Любовь все прощает долготерпит. Библия онлайн. Любовь не гордится

Статья из журнала «Братский Вестник» 1948, № 4

Любовь долготерпит, милосердствет, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит..." 1Кор. 13, 4 - 7.

"Мы много поем гимнов Христу, а на стоящий гимн Ему есть жизнь, полная Его любви". Г. С. Петров

Любовь - это сложное духовное явление Оно так же сложно, как сложен луч солнечного света. В немногих словах апостола Павла мы имеем то, что можно назвать описанием любви. Посмотрите на составные части этого описания и вы увидите хорошо знакомые вам понятия, обыденные житейские добродетели. О них можно слышать каждый день, они доступны каждому человеку в любом жизненном положении. Не взирая на свою простоту, эти добродетели дают вместе полный, единый луч любви, то высшее благо, к которому устремлены наши желания, то есть составляют самое великое в мире.

Свойств любви по представлению апостола Павла девять

  1. терпение - любовь долготерпит,
  2. доброта - любовь милосердствует,
  3. великодушие - любовь не завидует,
  4. смирение - любовь не превозносится, не гордится,
  5. учтивость или приличие - любовь не бесчинствует;
  6. бескорыстие - любовь не ищет своего,
  7. благодушие - любовь не раздражается,
  8. простодушие - любовь не мыслит зла;
  9. искренность - любовь не радуется неправде, а сорадуется истине.

Терпение, милосердие, сочувствие, смирение, бескорыстие, кротость, искренность и простота сердца - вот слагаемые высшего блага, свойства и качества души возрожденного человека. Вы видите, что все эти светлые проявления души не есть достояние неведомой еще нам вечности, а настоящая наша жизнь на земле, наши обыденные отношения между собой, которые касаются настоящего дня и недалекого завтра.

Мы много говорим о любви к Богу. Христос же, поучая этой любви, много говорил о любви к людям. Преимущественно мы заботимся о примирении с небом, но Иисус Христос принес для этого небесный мир на землю, дал его людям и завещал его, как Свой мир (Иоан. 14, 27).Христианская религия не есть что-либо отрешенное от жизни, но есть вдохновение свыше для самой жизни. Это освящение нашей повседневной жизни, творимое в нас Духом Христа, приобретение образа вечного во временном нашем мире. Для нас высшее благо - это рост, это просвещение всего того, из чего слагается наша земная жизнь.

Скажем вкратце о каждой добродетели, составляющей часть любви.

1. Терпение. Это существенное свойство любви, без которого она и не может быть. Любовь долготерпит. Она не только всегда готова отозваться на первый призыв, но она и ждет. Она терпелива, не навязчива и носит на себе украшение кроткого и покойного духа. Любовь все переносит, всему верит, на все надеется, все покрывает. Любовь ждет, потому что все понимает.

2. Милосердие. Любовь деятельна. Вы, вероятно, замечали, на сколько жизнь Христа полна добрых дел. Проследите Его жизнь и вы увидите, что вся она прошла в делах милосердия. Большую часть Своего времени Христос употребил на то, чтобы делать людей счастливыми. Высшее счастье - святость. Но освятить человека не в наших силах. Тем не менее, счастье окружающих нас Бог в значительной мере отдал нам, отдал в руки милосердствующей любви. Случаи к милосердию, к деланию добра являются ежеминутно. Поэтому любите, творите дела любви, творите их без различия, без расчета, без замедления, и главное - любите, даруя любовь в изобилии каждому. В любви все победа, счастье, энергия, сила жизни, награда. Где любовь, там я Бог. Кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге и Бог в нем. Бог есть любовь.

Особенно же дарите любовью равных себе, что часто бывает совсем нелегко для тех, с кем нам приходится жить, мы, может быть, менее всего делаем добра. Заметьте при этом, что угодливость не есть действительная забота о пользе и счастье ближнего. Живите же на радость других, не пропускайте ни одного случая доставить им счастье. Такая жизнь - одно из лучших украшений любви. Я только однажды пройду через этот мир. Поэтому, что для меня на этом пути возможно - здесь доброе дело, там доброе слово, - пусть я сделаю это теперь, вторично мне никогда не придется проходить этим путем.

3. Великодушие. Любовь не завидует. Любовь не соперничает, она бесстрастна, спокойна. Мы часто видим, делая добро, что-то же самое делают и другие и даже, может быть, лучше нас. Им завидовать не следует. Зависть есть чувство недоброжелательности к тем, которые идут таким же путем, как и мы. И как мало ограждает нас от этого чувства даже наш труд для Христа! Это самое презренное настроение, которое омрачает душу христианина. Совершив доброе дело, берегитесь этого недостойного поведения и подкрепитесь великодушием. Нужно ревновать об одном, о великой, богатой великодушием душе, которая не завидует, не ревнует.

4. Научась всему этому, надо позаботиться о смирении. Оно более совершенно. Любовь не превозносится, не гордится. Понимать это следует так положите печать на ваши уста и забудьте о том, что вы сделали доброго. Явили вы милосердие, оказали доброту, сделали свое чудное дело - скройте все это, останьтесь в тени, не говорите об этом. Истинная любовь даже сама себя скрывает. Любви чуждо чувство самодовольства она не тщеславится, не превозносится.

5. Может показаться несколько странным в ряду добродетелей пятое свойство любви - вежливость, приличие или уступчивость. Это любовь самая обыденная, любовь общежития, любовь по отношению к добрым нравам. Любовь не бесчинствует. Кто-то назвал учтивость, вежливость - любовью в мелочах. Единственная тайна учтивости, вся сила ее приветливости - в любви, в любящем сердце Любовь не может быть неучтива. Между прочим, есть разница между тонченным и сердечным обращениями.

6. Бескорыстие. Любовь не ищет своего. Заметьте любовь не ищет даже того, что принадлежит ей. Всякий из нас дорожит свои ми преимуществами и это совершенно естественно. Но бывают случаи когда мы обязаны отказаться от них для блага других людей. Однако, апостол Павел говорит не об отречении Любовь требует большего, проникает гораздо глубже, ей хочется научить нас совсем исключить свою личность из наших соображений Отдать себя трудно. Но еще труднее не искать для себя ничего. Ты просишь себе великого, не проси, - говорит пророк (Иер. 45, 5). Велика лишь одна бескорыстная любовь. Даже самоотвержение, если оно не имеет любви, само по себе ничто тогда оно не более, как заблуждение, ошибка. Только высокая цель, только могучая любовь могут оправдать и возвеличить жертву. Для любви нет ничего невозможного, нет трудностей, ничто для нее не составляет жертвы. Я верю, что бремя Христа легко (Матф. 11, 30). А что такое иго Христа, как не жизнь в Его Духе. Я уверен, что Его путь легче всякого другого пути. Я знаю также, что это более счастливый путь, чем всякий другой. И Христос ничего так ясно и отчетливо не показал нам, как-то, что счастье наше заключается не в обладании, а в даянии. Некоторые думают, что счастье состоит в обладании, в добывании денег и в том, чтобы пользоваться услугами других. Счастье же заключается в том, чтобы делиться своим с другими, в том, чтобы служить другим. Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, - сказал Христос. Для счастья есть один только путь оказывать услуги другим и помогать им, а не самим пользоваться услугами их и получать что-нибудь от них. Блаженнее давать, нежели принимать.

7. Благодушие. Любовь не раздражается. Это свойство любви весьма замечательно Мы привыкли смотреть на вспыльчивый, раздражительный характер, как на невинную слабость и не придаем ему серьезного значения при оценке человека. В то же время эта слабость в Библии часто осуждается, как одно из самых вредных начал человеческой природы Замечательно, что эта слабость, это, так называемое, дурное расположение духа, нередко встречается именно у людей прекрасных во всех других отношениях. Совместимость дурного рас положения духа с высоким нравственным характером есть одно из самых странных и грустных явлений человеческой жизни, есть одна из загадок жизни.

Дело состоит в том, что существует два рода грехов - грехи плоти и грехи духа. Блудный сын может быть взят как представитель первого рода грехов, а старший брат как представитель второго. Обычно, без всяких пояснении, непременно заклеймят блудного сына. Но правильно ли это? Мы не можем взвешивать грехи друг друга, потому что нам только видно внешнее обращение людей, которое в одних грубее, в других благороднее. Но грехи духовные могут быть менее простительны, чем грехи плоти. А в глазах Того, Кто есть любовь, грех против любви может казаться в тысячу раз более низким, чем нам. Никакой порок - суетность, жажда к деньгам, даже пьянство не в coстоянии настолько повредить христианству, сколько именно дурной нрав, недостатки характера. Ничто не может так ожесточить жизнь, посеять вражду, разорвать священнейшие семейные узы, лишить детей ласкового слова, как дурное обращение, плод так называемого раздражительного нрава. Посмотрите на старшего брата блудного сына, нравственного, работящего, терпеливого, почтительного - мы не лишаем его заслуженных похвал. Но вот посмотрите на него в то время, когда он, как упрямый ребенок, полный досады, стоит у дверей отцовского дома. Он осердился и не хотел войти, - сказано в Евангелии (Лук. 15, 28). Посмотрите и на то действие, которое произвел этот по ступок на отца, на слуг, на веселое настроение приглашенных гостей, и как дико оно должно было показаться блудному сыну! Судите же теперь, сколько таких заблудших сыновей не решаются вернуться под кров Отца, боясь суровой неприветливой встречи со стороны благочестивых братьев, открыто заявляющих, что они на пороге Царства Божия. Изучая характер старшего брата, бросьте взгляд на грозную тучу, собравшуюся вокруг его чела. Из чего составилась эта туча? Ревность, недоброжелательство, гнев, высокомерие, жестокость, самодовольство, упрямство - вот что вошло в эту темную, непривлекательную душу. Всякий дурной характер более или менее имеет все это, все это более или менее сказывается в каждом отдельном случае дурного расположения духа. Судите же, разве эти грехи не хуже грехов плоти? Сам Христос ответил на этот вопрос: Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Матф. 21, 31). И действительно, на небе нет места такому характеру - своим настроением он мог бы только омрачить небо. Если в душе своей такой человек не изменится - он просто не может войти в Царство Небесное, потому что для того, чтобы войти на небо, человек должен иметь его в себе. И не скажут: вот, оно здесь (Царство Божие), или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21). Понятно, почему недостатки характера имеют такое важное значение: в них обнаруживается внутренний сокровенный мир человека. Надо заметить еще, что наш характер - своего рода пробный камень любви: по нему можно узнать, пребывает ли она в нас или отсутствует. Дурной характер требует об работки, но не внешней: следует обращать внимание на самые основы его. Сердце наше необходимо обновить и тогда дурные выходки характера прекратятся сами собой. Но мы можем смягчить душу не тем, что отнимем от нее горечь, а тем, что вложим в нее дух любви - Дух Христа: Он обновляет, очищает, перерождает все наше существо. Только Духом Христа могут быть искоренены дурные начала нашей природы, только Им может быть возрожден, восстановлен внутренний человек. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). Некоторым из нас может быть остается для этого преобразования очень немного времени.

8. Простодушие. Любовь не мыслит зла. Простодушие - благодатный дар и обладание этим свойством составляет великую тайну личного влияния. Подумав немного, вы найдете, что люди, которые влияют на вас, именно те, которые вам верят. Окруженный недоверчивыми людьми человек замыкается сам в себе. Но там, где ему верят - он раскрывается, изливает сердце, поддается влиянию простосердечия. Слава Богу, что в мире встречаются благородные души, которые не мыслят зла. О них можно сказать, что хотя они и в мире, но не от мира сего. Любовь не мыслит зла, она не доискивается ничего нехорошего, видит во всем одну хорошую сторону. Какое счастье жить в таком душевном мире! Как благотворно, благодатно встретить незлобивость в ближнем, хотя бы и на короткое время! Как побуждает это качество души ко всему доброму! Доверие - наше спасение. Если мы стараемся влиять на других, воспитывать других к лучшему, то успех наш зависит от взаимного доверия, потому что уважение личности есть начало восстановления утраченного человеком уважения к самому себе.

9. Искренность. Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Искренностью я это назвал потому, что кто носит любовь в сердце, тот любит правду так же, как и своего ближнего, то есть сорадуется правде. Но словами: не радуется неправде, но сорадуется истине - указывается на известного рода самоограничение, не позволяющее извлекать выгод из слабостей других. Любовь не радуется, не наслаждается, когда согрешают другие. Желающий искренно добра радуется, находя поступки других лучшими, нежели их представляют люди под влиянием недоверчивости или клеветы.

Таково в общих чертах содержание любви, ее свойства. Но узнав эти свойства, делом нашим должно быть усвоение их душою, чтобы они отразились в нашем характере. Мы должны изучать любовь и это высшая наша обязанность в этом мире. Кстати, ежедневная жизнь представляет тысячи поводов научиться любви. Мир не место для игры, мир - школа. Наша жизнь - не праздник, а рабочий день, воспитание, и единственный вечный урок этой школы для нас всех - как научиться лучше любить. Но что нужно, чтобы научиться этому? - Нужно упражнение, нужен навык. Хороший живописец, скульптор, музыкант, чтобы сделаться искусными художникам, чтобы достичь успеха в своей специальности, упражняются, приобретают навыки. Точно так же и в от ношении религии. Если человек не упражняет свою душу, он не приобретает духовных сил не получает силы характера, нравственного роста. Любовь - не минутное возбуждение. Это - богатое, сильное, благородное и мужественное проявление цельного христианского характера в его развитии. Проявление это может быть создано только путем постепенного усовершенствования, непрестанного навыка. Что делал Иисус в доме на реченного отца Своего, Иосифа плотника! - Он приучал Себя к труду, и, Совершенный, учился послушанию, был в повиновении, преуспевал в премудрости и в любви у Бога и человеков (Лук, 2, 51 - 52). Поэтому не ропщите, не жалуйтесь на постоянные заботы жизни, на мелочность, окружающую вас, на низость людей, с которыми вам иногда приходится сталкиваться, - и самое главное - не ожесточайтесь против искушений, не тревожьтесь тем, что они, по-видимому, постоянно усиливаются, не уступая ни борьбе, ни страданиям, ни даже молитвам. Именно в этом и состоит предназначенный вам Господом подвиг, тут действие Духа Божия, Который хочет сделать вас терпеливыми, скромными, великодушными, бескорыстными, добрыми и учтивыми. Не ропщите на Того, Кто желает создать в вас Свое подобие, подобие Творца. Хотя слабы и бледны в вас очертания этого образа, но красота Его не видимо для вас растет, а каждое испытание может только способствовать его укоренению. Поэтому не уходите из мира со всеми его тревогами, не удаляйтесь от препятствий и трудностей жизни. Гёте сказал: Талант зреет в тишине, характер - в водовороте жизни. Дар веры, молитвы, дар созерцания невидимого развивается в уединении, характер же крепнет в потоке жизни мира. Тут именно люди научаются любить.

Хотя я для большей ясности и назвал некоторые составные части любви, но это не более, как части, сама же любовь не поддаются определению. Соединением в себе всех добродетелей человек, разумеется, становится добродетельным, но любви создать он не может, так же, как не может создать света соединением всех цветов. Как же можем мы перенести это возвышенное, чудное в наши души? Указать ли мне вам источник любви? - Апостол любви, Иоанн Богослов, говорит: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (Иоан. 4, 19). Потому чтo - обратите на это внимание. Слова потому что указывают на причину. Он прежде возлюбил нас, следствием чего является то, что мы любим Его и, любя Его, любим людей. Любовь Его имеет такую силу, что пробуждает в нас полную, взаимную любовь, - и потому сердце наше постепенно преобразуется. Вдумайтесь в любовь Христа - и вы научитесь любить! Станьте ко Христу так, чтобы в вашем сердце отражалось Его существо, чтобы вы сами сделались Его образом, и вы будете возрастать в любви - от любви, через любовь, к любви. Кроме этого нет другого средства, нет другого пути. Любить по приказанию нельзя. Любовь не предписывается, но можно, всматриваясь в любимое вами существо, развиться так, что вы уподобитесь ему. Поэтому созерцайте совершенного Человека, смотрите на совершенную жизнь Иисуса Христа. Созерцайте Его великую жертву, взирайте на то, как Он предавал Себя в течение всей Своей жизни до креста на Голгофе, и вы сознаете долг свой любить Его. Любя Его, вы сделаетесь Его подобием. Любовь порождает любовь это неизбежное следствие. Положите кусок железа возле магнита и этот кусок сам превратится в магнит. Оставаясь близ Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас, вы приобретете свойство, которое можно уподобить притягательной силе магнита подобно Ему вы будете привлекать всех людей к себе, подобно Ему вы будете привлечены ко всем людям. Таково неизбежное следствие божественной любви. Любовь приходит к нам не случайно, а по высокому закону: мы любим своего ближнего, по тому что Он прежде возлюбил нас.

Полностью читать в PDF формате -

Имеют ли какое значение духовные дарования без любви? (1–3). Высокое существо любви (4–7). Вечное неизменное существование любви, и только ее одной (8–13)

. Без любви и самые высшие духовные дарования не принесут никакой пользы тому, кто ими обладает.

. Если я говорю языками человеческими и ангель­скими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Здесь дар языков Ап. ставит на первом месте, потому что идет от самого малоценного к полезнейшему. – «Языками человеческими и ангельскими» , т. е. если я хвалю Бога или обыкновенным человеческим языком, или возвышаясь в этом случае до ангельского хваления... Последнее, конечно, нужно понимать как «духовное» хваление, потому что ангелы – духи, и языка не имеют (бл. Феодорит, Феофилакт). – "Любви" . Для обозначения понятия "любви" в греческом языке есть два слова: αγάπη и έρως . Последнее обозначает страстную любовь, которая ищет себе удовлетворения в любимом существе. Напротив, первое слово обозначает такую любовь, которая много бескорыстнее первой, которая стремится к тому, чтобы дать счастье любимому существу. У Ап. Павла здесь αγάπη означает главным образом любовь к ближнему, но так как основа этой любви находится в любви к Богу, то и любовь к ближнему принимает характер несвоекорыстия, чистоты и свободы, – качества, какие свойственны любви к Богу. – Возможно ли было иметь дар языков и не иметь в то же время любви? Возможно. И теперь бывает, что человек, который стал на путь веры, скоро замыкается в самом себе, предается мистическим созерцаниям, охладевая в то же время к обязанностям деятельной христианской любви. Он вдается в особую сентиментальность, много говорит о величии христианства, как настоящий поэт, и в то же время является совершенно равнодушным к страданиям своих несчастных собратий. Такой человек идет постепенно назад в духовном отношении и становится похожим на кусок "меди" , который при ударе издает звонкий шум, или на "кимвал" – простую медную чашу, которая на востоке иногда употреблялась как музыкальный инструмент. Души в меди и кимвале – нет!

. Если имею дар про­рочества, и знаю все тайны, и имею всякое по­знание и всю веру, так что могу и горы пере­ставлять, а не имею любви, – то я ничто.

Ап. идет от одного дарования к другому, высшему. – «Пророчество» – см. . – «Знаю все тайны» . Это разъяснение к выражению: «дар пророчества» . Пророк знал тайны Божественного домостроительства о нашем спасении, но, конечно, далеко не все. Ап. представляет теперь возможным существование пророка, знающего "все" тайны. И такой человек, по его убеждению, был "ничто" , если не имел в себе любви! – «Имею всякое познание» . Это дар "знания" – см. . Если бы кто имел такой дар в «полном» его объеме, но не имел любви, то опять такой человек был бы "ничто" . – «И всю веру» – это – дар чудодейственной веры. См. . – «Переставлять горы» , т. е. уничтожать всякие препятствия, стоящие на пути, как бы велики они ни были. – Итак, человек может все высказать, все знать, все мочь, но все это для него лично не приносит никакой пользы, если он не имеет в себе любви. Для Церкви, для общества верующих эти дары полезны, но самих, обладающих ими, они не спасают (ср. ).

. И если я раз­дам все име­ние мое и отдам тело мое на сожже­ние, а любви не имею, нет мне в том никакой по­льзы.

Ап. переходит к действиям, которые, по-видимому, основаны на любви. – «Раздам все имение» – это «дар вспоможения» (см. ) в его высшем проявлении. – «Отдам тело мое на сожжение» , т. е. пойду на мученическую смерть за Христа. – О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Напр. об одном пресвитере «Жития Святых» сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе "любви" и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот. – «Нет мне в том никакой пользы» . В очах Божиих такие действия не имеют никакой цены, потому что совершающий их думает только о себе и ищет славы у людей.

. Итак, любовь есть самый лучший путь потому, что без нее и самые высокие дарования не приносят пользы самому, ими обладающему. Теперь Ап. доказывает высшее достоинство любви обратным путем. – говорит он, – без которой все остальное – ничто, приносит с собою все, что делает человека добродетельным. Она – мать всех добродетелей.

. Любовь долготерпит, мило­серд­с­т­ву­ет, любо­вь не завидует, любо­вь не пре­воз­носит­ся, не гордит­ся,

«Любовь долготерпит» . Ап. перечисляет пятнадцать свойств любви. «Долготерпение» обнаруживается в отношении к разным оскорблениям, какие причиняются человеку ближними. – «Милосердствует» (χρηστεύεται ), т. е. постоянно стремится оказать услугу ближнему. – «Любовь не завидует» . Отсюда начинается перечисление восьми отрицательных определений понятия любви (до выражения 6-го стиха: «а сорадуется истине» ). Эти определения раскрывают содержание понятия «долготерпения» и имеют между собою тесную связь. Так, кто имеет зависть к преимуществам, какими обладает другой, – тот превозносится , говоря о своих собственных достоинствах, гордится , т. е. весь наполнен чувством самодовольства, презирает других (ср. ).

. не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дражает­ся, не мыслит зла,

«Не бесчинствует» . Под «бесчинством» (ασχημοσύνη ) нужно разуметь отсутствие вежливости, учтивости, которое замечалось у некоторых коринфян, напр., в том, что они не давали иногда говорить на богослужебных собраниях людям, обладавшим более полезными для Церкви дарованиями, говоря все время сами. И вообще указанные сейчас четыре определения любви имеют в виду злоупотребление духовными дарованиями. Следующие четыре более относятся вообще к христианской жизни. – «Не ищет своего» . У всякого из нас есть свои права, но любящий ближнего совсем забывает об этих правах и заботится только о том, чтобы другие были удовлетворены. состоит в том, чтобы давать и в том чтобы служить (Друммонд. Самое великое в мире, стр. 21). Некоторые коринфяне думали иначе (см. гл. VI и VIII).

«Не раздражается» . Мы склонны смотреть на вспыльчивый, раздражительный нрав как на невинную слабость... А между тем эта невинная, по нашему, слабость занимает срединное место в анализе любви у Ап. Павла. И это понятно: ничто не может в такой степени ожесточить жизнь, посеять вражду, разрушить священнейшие семейные узы, лишать мужчин их мужеского, спокойного достоинства, женщин – истинной женственности, детей – ласкового чистосердечия, как, так называемые, погрешности характера, угрюмый, вспыльчивый, раздражительный нрав (Друммонд). – «Не мыслит зла» , т. е. не вменяет другим в вину сделанное ей зло. В основе такого отношения к ближним лежит убеждение в том, что никто не хочет намеренно повредить кому-либо; любящий доверяет другим людям.

. не радует­ся неправде, а сорадует­ся истине;

«Не радуется неправде» . Бывает, что люди враждебной нам партии совершают некоторые промахи, которые налагают на них известное пятно. Христианин не радуется, когда замечает такие промахи в других. – «А сорадуется истине» . Отсюда начинается перечисление пяти положительных свойств любви. здесь, как и любовь, олицетворяется. Они – как родные сестры; если истина торжествует, то с нею радуется и любовь. Даже и в том случае, когда эта истина расходится с нашими любимыми мнениями, любовь приветствует ее.

. все по­крывает, всему верит, всего надеет­ся, все пере­носит.

«Все покрывает» , т. е. все извиняет, покрывая своим плащом все недостатки ближнего. Но при этом, конечно, во имя справедливости, любовь в необходимых случаях берет уже на себя все неприятные последствия, какие могут возникнуть из такого отношения к проступкам людей. – «Всему верит» , т. е. доверяет всегда людям, надеясь на то, что лучшие чувства ни в ком не могут заглохнуть навсегда. Это доверие и служит основою для покрывания чужих недостатков и пороков. – «Всего надеется» . Бывает, что для веры в поправление человека уже не остается места в душе любящего: печальная действительность разрушает эту веру. Но и тогда, с падением веры или уверенности в исправлении ближнего, сердце любящего не покидает надежда на то, что добро должно в конце концов победить. – «Все переносит» . , в этом уповании на исправление человека, не устает и терпеливо сносит все огорчения.

. Духовные дарования исчезают, а любовь остается вечно – вот основная мысль этого отдела. Даже важнейшие после любви добродетели – вера и надежда потерпят некоторые изменения, и только любовь будет всегда неизменна.

. Любовь никогда не пере­стает, хотя и про­рочества пре­кратят­ся, и языки умолкнут, и знание упраз­днит­ся.

«Любовь никогда не перестает» . Эти слова заключают в себе тему следующего отдела. – «Пророчества прекратятся» . Здесь, конечно, разумеется «дар пророчества» , какой имели многие христиане первого и второго веков ( и «Учение 12-ти Апостолов»). С тех пор этот дар в своем первоначальном виде уже не существует и, можно сказать, превратился в «дар проповедничества». Со временем же, именно с наступлением царства славы, и в этой последней форме своей он окажется излишним. Кому, в самом деле, нужно будет проповедовать в будущей жизни? Добрые уже достигнут блаженства, а злые потеряют способность к исправлению. – «Языки умолкнут» – точнее: «успокоятся». Кончится это состояние лихорадочного возбуждения, которое казалось так привлекательным для коринфских христиан. Можно полагать, что этот дар языков превратился скоро в религиозную поэзию и музыку, но и этим искусствам не будет места в славном царстве Мессии. – «Знание упразднится» , т. е. знание как особый дар, получаемый только некоторыми лицами, прекратит свое существование, потому что, как сказано у пророка (), все будут знать Господа от мала до велика.

. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти про­роче­с­т­ву­ем;

Ап. указывает основание того, почему указанные дары должны окончить свое существование. Пророчество могло раскрывать только отдельные черты картины будущего, равно как и обладавшие даром знания могли понимать только отдельные стороны истории домостроительства нашего спасения. А между тем для того чтобы понимать хорошо какой-нибудь отдельный пункт, необходимо с ясностью представлять себе целое: только полное познание есть истинное познание, а этого полного познания в настоящей жизни человек добиться не может. – О даре языков. Здесь Ап. не говорит: прекращение его, как предполагающего состояние экстатическое, для него не может быть и предметом вопроса. Кто действительно постоянно находится в Боге, живет в Боге – так будут жить все верующие в царстве славы, а некоторые живут уже и теперь, – тот не нуждается в этом особом средстве, какое представляет собою экстаз, для того чтобы по временам приходить в общение с Богом.

. когда же настанет совершен­ное, тогда то, что отчасти, пре­кратит­ся.

Прекращение дарований не влечет за собою оскудения духа церковного. Напротив, достигнет тогда совершенства во всем. Будущее знание будет отличаться от «дара знания» и широтою своею и легкостью приобретения, потому что мы будем видеть все как бы из центрального пункта, откуда все, весь предмет виден вполне ясно.

. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас­суждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Ап. разъясняет путем сравнения, почему несовершенное должно уступить место совершенному. Как растет человек, так возрастает и . Там и здесь одинаково действует закон развития и превращения. Как скоро развиваются способности к более высокой форме деятельности, прежнее само собою отпадает. В выражениях: «говорил, мыслил» и «рассуждал» Ап. делает намеки на три, упомянутые выше дара – «дар языков» (говорил), «дар пророчества» (мыслил – точнее: чувствовал, стремился (φρονεῖν ) и «дар знания» (рассуждал). Дар языков уподобляется первому лепетанью младенца, который выражает этим свою радость, какую внушает ему ощущение того, что он живет. Дар пророчества, которое устремляется взором к далекому будущему, соответствует пламенному стремлению отрока, который мечтает о будущем, как о поре радости и счастья. Наконец дар познания, который стремится познать божественную истину, соответствует наивным представлениям ребенка о внешнем мире. – «Оставил младенческое» . Как юноша с некоторою гордостью отрекается от своих детских воззрений, так с чувством внутреннего удовлетворения зрелый человек отрекается от грез своего детства и юности, чтобы осуществлять задачу своей жизни, какую он для себя поставил. Также будут смотреть и христиане на духовные дарования, когда для них (христиан) наступит славная пора царствования со Христом.

. Теперь мы видим как бы сквозь тускло­е стекло­, гадатель­но, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда по­знáю, подобно как я по­знан.

Объясняя употребленное им в 11-м ст. сравнение, Ап. говорит, что в настоящей жизни мы постигаем божественное только в его отражении, как лицо свое видим в зеркале. Но у нас зеркала хорошо отражают лицо, а в древности они не давали ясного отражения, потому что делались из металла («сквозь тусклое стекло» – перевод неправильный. Выражение: δι εσόπτρου значит: посредством зеркала, в зеркале). – «Гадательно» (εν αινίγματι ) т. е. в темных, неясных очертаниях, которые дают только приблизительное представление о вещах. Это определение относится ближе всего к дару пророчества. Дух Божий вызывал в душе пророка такие образы и картины, в каких выражалась божественная мысль. Чтобы понять эти образы, пророку приходилось устремлять на них всю силу своего внимания (ср. и сл.). Такое объяснение подтверждается сходством употребленного Апостолом выражения с выражением кн. Чисел о Моисее, которому Бог давал видеть Себя явно (έν ειδει ), а не в неясном очертании (не в гадании – δι αινιγμάτων – ).

«Теперь знаю я отчасти» . Эти слова имеют ближайшее отношение к «дару знания» . Вместо "знаю" нужно бы сказать: «познаю» (γινώσκω ), что обозначает собою постепенность и затруднительность в достижении знания о вещах божественных. – «А тогда позна́ю» . Употребленный здесь глагол (επιγνώσωμαι ) обозначает познание как уже вполне приобретенное. – «Подобно как я познан» . Ап. приравнивает даже это будущее познание о Боге к тому, какое Бог имеет о нас: оно будет иметь характер непосредственности, полной ясности. Однако, конечно, полного тождества между нашим познанием и Божиим быть не может (И. Злат.).

. А теперь пре­бывают сии три: вера, надежда, любо­вь; но любо­вь из них больше.

«А теперь пребывают» . Ап. впереди говорил, что духовные дарования должны со временем покончить свое существование. Теперь он указывает на то, что никогда не уничтожится и к приобретению чего, следов., стоит стремиться. Это – три важнейшие добродетели христианства – вера, надежда и любовь. Эти три добродетели ("сии три" ), а не те три дара – языков, пророчества и знания – имеют вечное существование. Конечно, "вера" и "надежда" не могут остаться все в одном состоянии: первая перейдет в ви́дение (), а вторая – в обладание (). Но во всяком случае духовное развитие человека и в состоянии прославления не может мыслиться как совершенно законченное – оно будет продолжаться «от славы в славу» (), а для этого необходима и вера и надежда, и эти переходы от веры в видение будут множество раз повторяться в будущей жизни. – «Но любовь из них больше» , т. е. выше всех в этой троице добродетелей именно потому, что она сама – божественна. О Боге нельзя сказать, что Он верит и надеется, но можно сказать, что Он – любит. Любовь принадлежит самому существу Его. Любовь – это цель, а вера и надежда – средства, ведущие к достижению этой цели. «Любовь, – говорит Шлаттер (Der Glaube im N. T. 3. S. 373), – больше чем вера, потому что относится к ней как целое к части, как завершение к началу, как плод к корню» .

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. - 1 Коринфянам 13:4–7, KJV

Павел продолжает перечислять характеристики любви-agape и называет ещё четыре её качества. Он объясняет коринфянам (и нам), что любовь-agape «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Одиннадцатым пунктом этого замечательного текста Павел говорит, что любовь «всё покрывает». Греческое слово stego - «покрывать», также переводится накрывать , как, например, крыша накрывает дом. Но слово stego ещё передаёт значение защиты , как крыша защищает и укрывает жителей дома от ненастной погоды, ветра, урагана, дождя, града, снега, жары. Крыша необходима, чтобы человек не замёрз до смерти или не умер от солнечного удара.

Используя слово stego , апостол Павел хотел, чтобы мы поняли: жизнь состоит из разных периодов, и не все они приятны. А некоторые даже очень тяжелы. Бывают моменты, когда на нас чтото обрушивается. И если у нас нет укрытия, которое спрятало бы нас от этих «штормов», то нам гораздо труднее пережить эту «непогоду».

Павел говорит, что укрытием, защитой служит вам любовь-agape . Как крыша дома, так и друг, который относится к вам с любовью-agape , будет рядом с вами и в трудные времена. Он укроет вас от жизненного шторма. Он не будет выставлять вас и ваши недостатки на всеобщее обозрение, он будет скрывать, покрывать, защищать вас, потому что любовь-agape побуждает его всегда быть рядом с вами и помогать в трудный час.

Фразу «всё покрывает» можно перевести так:

«Любовь защищает, укрывает, оберегает, покрывает и сохраняет людей от разоблачения…»

Павел называет двенадцатую характеристику любви-agape : она «всему верит». Греческое слово elpidzo , переведённое здесь как верит, на самом деле переводится надеяться . Грамматическая форма этого слова подчёркивает, что это постоянная, неослабевающая надежда на то, что всё обернётся наилучшим образом. Фразу «всему верит» можно перевести с греческого так: любовь «в каждой ситуации верит в лучшее».

Не поймите неправильно: любовь-agape не глупа и не слепа. Она видит всё: и хорошее, и плохое. Но поскольку любовь-agape полна надежды, она смотрит поверх расстраивающей, тревожной, негативной действительности. Это не значит, что она игнорирует проблемы и трудности. Просто она предпочитает смотреть не на проблемы, а на потенциал, который заложен в человеке. Скажем, у ваших детей сейчас какие-то неприятности или они поступили так, как не должны были, но вы всё равно надеетесь на лучшее. Каждый новый день вы верите, что всё обернётся к лучшему. Может быть, ваше прошлое было сплошной чёрной полосой, но будущее может быть прекрасным. Любовь-agape полна надежды, что человек будет цел, здоров, праведен, успешен и будет исполнять Божью волю.

Любовь-agape не знает, что такое поражение и отступление. Она держится, даже когда тучи сгущаются. Не взирая ни на что, она продолжает верить в лучшее. Сегодня я призываю вас честно посмотреть на себя: проявляете ли вы любовь-agape ? Верите ли вы в лучшее в людях или придираетесь к ним и тычете пальцем на каждый их недостаток или слабость? Вы относитесь к ним с любовью или только критикуете? Никогда не забывайте: любовь верит в лучшее !

Фразу «всему верит» можно перевести так:

«…Любовь всеми силами верит в самое лучшее в каждой ситуации…»

Далее Павел называет тринадцатый пункт: любовь «всего надеется». Греческое слово elpidzo - «надеяться», подразумевает ожидать чего-то хорошего . Божья любовь-agape не считает человека неудачником и не отмахивается от него, она верит в лучшее в нём. Она не только надеется, она ожидает и предвкушает, как осуществится то, на что она надеялась.

Фраза «всего надеется» означает следующее:

«… Любовь всегда надеется на лучшее в других и на лучшее для других и предвкушает осуществление этого…»

Четырнадцатая характеристика любви-agape : «всё переносит». Слово hupomeno - «переносить», мы уже не раз рассматривали в этой книге. Оно составное: hupo переводится под; meno - оставаться, пребывать . Целиком слово hupomeno описывает человека, который находится в стеснённых обстоятельствах, но отказывается поддаться им или сдаться, потому что знает: он на своём месте. Поскольку этот человек уверен: он там, где и должен быть, он решил твёрдо стоять на месте и шагу не ступить, несмотря ни на какое противостояние.

Это значит, что любовь-agape никогда не опускает руки. Она говорит: «Я останусь здесь, с тобой, и буду держаться до конца, чего бы мне это ни стоило и сколько бы времени ни потребовало. Я никуда не уйду». Такой вид любви противоположен человеческой природе. Мы говорим: «Я сделал всё, что мог, больше я не трачу на это время. Я закончил, и я ухожу!»

Современный перевод фразы «всё переносит» такой:

«…Любовь никогда не оставляет, никогда не опускает руки и никогда не сдаётся».

Глядя в зеркало Божьего Слова и читая характеристики любви-agape , можете ли вы сказать, что проявляете к людям такую любовь? Могут ли они сказать, что вы были для них «крышей» - защищали их, укрывали и берегли во время трудностей? Могут ли они сказать, что вы верили в лучшее в них, или вы придирались к ним? Вы решили оставаться рядом с ними, сколько бы времени это ни потребовало?

Соединив значения греческих фраз и слов, получаем такой расширенный перевод: «Любовь защищает, укрывает, оберегает, покрывает и сохраняет людей от разоблачения; любовь всеми силами верит в самое лучшее в каждой ситуации; любовь всегда надеется на лучшее в других и на лучшее для других и предвкушает осуществление этого; любовь никогда не оставляет, никогда не опускает руки и никогда не сдаётся».

Сегодня я призываю вас учиться проявлять к людям Божью любовь-agape . Это будет очень правильный шаг. Божья любовь уже излилась в ваше сердце Духом Святым, вам нужно лишь открыть своё сердце и позволить этой реке Божьей любви течь от вас к другим. Сделаете ли вы так? Выбор за вами .


Моя молитва на сегодня.

Господь, помоги мне проявлять к людям любовь-agape, способную изменить их жизнь. Пожалуйста, помоги мне перестать осуждать тех, у кого проблемы, а думать о том, как я могу помочь им и защитить их в трудный час. Святой Дух, помоги мне верить лучшему в них. Я также прошу Тебя укрепить меня, чтобы я мог оставаться рядом с ними до победного конца. Господь, помоги мне стать таким, каким Ты хочешь меня видеть, и делать то, чего Ты от меня ожидаешь.

Во имя Иисуса. Аминь.


Мое исповедание на этот день.

Я стараюсь проявлять к людям Божью любовь-agape, а поэтому защищаю людей, охраняю их, укрываю. Эта любовь заставляет меня всегда верить в лучшее в каждом человеке и в каждой ситуации. Божья любовь, которая излилась в моё сердце, никогда не оставляет других в беде и не сдаётся. Я всё покрываю, всему верю, на всё надеюсь, всё переношу.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.


Поразмышляйте над этими вопросами.

    Кто-нибудь верил в лучшее в вас, хотя вы и не подавали надежд на то, что хоть что-то в вашей жизни изменится в лучшую сторону?

    Кто-нибудь защищал вас, охранял, оберегал во время трудностей? Что это значило для вас? Вы поблагодарили этого человека за помощь и поддержку в трудное время?

    А сейчас рядом с вами есть такой человек, в жизни которого, по вашему убеждению, произойдут большие перемены? Сколько времени вы ежедневно уделяете молитве за него?

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Святой апостол Павел, Первое послание к коринфянам.

Ты говоришь, что очень любишь,
Сложила руки на груди.
Но завтра ты со мной не будешь,
От правды разум не спасти.

От правды веселей не станет,
Душе без грусти не прозреть.
Ведь только страсть живёт меж нами,
А всякой страсти участь – смерть.

Страсть – не любовь, за страстью пропасть.
За страстью холод пустоты.
Сегодня – верность, после – подлость,
Недалеко и до беды.

А вот любовь во тьме осветит,
Не зная зависти и лжи.
Любовь сквозь годы долготерпит,
И в горе помогает жить.

Не превозносится, не ропщет,
Но покрывает всё вокруг.
Любовь есть истины источник,
Где каждой каплей сердца стук.

Любовь не злится, не гордится,
Любовь жестокости чужда.
Любовь лишь созидать стремится,
Не разрушая никогда.

Любовь – добра и милосердна,
Необъяснима и проста.
Неповторима и волшебна,
И целомудрием чиста.

Любовь в разлуке неизменна,
И в проявлении любом
Любовь всегда благословенна
Для тех, кто хочет быть вдвоём.

Рецензии

Мы говорим...
Александр Миронов 3
«Говорить правду могут лишь люди с чистым сердцем.
Фарисейская правда хуже лжи.»
Мы говорим, что есть любовь,
а что это не знаем.
Мы говорим, что врать нельзя,
но этим ведь лукавим.
Как важно нам, что бы всё
по чести, а сами искушаемся
от подлости и лести.
Не зная истины, порой
чушь выдаем за правду!?
И досаждаем ей других, пока нам
не закричали
и тогда лишь говорим,
уж лучше бы молчали.
Но тянет снова говорить то,
чего не знаем…..
И так по жизни мы людей,
пинаем и пинаем.
Ответ здесь напросился сам,
ведь веря и любя,
что бы понять других,
сперва пойми себя.
Кто же истины познает суть,
подумай сотню раз,
а нужно ли ее говорить,
ведь это зло для нас.
А истина сравнима
с проституткой и многих
людей губит, её слышать то хотят,
но никто не любит.
Вот же ирония судьбы,
но ВЫ уж как хотите,
надумали, коль что сказать,
с любовью говорите!
Но ключ от этого ларца
у кого лишь чистые сердца.
Сколько проблем породили слова,
люди очнитесь и помните,
слово может сгубить и убить,
но что - бы не случилось это,
природа, ища равновесье,
придумало слово поэта.
Мы говорим, что есть любовь…
Любовь не таинство утехи,
от похоти отлична тем,
что долго терпит, не гордится
и не бесчинствует ничем.
Не мыслит зла и раздраженья,
не в гордости её почёт,
а всему веря и всегда надеясь,
человек с ней всё перенесёт.
А если душу гложет мысль извне,
оставь её,а радуйся лишь истине.
16.01.2012.

© Copyright: Александр Миронов 3, 2012
Свидетельство о публикации №112011700489

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 13, ст. 4-13; глава 14, ст. 1-5.

13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

13:5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

13:6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

13:7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

13:10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

14:3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1 Кор. 13, 4 – 14, 5)

Напомню, что 12-я, 13-я и 14-я главы посвящены рассуждениям апостола Павла о дарах духовных. Проблема была в том, что коринфяне считали себя особо одаренными, некоторые дары ставили выше других, тем самым у них появлялся повод для превозношения. Апостол Павел как обычно пытается их отрезвить. При чтении 12-й главы мы рассуждали о том, что Церковь – это Тело Христово и каждая ее часть, каждый член является важным, необходимым в этом теле. Соответственно, каждый человек напоен Духом, как и все остальные христиане, поэтому его роль в этом Теле, Церкви, уникальна, и нет смысла превозноситься. Наоборот, всегда нужно больше заботиться о том, кто требует заботы, и еще больше радоваться, если немощный член проявляет себя положительно. Самая главная мысль апостола Павла оказывается в 13-й главе. Сегодня мы начали читать 14-ю главу, которой речь будет идти о говорении на языках, это отдельная серьезная тема. Возможно, мы начнем ее сегодня, а может быть, поговорим в следующий раз, поскольку сегодня практически целиком читали 13-ю главу, известную многим людям, христианам и не только, которую часто цитируют в художественных текстах и даже фильмах. В библеистике, новозаветном богословии этот отрывок называется «гимном любви». Здесь апостол Павел говорит о том, что все духовные дары, какие бы ни были: знания, пророчества, говорение на языках и прочее – ничто, если они не пронизаны любовью.

Первые три стиха 13-й главы мы сегодня не читали, но я рекомендую рассмотреть их тоже сегодня. В них апостол Павел говорит, что чем бы он ни обладал: говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1), имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание (1 Кор. 13, 2) или раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (1 Кор. 13,3), если все это без любви, то ничего не значит. Вспомните практически ту же мысль в Послании к Римлянам: любовь есть исполнение закона. В субботу мы читали отрывок из 13-й главы Послания к Римлянам, с 1-го по 10-й стих, и особое внимание я обращал на 8-й, 9-й и 10-й стихи. Любовь не делает ближнему зла (Рим. 13, 10), любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Если человек живет в любви, если любовь Божия пребывает в нем, то что бы он ни делал, он не сделает ближнему зла, выполнит волю Божию, то есть закон. Если человек в любви, то исполнение воли Божьей становится естественной нормой его жизни, и наоборот. Сегодняшний текст говорит нам о том, что какой бы человек ни был внешне добродетельный, самоотверженный, даже готовый пойти на сожжение, раздать все свое имение, знающий все тайны, имеющий различные дарования, уважаемый в обществе и так далее – если он не имеет любви, не живет в любви, а все это только лишь внешняя форма, то никакой пользы не будет. Поэтому единственное, к чему призван стремиться христианин, – стяжанию Духа Святого, как говорил Серафим Саровский, то есть к любви Божией, ее энергии, которую христианин призван пропустить через себя. Для этого нужно открыть свое сердце, не делать препятствий между собой и Богом. Бог всегда идет навстречу человеку, а человек сопротивляется, поэтому нужно убрать это препятствие: очистить свое сознание, чтобы ум, как говорят наши аскеты-подвижники, опустился в сердце. Там, в сердце, человек встречается с Богом, познает Божественную любовь, впускает ее в себя и дальше распространяет на все остальное мироздание: людей и прочее творение – вот в чем на самом деле цель человека.

Дальше апостол Павел характеризует любовь. Конечно, здесь приведены характеристики, не исчерпывающие, но принципиальные и важные, которые говорят о том, что такое христианская любовь. Это не эмоции, не чувства, не восторг и не эйфория, а именно любовь, которая по-гречески звучит как αγάπη [агапи] (мы недавно это слово упоминали), то есть некая жизненная позиция. Она проявляет себя в действии, поступках, в стойкости, доброделании. Это действительно больше, чем просто что-то чувственное, мимолетное, преходящее, обусловленное лишь биологией или химией. Сейчас есть рассуждения, статьи, передачи на тему «Химия любви», где говорится, почему человек влюбляется, почему раздражается, делает еще что-то. Здесь же говорится о том, что любовь христианская – это что-то фундаментальное, это дар Духа Святого, поэтому просто так она никуда не испарится, как может испариться влюбленность или другие чувства.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...

Русский перевод не мыслит зла не совсем точно отражает смысл оригинала. Любовь не мыслит зла не в том плане, что не думает о зле, а в том, что не запоминает зло. Если кто-то обижает, то любящий человек это пропускает, это зло не задевает его сердце и не оставляет следа обиды; человек все равно пребывает в любви: обида не колеблет его любви.

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Все, о чем говорит апостол Павел в начале 13-й главы, пройдет, и знание этого мира, которым можно превозноситься, кичиться, надмеваться, будет бессмысленно. Мы увидим Бога «лицом к лицу» (как будет написано дальше), поэтому то знание упразднится, языки и пророчества там не будут иметь значения, а любовь всегда будет актуальна, потому что это суть Божественной энергии, Божественной природы. По большому счету главное проявление Бога, по крайней мере нам известное и открытое, – это любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов