Оригинальные идеи поделок из папье маше, сделанные своими руками. Как сделать фигурку из папье-маше своими руками

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.



Папье-маше по-французски значит «рваная бумага». Рукоделие это заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Это несложно, но требует терпения и аккуратности.

Для работы необходимы: большой стол, который обязательно надо застелить газетами или клеенкой. Тряпка для вытирания рук от клея. Обойный клей (который разводят, следуя указаниям на коробке) или клейстер (развести крахмал в чуть теплой воде и размешать до густоты сметаны. Продолжая помешивать, понемногу осторожно доливать кипяток до тех пор, пока не получится прозрачная, очень густая жидкость, похожая на кисель. Дать клейстеру остыть.). Клейстер нельзя долго хранить. Лучше всего варить каждый раз свежий клейстер.

Если предполагается, что форма, которую будут оклеивать, останется внутри изделия, ее смазывают клеем. Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой бумаги на него.

В этой технике газету разрывают только руками и ни в коем случае не режут ножницами.

Бумагу разрывают на маленькие кусочки и оклеивают ими всю поверхность формы. Смазывают первый слой бумаги клеем и наклеивают второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, для второго слоя можно взять бумагу другого цвета. Таким образом оклеивают форму несколькими слоями бумаги.

Куски бумаги могут быть и крупнее. Но в этом случае сначала опускают куски в миску с клеем, дают им намокнуть и мнут в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разглаживают руками. В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.

Ничего нельзя делать с изделием (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от величины оно сохнет 1 — 2 суток. Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее они могут потрескаться. А потом его можно украшать: раскрашивать, наклеивать аппликации и пр. На такой поверхности лучше всего ложится гелиевая ручка, очень хорошо — акварель и туш, более- менее нормально — маркер.

Папье-маше можно также изготовить из бумажной массы. Этот способ дает больший простор для фантазии. Из нее можно лепить, ее можно прессовать или лить в формы. Для папье-маше из бумажной массы понадобятся: газеты, большая миска, клей ПВА, клейстер, кружка, сито, миксер. Мелкие кусочки газеты положить в большую кружку или кастрюльку, залить их водой и подождать, пока газеты размокнут. Переложить размокшие газеты небольшими порциями в миксер и размешать так, чтобы получилась однородная масса. Если миксера нет, можно залить газеты горячей водой и через 3 часа размешать их руками до получения однородной массы. Откинуть массу через сито и дать воде стечь. Переложить массу в миску и добавить 1 столовую ложку обойного клея (клейстера) и 1 столовую ложку клея ПВА. Все вместе хорошо вымесить. Добавить еще клея, пока масса не начнет немного липнуть к рукам. Массу нужно хранить в холодильнике, в полиэтиленовом пакете. Если при хранении масса станет слишком жидкой, ее следует отжать и добавить еще немного клея.

Папье-маше для детей. Пошаговые инструкции с фото

Кукла в технике папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Репешко Людмила Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Оленовская школа № 1 Волновахского района", пгт. Оленовка, Донецкая область. Описание материала: Мастер-класс для взрослых и детей. Назначение: Кукла для выступлений на празднике. Цель: Изготовить чудо-куклу для приколов. Задачи: - Вызвать интерес к изготовлению "живых" кукол. - Развивать воображение и любовь к искусству. Материалы: банка, подсолнеч...

Мастер - класс с пошаговыми фото "Изготовление тарелочки в технике папье-маше"Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению тарелочки в технике папье - маше. Папье - маше это наиболее простая техника изготовления предметов с помощью бумаги и клейстера. Родиной считается Китай, где была изобретена бумага. Существует два варианта техники папье - маше. Первый предусматривает варку эластичной массы из бумаги и клейстера. Второй, который применим сегодня, основан на наклеивании кусочков...

Создание снежной бабы. Мастер - класс с пошаговым фото. Мастер-класс будет полезен воспитателям ДОУ, родителям, детям дошкольного возраста и творческим людям. Цель Развивать творческие способности детей. Задачи: 1. Знакомство и освоение новой техникой при изготовлении объемной игрушки. 2. Воспитывать интерес к творчеству. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Закреплять навыки работы с клеем (клейстером) Для работы нам понадобиться: - газеты и любая д...

Мастер-класс с пошаговым фото «Сова своими руками»Выполнила: Минеева Полина, ученица 2 класса, 8 лет, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Руководитель: Севодняева Эльвира Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Цели: познакомить с технико...

Поделка в технике папье – маше и квиллинг для детей 5-6 лет «Цветущая планета». Пошаговая инструкция с фото Автор: подготовительная группа Руководитель: Самонкина Елена Александровна воспитатель МБДОУ ЦРР – д\с «Оленёнок» п. Нижний Куранах РС (Якутия) Описание: предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению красивой поделки в технике папье – маше и квиллинг. С такой поделкой могут справиться дети 5-6 лет. Данную работу можно применять в кружковой работе, для совместной творческо...

Как сделать грибы в технике папье-маше своими руками Автор: Косарева Наталья Николаевна, студентка КОГПОБУ СКП и СО. Описание и назначение. Этот мастер – класс несомненно будет интересен как воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям. Муляжи грибов могут быть использованы в качестве наглядного материала для показа на занятии, как атрибуты для аттракционов или при оформлении осеней композиции, для проведения дидактических игр, так и...

Ангелочек в технике папье-маше своими руками. Пошаговая инструкция с фотоАвтор: Попова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ гимназия "УВК №1" детский сад г.Воронеж Цель:изготовление Ангелочка Задачи:1. Развитие навыков и умений в работе с бумагой, развитие мелкой моторики рук; 2. Развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления; 3. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха Материалы и оборудование: бумага, клей, стакан. краски,...

Мастер-класс «Новогодний сувенир» с пошаговыми фото изготовления поделки из подручных материалов.Украшение для елки своими руками. Сувенир-подарок. Новогодний декор. Автор: Чугунова Татьяна Николаевна, воспитатель МБУ «Школа № 26», структурное подразделение детский сад "Тополек", г.о. Тольятти. Описание: данный МК предназначен для старших воспитанников дошкольных учреждений и младших школьников, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, родителей. Назначение: Украшение для елки, новогодний...

Мастер-класс по лепке для старших дошкольников (папье-маше). Тема: ЖирафПо результатам исследований А.Ю.Прищепка и Н.Ф.Яришевой, изобразительное искусство, и в частности лепка, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения. Под технологией лепки мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технол...

Мастер-класс для детей дошкольников по лепке из бумаги (папье-маше) Тема: «Елочка».Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Вос...

Мастер-класс "Большое Кinder-яйцо в технике папье-маше"Автор: Иванова Виктория Олеговна, воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №156" г. Саратова Назначение. Данный мастер-класс будет интересен и полезен для воспитателей детских садов, родителей, для педагогов различных сфер образования. Предназначен для взрослых людей и дошкольников (6-7 лет). Данный сувенир станет незабываемым подарком для любого малыша, поскольку внутри яичко получается полым, и туда может поместиться некоторое...

Новогодние игрушки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоМастер-класс по лепке (папье-маше) Тема: Новогодние игрушки Мастер-класс направлен как на детей, так и на взрослых. Однако большее предпочтение отдаю детям. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются м...

ВКонтакте

Поделки из папье-маше пользуются широкой популярностью. Этот простая технология с успехом используется детьми разного возраста и взрослыми людьми. В этом нет ничего удивительного.

Из папье-маше можно сделать простенькие подарки для родителей к празднику или на день рождения, но можно создать и настоящие шедевры, которыми не стыдно украсить интерьер.

Особенности материала

Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом. В качестве основы (наполнителя) может служить любая измельченная бумага или картон. Одним из самых технологичных материалов считается туалетная бумага, т.к. она хорошо растворяется в воде, образуя однородную массу.


Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом

Связующим средством выступает клеящий состав. Наиболее распространены такие варианты:

  1. Обычный канцелярский клей или клей ПВА. Он наиболее подходит для простых поделок, выполняемых детьми младшего дошкольного возраста.
  2. Обойный клей. Прост в подготовке, что и обеспечивает широкое применение.
  3. Клейстер. Его самостоятельно можно приготовить, растворив крахмал в кипятке при перемешивании.

Для придания определенных свойств смеси дополнительно вводятся другие компоненты. Пластичность массе придает растительное масло и моющие средства. Для придания прочности поделкам после отвердения в сырье добавляется гипс, алебастр или шпатлевка.

Внимание! Каждый мастер имеет свои секреты приготовления папье-маше и по-своему корректирует рецептуру опытным путем.

Технология изготовления поделок из папье-маше включает несколько этапов:

  1. Приготовление исходного материала.
  2. Формирование основы поделки. Может использоваться несколько вариантов. Плоские поделки — масса раскладывается на плоской поверхности в виде панно. Тонкостенные объемные поделки — густой смесью покрывается сложная форма, при этом масса повторяет все впадины и выпуклости. Характерный пример – маски. Объемные фигуры — они формируются на каркасе или по аналогии с пластилином. Так можно изготовить куклы и фигурки различных животных.
  3. Отвердение поделки в естественных условиях. Процесс может протекать несколько суток, в течение которых изделие должно находиться в покое.
  4. Окрашивание. После полного затвердения фигурки производится ее окончательная покраска с прорисовыванием всех деталей. Оптимальный вариант – акриловая краска разных цветов. Объемное окрашивание обеспечивается путем добавления в приготавливаемое сырье нужного красителя (пигменты, гуашь). Нередко фигурки покрываются лаком (бесцветным или с тонирующим эффектом).

Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые сложные формы.

Идея! Из него можно изготовить своими руками декоративную посуду, вазы, шкатулки, статуэтки, разнообразные маски и декоративные элементы в разном стиле. Фантазия мастера не ограничивается.


Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые сложные формы

С чего можно начинать

Технику работы с папье-маше освоить легко, но для начинающих рекомендуется подбирать простые изделия. Ребенок должен почувствовать сам материал и освоить основы формирования поделок.

Одна из самых простых техник – маширование. Принцип заключается в оклеивании какой-либо формы бумажными кусочками с промазыванием клеевым составом. После засыхания клея поделка снимается с формы и раскрашивается или лакируется.

Интересно! Наиболее характерным примером использования маширования является изготовление тарелок или чашек. Такие поделки показаны на фото.


Наиболее характерным примером использования маширования является изготовление тарелок или чашек

Они изготавливаются в следующем порядке:

  1. Сначала нарезают небольшие полоски из газет или любой другой бумаги.
  2. В качестве формы можно использовать тарелку или миску нужного размера. Поверхность формы необходимо обмазать растительным маслом или любым кремом, чтобы проще было снимать готовое изделие.
  3. Наложение первого слоя. Бумажные полоски смачиваются в воде и аккуратно накладываются по всей поверхности формы сплошным слоем.
  4. Сформированный слой покрывается клеем ПВА. Наносится следующий слой бумаги. Все последующие слои приклеиваются поочередно до достижения толщины 4-6 мм.
  5. Заготовка оставляется в покое до полного высыхания и отвердения. После чего она аккуратно снимается с формы.
  6. Края заготовки тщательно выравниваются, а внутренняя и внешняя поверхности шлифуется мелкозернистой шкуркой.
  7. Окончательный вид придается путем окрашивания. Можно нанести любой узор, орнамент, рисунок.

Еще одна простая поделка – «Колобок». Он изготавливается аналогично тарелке, но в качестве формы используется воздушный шарик.

Надутый шарик обклеивается бумажными кусочками, а после отвердения заготовки, прокалывается и аккуратно извлекается наружу. После раскраски получается смешной Колобок.


Еще одна простая поделка – «Колобок»

Поделки на Новый год

Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение. Красивые шары можно изготовить в технике маширования.

Для таких игрушек можно взять любую основу – резиновые, пластиковые шарики. Сверху приклеиваются бумажные кусочки, которые раскрашиваются и лакируются. Поверхность папье-маше можно декорировать блестками или маленькими красочными картинками.


Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение

Для изготовления объемных фигурок-украшений готовится смесь. Лучше всего использовать туалетную бумагу. Достаточно пластичную массу можно получить при растворении 1 рулона бумаги в 700-750 мл воды.

После получения однородной массы воду надо отжать, добавить связующее вещество (клей ПВА, обойный клей или клейстер). Смесь должна напоминать по консистенции густую сметану. Изготовить фигурки можно, используя детские песочные формочки. Масса заливается в них, а после отвердения аккуратно извлекается и раскрашивается.


Красивые игрушки можно изготовить в технике маширования

Особенности изготовления кукол

Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений.

Масса готовится на основе рыхлой бумаги – туалетной, салфеток, яичной тары и т.д. В качестве клеевого состава используется клей ПВА, обойный клей или клейстер. Консистенция массы должна соответствовать мягкому пластилину.


Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений

Простая кукла изготавливается в таком порядке:

  1. Из пластилина лепится форма для головы. Затем она покрывается тонким слоем бумажной массы. После его отвердения надо сделать надрез, через который удалить пластилин. Производится окончательное формирование толщины заготовки путем добавления нужного количества массы. Толщина должна составить 5-6 мм. Формируются глазные углубления, нос, рот, уши.
  2. Для туловища собирается проволочный каркас. На него накладывается приготовленная масса с одновременным формированием шеи, рук и ног.
  3. Соединение туловища с головой с помощью клея ПВА.
  4. Шьется наряд куклы из ткани нужного цвета.
  5. Вся кукла окрашивается белой акриловой краской. Можно добавить небольшой персиковый оттенок. Прорисовываются черты лица.
  6. Волосы выполняются из мулине или шерстяных ниток. Они приклеиваются к голове, формируется прическа.
  7. Надевается и закрепляется одежда.

Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла). Такая поделка по силам опытному мастеру.

Собирается она по заранее подготовленным чертежам. Состав включает такие ингредиенты: туалетная бумага, клей ПВА, шпатлевка на гипсовой основе, моющее средство жидкое.


Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла)

Готовится масса следующим образом. Растворение бумаги производится в горячей воде (55-65 градусов) в течение 5-6 часов, для перемешивания лучше использовать миксер. После получения однородной массы, вода отжимается через марлю, добавляется клей и моющее средство (1 ст. л. на 1 л смеси). Последней в смесь вводится шпатлевка (120-140 г/л).

Все элементы куклы вылепливаются из папье-маше отдельно. Для подвижного соединения их между собой используется прочная тугая резинка или винтовое соединение. В последнем случае в одну из деталей вставляется винт, а в смежный элемент – гайка. Поверхности сочленения должны быть хорошо обработаны, чтобы обеспечивать плотное прилегание.

Техника стимпанка

В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк. По сути, это фантастическая аллегория с переносом старинных и диковинных элементов.

В таких фигурках особо ценится оригинальность и ироничность. Нагромождение составных элементов может быть самым неожиданным, но они должны создавать единое впечатление.


В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк

В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки.

В качестве материалов используются папье-маше, пенопластовая панель, картон, лист оргалита, кожзаменитель, гвоздики для обивки мебели, различные маленькие шестеренки, ракушки и всевозможные запчасти бытовой техники.


В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки

Основа Рыбки выполняется из пенопластовой панели толщиной 1-1,5 см. На ней размещается одно продольное и несколько поперечных ребер гофрокартона. Вся основа покрывается папье-маше в консистенции мягкого пластилина.

Плавники выпиливаются лобзиком из оргалита по картонной выкройке и закрепляются на папье-маше. Чешую можно сформировать из колец для штор и кожзаменителя. Сверху устанавливаются различные детали механизмов. Здесь надо проявить фантазию, т.к. определенный порядок не предусмотрен.


Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище

Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище. Для декора навешиваются ракушки. Можно присыпать фигуру песочком. Затем заготовка грунтуется с созданием коричневого фона, а некоторые детали выделяются акриловой краской золотистого цвета. Окончательно Рыбка покрывается лаком в 3-4 слоя. Размер такой поделки в длину составляет 85-100 см.

Изготовление масок

Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это африканские маски. Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры. Размер их составляет в высоту 35-37 см, в ширину – 21-24 см.

Масса готовится на основе туалетной бумаги. Для одной маски потребуются 2 рулона. Бумага растворяется в горячей воде, а потом смешивается с клеем ПВА (420-440 г), причем надо брать густой клей для строительных работ. Для придания пластичности добавляется льняное масло (3 ст.л.). При перемешивании смеси желательно использовать миксер.


Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это маски

Для формы хорошо подходит сферический ПВХ-лоток для продуктов. Его конфигурация напоминает маску. На такую форму накладывается слой папе-маше. Отдельно выкладываются основные детали – нос, брови, губы. Формируются глаза.

Разглаживание обеспечивается пальцами рук, а также стеком и ножом. Для полного отвердения поделки потребуется 12-14 суток. Затем маска шпаклюется тонким слоем и шлифуется после засыхания шпатлевки. Поверхность должна быть идеально гладкой.


Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры

Окрашивание маски проводится в особом режиме. Вначале наносится грунтовка, а потом вся лицевая поверхность красится белой акриловой краской. Следующий шаг – нанесение сверху черной краски.

После засыхания с помощью губки в нужных местах накладывается перламутровая эмаль. Окончательная операция – покрытие акриловым лаком. Можно использовать лак глянцевый или матовый. На фото показаны примеры исполнения поделок.


На фото показаны примеры исполнения поделок

Помимо указанной расцветки африканские маски могут быть раскрашены и в другие цвета. Часто используются элементы красного, желтого и синего оттенка. Украсят поделку и особые детали – пирсинг.

Папье-маше справедливо считается прекрасным материалом для различных поделок. Простые изделия могут изготовить даже маленькие дети. У подростков и взрослых людей такое творчество перерастает в хобби. Их творения способны украсить интерьер любой квартиры.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница

Попробуем сделать копию какого-нибудь прибора посуды из «папье-маше». Вы наверняка работали с папье-маше в школе, ведь технология его создания очень проста, хотя и требует усидчивости и аккуратности. Наша инструкция поможет вам вспомнить «молодость»!

Для создания простейшего папье-маше, а именно изготовления посуды из него вам потребуется совсем немного инструментов и материалов:

  • ножницы
  • клей на основе крахмала или муки
  • «клейстер» (можно клей ПВА)
  • любой посудный предмет
  • кисточка
  • бумага (можно газетная)

Процесс

Для начала следует приготовить «клейстер», клей на основе муки или крахмала. Конечно, можно воспользоваться стандартным клеем ПВА, но клейстер все же более удобен и практичен: он сделан из природных материалов, а значит, не токсичен и не ядовит.

  1. Смешайте чистый крахмал (или муку) с небольшим количеством холодной воды до полного исчезновения всех комочков. Затем, аккуратно помешивая, налейте в крахмал кипяток и поставьте подогреваться на огонь. Подогревайте состав до получения прозрачной массы.
  2. Далее приступайте к нарезке бумаги для папье-маше. Ножницами мелко нарежьте бумагу полосками и различными фигурками. В процессе создания вам подойдут любые кусочки бумаги.
  3. Намажьте кисточкой обратную сторону посуды (в нашем случае блюдце). Начинайте осторожно, стараясь не выходить за границы посуды, клеить кусочки бумаги на блюдце. Старайтесь равномерным слоем покрывать всю площадь. Повторяйте до тех пор, пока толщина бумажного слоя не будет достигать нужного вам размера.
  4. Необходимо отметить, что все операции с папье-маше можно проводить в несколько этапов, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.
  5. После окончания работы, дайте бумаге высохнуть 24 часа.
  6. Выждав сутки, подденьте край бумажного слоя кончиком ножниц или ножа и постепенно начните снимать получившийся «слепок». После этого подрежьте ножницами неровности краев и приступайте к декорированию получившейся посуды.
  7. В этом вам помогут различные акварельные и акриловые краски. Для начала, можно окрасить посуду одним слоем краски, своеобразной грунтовки. А поверх неё уже наносить узоры и любые другие иллюстрации. Не ограничивайте свое воображение.
  8. Готовое папье-маше можно покрыть лаком, чтобы сделать рисунок глянцевым. К тому же посуда от этого станет более прочной и долговечной.

Надеюсь, что эта скромная деталь добавит частичку уюта и тепла в ваш интерьер.