Каждый человек по-своему прекрасен. Женщины-жирафы из племени падаунг

Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.

Хтет, 19 лет

Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник - непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.

Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света

Муква, 32 года

Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.

Миа, 18 лет

Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки - у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств - она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.

Со, 57 лет

Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.

Хла, 21 год

В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка - кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.

Тун, 8 лет

Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, - о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.

Муту, 60 лет

Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них - телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.

Манай, 63 года

Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг - дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное - ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.

Маджай, 45 лет

Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.

Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.

На высокогорьях у границ Бирмы и Таиланда проживает экзотическое племя падаунгов. Когда-то все они жили в Бирме. Но отношения с правящей там долгие годы военной хунтой у племени не сложились, и примерно половина его перебралась в соседний Таиланд, где и живет на «птичьих правах».

Как и все местные народы, падаунги сажают рис. Мужчины славятся, как погонщики и содержатели слонов. Дома членов племени заметно отличается от домов остальных бирманцев тем, что стоят на земле. У большей части местного населения жилища устанавливаются на сваях для защиты от наводнений и змей. Но не эти особенности сделали племя одним из известнейших в мире. Необычны у падаунгов женщины. Их даже называют женщины – жирафы из-за чрезмерно удлиненной шеи. Согласно местным поверьям, первый падаунг родился от сексуальных игрищ ветра и самки дракона. Однако, когда возлюбленная сообщила ветру о зачатии, тот отнюдь не попытался скрыться. Напротив, он был так рад, что обвивал ее шею до самого рождения. Наконец, самка дракона принесла огромный кокон, из которого и появился первый падаунг. Потом появился второй и третья. В память о влюбленном ветре, обвивавшем шею своей возлюбленной, девочкам народа падаунг с детства надевают на шею кольца. Точнее, спирали из медной проволоки толщиной примерно в сантиметр. Первое кольцо одевается в возрасте пяти лет. В дальнейшем количество витков увеличивается, и так до самого замужества. После этого новые витки не добавляются, но замена старых колец на новые допускается. Зарегистрированный книгой Гиннеса рекорд длины шеи у женщины народа падаунг составил 40 сантиметров.
Долгое время считалось, что надеваемые кольца вызывают удлинение шейных суставов. Однако рентгеновское исследование показало, что удлиняется не шея, а опускается плечевой пояс. Ничего странного в этом нет. К моменту замужества женщина падаунг носит на своей шее около пяти килограммов меди, которая и давит на плечевой пояс, прикрепленный к костяку всего одним суставом. Долгое время считалось, что взрослая женщина народа жить без колец на шее не в состоянии. Утверждалось, что мышцы шеи от ношения браслетов атрофируются, и в случае их снятия шея сложится, А женщина задохнется. Среди туристов до сих пор циркулируют слухи, что именно таким способом падаунги избавлялись от неверных жен. Однако последние исследования такую версию не подтвердили. Да, у некоторых женщин медная спираль настолько плотно упирается в плечи и подбородок, что они крайне ограничены в движениях головой. Но если снять медную спираль, то женщина не только не задохнется, но наоборот, получит большое облегчение. Более того, в течение примерно трех лет ее фигура восстановится. И она лишится своей жирафьей шеи.
Однако женщины племени расставаться со своей национальной особенностью не спешат, хотя военная хунта Бирмы активно пыталась этого добиться. Вот и живет теперь половина женщин – жирафов в соседнем Таиланде. Дело в том, что, во-первых, шейные браслеты резко отличают падаунгов от других племен и служат им для национальной самоидентификации. Во-вторых, длинная шея, с килограммами надетой на нее меди - свидетельство высокого социального статуса ее носительницы. Именно по этим кольцам и судят о состоятельности семьи. Ну и главное, эти браслеты как магнитом притягивают туристов. Все приехавшие на отдых в Таиланд стремятся посетить деревни падаунгов, в которых кроме как смотреть на длинные шеи местных женщин, в общем-то, и делать нечего. Самая большая деревня падаунгов, Най – Сой принимает ежегодно более тысячи двухсот туристов.
Основная прибыль от экскурсий, правда, достается владельцам туристических агентств. Но женщины научились умело продавать ротозеям, глазеющим на их шеи, различные кустарные изделия. Да и сфотографироваться с женщиной – жирафом стоит доллар. А если учесть, что неподалеку всегда их мужья с предложением прогулки на слонах… Длинные шеи женщин народа падаунг и есть сейчас основа экономики племени. Вот так вот довольно новый, набирающий миллиардные обороты, туристический бизнес и древние традиции народа падаунг, не только не мешают друг другу, но и способствуют общему дальнейшему развитию.

В высокогорьях на бирмано-таиландской границе живет экзотическое племя падаунг. Некогда все они жили в солнечной Бирме, но в середине XX столетия к власти пришла военная хунта, она дала стране новое имя – Мьянма и разогнала не подчиняющиеся племена. Среди них оказались падаунги. Поэтому и живут они высоко в горах, подальше от любопытных глаз.

Основной источник пропитания – рис, поэтому денно и нощно падаунги культивируют свои поля, чтобы не остаться голодными. Многие мужчины являются погонщиками и содержателями слонов, которых используют как тягловую силу. Дело в том, что дома падаунги ставят на высоких, мощных деревянных сваях. Это защита от наводнений, змей и ядовитых насекомых. Слоны помогают перетаскивать тяжелые бревна.

Смертельный ошейник

Однако далеко не эти особенности сделали падаунгов известнейшими людьми на планете. Их женщины – вот та экзотика, ради которой в гости к падаунгам едут многие путешественники и туристы. За ними прочно закрепилось прозвище «женщины-жирафы» - из-за их чрезмерно удлиненных шей.

У этой, на европейский взгляд, варварской традиции есть романтическая предыстория. Согласно местным поверьям, падаунги являются детьми ветра и драконихи. Когда дракониха зачала от ветра ребенка, он до родов бережно обнимал возлюбленную за шею. Наконец самка дракона принесла яйцо, из которого на свет появился первый падаунг. Так, в память о древнем отце-ветре, обвивавшем драконью шею, девочки племени падаунг с детства цепляют на шею медные кольца-спирали. Первое кольцо полагается надевать в пятилетнем возрасте. Толщина проволоки - один сантиметр. Постепенно, с возрастом количество колец увеличивается – их продолжают добавлять до самого замужества. Замужняя женщина витки не добавляет, однако и старые кольца она ни в коем случае не имеет право снять или заменить на новые.

К слову сказать, снять кольца ей в голову не придёт, потому что это повлечёт за собой неминуемую смерть. Женщина-жираф настолько растягивает шейные позвонки, что без колец шея уже не держится. К сожалению, не все кольца могут выдержать до глубокой старости и нередко они стираются, все-таки медь не самый прочный металл, смертельный ошейник крошится и ломается. И тогда женщина погибает – в первую очередь от удушья, не может же она все время поддерживать свою длинную шею руками. Злые языки говорят, что таким образом мужчины-падаунги избавляются от своих старых жен и заводят молодых. Есть еще одна жестокая традиция – если муж посчитает жену неверной, он может сам сдернуть с нее кольца и женщина умрет в муках, в наказание за измену.

Печальный рекорд женщин-жирафов

Чем длиннее получается шея, тем выше статус, значит, у семьи хватало денег покупать для девочки много дорогих медных колец. Девушки с самыми длинными шеями – престижные невесты из богатых семей. По кольцам судят о состоятельности. XXI век не вынудил падаунгов изменить традициям предков, они по-прежнему растят своих дочерей в медных ошейниках. А в Книгу Гиннесса записан еще один рекорд – женщина-жираф с 40-сантиметровой шеей. Печальный факт…

Медики изучали явление женщин-жирафов, выяснилось, что шея удлиняется не только из-за растяжения позвонков, но и из-за опущения плечевого пояса. Это доказано рентгенологическим исследованием. Не удивительно! К замужеству женщина носит на себе пять килограммов меди, металл нещадно давит на плечи и ключицы, в результате туловище женщин-жирафов укорачивается, что тоже не лучшим образом сказывается на их здоровье. Медная спираль к тому же, крайне ограничивает движения головой. Хотя наверняка этих неудобств женщины-жирафы не ощущают, ведь иного им не дано.

Военная хунта Мьянмы выступила против такого варварского обычая, это и подвигло падаунгов уйти подальше в горы и в Таиланд, где их не преследуют.

Туры к падаунгам

В Таиланде наоборот традицию поощряют. К падаунгам организуют экскурсионные туры, где гости могут поближе познакомиться с бытом народа, пообщаться с женщинами-жирафами. Шейные браслеты стали национальной самоидентификацией и брендом падаунгов. Самая большая этническая деревня называется Най – Сой, ежедневно ее посещают не менее тысячи туристов. Хотя сами падаунги имеют от этого мало, доходы идут турфирмам.

Зато женщины-жирафы продают путешественникам национальные изделия, разного рода безделушки, позволяют сфотографироваться с собой за доллар – тем и живут. Мужчины-падаунги тоже не дремлют, они соблазняют гостей прогулками на слонах. Так, национальная самоидентификация стала прибыльным бизнесом, понятно, что отказываться от этого никто не собирается. Только никто и никогда не оглашает статистику смертности женщин-жирафов…

Красота - понятие более чем относительное. Бывает красота по-американски, а бывает и по-африкански, -китайски, -индийски, -азиатски и даже -папуа-ново-гвинейски.

Женщины-жирафы

Женщина падаунгов с кольцами на шее ©Flickr/Khun_K

Мужская половина народа падаунг, проживающего в Мьянме и Таиланде, вероятно, считает, что по-настоящему красивой женщиной может считаться лишь та, у которой самая длинная шея. Иначе как объяснить повальное истязание своих шей представительницами этого народа? Хотя местные жители рассказывают, конечно, что традиция окольцовывать шеи (и ноги) берет начало с тех времен, когда в этих краях обитало много тигров, поэтому, когда мужчины уходили на охоту, металлические кольца могли хоть как-то защитить женщин от нападения. Может быть, оно и так, но представительницы этого народа говорят, что их мужчин весьма привлекают такие длинные шеи, поэтому замуж выйти их обладательницам гораздо проще.

Эксперименты с внешностью начинаются с самого нежного возраста - с пяти лет. С этого момента девочкам начинают накручивать латунные спирали на шею. Каждый виток такой спирали в толщину составляет 1 см. С каждым годом количество спиралей увеличивается. Взрослая женщина может носить на себе пару десятков таких колец, вес которых достигает 4-5 кг. Из-за своих шей туристы окрестили представительниц народа падаунг женщинами-жирафами.


Представительницы народа падаунг / ©Flickr/Khun_K

Круглая губа

Еще более радикальной «красотой» отличаются женщины из племени мурси (мун), проживающего на юго-западе Эфиопии. По достижении 15-18-летнего возраста девочке разрезают нижнюю губу, и для начала вставляют в нее палочку, затем круглую тарелочку, которая со временем заменяется на тарелочку побольше, пока, в конце концов, не достигнет довольно внушительных размеров. У некоторых представительниц прекрасного пола губной диск может достигать 12-15 см. Больше диск - выше социальный статус мурсианки, поэтому если вы вознамерились взять в жены такую красавицу - приготовьте богатый выкуп. Хотя есть мнение, что диск может свидетельствовать и о возрасте женщины, чем старше, тем больше тарелка в ее губе. Сами же мурси, разумеется, объясняют свою страсть к тарелкам тем, что они защищают их от злых духов, которые якобы проникают в тело человека через рот. Примечательно, что ни один мужчина подобные украшения не носит - видимо, злые духи пристают исключительно к женщинам. Поэтому велика вероятность, что с помощью такого украшения мужчины племени мурси попросту оберегают себя от соперников из других племен - кто еще покусится на такую красоту!

Помимо прочего, диски нещадно давят на нижние зубы женщин, поэтому их попросту вырывают. Не все, конечно, но передние уж точно. Утешает, что хотя бы во время еды или перед сном женщины могут вынимать свои диски.


Женщины из племени мурси / ©Alamy

Измазаться в грязи

Утро женщин народа химба (Северная Намибия) начинается с «грязевой ванны». Они обмазывают себя специально приготовленной кашицей из охры, смолы, жира и пепла - от макушки до пяток, включая волосы, которые еще и заплетены в дреды. Той же самой «мазью», впрочем, принято натираться здесь и мужчинам, и детям. Помимо того, что в глазах среднестатистичекого мужчины химба такая грязь на женщине выглядит жутко привлекательно, она и его самого спасет от жары. Но, увы, чтобы прослыть красоткой в мире химба, этого мало - после обряда посвящения вам еще должны удалить четыре зуба на нижней челюсти. Вот тогда вы - настоящая красавица!


Женщины народа химба / ©Jordi Cerdà

Пробку - в нос!

А вот мужчины народа апатани, которое проживает на северо-востоке Индии, не скрывают, что их женские украшения призваны сделать местных красавиц менее привлекательными в глазах мужчин соседних народов. Женщины здесь вставляют пробки в крылья носа. Насколько то, что раньше считалось женским носом, нравится при этом самим мужчинам апатани - непонятно, но выглядит все это более чем странно. Но, видимо, страх потери жены-красавицы был сильнее. Помимо «пробкования носа» женщинам этого народа делались татуировки, которые представляли собой прямую линию, начинающуюся у подбородка и заканчивающуюся на кончике все того же носа - чтобы уж наверняка. Как же все-таки повезло девушкам - представительницам европейских ценностей: некоторые из их мужчин всего лишь предлагают им «одеться поскромнее». Со странами Востока сложнее, но чадра - это все-таки вам не пробки в носу!

Сегодня, впрочем, молодые красавицы-апатани все чаще предпочитают украшать себя иными способами.


Женщина апатани / ©Anthony Pappone

Нога-лотос

Многим известен тот факт, что относительно недавно - еще на рубеже X и XX вв. - китаянки вынуждены были в буквальном смысле становиться калеками ради «красоты». Самым прекрасным местом женщины здесь считалась ступня - причем не какая-нибудь, а длиной 10 см, а по форме напоминающая цветок лотоса. Для того чтобы подобное изуверство стало возможным, девочкам с 4-х лет жестоко перебинтовывали ступню так, чтобы четыре пальца соприкасались с подошвой. Неудивительно, что в таком состоянии рост стопы останавливался, и начиналась деформация. Стоит ли говорить, что китайские «красотки» передвигались с большим трудом и болями, постоянно хромали. Вот на такие ухищрения шли китайские женщины ради замужества и популярности у мужчин. Европейские женщины до такого, конечно, не дошли - они лишь вставляют в грудь силикон и увеличивают губы.

Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.

Хтет, 19 лет

Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник - непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.

Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света

Муква, 32 года

Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.

Миа, 18 лет

Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки - у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств - она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.

Со, 57 лет

Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.

Хла, 21 год

В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка - кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.

Тун, 8 лет

Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, - о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.

Муту, 60 лет

Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них - телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.

Манай, 63 года

Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг - дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное - ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.

Маджай, 45 лет

Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.

Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.