Как родителям помочь подростку позитивно воспринимать мир. Как настроиться на позитивное восприятие реальности. Непосредственное участие в жизни ребенка

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 12 человек(а).

Вы когда-нибудь встречали людей, которые, кажется, просто излучают радость и положительную энергию? Вам хотелось быть похожим на них? Может быть вы размышляли: "Почему у них столько друзей? Почему они так популярны? Что в них такого, что делает их такими… классными?" Эти люди обладают так называемым "позитивным взглядом на жизнь". Позитивный взгляд на жизнь поможет вам получить от жизни то, к чему вы стремитесь, не потеряв при этом радости и не разучившись смеяться.

Шаги

    Будьте влюблены в свою жизнь. Воодушевляйтесь тем, кто вы есть. Переживайте каждый момент так, словно он последний в вашей жизни. Дышите полной грудью!

    Не реагируйте… действуйте! Проявляйте проактивный подход, думайте обо всем наперед, чтобы создавать счастливые моменты в своей жизни, а не просто сидеть в ожидании, когда же случится что-то плохое.

    Верьте в то, что каждый момент совершенен, независимо от того, что случится в дальнейшем. Даже худшие моменты – это часть жизни, и не стоит позволять им разрушать вас. Всякое бывает. Переживите и идите дальше.

    Будьте благодарны. Благодарность – очень простой способ намного больше ценить свою жизнь. Нет ничего плохого в том, чтобы мечтать и ставить перед собой цели, но тем временем наслаждайтесь тем, что у вас есть… даже если этого не так много.

    Хватайтесь за каждую возможность, чтобы не сожалеть в дальнейшем об упущенном. Если вам выпадает случай чему-то научиться, стать лучше или попробовать что-то новое, не сидите дома и не взвешивайте за и против. Вскакивайте на ноги и вперед! Новый опыт – замечательный способ наслаждаться жизнью.

    Не теряйте чувства юмора. Научитесь смеяться, и люди будут вам благодарны. Смех создает столько положительной энергии и в вас и в окружающих вас людях! Не воспринимайте жизнь слишком серьезно… будьте готовы признать, что да, бывают очень забавные моменты.

  1. Верьте в то, что ваша судьба в ваших руках. Никто не может отнять у вас мечту, пока вы дышите на этой земле. Если у вас есть намерение и сила воли, вам практически все подвластно. Успех – то, как вы сами это определяете, и вы можете быть успешны. Даже если вы ничего не делаете, вы все равно создаете свою жизнь, так почему бы не сделать ее запоминающейся?

    • Ведите дневник, и в конце дня записывайте, что сегодня было самое лучшее. Не вдавайтесь в подробности ссоры со своим другом, не пишите о том, как грубо и несправедливо с вами обращаются ваши родители. Напишите о чем-то хорошем, что случилось с вами в этот день, или о чем-то, что вы поняли и осознали, прочли или услышали.
    • Каждый день делайте для себя что-то особенно, а также для кого-то из окружающих. Это поможет вам лучше себя чувствовать и просыпаться по утрам с ощущением ожидания нового дня.
    • Вспомните, что смешного случилось с вами за этот день. Опишите это в дневнике наряду с описанием хорошего события. Так вы сможете поддерживать и развивать в себе чувство юмора.
    • Постарайтесь раздобыть фотоаппарат. Мир выглядит иначе через линзы фотокамеры, и она, возможно, поможет вам увидеть новую перспективу. Фотографируйте все, что хотите. Необязательно только своих друзей. Особенные места и любимые растения тоже хороши для начала.
    • Попробуйте вот что. Соберите кучу камней, достаточно больших, чтобы на них можно было сделать надпись, и достаточно маленьких, чтобы их можно было поместить в тарелку или вазу. Затем возьмите маркер и напишите на первом камне что-то одно, за что вы благодарны. Напишите просто что-то вроде "моя семья" или "мои друзья", или "моя школа". Можно даже конкретнее, например: "моя мама", "мой учитель", "мой тренер". Положите камень в тарелку или вазу, смотря что вы взяли. Затем возьмите другой камень и напишите на нем следующую благодарность. И так до тех пор, пока у вас не кончатся идеи. В следующий раз, когда вам придет в голову, за что вы еще можете быть благодарны, пишите это на камне и складывайте к остальным камням. Каждый вечер берите один камень, читайте надпись и размышляйте о том, насколько вы благодарны за это в данном дне. Например: "Сегодня я благодарна за свою маму, потому что она отвезла меня в магазин, и хотя мне понадобилось немало времени, чтобы купить все запланированное, она не сказала мне ни слова". Или "Я благодарен за своих друзей, потому что сегодня они оказали мне поддержку в тот момент, когда мне это по-настоящему было нужно". Это отличный способ развивать в себе положительное мировосприятие.

    Предупреждения

    • У всех бывают грустные дни. Расстраиваться и печалиться вполне нормально. Позитивный взгляд на жизнь не значит, что вы все время радостны. Просто попытайтесь делать упражнение с камнями и в эти дни тоже, несмотря ни на что. Выражение благодарности в любом случае является видом позитивной деятельности.
    • Не опускайте руки. На формирование позитивного отношения к жизни уходит немало времени, и если вы будете стараться развивать в себе подобное мышление на ежедневной основе, рано или поздно, это станет вашей неотъемлемой частью.
    • Не судите людей. Вы же не совершенны, так зачем требовать совершенства от них?
    • Старайтесь останавливать себя, если в голову приходят дурные мысли в отношении себя самого.

Как родителям помочь подростку позитивно воспринимать мир?

Клинг Е.А.,

педагог-психолог высшей квалификационной категории Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Тема отцов и детей бурно обсуждалась на протяжении многих последних столетий. Однако и сегодня ответы на этот вопрос найти ещё довольно сложно. Темпы, расстояния, технологии и ценности современной жизни во многих семьях разрывают или делают более тонкой психологическую связь между родителями и подростками.

Мир в восприятии молодого поколения становится не только привлекательным своим многообразием и возможностями, но и непредсказуемым, несовершенным, а иногда даже враждебным. Подростки стараются защитить себя любой ценой. Но им не хватает знаний, терпения, опыта. Именно поэтому в трудных и неприятных ситуациях они реагируют резкими высказываниями, совершают порой очень опасные для себя и окружающих поступки, либо отказываются что-либо делать.

В суете ежедневных забот взрослым сложно найти время, чтобы разобраться в причинах проблем. И не секрет, что родители прибегают к нравоучениям, наказаниям, убеждают подростков и себя, что всё это скоро пройдёт, а порой, чтобы как-то «сгладить» проблему, покупают дорогие подарки.

А что происходит при этом с самим подростком?

Совсем недавно у меня на консультации была девочка 14 лет, убеждённая в том, что у неё плохой характер, что она плохо поступает с учителями и сверстниками. Ребёнок просил исправить её! Подросток, не имеющий проблем в учёбе и трудностей в общении с родителями и друзьями, хотел изменить себя только потому, что ей было тяжело слушать громкий голос учителя, когда тот объяснял материал, и отказывать друзьям, когда те предлагали ей то, что девочке не нравилось!

Всем подросткам сложно понять, что происходит вокруг них и принять себя такими, какие они есть. В моей практике было довольно много случаев, когда подростки либо старались выполнить все ожидания взрослых, либо не проявляли желание подчиняться окружающим, считая, что их не понимают. Результаты могли быть абсолютно разными: от заикания, отказа разговаривать со всеми (включая общение со сверстниками в социальных сетях) в течение года и больше, до ухода из дома. Каждый случай уникален. В одном, чтобы помочь подростку, достаточно было одной встречи, в другом – несколько. Во всех случаях подтверждается только один факт: несмотря на то, что в этом возрасте значимую роль для подростка играют сверстники, семья всё также для него является положительным или отрицательным ориентиром, образцом будущей взрослой жизни. Подростковый возраст – это период, когда мы, как родители, можем помочь своему, уже почти повзрослевшему, ребёнку стать самостоятельным взрослым человеком.

Во многом эта помощь будет зависеть от того, как мы, родители, воспринимаем сам подростковый возраст и своих подростков:

    с позиции проблемного возраста;

    или с позиции трудного, но очень важного этапа становления личности ребёнка.

Если рассматривать подростковый возраст как проблемный, то возникает риск воспринимать и самого подростка как проблему. И тогда родители стараются изо всех сил решить эту «проблему» или же, наоборот, отстраниться, считая, что всё это временно и само собой пройдёт.

Итак, подростки становятся трудными:

    если взрослые подавляют у них нормальные чувства – неуверенность, страх допустить ошибку, желание быть принятыми сверстниками;

    если родители заботливо не формируют у подростка ответственное поведение;

    если никто с ними не говорит о том, что всё, что они совершают и чувствуют, вполне естественно для подростка, но не всегда понятно взрослому.

При настойчивом, а порой и насильственном решении подростковых проблем родители рискуют потерять с ребёнком доверительные отношения, а при отстранённости – потерять его самого. Не зная и не понимая причин недовольства родителей, подростки думают, что они плохие и никому не нужны. Частая смена настроений, преобладание отрицательных эмоций, ощущение вечности проблем толкают подростков на выбор наиболее лёгкого способа их разрешения. Вот почему кто-то всё время проводит в компьютерных играх, социальных сетях, а кто-то начинает пробовать алкоголь, табак (и другие вещества), либо добровольно уходит из жизни.

А ведь мы с вами очень хотим защитить своего ребёнка, поговорить с ним так, чтобы понять его и быть понятыми. Мы хотим радоваться вместе с ним его успехам, видеть его счастливым, уверенным в себе и знать, что в трудную минуту он, прежде всего, придёт за советом именно к нам. И здесь нам нельзя терять ни минуты драгоценного времени в общении с подростком. Именно в общении и в совместной деятельности, а не в чтении нотаций или в проверке того, чем сейчас он занят. Потому что только через общение можно заслужить доверие подростка, помочь ему поверить, что родители готовы его понять и принять. Именно так мы можем сформировать у подростка стабильное позитивное восприятие мира.

Позитивное мировосприятие предполагает положительное понимание мира, событий и людей без идеализаций, иллюзий и «розовых очков».

Ещё раз отмечу, что позитивное восприятие мира – это не способ видеть мир в «розовых очках», либо жить в мире фантазий и иллюзий. Довольно часто так воспринимают мир избалованные деньгами и статусами родителей подростки из богатых семей. Психолог Международного Центра практической психологии «Интеграция» Татьяна Муха отмечает: «У таких подростков формируется инфантильность, они становятся потребителями, пользователями, не хотят нести ответственность за свои проступки, а какое-либо ограничение или отказ воспринимают как унижение». В своей практике я неоднократно слышала от таких подростков фразы: «А зачем мне учиться? У меня всё есть. Мне не пригодиться то, что вы мне навязываете».

Есть и ещё один риск при формировании мира у подростков – навязанные иллюзии. Иллюзии красивой жизни, созданные средствами массовой информации (фильмы, группы и статусы в социальных сетях), формирующие у подростков ролтон-стратегии (понятие, введённое кандидатом психологических наук Анной Семенович) – стремление получить от жизни всё, быстро и не прилагая усилий. Довольно часто такие ошибки допускают и сами родители, даже не догадываясь, что пытаются повысить самооценку своих детей при помощи материальных вещей.

Я предлагаю рассматривать формирование у подростков позитивного восприятия мира как:

    принятие ими самого себя и окружающих;

    объективное понимание ими добра и зла;

    умение ставить перед собой ту цель, которую они могут достичь.

Научить подростка мыслить и воспринимать мир позитивно важно, для того чтобы:

    • в их жизни преобладали положительные эмоции, было больше радости и счастья без применения опасных для жизни наркотических веществ или опасных, порой формирующих зависимость, развлечений;

      сохранить и укрепить их здоровье, сформировать у них ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других людей как к ценности;

      защитить их от неприятностей и серьёзных проблем, которые могут появиться из-за дружбы с подростками с асоциальными наклонностями, из-за слабохарактерности, плохой самодисциплины и несамостоятельности;

      научить подростка достигать желаемые цели, ориентируясь на свои способности и знания.

Человек, позитивно воспринимающий мир, реалистично смотрит на вещи.

Если же родители воспринимают подростковый период не только как сложный, но и очень важный для становления личности ребёнка и его будущего, то при общении с ним они готовы проявлять гибкость и мудрость, ориентироваться на 3 основные цели в формировании позитивного мировосприятия.

Первая цель. Помочь подростку принимать самого себя, как человека хорошего, нужного.

С чего же формируется у подростка отношение к себе? Откуда формируется его принятие самого себя, своей индивидуальности?

Во многом это складывается из взаимоотношений подростков с родителями.

Понаблюдайте за собой. Какие темы вы затрагиваете в разговоре со своим подростком? О ком или о чём и как вы говорите с ним каждый день? Не секрет, что за повседневной занятостью родители забывают, что для подростка очень важно обсудить с вами не только какие-то проблемы, касающиеся учёбы или порядка в доме... В моей школьной практике молодая женщина жаловалась на то, что, когда заболела, не получила от своей 15-ти летней дочери никакой помощи. Девочка не хотела ей принести даже стакан воды. В школе это был обычный подросток. Что же происходило в семье? Они давно жили вдвоём. Мама почти не работала. Но хорошие алименты позволяли жить без нужды. «Как развивалась девочка в детском саду, какие у неё были успехи в начальной школе? Что любит делать, с кем дружила или дружит? Чем занимаетесь вместе?» Мама не смогла ответить ни на один вопрос, а только жаловалась на дочь и на жизнь в целом.

Знаете ли вы, родители, какая музыка сейчас популярна среди молодёжи, какие фильмы они смотрят, чем любят заниматься и кто у них друзья? Довольно часто родители подростков, жалуясь на непослушание и их плохое поведение, не могут ответить на эти вопросы. А смогли ли вы на них ответить? Если нет, то нужно задуматься, интересно ли с вами вашему ребёнку.

Как родители могут изменить своё поведение в трудных ситуациях и быть примером для своего подростка?

Представьте, что вы летите в самолете где-нибудь над Европой, и у него вдруг отваливается один из двигателей. Какая реакция пилота была бы вам больше по душе? Лучше, чтобы он сказал: «Сохраняйте спокойствие и пристегните ремни! Нас сейчас немного потрясет, но до дома мы доберемся в целости и сохранности»? Или чтобы капитан лайнера выскочил из кабины и начал бегать по проходу между креслами с криками: «Катастрофа! Мы сейчас все погибнем!»? У какого из этих пилотов больше шансов удачно посадить самолет?

А теперь задумайтесь о собственной жизни, пилотом которой являетесь вы сами. С каким настроем больше шансов удачно решить любую проблему: «Я найду выход» или «Я пропал»? В этом-то и суть позитивного мышления. Оно не гарантирует положительного исхода, но значительно повышает его вероятность.

Вторая цель. Помочь подростку определиться, кто он в среде сверстников.

С возрастом у ребёнка меняются авторитеты:

    в начальной школе для него является авторитетом учитель;

    в подростковом – сверстники.

Трудности в общении у современных подростков – это актуальная проблема для многих родителей. Живое взаимодействие со сверстниками заменили чаты, боты, социальные сети, видеоигры и приставки. Всё чаще мы стали замечать на праздниках, как дети, сидя на диванчиках, не отрываются от экранов своих телефонов. Для многих подростков характерна замкнутость, скудность круга общения, а при беседе с ним разговор больше похож на обмен смс-сообщениями. А ведь без умения налаживать связи в современном мире очень трудно добиться высот. С развитыми технологиями надо быть на шаг впереди всех, знать чуть больше, чем все, уметь налаживать связи с нужными людьми, чтобы хоть как-то добиться желаемого положения в обществе.

Школа для подростков – это школа взаимоотношений с другими детьми. Если круг общения со сверстниками во дворе или на улице может быть непостоянным, подросток может сам выбирать, с кем ему общаться, то в школе подросток вынужден видеть своих одноклассников и как-то взаимодействовать с ними, нравится ему это или нет. Сменить класс или школу – значит выстраивать новые взаимоотношения. Но как это сделать, если в бывшем классе подросток не научился этому? Родители, чьи дети имели проблемы в общении со сверстниками, отмечали, что чаще всего они появлялись при переходе в новую школу и переезде в другой район. Если подросток говорит вам о проблемах – это уже хорошо. Значит, он доверяет взрослым, понимает, что ему могут помочь. Гораздо хуже, когда ребенок замыкается в себе, и родители даже не знают, что у него возникли какие-то сложные ситуации. Он может не признаваться в том, что ему тяжело, скрывать свои обиды. В первую очередь это тяжело для самого ребёнка. У него нет поддержки ни в коллективе сверстников, ни в семье. И эту ситуацию нужно срочно исправлять. Именно в этот момент нужно быть наиболее внимательными к подростку, очень важно наблюдать за его психологическим состоянием, замечать перепады настроения, чтобы в трудную минуту прийти на помощь. Чтобы диалог стал откровенным, не стоит на него давить, достаточно сказать, что вы его любите таким, какой он есть.

Третья цель. Формирование ценностей и целей.

Стоит немного пояснить, что в данном случае мы не будем обсуждать, какие ценности и цели нужно формировать у подростков. Это во многом зависит от традиций семьи, от вероисповедания или же от уровня образования родителей (ярким примером стали конфликты в европейских странах между жителями страны и переселенцами, да и в семье рабочих или учителей ценности и цели могут сильно различаться).

У подростков сильно выражена потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему. Например, кто-то из них думает, что в их городе просто необходимо открыть сеть популярных супермаркетов. Или же они могут считать, что если учителя требуют от детей ходить в форме, то и сами должны одеваться в единую одежду. Именно из-за этих потребностей они могут проявлять непослушание, вступают в какую-либо общественную молодёжную организацию, устраиваются на временную работу и т.д. Иногда, в силу отсутствия жизненного опыта, подростки могут сделать неправильный выбор, вступив в неформальные, незаконные группы, либо ставят перед собой труднодостижимые цели, или эти цели и ценности идеализируют, а кумирам подражают (например, как совсем недавно некоторые девочки подражали вымышленному персонажу Харли Квинн). Отстаивая свой выбор, свою состоятельность, подростки стараются бороться с взрослыми, вызывая у них негодование. Варианты последствий данных ситуаций легко предсказуемы. Это либо конфликты между родителями и подростком; либо в поведении подростков можно наблюдать безоговорочное выполнение родительских требований, что в будущем может привести к их несамостоятельности, постоянной зависимости от других людей и, как следствие, к несостоятельности.

И опять вернёмся к ориентации подростков на родителей. Подросток уже умеет критично наблюдать за родителями и анализировать, что для них является ценностью. А чаще всего они считают, что для его родителей является более ценным то, чему они больше всего уделяют внимание, на что тратят своё время. Как вы думаете, поверят ли подростки тому, что родители их любят и ценят, когда взрослым не хватает времени и сил поговорить с ними, потому что заняты зарабатыванием денег, а вечером сидят у телевизора или компьютера?

Многие родители не знают, чем заняться вместе со своим подростком. Уроки делать они должны уже самостоятельно, а наводить в доме порядок подросткам некогда, да и не нравится. Что же делать? Очень хорошо, когда в семье есть положительные традиции. В каждой семье они могут быть свои. Например:

    совместный ужин, просмотр и обсуждение фильма (только не нужно соединять ужин и просмотр фильма вместе, а при выборе фильма важно ориентироваться на возраст ребёнка);

    планирование и совместная уборка дома, а может быть и перестановка в комнате, ведь ребёнок растёт, а значит, вкусы и потребности меняются;

    совместный активный отдых в выходные дни;

    подготовка к празднику или покупка новых вещей.

Важно распределить обязанности, запланировать, когда и что нужно будет сделать. А уже потом можно будет совместно планировать и более долгосрочные цели.

Ещё раз хочется напомнить о том, что нет единых ответов на вопросы, как нет и единых рецептов на каждый случай. Родители подростков учатся, ошибаются и взрослеют вместе с ними. Для родителей важно верить в свои силы и верить в своего подростка. В случае успеха родитель получает счастье общения, самого надёжного, самого искреннего друга в лице своего ребёнка и сам становится таким же другом для него.

    Журнал для родителей Программа «Крепкая семья». Тема номера: «Подросток в семье: меняемся вместе».

    Эда Ле Шан «Когда ваш подросток сводит вас с ума. Пособие для родителей, которые не спешат стать бабушками и дедушками»

    Леви Владимир «Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок» (книга из серии «Конкретная психология»).

    Книга Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» . Книга ориентирована на аудиторию подростков до 14 лет (она будет интересна и более старшим детям).

    Андрей Максимов «Многослов-3. Прочистите ваши уши. Первая философская книга для подростков», «Как не стать врагом своему ребёнку» (книга не только для родителей, но и для подростков). Можно также посмотреть и его видеолекции.

    Эндрю Мэтьюз «Живи легко! Как найти себя и свою работу».

    Эндрю Мэтьюз «Как справиться с обидчиками и преследователями».

Тренинг позитивного мироощущения

Цель: открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков.

Задача : научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

1. Знакомство

2. Упражнение «Комплименты».

Участникам предлагается придумать тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику. Далее в течение всего тренинга обращаться друг другу именно так. В рамках других тренингов на этапе знакомства надо будет представляться другим ребятам аналогичным образом: например, я - внимательный и хороший друг (самокомплимент).

2. Упражнение «Словарь хороших качеств»

По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттенки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложим данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов.

Рефлексия: какие чувства, ассоциации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очаровательный» и др.? Как влияет словарь на настроение и состояние души?

3. Упражнение на двигательную активность

Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стрессов по мышечным каналам.Как минимум, в период нервно-психического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность:бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

Можно использовать какую-либо подвижную игру («Паровозик», «Путаница» и др.).

4. Упражнение «Неоконченные предложения»

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4–5) на листочках раздаются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий собирает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

Мне пришла в голову отличная мысль…

Мне нравится в себе, что я…

Мне хочется доставить радость…(кому?)

Всякая погода - благодать, даже вот и сегодня

на улице…

Больше всего удовольствия я получаю от…

У меня теплеет на душе, когда я думаю о…

Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…

Мне очень помогает в жизни…

Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о…

5. Упражнение «Художник, хорошее настроение»

Разбиться на тройки. Один из тройки выступает в роли художника, второй - зрителя, третий изображает портрет.

«Портрет» показывает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоциональное состояние. Художник «стирает» это изображение и исправляет его на позитивное, давая словесные инструкции:«Уголки губ подними кверху, разверни плечи» и т.д.Зритель должен отгадать первоначальное состояние и замысел художника. Затем участники меняются ролями. Обсуждается, какая роль была самой трудной и по-

чему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?

6. Упражнение «Успокойте Бирбала»

ВЕДУЩИЙ. Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых три часа - проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не

поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам заплакал, изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил советника.

Участники тренинга выбирают Бирбала, которого по очереди попытаются успокоить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает,чье утешение было самым убедительным и эффективным.

7. Упражнение «Портрет в розовых тонах»

Предлагается вспомнить человека, к которому испытываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» его негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит. Для младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать киногероя или литературного персонажа и таким же образом написать его «портрет».Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

8. Упражнение «Цепочка»

Упражнение направлено на тренировку невербальной передачи эмоционально положительной информации.

Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («Зайка») или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

9. Упражнение

«Неприятность эту мы переживем…»

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания,в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому,используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…»,или «Подумаешь, важность какая…», или «Вот так фокус…». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

10. Упражнение «Зеркало»

ВЕДУЩИЙ. Та же цепочка зависимости включается,когда мы сознательно придаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом надо отрепетировать непринужденную улыбку, привыкнуть к ней.Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее.

Рефлексия: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям? Повлияло ли благостное выражение лица на восприятие и оценку былой неприятности?

11. Упражнение «Необитаемый остров»

ВЕДУЩИЙ. Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело никто, кроме вас, не сможет завершить? Представьте, что в вашем распоряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

12. Заключительный этап

Посвящается обсуждению впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение.

Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.

Примечание. Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных (в том числе и суицидальных) состояний подростков в качестве фрагмента.

Умение позитивно воспринимать окружающий мир и ситуацию - условие преодоления эмоциональных перегрузок и достижения успеха. Рассмотрим несколько способов развития позитивного взгляда на себя, других людей, ситуацию.

1. Как правило, нам легче акцентировать свое внимание на трудных и неприятных сторонах жизни, нежели на приятных . В результате жизнь перестает радовать своими красками и превращается в серое, однообразное, а иногда и очень напряженное существование.

Один из самых простых способов поддержания позитивного состояния заключается в следующем: каждый вечер перед сном надо постараться вспомнить, что нового и хорошего было в вашей жизни за прожитый день, а утром, проснувшись, - подумать, что приятного вас ожидает. Если делать это регулярно, можно скоро заметить, как преобразится жизнь и насколько уменьшится собственное внутреннее напряжение.

2. Мы очень часто расстраиваемся и теряем уверенность в себе под влиянием оценок других людей , и даже безобидный вопрос,заданный либо в не очень корректной форме, либо не вовремя может вывести нас из себя.

Предлагаем выполнить следующее задание. Напишите на листке бумаги один под другим вопросы любого содержания, которые могут быть заданы вам лично. Справа разделите листок на две колонки, в первой напишите позитивный смысл вопроса, во второй - негативный. В каждом вопросе есть и тот и другой смысл в зависимости от ситуации и отношений с человеком, который задает вопрос. Пофантазируйте и постарайтесь найти и тот и другой смысл в каждом вопросе.

Таблица 1. Позитивные и негативные смыслы вопросов

Теперь у вас есть возможность убедиться, что практически любой вопрос (равно как и любое утверждение, обращенное к вам) можно интерпретировать по-разному. А дальше уже вам решать, есть ли смысл принимать все близко к сердцу и расстраиваться в тех случаях, когда можно парировать удар тем, что просто изменить акцент с минуса на плюс. В результате вы поможете человеку, может быть, и ничего не имеющему против вас, выйти достойно из неловкой ситуации; сохраните свое достоинство и уверенность в себе в тех случаях, когда вас действительно хотели обидеть или поставить на место. Вы сможете таким образом регулировать напряжение в разговоре и, может быть, даже спокойно убедить человека, что он был не совсем прав. Самое главное, что в любом случае позитивный взгляд на собеседника поможет сохранить самообладание и добиться своего.

3. Упражнение на самовнушение, укрепление уверенности в себе . Необходимо сесть перед зеркалом и описать, что вы видите перед собой, например: «Я вижу молодую женщину с русыми волосами, карими глазами». Затем повторите процедуру, но акцентируя внимание на том, что вам понравилось, например: «Я вижу, что у этой женщины очень интересный цвет волос, глаза излучают ум и доброту, нос неординарный и т.п.». Если сначала будет трудно, постарайтесь убедить себя, что это только игра, но затем постарайтесь сказать себе как можно больше комплиментов. Вам будет смешно, вас может бросить в жар или вы почувствуете, что стало прохладно. Не бойтесь этих и других эмоциональных и физиологических реакций. Так и должно быть, когда преодолеваются стереотипы. Продолжайте упражнение, и увидите, что через некоторое время вам легче будет принять себя такими, какие вы есть, и смотреть на себя позитивно.

4. Напишите на листке список личностных качеств, какие вы знаете (для этого можно использовать и любые списки из литературы, но лучше сделать свой). Отметьте в этом списке все качества, которые есть лично у вас. Теперь из этих качеств выберите те, которые вы считаете положительными. Выпишите эти качества, повесьте листок где-нибудь на видном месте и иногда читайте их вслух. Через некоторое время опять обратитесь к полному списку, и снова отметьте свои положительные качества и т.д. Всегда полезно знать, за что можно уважать себя. Если другие пока что не видят этого, то скоро у них будет возможность убедиться в том, как много у вас достоинств.

Развитие позитивных отношений с окружающими

Для развития позитивных отношений с окружающими необходимо проделать следующее.

1. Это задание позволяет определить, кто из ваших подчиненных, коллег и т.д. является источником внутреннего напряжения, конфликтов и почему.

Инструкция . Постройте шкалу отношений, на которой отразите эмоциональное отношение к вам подчиненных или коллег от положительного до отрицательного:

-


+ +
- -

+ +
- - - + + +
А Б В Г Д Е

Точка Е символизирует тех людей, которые относятся к вам очень хорошо. Точка А - люди с негативным отношением. На середине шкалы располагаются те, кто относится к вам нейтрально.

Очевидно, что среди ваших единомышленников больше будет тех, кого можно отнести к правой части шкалы. Подумайте, что необходимо сделать, чтобы те, кого вы отнесли к левой зоне шкалы отношений, легче принимали ваши позиции и меньше конфликтовали с вами.

Теперь сделайте следующее упражнение. Напишите список положительных качеств тех людей, с кем у вас складываются хорошие отношения. А затем список положительных качеств тех, с кем складываются сложные отношения. Это поможет вам лучше разобраться в своих чувствах, стать более независимыми от ситуативных чувств, опереться в общении с людьми на позитивные чувства и снизить влияние отрицательных. Даже в случае сложного конфликта вы будете больше уважать себя, если будете иметь дело с достойным противником.

2. Сформулируйте личное кредо : Я знаю, что для цивилизованного общения и поддержания уверенности в себе нужно уметь заслужить уважение окружающих. Поэтому при общении с людьми я буду придерживаться следующих правил:

  • часто произносить вслух имя собеседника;
  • буду всегда иметь на лице доброе и приятное выражение, легкую улыбку;
  • всегда буду выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя;
  • буду говорить как можно чаще людям, комплименты, буду вежлив;
  • буду интересоваться увлечениями, заботами и интересами сотрудников.

3. Можно предложить девять правил, которые позволяют высказать неприятное мнение о человеке , не поссорившись с ним и не обижая его. Эти приемы также можно использовать в качестве упражнений для работы над собой:

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
  2. Не говорите прямо об ошибках. Предоставьте человеку возможность «сохранить лицо» и одновременно дайте понять, чего вы от него ждете.
  3. Прежде чем критиковать других, начните с собственных ошибок.
  4. Вместо того чтобы критиковать, куда полезнее поинтересоваться: «Не могли бы вы сделать то-то?»
  5. Дайте людям возможность спасти свой престиж.
  6. Хвалите человека за малейшие успехи - искренне и щедро.
  7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  8. Покажите, что допущенную ошибку можно легко исправить.
  9. Найдите способ сделать так, чтобы вашу просьбу выполнили с желанием.

Помощь подросткам при расстройстве настроения

Выше мы отмечали, что настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.

В английской школе детей и подростков учат «держать удар», «сохранять свое лицо», противостоять рэкету, соглашаться или, наоборот, говорить «нет», если по каким–то причинам нельзя принять предложение или выполнить просьбу.

Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».

Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность. Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением обязанностей следует наказание.

Отметим, что педагоги должны быть учтивыми и вежливыми. Абсолютно недопустимо унижать и оскорблять подростков по каким бы то ни было причинам. Почти всегда за давлением и угрозами следуют реакция протеста или взрыв гнева. В этом случае он, разъяренный, замечает: «А вы мне не тычьте. Другие тоже ничего не сделали.

Вы почему–то им двойки не поставили…» В этом случае ошибка учителя заключается в том, что требование направлено на одного, оно предъявлено не всем и не все его выполняют, соответственно и ответ за него несут те, на кого покажет учитель.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и родители должны научить его управлять своим психическим состоянием. Приведем конкретные рекомендации подростку и педагогам.

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1. Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение и хочется кого–то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: «Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение нервно–мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество – сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6. После сильного раздражения сделай как можно больше физическихупражне–ний, подыши свежим воздухом.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Дорогие педагоги и психологи! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки в вашей школе хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:

Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

С помощью отрывка из опросника Фрика можно определить сферы жизнедеятельности, вызывающие расстройства настроения подростка. Полностью опросник дан в приложении 3 (см. в том же приложении методику на определение самочувствия, активности, настроения (опросник САН) и др.).

Итак, если подросток «сваливает вину на других, взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в состояние скуки, сердится, когда его поправляют и наказывают, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты», то можно предположить, что он, вероятно, подвержен расстройствам настроения и существует возможность попасть в группу риска.

Какие советы можно дать родителям и какую помощь можно оказать им в понимании причин апатии, раздражения, негодования и недовольства? Прежде всего помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Мы любим их не потому, что они учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то чепуху, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. Однако не будем забывать и такой деликатный момент, как бедность. Исследования субкультуры бедности, особенно в материнских семьях, показали вялость и пассивность подростков, скрытое раздражение и отчужденность. В некоторых случаях использование искусственной шоковой терапии, когда копятся деньги на велосипед или тренажер, становится оправданным. К примеру, попав под сокращение, женщина–инженер, чтобы прокормить двоих детей–подростков, начала работать в столовой. И мальчик и девочка окончили школу, помогали матери по субботам и воскресеньям стоять на рынке. 3атем женщина получила другое образование, поставила детей на ноги. Короче говоря, выдержала.

Зададим себе вопрос: «Что должна делать женщина, попав в трудную ситуацию?» Ответ ведь может быть очень простым: жить ради будущего своих детей, помочь им не оступиться. Если семья полная, то все тоже цементирует женщина: спокойствием, уверенностью, желанием не разрушать, а постепенно преодолевать трудности. Естественно, если жизнь подростка одинаково волнует отца и бабушку с дедушкой, то проблемы перепадов его настроения становятся менее заметными, последствия отрицательных переживаний стираются. Психика подростка становится стабильной.

Сошлемся на пример семьи К. В. П.

В семье два сына. Жена, Людмила Михайловна, доцент медицинского университета. Когда дети были подростками, отец связывал благополучие только с семьей. Хороший математик и программист, он думал, что сыновья продолжат его деятельность. И первый и второй сын окончили школу с золотой медалью, а затем поступили на мехмат университета, который также закончили с отличием. Проблем с дисциплиной никогда не возникало. Если возникали недоразумения, самым большим наказанием были беседы по вечерам во время ужина. Ребята этого не любили. Оба занимались теннисом, участвовали в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Оба сына имели много грамот и наград. Отец – всегда пример для своих детей: он любил спорт, увлекался джазом, сам немного играл в студенческом ансамбле. Окончив авиационный институт, работал инженером, затем стал генеральным директором компьютерной фирмы. Младший сын, будучи еще студентом, написал компьютерную программу, которой заинтересовались в отраслевом министерстве, и он ездил в Москву консультировать специалистов. Возможно, таких отцов немного. Но в них нет ничего необычного, просто мальчики всегда знали, что у них есть отец, который много знает и умеет, живет с ними полноценной жизнью, не считаясь со временем. Это здоровая семья, где все уважают друг друга. Но все же главный человек в семье К. – Людмила Михайловна, которую обожают все. Вероятно, стабильность в семье влияет на уравновешенность, спокойствие и уверенность в своем будущем детей.

Значит, расстройства настроения, с одной стороны, зависят от условий жизни, с другой – от психофизиологических особенностей личности подростка: эмоциональности, повышенной чувствительности, напряженности, интравертности и др.

При изменении настроения помощь может быть оказана по–разному. Самый простой способ – ведение дневника. Выраженное в слове настроение начинает принимать другую окраску. Написание автобиографии также помогает осмыслить свое настроение и изменить его. Один из самых действенных способов влияния на свое плохое настроение – релаксация. Рассмотрим все отмеченные способы подробнее.

Дневник можно вести регулярно, а можно заполнять его в те дни, когда захочется. Можно записывать в нем самые приятные, самые неприятные или такие события, с которыми подросток благополучно справился, сделав что–нибудь хорошее тому, кому было грустно, скучно, кто плакал или сильно расстраивался. Дневник может иметь такую форму:

Инструкция. Что плохого случилось у тебя только что? Что хорошего произошло у тебя недавно? Каковы были твои успехи? Были ли неудачи и почему?

Можешь ли ты сказать, что неудачи и успехи чередовались? Какой день был самым удачным и что ты сам сумел сделать хорошего?

Какое твое настроение возможно в будущем и что ты для этого сделаешь?

Ниже предлагается другой вариант анализа своего эмоционального состояния. Можно выбрать тот, который больше нравится.

Обрати внимание на то, почему у тебя возникает плохое настроение, мог ли ты сам быть причиной этого. Можешь ли ты после ведения дневника в течение месяца кому–нибудь рассказать, как меняется настроение, если ты наблюдаешь за собой?

Инструкция. Внимательно проследи, какое настроение было у тебя в течение недели, и обведи кружочком то или иное слово. Добавь что–нибудь еще, если посчитаешь нужным. Будь искренним. Заполняй дневник постоянно. Примерно через три недели ты обнаружишь, что научился справляться с плохим настроением, потому что начнешь понимать, почему оно возникает (см. в приложении 4 дневник подростка о его самочувствии за неделю).

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной точкой отсчета начала каких–либо изменений. Можно продолжать писать автобиографию спустя какое–то время в связи с аналогичным событием. Подросток заметит, что эти события будут восприниматься совсем по–разному. Основная цель написания автобиографии – быть искренним с самим собой. Кроме этого, написание автобиографий помогает подростку адаптироваться в новых условиях, «впуская свое прошлое в настоящее». Подросток может драматизировать события, неадекватно воспринимать настоящее. Но в конце концов автобиография помогает личности быть идентичной.

Релаксация – это расслабление. Связь мышления и моторики отмечали задолго до появления медитативных техник в России, ставших популярными. В теории идеомоторного акта У. Джеймс подчеркивал связь мыслей и движений. Идеи рождают изменение в мышцах. Снятие мышечного напряжения влияет на изменение чувств. Приверженцы релаксации полагали, что напряжение создает мышечную броню, мешающую свободному проявлению чувств. Невозможность вести себя естественно, скованность и зажатость создают еще большее напряжение. Подростку надо научиться вовремя снимать напряжение. Этого возможно достичь с помощью релаксации. Релаксацию можно проводить в любое время дня и в любом месте. Как это можно сделать?

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. 3атем постарайтесь почувствовать каждый палец на руках, постепенно поднимаясь к локтю, плечу, голове, другому плечу. Мысленно задержитесь на локте другой руки, мизинце, безымянном, указательном и большом пальцах, затем спуститесь к бедру, голени, пальцам одной ноги, затем – другой, как бы завершив полный круг, ощущая тепло на каждом участке тела, куда мысленно обратился взор. Если расслабиться не удается, надо глубоко вздохнуть и направить воздух на воображаемую мышцу. Особое внимание следует обратить на мышцы шеи, головы и лица. Расслабьте лоб, щеки, подбородок, разожмите зубы, приоткройте рот. Не надо контролировать мышцы лица. Появляется ощущение свободы и парения. Возникает полная расслабленность. Для возвращения в реальное состояние необходимо вспомнить, где вы находитесь, как выглядит комната.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам В этом разделе книги подведем некоторые итоги и остановимся на методах помощи подросткам, их родителям и учителям. Индивидуальные методы помощи включают такие средства, которыми может

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

От детей к подросткам Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций лимбической системы Для себя1. Проводите больше времени вместе: общение играет важнейшую роль в отношениях между людьми. Вам надо проводить больше времени с вашим партнером. Чем меньше вы бываете вместе, тем слабее ваша

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Рекомендации при расстройстве функций базальных ганглиев Для себя1. Уничтожайте «тараканов-прорицателей»: если все время ожидать и предсказывать неудачу, боль или несчастливое завершение любого дела, можно серьезно подорвать ваши отношения. Для хороших отношений

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Рекомендации при расстройстве функций префронтальной коры Для себя1. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите: четкое понимание целей для взаимоотношений очень важно. Многих из посещающих наши занятия я прошу в течение двух минут записать цели их совместного пребывания.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Рекомендации при расстройстве функций височных долей Для себя1. Используйте всякого рода напоминания, чтобы не дать отношениям засохнуть. От такого рода воспоминаний и знаков зависит, чувствует ли ваш партнер, что вы его любите и что он вам нужен, или, наоборот, что он для

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса В связи с тем, что в течение последних 20 лет предложение медицинских и психосоциальных услуг

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

5.2. Психологическая помощь подросткам во временных и постоянных коллективах Как мы видели, в литературе указано несколько техник психологической помощи, основанных на различных теоретических подходах. Рассмотрим вид психологической помощи, при оказании которой

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

5.3. Психологическая помощь подросткам с эмоциональными нарушениями Сначала раскроем понятие эмоций, а затем рассмотрим возможности коррекции их у подростков.Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, что-то – нет. Одни

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Из книги автора

§59. Настроения Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода

Из книги автора

СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ ОТ СЕКСОЛОГА На протяжении всей жизни каждому из нас в той или иной ситуации необходим грамотный, толковый, своевременный совет. От близкого человека, специалиста, друга. Сфера интимного развития и сексуальных отношений очень тонкая и деликатная сфера,

Из книги автора

Дать подросткам эмоциональный выход Мегги – моя клиентка – рассказала мне историю, как она работала с помощью ТЭС со своей 16-летней дочерью, у которой возникли проблемы в школе. Раньше они обе уже вполне успешно использовали таппинг и всегда оставались довольны

Из книги автора

Глава 8 Как помочь детям и подросткам научиться заботиться о себе Некоторое время назад я открыла для себя, что как бы хорошо ни была проведена работа с клиентом, всегда чего-то еще не хватает. Это что-то, как я поняла, состоит в научении самостоятельно заботиться о своем

Из книги автора

Глава 10. ТКП – детям и подросткам. Гэй Джонс, магистр гуманитарных наук, бакалавр педагогики (диплом с отличием) Гэй Джонс, недавно назначенная руководителем проектов Зоны действия образования, в течение более 20 лет специализировалась на усовершенствовании работы