О законопроекте «О патриотическом воспитании в Российской Федерации. Патриотическое воспитание детей. Методическая литература. Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, УзаболевшемуФ этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Офицер - первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова УлюбитьФ и УжалетьФ очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: УПатриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...Ф". Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень курсанта, матроса, офицера, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитателем. А теперь конкретные рекомендации.

Но прежде чем мы приступим к ним, необходимо сделать одну оговорку: каждый офицер - воспитатель дважды: т. е. воспитатель своих детей и своих подчиненных.

Воспитание детей - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется гражданин державы с качествами патриота. Философ И. А. Ильин (1883-1945) в книге УПуть духовного обновленияФ рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, Унационального воспитанияФ своих детей.

Язык. УЯзык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; всякие следы УволяпюкаФ должны изгоняться; ...существенны семейные беседы о преимуществах родного языка - о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.

Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.

Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном - по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви. Он найдет пути - ив глубину русской истории, и на простор русского возрождения.

Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие Управды и кривды У... Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, - легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

Поэзия - ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать - искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно - национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, - никогда не денационализируется.

История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: УГордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие У. И еще: УКлянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь У.

Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание - значит содействовать этому распаду и исчезновению.

Территория - Российский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, - так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что Утруд У не есть Уболезнь У и что работа не есть Урабство У; что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободыФ.

Патриотическое воспитание в армии и на флоте более чем необходимо. Каковы же пути работы с почти сложившимися людьми?

Широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Вот в чем наша духовная ценность. Здесь наше национальное достояние. Как актуально сегодня УСлово о полку ИгоревеФ, созданное более 800 лет назад.

От усобиц княжьих - гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!

Нужно прислушаться к мнению кинорежиссера Сергея Бондарчука: УНазовите мне любое произведение Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, в каждом из них есть ответ на вопросы: откуда, куда и зачем? В каждомФ.

Постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К примеру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: Умое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным ОтечествуФ.

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), И. Сталин 7 ноября 1941 года обратился к воинам армии и флота: УПусть вдохновит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя Великого ЛенинаФ.

УЗаболетьФ нашей великой историей, в том числе военной. Открыть ее кладовые для себя и своих подчиненных. Это важнейшее направление работы. Жизненный опыт показывает, что очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: УЧтобы полюбить Россию, надо познать ееФ труды вполне доступны.

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарного масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Улановой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя Победы над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым открыл путь в космос. Русский Чехов написал пьесы, которые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Современное человечество зачитывается Шолоховым и смотрит на телеэкран, зажженный русским Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чувство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с Умладых ногтейФ является разработка генеалогического древа своей фамилии. Говорят, что знать своих предков до седьмого колена это богоугодное дело.

Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, через кодекс чести матроса, курсанта, мичмана, офицера. Все это было в царской армии и в Советской до недавнего времени. Сегодня эти направления ослаблены. Особенно удивляет неуважение кадровых офицеров к своему мундиру. Александр Кривицкий, знаток военной истории и военных традиций в брошюре УТрадиции русского офицерстваФ писал: УФорма одежды, которую носят командиры, знаки различия, награды - все это в совокупности является выражением чести и достоинства офицера.

Военным нужны красивые мундиры для того, чтобы каждый офицер питал к ним любовь. И если бы мы не дорожили и не гордились воинской одеждой, которую ", носили когда-то наши доблестные предки, то были бы дрянью, лишенной чести. Честь мундира - это храбрость, верность долгу. Честь мундира - это дисциплина.

Воинский мундир, не освященный самой суровой дисциплиной, перестает быть символом чести и становится безличной одеждой.

Поэтому тот, кто надел мундир офицера, перестает уже располагать собой по собственному усмотрению и подчиняет жизнь точно регламентированному порядку. Культ г чести мундира священ для офицера. Понятие о чести мундира включает в себя верность знамени, служит на войне путеводной нитью, указывающей дорогу среди всех преград. Честь мундира - это не только прошлое и настоящее офицера, а и его будущее, ибо вознесенная подвигом, она переживет векаФ.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

ВЫВОД:

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве, Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Этому способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений. Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1."О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990г.

2."История государства Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с.

3."Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат 1985г.,- 178 с.

4."Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва 1979г.- 273 с.

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Валиева Зема Ираклиевна

докторант кафедры психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

Аннотация: Изменения, которые произошли в жизни российского общества в 90-х гг. прошлого века, привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. При отсутствии общенациональной идеи, в условиях остро выраженной социальной дифференциации общества, появилось неоднозначное, враждебное отношение общества к восприятию Родины. В результате, воспитание чувства патриотизма сводилось к отдельным одноразовым мероприятиям на уровне самодеятельности, которые, не говоря уже об отсутствии научного обоснования, зачастую, попросту, были лишены внутренней логики и целенаправленности. Таким образом, значимость исследования обозначенной проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, чувства патриотизма, история педагогики, советские ученые

The ideas of patriotic education in the writings of famous soviet teachers

Valievа Zema Iraklievna

doctoral student in psychology North Ossetian state university K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Abstract: The changes that have taken place in the life of Russian society in the 90s the last century, led to the fact that citizenship, patriotism, patriotic education, the duty to the fatherland acquired ambiguous interpretation, were largely devalued. In the absence of a national idea, in a sharply pronounced social differentiation appeared ambiguous, hostile attitude of society to the perception of the motherland. As a result, education of patriotic feelings confined to individual one-off measures at the level of the initiative, which does not mention the absence of scientific justification, often, simply, have been deprived of the internal logic and purpose. Thus, the significance of the study indicated the problem is determined by the devaluation of the main trends of the patriotic education of pupils in modern conditions.

Keywords: patriotism, citizenship, a sense of patriotism, history of pedagogy, Soviet scientists

В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому - стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко , В.Я. Стоюнин , В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Великий русский педагог А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» .

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как: А.Ф. Афтонасьева , Н.М. Карамзина , А.П. Куницына , А.Н. Радищева и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Обращаясь, к проблеме патриотического воспитания А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение в воспитании «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а так же умственному развитию .

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Главной задачей воспитательной работы учебных заведений он считал: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству» .

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическаую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания. .

Аналогичной точки зрения придерживался и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет цель подготовить человека для жизни в обществе «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». Основными воззрениями ученого были: «чувство религиозного, любви к прекрасному, истинному и любви к отечественному или национальному» .

Ряд российских педагогов (Н.С. Крупская , В.А. Сухомлинский , Л.Н. Толстой , К.Д. Ушинский , С.Т. Шацкий , И.М. Ястребцов ) пытались определить в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания.

По мнению русских демократов (В.Г. Белинский , Н.А. Добролюбов , Н.Г. Чернышевский ) воспитание патриотизма – это путь перевоплощения России, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы были твердо уверены в том, что патриотизм несет в себе такие ценности и идеалы, которые способствуют гражданину стать достойным членом общества. Под общечеловеческими ценностями и идеалами они подразумевали идеалы равенства, братства и свободы.

Воспитанию чувства национальной гордости у человека придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. Рассматривая вопросы воспитания молодого поколения, в качестве его основной цели видели подготовку гражданина, любящего Отечества, активно принимающего участие в жизни общества. Именно поэтому, считал Н.Г. Чернышевский «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед Родиной, а «человеческое достоинство – силою его патриотизма» .

Интересны и научные изыскания Н.А. Добролюбова. В статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» он поднял вопросы воспитания патриотизма и псевдопатриотизма. По его утверждению, настоящий патриотизм отличается от псевдопатриотизма тем, что никак несовместим с неприязнью к другим народам, ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к Родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов. «В человеке порядочном, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» – писал Н.А. Добролюбов .

Великий ученый В.Г. Белинский видел продуктивный путь к общечеловеческому патриотизму в развитии чувства народности и потому, общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. Ученый утверждал «кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому». Вопросы воспитания личности В.Г. Белинский не мыслил вне контекста нравственности. Педагог писал: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Не сомневался ученый в том, что первостепенной задачей является развитие в воспитанниках честность, порядочность, понимание своего кровного родства. «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» – утверждал В.Г. Белинский .

Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л.Н. Толстой, который «патриотизм» рассматривал через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они – дети того же бога, что и я. Они – мои братья.… Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними». Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.» .

В первые годы Советской власти Н.К. Крупская , С.Т. Шацкий и др. много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. По их мнению, школа как государственное учреждение должна была раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом. Н.К. Крупская подчеркивала, что ведущую роль в становлении личности ребенка играет общественный уклад в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Она подчеркивала важность, на основе любви к Отечеству, воспитывать у молодежи советский патриотизм, изучать жизнь и деятельность лидеров советского государства, принимать активное участие в общественной трудовой деятельности. Н.К. Крупской введено понятие «военное воспитание», которое сегодня понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она основательно раскрывала содержание, методику и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании чувств, доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь .

Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый, используя термин «детское сообщество», опирается на демократические принципы организации жизни детей, традиции и обычаи народа при выборе форм и методов воспитательной работы, связь с природой и социальной средой, стремление преобразовать окружающую среду посредством воспитания. Основным средством воспитания С.Т. Шацкий считал труд, как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю. Педагог указывал на то, что следует предоставлять «широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, экскурсиями, кочевками и лагерями». С.Т. Шацкий был основоположником идеи развития и значимости туристской, экскурсионной и краеведческой деятельности. Перечисленные виды деятельности способствуют воспитанию патриотических качеств у детей .

Известный педагог и философ И.М. Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе». Причем долг Отчизне требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему». Выдвигая идею жертвенности, Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. Через знания, прежде всего, формируются существенные понятия, которые образуют сущностную характеристику человека. Определяя понятия «Родина», «Отечество», «Отчизна», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек и для физического благосостояния которого служит значительная доля земель, вод, природы с их растительностью, животным миром и природными минеральными богатствами. Эти блага кроме физической пользы имеют еще и нравственную пользу, содействуя своим существованием совершенствованию общей народной идеи: поэтому и заключены в рамках той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Родине и все отечественное, все ему споспешествующее. Изучая понятия «патриотизм», «гражданственность» автор отмечает, что «эти чувства могут быть так же фальшивыми или не достигающими своей цели, как и несвоевременная благотворительность» .

Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По мнению К.Д. Ушинского, под воздействием неодинаковых условий жизни формируется характер людей, который дает такую почву, где «коренится народность». Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» .

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и других, рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир». Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» .

Таким образом, требования, предъявляемые к гражданственности и патриотизму в советской школе, носили четко детерминирующий характер. Ценности, прививаемые советской школой, не выходили за рамки существовавшей системы и ориентиров советского человека, культивируемых существующей системой, таких, как равенство, коллективизм, гуманизм. Процесс формирования этих ценностей, носил идеологизированный характер, а воспитание школьников рассматривалось в рамках идейно-политического воспитания подрастающего поколения.

Организовывались различные формы работы: встречи с участниками войны, сбор материалов о героях и ветеранов военных действий ВОВ, требовалось активное участие в общественно полезной деятельности, больше стали обращать внимание туристической и экскурсионной работе, создавались ленинские школьные музеи, присваивали торжественно звания героев школьным отрядам и т.д.

Список литературы:

  1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.
  2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.: АН СССР, 1954. – Т. 4. – 676 с.
  3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во «Педагогика», 1986. – 348с. (136)
  4. Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Ленинград. Художественная литература. 1984г. 672с. 456с.(174)
  5. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1985. – 302с.(208)
  6. Куницын А.П. Наставление воспитанникам//Антология педагогической мысли России первой половины XIX века/ Сост. П. А. Лебедев. – Москва: Педагогика, 1987. – С.141 – 145.
  7. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407-419. с. 412.(233)
  8. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. – М.; Л., 1938. – С. 215 – 223. (301)
  9. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. СПб, 1898. С. 415. (348)
  10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. – 148 с. С.112.; (358)
  11. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1989. – 542с.(368)
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
  13. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. – 772с.
  14. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1980. – С. 304.
  15. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Хв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 223 – 246.(414)

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству. Наряду с веротерпимостью, соборностью, законопослушанием и любовью к родной природе он всегда был и остается яркой чертой российского национального характера.

В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений белорусов, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. Как следствие, система образования неминуемо столкнулась с трудностями разработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации обновление понятия «патриотизм» возможно только на основе общефилософских и психолого-педагогических положений, в условиях демократизации и деполитизации педагогической науки и в целом системы образования. Кроме того, приоритет интересов и устремлений личности, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо должен найти отражение и в содержании понятия «патриотизм».

Современные проблемы героико-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские умы через СМИ часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность.

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.

Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе.

В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.

Журналисты дополняют нашу работу: воссоздают картины прошлого, обращаясь к чувствам человека, к народной памяти. С одобрением встречает пресса новинки кинематографа, телеэфира, театрального искусства, популяризующие патриотические ценности. Победы россиян на международных спортивных состязаниях стали одним из двигателей массового патриотического всплеска во многом посредством журналистов, поддерживающих энтузиазм болельщиков. Красочный рассказ о достижениях отечественной культуры и спорта - хороший способ «достучаться» до тех наших сограждан, кто далек от политики и плохо знает историю.

Одновременно СМИ являются и зеркалом проблем нашей действительности. Патриотические имена-доминанты в газетах, журналах, на радио и телевидении - это, во-первых, лидеры государства, что обоснованно. Вторая доминанта - представители национально-патриотического спектра. Третьей сопоставимой доминанты, по-видимому, нет.

Прослеживаются два основных направления журналистских мнений по поводу патриотического воспитания в школе: первое - поддержка задач и сущности патриотического воспитания как такового, его новых прогрессивных форм, второе - критика формализации патриотического воспитания в виде введения специальных патриотических уроков или предметов.

Многовековая история страны в первом десятилетии XXI века оказалась в центре острых дискуссий. СМИ неоднозначно отнеслись к объявленной Президентом РФ кампании против «фальсификации истории». Вышли публикации, передача, авторы которых выразили сомнение в возможности и целесообразности подвергать судебной юрисдикции трактовки. Всплыли на поверхность старые споры о свободе слова, возможности историка и исторического публициста высказывать свои мнения. Ведущие журналисты сосредоточились не столько на опровержении нелицеприятных для российского гражданина тезисов, сколько на дискуссии вокруг самих принципов оценки исторических событий.

Эффективным способом борьбы с фальсификациями истории видится формирование объективированной источниковой базы для журналистов, историков, всех исследователей; обеспечение широкой доступности такой базы, дальнейшее раскрытие и активное использование в публикациях архивных и музейных материалов.

Что же могут сделать СМИ для укрепления патриотического сознания россиян? Необходимо проведение системных информационных циклов по:

- «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной Росси и их персонажей;

Поиску и продвижению героев современных будней;

Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Молодые россияне и так гордятся своей историей и считают себя патриотами. Население страны и так охотно демонстрирует «боевой дух», широко празднует День Победы и высказывает активную позицию по отношению к нелицеприятным демаршам стран-соседей. Не хватает другого - широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Эту тему нельзя назвать абсолютно выигрышной. Победа Советского Союза определила ход истории на много десятилетий вперед. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Война не привлекает, а скорее отталкивает: она не должна стать фундаментом российского патриотизма.

Хочется верить, что СМИ смогут и должны внести решающий вклад в формирование, развитие и распространение патриотических идей среди российских граждан; в создание на этой основе обновленного и возрожденного российского патриотизма.

Газета Министерства обороны Республики Беларусь «Белорусская военная газета. «Во славу Родины» была основана 22 июня 1921 года. Именно в этот день вышел первый номер «Красноармейской правды» - органа Реввоенсовета Западного фронта. Западный фронт впоследствии был преобразован в Западный военный округ, а затем - в Белорусский военный округ. Соответственно менялся и подзаголовок газеты.

Выходя в Смоленске, «Красноармейская правда» поддерживала тесные связи с местными литераторами. В 1925 году в ней было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «У нас в деревне». В 1926-1927 гг. здесь начинает печататься Александр Твардовский. Активно сотрудничал с редакцией служивший тогда в одной из воинских частей Кондрат Крапива - впоследствии видный белорусский писатель.

После завершения освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию «Красноармейская правда» в сентябре 1939 г. была передислоцирована из Смоленска в Минск.

22 июня 1941 г. был выпущен экстренный номер «Красноармейской правды», известивший о вероломном нападении фашистов на СССР. 24 июня, после массированного налета вражеской авиации на Минск, редакция перешла в спецпоезд. Через несколько дней он попал под бомбежку и сгорел. Лишившись полиграфической базы, газета не прекратила выход - она печаталась в Могилеве и Смоленске, на станции Касня под Вязьмой. Только 29 июля редакция получила новый поезд.

В 1942-1943 гг. «Красноармейская правда», кроме русского, выходила на узбекском, туркменском, таджикском и казахском языках. Здесь работали известные советские писатели Александр Твардовский, Алексей Сурков, Вадим Кожевников, Евгений Воробьев, Михась Лыньков, художник Орест Верейский. С 1942 года и до конца войны на страницах газеты «прописался» Василий Теркин - главный герой одноименной поэмы Александра Твардовского.

В составе Западного, а с апреля 1944 года 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» дошла до Кенигсберга. А в конце 1947 г. газета стала выходить под новым названием - «Во славу Родины». В это время военные журналисты нацеливали войска округа на восстановление военной инфраструктуры. Особое внимание уделяется изучению и обобщению фронтового опыта, популяризации имен героев. Именно сотрудники редакции первыми рассказали о мужестве и отваге П.Гаврилова, С.Матевосяна, Пети Клыпы и других защитниках Брестской крепости.

В послевоенный период наша армия стремительно перевооружается. «Во славу Родины» шагает в ногу со временем, ищет и находит действенные формы пропаганды передового опыта, рождающегося в войсках.

Памятным событием для редакционного коллектива стало вручение ей Боевого Красного Знамени и награждение газеты орденом Красной Звезды (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.).

Особая страница в биографии газеты - это участие военных журналистов в маневрах и учениях, проходивших на территории Белорусского военного округа: «Днепр», «Неман», «Двина», «Березина», «Запад-81» и др.

Развал Союза Советских Социалистических Республик повлиял и на дальнейшую судьбу газеты.

1991-й - год политических реформ. Сначала в августе ГКЧП взбудоражил всю Москву, а затем президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев лишился власти, в декабре того же года Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Беловежские соглашения, которое поставило жирную черту в прошлой жизни великой страны под названием СССР. Беларусь вскоре объявила о своей независимости и стала суверенным государством, а окружная газета «Во славу Родины» стала центральным печатным органом Министерства обороны Республики Беларусь. Пришлось делать свой выбор и военным журналистам. Несколько офицеров, россиян и украинцев, не желая больше служить, написали рапорты на увольнение, другие, в большинстве своем белорусы, вернулись домой переводом, благо, что управление кадров Министерства обороны Республики Беларуси делало для этого все возможное. За короткое время коллектив редакции военной газеты поменялся больше чем наполовину. У подполковника Пинчука не было особых сомнений по поводу того, что делать дальше. В трудный момент он в числе других решил поддержать своего редактора полковника Григория Васильевича Соколовского - боевого побратима, в прошлом редактора газеты 103-й и 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Годы становления белорусской армии - это, без сомнения, и время качественных изменений в облике и содержании газеты «Во славу Родины». Летом 1994 года в связи с полной изношенностью полиграфической базы было принято решение о закупке компьютерной техники и обучении технического персонала навыкам набора и верстки. Год спустя, 1 июля 1995 года, газета «Во славу Родины» перешла на офсетный способ печати. Все заботы по техническому перевооружению редакции целиком легли на плечи заместителя главного редактора полковника Валерия Пинчука, назначенного на эту должность в апреле 1994 года. Газета изменилась до неузнаваемости: ушла в прошлое окружная проблематика, на первый план вышли новые темы: строительство национальных Вооруженных Сил, поддержание высокого уровня боеготовности в войсках и укрепление национальной безопасности страны, дисциплина и правопорядок, военное образование, социальная защита военнослужащих их семей и военных пенсионеров, военно-патриотическое воспитание молодежи. О трудностях, выпавших на долю белорусских военных, военные журналисты знали не понаслышке. Они первыми рассказали читателям о том, как из республики было выведено ядерное оружие, как на американские деньги пустили под нож «лишние» танки и самолеты, как под нажимом Запада расформировали легендарную 103-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию…

Какое же нужно было иметь мужество, чтобы говорить обо всем, не обходя острых проблем, а тем и не боясь навлечь на себя гнев начальства. В ноябре 1999 года после увольнения в запас полковника Григория Соколовского газету Министерства обороны Республики Беларусь «Во славу Родины» возглавил полковник Валерий Пинчук. К этому времени в редакции сложился крепкий, работоспособный коллектив, основу которого составили выпускники ЛВВПУ и редакторского отделения ВПА имени В. И. Ленина: полковники Артур Илькив и Геннадий Солдатов, подполковники Сергей Петров, Григорий Солонец, офицеры Александр Макаров, Владимир Куц, Александр Логинов и Игорь Кандраль…

Военные журналисты в буквальном смысле этого слова исходили пешком все полигоны и стрельбища, вместе с пехотой ходили в учебные атаки, с десантниками прыгали с парашютом, а с саперами занимались разминированием…

И все это делалось ради нескольких строчек, ради читателей.

Благодаря многочисленным публикациям в военном издании прекратились посягательства отдельных чиновников на пенсии отставников, значительно улучшилось обеспечение жильем бывших военнослужащих. После оснащения «Во славу Родины» самой современной компьютерной техникой и создания своего сайта изменились и возможности газеты. С учетом перспективных направлений развития информационных систем с 2004 года в белорусской армии была начата разработка мобильных технических средств, позволяющих вести информационную работу с использованием глобальной сети Интернет и спутниковых каналов передачи информации. В рамках госпрограммы вооружения в войска стали поступать современные цифровая фотоаппаратура и мультимедийное оборудование. Создан и взят на вооружение подвижной информационный центр на отечественной базе, способный принимать и передавать информацию с использованием сети интернет, тиражировать полиграфическую продукцию, монтировать видеоматериалы, принимать и передавать информационные материалы, обеспечивать видео и радиообслуживание военнослужащих в полевых условиях. С использованием этого центра через сайт Министерства обороны осуществлялось информирование военнослужащих белорусской группировки ВВС и войск ПВО, ежегодно принимающих участие в учениях на российском полигоне Ашулук. Полиграфическая база центра обеспечивала тиражирование на полигоне и «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» (так она стала именоваться с 2005 года), и газеты «Красная звезда» на 12 часов раньше, чем они выходили в Беларуси и России. Все это не только облегчило работу военных журналистов и позволило повысить оперативность публикуемых материалов, но и значительно увеличило интерес к военному изданию. Достаточно сказать, что после перехода газеты «Во славу Родины» в 2005 году на цветную печать тираж достиг более 30 тысяч экземпляров.

Жизнь в коллективе вырабатывает, по существу, новые формы поведения, новую этику. Для легендарного коллектива белорусской военной газеты главным принципом являлись высочайшая журналистская этика, творческая дисциплина, постоянный профессиональный рост, порядочность во взаимоотношениях, уважение к читателям. В военной газете никогда не было людей случайных. А если кто и появлялся из таковых, то недолго. Здесь мог выжить только настоящий журналист - и сердцем, и силой убеждения, и преданностью общему делу.

В военную журналистику многие пришли разными дорогами. Кто-то окончил знаменитое Львовское высшее военно-политическое училище, некоторые - филфак и журфак БГУ, кто-то вообще с техническим образованием.

Слово во все времена называли великим оружием жизни. Владеть этим оружием - дар Божий. И тот, кому улыбнулась удача быть журналистом по призванию, счастливый человек. Таковых в редакции нынешней «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» двадцать три, но это далеко не весь коллектив. Ежедневно, над выпуском очередного номера газеты трудятся и те, кто оттачивает и шлифует литературный язык, корректирует тексты, размещает их на страницах газеты, занят набором, версткой и компьютерным дизайном, кто работает с письмами и занимается рекламой, кто организует и планирует редакционную деятельность.

Конечно, сейчас газета во многом отличается от себя самой начала двадцать первого века. И это не удивительно. Жизнь не стоит на месте, и газета как средство массовой информации обязана идти в ногу со временем, работать для современного читателя, всегда стоять на страже его интересов, быть злободневной, информационно насыщенной, откликаться на необозримое многообразие человеческих отношений. В редакционных стенах газеты Министерства обороны «Во славу Родины» неустанно кипела и кипит творческая работа. Ни дня без строчки - таков девиз военных журналистов. Способствовала неутомимой энергии пишущих прежде всего сама атмосфера редакции. Надо сказать, что солидное, трехэтажное, с большими светлыми окнами, выходящими на улицу Первомайскую (рядом с Центральным детским парком имени Максима Горького в белорусской столице), здание было построено в 1947 году специально для редакции газеты «Во славу Родины». На первом этаже располагалась типография газеты, на третьем - жили военкоры с семьями. А вот на втором этаже находились рабочие кабинеты военных журналистов.

В конце длинного коридора с рядом кабинетов, за дверями которых располагались отделы боевой подготовки, новостей и спорта, культуры и социальных проблем, всегда были открыты двери кабинета главного редактора. В редакционном «предбаннике» толпились посетители. Здесь находились подшивки республиканских средств массовой информации, газеты «Во славу Родины», в каждом номере которой публиковались свежие новости со всего мира. Надо отметить то, что до 1989 года газету «Во славу Родины» нельзя было найти в киосках «Союзпечати» - она рассылалась по ведомственной подписке в части и подразделения Белорусского военного округа и не предназначалась для распространения среди гражданского населения. Но время диктовало свои условия. С 1 апреля 1989 года (а точнее, с 20.717-го номера) «Во славу Родины» поступила в продажу. Газета стала новинкой и открытием для гражданских читателей, потому что была наполнена актуальной информацией и интересными статьями.

Актуальные и интересные статьи в рубрике «По странам и континентам», «Боевая подготовка» сразу же привлекли внимание общественности объективностью и точным анализом. Газету читали все слои населения Беларуси, и писали не только ветераны Великой Отечественной войны, офицеры и солдаты, но и люди самых разных гражданских профессий. Именно на страницах «Во славу Родины» было напечатано самое первое стихотворение известной белорусской поэтессы Валентины Поликаниной. Главный редактор поддерживал талантливую молодежь, пришедшую в редакцию, и ни в коем случае не мешал работать творческому человеку. Чтобы еще больше поднять престиж военной газеты, полковник Григорий Васильевич Соколовский дал путевку в жизнь «литературным пятницам», на которые приглашались известные писатели и поэты, видные деятели искусства и культуры. Затем эти встречи освещались на страницах нашей газеты. В гостях у вославовцев побывали Иван Шамякин и Алесь Савицкий, Игорь Лученок и Эдуард Зарицкий…

Сейчас «Белорусская военная газета. Во славу Родины» - составная часть военного информационного агентства Вооруженных Сил «Ваяр», созданного в результате реорганизации военных СМИ в 2009 году. И сегодня у творческого коллектива немало новых интересных проектов, ориентированных на самого различного читателя. Каждая полоса в газете - это отдельный раздел или рубрика для отдельной аудитории. А за каждой печатной строкой по-прежнему стоят журналисты и их незаменимые помощники: операторы электронного набора и верстки. Любой, большой или малый текст надо набрать на компьютере и распечатать. Дело это, поверьте, нелегкое. Профессионально его выполняют Валентина Николаевна Макейчик, Алина Федоровна Фролова и Елизавета Владимировна Степаненко. Не менее ответственная работа и у сотрудников отдела компьютерного дизайна и верстки. Наталья Петровна Щербакова, Людмила Петровна Герасимович, Татьяна Геннадьевна Стороженко, Татьяна Александровна Гайдарь, Ирина Тадеушевна Яскевич, Марина Александровна Гудкова, Мария Александровна Журович - все эти очаровательные женщины превращают слова и мысли журналистов… в аккуратные газетные полосы. Затем начинается этап работы Юлии Борисовны Птичкиной, которая отвечает за доставку адресатам массы накладных, ведомостей, писем… И она же рано утром, к началу рабочего дня, привозит свежие номера газеты в агентство. Для журналистов агентства каждый рабочий день является праздником. Потому что и военные, и журналисты без погон служат одному делу - донести достоверную информацию до различных категорий читателей, оставаться на передовых рубежах обеспечения национальной безопасности государства - там, где идет борьба за души и сердца людей. Журналисты наших дней верят в то, что страстное печатное слово способно разбудить инициативу и энтузиазм. Экскурсия по «Ваяру» Творческая основа Настоящая работа агентства началась с переезда из здания на Фрунзе, 19 в новый дом на Богдановича, 29. Кстати, именно на нынешнем месте дислокации «Ваяра» (исторический факт!) размещались перед Великой Отечественной войной и какое-то время после нее редакция и типография газеты «Красноармейская правда». Все возвращается на круги своя! В агентстве 23 журналиста, для которых, созданы все условия для успешной творческой деятельности - просторные светлые кабинеты с удобной мебелью, новейшая техника…

За каждым именем корреспондента - сотни материалов и «именные полосы». Костяк, основа нашей пишущей братии - выпускники Львовского высшего военно-политического ордена Красной Звезды училища подполковники Николай Макаревич, Александр Логинов, Владимир Куц, Александр Макаров, Игорь Кандраль. Их материалы всегда актуальны и порой являют собой образец кропотливой журналистской работы. Они пример для нового поколения военных журналистов. К слову, выпускником этого же училища является нынешний начальник агентства полковник Андрей Шубадеров. За два года существования агентства были присвоены очередные воинские звания 16 военнослужащим. Государственные награды вручены семи военнослужащим, министром обороны поощрены 16 сотрудников агентства. Назначены на вышестоящие должности восемь военнослужащих. Были организованы занятия с курсантами военного факультета в БГУ, обучающимися по специальности «военная журналистика». Ведется учет ветеранов редакции газеты и агентства, которые находятся на заслуженном отдыхе. Руководство агентства поощряет стремление сотрудников «Ваяра» повысить свою квалификацию. Трое уже окончили курсы иностранных языков в Минском государственном лингвистическом университете, еще четверо продолжают там обучение. Трое офицеров окончили различные курсы в Военной академии Республики Беларусь, еще двое - высшие академические курсы в этом военном вузе. Офицеры агентства ездят в командировки не только по Беларуси. География «путешествий» достаточно разнообразна: Россия, Украина, Китай, Германия, Венесуэла, Катар… - в зарубежных странах побывали 35 наших сотрудников. Молодежь, которая приходит в агентство, «оттачивает перья» долго, на протяжении нескольких лет. Этот процесс нельзя ускорить: чтобы хорошо писать, надо уметь хорошо думать, мыслить. Надо обладать определенной эрудицией. Надо, в конце концов, хотя бы ориентироваться в специфике профессии военного журналиста. Но все эти качества начинающий «корр.» приобретает только вместе с жизненным опытом. А его не купишь ни за какие деньги…

У каждого коллектива или организации - своя история. Летопись военного информационного агентства «Ваяр» во многом пишет «Белорусская военная газета». С армейской газетой военнослужащие Вооруженных Сил, пенсионеры и наши гражданские почитатели «встречаются» каждый день. Но даже сегодня, наверное, не все представляют, что коллектив агентства работает не только над выпуском ежедневного печатного издания и ее электронной версии. В круге забот - еще несколько сайтов, в том числе и сайт Министерства обороны, проекты «Виртуальный военкомат», «Детям об армии», турниры «Штурмовик «Ил-2» и «Мир танков» и другие информационные задачи.

В 2011 году агентство «Ваяр» вышло на новый, качественный уровень. 10 самых важных событий, которые стали определяющими для коллектива агентства, будут в будущем основой для других свершений.

1. Белорусская военная газета «Во Славу Родины», вошла в мировой электронный инфокиоск прессы. И теперь свои читатели газеты есть в Бельгии, Швеции, США, Канаде, Афганистане, а так же еще в ряде других стран.

2. В прошлом году впервые была размещена подписка в сети Интернет на «Белорусскую военную газету» через приложение Press Reader для Android.

3. Никогда ранее на белорусском ТВ не было рекламные роликов газеты, которые сегодня можно увидеть еще и в сети Интернет.

4. Вышли в свет первые номера специального проекта агентства - журнал «ВПК».

5. Впервые в реальных полевых условиях на полигонах российской Федерации Ашулук и Гороховецкий испытание прошли подвижные информационные и радиотелевизионные центры.

6. Было выпущено около десятка наименований рекламной армейской сувенирной продукции, в том числе и для участников СОУ «Щит Союза- 2011».

7. Помимо всего этого, коллектив агентства занимается написанием, вычиткой, а так же подготовкой к печати книг по истории структурных подразделений Генерального штаба и Министерства обороны Республики Беларусь.

8. Военное информационное агентство начало размещать статьи журналистов в крупнейших социальных сетях - «Твиттере», «В контакте», «Фэйсбуке», «Одноклассниках» и других.

9. Создана концепция военной FM-радиостанции. Сейчас идет наработка ее информационной и материальной базы.

10. Практически создан военный информационный портал Министерства обороны, который, как мы планируем, начнет работу летом 2012 года.

А как можно забыть, такое значимое для всех журналистов агентства события, как празднование 90-летия «Белорусской военной газеты» и признание Министерством информации Республики Беларусь агентства «Ваяр» лучшим творческим проектом года. Самое главное, что за непродолжительное время своего существования был налажен тесный контакт с читатели.