Еврейско-масонский заговор против русской морковки. Еврейский заговор Еврейско масонский заговор

Регулярная статья

Масоны (франкмасоны, на французском языке franc-maçon - `вольный каменщик`), члены тайного религиозно-этического общества, развившегося из средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков. В 17–18 вв. эти братства превратились в союзы «символических строителей», объединявшие уже не специалистов строительного дела, но идейных единомышленников - представителей аристократии, духовенства и людей науки.

В качестве религиозно-филантропической организации масоны культивировали традиции, символические знаки и другие элементы ритуала, которые считались восходящими к строителям Соломонова храма в Иерусалиме. Масонство нового времени возникло в Англии около 1717 г. и в последующие десятилетия распространилось во Франции, Нидерландах, Германии и других странах.

Масонство в Запалной Европе

Религиозная терпимость

Все масоны, к какой бы организации (ложе) они ни принадлежали, считали себя членами единого братства и оказывали друг другу поддержку и гостеприимство.

Первый параграф «Книги уставов», принятой Великой английской ложей в качестве конституции братства масонов (1723), провозглашал право любого честного человека, независимо от его вероисповедания, быть членом братства.

Конституция обязывала масонов придерживаться лишь «той религии, в которой все люди согласны».

Декларация религиозной терпимости основывалась на идее общечеловеческой рациональной религии, которую проповедовали деисты 17–18 вв.

Таким образом, двери масонских лож открылись - по крайней мере в принципе, хотя и не всегда на практике - для евреев.

Евреи - масоны

Первый еврей был, по-видимому, принят в Лондонскую масонскую ложу в 1732 г. Еврейские имена имеются в списках членов Великой ложи Лондона, относящихся к периоду до 1740 г.; некоторые из этих евреев заняли видные посты в ложе.

В новом издании «Книги уставов» (1738) масонам предписывалось соблюдение Ноевых сынов законов , чем подчеркивалось право евреев (и других нехристиан) быть членами масонского братства.

В середине 18 в. евреи были членами масонских лож не только в Англии, но и в Нидерландах, Франции и Германии.

В антологии масонских молитв (1756) содержится молитва, предназначенная специально для еврейских лож.

В 1759 г. на имя Великой ложи Лондона была подана петиция с просьбой об утверждении новой ложи; из 23 подписей под ней около половины составляют еврейские фамилии.

Особая еврейская ложа Лебексхед (в Англии) была учреждена в том же 1759 г. В 1793 г. в Лондоне была создана новая еврейская ложа - Ложа Израиля.

Первые евреи-масоны в Англии и Нидерландах были сефардами ; среди подписавших петицию 1759 г. были и ашкеназы .

Масонами становились те представители образованных кругов еврейства, которые стремились к сближению с христианским обществом.

Антиеврейские тенденции в обществе масонов

Многих евреев привлекала культурная и филантропическая деятельность масонов. Однако уже вскоре после оформления общества масонов в нем проявились антиеврейские тенденции.

По мере того, как движение росло вширь, Великая английская ложа и ее «Книга уставов» утрачивали влияние на многочисленные самостоятельные ложи в разных странах.

Некоторые отвергали принцип веротерпимости, чему способствовали нападки на него фундаменталистов разных религий.

Масонство было осуждено буллой папы Климента XII (1738), по сей день обязательной для католической церкви.

Деизм и специфические ритуалы масонов были в равной степени неприемлемы для консервативных протестантов и ортодоксальных евреев.

Стремясь доказать, что масонство не противоречит христианству, некоторые ложи пытались преградить доступ в них представителям других религий, в том числе евреям.

Однако ни в Англии, ни в Нидерландах масоны в принципе не возражали против членства евреев в их ложах, а во Франции препятствия участию евреев в деятельности масонских лож были сметены Великой революцией.

Масонство превратилось во Франции в своего рода светскую церковь, открытую для евреев. И. А. Кремье был масоном с ранней юности; в 1869 г. он стал великим магистром одной из парижских лож.

Серьезные препятствия членству евреев в масонских ложах чинились в течение длительного времени в германских государствах. До 1780-х гг. в масонские ложи там было допущено лишь несколько евреев.

Особые трудности при этом испытывали «местные» немецкие евреи; перед евреями-масонами из других стран двери германских лож были открыты.

Это искажение принципов масонства вызывало протесты некоторых видных масонов, в том числе Г. Э. Лессинга , посвятившего один из диалогов в книге «Эрнст и Фальк» (1778–80) вопросу о принятии евреев в масоны.

Лессинг ознакомил с рукописью этой работы М. Мендельсона , который высказал в письмах к Лессингу ряд критических замечаний о ней.

Однако руководители масонских лож Германии оставались глухи к протестам.

Особые еврейские ложи

Немецкие евреи допускались только в так называемый орден Азиатских братьев (орден Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе, основан в Вене в 1780–81 гг.).

Основатель ордена барон Ганс Генрих фон Эккерт пользовался содействием еврея Эфраима Иосефа Хиршфельда.

Видную роль в ордене играл крещеный еврей, барон Томас фон Шенфельд (Моше Добрушка , который активно участвовал в Великой французской революции и под именем Юния Брута Фрея погиб на гильотине в 1795 г.).

Идеология Азиатских братьев представляла собой конгломерат принципов, почерпнутых из христианских и еврейских каббалистических (см. Каббала) источников.

Таким же синкретизмом характеризовались символика и ритуалы ордена. В структуре ордена имелись еврейские элементы: высший контрольный орган носил название «синедрион», великий магистр именовался «хахам »; имелись многочисленные должности, носившие еврейские названия.

Члены ордена принимали еврейские имена и прозвища. В 1784 г. в него вступила группа евреев, не принятых в немецкие ложи.

Азиатские братья усиленно занимались каббалой. Некоторые немецкие евреи становились масонами, находясь за пределами Германии: в Англии, Нидерландах и особенно - в послереволюционной Франции.

В тех частях Германии, которые во время наполеоновских войн были оккупированы французами, создавались новые ложи по инициативе и под эгидой французских масонов.

Так, во Франкфурте-на-Майне была создана еврейская ложа Восходящей зари, утвержденная в 1808 г. парижской ложей Великого Востока.

Эти начинания усилили, однако, сопротивление местных лож как Франкфурта, так и других городов Германии приему евреев. Некоторые масонские братства приняли новые уставы, запрещающие прием евреев.

Сторонники приема евреев в масонские ложи были в то же время противниками создания особых еврейских лож.

Преемницей ордена Азиатских братьев стала основанная в Берлине около 1790 г. ложа Терпимости, ставившая перед собой задачу приблизить евреев к христианам, сделать их «более культурными» и т. п.

Для некоторых евреев членство в ложе Терпимости стало способом отхода от еврейства без формального принятия другой религии.

Среди евреев - членов ложи были: профессор М. Герц (1747–1803; муж Генриетты Герц); бывший член ордена Азиатских братьев Д. Итциг (1723–99), банкир Леви и другие.

Однако в 1801 г. ложа Терпимости закрылась, несмотря на заступничество короля Пруссии. Одним из основателей ложи Восходящей зари (см. выше) был франкфуртский купец и филантроп С. Гейзенгеймер; в течение 25 лет (с 1809 г.) ее членом был Л. Бёрне .

Во время воины против Наполеона ложа Восходящей зари должна была порвать связь с ложей Великого Востока (см. выше) и обратилась за утверждением к Великой английской ложе, возглавлявшейся членом английской королевской семьи, по инициативе которого все английские ложи должны были признать принцип всеобщности масонства.

В 1812 г. в одну из лондонских лож был принят М. Монтефиоре ; другая ложа, основанная в 1864 г., была названа его именем.

Членами ложи Восходящей зари в Берлине были Г. Риссер , И. М. Йост , Б. Ауэрбах и другие евреи - литераторы и общественные деятели.

В 1832 г. во Франкфурте-на-Майне была основана евреями ложа Франкфуртского орла. Борьба вокруг участия евреев в немецком масонстве продолжалась в течение первой половины 19 в.

Протест ряда немецких масонов против недопущения евреев был поддержан масонами Нидерландов, Англии. Франции и Нью-Йорка.

К 1848 г. некоторые германские ложи стали принимать евреев, хотя и не всегда в качестве полноправных членов.

Революция 1848 г., провозгласившая принцип эмансипации евреев, открыла перед ними двери масонских лож большинства германских государств, кроме Пруссии, масоны которой упорно отказывались принимать в свои ряды представителей нехристианских вероисповеданий.

Правда, многие члены прусских лож, а иногда и целые ложи стремились к восстановлению первоначального английского устава, допускавшего принадлежность ее членов любой религии.

Тем не менее, ограничения приема евреев в масонские ложи Пруссии, хотя и смягченные к 1870 г., когда Пруссия возглавила объединенную Германскую империю, никогда не были отменены полностью.

В связи с новой волной антисемитизма в конце 1870-х гг. многие евреи, принятые ранее в масонские ложи Пруссии, демонстративно вышли из них. За ними последовали некоторые либерально настроенные неевреи.

Масонство в России

В России масонство, распространившееся в 18 в., считалось христианским союзом. Правда, одна из петербургских лож еще в 1797 г. приняла в свои члены еврея.

С другой стороны, лишь отдельные евреи изъявляли желание сблизиться с русским обществом в рамках масонства.

Масонство в Америке

Евреи были в числе основателей масонских лож в колониальной Америке. Согласно традиции, первая ложа в Америке была основана в 1658 г. в Ньюпорте (колония Род Айленд) евреем М. Кэмпеноллом.

Одним из лидеров масонов Северной Америки был М. М. Хейс (1753–99). Другими видными масонами были М. Сейксас (Сейшас, 1744–1809), Ш. Буш и И. да Коста (умер в 1783 г.).

Последующая история масонов в США связана с именами многих видных евреев, однако влияние их значительно уменьшилось по сравнению с концом 18 в.

Масонские ложи США всегда были открыты для евреев. В 1843 г. Великая ложа Нью-Йорка направила берлинской ложе письмо протеста против дискриминации евреев - членов американских масонских лож их «братьями» в Германии (см. выше).

Еврейско-масонский "заговор"

В 1860-х гг. в реакционных кругах Германии возникла легенда о совместном заговоре евреев и масонов, направленном на подрыв общественных устоев.

Эта легенда нашла отклик у реакционеров Франции, где она сыграла заметную роль в деле Дрейфуса и вскоре превратилась в расхожий антисемитский штамп.

Во время Второй мировой войны масоны преследовались нацистами в разных странах оккупированной Европы наряду с «большевиками и евреями».

С 1980-х гг. миф о «сионистско-масонском заговоре» широко используется русскими шовинистами для разжигания антисемитизма в СССР (книги В. Бегуна, В. Емельянова, А. Романенко, листовки общества «Память»).

Масонство в Эрец-Исраэль

Согласно масонской традиции, Эрец-Исраэль и город Иерусалим рассматриваются как родина масонства.

В период османского владычества в Эрец-Исраэль были основаны шесть лож. Первая постоянная ложа была создана в Иерусалиме в мае 1873 г.

В период британского мандата масонские ложи подчинялись юрисдикции иностранных «великих лож».

В 1932 г. четыре иерусалимские ложи, находившиеся под юрисдикцией Национальной великой ложи Египта, объединились в Национальную великую ложу Палестины. Позднее к ней присоединились еще три ложи.

Масонство в Израиле

После образования Государства Израиль в структуре масонских лож в стране произошел ряд изменений.

Объединенная великая ложа Государства Израиль является со времени своего образования (1953) единственной суверенной великой ложей в Израиле.

В 1970 г. в ее состав входило 64 ложи; число их активных членов достигало трех с половиной тысяч. Членами масонских лож в Израиле (боним хофшим, `вольные строители`) являются как евреи, так и представители других религий: христиане, мусульмане и друзы.

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

Эта система идей считается самой распространенной конспирологической мировой теорией. Данная тема до сих пор не сходит со страниц печатных изданий. В СМИ постоянно ведутся ярые дискуссии о наличии неких тайных обществ, правящих миром. Эта доктрина носит название жидомасонского заговора. Сторонники ее убеждены, что масонский след тянется со Средних веков, оставляя отпечатки на многих значимых исторических событиях. Теория жидомасонского заговора свидетельствует о существовании организации секретного еврейского сообщества и масонства, целью которой является установление мировой гегемонии.

Неприятие масонства как социального явления возникло в XVIII столетии. По словам историка Дугласа Смита, отрицательное отношение к масонам на различных социальных уровнях в России появилось практически сразу же после возникновения первых лож.

Недоверие к масонскому ордену из-за особой политической напористости ее членов возникла еще на ранней стадии его развития. Так, императрица Елизавета практически все поражения российской державы в период правления Анны Иоанновны списывала на немцев и их пособников. Она же считала, что масонство распространилось благодаря немецкому влиянию.

В вину военным, вельможам, которые поддерживали Анну Иоанновну, ставилось вероломство в отношении русского народа, разворовывание казенных средств, увеличение влияния масонов на уровне государства. Упреки масонов этим не ограничивались. К их числу можно также отнести сатанизм, измену христианской вере. В ритуалах изобиловала иудейская и ветхозаветная символика. Масоны проявляли большой интерес к каббалистической литературе, возвеличивали и прославляли Сион. Все это послужило причинами для предположения о связи евреев с масонами.

Во Франции подобные нарекания звучали из уст аббата Огюстена Баррюэля. В своей книге «Иллюстрированные мемуары истории якобизма», изданной в 1792, он заявлял, что именно масоны, евреи, иллюминаты своими целями ставят низвержение монархий в Европе и занижение роли церкви в обществе. Аббат напрямую обвинял масонов в том, что это они явились инициаторами Французской революции, которая привела к огромному кровопролитию.

Российскому императору Николаю I постоянно доставляли доносы на масонов. В одном из них Михаил Леонтьевич Магницкий и употребил слово «жидомасоны». С точки зрения историка С. Дудакова, именно послания этого государственного деятеля явились немаловажными документами, которые оказали влияние на фабрикацию знаменитой фальшивки рубежа XIX-XX столетий о том, что евреи претендуют на мировую гегемонию. Название ее – «Протокол сионских мудрецов».

С жидомасонскими идеями связываются политические баталии во Франции вокруг дела Дрейфуса, тянувшегося в течение 12 лет (до 1906). На продвижение данной теории оказывали влияние увеличение и выход на международный уровень капиталов династий еврейских промышленников и банкиров, к примеру, Ротшильдов, а также членство политиков в Америке, Франции, России в конце XIX - начале XX ст. в масонских ложах.

Масонство как тайный сатанинский сговор представил в своих в своих книгах Лео Таксиль. В них французский писатель и общественный деятель рассказал о вымышленном сообществе Палладистов с главной уполномоченной мадам Воган, оказавшейся на самом деле простой машинисткой. Впоследствии автор сделал публичное заявление, что все написанное им является мистификацией, чем весьма огорчил католическое духовенство, для которого и писались его «исследования».

Идеи заговора жидомасонов широко распространялись не только в дореволюционной России, в среде русских эмигрантов, во Франции периода Третьей республики, но также во франкистской Испании, фашистской Германии. Данная доктрина существует и в настоящее время, традиционно поддерживаясь приверженцами неонацизма.

Сейчас про жидомасонский заговор чаще всего говорят радикальные консерваторы и ультраправые националисты, находящиеся в оппозиции к власти. Данную теорию используют в политической борьбе, приводя в качестве доказательств заговора нумерологию и символизм. К примеру, пытаются отыскать тайный смысл в датах значимых исторических событий.

Следует отметить, что документальных подтверждений существования заговора жидомасонов до настоящего времени не приведено. Однако данная тема активно используется писателями. Большую популярность получила серия книг американского литератора Дэна Брауна, где упоминаются тайные масонские сообщества. В двух романах итальянского ученого, философа, публициста, писателя Умберто Эко также прослеживается тема масонского заговора. В «Маятнике Фуко» – это одна из конспирологических линий, а в произведении «Пражское кладбище» – прямое обращение к «Протоколу сионских мудрецов».

Теории коммунистического заговора евреев является тезис о непропорционально большом количестве евреев в коммунистических партиях Советской России , Советского Союза , США и других стран по отношению к доле евреев в составе населения этих стран .

Предпосылки возникновения

В Российской империи евреи традиционно были ограничены во многих гражданских правах, в частности, подвергались сегрегации по национально-религиозному признаку (см. Черта оседлости ) и ограничивались этническими квотами (см. Процентная норма ). Иудеи, составлявшие на начало XX века 3-4 % населения империи, фактически никак не были представлены в офицерском корпусе, так как им практически не присваивались офицерские чины. Вместе с тем с 1827 по 1856 гг евреи призывались в рекруты в 12 лет (см. Кантонисты) (христиане - в 18 лет) с квотой десять рекрутов на тысячу мужчин (для христиан - семь на тысячу).

В марте 1881 года после убийства Александра II одним из первых сформулировал мысль об «инородческом» характере революционного движения в России Дмитрий Иловайский . Он утверждал, что русские революционеры являются лишь слепым орудием в руках поляков и евреев. Как пишет историк и директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства Олег Будницкий , «если убеждённый юдофоб Иловайский … отводил евреям „всего лишь“ второе место среди губителей России, значит они действительно ещё не играли в освободительном движении решающей роли» .

Активным участием евреев в революционном движении «объясняется и энергичное участие евреев в Гражданской войне против всех врагов революции» .

Революция в России и антисемитизм

Раздувание антисемитизма нацистами имеет самое непосредственное отношение к России. В ходе Гражданской войны многие обрусевшие немцы предпочли уехать в Германию, принеся с собой популярные антисемитские клише того времени. Наглядным примером является один из крупнейших идеологов нацизма Альфред Розенберг , остзейский (прибалтийский) немец из Ревеля (Таллина), некоторое время живший в Москве. Именно он познакомил Гитлера с печально известными «Протоколами сионских мудрецов».

Согласно Полу Джонсону, процент евреев на большевистских съездах (официальные протоколы партийных съездов содержали также статистические данные по возрастному, социальному, национальному и образовательному составу делегатов) доходил до 15-20 %; абсолютное большинство коммунистов были русскими. Однако в последующих «трудах» белоэмигрантов, в частности, Андрея Дикого, указанная цифра путём подтасовок и махинаций была искусственно преувеличена (завышена) в несколько раз.

При этом, однако, сторонники отождествления большевиков с евреями игнорировали травлю в СССР большевиками и коммунистами еврейской культуры , сионизма , иудаизма , что в конечном итоге дало основание обвинять советский строй в антисемитизме. Отношения Советского Союза к сионизму и Израилю было почти всё время враждебным (см. Антисионизм), за исключением периода основания Израиля в 1947-1949 годах; судя по всему, Сталин рассчитывал сделать эту страну своим союзником в разрушении Британской колониальной империи. Ричард Пайпс подчёркивает, что большевики еврейского происхождения на практике были в значительной степени обрусевшими. В мемуарах многих из них, в частности, Кагановича, сквозит неприкрытая неприязнь к традиционной культуре своего народа, в том числе к изучению языка иврит (преподавание которого в СССР запрещалось, как «реакционного», в противовес идишу, как «живому языку еврейского пролетариата»).

Зачастую также игнорируется представительство евреев в партиях, прямо противостоявших большевизму. Излюбленным предметом для издевательств Ленина в 1917 году был «Гоцлибердан» - это слово было составлено из фамилий эсеро-меньшевистских лидеров Гоца, Либера и Дана. В частности, Гоц в 1917 году возглавлял Комитет спасения Родины и революции , одним из первых попытавшийся организовать вооружённое сопротивление большевизму, умер в лагере в 1940. Либер М. И. , отрицательно отнёсся к Октябрьской революции, неоднократно преследовался коммунистами и был расстрелян в 1937 году. Также неоднократно арестовывался Дан Ф. И. , выслан из России в 1922.

Инициированные большевиками социальные преобразования также полностью ликвидировали традиционный еврейский образ жизни. Так, по разным оценкам, до двух третей евреев черты оседлости являлись ремесленниками и мелкими кустарями - занятия, целиком уничтоженные индустриализацией.

США

Ограничительные антиеврейские меры в период царствования Александра III и прокатившаяся по России волна погромов вызвали массовый исход еврейского населения из страны, в первую очередь в США. В период 1881-1914 в эту страну прибыло из Российской империи до 2-2.5 млн евреев, вместе с восточноевропейскими евреями - до 3-3.5 млн чел. До этого еврейское население в США практически отсутствовало (до 250 тыс. чел., см. Американцы еврейского происхождения ).

В 1890-х годах в Москву из США приехала комиссия, обследовавшая причины столь массовой миграции. Этой комиссии пришлось воочию наблюдать красочные картины депортации из Москвы еврейских ремесленников в 1891 году; большинство из них отправлялись прямо в порты Германии, и оттуда в США.

Основатель сионизма Герцль, цитируя свою беседу с российским министром финансов Витте, приписывает ему такую фразу: «…евреев и так поощряют эмигрировать. Пинком в зад, например». С этим заявлением перекликаются также и слова министра внутренних дел Игнатьева, ответившего на жалобы на черту оседлости словами, что, если для евреев закрыта «восточная граница», то «западная граница» открыта.

В конце XIX века польский националистический деятель Роман Дмовский , призывая изгнать евреев, характеризовал их как агентов враждебного заговора против Польши . Историк Энтони Полонски считает, что «в период до Первой мировой войны польские национал-демократы, пытаясь объяснить трудное социально-политическое положение в Польше, распространили в стране новый и опасный идеологический фанатизм, который делил польское общество на друзей и врагов и постоянное прибегал к заговорщическим идеям еврео-масонства и еврео-коммунизма » .

Концепция «жидокоммуны» широко использовалась в риторике польских национал-демократов в период между двумя мировыми войнами. В 1930 году после выборов в Сейм оппозиционной партией стали национал-демократы, которые развернули агитационную работу против Юзефа Пилсудского , лояльно относившегося к национальным меньшинствам . Еврейский вопрос был одним из элементов политической борьбы национал-демократов против Пилсудского. Наряду с «жидокоммуной» национал-демократы стали использовать термин «Folksfront », обозначающий предполагаемый союз коммунистов и евреев.

После 1939 года, когда СССР вошёл в Западную Белоруссию и Западную Украину, местное население(среди которого было немало евреев) в Восточных Кресах приветствовало Красную Армию. В Восточных Кресах советская власть стала проводить деполонизацию - закрывались польские школы, были высланы в восточную часть СССР польские колонисты-осадники со своими семьями. Образ евреев, украинцев и белоруссов размахивающих красным знаменем, приветствовавших Советскую власть как освободительницу и сотрудничавших с нею, стал символическим для польской исторической памяти . Это укрепило среди поляков миф о союзе евреев и коммунистов, который продолжал существовать и во времена II мировой войны . В это время в Польше сложился парадокс: можно быть одновременно антисемитом и участником спасения евреев . Этот парадокс выразила в своём знаменитом воззвании польская писательница Зофья Коссак-Щуцкая , являвшаяся одним из создателей Совета помощи евреям и после войны признанная Праведником народов мира :

«В варшавском гетто, отделённым стеною от мира, несколько сот тысяч смертников ожидают своей смерти. У них нет надежды на спасение. К ним никто не приходит с помощью. Численность убитых евреев перевалила за миллион, и эта цифра увеличивается с каждым днём. Погибают все. Богатые и бедные, старцы, женщины, мужчины, молодёжь, грудные дети… Они виновны лишь в том, что родились евреями, осуждёнными Гитлером на уничтожение. Мир смотрит на эти злодеяния, самые страшные из всех, что знала история и молчит… Больше невозможно терпеть. Тот, кто молчит перед фактом этих убийств, сам становится пособником убийц. Кто не осуждает - тот дозволяет. Поэтому поднимем свой голос, поляки-католики! Наши чувства по отношению к евреем не изменятся. Мы по-прежнему считаем их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы отдаём себе отчёт в том, что они ненавидят нас больше, чем немцев, возлагая на нас вину за своё несчастье. Почему, на каком основании - это остаётся тайной еврейской души, это подтверждается постоянными фактами. Осознание этих чувств не освобождает нас от обязанности осудить преступления… В упорном молчании международного еврейского сообщества, в блевотине немецкой пропаганды, которая стремиться сбросить вину за резню евреев на литовцев и поляков, мы чувствуем враждебную для нас акцию» .

В послевоенной Польше некоторые правительственные места занимали евреи. Хилари Минц был премьер-министром Польши с 1952 года. Его жена Юлия руководила Польским агентством печати. Якуб Берман был членом Политбюро Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), ответственным за службу безопасности ПНР (Польский аналог НКВД), пропаганду и идеологию. В это время в общественном сознании поляков утвердилось мнение, что еврейский большевизм - жидокоммуна - захватила власть в Польше .

В 1968 году, когда к власти пришёл организатор антисемитской кампании Мечислав Мочар , термин «жидокоммуна» стал использоваться в польской пропаганде, которая обвиняла евреев как представителей всего плохого, что было в коммунизме .

В настоящее время термин «жидокоммуна» используется правыми польскими силами и националистами как термин всего плохого, что было в прошлой коммунистической Польше, и направлен против глобализации и европейской интеграции .

Историография

В нацистской пропаганде

Хотя нацистская пропаганда изначально обвиняла как евреев, так и большевиков, срастание этих двух образов в единую концепцию «иудобольшевизма» происходило постепенно. В окончательном виде концепция была сформирована и изложена в программной речи Й. Геббельса «Большевизм в теории и на практике» на съезде НСДАП в сентябре 1936 года.

В нацистских пропагандистских фильмах, таких, как «Ханс Вестмар », образы коммунистических лидеров нередко имели еврейские черты.

С началом войны Третьего Рейха против Советского Союза нацисты прямо отождествляют евреев и «большевистских комиссаров». Получил известность немецкий пропагандистский плакат и листовка с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича! ». 3 марта 1941 года Гитлер заявил начальнику Генерального Штаба Альфреду Йодлю о необходимости уничтожения «еврейско-большевистской интеллигенции».

В то же время, по подсчётам историка Арно Дж. Майера, по состоянию на 1941 год евреи составляли только 8 % от политработников Красной Армии, и 4 % среди всех красноармейцев в целом.

Образы «жидобольшевиков» в немецкой пропаганде времён Второй мировой войны. -
Почтовая марка Великобритании (Георг V , ) ( #226) и германская ложная марка с изображением носатого Сталина и надписью «Эта война - еврейская война» () Схема на антибольшевистской выставке в оккупированном Париже. Фигура, изображающая «мировое еврейство», показана контролирующей ВКП(б) и другие коммунистические партии, наряду с анархистами, социал-демократами и буржуазными партиями. 1942.

Нацистская пропаганда подчёркивала, что коренные народы России, включая русских, превращены «еврейскими комиссарами » в крепостных, а «русские патриоты » подверглись безжалостным репрессиям. Некоторое распространение термин «жидобольшевизм» получил на Западной Украине в период Второй мировой войны , где праворадикальными националистическими организациями евреи обвинялись в сотрудничестве с советскими органами госбезопасности при арестах и казни националистов перед отступлением Советов из Львова

См. также

Примечания

  1. Alderman, G. The Jewish Community in British Politics. - Oxford: Clarendon Press, 1983.
  2. United States Senate, Committee on the Judiciary. Brewing and Liquor Interests and German Propaganda: Hearings Before a Subcommittee of the Committee on the Judiciary, United States Senate, Sixty-fifth Congress, Second and Third Sessions, Pursuant to S. Res. 307.
  3. Русский перевод ключевых мест доклада Комиссии Овермэна при Сенате США в 1919 году.
  4. Вольфганг Акунов. Евреи в русской армии и унтер Трумпельдор.
  5. Будницкий О. В. В чужом пиру похмелье: евреи и русская революция // Евреи и русская революция: сборник. - Москва: Гешарим, 1999. - С. 3-4 . - ISBN 5-89527-014-X .
  6. Будницкий О. В., Долбилов М. Д., Миллер А. И.,. Глава 9. Евреи в Российской империи (1772-1917) // Западные окраины Российской империи / научные редакторы М. Долбилов, А. Миллер. - 1-е. - М. : Новое литературное обозрение, 2006. - С. 329. - 608 с. - (Окраины Российской империи).
  7. Пученков, А. С. Национальный вопрос в идеологии и политике южнорусского Белого движения в годы Гражданской войны. 1917-1919 гг. // Из фондов Российской государственной библиотеки: Диссертация канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. - Отечественная история. - 2005.
  8. В период 1944-1954 в руководстве Министерства в должности от начальника отдела и выше 37,1 % Krzysztof Szwagrzyk Żydzi w kierownictwie UB. Stereotyp czy rzeczywistość? , Biuletyn Instytutu Pamięci Narodowej (11/2005), c. 37-42, («Евреи в начальстве Уряда Безопасности. Стереотип или реальность?» на польск.) , магазин

Масонский заговор является наиболее распространённой конспирологической теорией в мире. Ежегодно на эту тему пишется сотни книг и статей. В средствах массовой информации регулярно ведутся яростные дискуссии по поводу существования тайных обществ, которые правят миром. Сторонники теории верят, что масонский след тянется со Средневековья и оставляет отпечаток на всех событиях мировой истории.

Происхождение масонов

В странах Запада слово mason переводится как "каменщик". Масонский заговор берёт своё начало в средневековых строительных артелях. В рассвет готической архитектуры по всей Европе возводились массивные церкви и храмы. Их размер и особенности внешней отделки требовали многих десятков лет работы. Истории известны случаи, когда одна церковь могла строиться больше сотни лет. Поэтому каменщики (общее название архитекторов, инженеров и прочих участников строительного процесса) селились непосредственно возле места строительства и могли там провести больше половины жизни. Пребывание в таких условиях побудило их создавать различные братства и организации. Первые масоны были простыми каменщиками, которые устанавливали порядки поведения в своих поселениях, иерархию и прочее, приобретая, таким образом, вид общины.

Присоединение влиятельных людей

Прошло несколько столетий, и к масонским ложам стали примыкать люди, которые не имели к строительству никакого отношения. Ложа - это объединение людей по территориальному признаку. Все они подчиняются Великой ложе, которая и определяет главенство в местных. Богатые быстро поняли, что можно использовать неприметные объединения каменщиков для расширения собственного влияния. Таким образом, масонский заговор действительно существовал во Франции и ряде других западных государств.

Постепенно принимая новых участников, среди которых были даже члены королевских семей, масоны всё больше отдалялись от каменщиков. Они стали называть себя "архитекторами жизни". От основателей остались лишь символы - циркуль и угольник. Также в качестве эмблемы часто упоминается изображение глаза в пирамиде. Вообще, масонский заговор предполагает использование разнообразной оккультной символики тайными обществами.

Распространение теории

Масонский заговор - согласно которой тайные общества принимают к себе видных публичных деятелей, политиков, богачей и прочую "элиту" для оказания влияния на мировую систему. Конечной целью масонов является полная унификация мира и создание нового порядка, где ложи будут играть определяющую роль. Популярность такой теории достигла своего пика в конце 19 - начале 20 веков. Хотя ещё во времена Елизаветинской России появились первые обвинения в заговоре против русского народа. Императрица обвиняла бояр и некоторых членов интеллигенции в принадлежности к масонским ложам и расхищении казны.

С началом 20 века аналогичные теории были распространены во Франции, Америке, России, Германии. В Соединённых Штатах в народе бытовало мнение, будто "отцы-основатели" (Линкольн и прочие) являлись членами масонской ложи. Этот факт подтверждают и реальные исторические источники. На ряде административных зданий США существуют разнообразные символы, которые идентифицируют как масонские. Например, на здании Капитолия, Белого дома, в аэропорту Далласа.

Теория масонского заговора: причастие сионизма

Большинство сторонников конспирологических теорий связывают масонский заговор с сионизмом. Такая концепция получила популярность в широких массах в первой половине 20 века. В это время появились первые крупные корпорации, которые оказывали существенное влияние на политику своих стран. Среди самых богатых людей в мире был очень высок процент евреев (например, Ротшильды). Они организовывали целые общества в рамках своих семей. Такие династические организации вызывали бурю критики со стороны правых консерваторов. Огромный резонанс вызвало убийство Джона Кеннеди, который якобы высказывался о своих намерениях покончить с "надгосударственными структурами".

Свержение режимов

Различные конспирологи также видят масонский след в революциях 19 века, которые свергали режимы в европейских странах, пользуясь материальной поддержкой еврейского капитала. Масонский заговор в России получил известность после восстания 1905 года. Радикальные националисты, более известные как обвинили масонские ложи и деятелей сионистских сект в организации революции. С тех пор теория заговора время от времени вызывают волну дискуссий в российском обществе. В принадлежности к ложе обвиняли практически всех публичных деятелей еврейского происхождения.

Кто исповедует

Чаще всего ультраправые националисты и радикальные консерваторы, которые находятся в оппозиции к действующим в их стране властям, говорят про масонский заговор. Что это такое - конкретно никто сказать не может. Для таких людей сама принадлежность к ложе является априори чем-то предосудительным. Теорию заговора используют в целях политической борьбы. В качестве доказательства называют символизм и нумерологию. Например, ищут скрытый смысл в датах значительных для мировой истории происшествий. Такие заявления нередко подвергаются критике со стороны философов и учёных. На данный момент существование масонских лож является общеизвестным и нескрываемым фактом.

Споры ведутся только вокруг степени их влияния на общество. Стоит отметить, что до сих пор не было приведено никаких существенных фактов или документального подтверждения масонского заговора. Тем не менее эта тема нередко используется известными писателями. Например, Дэн Браун написал целую серию книг, в которых упоминались тайные общества масонов и иллюминатов.

Мало кто в истории человечества становился мишенью теорий заговора так же часто, как евреи. От отравления колодцев до заговоров о захвате мира, евреям приписывали все, что только приходило в голову расистам и теоретикам заговора. Тем не менее, в обширной мешанине уже сумасшедших теорий еврейских заговоров, лишь немногие выделяются своим явным безумием. Эти заговоры настолько безумные, что даже самые фанатичные верующие верят в них с трудом.

Легенда о ноже в спину

Согласно этому мифу, Германия потеряла поражение в Первой мировой войны не из-за отсутствия солдат и ресурсов, а потому, что страна получила «удар ножом в спину» от местных конспиративных организаций. Милитаристы и правые группы, а позже и нацисты, утверждали, что эти организации фактически сломили боевой дух народа и принудили немцев принять унизительные условия перемирия. Те, кто поспособствовал краху военных действий Германии, были не кем иным, как коммунисты, евреи и различные пораженцы. Евреи были особенно уязвимы - для немцев они были примером идеальных предателей, как Иуда Искариот.

Конечно, это легенда была просто уловкой, чтобы найти козла отпущения за неминуемое военное поражение Германии. Хотя немецкая армия оставалась высоко организованной и даже занимала большие участки территории противника ближе к концу войны, у нее не было достаточно резервов и материалов для их защиты. И наоборот, свежие американские войска укрепили фронт союзников и находились в процессе возвращения захваченных немцами территорий. Рост потерь, эпидемия гриппа и экономическая блокада также поспособствовали бедственному положению немцев – то есть они были просто не в состоянии продолжать войну дальше.

Мирный договор между Израилем и Египтом принес болезни в Египет

Помните, когда саудовский священнослужитель объявил, что женщины, которые ездят в автомобилях, рискуют повредить таз и яичники? Как выясняется, он не был единственным, кто преуспел в полоумных бреднях. Еще в августе 2012 года пресс-секретарь Братьев-Мусульман по имени Ахмед Субей заявил в интервью иранскому телевидению, что Кэмп-дэвидское соглашения, завершившееся мирным договором Египта с Израилем, увеличило число случаев заболеваний среди египтян. С момента подписания мирного договора 1979 года, больше египтян были поражены «эндемическими заболеваниями, такими как различные виды рака, гепатита и почечных инфекций».

Субей объяснил это притоком пестицидов из Израиля в Египет, что, по его мнению, привело к постепенному ухудшению сельского хозяйства страны и текущей тенденции заболеваний. Чтобы решить эту дилемму, он рекомендовал египетскому правительству пересмотреть и изменить «несправедливые» положения договора.

Несмотря на их регулярные антисемитские оскорблениями, Братья-Мусульмане сама не были застрахованы от подобных заговоров - сама организация, как утверждается, является прикрытием для Израиля.

Осквернение гостии

Осквернение гости - одно из старейших (и наиболее серьезных) обвинений против евреев - относится к предполагаемой еврейской практике осквернения гостии (или хлеба), используемой различными христианскими группами в качестве представления тела Иисуса Христа. Евреи якобы калечили гостию подобно тому, как пытали и распяли Иисуса Христа. Обвинения в адрес евреев начались после того, как католическая церковь учредила доктрину пресуществления в 1215 году. После этого евреев часто обвиняли и преследовали по этому обвинению. Позже это обвинение стало прекрасным поводом для тех, кто убивал и изгонял евреев из общины.

Реформация XVI века несколько облегчила страдания евреев - когда протестанты отвергли доктрину пресуществления, все это стало спорным и теоретическим. Тем не менее, единичные случаи обвинения в осквернении гостии продолжались до XIX века - последний известный инцидент произошел в Румынии в 1836 году.

Заговор кошерных налогов

Если верить тем, кто верит в этот заговор, кошерные сертифицированные продукты являются для евреев одним из способов собрать деньги с ничего не подозревающих потребителей по всему миру. Доходы затем поступают в Израиль и различные еврейские организации для их гнусных целей. На Западе вера в кошерный налог укоренилась в XX веке, когда еврейские организации выдавали кошерные сертификаты для производителей продуктов питания. А так как кошерные сертифицированные продукты стоят дороже, чем некошерные – дополнительные деньги должны же куда-то деваться.

К сожалению, для теоретиков заговора, в этом случае правда не может быть более обыденной. В то время как кошерные сертифицированные продукты действительно стоят дорого, практически все доходы поступают производителю. Небольшая часть идет на зарплаты членов организации по кошерной аккредитации (большинство таких организаций имеют некоммерческий статус).

С исторической точки зрения, кошерный налог существовал и раньше - но для самих евреев. Несколько европейских государств ввели различные варианты кошерного налога для евреев. Российская империя в частности установила, ящичный налог – он так называется потому, что евреи должны были вкладывать свои деньги в ящик для сбора.

Нет, не правительство США атаковало Всемирный торговый центр в Нью-Йорке; это был именно Израиль или, по крайней мере, так считает большое количество мусульманских теоретиков заговора. По их словам, Израиль инициировал атаки с надеждой, что Запад начнет военную интервенцию против так называемых исламских государств-изгоев.

Слухи об израильской связи началась вскоре после терактов, когда ближневосточные газеты процитировали доклад, в котором говорилось, что около 4000 израильтян не пошли на работу в торговый центр в тот роковой день. Они также отметили крайне низкий уровень потерь среди израильтян по сравнению с другими национальностями.

На самом деле, 4000 человек – это количество израильтян, которые, как полагают, находились в непосредственной близости от места совершения терактов. Кроме того, в резком контрасте со слухами о малом количестве жертв был тот факт, что сотни погибших или раненых во время нападения были еврейского происхождения. К сожалению, этот показатель стал извращаться некоторыми мусульманами, которые не хотели признать тот факт, что именно исламские террористы возглавили нападение, ставшее причиной гибели тысяч невинных жителей.