Народные праздники в мае: Кузьмин день, Егорьев день, Яков Теплый, Иван Богослов. Народные приметы месяца мая

Аннинский район

664. На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь: «Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

665. Егорьев день - в этот день не работали, а если работать, то в дом придет несчастье. Скота выгоняли освященной вербой.

с. Островки (Фролова М.Е. 1942 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Бобровский район

666. Выгоняли скотину вербами, которые оставили с вербного воскресенья. «На Егорья надо огород посадить до обеда». В этот день сажали капусту.

с. Коршево (Чичасова Е.М. 1926 г.р.; Волкова Т.П. 1923 г.р., Пономарёва А.В. 1937 г.р.) № 554/14, №

667. Чтобы пасти скот нанимали пастухов, составляли договор на сходке. Нанимали до первого позимья. Выгоняли скотину вербой.

с. Пчелиновка (Бородинов Д.И. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 218/9.

Бутурлиновский район

668. На Егория веточкой вербы выгоняли скот, со словами: «Верба хлёст, бей до слёз. Да красное яичко, да белое молочко».

с. Козловка (Рогатнёва Т.Ф. 1913 г.р.) ВГАИ КНМ № 159/28.

Верхнехавский район

669. Служили молебен, батюшка благословлял пастухов.

с. Архангельское (Ерёмина З.Я. 1933 г.р.) ВГАИ КНМ № 454/28.

670. Выгоняли скот.

с. Верхняя Луговатка (Быханов Г.В. 1921 г.р.) ВГАИ КНМ № 456/17.

671. В этот день не работали. Выносили на улицу всю одежду и просушивали её.

Пастух играл важную роль. Он полностью отвечал за скотину. Должен был напоить, накормить. Если скотина заболела, то пастух был обязан сообщить об этом хозяину. Когда пастух трубил в рог, это значило, что нужно выгонять скот из дворов на пастбище. Когда солнце садилось, пастух гнал скотину домой.

В деревне этот праздник называют - Ягорьев день или Ягорий.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Грибановский район

672. Вербой выгоняли скотину, чтоб она была здорова. Носили в лес яйца, сало, чтобы волк не съел скотину.

с. Листопадовка (Линчевская В.И. 1930 г.р.) ВГАИ КНМ № 235/11.

Калачеевский район

673. На Егорья смотрели - если к этому времени вырастало жито, и в нём мог спрятаться грач, то будет большой урожай жита. И к этому дню на огороды высаживали огурцы, бахчевые культуры, тыкву.

с. Новомеловатка (Шмегерилова А.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Каширский район

674. На этот день всегда сажали огурцы, последнее просо сеяли. В этот день грех стирать, но огурцы сажали. Скот выгоняли ещё до этого дня, когда лёд был. Праздник этот в честь Егория Победоносца.

с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

675. В этот день не работали, в церковь ходили.

с. Каширское (Маслова М.А. 1935г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Нижнедевицкий район

676. На Егория сажают огурцы.

с. Курбатово (Новичихина Т.И. 1941 г.р., Киреева Е.А. 1925 г.р.) ВГАИ КНМ № 887/33.

677. Первый день выгона скота - 6 мая. Скот выгоняли вербой, при этом говорили: «Верба крест, бей до слёз. Верба ксти, Бог прости».

с. Кучугуры (Зуева А.М. 1919 г.р., Пахомова М.А. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 890/51.

678. Егорий - праздник сердитый, работать на него тоже нельзя было.

с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Петропавловский район

679. В этот праздник не работали. Это скотский день. Считали, что если работали на Егория, то

потом волки грызли скотину. Скот выгоняли не первый раз в году на пастбище, он пасся и раньше.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Рамонский район

680. Шли в лес и несли кусочек хлеба и мяса, всё это клали на дубок. с. Глушицы (Абакумова А.П. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/17.

681. В этот день не работали. Сажали тыкву.

с. Карачун (Лямзина М.И. 1916 г.р.) ВГАИ КНМ № 813/26.

682. Носили в лес кусочек хлеба и сала, оставляли на пеньке, чтобы волк не пришёл в деревню. с. Пекшево (Климова П.И. 1910 г.р.) ВГАИ КНМ № 815/14.

683. Несут в лес кусок хлеба и сала, чтобы волк скотину не тронул. с. Пятая Сотня (Глазьева Е.П. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 820/22.

684. Ходили в лес несли сало и хлеб, чтобы волки не трогали скотину. с. Сенное (Елютина Е.И. 1907 г.р.) ВГАИ КНМ № 819/10.

685. Ходили в лес и клали на пенёк кусок хлеба и сала. Это был лошадиный праздник. с. Ситная (Остапова В.С. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/8.

Репьёвский район

686. Несли пастуху яйца.

с. Истобное (Семёнова Е.К. 1939 г.р.) ВГАИ КНМ № 853/42.

687. Выгоняли скотину вербами, оставшимися после вербного воскресенья. На шею скотине ве-

шали «ладанок».

с. Новосолдатка (Андраханова А.П. 1938 г.р.) ВГАИ КНМ № 590/12.

Семилукский район

688. Первый раз выгоняли скотину вербой, какую освещали в церкви на Вербное воскресенье.

с. Долгомоховатка (Вахтина Н.Г. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 707/16.

689. Вся деревня устанавливает стол, застелют скатертью, ставят на стол яйца, хлеб, стакан соли.

Тот, кто будет стеречь коров, всё это забирает.

690. Первый выгон скота был в мае. Пастуху отдавали хлеб, соль, два яйца.

с. Каверье (Савина Т.Н. 1940 г.р., Савин Н.С. 1937 г.р.) ВГАИ КНМ № 439/9.

691. Отмечался 6 мая. В этот день нельзя было работать, он злой для скотины. с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/20.

Таловский район

692. Ягорий день отмечають, строгий праздник. Угощали пастуха, выгоняли скот. с. Вязовка (Панарина А.Г. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

693. Хлеб на деревья клали на Егорьев день.

с. Вязовка (Токарева Т.А. 1931 г.р., Кичкова А.И. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Хохольский район

694. Выгоняют телят, делают яичницу.

с. Кочетовка (Комарова О.Д. 1919 г.р., Князева Е.М. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 547/29.

695. На Егорьев день (и на Крещенье) освящали скотину. Пастухи окропляли скот святой водой. На Егорьев день пастухи гнали стадо с пастбища и приговаривали: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». Святую воду добавляли в корм.

с. Оськино (Колесникова А.Ф. 1906 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1990.

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

Народный праздник Егорий Вешний, он же Юрьев день, отмечается 6 мая 2019 года (по старому стилю - 23 апреля). В православном церковном календаре это дата памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца - одного из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные - Егорий и Юрий.

История

Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

Традиции и обряды

Этот день посвящают земле и домашним животным. С Егория Вешнего начинаются основные полевые работы. На засеянных нивах проводят молебны, окропления земли святой водой. Хозяева уделяют много внимания домашней скотине: чистят, моют, кормят вкусно и сытно.

Это также праздник пастухов. Их привечают в этот день, дарят подарки, кормят яичницей.

В этот народный праздник нельзя заниматься шерстью. Некоторые женщины, которые прядут или вяжут, предпочитают даже не смотреть в этот день в ее сторону. В противном случае волки много овец утащат.

Приметы

Если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес.

День выдался теплым - лето будет ранним.

Если на Егория Вешнего идет ливень - будет много травы и, соответственно, сена.

Ветер с севера предвещает ранние морозы осенью.

На березе листья крупные, значит, урожай будет хорошим и обильным.

Нельзя ссориться или громко, эмоционально спорить о чем-нибудь - может убить грозой.

Показать картинку

Зима только начала набирать силу, а я уже задумалась о посевном календаре.
Не о том, покупном, а о своем - немного лунном, немного научном, по приметам.

Мне вспомнились мои дед и бабушка, которые в огороде придерживались старых своих примет.

18 мая Арина Капустница, Арина Рассадница . Строго в этот день бабушка высаживала капустную рассаду.

5 июня Левон Огуречник. Дед называл этот день Левонтием. Бабушка высевала огурцы.

Я тожэ придерживаюсь этих дат.

А какие народные, приметы помогают Вам в вашем огороде?

Ниже подробности моих примет.

Народные приметы своими корнями уходят в далёкую старорусскую древность. Основанные на многовековом опыте наблюдений, приметы изначально являли собой важнейшую информацию для наших предков. Не было других аналогов прогноза погоды. Неся в себе как прикладную функцию, приметы также являются старейшим памятником русского языка. Своей самобытностью отражая живой и красочный мир нашего фольклора.

6 мая
Егорьев день
С Юрьева(Егорьева) дня начинались активные полевые работы. На те поля, которые были засеяны ранее, выходили служить молебны, нивы окропляли святой водой. Существовало множество поговорок на тему земледельческого труда: «Егорий с теплом, а Никита с кормом»; «Яровое сей на Егория»; «Сей рассаду до Егория - будет щей вдоволь»; «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает». Наблюдали крестьяне и за погодой - по ней можно было делать выводы о будущем урожае. «На Егория мороз - будет просо и овес», - говорили в народе.

18 мая
Арина Капустница, Арина Рассадница
На Арину, высаживали рассаду на грядки - главным образом, капусту и огурцы. Кстати, считалось, что этим должны заниматься только женщины - и желательно в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил. Посадив первый росток капусты, его покрывали большим горшком, а горшок - белой скатертью, чтобы вилки получились такие же большие, белые и тугие. По краям грядки сеяли крапиву, которая должна была отпугнуть нечистую силу и вредных насекомых. При этом говорили: «Крапиву - чертям, капусту - нам!».
Капуста была одним из самых любимых в народе овощей. О ней складывали множество поговорок: «Без капусты щи не густы»; «Премудрость во щах, сила в капусте»; «Для чего огород городить, если капусты не садить?».

5 июня Левон Огуречник
На Левона (Леонтия) было принято сажать огурцы. При этом обращали внимание на приметы: если появляется много оводов - это сулит хороший урожай овощей.

19 июня
Ларион Пропольник
На Лариона - так на Руси называли святого Илариона - было принято выходить в поле и пропалывать его от сорняков. «Пришел Ларион - дурную траву из поля вон», - говорили крестьяне. В народе знали: если вовремя не справиться с сорняками - они сами тебя по миру пустят. «Поле полоть - руки колоть, а не полоть - так и хлеба не молоть», - приговаривали во время неприятной работы. Впрочем, считалось, что сорную траву нужно полоть только тогда, когда месяц идет на убыль. Полоть на полную луну бесполезно, даже на Лариона, - сорняки скоро опять силу возьмут.

Сегодня , 27 ноября
Филипповка, Заговенье
Дата по старому стилю: 14 ноября Сегодня чествуют память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа.
На Руси после Филиппова дня начинался строгий Рождественский (Филипповский) пост . Заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям.
Однако вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.
С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали. Сохранилось немало поговорок и пословиц, подчеркивающих важность рукоделия: «У нерадивой пряхи и на себя нет рубахи»; «Не напрядешь зимой - нечего будет ткать летом»; «Соха кормит, веретено одевает».
Также на Филиппа было принято выносить во двор еду. Она предназначалась духам, оберегающим домашних животных.
В некоторых районах в этот день проводили обряд изгнания тараканов. Для этого нужно было всей семьей вытянуть из избы за нитку таракана, привязанного за ногу.
В этот день обращали внимание на приметы. Иней предвещал урожай овса, дождь - урожай пшеницы. Если каркал ворон - ждали оттепели. А облачная и снежная погода обещала ненастье в конце мая.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.

На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;





«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,

Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,

Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.