мы рассмотрим несколько способов, как оформить вышивку своими руками, и сделать это профессионально и аккуратно.

Начнем с самых основ - как правильно вставить вышивку в рамку.

Как аккуратно натянуть вышивку на подрамник

Для начала необходимо определить центр вышивки и подложки. Проведите на подрамнике центральные вертикальную и горизонтальную линии. Аналогично определите эти линии на вышивке. Теперь совместите эти два центра и закрепите при помощи булавок с лицевой стороны. Такая технология позволит избежать перекосов канвы при натягивании на подложку.

Проверьте, довольны ли вы, как располагается вышивка, нет ли каких-либо перекосов. Только после этого (совмещение и закрепление центров) обрежьте излишек канвы, оставляя по всему периметру 3-4 см. Обработайте края канвы:

Начиная от центра, продвигаясь к внешним углам, натягивайте канву на подрамник и закрепляйте булавками, втыкая их на всю длину до конца в подрамник на расстоянии примерно один сантиметр. Чтобы избежать появления складок, морщин на канве, при закреплении булавкой, в качестве ориентира выбирайте нить канвы, и следите, чтобы она была строго перпендикулярна вам.

После закрепления канвы по всему периметру подрамника, аккуратно подверните и сшейте угловые складки канвы:

Края канвы по всему периметру приклейте к подрамнику на двустороннюю клейкую ленту.

Такой способ закрепления канвы на подложке позволит избежать появления перекосов, складок на вышивке, которые со временем часто возникают на незакрепленной канве.

Паспарту для вышивки

Теперь рассмотрим два варианта создания текстильного паспарту для вышивки.

Вариант первый:

Хорошо прогладьте канву с вышивкой с изнаночной стороны:

Определитесь - какой ширины относительно самой вышивки будет ваше паспарту. С изнаночной стороны канвы отметьте его ширину:

Вокруг получившегося контура паспарту обведите еще один прямоугольник шириной примерно 4 см.

Срежьте углы большого прямоугольника. Вот, что должно у вас получиться:

Сделайте копию изнаночной стороны канвы - это будет выкройка для паспарту:

На копию положите кальку и переснимите на нее контур самой вышивки и внешний край:

Расположите получившуюся выкройку на ткани для паспарту:

Обрежьте ткань по внешнему краю и вырежьте по контуру вышивки внутри:

Расположите получившееся паспарту на лицевой стороне канвы:

Закрепите ткань булавками:

Аккуратно сшейте ткань и канву по контуру вокруг вышивки:

Вот как выглядит изнанка:

Расположите с изнаночной стороны подрамник:

Заверните края ткани на подрамник и сшейте каждый угол скоса:

Края ткани закрепите на подрамнике при помощи двусторонней клейкой ленты:

Вставляем в рамку:

Да, процесс длительный и довольно трудоемкий, но зато позволяет достичь максимальной аккуратности при оформлении работы. И результат, без сомнения, того стоит.

Вариант второй:

Такой способ изготовления паспарту из ткани особенно подходит для монохромной вышивки.

В качестве основы для паспарту вы можете использовать плотный картон, рамку из ДСП или пластика.

Промажьте клеем изнанку ткани и одну сторону картона. Переместите картон на ткань. Убедитесь втом, что расположили его в центре куска ткани, оставляя равные части с каждой стороны. Плотно прижмите картон к ткани. Проверьте лицевую часть ткани, чтобы убедиться, что все пузырьки воздуха выходят:

Аккуратно обрежьте углы ткани, оставляя небольшой припуск на углах картона в несколько миллиметров:

Промажьте клеем края ткани и картон. Натягивайте ткань на картон, начиная с области рядом с углом. С усилием проглаживайте ткань рукой, чтобы не оставалось пузырьков воздуха:

Разрежьте внутреннюю часть ткани по диагонали в форме буквы Х, начиная с углов. Вырежьте прямоугольник, оставляя 2-3 см ткани с каждой стороны:

Промазываем клеем обе поверхности, и натягиваем ткань на картон, начиная с углов. Стоит обратить внимание на внешние углы - промажьте их дополнительно клеем и загладьте пальцем:

Оставьте готовое паспарту для полного высыхания:

Такой способ создания паспарту предполагает большое разнообразие цветовых решений, необходимо лишь определиться с рисунком ткани.

Видео - «Как оформить вышивку в паспарту»

Видео - «Самостоятельное оформление вышивки в рамку с паспарту»

Пяльца - как рамка для вышивки

Использование пялец в качестве рамки для вышивки - идея не новая, и скорее уже стала классикой. И это вполне понятно, ведь готовая работа приобретает таким образом оригинальный и очень привлекательный вид.

Но использование пялец как рамки требует соблюдения своих тонкостей.

Чтобы вышивка была качественно оформлена, необходимо правильно закрепить канву на пяльцах. Нельзя просто вставить вышивку в пяльца, затянуть потуже, и обрезать излишек канвы по краю пялец. И вот почему:

  • со временем натяжение канвы в пяльцах ослабевает, и если край обрезан вплотную к пяльцам, то подтянуть вышивку уже не получиться;
  • вышивка в пяльцах, в отличии от вышитой картины в рамке под стеклом, периодически требует стирки; вставить вышивку обратно в пяльца с таким краем врятли получится.

Рассмотрим несколько способов закрепления вышивки в пяльцах.

Вариант первый:

Такой способ предусматривает закрепление канвы в пяльцах «не намертво», при необходимости вышивку можно в любой момент легко извлечь из пялец.

Обрежьте излишек канвы вокруг пялец, оставляя полоску чуть меньше радиуса пялец (например, если диаметр пялец составляет 10см, необходимо оставить примерно 4см):

Отступив примерно 1см от края канвы, прошиваем по кругу швом «вперед иголка». Не затягивайте сильно узелок:

Вот, что должно получиться:

Теперь возмитесь за оба конца нити, и равномерно натягивайте ткань:

Если сделать все аккуратно, оборки сойдутся в центре и будут плоскими (не будут топорщится):

Завязываем на конце узелок, и все готово:

Вариант второй:

Такой способ уже не предусматривает извлечение вышивки из пялец, но при этом позволяет достичь максимальной аккуратности при оформлении вышивки.

Дополнительно вам понадобится кусок хлопчатобумажной ткани, соответствующей по размеру вышивке.

На внутреннем обруче размещаем дополнительную ткань, сверху кладем канву с вышивкой, и закрепляем все сверху наружним обручем:

Хорошо распаравьте все складочки на обеих тканях, выровняйте вышивку, и затяните окончательно пяльца:

Внутренюю подкладочную ткань обрезаем вровень с внутренним обручем. Определитесь, есть ли необходимость обрезать саму канву - она должна быть шириной, достаточной, чтобы прикрыть ширину пялец:

Промазываем клеем внутренний обруч пялец:

По всему периметру прижимаем канву к пяльцам:

Вот, что получается в итоге:

Декор пялец

Если вы используете пяльца в качестве рамки для вышивки, то как и любую другую рамку их тоже можно декорировать. И здесь то же, идей немало, вот несколько из них:

Декор тесьмой

В данном случае тесьма просто приклееивается с изнаночной стороны по краю пялец:

Декор лентами:


Декор тканью:

Этот способ не только оригинальный, но и практичный, - ткань, которой оборачивают пяльца, защищает канву от повреждения при натягивании вышивки. Кроме того, канва дольше удерживает натяжение и не провисает со временем.

Обвязка пялец крючком:

В варианте, предложенном выше, обвязывается внешний обруч. Но есть и другой оригинальный способ, при котором, наоборот, обвязывается внутренний обруч:

Надеемся, что предложенные идеи и мастер-классы по оформлению вышивки, оказались вам полезны. Делитесь своими комментариями и идеями.

Желаем вам творческих успехов!

Разные вышивальщицы поступают со своими вышивками по-разному.

      Одни предпочитает прикладную вышивку (скатерти, салфетки, одежда, сумочки и т.д. и т.п)

      Другие спокойно сворачивают готовые вышивки в рулончики и складывают в шкаф.

      Третьи вышивают открытки, вкладывают вышивки в покупные рамочки и расставляют по квартире по полочкам, шкафам или дарят небольшие приятные презенты знакомым.

      И очень многие стараются сделать для своих творений профессиональное оформление и выигрышно разместить на видных местах в интерьере.

Для желающих оформить вышивку в картину есть несколько путей.

1.Найти хорошего мастера (багетку). Который качественно, старательно, со вкусом будет заниматься обрамлением ваших трудов, учитывая ваши пожелания, требования и капризы.

Самый удачный вариант и самый редкий, увы.

2. Походы по мастерским, пробы, ошибки, метания… Путь большинства.

Как показывает опыт, среднестатистическая багетная мастерская способна удовлетворять пожелания вышивальщицы 50х50. Всегда риск, всегда нервы, часты разочарования, потом недовольства, разборки и прочие неприятности.

Я говорю о требовательных вышивальщицах с определенным вкусом и высокими запросами.

3. Заказ всех составляющих (рама, стекло, паспарту, основы) у профессионалов в мастерской и самостоятельная натяжка дома.

В этом случае тоже есть выбор.

а) Или вы доверяетесь вкусу и опыту приемщиц, мастеров и получаете, опять же 50х50, не очень приятные сюрпризы.

б) Или отодвигаете в сторону всех советчиков и подбираете образцы сами и диктуете свои размеры, просчитанные самостоятельно.

Но тогда вся ответственность на заказчице. Если сделают и получится плохо – то винить кроме себя некого!

4. Ну и совсем «самоделкины».

Рамки, паспарту, сборка – все своими руками, все в своем вкусе. Из того, что дома найдется или в магазине «Оч.умелые ручки» купите)

Выбираете тот путь, который вам по душе, по возможностям, по способностям, и по карману.

Теперь расскажу, как это делаю я.

Мой выбор из вышеописанной классификации: 3"б" .

Сочиняю, рассчитываю размеры, отбираю образцы сама.

Диктую все приемщице, и обязательно проверяю, все ли она точно и правильно записала. Получая заказ, внимательно проверяю исполнение. Вижу ошибки – прошу исправить.

Очень важен выбор багетной мастерской .

Я нашла мастерскую с хорошим ассортиментом, стабильными ценами, вежливыми приемщицами и старательными мастерами. Нашла не сразу, побывала в нескольких, общалась, думала, делала свои выводы.

«Своего багетчика надо воспитать». Чтобы, приходя в багетку, чувствовать себя комфортно, чтобы вас встречали не как «случайно-мимо-проходила», а как своего клиента, требовательного, капризного, творческого, но вместе с тем справедливого, приятного в общении, квалифицированного и благодарного.

С багетчиками нужно дружить. Не лениться расспрашивать, рассматривать, вникать и запоминать.

Создание хорошего оформления – это наука.

И надо немало узнать о материалах, технологиях и возможностях своей мастерской. Чтобы разговаривать с мастером или приемщицей на ИХ языке . Понимать друг друга, общаться конкретно и определенно.

Тогда вас поймут, и сделают то, что вы хотите.

Но для того чтобы понять, что же вы хотите для конкретной своей вышивки, тоже нужно обладать определенными знаниями, опытом и вкусом.

Не претендую на идеальность.

Учусь постоянно, от вышивки к вышивке.

Каждая вышивка имеет свою историю оформления.

Сперва определяюсь, как и в каком месте я хочу лицезреть свою вышивку в оформленном виде.

Очень много дает интернет. Есть вышивальные форумы, немало общается в инете квалифицированных интересных людей. Не стесняюсь задавать вопросы тем, кто умнее и опытнее меня. Просить совета и помощи.

Часто, вышивая популярный дизайн, можно найти в интернете фото разнообразных вариантов уже готовых реальных оформленных картин.

Рассматриваю то, что есть, решаю, что нравится мне, или придумываю нечто свое новое.

Свою готовую вышивку надо постирать, отгладить , измерить, прикинуть насколько она потянется при натяжке. Поначалу нелишним будет, перед тем как делать замеры - растянуть вышивку хотя бы при помощи булавочек на куске пенопласта, картона, или даже на подрамнике.

Опыт показывает, что размеры готовой постиранной вышивки могут отличаться от тех цифр, которые указывает разработчик схемы или производитель набора.

Знать наиболее точные размеры вашей работы полезно для того, чтобы оформление не "съело" рядки крестиков по краям, или наоборот, не вылезла ненужная полоска незашитой канвы из-под паспарту.

Для точного просчета размеров рамки и ширины паспарту пользуюсь программой CorelDRAW (мне в этой проге удобнее)

Загружаю фото, задаю реальные размеры и примеряю паспарту разных цветов и размеров.

Вот мои примерные варианты оформлениия сделанные в Кореле

«Желтые розы» Теи Гувернеер и «Скалистый мыс» Дименшнс

Вот результат

Конечно же, умения и опыт пришли не сразу.

Самую первую свою вышивку я обрезала по размеру фоторамочки и вложила под стекло как бумажку. Смешно вспоминать.

Потом уже узнавала, училась, пробовала, тренировалась.

Вторую свою вышивку «Пионы» от «Чудесных мгновений» попыталась оформить самоделкиным способом, сама сделала паспарту из картона по мастер-классам из инета, подобрала подходящую (как мне тогда показалось) фоторамку, пришлёпала вышивку степлером к основе. Получилось, конечно же, нелепо и корявенько, хотя я очень старалась.

По прошествии времени я переоформила-таки эту вышивку, продумав более подходящее оформление и заказав все составляющие в багетке у профессионалов.

Вот предварительные варианты

А вот результат. Для сравнения до переоформления, и после .

А еще через время и вовсе сделала из этой вышивки сумку...

Сейчас уже могу прикинуть довольно точно для себя: какие размеры паспарту будут лучше смотреться с данной вышивкой, поэтому часто пользуюсь программой виртуальной багетки http://www.bagetchik.ru/autobaget/ или http://www.kva.ru/abacus/

Заходите, загружайте фото своей вышивки, и можно упражняться.

Единственное неудобство этого ресурса, что размеры паспарту не соответствуют действительности. Надо высчитывать самой пропорционально, а цвета и рамки посмотреть примерно очень удобно, даже цвет стенки под картиной можно разный сделать).

Для каждой вышивки оформление сочиняется по-разному.

Иногда бывает ясно сразу, что нужно, а иногда приходится помучиться.

Вариантов подходящих было бесконечно много:


* Например, паспарту можно взять или пошире, или поуже:

* Можно «не морочить уши» и оформить просто только в рамку:


>

* Ну а если уж с паспарту, то можно выбрать:
- в желтых и зеленых тонах:


Красный, розовый, лиловый, синий:


Или серый:


В результате, придя в мастерскую, из конкретных образцов я подобрала ЧЕТЫРЕ приемлемых варианта.

И тут уже призвала «помощь зала». Созвала консилиум из приемщиц и всех посетителей багетки, выслушала все мнения и остановилась на вот таком варианте.


Как подобрать пропорции и размеры оформления?
(19.11.2011)

Рассмотрим варианты на примере Круга Клейтона.
Берем фото своей вышивки, аккуратно кадрируем ровненько по краям изображения круга, размер задаем пикселей 600 по стороне

Открываем виртуальную багетку http://kva.ru/abacus/
Загружаем фото, выставляем размер вышивки в мм.
У меня на 16 канве вышит, 21 см.

1. Примеряем паспарту . Здесь белое, чтоб не заморачиваться покраской углов своего фото.
И выставляем разные размеры. Смотрим как оно смотрится. Как больше самой нравится.
Здесь я взяла всем одинаковую узкую рамочку.


Мне кажется оптимальным для моего оформления моего круга ширина паспарту 20 мм. Вы решаете как больше нравится Вам.

2. Примеряем рамы разных цветов и размеров .
На фото паспарту 20 мм.


Мне для своих кругов больше нравятся простые рамки не шире 3 см. Вы решаете как больше нравится Вам

Вы грузите свое фото и выбираете СВОЙ вариант. Чтобы на вкус и в интерьер.

3. Как соотнести ширину паспарту с шириной рамы.
Тоже смотрим на примере, задавая разные размеры в виртуальной багетке.

Придумывание и воплощение оформления - для меня это очень интересный и приятный процесс!

Ну а само самостоятельное оформление - натягивание вышивки – это как раз нетрудное, хотя и кропотливое, действие.

Момент, когда на полотне сделан последний стежок, и работу можно снимать с пялец, волнителен для каждой рукодельницы. Готовая картина может стать прекрасным украшением для дома, но для этого важно подобрать рамку, гармонично сочетающуюся с вышитыми сюжетами.

Часто бывает, что вышитые картины пылятся в коробке , так как руки не доходят сделать для них должное оформление. Для других мастериц визиты в багетные мастерские становятся регулярным мероприятием. В таких мастерских специалисты не только красиво оформляют готовую работу, но и дают рекомендации по выбору материалов и цветов для рамки c паспарту.

Однако по-настоящему уникальную и подходящую под готовую картину рамку можно сделать своими руками. Изделие будет полностью соответствовать вкусу мастерицы , а сам процесс оформления картины в рамку может доставить немало удовольствия.

В этом мастер-классе можно узнать, как собственноручно оформить изделие «от» и «до».

  • Материал для работы можно подбирать исходя из изображения на композиции. Например, для картин с изображением природы или животных лучше всего подойдут деревянные рамки, для морских пейзажей - ракушки или морские камни. Детские вышивки будут хорошо смотреться в ярких картонных рамках, а для монохромных картин подойдёт строгое оформление.
  • Цвет для рамки подбирается исходя из цветовой гаммы картины. Это может быть либо преобладающий тон, либо, напротив, тон, которого меньше всего.
  • Важно помнить, что рамка только оформляет работу и подчёркивать её достоинства. Слишком броская рамка или паспарту могу отвлечь внимание от картины.
  • Силуэт рамки должен полностью соответствовать контуру вышивки. Если композиция на полотне овальная, то она будет нелепо смотреться в стандартной прямоугольной рамке.
  • Рамка не должна касаться краёв композиции. Идеальным будет отступ в два сантиметра от краёв работы.
  • До начала оформления необходимо провести предварительную подготовку: постирать полотно с детским мылом и тщательно прогладить с изнаночной стороны.

Рамка из пялец

Пяльцы, на которых крепилась работа хорошо подойдут для её последующего обрамления. Недостаток такого оформление - отсутствие стекла, защищающего вышивку от грязи и пыли, поэтому изредка работу придётся вынимать из рамки и стирать .

Для придания работе большей оригинальности, можно предварительно украсить раму бисером или лентами , обвязать крючком, покрасить акриловыми красками, обернуть декупажной бумагой. Образ такой рамки полностью зависит от фантазии мастерицы.

Рамка из потолочного плинтуса

Ещё один оригинальный способ оформления вышивки - использование потолочного плинтуса. Он подойдёт для больших картин, так как сами по себе плинтусы довольно длинные. Строительные магазины предлагают большой выбор материала с разными текстурами и рельефами, среди которых не составит труда подобрать подходящий.

Для работы потребуется небольшое количество материалов:

  • Потолочный плинтус;
  • Плотная бумага или картон;
  • Краска подходящего цвета;
  • Кисточка (если плинтус рельефный, то лучше взять большую и маленькую кисти для хорошей прокраски мелких деталей);
  • Клей «Момент» или «ПВА»;
  • Канцелярский или строительный нож со сменными лезвиями;
  • Прозрачный лак по дереву;
  • Толстая капроновая нить.

Процесс изготовления:

Декорирование фоторамки

Несомненный плюс использования фоторамки для оформления вышивки в том, что в них присутствует стекло , защищающую вышивку от пыли и выцветания. Однако предоставленные в магазинах рамки (особенно крупных размеров) не отличаются оригинальностью, поэтому используя свою фантазию и подручные средства, можно придать фабричному изделию красок, которые подчеркнут вставленную в раму картину.

Для оформления подойдут любые материалы, их выбор зависит только от фантазии мастерицы и изображения на вышивке.

Как сделать паспарту для вышивки

Паспарту - это фон из картона или плотной бумаге, в центре которого помещается готовая композиция. Паспарту помогает расширить восприятие картины, она не выглядит «запертой» в раму. Еще одной его функцией является защита работы. Так как вышивка, оформленная в паспарту, находится на небольшом расстоянии от стекла, она со временем не деформируется и сохраняет свою красоту надолго.

Процесс работы

  1. С изнаночной стороны картона сделайте разметку нужных размеров, а затем при помощи ножа и линейки очень аккуратно вырежете раму. С первого раза может не получиться, поэтому рекомендуется «набить руку» на небольших кусочках бумаги.
  2. Вырежете из бумаги форму такого же размера, как основа. Внутренне окошко должно быть на 1–2 мм больше, чем на листе картона. Это делается для визуального увеличения объёма.
  3. Наклейте полоски двухстороннего скотча на картонную основу, отступив от внешнего края 3–5 мм.
  4. Аккуратно положите бумажную форму поверх двустороннего скотча, а затем поочерёдно, осторожно отгибая бумагу и снимая слой с защитного скотча, скрепляйте обе части паспарту. Удобнее всего сначала прикрепить горизонтальные, а затем вертикальные стороны.
  5. Если внутренняя светлая полоска бумаги растянулась, аккуратно при помощи линейки и канцелярского ножа подрежьте её.
  6. Для увеличения объёма можно повторить процесс, наклеив ещё один слой бумаги.
  7. Натянуть вышивку на паспарту можно при помощи двустороннего скотча, аккуратно подрезав выступающие за раму края канвы.

Вариантов для создания рамок очень много, и каждая вышивальщица может оформить работу по своему вкусу , принеся в приведённые выше мастер-классы что-то своё, или же придумав собственный. Неважно, из чего будет сделана рама, главное, чтобы при взгляде на оформленную в неё работу, мастерицы испытывали чувство гордости, удовлетворения, красоты.

Оформление рамок для вышивки












Впервые. Или у вас был неудачный опыт, и вы решили не повторять ошибок. Если так, то вы нашли то, что нужно. В этой статье приводится пошаговое руководство, проверенное годами опыта оформления таких же вышивок, как ваша. Итак, устраивайтесь поудобнее - и начинаем!

Шаг 1. Готовим вышивку к оформлению

Внимательно осмотрите свою вышивку. Работы вышиваются долго и, несмотря на все усилия, вышивка иногда оказывается грязной. Вышивку нитками надо постирать руками средствами без содержания хлора , это позволит освежить картинку и очистить канву. Мокрую вышивку промокаем, обертывая в мягкое полотенце, распрямляем, и раскладываем сушить в горизонтальном положении.

Осторожно! Вышивку бисером, лентами, пайетками, стразами или в смешанной технике стирать нельзя!

Утюжат вышивку с изнаночной стороны через влажную ткань, на мягкой подложке. Чтобы ваша работа лучше держала форму, ее можно подкрахмалить с изнаночной стороны , лучше всего крахмалом из баллончика. Теперь вышивка нитками полностью подготовлена для оформления в раму.

Шаг 2. Определяемся с дизайном: рама с паспарту или без паспарту?

Каждая вышивка выполняется в определенной технике, имеет свой сюжет, размер, фактуру и колорит. Посредством этих характеристик вышитая работа задает требования к её оформлению, которые нужно учесть при подборе рамы и паспарту.

Чаще всего мы рекомендуем оформление в раму с паспарту. Паспарту - это не просто цветной фон между вышивкой и рамой. Паспарту защищает вышивку от пыли, влаги и выцветания, предохраняет от соприкосновения со стеклом и украшает её. Наряду с классическим оформлением в паспарту с прямоугольным окном, существует множество других техник оформления вышивки.

Вот некоторые приемы украшения паспарту, которые придают оформлению изысканность и уникальность:

Если работа очень большая, или вы не хотите увеличивать её размеры, подойдет оформление без паспарту. Для предохранения от соприкосновения со стеклом используется невидимая вставка между стеклом и рамой.

Подбор багета для рамы - тоже дело тонкое. Здесь нужен вкус, опыт и знания. Цвет, профиль, орнамент и ширина багета подбираются в зависимости от размера, колорита, темы и техники исполнения вышивки.

Шаг 3. Выбираем стекло

Иногда жалко прятать под стекло объемные крестики, стежки, бисер и ленточки. Однако мы настоятельно рекомендуем использовать стекло. И вот почему. Во-первых, со временем ваша работа запылится и почистить её будет очень трудно. Во-вторых, какие бы ни были яркие цвета, нитки со временем потеряют сочный цвет. Это произойдет довольно быстро, если на вышивку попадает яркий солнечный свет или свет от галогеновых ламп. В третьих, натяжка будет «гулять» под воздействием колебаний влажности. Итог: в течение небольшого отрезка времени вышивка потеряет свой первозданный вид.

Обычное художественное стекло очень прозрачное и практически не дает искажений. Однако, оно бликует, и на нем отчетливо видны отражения происходящего вокруг. Основное преимущество багетного стекла - экономичная цена.

Безбликовое стекло создает впечатление, что стекла просто нет. Дополнительный плюс - высокая степень защиты от выцветания (70% защиты от ультрафиолета против 48% для обычного стекла). Это лучшее стекло для оформления вышивок, особенно на черной канве. Проверено, что черный фон под стеклом практически превращается в зеркало. Стоит безбликовое стекло дороже, чем обычное, но оно того стоит. Используя безбликовое стекло, вы будете любоваться оформленной вышивкой, а не отражениями.

Шаг 4. Выбираем багетную мастерскую

Оформление в багетной мастерской имеет много плюсов. Натяжка на задник требует специальных навыков, особенно, если вышивка слегка перекошена. Найти подходящую по размеру и цвету раму со стеклом в магазине сложно. Подручные материалы для паспарту и задника могут навредить вышивке. Например, задник, вырезанный из обычного картона или, не дай бог, гофрокартона для упаковки, с течением времени выделяет полиэфирные смолы. Они разрушают ткань и изменяют цвет, и на вышивке могут появиться желтые пятна.

Сегодня многие багетные мастерские, в том числе и наша, оказывают услуги дистанционно, поэтому можно . Как правильно подготовить вышивку к отправке в багетную мастерскую .

Шаг 5. Планируем бюджет

Пришла пора подвести итоги, дорогие мастерицы! Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы оформить свою работу с гарантией успеха. Главное - подойти со знанием дела. Желаем вам, чтобы вышивка в оформлении обрела неповторимость и радовала вас каждый день!

Вышивка - одно из самых увлекательных занятий. Будь то вышивка крестом, вышивка гладью, вышивка бисером, вышивка лентами или вышивка шелком - данный вид творчества увлекает всерьёз и надолго.

Дело в том, что обучение основным приемам вышивания картин - это достаточно простой процесс. Более того, например, вышивка крестиком существенно упростилась с тех пор, как в магазинах начали продавать готовые наборы, в которых все как на подбор - от иголки до самих нитей. В таких наборах также часто представлена цветная схема для простого вышивания.

Готовая вышивка натянутая и оформленная в рамку
Казалось бы, там показано буквально все - и как закрепить нить без узелка, и как выровнять вышивку относительно центра. Однако так кажется только на первый взгляд. Дело в том, что в таких наборах не описан самый главный процесс - тот, который начинается после вышивания. После того, как Вы вышьете картину, будь она маленькой или большой, Вам захочется повесить ее на стену или подарить близкому человеку в красивой рамке.

Однако зачастую вышивальщицы не знают, как это сделать - как оформить готовую вышивку в рамку. И у меня самой буквально "в столе" несколько лет лежали великолепные вышивки, ведь я просто не знала, как правильно их натянуть на раму.

Материалы, необходимые для самостоятельного натягивания готовой вышивки
Этот вопрос стал для меня особенно актуальным, когда я задумалась о создании подарка в виде вышивки огромного полотнища 50x50 см. Именно тогда я изучила все представленные материалы и принялась за разработку оптимального плана по натягиванию вышивки. В процессе разработки я пришла к следующим выводам, которые помогут Вам в процессе натягивания собственной вышивки.
Предварительная подготовка вышивки перед натягиванием на раму

Существует огромное количество способов натянуть вышивку, и поэтому сначала следует рассказать о том, какую обработку должна пройти вышивка до того, как Вы вставите её в рамку.

Если вышивка загрязнилась в процессе работы, её необходимо постирать (в теплой воде с детским мылом), так как потом сделать это будет достаточно сложно. Кроме того, особенно если картина большая, прогладьте её с изнаночной стороны.
Флизелин - это нетканый прокладочный материалЕсли Вы предпочитаете приклеивать работу, лучше всего для этого использовать флизелин (возможно клеевой), к которому Вы и будете крепить вышивку. Процесс работы с флизелином заключается в следующем. Вы должны положить вышивку на флизелин и прогладить её. Так Вы получите более аккуратную и прочную работу. Не забывайте, что цвет флизелина должен совпадать с основным цветом вышивки. Если же они не совпадают, лучше просто взять картон в качестве подложки.

2.

Вы должны приобрести рамку, подходящую под Ваше изделие. Рекомендации здесь следующие. Желательно, чтобы рамка или багет были со стеклом, так как снимать вышивку, простирывать ее и закреплять обратно - это достаточно трудоемкое дело, тем более, что краски нитей и без этого тускнеют со временем. По тону рамка должна либо совпадать с основным тоном изделия, либо быть классическим вариантом - например, она может быть покрашена под дерево или золото.
Паспарту - это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине отверстием под рамку, в которую вставляют вышивку или картинуДо того как определяться с рамой, нужно подумать, необходимо ли Вам паспарту. Паспарту - это небольшая рамка, которая находится под багетом. Она очерчивает изделие и акцентирует внимание зрителя. В домашних условиях для паспарту используют обычный плотный картон. Я рекомендую всегда оформлять вышивку с паспарту, особенно если рамка не совсем подходит Вам под размер вышивки. Даже если Ваше изделие необычной формы - например, круглое, а рамку подходящей формы Вы найти не смогли, то паспарту исправит этот недостаток.
Кроме того, всегда помните, что до того, как вырезать рамку изнутри, Вам следует сделать засечки для сгибания рамки - это придаст Вашей картине объем (имеется в виду косой срез паспарту, который делается загибанием рамки вовнутрь по периметру на расстоянии 3-5 мм от края изнутри, а затем разгибанием до угла в 30 градусов). Некоторые просто наклеивают вышивку на картон, однако от этого вышивка теряет свою изысканность. Хотя маленькие работы можно оформлять и таким образом. Паспарту также не даст Вашей вышивке прикасаться к стеклу, что необходимо для правильного восприятия картины. Что касается цвета паспарту, то в большинстве случаев он должен совпадать или с цветом рамы (быть чуть бледнее его), или же с основным цветом рисунка картины (допускаются различия на 2 тона).

3.

Основные способы натягивания вышивки

Итак, если все подготовительные этапы сделаны, вышивка выстирана и проглажена (можно дополнительно и открахмалить), паспарту и рамка приготовлены, можно приступать собственно к натягиванию вышивки.

Здесь, как ни странно, также есть огромное количество вариантов. Мы рассмотрим самые популярные способы натягивания вышивки на раму:

В качестве подложки для натягивания готовой вышивки используют ДСП или фанеруРастяжение вышивки и закрепление обыкновенными кнопками.
Здесь Вы должны использовать кусок ДСП или фанеры, подходящий по размеру в качестве подложки для Вашей вышивки. Вышивка сильно натягивается руками и прикрепляется кнопками к фанере. Этот способ не слишком хорош, так как нитки канвы могут со времененм просто "выпустить" вышивку, она начнет съезжать вниз и обвисать на кнопках.

4.

Натягивание вышивки с использованием клея.
На рынке существует огромное количество разновидностей клея для вышивки, однако нужно твердо запомнить, что клеить необходимо исключительно по контуру вышивки, для того, чтобы не испортить работу.
Клей является неплохой основой, однако, однажды неверно приклеив вышивку, Вы уже не сможете ничего исправить. Постирать работу будет также невозможно. Кроме того, нужно очень точно отмеривать количество необходимого клея - лишний будет просто просачиваться сквозь канву на паспарту и это придаст вышивке небрежный вид. Для тех же целей можно использовать кусочки клеевого флизелина по периметру вышивки.
Натягивание готовой вышивки нитямиКлассический способ натягивания вышивки с использованием ниток.
Вы должны натянуть свою вышинку на походящий для этого лист ДСП или фанеры, при этом сзади должны остаться свободные концы материи (канвы) хотя бы по 1-2 см с каждой стороны, они нам понадобяться для закрепления вышивки. Кроме того, не забудьте взять нитки, которыми будет проводиться основная работа. Для того, чтобы вышивка не сместилась, можно прикрепить ее с торцевой стороны булавками. Затем правый и левый края вышивки сшиваем между собой широкими стежками с обратной стороны подложки. Точно также поступаем с верхними и нижними краями вышивки. Не затягивайте вышивку слишком сильно и всегда следите за её посадкой на лицевой стороне! Сложность здесь состоит в углах вышивки - для упрощения можно сделать надрез, а затем сшить их в нахлест. Однако этот способ также не является идеальным, так как он очень трудоемкий, а вышивка зачастую смещается и после ее закрепления.

5.

Натягивание готовой вышивки с помощью двустороннего скотча с лицевой стороныУниверсальный во всех отношениях способ закрепления вышивки с использованием двухстороннего скотча или скотча для окна.
Здесь все измерения насчет паспарту и рамки остаются прежними, однако меняется принцип прикрепления. Во-первых, мы производим все работы на лицевой стороне, что позволяет нам сразу видеть ошибки и исправлять их. Во-вторых, мы можем сколько угодно раз прикреплять вышивку к скотчу - он все также крепко будет ее держать. В случае оконного скотча, здесь просто придется заменить ленту, если с первого раза не получится. Для начинающих этот способ особенно удобен своей простотойй. Здесь практически ничего не нужно размечать, так как все видно на глаз. Кроме того, можно использовать сколь угодно большие кски скотча, главное - чтобы он располагался под паспарту. Итак, мы наклеиваем двусторонний скотч с лицевой стороны под паспарту, со всех четырех сторон, затем натягиваем вышивку и приклеиваем её. Готово!

6.

Модификация - закрепление вышивки двойным скотчем с обратной стороны.
Еще один неплохой вариант натягивания вышивки. Здесь вы натягиваете вышивку на ДСП, сбоку при этом прикрепляя булавки к вышивке. Затем переворачиваете вышивку на обратную сторону, закрепляете ее скотчем точно также, как и ранее мы рассматривали в лицевом случае. Однако уголки здесь придется надрезать для того, чтобы они не были видны с лицевой стороны. После того, как данная работа будет проделана, следует снять булавки. Этот способ также достаточно простой, он подходит как для опытных рукодельниц, так и для начинающих вышивальщиц.

8.

9.

Натягивание готовой вышивки с помощью двустороннего скотча с обратной стороны Надрезание уголков канвы пр натягивании вышивки с помощью двустороннего скотча с обратной стороны
Натягивание вышивки методом "прострочка".
Этот способ требует настоящей мужской силы. По периметру фанеры или ДСП на расстоянии 1 сантиметр, Вам следует просверлить маленькие отверстия или сделать проколы шилом, через которые вы "прострочите" ниткой свою вышивку. При этом вышивка навсегда останется в неподвижном состоянии и будет радовать Вас долгие годы. При прострочке следует использовать шов "вперед иголкой". В таком варианте сначала закрепляются уголки для того, чтобы они не съезжали. Именно этот способ я предпочитаю использовать, так как он достаточно быстрый и не требует особых усилий.

11.

12.

13.

Когда Ваша вышивка будет натянута, вам останется только собрать ее - вниз стекло и рама, затем паспарту, и затем уже вышивка на ДСП. Вы прижимаете всю конструкцию металлическими зажимами сбоку вышивки. И вот теперь она готова - её можно повесить в комнату или подарить родным и близким. Это совершенно неважно, ведь такая долгая и кропотливая работа будет радовать любого, кто на нее посмотрит!

Удачи вам в вышивании!