Пояс верности для мужчин и женщин - исторические факты

Временами мне кажется, что Джей - наваждение, призрак, и я уже встречал её в какой-то другой жизни. Говорят, что иллюзия «уже виденного» – deja-vu – возникает, когда нарушаются некие связи головного мозга с глазными нервами.

- Милый, наконец-то я купила его.
- Его – это кого?
- Он очень красивый, сделан из пластика под дерево. Мужской пояс верности.
- Джей, ты совсем охуела! - непроизвольно срывается у меня с языка.
- Возможно, милый, - покорно соглашается она, - но когда мне захочется, ты будешь его надевать. А ключ будет у меня.
Я теряю дар речи, потом начинаю дико хохотать.
- Джей, а женский пояс верности ты не купила? Должно же быть равноправие. Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации. В Конституции России так записано, в статье девятнадцатой, часть третья, если мне не изменяет память.
- Милый! может быть, память тебе и не изменяет. Но ты мог бы заметить, что у нас секут розгами только тебя.
- Правда?
- Тебя, тебя… за одним-единственным исключением, - добавляет Джей, и глаза её недобро сверкают. - Значит, и пояс верности надевать только тебе. К тому же я не требую, чтоб ты носил его постоянно. Только иногда, когда мне этого захочется, милый.
Последнюю фразу Джей произносит ангельским голоском. Потом обнимает меня, изображая из себя самую покорную на свете женщину.
- Ну милый! что тебе стоит попробовать. Это же так сексуально…
- А если я не соглашусь? Why the hell should I do it?!
- Говоришь: на фига тебе это… правильно я понимаю твой иностранный язык? - с издёвкой спрашивает Джей. - Ладно, объясняю. Я ведь ещё не драла тебя кнутом? Значит, придётся купить кнут и опробовать его на твоей попе. Говорят, с помощью кнута покорность достигается очень быстро. Хочешь проверить?

Теперь Джей выглядит маленькой капризной девчушкой - что-что, а трансформация получается у неё легко. Боже! кто сочиняет ей реплики, и ради чего она играет сей безумный спектакль?! Не иначе, как мы - и она, и я - полные кретины и комедианты в этом дурацком процессе, что именуется жизнью. Разыгрываемое действо кажется мне надуманным и неестественным. Я пытаюсь сопротивляться, впрочем, особенно не надеясь на успех.
- Джей, дорогая! с тобой я научился писать всяческие тексты и ощущаю себя почти что писателем – практически как твой непревзойдённый мэтр Андрей Гусев. Давай, я напишу про пояс верности.
- Ну, во-первых… - тянет паузу Джей, - во-первых, Андрей Гусев именует себя сочинителем, а не писателем. Во-вторых, не надо писать story или short story про мужской пояс верности. Просто надень его, милый!
Голос Джей всегда зачаровывал меня, а сегодня он гипнотизирует. Когда Джей умолкает, в комнате звенит пустота. Это похоже на голосовой трюк, которому, вероятно, учат там, где она получала образование.

Милый, я готова завтра же съездить в секс-шоп и купить кнут. Какой цвет кожи ты предпочитаешь? Чёрный, коричневый, а может быть белый? Или ты всё же предпочтёшь пояс верности? Его я уже купила, - с улыбкой заявляет Джей, подводя меня к пику ложного выбора.
В ответ я бормочу что-то бессмысленное.
- Милый, конечно, если ты сейчас откажешься, ничего страшного не случится. Я по-прежнему буду тебя любить. Просто не хотелось бы пороть тебя кнутом – говорят, это очень больно…
Похоже, что Джей чувствует себя и режиссёром, и исполнителем главной роли. Мне же отводит скромную роль второго плана. С чем я не очень-то согласен. Потому нахально заявляю:
- Ладно, Джей, я выбираю кнут… из коричневой кожи. Надеюсь, не из крокодиловой, иначе это нас разорит. Не уверен, что тебе удастся купить его прямо завтра. Это же штучное изделие; может, все кнуты уже распроданы, - мягко заключаю я.
В нашем театре для двоих мои последние фразы действуют на Джей ошеломляюще. Она разочарована; она-то рассчитывала на другой сценарий. Срочно Джей пытается импровизировать по ходу спектакля. Отправляется к нашему бару, наливает в рюмку неразбавленного абсента Xenta, проглатывает его двумя большими глотками. От бара она возвращается к кожаному дивану, на котором расположился я. Шаги Джей, несмотря на её модельные туфли, совершенно бесшумны; в комнате снова звенит пустота. Джей останавливается в шаге от меня, её мордочка изображает страсть.

«Господи, какая пошлость! Однако в данном случае она приемлема», - появляется у меня невольная мысль. Да, приемлема, потому что Джей намерена творить новую реальность.
- Милый, если ты не боишься кнута, то, может быть, тебя испугает ballbusting в Натальином салоне? Небось, слышал про такую процедуру?
- Ты охуела!
- Да, я охуела. И что? Однако я думаю, что эта чёрная девка… Тиффани из Натальиного салона с удовольствием отшлёпает и твои balls, и твой пенис. Я готова заплатить за сессию, это не стоит больших денег. Хочешь попробовать?
Я молчу; медленно сочась, Время течёт в бесконечность. Наше с тобой Время, Джей. «Все хорошенькие женщины, в сущности, одинаковы, - думаю я. - Они пытаются добиться своего любой ценой. Так и Джей: уговоры, угрозы… интересно, что она придумает дальше?»
- Ладно, милый... похоже, сегодня мне придётся поработать заместо milking machine. В начале нашего представления. А потом я помогу тебе надеть мужской пояс верности. Или ты хочешь послать к чёрту создателя спектакля?

Я знаю, что паузы сближают собеседников, поэтому молча смотрю на красивую Джей, стоящую передо мной. Я готов потратить немного времени на очередную иллюзию – кажется, семнадцатую по счёту. Профессия сочинителя в том и заключается, что он оперирует с иллюзиями.
Очевидно, что Джей не остаётся ничего другого, как продолжить свой монолог:
- Милый, значит, приступим?
Я продолжаю пристально смотреть на Джей, ожидая продолжения. Она опускается передо мной на колени, расстёгивает мой брючный ремень, стаскивает с меня всё, что мешает hand jobs. «Рисунок танца наконец-то проясняется. Впрочем, ничего нового: hand jobs и оральный секс всегда были её коньком», - мысленно констатирую я.
Движения её точны и уверенны, словно она всю жизнь занималась подобными вещами. В очередной раз балдею от способностей своей бывшей жены. Я даже готов поклясться, что мир не видел лучшей актрисы, чем Джей. Разумеется, порно-актрисы. Её животная естественность поражает до глубины души, снова и снова гипнотизирует меня.

…Закончив действо, Джей встаёт, небрежно поправляет сбившееся платье. Мгновение спустя приносит коробку с мужским поясом верности, открывает её.
- Милый, я тебя очень люблю. Пояс верности добавит остроты в наши отношения. Когда я буду запирать тебя, твой пенис окажется под моим абсолютным контролем. Оргазм без моего разрешения будет полностью исключён, понял?
Она прилаживает изделие по месту назначения. Зачарованный, я смотрю на Джей широко открытыми глазами, не в силах пошевелиться.
- Милый, тебе удобно? - вопрошает она.
Отрешённо киваю, невольно закрываю глаза и слышу звук защёлкивающегося замка.
- Класс! - восклицает Джей. - Милый, видишь – всё просто, а ты волновался… Но запомни: если будешь плохо себя вести, то придётся одеть тебя в железо – заместо этого лёгкого пластикового пояса будешь носить вещицу из нержавеющей стали. Разумеется, тебе не всегда придётся носить пояс, только в особых случаях… вот, когда поеду в командировку. А ключ буду оставлять в Натальином салоне, - многозначительно добавляет она.

Джей, ты хуже обезьяны, - злобно откликаюсь я. - У той ещё есть шанс стать человеком, а ты уже прошла этот этап.
Джей глупо хихикает и чмокает меня в щёку. В углу комнаты без звука светится телевизор. Показывают вечерние новости из Останкино. На экране знаменитый альфа-стерх, заметно постаревший, спускается по трапу самолёта. В отличие от российского рубля обходится без падений.
What is life? A frenzy. An illusion. A shadow or a fiction...

Copyright © 2015 by Andrei E.Gusev

Впервые это необычное устройства, запирающие женщину от известных мужских посягательств, появились в Древней Греции. Рабыням надевали кожаный поясок из двух полос: первая обхватывала талию, а вторая проходила между ног. Главной целью экзекуции было уберечь невольницу от беременности: вынашивая ребенка, девица не могла работать, а рабовладельцу такой поворот событий был ни к чему.

    Поделки древних греков пришлись кстати в эпоху Средневековья. Традиция запирать жену "на замок" ввел один германский император (его имя история умалчивает). Всякий раз, отправляясь за границы своих земель, ревнивец заставлял кузнеца напяливать на супругу железный пояс, который по возвращении собственноручно снимал. Изделие представляло из себя настоящее орудие пыток: громоздкая конструкция со множеством замочков, закрывающая всю нижнюю часть тела страдалицы. В поясе было предусмотрено лишь одно крошечное отверстие для справления естественных надобностей, а о личной гигиене и речи быть не могло. Ну а единственный ключик все время хранился у бдительного супруга.

    Инновационное изобретение немецкого монарха пришлось мужчинам по вкусу. И скоро по всей Европе, а особенно в Италии, пояса верности вошли в моду. Модели отличались от древнегреческих "хранителей" разве что материалом, из которого изготовлялись: к поясам из бычьей кожи добавились железные, серебряные и золотые, некоторые "произведения искусства" даже украшались красивой чеканкой и инкрустацией. Лучшие экземпляры делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и получили названия "бергамского замка" и "венецианской решетки". В эпоху Ренессанса было широко распространено выражение "запереть жену или любовницу на бергамский лад".

    Первые дошедшие до нас пояса верности датируются XVI веком, в частности, обнаруженный в могиле XVI века скелет молодой женщины с проржавевшим поясом верности. В этом веке и началось их массовое производство.

    Нелишне заметить, что "пояс целомудрия" был достаточно дорогим "украшением". Им пользовались в основном господствующие классы - зажиточное купечество, буржуазия и князья. Причем "пояс верности" считался официальным средством защиты женского целомудрия от мужских притязаний. Матери с гордостью заявляли женихам о том, что их дочери чуть ли не с малолетства носят "венецианскую решетку". Для мужчин такая невеста была настоящим кладом, так как в те времена 15-летняя девственница была настоящей редкостью. Ключик от замка все эти годы хранился у бдительной мамаши. В день свадьбы она торжественно передавала ключ от девственности своей дочери своему зятю. Теперь он становился единоличным обладателем сего драгоценного богатства.

    Пояса верности пользовались огромным спросом во время Крестовых походов. Отправляясь на войну на несколько лет, рыцарь не был уверен в верности дамы сердца, вот и облачал ее в унизительное "белье". И несчастным приходилось терпеть мучения: они натирали себе мозоли на пояснице и в интимных местах, порой даже образовывались пролежни, менялась фигура. От "супружеских оков" страдалицу приходилось освобождать из-за опасения за ее жизнь - после специального судебного решения, освещенного церковными властями, делали "слесарную операцию". Само собой разумеется, об этом предварительно оповещали мужа, чтобы ревнивец, не обнаружив на месте "хранителя верности", не учинил самосуд над освобожденной женщиной.

    Случались и трагические исходы. Не так давно на территории разрушенных замков в Баварии были обнаружены древние захоронения в которых покоились были погребены женские скелеты, "украшенные" ржавыми остатками поясов добродетели. Как полагают историки, это останки несчастных вдов, чьи мужья не вернулись из ратных походов, и им поневоле приходилось хранить супружескую верность до самой смерти.

    Эпоха, породившая пояса верности, создала и противоядие от них. Ушлые изготовители "хранителей" извлекали двойную выгоду от продажи своих изделий: за баснословные денежки они вручали "агрегат" и ключ ревнивому супругу, а за отдельную плату предоставляли копию ключа жене либо ее пылкому поклоннику. Уловка с дубликатом не была тайной, и изначально бесчеловечный ритуал породил бессчетное количество анекдотов и смешных историй. Так, в музее Гренобля хранится древний гобелен, на котором изображен рыцарь в доспехах, выезжающий из ворот замка. Из окна ему машет платком прекрасная девушка. На шее рыцаря висит на цепочке ключик. А из-за кустов выглядывает другой рыцарь (не отягощенный доспехами), у которого на шее висит точно такой же ключик...

    Узнавшие о ненадежности замков на поясах своих благоверных, ревнивцы начали прибегать к услугам ювелиров. Прежде замок мог открыть любой прелюбодей гвоздем или кончиком кинжала, но искусные умельцы исправили этот промах, снабдив замочек секретом: если замок пытались вскрыть "чужеродной" отмычкой, пружинный зажим защемлял стержень и при этом откусывал кусочек металла. Таким образом, владелец сексуальной собственности мог по возвращению произвести подсчет, сколько раз покушались на его "сокровище".

    Интересные факты:

    1. В Европе и по сей день существуют мастерские, где по-прежнему делают пояса верности по заказу ревнивцев 21 века. Помимо механических замков, в современных изделиях используют новейшие материалы, достижения техники и электроники. По признаниям умельцев, в год им заказывают около 150-200 поясов верности. Вот такой вечный бизнес, поддерживаемый мужской ревностью.

    2. В современной Индонезии, где сильна враждебность по отношению к китайцам, некоторые китаянки носят пояса целомудрия, боясь изнасилования. Также в некоторых массажных салонах Индонезии администрация предписывает массажисткам носить во время работы аналоги поясов верности, как способ дать понять посетителям, что в данном салоне не оказываются интимные услуги.

Нашла картинку с изображением загадочного предмета-

Что бы это могло быть? На футляр для ключей не похоже...Может, кто-нибудь знает? Тогда сумки не были распространены, и мелочи носили на поясе или в мешочках-"карманах", но почему такая форма?

А о поясах верности написано много, но версии есть совершенно разные, я их привожу ниже, а также фото старинных, современных и МУЖСКИХ(!) поясов целомудрия, кому интересно.


А вот еще старинные гравюры с дамами в Chastity Belts, на шляпе мужа- ослиные уши, то есть - он обманут.
A Naked Woman With a Chastity Belt Cheating On Her Husband


А naked woman with a chastity belt sits on a bed with her foot on a chest and offers a key to a finely attired man with fools ears; two figures observe the scene from the shadows and a fool empties a sheet of lice? into a basket.

Engraving made by Heinrich Wirrich, Germany, 1575-1600.


A nude female figure wearing the belt standing at centre; taking bracelets (?) out of the money bag worn by the male figure at left and passing them to the figure at right who is holding the key.

Woodcut made by Heinrich Vogtherr II, Germany, 1540 (circa).

Вот что написано в Википедии:Пояс верности, Венецианская решетка - устройство, механически предотвращающее половой акт. Некоторые пояса верности препятствуют также мастурбации.

Истории о рыцарях, уходящих в Крестовый поход и надевающих пояса верности на своих жён или возлюбленных, скорее всего, являются вымыслом. Во-первых, никаких сколько-нибудь достоверных свидетельств использования поясов целомудрия в раннем средневековье нет. Во-вторых, рыцари в таких походах обычно погибали (в одном из походов участвовали 300 тысяч рыцарей; из них 260 тысяч умерли от чумы и других болезней, 20 тысяч пали в бою и только 20 тысяч вернулись домой).[источник не указан 17 дней] А главное - пояс верности невозможно было носить больше нескольких дней: трение железа о кожу и половые губы, да еще вкупе с постоянным загрязнением в этом месте, вызвало бы заражение крови.

Первые упоминания о поясах верности в песнях и поэмах датируются XII веком. Но эти упоминания являются, скорее всего, поэтическими метафорами. Первое серьёзное упоминание о поясах верности датируется XV веком. Книга «Bellifortis», законченная 28 августа 1405 года Конрадом Кайзером фон Эйштаттом (Konrad Kyeser von Eichstätt) содержит иллюстрацию с комментарием «Это тяжёлый железный пояс, которым закрываются женщины Флоренции». В тексте упомянуты также и другие итальянские города - Рим, Венеция, Милан, Бергамо - как места, где производятся пояса верности. Однако мы не знаем, является ли эта информация правдой или вымыслом автора.

Первые дошедшие до нас пояса верности датируются XVI веком, в частности, найденный в могиле XVI века скелет молодой женщины с поясом верности. В этом веке и началось их массовое производство.

В викторианской Англии впервые изобрели мужской пояс верности. Он использовался, чтобы помешать мальчикам мастурбировать. Тогда в Англии считалось, что онанизм приводит к слепоте, сумасшествию, внезапной смерти и т.д.

В XX веке изобрели нержавеющую сталь, пояса из которой можно носить неограниченно долго. Ношение пояса верности из нержавеющей стали вначале некомфортно, но к некомфортным ощущениям можно привыкнуть.

Пояса верности для обоих полов часто используются в садомазохистских играх.

В современной Индонезии, где сильна враждебность по отношению к китайцам, некоторые китаянки носят пояса целомудрия, боясь изнасилования. Так же в некоторых массажных салонах Индонезии администрация предписывает массажисткам носить во время работы аналоги поясов верности, как способ дать понять посетителям, что в данном салоне не оказываются интимные услуги.

Collection of Sir Henry Wellcome, Museum and Library, London, England.


Chastity belt at El Rasrto flea market - Madrid

А вот еще:
Венецианская решетка, бергамский замок… Если думаете, что это названия архитектурных украшений, то вы ошибаетесь. Но наверняка вам известно другое «имя» приспособления, оставившего неизгладимый след в истории человечества – пояс целомудрия.
Впервые устройства, запирающие женщину от известных мужских посягательств, появились в Древней Греции. Рабыням надевали кожаный пояс из двух полос: первая обхватывала талию, а вторая проходила между ног. Главной целью экзекуции было уберечь невольницу от беременности: вынашивая ребенка, женщина не могла работать, а рабовладельцу такой оборот событий был ни к чему.
Опыт древних греков пришелся кстати в эпоху Средневековья. Обычай закрывать жену «на замок» ввел некий германский император (его имя история не донесла до нас). Каждый раз, отправляясь за пределы замка, ревнивец заставлял кузнеца надевать на супругу железный пояс, который по возвращении лично снимал. Устройство представляло из себя поистине орудие пыток: громоздкая конструкция со множеством замков, закрывающая всю нижнюю часть тела страдалицы. «Хранитель добродетели» предусматривал лишь небольшое отверстие для отправления естественных надобностей, а о личной гигиене и речи быть не могло. Ну а единственный ключ все время хранился у бдительного супруга.
Нововведение немецкого монарха мужчинам понравилось. Вскоре по всей Европе, а особенно в Италии, пояса верности вошли в моду. Модели отличались от древнегреческих «хранителей» разве что материалом, из которого изготовлялись: к поясам из бычьей кожи добавились железные, серебряные и золотые. Лучшие экземпляры делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и получили названия «бергамского замка» и «венецианской решетки». Во времена Ренессанса широко ходило выражение «запереть жену или любовницу на бергамский лад».
Дабы приостановить любовные похождения своих легкомысленных жен, предусмотрительные мужья изобрели так называемого железного охранника целомудрия - "пояс целомудрия", или, как его еще называли, "пояс Венеры".

По одной из версии, первым изобретателем "пояса целомудрия" был падуанский тиран Франческо II, по другой - более распространенной версии - пояса изготавливались в Бергамо и назывались "венецианскими решетками", или "бергамскими замками".

В те времена бытовало такое выражение, как "запереть свою жену на бергамский лад". Пояс был устроен так, что носившая его женщина могла исполнять свои естественные потребности, но не половой акт.

Модели поясов целомудрия" были различными. Очень многие из них были сделаны из драгоценных металлов - серебра, золота - и украшены красивой чеканкой и инкрустацией.

Надо заметить, что "пояс целомудрия" был достаточно дорогим "украшением". Им пользовались в основном господствующие классы - зажиточное купечество, буржуазия и князья. Причем "пояс Венеры" считался официальным средством защиты женского целомудрия от мужских притязаний.

Матери с гордостью заявляли женихам о том, что их дочери чуть ли не с малолетства носят "венецианскую решетку". Для мужчин такая невеста была настоящим подарком, так как девственность в те времена была редкостью. Ключ от замка все это время хранился у бдительной мамаши. В день свадьбы она торжественно вручала его своему зятю. Отныне он становился единоличным обладателем сего драгоценного богатства.

Зачастую "пояс целомудрия" был первым подарком, который молодой муж подносил своей жене на следующее утро после свадьбы. Жена была обязана носить эту "лучшую защиту добродетели почтенных женщин" всегда и везде. Снять ее мог только муж, когда желал "разделить с женой ложе
Пояс Венеры стал официальным средством защиты женского целомудрия. Так, молодому человеку, просящему руки девицы, ее мать с гордостью заявляла, что та уже с 12 лет днем и ночью носит «венецианскую решетку». Ключ от приспособления жених получал в день свадьбы из рук родителей и становился единственным его обладателем. Причем свадьба проходила в доме невесты, а после «таинственного момента» жених объявлял ожидающим под дверью родителям и друзьям, что «замок и ворота рая оказались невредимыми».

Особый интерес к изобретению вспыхнул во времена Крестовых походов. Отправляясь на войну на несколько лет, рыцарь не был уверен в верности дамы сердца, вот и облачал ее в унизительное «белье». И несчастным приходилось терпеть мучения: они натирали себе мозоли на пояснице и в интимных местах, порой даже образовывались пролежни, менялась фигура. Иногда от «супружеских оков» страдалицу приходилось освобождать из-за опасения за ее жизнь - после специального судебного решения, освещенного церковными властями, делали «слесарную операцию». Конечно, об этом заранее оповещали мужа, чтобы ревнивец, не обнаружив на месте «хранителя верности», не учинил самосуд над освобожденной женщиной.
Случались и трагические исходы. Недавно при вскрытии древних захоронений на территории разрушенных замков в Баварии были обнаружены женские скелеты, «украшенные» ржавыми остатками поясов добродетели. Как полагают историки, это останки несчастных вдов, чьи мужья не вернулись из ратных походов, и им поневоле приходилось хранить супружескую верность до самой смерти.

Однако эпоха, породившая пояса верности, создала и противоядие от них. Ушлые изготовители «хранителей» извлекали двойную выгоду от продажи своих изделий: за баснословные деньги они вручали «агрегат» и ключ ревнивому супругу, а за отдельную плату предоставляли копию ключа жене либо ее пылкому поклоннику.
Уловка с дубликатом не была тайной, и изначально жестокий ритуал породил немало анекдотов и смешных историй. Например, в музее Гренобля хранится старинный гобелен, на котором изображен рыцарь в доспехах, выезжающий из ворот замка. Из окна ему машет платком женщина. На шее рыцаря висит на цепочке очень затейливый ключик. А из-за кустов выглядывает другой рыцарь (не отягощенный доспехами), у которого на шее висит точно такой же ключик...
А в немецком средневековом фольклоре есть очаровательная сказка о любви принцессы и пажа: «...Разгневанный король заточил дочь в высокую-превысокую башню, предварительно надев на нее пояс невинности. С ней была заключена и верная служанка… Раз или два в неделю влюбленный в принцессу паж, рискуя жизнью, под покровом ночи взбирался на башню и проводил несколько часов в нежных беседах с любимой. Их разделяла тяжелая решетка, а у дверей несла вахту вооруженная охрана. Паж сумел умолить королевского механика, сделавшего пояс, открыть его секрет… Через пять лет, почувствовав приближение смерти, король приказал привести к нему дочь. Она явилась, полная раскаяния, не надеясь на прощение, с младенцем на руках, в сопровождении сына и дочки. Король был поражен, как громом, но потом сменил гнев на милость. Узнав о ночных подвигах пажа, восхищенный его любовью к дочери и храбростью, посвятил пажа в рыцари, а затем благословил их брак».

Однако сказки сказками, а чтобы таких промахов не происходило, конструкцию поясов начали усложнять. В XVII веке за дело взялись ювелиры. Раньше замок мог вскрыть любой прелюбодей гвоздем или кончиком кинжала, но искусные умельцы исправили эту оплошность, снабдив замочек секретом: если механизм пытались открыть «чужеродной» отмычкой, пружинный захват защемлял стержень и при этом откусывал кусочек металла. Таким образом, хозяин сексуальной собственности мог подсчитать, сколько раз покушались на его «сокровище».
Многие пояса, сохранившиеся до наших времен, иначе как шедеврами ювелирного и инженерного искусства не назвать. На них с поразительным мастерством изображены сцены о плотских грехах: прелюбодеяние и наказание, соблазнение и муки, а также строки из Священного писания…
Не стоит думать, что страсти по «хранителям верности» сотрясали только старушку Европу. На наших просторах тоже находились почитатели нетрадиционного способа сохранения добродетели. Вот что говорят об этом судебные архивы прошлых столетий.

В 60-х годах XIX века московский купец, «дабы сохранить от соблазна» молодую жену, заказал приспособление опытному слесарю. От пояса, хоть и «сделанного старательно», молодая женщина сильно страдала. По возвращении из поездок купец устраивал дикие сцены ревности и «учил жену смертным боем». Не выдержав жестокостей, супруга сбежала в ближайший монастырь, где рассказала все настоятельнице. Та пригласила помощника полицмейстера, который был до крайности возмущен. Вызвали следователя, врача и слесаря. Несчастную освободили от ужасного устройства и поместили в монастырский лазарет для лечения.
Купца, по возвращении из очередной поездки, немедленно доставили в полицейское управление, где полицмейстер самолично произвел кулачную расправу с ревнивым мужем (телесные наказания царским рескриптом были отменены, но страж порядка этим пренебрег). Вскоре по приговору суда купец был осужден к заключению, но на небольшой срок. Пребывание в тюрьме стало для него настоящим кошмаром - сокамерники, узнав об издевательствах над его женой, постоянно избивали его... Решением Священного Синода брак был расторгнут, а жертва ревности постриглась в монахини…
Другой случай, произошедший примерно в то же время, закончился трагически. Слесарь-умелец одел подобный пояс на жену, отправляясь в южные губернии на заработки. Ни он, ни жена не подозревали о наступившей беременности. Через определенное время родственники, обеспокоенные состоянием молодой женщины, вынуждены были пригласить акушерку. Беременная уже была без сознания. Обнаружив пояс, акушерка сразу же вызвала полицию. Несколько часов потребовалось, чтобы избавить женщину от ужасного устройства. Ее удалось спасти, а ребенок погиб. Вернувшийся муж оказался за решеткой и вернулся домой только через пару лет... Полный раскаяния, он отправился замаливать грех по монастырям и вскоре замерз где-то по дороге.

«Хранитель верности» со временем канул в Лету, но не навсегда. Пояса целомудрия можно увидеть в музеях многих европейских городов. И в той же в Европе по сей день существуют мастерские, где по-прежнему делают пояса верности по просьбе нынешних ревнивцев. Кроме механических замков, в современных изделиях используют новейшие материалы, достижения техники и электроники. По признаниям умельцев, в год им заказывают около 100 поясов невинности. Вот такой вечный бизнес, поддерживаемый мужской ревностью.

Но вот еще интересно:

"Такое же приблизительно разнообразие находим мы и в принципиальной оценке женского целомудрия. Лицом к лицу с классами и эпохами, придававшими девственности огромное значение, стоят такие, которые не только не прославляли, а почти даже порицали невесту, если она в брачную ночь оказывалась еще нетронутой. Единственный вывод, который отсюда делался, гласил, что, очевидно, раньше никто не пожелал ею обладать, а это понижало ценность девушки, тогда как порой незаконные дети, напротив, повышали ее ценность. Если, с одной стороны, некоторые эпохи и классы считают для девушки позором, если ее хоть раз видели в сопровождении мужчины или если она появилась в публичном месте без родителей, то другие позволяли молодой девушке, достигшей половой зрелости, принимать в своей спальне в продолжение целых лет по ночам своего возлюбленного ("пробные ночи", "Kommnächte"). И притом заметьте - не только одного. Без всякого вреда для своей репутации она имеет право отставить одного возлюбленного и отдать его место другому, третьему, четвертому, если ее ожидания и требования не нашли надлежащего удовлетворения. Ни ее доброе имя, ни ее супружеское счастье не терпят никакого ущерба от того, что она в продолжение месяцев давала каждому из своих любовников возможность доказать, обладает ли он теми качествами, которых она требует от будущего мужа. То же самое воззрение разрешало достигшему половой зрелости парню удостовериться именно этим путем в физических достоинствах выбравшей его девушки, предоставляло ему право решить в зависимости от этого опыта, намерен ли он вступить с ней в брак или нет. Он также имел право провести несколько пробных ночей у целого ряда девушек, и то обстоятельство, что эти пробные ночи не исключали половых отношений, не связывало его вовсе с данной девушкой."

Мужской современный

Мужской

Современный
Вот здесь их много.

29 августа 2012, 18:05

Какой-то загадочный предмет)) а вот ещё гравюра; на шляпе мужа ослиные уши,то есть он обманут) О поясах верности написано много, но версии есть совершенно разные, я их привожу ниже, а также фото старинных, современных и МУЖСКИХ(!) поясов целомудрия.
Вот что написано в Википедии:Пояс верности, Венецианская решетка - устройство, механически предотвращающее половой акт. Некоторые пояса верности препятствуют также мастурбации. Истории о рыцарях, уходящих в Крестовый поход и надевающих пояса верности на своих жён или возлюбленных, скорее всего, являются вымыслом. Во-первых, никаких сколько-нибудь достоверных свидетельств использования поясов целомудрия в раннем средневековье нет. Во-вторых, рыцари в таких походах обычно погибали (в одном из походов участвовали 300 тысяч рыцарей; из них 260 тысяч умерли от чумы и других болезней, 20 тысяч пали в бою и только 20 тысяч вернулись домой).[источник не указан 17 дней] А главное - пояс верности невозможно было носить больше нескольких дней: трение железа о кожу и половые губы, да еще вкупе с постоянным загрязнением в этом месте, вызвало бы заражение крови. Первые упоминания о поясах верности в песнях и поэмах датируются XII веком. Но эти упоминания являются, скорее всего, поэтическими метафорами. Первое серьёзное упоминание о поясах верности датируется XV веком. Книга «Bellifortis», законченная 28 августа 1405 года Конрадом Кайзером фон Эйштаттом (Konrad Kyeser von Eichstätt) содержит иллюстрацию с комментарием «Это тяжёлый железный пояс, которым закрываются женщины Флоренции». В тексте упомянуты также и другие итальянские города - Рим, Венеция, Милан, Бергамо - как места, где производятся пояса верности. Однако мы не знаем, является ли эта информация правдой или вымыслом автора. Первые дошедшие до нас пояса верности датируются XVI веком, в частности, найденный в могиле XVI века скелет молодой женщины с поясом верности. В этом веке и началось их массовое производство. В викторианской Англии впервые изобрели мужской пояс верности. Он использовался, чтобы помешать мальчикам мастурбировать. Тогда в Англии считалось, что онанизм приводит к слепоте, сумасшествию, внезапной смерти и т.д. В XX веке изобрели нержавеющую сталь, пояса из которой можно носить неограниченно долго. Ношение пояса верности из нержавеющей стали вначале некомфортно, но к некомфортным ощущениям можно привыкнуть. Пояса верности для обоих полов часто используются в садомазохистских играх. В современной Индонезии, где сильна враждебность по отношению к китайцам, некоторые китаянки носят пояса целомудрия, боясь изнасилования. Так же в некоторых массажных салонах Индонезии администрация предписывает массажисткам носить во время работы аналоги поясов верности, как способ дать понять посетителям, что в данном салоне не оказываются интимные услуги.


Венецианская решетка, бергамский замок… Если думаете, что это названия архитектурных украшений, то вы ошибаетесь. Но наверняка вам известно другое «имя» приспособления, оставившего неизгладимый след в истории человечества – пояс целомудрия. Впервые устройства, запирающие женщину от известных мужских посягательств, появились в Древней Греции. Рабыням надевали кожаный пояс из двух полос: первая обхватывала талию, а вторая проходила между ног. Главной целью экзекуции было уберечь невольницу от беременности: вынашивая ребенка, женщина не могла работать, а рабовладельцу такой оборот событий был ни к чему. Опыт древних греков пришелся кстати в эпоху Средневековья. Обычай закрывать жену «на замок» ввел некий германский император (его имя история не донесла до нас). Каждый раз, отправляясь за пределы замка, ревнивец заставлял кузнеца надевать на супругу железный пояс, который по возвращении лично снимал. Устройство представляло из себя поистине орудие пыток: громоздкая конструкция со множеством замков, закрывающая всю нижнюю часть тела страдалицы. «Хранитель добродетели» предусматривал лишь небольшое отверстие для отправления естественных надобностей, а о личной гигиене и речи быть не могло. Ну а единственный ключ все время хранился у бдительного супруга. Нововведение немецкого монарха мужчинам понравилось. Вскоре по всей Европе, а особенно в Италии, пояса верности вошли в моду. Модели отличались от древнегреческих «хранителей» разве что материалом, из которого изготовлялись: к поясам из бычьей кожи добавились железные, серебряные и золотые. Лучшие экземпляры делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и получили названия «бергамского замка» и «венецианской решетки». Во времена Ренессанса широко ходило выражение «запереть жену или любовницу на бергамский лад». Дабы приостановить любовные похождения своих легкомысленных жен, предусмотрительные мужья изобрели так называемого железного охранника целомудрия - "пояс целомудрия", или, как его еще называли, "пояс Венеры". По одной из версии, первым изобретателем "пояса целомудрия" был падуанский тиран Франческо II, по другой - более распространенной версии - пояса изготавливались в Бергамо и назывались "венецианскими решетками", или "бергамскими замками". В те времена бытовало такое выражение, как "запереть свою жену на бергамский лад". Пояс был устроен так, что носившая его женщина могла исполнять свои естественные потребности, но не половой акт. Модели поясов целомудрия" были различными. Очень многие из них были сделаны из драгоценных металлов - серебра, золота - и украшены красивой чеканкой и инкрустацией. Надо заметить, что "пояс целомудрия" был достаточно дорогим "украшением". Им пользовались в основном господствующие классы - зажиточное купечество, буржуазия и князья. Причем "пояс Венеры" считался официальным средством защиты женского целомудрия от мужских притязаний. Матери с гордостью заявляли женихам о том, что их дочери чуть ли не с малолетства носят "венецианскую решетку". Для мужчин такая невеста была настоящим подарком, так как девственность в те времена была редкостью. Ключ от замка все это время хранился у бдительной мамаши. В день свадьбы она торжественно вручала его своему зятю. Отныне он становился единоличным обладателем сего драгоценного богатства. Зачастую "пояс целомудрия" был первым подарком, который молодой муж подносил своей жене на следующее утро после свадьбы. Жена была обязана носить эту "лучшую защиту добродетели почтенных женщин" всегда и везде. Снять ее мог только муж, когда желал "разделить с женой ложе Пояс Венеры стал официальным средством защиты женского целомудрия. Так, молодому человеку, просящему руки девицы, ее мать с гордостью заявляла, что та уже с 12 лет днем и ночью носит «венецианскую решетку». Ключ от приспособления жених получал в день свадьбы из рук родителей и становился единственным его обладателем. Причем свадьба проходила в доме невесты, а после «таинственного момента» жених объявлял ожидающим под дверью родителям и друзьям, что «замок и ворота рая оказались невредимыми». Особый интерес к изобретению вспыхнул во времена Крестовых походов. Отправляясь на войну на несколько лет, рыцарь не был уверен в верности дамы сердца, вот и облачал ее в унизительное «белье». И несчастным приходилось терпеть мучения: они натирали себе мозоли на пояснице и в интимных местах, порой даже образовывались пролежни, менялась фигура. Иногда от «супружеских оков» страдалицу приходилось освобождать из-за опасения за ее жизнь - после специального судебного решения, освещенного церковными властями, делали «слесарную операцию». Конечно, об этом заранее оповещали мужа, чтобы ревнивец, не обнаружив на месте «хранителя верности», не учинил самосуд над освобожденной женщиной. Случались и трагические исходы. Недавно при вскрытии древних захоронений на территории разрушенных замков в Баварии были обнаружены женские скелеты, «украшенные» ржавыми остатками поясов добродетели. Как полагают историки, это останки несчастных вдов, чьи мужья не вернулись из ратных походов, и им поневоле приходилось хранить супружескую верность до самой смерти. Однако эпоха, породившая пояса верности, создала и противоядие от них. Ушлые изготовители «хранителей» извлекали двойную выгоду от продажи своих изделий: за баснословные деньги они вручали «агрегат» и ключ ревнивому супругу, а за отдельную плату предоставляли копию ключа жене либо ее пылкому поклоннику. Уловка с дубликатом не была тайной, и изначально жестокий ритуал породил немало анекдотов и смешных историй. Например, в музее Гренобля хранится старинный гобелен, на котором изображен рыцарь в доспехах, выезжающий из ворот замка. Из окна ему машет платком женщина. На шее рыцаря висит на цепочке очень затейливый ключик. А из-за кустов выглядывает другой рыцарь (не отягощенный доспехами), у которого на шее висит точно такой же ключик... А в немецком средневековом фольклоре есть очаровательная сказка о любви принцессы и пажа: «...Разгневанный король заточил дочь в высокую-превысокую башню, предварительно надев на нее пояс невинности. С ней была заключена и верная служанка… Раз или два в неделю влюбленный в принцессу паж, рискуя жизнью, под покровом ночи взбирался на башню и проводил несколько часов в нежных беседах с любимой. Их разделяла тяжелая решетка, а у дверей несла вахту вооруженная охрана. Паж сумел умолить королевского механика, сделавшего пояс, открыть его секрет… Через пять лет, почувствовав приближение смерти, король приказал привести к нему дочь. Она явилась, полная раскаяния, не надеясь на прощение, с младенцем на руках, в сопровождении сына и дочки. Король был поражен, как громом, но потом сменил гнев на милость. Узнав о ночных подвигах пажа, восхищенный его любовью к дочери и храбростью, посвятил пажа в рыцари, а затем благословил их брак». Однако сказки сказками, а чтобы таких промахов не происходило, конструкцию поясов начали усложнять. В XVII веке за дело взялись ювелиры. Раньше замок мог вскрыть любой прелюбодей гвоздем или кончиком кинжала, но искусные умельцы исправили эту оплошность, снабдив замочек секретом: если механизм пытались открыть «чужеродной» отмычкой, пружинный захват защемлял стержень и при этом откусывал кусочек металла. Таким образом, хозяин сексуальной собственности мог подсчитать, сколько раз покушались на его «сокровище». Многие пояса, сохранившиеся до наших времен, иначе как шедеврами ювелирного и инженерного искусства не назвать. На них с поразительным мастерством изображены сцены о плотских грехах: прелюбодеяние и наказание, соблазнение и муки, а также строки из Священного писания… Не стоит думать, что страсти по «хранителям верности» сотрясали только Европу. На наших просторах тоже находились почитатели нетрадиционного способа сохранения добродетели. Вот что говорят об этом судебные архивы прошлых столетий. В 60-х годах XIX века московский купец, «дабы сохранить от соблазна» молодую жену, заказал приспособление опытному слесарю. От пояса, хоть и «сделанного старательно», молодая женщина сильно страдала. По возвращении из поездок купец устраивал дикие сцены ревности и «учил жену смертным боем». Не выдержав жестокостей, супруга сбежала в ближайший монастырь, где рассказала все настоятельнице. Та пригласила помощника полицмейстера, который был до крайности возмущен. Вызвали следователя, врача и слесаря. Несчастную освободили от ужасного устройства и поместили в монастырский лазарет для лечения. Купца, по возвращении из очередной поездки, немедленно доставили в полицейское управление, где полицмейстер самолично произвел кулачную расправу с ревнивым мужем (телесные наказания царским рескриптом были отменены, но страж порядка этим пренебрег). Вскоре по приговору суда купец был осужден к заключению, но на небольшой срок. Пребывание в тюрьме стало для него настоящим кошмаром - сокамерники, узнав об издевательствах над его женой, постоянно избивали его... Решением Священного Синода брак был расторгнут, а жертва ревности постриглась в монахини… Другой случай, произошедший примерно в то же время, закончился трагически. Слесарь-умелец одел подобный пояс на жену, отправляясь в южные губернии на заработки. Ни он, ни жена не подозревали о наступившей беременности. Через определенное время родственники, обеспокоенные состоянием молодой женщины, вынуждены были пригласить акушерку. Беременная уже была без сознания. Обнаружив пояс, акушерка сразу же вызвала полицию. Несколько часов потребовалось, чтобы избавить женщину от ужасного устройства. Ее удалось спасти, а ребенок погиб. Вернувшийся муж оказался за решеткой и вернулся домой только через пару лет... Полный раскаяния, он отправился замаливать грех по монастырям и вскоре замерз где-то по дороге.
«Хранитель верности» со временем канул в Лету, но не навсегда. Пояса целомудрия можно увидеть в музеях многих европейских городов. И в той же в Европе по сей день существуют мастерские, где по-прежнему делают пояса верности по просьбе нынешних ревнивцев. Кроме механических замков, в современных изделиях используют новейшие материалы, достижения техники и электроники. По признаниям умельцев, в год им заказывают около 100 поясов невинности. Вот такой вечный бизнес, поддерживаемый мужской ревностью. Но вот еще интересно: "Такое же приблизительно разнообразие находим мы и в принципиальной оценке женского целомудрия. Лицом к лицу с классами и эпохами, придававшими девственности огромное значение, стоят такие, которые не только не прославляли, а почти даже порицали невесту, если она в брачную ночь оказывалась еще нетронутой. Единственный вывод, который отсюда делался, гласил, что, очевидно, раньше никто не пожелал ею обладать, а это понижало ценность девушки, тогда как порой незаконные дети, напротив, повышали ее ценность. Если, с одной стороны, некоторые эпохи и классы считают для девушки позором, если ее хоть раз видели в сопровождении мужчины или если она появилась в публичном месте без родителей, то другие позволяли молодой девушке, достигшей половой зрелости, принимать в своей спальне в продолжение целых лет по ночам своего возлюбленного ("пробные ночи", "Kommnächte"). И притом заметьте - не только одного. Без всякого вреда для своей репутации она имеет право отставить одного возлюбленного и отдать его место другому, третьему, четвертому, если ее ожидания и требования не нашли надлежащего удовлетворения. Ни ее доброе имя, ни ее супружеское счастье не терпят никакого ущерба от того, что она в продолжение месяцев давала каждому из своих любовников возможность доказать, обладает ли он теми качествами, которых она требует от будущего мужа. То же самое воззрение разрешало достигшему половой зрелости парню удостовериться именно этим путем в физических достоинствах выбравшей его девушки, предоставляло ему право решить в зависимости от этого опыта, намерен ли он вступить с ней в брак или нет. Он также имел право провести несколько пробных ночей у целого ряда девушек, и то обстоятельство, что эти пробные ночи не исключали половых отношений, не связывало его вовсе с данной девушкой."
Мужской современный О_о И на закусочку вот такая штуковина, что полный песец))))) такорй вот дИвайс викторианско-эдвардианских времен (по-моему, даже серебряный),сами догадайтесь отчего или что бы - НЕ...))) Вот уж такой был мрак))По ссылочке можно поподробнее почитать http://marinni.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%9E%D0%AF%D0%A1%20%D0%A6%D0%95%D0%9B%D0%9E%D0%9C%D0%A3%D0%94%D0%A0%D0%98%D0%AF Понравилось?Пока!

Женский пояс верности - широко известный артефакт средневековой культуры, фигурирующий во многих фильмах, книгах и научно-популярных статьях. Считается, что рыцари, отправляясь в крестовые походы, заковывали своих жен в громоздкие металлические конструкции, закрывающие нижнюю часть тела. Ключ уносили с собой и могли быть спокойны за верность супруг во время долгих странствий. Нужду дамы справляли сквозь специальные прорези, а в случае беременности ребенка ждала неизбежная смерть.


Идея таких поясов выглядит крайне нелепой, варварской и негигиеничной. Как тяжелые металлические конструкции носить в паховой области? Уже через несколько дней они бы поранили кожу. Ранки неизбежно бы загноились, что привело бы к заражению половых органов и смертельному заражению крови. Но об этом мало кто задумывается - что взять со средневековых мужчин: какие страсти, какая ревность, какое невежество!

О средневековых поясах верности пишут как о достоверном факте как минимум с XVIII века (и демонстрируют их в музеях). Однако американский историк-медиевист Альбрехт Классен, изучив все упоминания об этих объектах, пришел к однозначному выводу: средневековых поясов верности никогда не было - это эротический миф Нового времени.

Выражение «пояс целомудрия» (cingulum castitatis на латыни) встречается в средневековой европейской литературе, но носит исключительно богословский характер: это метафора чистоты и целомудрия. «Избавь меня от прошлых грехов, защити от нынешних, укрепи от будущих. Дай мне воздержание от еды и питья, пояс верности целомудрия, чистоту сердца и уст», - молит Бога придворный богослов и ученый Карла Великого Алкуин. «Они вышли с факелами, препоясанными чреслами, с горящими светильниками в руках - чтобы на теле их был завязан пояс целомудрия, а свет примера их деяний светил их соседям и во славу Отца», - так мистик Бернард Клервоский толкует притчу о десяти девах. Ни о каких металлических конструкциях с замками, как видим, речь тут не идет.

Считается, что пояса верности массово изготавливались во Флоренции XV века. Однако у Джованни Бокаччо об этом ни слова в «Декамероне» - сборнике бытовых новелл, преимущественно с любовными сюжетами. О поясе верности, причем на латыни, Бокаччо рассказывает лишь в энциклопедической книге «Происхождение языческих богов», описывая его как символ девственности: при заключении брака его развязывает Венера.

Древнейшее изображение пояса целомудрия датируется 1405 годом: это иллюстрация к трактату немецкого военного инженера Конрада Кайзера «Bellifortis», посвященного различным конструкциям осадных орудий, боевых машин и прочих механизмов. Наряду с серьезными главами, Кайзер включил в свой трактат описания явно фантастических объектов (например, плащей-невидимок). Нечеткое изображение и достаточно странный внешний вид пояса заставляют усомниться в его реальности. К тому же эту главу Кайзер предварил следующим трехстишием: «Clausuras quadrupedum bracile florentinarum // Jocus ligat seriem perpulchram congeriem // Hec trado juvenibus nobilibus morigeratis» (Замки для четвероногих существ, штаны для флорентийских женщин // Шутка объединяет эту серию [объектов] // Я советую ее благородным и благовоспитанным юношам).

Однако с XVI века в Европе появилось множество картин и гравюр с поясом верности. Является ли это доказательством его активного применения? На картинках обычно изображается такая сцена: муж (преклонного возраста, богатый) собирается в путешествие. Его жена облачена в металлическое нижнее белье - но на заднем плане нетерпеливо ждет юноша с копией ключа в руке. То есть пояс целомудрия воспринимался не как реальное средство «антисекса», а как аллегория глупости ревнивых мужей. С той же целью и с теми же героями (глупый муж, любвеобильная жена и хитрый любовник) пояса целомудрия упоминаются (весьма редко) в художественной литературе XVI-XVII веков - в анекдотах Брантома и письмах мадам де Севинье.

Но как же тогда быть с теми поясами верности, что экспонируются во многих музеях Европы? В 1990-х годах сотрудники крупнейших музеев (Британского и парижского Музея средневековья) провели экспертизу и выяснили, что якобы средневековые артефакты изготовлены в середине XIX столетия. Это объекты эротических фантазий о Средних веках. В каталоге Британского музея указывается: «Вероятно, большинство ныне известных предметов были изготовлены в XVIII-XIX веках как фетиш для сексуально озабоченных или в шутку». То есть «средневековые» пояса на самом деле создали европейцы викторианской эпохи, одержимость которой темой опасного секса широко известна. Именно тогда были сконструированы и запатентованы многочисленные пояса целомудрия, которые должны были не позволить юношам и девушкам заниматься мастурбацией (это считалось вредным для физического и психического здоровья). Серьезные музеи поспешили убрать сомнительные артефакты в запасники.

Почему же миф о средневековых поясах верности столь живуч - несмотря на очевидные гигиенические проблемы, а также доказательства их фальшивости? Причина в убедительности этого мифа, считает Классен. «Людям нравится погружаться в сексуальную тематику. Даже если они говорят о чисто историческом интересе, им важнее пикантность сюжета», - пишет ученый. Для мужчин пояса верности воплощают фантазии о сексуальной ненасытности противоположного пола, для женщин - о мужской жестокости и желании тотального контроля. В этом смысле фальшивые средневековые пояса выполняют ту же функцию, что и современные аналоги из БДСМ-атрибутики.