Детские сады русской православной церкви. Дошкольное образование

Детский сад предстоит почти каждому малышу. Посещая его, ребенок не только готовится к школе, у него вырабатывается чувство коллективизма, сплоченности, дружбы и ряд других качеств. Существуют детские сады, которые отличаются не только отношением к воспитанию, но и общей атмосферой – это православные детские сады. Их в Москве меньше 1% от всего числа столичных дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ).

Общие сведения

Конечно же, деятельность этих заведений тесно связана с позиционированием Православия, а значит единство духа, соборность и смирение. Ребенку закладывают только самые хорошие черты: послушание, любовь к ближнему своему, благодарность, стремление помогать и поддерживать. В таких группах всегда царит атмосфера православного духа: беседы с наставниками, праздники и знание важных церковных дат, и лицезрение иконостаса на самом видном месте в группе детишек.

Соответственно и оформляются групповые комнаты, в которых определяется место для иконостасов. Со временем, когда дети ознакомятся с житием святого, его икона размещается в этом месте. Оно отведено для чтения утренней молитвы, дети молятся не только перед едой, но и перед учебой. Два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. На них детей учат петь молитвы, пасхальные песни, составляются сценарии к праздникам Рождества и Пасхи, а также раздаются роли для участия в празднике.

Религиозное воспитание

Происходит непрерывность религиозного воспитания и обучения ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Детей принимают в такие группы, после беседы родителей со священником. Составляется схема Родословной семьи, она помогает узнать семью лучше, и заполняется перед тем, как ребенок поступает в детский сад. На всех родительских собраниях присутствует священник. Обязательным условием есть посещение богослужения по воскресеньям родителей и детей.

Православные дошкольные общеобразовательные учреждения (ясли) в Москве

Средняя и старшая группа

Второе – по адресу Нововорот-никовский пер, 10, в нем пять групп, заведующая Минеева Наталья Александровна. Два рабочих контактных телефона: 978-58-75, 978-56-54.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В ОБРАЗОВАНИИ

Царёва Т.Ю., старший воспитатель

ЧДОУ «Православный детский сад» г. Электросталь

пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него…

Евангелие от Марка, 10 глава, 14-15 стихи.

Сейчас, в 10-х годах 21 века возникла острая необходимость воспитывать детей в православной вере. Наш православный детский сад - частное дошкольное образовательное учреждение. Создан на основании решения Приходского собрания Местной религиозной организации православного прихода Вознесенского храма г. Электросталь Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви.

Современные родители – это поколение, родившееся в 80-е годы XX -века. Это время - начало разрушения огромной страны: менялось поколение политиков, менялся менталитет советского народа, стало возвращаться осознание того, что нужна помощь откуда-то сверху, не зависимо от власти, желания и мощи человека. Для нас, верующих людей это объясняется просто – в обществе сформировались (возникли) все условия (предпосылки) для осознания Божьего вмешательства (Божьего руководства, Божьего управления) в жизни людей.

Вся страна была полностью политизирована: детских садах воспитывали любовь и уважение к вождям советской власти, в начальной школе учеников принимали в октябрята, в средней – в пионеры, в старших классах – в комсомол. Юные молодые граждане страны понимали, что жить в обществе и достигнуть карьерного роста будет легче, если ты член коммунистической партии. Социальные гарантии и видимое благополучие в обществе начали разрушать институт семьи. Молодые мужчины не задумывались о последствиях «свободных отношений». Женщины стали эмансипированы - социальные гарантии позволяли воспитывать детей в неполной семье.

Но в русской душе всегда жила вера православная. Наши бабушки крестили внуков тайно, учили нас креститься и водили в церковь, не объясняя зачем, учили нас молитвам со словами: «Будет полегче жить…»

В 91-ом страну сломали. Взрослые не знали как жить дальше. Единственная цель – выжить: получить зарплату, накормить семью, купить одежду. Многие начали задумываться: «За что это нам?» А дети в это время росли и впитывали весь негатив общества: разврат, бандитизм, наркотики - вседозволенность.

В этих сложных условиях выросли наши нынешние (современные) родители.

В нашем детском саду одна разновозрастная группа – как большая многодетная семья. Дети от 3 до 7 лет. Смотришь на деток и понимаешь, для чего нам были посланы сложные восьмидесятые и страшные девяностые годы: для возрождения веры православной в семьях российских.

Очень радостно слышать от родителей: «Мы хотим именно в ваш православный детский сад». Ощущение большой ответственности за воспитание детей перед обществом возникает после этих слов, груз ответственности, «А правильно ли мы делаем, так ли мы воспитываем, доходчиво ли объясняем, поймут ли нас родители?». И самый спорный вопрос в начале обучения «Основам православной веры»: с чего начать?

Практически все современные программы по «Основам православной культуры» говорят, что начинаем воспитание детей с 5-6 лет, обуславливая это возрастными особенностями детей. А как же быть с малышами?

Наш детский сад принимает детей с 3-х лет – вторая младшая группа. Наблюдая за малышами, отмечаешь, что многие из них с удовольствием заходят в храм, слушают звон колоколов, ставят свечи на подсвечниках. После первых занятий дети определяют на иконах Богородицу и Спасителя, выделяют священника в миру, внимательнее и с заботой относятся друг к другу: помогают тем кто младше или вновь пришёл в детский сад.

Да, у нас ещё очень слабо развита моторика: мы путаемся в пальчиках для наложения крестного знамения и неверно складываем руки для благословения…

Реализация программы православного воспитания в нашем саду начинается с режимного момента «Утренняя молитва». Каждый раз проводим вступительную, разъяснительную беседу из 2-3 предложений: «Что такое молитва?», «Зачем читаем молитву?», «Кто помогает общаться с Богом?» Молитвы читаем и в течение дня: перед едой, после еды; перед занятием, после занятия.

Детский сад назван в честь праведного Симеона Богоприимца. Дети знают житие Симеона, историю праздника Сретение Господне. Поют тропарь Симеону Богоприимцу каждый день на утренней молитве.

В план организованной образовательной деятельности ввели НОД «Основы православной веры». Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программой «Основы православной веры» мы вводим детей в православный литургический год в рамках главных православных праздников. И тематическое планирование строим с учётом главных православных праздников.

Цель программы воспитания: заложить в действиях и поступках детей понятия хорошо – добро, плохо – зло, послушание, любовь и через эти понятия наше отношение друг к другу. Формирование любви. Наполни жизнь любовью, как состоянием радости. Радость – это благодать.

Задачи программы реализуются в следующих разделах:

1. Ребенок и его окружение. Православная этика.

С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники). Отношение ребёнка к воспитателям. Даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками (требования православной церкви к поведению ребёнка).

2. Бог – Творец мира.

Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.

3. Молитва – общение с Богом.

Дети заучивают доступные и понятные молитвы: “Господи, помилуй!”, “Господи, благослови!”, “Слава Тебе, Господи!”, учатся совершать крестное знамение.

4. Церковь – дом Божий.

Дети посещают Церковь вместе с родителями, а также во время специальных служб для православной гимназии и детского сада. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными.

5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

6. Знакомство с Божьими Заповедями.

Изучение Божьих Заповедей для детей 3 – 5 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

7. Новый Завет – жизнь Иисуса Христа.

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Иисуса Христа, Божией Матери и др.

8. Главные православные праздники.

Для детей отмечаются такие праздники как Рождество Христово и Пасха, с участием священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 30 минут. Заканчивается праздник трапезой с приглашением родителей и родственников.

9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков, слайдов и пр.

10. Дни ангела детей.

День Ангела – праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.

Быть воспитателем и педагогом православного детского сада - непросто. Прежде всего, это глубоко верующие, воцерковленные люди, всегда справедливые, должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Кисловодск Пятигорской и Черкесской Епархии"

История: В 2002 году в городе Кисловодске по воле Божией, настоятелем храма Воздвижения Креста Господня, протоиереем Гермогеном Лимановым был заложен первый камень в фундамент будущего православного детского сада. 27 сентября 2010г. в престольный праздник храма, был торжественно открыт и освящен детский сад в честь чудотворной иконы именуемой "Скоропослушница". 60 воспитанников посещают православный детский сад.

Жизнь этих малышей, а также их родителей во многом изменилась. В детском саду духовный отец и педагоги вводят детей в мир православных традиций. Детский сад является начальной ступенью православного воспитания детей.

Концепция детского сада : приумножение любви, приближение к Богу, восстановление образа Божия в ребенке.

Отличительной особенностью его от других детских садов является то, что все аспекты воспитания питаются от православного и служат ему.

За время работы сформирован прекрасный коллектив высокопрофессиональных и талантливых педагогов, преданных своему делу, а также работников, чей труд хотя и не заметен, но очень важен в нашей работе. Педагоги и работники детского сада стараются сделать интересной и насыщенной жизнь детей и их родителей. Мы каждый день с любовью и радостью встречаем наших воспитанников, говоря детям и их родителям: "здравствуйте!" Каждый из дней, проведенных в стенах детского сада как шаг к новому миру- миру любви, радости, где все сердца пронизаны невидимыми и неразрывными нитями-нитями любви и добра. Мы, взрослые, мечтаем о таком мире, быть может, нашим детям удастся построить такой мир?!

Цель детского сада: создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка.

Воспитывая детей мы стремимся:

Любить ребенка таким, каков он есть,

Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум,

Уважать в каждом ребенке личность,

Одобрять и поощрять ребенка,

Верить в возможности каждого ребенка,

Развивать нравственные качества,

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития,

Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле православного воспитания

Традиции детского сада:

Участие в таинствах: ознакомление детей в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах (еженедельное причащение по пятницам всей группой в храме; крещение вновь поступивших детей (если требуется); утренняя и вечерняя молитва, перед трапезой и занятиями (молитвенное правило выбрано с учетом возраста и возможностей понимания детей);

Православная пятница (причащение в храме, занятия с батюшкой "основы православной культуры";

Празднование православных праздников в соответствии с церковным и светским календарем - "Рождество и Новый год", "Весна. Великая Пасха", "Лето. День Святой Троицы", "Осень. Воздвижение Креста Господня" (именины детского сада и престольный праздник храма), празднование Дня Ангела детей;

Совместная проектная деятельность в детском саду (педагоги, дети), конкурсы детско-родительских творческих проектов;

Участие в городской выставке "Готовимся к Пасхе" (сотворчество родителей и детей);

Паломнические поездки педагогов с детьми и родителями

Презентация "Мир мира и добра"

Учредитель (собственник): Местная религиозная организация православного Прихода храма Воздвижения Креста Господня г. Кисловодска Ставропольского края Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Духовник и учредитель: настоятель храма Воздвижения Креста Господня митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов

Заведующая детским садом: Людмила Павловна Паленина, образование высшее, почетный работник образования

Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери именуемая «Скоропослушница», чудотворная икона Николая Чудотворца-архиепископа Мир Ликийских, чудотворная икона св.вмч. Пантелеимона с вмонтированной капсулой со святыми мощами

Иконы: Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского, Святой Матроны Московской с вмонтированной капсулой со святыми мощами, Преподобного Феодосия Кавказского с вмонтированной капсулой со святыми мощами

Лицензии на право осуществления образовательной деятельности : 26 № 000116, регистрационный №1208 от 10.12.2010г.; РО № 026441, регистрационный №1793 от 22.07.2011г. (бессрочная); Серия 26 Л 01 № 0001647, регистрационный № 5394 от 12.12.2016г. (бессрочная), приложение к лицензии Серия 26 II 02 № 0001248.

Конфессиональная аттестация о внесении в Реестр образовательных организаций РПЦ под номером 186 от 05.02.2015г. и имеет право осуществления образовательной деятельности по программам религиозного (православного) компонента дошкольного образования

Приоритетное направление: духовно-нравственное воспитание

Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица: 1102600001778

ЕГРЮЛ: Свидетельство от 20.08.2010г. выдано Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, серия 26 № 003661374

Свидетельство о гос.регистрации права на земельный участок: 26-АИ 506769, дата выдачи 04.12.2013г. (бессрочное пользование)

Свидетельство о гос.регистрации права на нежилое здание: 26-АИ 506709, дата выдачи 26.11.2013г. (собственность)

Устав: зарегистрирован 20.08.2010г., новая редакция 24.10.2013г., новая редация 07.11.2016г.

Образовательные программы: инвариативная -"От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.,Мозаика-Синтез, 2015г.); вариативные - "Мир-прекрасное творенье", Л.П.Гладких, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Программа "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье", Н.М.Алексеева; методическое пособие "Подарок к празднику" , О.П.Потаповская; Программа "Добрый мир", православная культура для малышей, автор Л.Л.Шевченко; региональный компонент - Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона (примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, авторы Р.М.Литвинова, Т.В.Чусовитина, Т.А.Ильина, Л.А.Попова, О.Н.Корнюш

Награды и другие достижения:

Участники всероссийского научно-практического семинара "Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования" (г. Белгород);

2011 год:

Участники Первых Епархиальных чтений пятигорской и Черкесской епархии (презентация опыта работы "Организация процесса и основные направления гармоничного духовно-нравственного развития кажого ребенка в условиях православного детского сада");

Участники городских выставок "Готовимся в Пасхе";

2012 год:

Победители конкурса "Православная инициатива" (благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского) - комплексный творческий проект "Православные святыни";

Призеры краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";

2013 год:

Победители конкурса Благотворительного Фонда Василия Великого - проект "Лекотека" для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ);

Победители конкурса Общероссийского общественного фонда "Национальный благотворительный фонд" - проект "Здоровый малыш-счастливая семья-крепкое будущее";

Участники выставки "Мама и ребенок" (г.Пятигорск);

Участники краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";

2014 год:

Участники городской выставки "Святое воскресение";

Участники краевой интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний";

Участники городского методического объединения дошкольных работников - Мастер-класс "Использование современного физкультурного оборудования и детских тренажеров в работе с дошкольниками";

2015 год:

Грамоты Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта;

Дипломы об участии педагогического коллектива в конкурсе "Лучший учитель Основ православной культуры";

Премия Архиепископа Пятигорского и Черкесского "Лучший учитель Основ православной культуры в номинации "Программа факультативного курса по Основам православной культуры"(годовое тематическое планирование занятий с дошкольниками) - Диплом 1 место заведующая Л.П.Паленина;

Лауреат краевого конкурса "Детский сад - 2015", диплом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в номинации "Лучшая частная организация"

Мы говорили о потребности детей в постоянном эмоциональном контакте с родителем. Отсюда первый важный практический шаг - переосмысление действий в начальный, наиболее ответственный период жизни ребенка. Присмотр и уход за малышом «от нуля до пяти» хлопотен, но в целом, как полагают, это не тот возраст, в котором возможны проблемы. «Он такой несмысленыш!» - говорит взрослый. Для полноценного обучения детский интеллект еще не созрел, желания и поступки наивны. Доброта и невинность ребенка, кажется, не иссякнут никогда. Они возникают естественным образом и не нуждаются в специальной поддержке. В это сладостное время трудно принять мысль о возможных серьезных нарушениях, подтачивающих здоровье юной души.

По достижению возраста 5 лет общаться с детьми становится проще. Можно обсудить что-нибудь, сделать дела сообща, да хоть бы и за компанию сходить в магазин. Можно почитать ребенку интересную книжку, рассказать историю из своего детства. А в годы младенчества родитель с усилием настраивается на «детскую волну». Редко кто из нас не скучал на детской площадке и при однообразном выкладывании с ребенком пирамидок и башенок. Досуг в виде поездки в кукольный театр или на городской праздник если и оставляет воспоминания, то о давке в общественном транспорте, преодолении пешеходных переходов, трудностях одеваний-раздеваний и отправления физиологических нужд. А уж «Муха-Цокотуха», прочитанная подряд тысячу раз, не вызывает у мамы и папы иных чувств, кроме тихого отчаяния.

Возникает некий педагогический вакуум. День за днем проходят в обыкновенном, будничном ритме. Семейное измерение взросления кажется не таким уж существенным. Отвлечь ребенка на что-нибудь, а пока успеть самой переделать дела - вот краткая формула жизни матерей «от нуля до пяти». Ради этого в ход пускаются разнообразные ухищрения: мультфильмы, телевизор, планшет, громкая музыка. А уж если кто-нибудь готов временно присмотреть за ребенком вместо матери, такая подмена выглядит просто спасением!

Для нормального развития малышу очень важно оставаться с матерью, даже если та занята

Тем не менее семейно-ориентированная психология скажет, что для его будущего ребенку важней оставаться с матерью, даже если та занята. Лучше чертить каляки-маляки и грохотать кастрюлями подле нее, чем уноситься душой в самые красочные мультяшные и игровые миры.

Второй практический вывод, истекающий из концепций привязанности и импринтинга, тесно связан с первым и состоит в том, что домашнее воспитание следует предпочесть отдаче ребенка в детский сад. Едва ли для матери и отца утешением станет, если ребенок привяжется к чужим людям, подобно птенцу будет льнуть к посторонним и копировать их поведение.

Дети, случается, остаются без родителей по разным причинам. Специалисты в сфере сиротской опеки знают, как трудно бывает таким малышам войти в замещающую семью, принять в свою жизнь нового значимого взрослого и восстановить естественные доброжелательство и спокойствие, характерные для их сверстников, наделенных полнотой материнского участия. То, что первоначально достается родителю и ребенку само по себе и является естественным даром периода, в который мать вынашивает и кормит дитя, является чрезвычайно чувствительной, хрупкой тканью, «стартовым капиталом» доверия, который, к сожалению, легко растерять.

«Джон»

Насколько драматичной оказалась разлука, показала первая реакция на приход мамы: мальчик отворачивается от нее

Документальный фильм «Джон» был снят в Великобритании в 1969 году. Его авторы Джеймс и Джойс Робертсоны. Фильм основан на реальных событиях, и в нем показано, как разлука с матерью влияет на маленького ребенка. В свое время фильм получил феноменальную известность и был показан во многих странах. Он вызвал широкую общественную дискуссию о том, как сделать, чтобы уменьшить страдания ребенка в детских учреждениях и не допустить нежелательных последствий для его будущей жизни.

На экране мальчик по имени Джон, ему 17 месяцев. Необходимость заставила мать, находящуюся на последнем сроке беременности, организовать краткое пребывание Джона в Доме ребенка. Там он пробудет 9 дней - до тех пор, пока мать не выпишется из родильного отделения и не сможет забрать его. Прежде Джон никогда не расставался с мамой. Авторы фильма демонстрируют кадры трогательной заботы и близкого общения. Мальчик ведет себя подвижно, весело и производит впечатление на редкость довольного, уравновешенного ребенка. Внезапно Джон попадает в другой мир. Любимое одеяльце - единственное, что будет связывать его в эти тяжелые дни с безмятежным временем дома.

День за днем создатели фильма отслеживают перемены в ребенке и его реакциях на происходящее. Поначалу Джон спокоен и только оглядывается, постоянно ожидая, что мама вот-вот придет. Воспитательницы сменяют одна другую, и ко всем Джон относится с одинаково слабым интересом. Он послушен, кушает с ложки, но очевидно, что эти чужие тети его мало интересуют в сравнении с вопросом: «Где мама?».

Остальные пятеро детей группы провели в Доме ребенка большую часть своей жизни. Они вполне адаптировались к данным условиям, не дают себя в обиду и умеют добиться, чего захотят. Но у них нет опыта надежных, основанных на положительной любовной привязанности отношений.

Все дети примерно одинакового возраста. Они представляют собой беспокойную, шумную компанию, общение в которой сильно отличается от того, к чему привык Джон. Постепенно ему начинает хотеться быть ближе к воспитательнице, но другие оттесняют его. Взрослые привыкли обращать внимание на более требовательных детей, а тихие остаются в тени. Возня вокруг вызывает в ребенке напряжение: он жмурит глазки и закрывает уши руками.

В первые три дня воспитательницы, занятые множеством дел, воспринимают Джона как покладистого, редко плачущего ребенка. Но на самом деле картина сложнее: Джон испытывает тревогу, растерянность. Отвернувшись от группы, мальчик молча играет с игрушками. Он часто подходит к большим плюшевым мишкам и прижимается к ним. К исходу третьего дня Джон начинает проявлять недовольство. Он чаще сосет палец. Ночью у Джона начнется рвота без всяких видимых признаков заболевания.

На четвертый день он плачет навзрыд и отказывается от еды. Попытки привлечь внимание воспитательницы становятся истерическими, Джон с силой расталкивает других детей. Вечером перед сном он горько плачет. Переживание разлуки становится трагическим.

Весь пятый день Джон равнодушен к играм и ищет только утешения. Его тихое горе проходит почти незамеченным в толчее Дома ребенка. В конце концов он решает привлечь внимание воспитательницы через плач.

На шестой день Джон рыдает, не умолкая. Жизнь Дома ребенка течет своим чередом. Мальчик по-прежнему отказывается от еды, и это беспокоит сотрудников. Папа навещает его, и Джон приносит ему свои уличные ботинки, желая покинуть учреждение и оказаться дома как можно скорее. Отец уходит, и с этого времени Джон становится ко всему безразличным. Громкий плач его сменяется слабым скулением, мальчик не выпускает любимое одеяльце из рук.

В седьмой день на лице Джона гримаса постоянных страданий. На восьмой он становится апатичен и ходит по комнате, плохо понимая, где и с кем находится. Он не обращает внимания на входящих в комнату людей; проголодался и при этом слишком дезориентирован, чтобы нормально поесть. Сосание пальца - ненадежный способ вернуть себя в равновесие. Воспитательницы замечают, что с Джоном творится неладное, и, как могут, занимаются им. Но двух воспитательниц на шестерых малышей не хватает, и волей-неволей им приходится покидать Джона.

Насколько драматичны для мальчика эти дни, покажет его первая реакция на приход мамы. В девятый день, когда Джон видит маму, он громко плачет и мечется. Он отворачивается, а затем вырывается из ее объятий. Воспитательнице приходится вступить в общение и заговорить с Джоном, чтобы сгладить возникшее неудобство и облегчить контакт. Мать хочет утешить сына, как она делала это раньше, но он не позволяет ей приблизиться к себе. Очевидно, он опасается, что она снова уйдет, и старается не поддаваться на уговоры. Таким способом ребенок надеется избежать нового стресса.

Наконец после нескольких неудачных попыток сближения Джон прижимается к матери. Но когда в комнату входит отец, проведывавший сына в предыдущие дни, Джон предпочитает отцовские ласки и с недоверием косится в ее сторону. Этот взгляд молодой женщине никогда раньше не доводилось видеть у сына. Раньше Джон безоговорочно доверял маме, теперь потребуется время и особые старания, чтобы туман недоверия рассеялся. «Что будет означать этот опыт для Джона и его семьи?» - этим вопросом авторы оканчивают свой фильм.

Потеряшки

Ситуация, которую мы наблюдаем через объектив кинокамеры Робертсонов, - модельная для поведения детей в чужой обстановке в состоянии разлуки.

Во время просмотра мне вспомнилась картина из детства: вечерние часы в детсадовской группе. Моя мама здесь, неподалеку, она работает воспитателем, и я чувствую себя уверенно и спокойно. Иногда в продолжение дня меня отпускают из моей группы, и по длинному затемненному коридору я иду в другое крыло здания, чтобы увидеться с ней. Вечером, после того как мама освободится, мы вдвоем направимся домой.

Моим однокашникам сложнее, у многих в душе сомнение: «Заберут или не заберут?» Заберут, а всё одно беспокойно. Оставлены игры, дети приникли к окнам. Хлопок входной двери - гурьба ребятишек спешит узнать, чей родитель пришел. Негласное соревнование: отправился домой первым, вторым, пятым… Со входа кричат: «Федоров», и сосед уходит с видом счастливчика, победно оглядывая остальных. У кого-то родитель задерживается, и ребенок едва способен сдержать слезы. Последние неудачники мысленно примеряют на себя роль потеряшек. Тревоги добавляет воспитательница: «Я, что, с тобой до ночи сидеть должна? Где твоя мама? Не будет приходить вовремя, в милицию сдам!»

Малыши психологически не готовы к разлуке с мамой. Они думают, что мама их бросила, и с трудом восстанавливаются после пережитого стресса. Это может изменить личность ребенка навсегда, сделав его тревожным, подавленным, истеричным. Признаки разрыва привязанности можно не заметить тотчас, но таковые с большой вероятностью проявятся в будущем.

Эмоциональные связи ребенка с определенным взрослым требуют подкрепления. Как мы это видели в примере мальчика Джона, ребенок, не привыкший к разлуке, в новой обстановке надеется обрести как бы новое подобие семьи. Но его вытесняют другие, более напористые сверстники, уже свыкшиеся с ролью детей без постоянной глубокой привязанности.

Детки с грядки

Отдельная тема - в какой мере детсады у нас отвечают потребностям детской психологии. Карл Бриш, немецкий профессор, заведующий клиникой детской психосоматики и психотерапии Мюнхенского университета, говорит: «При уходе за ребенком до 3 лет соотношение должно быть, по возможности, 1:2 или 1:3, то есть когда одна воспитательница ухаживает не более чем за двумя-тремя младенцами, а оптимально даже за одним. Во время привыкания должна быть постоянная воспитательница, этот период нужно долго планировать, и он не должен быть коротким. У воспитательниц не должно быть собственных психологических проблем, и они должны получить возможность самопознания в индивидуальных и групповых занятиях; кроме того, должна быть организована регулярная внешняя оценка их работы».

Рекомендации Карла Бриша в наших условиях кажутся фантастичными. Они нисколько не похожи на реально существующую обстановку детских садов. Одна воспитательница на двух-трех детей, а лучше на одного - это не детсад, каким мы его привыкли представлять, а почти персональное гувернерство! Впору недоумевать, какой смысл может быть в существовании учреждения, где на одну мать, освобожденную от повседневных хлопот с ребенком, приходится по одному человеку, занятому тем же самым в порядке исполнения «служебного функционала». При этом факт остается фактом: семья при большом количестве детей сохраняет потенциал органических связей и обеспечивает каждого ребенка чувством необходимых поддержки и безопасности; но формальная общность детсада не дает возможности взрослому одновременно «обогреть» больше одного-двух малышей.

По достижении трехлетнего возраста ребенок уже более зрел, но не настолько, чтобы распространенный у нас тип детских учреждений с группами по 20-25 и больше детей, с постоянной текучестью кадров смог отвечать критериям «экзистенциальной дозарядки» ребенка от значимого взрослого.

Послушаем, что говорит дальше профессор Бриш, автор книги «Теория привязанности и воспитание счастливых людей»: «На данном этапе (с 3 до 6 лет) также требуется соответствующая длительная стадия привыкания в присутствии основного лица, с которым у ребенка установились отношения. Высокое качество ухода за ребенком должно, в зависимости от возрастной группы, характеризоваться максимальным соотношением 1:6-1:8, то есть 6-8 детей на одну воспитательницу. Воспитательницам в детском саду также нужна высокая степень внутреннего эмоционального присутствия, участия и чуткости к сигналам их воспитанников. По возможности следует обеспечить, чтобы у детей были постоянные воспитательницы. Следует избегать неожиданных расставаний и прощаний».

Автор сетует на переполненность немецких детских садов, в которых, по его словам, «случается даже, что одна группа состоит из 16 детей». Но что скажем тогда о российских детских учреждениях?! Они похожи на заводские цеха или аграрные фермы, где индустриализованным методом налажено выращивание «растительной продукции» или изготовление «промышленных изделий». Это нисколько не напоминает среду, приближенную к домашней!

Ребенок живет как бы «на два дома», причем время основной активности приходится на детсад

«Воспитательницы из последних сил стараются как-то удовлетворить хотя бы физические потребности детей, для реагирования на эмоциональные сигналы младенцев и детей младшего возраста у них остается слишком мало времени; как правило, его нет вообще», - констатирует автор. Им подвергается критике концепция пребывания ребенка вне семьи в больших группах в течение целого дня. Будучи детским врачом, руководителем клиники, Карл Бриш настаивает на ограничении в 20 часов в неделю времени, проводимого ребенком без матери. За этим порогом отношениям наносится непоправимый ущерб. Ребенок не успевает перестроиться и живет как бы «на два дома». Причем время основной активности приходится на детсад. Дома дети пробуждаются, завтракают, собираются в группу, ужинают, проводят краткий вечерний досуг и спят.

Отметим еще раз: максимальный показатель для малыша - это 4 часа в сутки, тогда как большинство детей находятся в группе по 9 и больше часов, с 8 утра до 17-18 часов вечера - в продолжение всего трудового дня мамы и папы.

Отдавать или не отдавать?

Домашние занятия с мамой, пускай даже нерегулярные, могут дать лучшие результаты в сравнении с детсадовскими

Пребывание ребенка в детском саду затрагивает ряд других непростых тем. Какими будут результаты обучения, подготовки к школе в ситуации нарушенной привязанности? Психологическое правило гласит: «отношения привязанности предшествуют обучению». Ребенку трудно воспринимать информацию от лица взрослого, в отношении которого он испытывает недостаток эмоционального контакта. Только в спокойном, уравновешенном состоянии, как мы помним, дети проявляют настоящий интерес к внешнему миру. Как только возникает ситуация отсутствия опоры во взрослом, познавательная активность резко снижается. Дитя неспособно отвлечься от своих тревожных мыслей. А это значит, что домашние занятия с мамой, пускай даже нерегулярные и не самым умелым образом устроенные, могут дать лучшие результаты в сравнении с детсадовскими.

Атмосфера детского коллектива специфична. Это толчея, шум и ссоры. Невозможно побыть в тишине и уединиться. Помните, как в документальной ленте маленький Джон первое время пытался зажмуриться и заткнуть уши? У сотрудников, много лет проработавших в детском саду, нередко развивается профессиональное заболевание, связанное с частичной потерей слуха. Хорошо ли будет для последующей судьбы ребенка получить привычку постоянно находиться на людях, в условиях сильного звукового и зрительного перевозбуждения?

Дальше. Как быть с отсутствием отбора детей в группу? Врачи и детские психологи категорически настаивают на том, чтобы ребенку с факторами риска в семейной ситуации предлагались особые условия. Уровень педагогического сопровождения нужен тем выше, чем сложнее случай и чем более запущен конкретный воспитанник. В наших садах подбор совоспитанников чисто случаен. Вместе соединены дети из разных семей, с самыми разнообразными нарушениями, находящиеся на различном уровне развития. Один настроен слушаться взрослого, другой малоуправляем; один начинает читать по слогам, другой еще не вполне овладел речью. Подобное смешение делает невозможной целенаправленную и подробную педагогическую работу.

Трудности возникают с качеством подбора сотрудников детского сада. К числу профессиональных навыков у нас относят обычно овладение методиками и способность поддержать дисциплину. Но если смотреть на личность воспитателя с точки зрения теории привязанности, для ухода за детьми потребуются некие другие люди. Далеко не каждый соответствует критериям эмоциональной доступности, чуткости, отсутствия нарушений привязанности и травматического опыта в собственной жизни.

Условия жизни дома и в детском саду слишком различны для того, чтобы не привносить противоречий во внутренний душевный мир ребенка. Малыш рано или поздно, разумеется, «привыкнет» к чужой обстановке, к отсутствию мамы и появлению чужой тети вместо нее. Но нужно ли и полезно ли подобное привыкание? Результатом его станут тяжело преодолимые проблемы в общении с окружениями, с любимыми и в конечном итоге со своими собственными детьми.

Очевидно, что родители в современных условиях будут прибегать к услугам детсада. Матери вынуждены выходить на работу, и это приводит семьи к подобному решению. Но мамочка, остающаяся дома, должна знать, что ее выбор важен и ее готовность заниматься ребенком будет вознаграждена. Хорошо, когда мать может зарабатывать и преуспевает на общественном поприще. Однако не всё определяется этим. Душевное здоровье детей и близость отношений в семейном кругу имеют свою высокую цену. Как сказала одна из родительниц: «Ребенок вам потом спасибо скажет. Да-да, именно спасибо. Среди моих знакомых, которые не ходили в садик, все благодарны. А вот за сад, да еще с продленкой, во взрослом возрасте не благодарит никто».

Для семей, где взаимоотношения и воспитание детей пущены на самотек, пребывание в детском саду, возможно, смотрится не так плохо. Легче всего в этих условиях адаптируются те из детей, кому не слишком хорошо живется дома. Игры со сверстниками и четкий распорядок дня лучше, чем лень и сидение перед телевизором. Но семьям, где родители проявляют ответственность и участие, имеет смысл однозначно сосредоточиться на целях семейного воспитания малышей.

16.09.2013

О том, как и чем живет приходской детский сад, кого и чему там учат, рассказывает председатель приходского совета калининградского храма святого апостола Андрея Первозванного протодиакон Андрей Пасхин.

Как появилась идея создания на приходе дошкольного учреждения?

− Идея постройки детского сада принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и была высказана еще в ту пору, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Это произошло на освящении Андреевского храма в 2007 году. Осматривая после богослужения территорию прихода, он спросил: «Что у вас на этом месте?» − «Ничего, пустой участок». Святейший Владыка, как ему свойственно, прищурился, посмотрел в даль и сказал: «Давайте, мы тут детский сад сделаем, чтобы у нас был нормальный цикл образования - детский сад, гимназия и так далее».Высказав идею, он благословил заняться этим. Нашлись люди, которые на себя финансовые обязательства по обеспечению строительства и эти обязательства выполнили. Это, например, Андрей Анатольевич Крайний, на средства которого в основном были возведены и Адреевский храм, и детский сад.

Строительство шло два года. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл детский садик освятил, и с тех пор дошкольное учреждение осуществляет свою работу.

Скажите, пожалуйста, на кого по большей части ориентируется православный детский сад, кто его воспитанники? Это дети прихожан или просто людей вне зависимости от вероисповедания, которые хотели бы доверить ребенка воспитательному учреждению, где «плохому не научат»?

− Детский сад, прежде всего, ориентируется на детей. Нас очень мало интересует социальный статус ребенка, его национальная принадлежность. Единственно, родители ребенка должны быть не против того, чтобы их ребенок знал, что в его жизни есть Бог, и понимать: свой жизненный путь человек, который вырастет из этого ребенка, будет строить, ориентируясь на Божии заповеди, понятия элементарной человеческой нравственности, церковной культуры, национальной культуры России − той страны, в которой он живет. Таким образом, пожалуй, можно описать ребенка, на которого ориентирован детский сад, точнее, его родителей.

Безусловно, к нам идут родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок не просто получал какие-то систематизированные знания, но и обретал помимо этого нравственные, духовные и общечеловеческие основы жизни. Не думаю, чтобы кто-либо хотел, чтобы его малыш учился там, «где научат плохому», к тому же в Калининградской области детские сады работают и воспитывают детей на достаточно высоком уровне.

Имеет ли православный детский сад официальный статус, и чем он отличается от статуса государственных дошкольных учреждений?

− Да, у нашего дошкольного учреждения есть официальный статус, имеются все необходимые лицензии для работы, в том числе лицензия для работы с детьми в течение полного дня, чтобы малыши там проводили время, питались, чтобы за ними следили и т.д., а также лицензия на то, чтобы обучать их в рамках допустимого дошкольного образования.

Отличие от государственных учреждения такого рода только лишь в том, что финансируется его работа не из бюджета, а примерно пополам на родительские взносы и средства Андреевского прихода. Кроме того, к обычной дошкольной программе, предусмотренной государством, мы добавляем церковную составляющую.

Имеют ли какие-то особенности распорядок дня и программа развития у детей, находящихся в православном детском саду? Посещают ли они время от времени храм, или, возможно, в детсад приходит священник?

Распорядок дня никаких особенностей не имеет, он составлен в соответствии с существующими медицинскими, психологическими и педагогическими рекомендациями.

Что же касается программы развития, нужно отметить, что в разных детских садах в нее добавляются те или иные нюансы. Мы из всех существующих опций выбрали наиболее востребованные и эффективные для воспитания ребенка. Кроме того, мы, безусловно, даем детям понятие о том, что такое Церковь, Кто есть Бог, даем им навыки жизни православного христианина, церковной жизни. Например, малыши перед едой и после еды читают молитву.

У нас дети достаточно часто общаются со священником, они знают, кто такой батюшка, как к нему обращаться и себя с ним вести, как брать благословение, малыши могут подойти к нему поговорить. Ежемесячно весь детский сад ходит на литургию, причащается. И каждую неделю в программе есть занятие, во время которого детей приводят в храм, где им рассказывают о каком-то святом, об иконе, части богослужения или празднике.

Человек должен вырасти в какой-то среде, собственно, именно среду мы и создаем, чтобы для детей понятие «храм» было известным, чтобы они знали, что туда можно и нужно ходить, и понимали, зачем это нужно. Были случаи, когда дети приводили своих родителей в храм и те начинали посещать богослужения вместе со своими чадами.

К дошкольному учреждению прикреплен священник, служащий в Андреевском храме, − отец Александр Пермяков. Он имеет статус духовника детского сада. Батюшка посещает детский сад несколько раз в неделю, присутствует на некоторых уроках, возглавляет молитву, когда дети молятся перед едой, помогает им в этом. Он довольно много времени проводит в детском саду, и если поначалу батюшка для детей был кем-то непонятным, то теперь, видя человека в рясе, они четко понимают, что к нему можно подойти и поговорить; малыши его любят и очень ждут.

Согласовываете ли вы свои программы с органами образования?

− Как я сказал ранее, наша работа лицензирована, а для того, чтобы получить лицензию, мы безусловно должны согласовать в надзорных органах все, что делаем в образовательном плане, всю информацию, которую даем детям. Преподавание ведется по общепринятой в России дошкольной программе образования «Детство», в которую мы добавили несколько опций, каждая из которых также согласовывается с Отделом образования области. Среди опций − спортивное образование, чуть глубже, чем в стандартной программе, историческое образование по истории России, кроме того, введена церковная составляющая: Закон Божий, церковнаяпрактика, когда дети изучают внутрицерковную жизнь и принимают в ней участие. Детям также предлагаются вещи, связанные с рукоделием, развитием моторики и так далее. В общей сложности таких компонентов насчитывается десять.

С какого возраста, по Вашему мнению, детей надо знакомить с основами веры?

− Детей не нужно знакомить с основами веры по одной простой причине: если человека знакомят с чем-то, значит, он до этого вообще ничего об этом не слышал и не знал. При нормальном гармоничном воспитании ребенка при вступлении его в более-менее сознательный возраст (год-полтора-два, когда в его сознании уже отпечатываются четкие воспоминания) оказывается, что основы веры заложены в нем на уровне инстинкта. То есть если мама с папой ходят в храм, если они свою жизнь строят сообразно с Божиими законами, сообразно с положениями человеческой нравственности, порядочности и морали, то эти законы автоматически будут укоренены и в сознании ребенка. Если чадо с рождения носят в храм причащать, то оно впитывает в себя какие-то моменты церковной жизни, понимание существования Бога в его жизни.

Если же родители не смогли дать это ребенку – что ж так получилось, но, безусловно, в вопросе времени начала познания основ веры и церковной жизни только одна формула существует: чем раньше, тем лучше.

Как маленькому ребенку можно рассказать о Боге, чтоб он в силу своего развития мог понять и осознать богословские истины?

− Немного отступая от темы, хотел бы обратить внимание на проблему, с которой зачастую сталкиваются при организации преподавании в школах основ религиозной культуры. Она заключается в кадрах, в педагогическом составе, который владел бы методиками преподавания религиозной культуры. У православных этой проблемы, слава Богу, нет, у других же традиционных религий она существует – возможно, потому, что они об этом не очень сильно думают.

Один из способов рассказать о Боге и о вере – это собственный пример, пример родителей, пример тех, кого ребенок видит вокруг себя на бытовом уровне. А уже на уровне богословских истин – это вопрос к педагогам. Для меня это чудо, когда я вижу, что дети пяти-шести лет от роду у нас в храме, в детском саду, в других наших образовательных подразделениях достаточно качественно информированы в начальном богословии, в катехизисе, в Законе Божием. Для меня всегда было загадкой: как люди могут понятно, систематизировано и методично до ребенка это донести. Поэтому все, что могу сказать, − нужно ставить памятник тем педагогам, кто умеет это делать.

Отслеживаете ли вы судьбу «выпускников» детского сада? Нет ли у них проблем с адаптацией в радикально нецерковном коллективе, если затем они поступают в обычную школу?

− На данном этапе судьбу наших «выпускников» пока не отслеживаем по одной простой причине: первый выпуск у нас был только в этом году. Конечно, мы будем следить за тем, что происходит с этими детьми, тем более, что, как правило, это не сложно, потому что храм и приход – это семья, и дети, которые попадают на приход, остаются в нем. Поступив в школу − в православную ли гимназию, в светское ли учебное заведение, − они все рано остаются и будут оставаться прихожанами нашего храма, поэтому мы будем постоянно видеть этих детей, постоянно с ними общаться.

В этом и есть огромный плюс такого целостного, комплексного воспитания ребенка: закончив наш детский сад, он не уходит из храма, продолжая быть активным участником церковно-приходской жизни.