Сценарий концерта ко дню влюбленных. Сценарий вечера отдыха "поговорим о любви"

Любви все возрасты покорны. Диспут (сценарий) / Сост. Л.Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека КУ «Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района». – р.п. Полтавка, Омская область, 2012.

КУ «Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района»

Полтавская центральная библиотека
«Любви все возрасты покорны»

р.п. Полтавка,

Цели:


  • Содействовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

  • побуждать учащихся к самосовершенствованию;

  • на разнообразном материале попытаться понять, что такое любовь; обращаться к ярким, неординарным образам, суждениям о любви, накопленным человечеством, и при этом не бояться высказывать свои мысли.
«Любить – это значить смотреть
не друг на друга, а в одном направлении»

Антуан де Сент-Экзюпери

Ведущий 1: Юность - прекрасный, цветущий возраст! Это время открытий и радости познания. Это время надежд и мечтаний, время выбора жизненного пути.
Как раз в это время и начинаются различные отношения между парнем и девушкой, влечение, симпатия, влюблённость, любовь. А может ли в этом возрасте быть настоящая любовь, чтоб на всю жизнь?? Человечество испокон веков пытается ответить на вечный вопрос «Что такое любовь?» Сегодня мы вместе попытаемся задуматься, поразмышлять и обсудить эту проблему. Все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. А что же такое любовь? (ответы ребят)

Ведущий 2: Когда человек любит, в нем раскрываются прекрасные душевные качества. У. Шекспир писал: «Любовь придает благородство даже и тем, которым природа отказала в нем». Пример истинного благородства в любви мы встречаем в стихотворении А.С.Пушкина «Я вас любил…».
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Ведущий 1: Сегодня мы поговорим о любви, о разных ее гранях. Как вы считаете, какая бывает любовь: к кому или к чему? (ответы ) Давайте сначала поговорим о той любви, которую испытываем мы все без исключения. О какой любви я говорю? Конечно, о любви к матери.
Первое слово, которое сказал ребенок, «Мама».
Когда сын вернулся из армии: «Мама»
Вот он в атаке на дымную землю упал: «Мама»
Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал: «Мама"

Ведущий 2: Все мы любим своих матерей, но порой мы не подозреваем, насколько сильной может быть любовь матери. Материнская любовь может преодолеть любые преграды, даже сотворить чудо. (стихотворение «Я помню руки матери моей»)
Я помню руки матери моей,
Хоть нет её, давно уж нет на свете,
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жесткие, мозолистые эти
Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей,
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней,
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
Широкие, шершавые ладони.
Они - что ковш.
Приникни к ним и пей,
И не сыскать источника бездонней.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»

Рыленко Н.
Ведущий 1: У каждого есть своя мать, а для всего народа матерью является Родина. Можно говорить о большой Родине, О стране, а можно говорить о малой Родине, где мы родились и выросли.

В прозвучавшем стихотворении К. Симонова речь идет именно о любви к малой Родине. Кто-то любит золотистую осень, или красочное лето, или белую зиму. Ведь так? Кто- то любит утро, или вечер, или Солнце, или дождь…У каждого своя любовь, разная.

Судьбой нашей большой Родины, как правило, озабочены поэты и писатели, художники и музыканты.

Ведущий 2: Сегодня поговорим об отношениях между девушками и юношами. Эти отношения в подростковом возрасте складываются по-разному.

Любовь… между мужчиной и женщиной. Эта тема бесконечна, т.к. волнует всех людей без исключения.

Одни легко находят себе друга или подругу, другие ещё какое-то время пребывают в одиночестве. Одиночество, конечно, вещь не очень приятная, но не стоит встречаться с кем-либо только от скуки или из-за того, что ты боишься быть не таким, как все. Если не испытываешь особых чувств ни к кому из представительниц слабого пола, не стоит торопить события – значит, твоё время ещё не наступило.

Ведущий 1: Встречи просто так, из любопытства, из-за желания доказать, что ты уже взрослая, могут привести к возникновению дурных мыслей и совершению глупых поступков.

Если раньше все мальчишки было просто невыносимы, они подставляли подножки, могли толкнуть или дёрнуть за волосы, то теперь кто-то из вас может стать для девушки самым лучшим другом. И кто знает, может быть, вам будет суждено находиться рядом всю жизнь.

Настоящее чувство основывается на дружбе, взаимопонимании, уважении друг к другу. И это не пустые слова. За ними кроется глубокий смысл.

Конечно, свидания можно назначать и в самом младшем возрасте, но встречи эти вполне невинны, а вот у подростков они начинают приобретать сексуальную окраску, что становится более опасным. Не торопитесь воплощать все свои желания в жизнь! Да, вы нравитесь, друг другу, поэтому встречайтесь, узнавайте о ваших увлечениях, характерах. Постарайтесь, прежде всего, стать настоящими друзьями.

Ведущий 2: Подлинная любовь отличается от примитивного сексуального влечения чувством ответственности за другого человека.

В подростковом возрасте и парни, и девчонки необыкновенно влюбчивы. Сегодня предметом их любви может быть один человек, а завтра – уже другой. И при этом они каждый раз думают, что это любовь – на век.

Очень важно правильно выбрать подругу, друга, любимого. На что вы ориентируетесь в своём выборе? (ответы)

Хочется думать, что не на внешность, а на человеческие качества. Конечно, приятно, если твой друг или подруга прекрасны не только внешне, но и обладают другими несомненными достоинствами. Во все времена ценились такие качества, как верность, широта души, отзывчивость, обязательность и, конечно, развитый интеллект.

«Очень важно, чтобы вы могли стать интересными для своего любимого человека. Вот, например Шахерезада покорила шаха не красотой и женскими хитростями, а умением быть интересной. А для этого развивайте свои способности, не замыкайтесь в себе, старайтесь стать лучше. Помните, никакие материальные блага не могут заменить любовь. Любовь не существует без доверия. Учитесь доверять своим любимым, понимать и прощать. Уважайте любимого человека».

Ведущий 1: А как выбирают тебя? Конечно же, в первую очередь, обращают внимание на твою внешность. Внешность, одежда, причёска – всего лишь яркий фантик, так сказать, обёртка до твоей истинной сущности.

Безусловно, неординарная внешность говорит о яркой индивидуальности. Но бывает и так, что это всего лишь удачно созданный имидж. Вот здесь и кроется опасность – дальше начинается общение, в котором ты можешь оказаться абсолютно несостоятельным.

Ведущий 2: А сейчас ответьте мне на вопрос «Что такое счастье?» (ответы ) Каждый из нас отвечает на этот вопрос по-своему. Кто-то мечтает о красивом уютном доме, кто-то думает о машине, о хорошей работе. Но, вероятно, вы все согласитесь со мной, что ни один человек не представляет себя счастливым без любимого человека, без любви.

«Красота спасет мир», - сказал Достоевский. Я бы добавила, красота и любовь спасут мир. Действительно, любовь – двигатель прогресса.

Человек, любивший приключения, становится путешественником и открывает Америку.

Человек, любивший технику, создает космический корабль, луноход, это дает возможность изучать целый мир – мир космоса, мир Луны.

Человек, любящий землю, выращивает богатые урожаи.

М.Горький сказал: «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле».

А вот несколько слов о любви из писем выдающихся людей 19 века:
Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя - и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи еще несколько, Ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

А.С. Грибоедов - жене Нине,

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие.

А.С. Пушкин - Н.Н. Гончаровой
Моя единственная Жозефина - вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты - единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь - тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твое изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье.

Наполеон Бонапарт - Жозефине,

3 апреля 1796 года
Ведущий 1: Любовь бывает разной. Психологи выделяют восемь видов любви, с которыми мы хотим вас познакомить:

Первый вид любви - Любовь-филиа. Это глубокая близость, которая строится на общности интересов или служении общей цели. Испытывая такую любовь, партнеры чувствуют себя счастливыми настолько, что им никто не нужен, кроме друг друга и общего дела, примером таких отношений являются ученые-физики Пьер и Мария Кюри.
Ведущий 2: Второй вид - Любовь-агапе . Самое возвышенное, красивое, духовное, идеалистическое чувство, для которого не страшны ни время, ни расстояния. Даже когда влюбленные вместе, для них важнее всего духовная близость, поэтическое созвучие мыслей и чувств. Литературным примером таких отношений, правда, в несколько гипертрофированном виде, являются супруги Маниловы из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Ведущий 1: Третий вид - Любовь маниа - слепое , очень эмоциональное, порабощающее и любящего, и любимого чувство. Это властное чувство, заключающееся в желании подчинить эмоции партнера. Ревность в такого рода любви наиболее драматична, охлаждение чувств любимого человека переносится очень тяжело, что может привести к убийству или самоубийству, примером такой любви являются Анна Каренина и Владимир Вронский - герои романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Ведущий 2: Четвёртый вид - Любовь-сторгэ . Это любовь, полная деликатности и такта, склонная к постоянству и компромиссам ради поддержания гармонии в отношениях. Идеальная форма семейной любви, основанная на способности долго поддерживать спокойные дружеские отношения, полные нежности и простой, глубоко человечной любви к партнеру, полной сочувствия и снисхождения к недостаткам. Единственное, чего она не прощает,- это грубости, эгоизма, притворства и неискренности, которые противны самой ее сути. Самое ценное в ней - внимание друг к другу даже в мелочах. Примером таких отношений является союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова - героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир"
Ведущий 1: Эту любовь принято называть рассудочной, по-научному Любовь-прагма . Это логическая форма любви, которая не может возникнуть стихийно, быть слишком чувственной или духовной. Более того, если она противоречит здравому смыслу, человек быстро излечивается от нее, недолго переживая свою неудачу. Примером таких отношений является брак Пьера Безухова и Элен Курагиной, который скоро расстроился, не будучи основанным, на искренних чувствах.

Ведущий 2: Шестой вид - Любовь-аналита - самый холодный и требовательный вид любви. После начала, которое сопровождается эмоциями, как любое увлечение или любовь, наступает период холодного анализа, в результате которого могут померкнуть многие достоинства партнера. Это чувство от ума, а не от сердца. Яркий пример - отношения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Базарова и Одинцовой.
Ведущий 1: Седьмой вид - Любовь-виктория . Это преимущественно физическая любовь, победа над многими или одним человеком, собственническое чувство, не прощающее неверности. Дон-Жуан и Казанова – представители этого вида любви.

Ведущий 2 : Восьмой вид – последний Любовь-эрос . Эта любовь ослепляет человека, заставляя идеализировать партнера. В ней много физической чувственности, но она не стремится властвовать и подавлять. Такие чувства испытывают друг к другу Аксинья и Григорий – герои романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон».
Ведущий 1: Вот как классифицируют любовь психологи, но у каждого из нас любовь своя. Как известно, любви покорны все: простые люди и великие, но великие оставляют потомкам «крылатые» выражения, с некоторыми из них вас познакомят любители афоризмов.

Любить – значит делать добро.
Л.Н.Толстой

Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.
А.В.Вампилов

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
Р.Роллан

Самое большое счастье – это уверенность, что тебя любят.
В.Гюго

Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего.
О.Бальзак
Всякое препятствие любви только усиливает его.
В.Шекспир

У любви совсем нет глаз.
В.Гюго

Жизнь – цветок, любовь – мед из него.
В.Гюго

Ведущий 2: И закончить этот разговор хотелось бы словами из самой древней и великой книги человечества – Библии:
«Любовь долго терпит, милосердствует. Любовь не завидует, не превозносит, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде. А порадуется истине, не покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше!
Мы жители нового столетия,
Шагнули в двадцать первый век.
Но неужели вечно не ответит,
На вопрос согласья человек
Аллилуйя возлюбленной паре
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали.
Аллилуйя любви, аллилуйя!
И мы желаем, чтобы ко всем вам пришло это светлое, несравнимое ни с чем чувство любви. И со всеми вами оно осталось на веки вечные.
Литература:


  1. Козлов, Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. [Текст] / Н. Козлов. – М:, 1994. – С. 42-84.

  2. Любовь в письмах выдающихся людей XVII – XIX веков. Избранные письма. [Текст]. - М:, 1990. – С. 28-32.

  3. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Кн. 1 [Текст] / сост. Л.Озерова. – М., Худ. лит.,1988.- С. 350-353.

Сценарий подготовила: Якубинская Л.Д., библиотекарь юношеского абонемента МУК ЦРБ.

ОХ, УЖ ЭТОТ ПЕТУШОК! (9)

Как прекрасно утром в лесу! Из-за горизонта выплывает яркое, улыбающееся солнце , разбросав свои лучи на зелёную полянку. Цветочки рады первому солнцу – они радостно тянутся к его лучам. Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они колышут своими лепестками. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется весёлый кузнечик . Он прыгает с цветка на цветок , хлопая крылышками и радуясь жизни. Неподалёку ползал маленький червячок . Он выполз погреться на солнышке . Тут появляется замученный голодный петух . Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал в лес. А червячок не успел спрятаться, и петух его склевал. Цветы , увидев его, задрожали и прижались к земле. Петух , довольный своим обедом, расправив крылья и гребень, громко самодовольно кукарекнув, заметил цветы . Они ему понравились, и он, не раздумывая, сорвал их и счастливый направился домой. Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха и никогда ему больше не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху . Кузнечик затосковал по червячку . Так закончилась эта трагедия, а вместе с ней закончился день и наступила ночь .

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ… Лирическая пьеса-комедия. Подойдёт для показа на сцене в честь 8 марта, Дня села, Дня семьи, Дня пожилого человека.

Может быть показана, как отдельная пьеса. Может служить театрализацией для концерта художественной самодеятельности.

Действующие лица:

БАБА ЛЮБА. Деревенская пенсионерка с крепким характером и телосложением. В молодости была влюблена в Деда Кузьмича. Вдова, живёт одна.

ДЕД КУЗЬМИЧ. Деревенский пенсионер. Сухощавый, невысокий, ходит подпрыгивающей походкой. Про таких говорят: «метр с кепкой». В молодости был влюблён в Бабу Любу. Вдовец, живёт один.

ЛЮБАШКА. Внучка Кузьмича, студентка. Городская девица, приехала на лето к деду в деревню. Влюблена в Лёшу.

ЛЁША. Внук Бабы Любы, студент. Городской парень, приехал на лето в деревню к бабушке. Влюблён в Любашку.

СОСЕДКА. Имя нарицательное. Всё видела, всё слышала, всё про всех знает.

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

Антураж деревенской улицы. Звучит народный наигрыш. Из разных кулис навстречу друг другу выходят Баба Люба и Соседка.

СОСЕДКА . Здорово, Матвеевна!

БАБА ЛЮБА . Здорово, соседка.

СОСЕДКА. Куда это ты настропалилась с утра? Не места ли на концерт занимать?

БАБА ЛЮБА (удивлённо ). Концерт? Что ещё за концерт?

СОСЕДКА . А ты не слыхала? Артисты к нам приезжают, будут в клубе концерт давать. И до нас докатился этот самый шоу-бизнес!

БАБА ЛЮБА . Ох, надо пойти внуку сказать. А то скучно ему у меня в гостях, того и гляди назад, в город уедет. Пусть сходит, послушает свои хипы да хопы.

СОСЕДКА (многозначительно ). Да и не скучает твой внук, не расстраивайся! Его из нашей деревни теперь осиновой оглоблей не выгонишь.

БАБА ЛЮБА (удивлённо ). Это на что ты намекаешь?

СОСЕДКА. А то ты не знаешь! Вся деревня знает, а ты не в курсе?

БАБА ЛЮБА . Да ты толком скажи! Что случилось-то?

СОСЕДКА (насмешливо ). Может, пока ещё ничего и не случилось… Но сама понимаешь, дело-то молодое!

БАБА ЛЮБА (сердится ). Да какое дело? Что ты, как депутат на встрече, всё вокруг да около? Говори по существу!

СОСЕДКА. Да невесту он себе нашёл, Лёшка-то твой! Неужто и вправду не знаешь?

БАБА ЛЮБА . Ничего не знаю! А кого?

СОСЕДКА . Да внучка к Кузьмичу приехала, тоже – погостить. Вот, они с твоим Лёшкой-то и снюхались.

БАБА ЛЮБА (возмущённо). Что значит – снюхались? Ты, соседка, слова-то подбирай! Мало ли, может, просто поговорили на улице, а людям – лишь бы языком почесать!

СОСЕДКА . Ну, не знаю, что там у них за разговоры были… А вот, как за огородами целовались, я своими глазами видела!

БАБА ЛЮБА (возмущённо) . Как – целовались?!

СОСЕДКА . Знамо, как! Сама, что ль, забыла, как парень с девкой целуются?

БАБА ЛЮБА . Да брешешь ты всё!

СОСЕДКА. Да чтоб мне пенсию в старости ни разу не повысили!

БАБА ЛЮБА (прищуривается, подбоченивается ). Кузьмича внучка, говоришь? Это – такая рыжая, конопатая?

СОСЕДКА . Нет, не рыжая. Светленька така.

БАБА ЛЮБА . Волосы в разны стороны, да? (Показывает ). Я упала с самосвала!

СОСЕДКА . Да не же, причёсочка така аккуратненька! Прям, как у артистки!

БАБА ЛЮБА (не успокаивается ). Ну, толста така, да? Ноги, поди, кривые?

СОСЕДКА (пожимает плечами ). Да нет же. Стройненька, хорошенька…

БАБА ЛЮБА (возмущённо ). Что?! У Кузьмича? Стройненька-хорошенька?! Да сроду не поверю, чтоб у ентого огрызка да така стройненька внучка была!

СОСЕДКА . Да чего ты разошлася, Матвеевна? Говорю же, дело молодое. Сами сладили, сами пусть и разбираются!

БАБА ЛЮБА . Ну, уж нет! Ентого я не допущу! Кто угодно, но только не эта порода! (Кричит за кулисы). Лёша! Лёшка, ты где? Иди скорей домой, бабушка пирогов напекла! (Уходит).

Из другой кулисы показывается Кузьмич. Проходит подпрыгивающей походкой мимо Соседки. Она его окликает.

СОСЕДКА . Кузьмич, а чего это ты не здороваешься?

ДЕД КУЗЬМИЧ (замечает Соседку ). О! Здорово, коли не шутишь!

СОСЕДКА . И не думала шутить. Уж больно ты серьёзный, идёшь, на людей не глядишь!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Внучку ищу. Обедать пора, а её след простыл.

СОСЕДКА (насмешливо ). Нашёл, где искать. Ищи её за огородами.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Это какая бы нелёгкая её за огороды-то унесла?

СОСЕДКА . Ясно – какая. С кавалером своим целоваться убежала.

ДЕД КУЗЬМИЧ (возмущённо) . Ты говори, да не заговаривайся! С каким ещё кавалером?

СОСЕДКА . Как с каким? Внук к Бабе Любе приехал, вот с ним и целуется.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Да чего ты брешешь-то?
СОСЕДКА . И не думала брехать. Сам у неё спроси, если не веришь! (Уходит )

ДЕД КУЗЬМИЧ (хлопает себя руками по бёдрам) . Вот те раз! А я не в курсе, что дома такой карамболь заварилси. (Кричит в сторону кулис). Любашка! Любашка, метеорит твою галактику, ты где? Любка, а ну, марш домой! (Уходит ).

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Та же улица. Звучит лирическая мелодия, на сцену выбегают Любаша и Лёша.

ЛЁША . Слушай, а здорово мы с тобой придумали – сбежать от родаков в деревню?

ЛЮБАША . Да уж! Мои думают, что я просто к деду уехала, твои думают, что ты просто к бабушке укатил… и не знают, что мы уехали вместе!

ЛЁША. Мои даже не знают, что твои предки родом отсюда.

ЛЮБАША . И мои не знают. Иначе бы сами следом припёрлись.

ЛЁША . Вот будет им сюрприз, когда узнают!

ЛЮБАША. А я пока даже деду не говорила, что мы с тобой встречаемся. Скажу только, когда уезжать будем. Представляю, как он обрадуется!

На сцене появляется Дед Кузьмич. Подпрыгивающим, но строевым шагом проходит к молодым людям, останавливается, напускает на себя строгость.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Любка, а ну, домой. Борщ стынет!

ЛЮБАША (Лёше ). Ну, я пошла, ладно?

ЛЁША . Хорошо, до встречи на концерте!

Любаша уходит, Лёша тоже собирается уйти, но Кузьмич его останавливает .

ДЕД КУЗЬМИЧ . А ты, молодой-зелёный, на месте стой! Ать-два!

ЛЁША (удивлённо ). Я? А в чём дело?

ДЕД КУЗЬМИЧ . А ну, говори, как на духу, какие у тебя намерЕния насчёт моей внучки?

ЛЁША. А вы что, реально – Любашин дед?

ДЕД КУЗЬМИЧ . Ты мне зубья-то не заговаривай! Отвечай по уставу!

ЛЁША . Ну, если по уставу… то намерения у меня самые серьёзные.

ДЕД КУЗЬМИЧ (вначале довольно улыбается, но потом вдруг становится на дыбы) . То есть, как енто – сурьёзные? Прям таки, раз – и сурьёз?

ЛЁША . А что здесь такого?

На сцену торопливой походкой выходит Баба Люба. Вид воинственный. С прищуром смотрит на Кузьму, но обращается к внуку .

БАБА ЛЮБА (Лёше ). Лёшка, а, ну, иди домой! Борщ стынет.

ЛЁША (пожимает плечами ). Хорошо, бабуль. (Кузьмичу) . До свидания! (Уходит) .

БАБА ЛЮБА (хватает направляющегося в другую сторону Кузьму за шкирку ). А, ну стоять!

ДЕД КУЗЬМИЧ (удивлённо ). Ты чего это, Матвеевна?

БАБА ЛЮБА . Вот, значит, вы как? Не успел парень приехать, ему уже туману напустили? (Кузьмич пытается что-то сказать, но Баба Люба тут же его обрывает ). А, ну, молчи! Я вашу породу хорошо знаю! Как вцепитесь – не оторвёшь!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Да ко мне-то каки претензии?

БАБА ЛЮБА . Претензии! Да я такие к тебе претензии имею, что тебе и не снились!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Зная твой характер, Матвеевна, не удивлюся.

БАБА ЛЮБА (передразнивает ). Характер он мой знает! Можно подумать!

ДЕД КУЗЬМИЧ (многозначительно ). Дык, чего тут думать… Помню!

БАБА ЛЮБА (насмешливо ). О-о-й! Помнишь! Да чего ты помнишь-то?

ДЕД КУЗЬМИЧ (улыбается, подкручивает усы ). Я всё помню, Матвеевна! Память ишшо не отшибло!

БАБА ЛЮБА (обиженно ). Помнит он, помнит! (Какое-то время оскорблённо смотрит в сторону, затем чуть поворачивается к Кузьмичу, говорит уже тише) . Ну?.. И чего ты там помнишь?

ДЕД КУЗЬМИЧ (довольно улыбается, вспоминает ). Как гуляли с тобой в молодости, помню… Как на танцы в клуб ходили, помню… Как на тракторе тебя катал…

БАБА ЛЮБА . А как потом всей деревней тот трактор из канавы вытаскивали, помнишь? А трактор-то не твой был, а папани моего!

ДЕД КУЗЬМИЧ (хитро ). А чего это мы с тобой в канаву узвездолётили, неужто не помнишь?

БАБА ЛЮБА (делает вид, что не хочет вспоминать ). Да, не припомню что-то. Выпимши ты, поди, был, вот и узвездолётили!

ДЕД КУЗЬМИЧ (игриво ). Цаловалися мы с тобой! Я руль-то и бросил! Думаю, куды трактор из колеи-то денется? А он возьми, да смени траекторию! (Игриво грозит пальцем ). Я всё помню!

БАБА ЛЮБА . А, ежели помнишь, вот скажи ты мне сейчас, как на духу, чего это ты тогда на Верке Клюшиной женился, а не на мне?

ДЕД КУЗЬМИЧ . А чего мне оставалось делать? Ты же первая за Федьку замуж вышла!

БАБА ЛЮБА . А, может, я до последней минутки сомневалася? В сельсовет не заходила, всё ждала, что ты, непутёвый, объявишься!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Ты ж сама сказала мне больше на глаза не попадаться!

БАБА ЛЮБА . Конечно, сказала! А чего это ты с Зинкой продавщицей до утра в сельпо делал? Мне бабы всё тогда про вас рассказали!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Дык, мешки я ей таскал!

БАБА ЛЮБА . Это ты Зинку по всему сельпу таскал, а мешки те наутро под глазами твоими были, бесстыжими!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Осктись, Матвеевна! Не вдвоём мы там были. Там ещё Мишка-грузчик присутствовал, хахиль Зинкин. Обманули тебя бабы, Матвеевна.

БАБА ЛЮБА (какое-то время молчит, осознаёт услышанное. Но виду не подаёт, делает обиженное лицо ). Обманули!.. Сейчас чего хочешь, можно говорить, не проверишь.

ДЕД КУЗЬМИЧ (с сожалением ). Да ты и тогда проверять не стала. Сразу пошла с Федькой заявление в сельсовет подавать. (Отчаянно машет рукой). Эх, Матвеевна!

БАБА ЛЮБА (делает вид, что сердится ). Ты мне разговор в сторону не уводи! Предупреждаю: костьми лягу, а внучка твоя моего внука не получит!

ДЕД КУЗЬМИЧ (тоже рассердился ). Да не больно и надо! Раз так, то и я – против! Так что, тут мы с тобой, Матвеевна, заодно! И, вообще, некогда мне с тобой разговоры разговаривать, борщ у меня стынет! (Уходит, сердито подпрыгивая).

БАБА ЛЮБА (вслед, обиженно ). Матвеевна, Матвеевна!.. А раньше-то… Любашей звал! (Тоже уходит, в другую сторону ).

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Дом Деда Кузьмича. Звучит народный наигрыш. Кузьмич с озабоченным видом вышагивает по комнате. Затем останавливается, смотрит в зал.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Ишь ты! Костьми она ляжет! Вот характер! Ну, Матвеевна! (Задумывается, затем неожиданно светлеет лицом ). Любовь Матвеевна… Любашка! Выходит, бабским сплетням поверила, за другого замуж пошла. (Снова ходит по комнате, затем резко останавливается, делает отчаянный жест рукой) . Эх! Была не была! (Присаживается к столу, берёт листок бумаги, ручку, пишет, говорит вслух ). Лю-баш-ка… при-хо-ди как стем-не-ет… на на-ше мес-то… Есть раз-го-вор… Алексей… нет, Алексей – как-то охвициально… (на секунду задумывается, затем снова берётся за ручку, говорит уверенно) Лёха!

ЛЮБАШКА. Дедушка, ко мне никто не приходил?

ДЕД КУЗЬМИЧ (смущённо ). Дык, ета…

ЛЮБАШКА (замечает комок бумаги, поднимает, разворачивает. Отходит к краю сцены, читает вслух ). Любашка… Приходи, как стемнеет, на наше место… Есть разговор. Лёха. Странно… Мы же договаривались встретиться на концерте. (Радостно улыбается, говорит в зал ). Ну, Лёшка, затейник! Или – романтик? (Поворачивается к деду, говорит многозначительно ). Говоришь, никто не приходил?

ДЕД КУЗЬМИЧ (растерянно смотрит на записку в руках внучки, не знает, как забрать ). Дык, ета… Записка… Как бы… ета…

ЛЮБАШКА (прячет записку в карман, радостно чмокает деда в щёчку ). Дедуля, считай, что записка уже у адресата! (Убегает ).

Дед Кузьмич какое-то время растерянно смотрит вслед внучке.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Сама, что ль, понесла Матвеевне? А, может, так оно и лучше! (Говорит с хитрецой ). Вроде бы, и не сам на поклон пошёл, а внучка принесла, мол, дедушка обронил… (Потирает руки ). Эх, была не была! Где там мой «тройной» завалялси? (Уходит ).

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ.

Сцена снова изображает деревенскую улицу. Звучит народный наигрыш. Из разных кулис выходят Соседка и Любашка. Любашка сердитая, соседка многозначительно улыбается.

ЛЮБАШКА (хочет пройти мимо, бурчит себе под нос ). Здрасьте.

СОСЕДКА (нарочно останавливается, заводит разговор ). Здрасьте! А что это ты одна, неужто с кавалером поссорились?

ЛЮБАШКА ердито ). С чего вы взяли?

СОСЕДКА . Да так просто, подумала. Видела, как ты к огородам шмыгнула.

ЛЮБАШКА. Ну, и что.

СОСЕДКА . А кавалер-то на концерт пошёл.

ЛЮБАШКА (удивлённо) . Как – на концерт?

СОСЕДКА . Обыкновенно. Пришёл в клуб, место занял. Да поди, уж смотрит вовсю!

ЛЮБАШКА (говорит про себя ). На концерт, значит… А я его, как дура, за огородами жду! (Соседке , насмешливо). И как это вы всё видеть успеваете?

СОСЕДКА. А я такая! Наблюдательная!

Любашка в расстроенных чувствах уходит. Тут же из другой кулисы появляется Лёша. Он тоже выглядит огорчённым.

ЛЁША (соседке на ходу ). Здрасьте.

СОСЕДКА (многозначительно ). И тебе – здрасьте! Кончился, что ль, концерт?

ЛЁША. Нет ещё.

СОСЕДКА . А что же ты не досмотрел? Хотя… (делает понимающее лицо ). Какой тут концерт, когда с невестой – такие дела!

ЛЁША . Какие дела?

СОСЕДКА . А то сам не знаешь! Ты – в клуб, она – за огороды!

ЛЁША . Как это – за огороды? Зачем?

СОСЕДКА (многозначительно) . Да кто знает – зачем. Может, опять – с кем-нибудь целоваться!

ЛЁША (подозрительно). С кем это?

СОСЕДКА. Ну, уж этого я тебе не скажу. Я чужие тайны не выдаю! (Уходит ).

ЛЁША. Интересное дело. Я её там, в клубе, жду. А она – с кем-то за огороды пошла?

На сцену торопливой походкой выходит Любашка. Видит Лёшу, сердито останавливается напротив.

ЛЮБАШКА . Вот, значит, как! Решил надо мной поржать?

ЛЁША. Я?! А мне кажется, это ты что-то темнишь.

ЛЮБАШКА . Я – темню?! Да я, как дура, два часа за огородами простояла! Меня уже птицы облетать начали, думали, что Звонариха новое пугало нарядила!

ЛЁША . А что это ты за огородами делала? Мы, кажется, на концерт собирались!

ЛЮБАШКА . Вот сейчас – очень интересно! А записку мне кто писал?

ЛЁША . Какую записку?

ЛЮБАШКА . Ту самую! В которой сказал, чтобы я шла на наше место!

ЛЁША. Никакой записки я тебе не писал.

ЛЮБАШКА. А я не знала, что ты умеешь врать.

ЛЁША . Покажи мне эту записку!

ЛЮБАШКА. А я её выкинула!

ЛЁША . Выходит, это ты врёшь. Если нашла себе кого-то другого, так и скажи. А то придумала – какая-то записка!..

ЛЮБАШКА. Вот теперь – точно найду! И не такого вруна, как ты! (Уходит с гордо поднятой головой).

ЛЁША (вслед ). Ещё нужно разобраться, кто из нас – врун! (Тоже уходит).

КАРТИНА ПЯТАЯ.

Сцена изображает улицу возле дома Бабы Любы. Видна стена дома с окном, кусок забора. Звучат мотивы «Цыганочки». На сцену крадучись выходит Дед Кузьмич. Оглядывается, подходит к калитке. Негромко зовёт.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Матвеевна! (прислушивается ). Люба! (Снова прислушивается, говорит чуть тише) . Любашка!

Неожиданно со стороны предполагаемого крыльца выходит Лёша. Сердито, молча смотрит на Кузьмича. Кузьмич выглядит растерянным.

ДЕД КУЗЬМИЧ (говорит тоном школьника ). А Люба выйдет?

ЛЁША (сердито) . Люба не выйдет.

На сцену следом за внуком выходит Баба Люба. Удивлённо смотрит на Кузьмича.

БАБА ЛЮБА (Лёше ). С кем это ты тут, Лёшенька?

ЛЁША . Да вон, бабуль, кавалер к тебе пришёл. Хочет, чтобы ты вышла.

БАБА ЛЮБА . А шнурки ентому кавалеру не погладить?

ДЕД КУЗЬМИЧ . Вот что ты за язва, Матвеевна? Я к тебе, можно сказать, по делу. А ты сразу – на дыбы!

БАБА ЛЮБА (нетерпеливо) . Ну, говори, что там у тебя за дело. Некогда мне со всякими тут базары разводить.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Разговор у меня к тебе (многозначительно) . Конфиденциальный! Без свидетелев, то есть.

БАБА ЛЮБА (Лёше ). Лёшка, пойди там… в компьютер свой поиграй.

ЛЁША. Ладно, бабуль. Если что, я – рядом. (Уходит) .

БАБА ЛЮБА (Кузьмичу ). Ну, говори, с чем пришёл?

ДЕД КУЗЬМИЧ (топчется с ноги на ногу ). Ну, ты, ета… чего не приходила-то?

БАБА ЛЮБА (удивлённо ). Куда?

ДЕД КУЗЬМИЧ . На наше место.

БАБА ЛЮБА (непонимающе) . Чего я забыла там, на этом месте?

ДЕД КУЗЬМИЧ . Ну, дык… я ж в записке написал!

БАБА ЛЮБА . В какой записке? Никакой записки я не получала.

ДЕД КУЗЬМИЧ . Как не получала? Её внучка моя должна была тебе передать. Сама вызвалась!

БАБА ЛЮБА . Не видела я! Ни внучки твоей, ни записки! А, даже если бы и видела, то сроду бы к тебе не пошла!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Это почему же?

БАБА ЛЮБА (какое-то время обиженно молчит, потом говорит ехидным тоном) . Мамка меня не пускает! Понятно? У тебя всё? (Хочет уйти).

ДЕД КУЗЬМИЧ (останавливает ). Да погоди ты, Матвеевна! Я ж тебе ещё главного не сказал.

БАБА ЛЮБА (нехотя ). Ну, что тебе ещё?

ДЕД КУЗЬМИЧ . Ты давеча сказала, что не хочешь, чтобы внуки наши встречалися.

БАБА ЛЮБА . Да ни за что на свете!

ДЕД КУЗЬМИЧ . А я с тобой согласный! Прям на все сто согласный! (Начинает хитрить ) Только ведь они теперь – как? Разве спрашивают? Уедут в город, поженятся, а мы и знать не будем!

БАБА ЛЮБА (грозно) . Я им поженюсь! Да я своего внука на выстрел к вашему дому теперь не подпущу! Так и знайте!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Дык, я и сам не подпущу! Только ведь дело – сама знаешь, какое… деликатное. Тута страховка нужна!

БАБА ЛЮБА . Какая страховка?

ДЕД КУЗЬМИЧ . Обнаковенная. Чтобы им ни в жисть не пожениться, даже ежели бы и захотелось.

БАБА ЛЮБА . Да это как же?

ДЕД КУЗЬМИЧ . А вот как… (Становится по стойке смирно ). Матвеевна! Предлагаю тебе руку и сердце! Охвициально!

БАБА ЛЮБА (возмущённо ). Чего?!

ДЕД КУЗЬМИЧ . А того. Мы ж с тобой распишемся, внуки наши будут друг другу как бы родня. Ну, как брат с сестрой. А родне-то жениться не положено!

БАБА ЛЮБА (недоверчиво) . Пошутить решил, старый чёрт? Сейчас вон полено возьму!.. Сразу шутить разучишься!

ДЕД КУЗЬМИЧ . И нисколько не шучу!

БАБА ЛЮБА . Что ты брешешь, старый чёрт! Это кровной родне жениться не положено, а они же – не кровные!

ДЕД КУЗЬМИЧ (делает вид, что крайне удивлён ). Да ты что, Матвеевна, газет не читаешь?! Закон такой приняли, во! (Отчаянно врёт ) Со вчерашнего дня! Да! (Убедительно кивает сам себе). Хоть седьмая вода на киселе, хоть десятое колено… А, ежели по докУментам – родня, то – всё. Никаких связев не допускается!

БАБА ЛЮБА (недоверчиво ). Это где ж такой закон прописан?

ДЕД КУЗЬМИЧ (разыгрывает возмущение ). Какой же ты отсталый элемент, Матвеевна! Вот, завсегда ты такой была! Никакого политического антиресу в тебе нет!

БАБА ЛЮБА . Ну, раз так, то на нет и суда нет! Проваливай, подобру-поздорову, грамотей!

ДЕД КУЗЬМИЧ . Дык, я же не в ентом смысле! А, ежели сомневаешься в моих намерЕниях, то могу повторить! (Рвёт с клумбы несколько цветов, затем становится на колено) Матвеевна!.. Любаша… Выходи за меня замуж!

БАБА ЛЮБА (услышав своё имя меняется в лице ). Любаша!.. (неожиданно вытирает глаза платочком ). А я уж думала, забыл, как меня зовут! Всё Матвеевна, да Матвеевна!

Звучит лирическая мелодия. Неожиданно на сцену вбегает Любашка. Из дома выходит Лёша. Удивлённо смотрят на Кузьму и Бабу Любу.

Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут получить его полную версию, если напишут мне на электронный адрес:

Невысокая цена – скромная благодарность автору за его труд.

По времени сценарий рассчитан на час. По вашему желанию, к сценарию могут быть приложены аудиофайлы с музыкальными вставками.

Данная пьеса может быть показана на сцене любого сельского (и не только) клуба, дома культуры. Так же, она может служить театрализацией для концерта художественной самодеятельности.

Post Views: 8 269

Высоким чувством окрылённый,
Когда-то в давние года
Придумал кто-то день влюблённых,
Никак не ведая тогда,
Что станет этот день любимым,
Желанным праздником в году,
Что Днём Святого Валентина
Его с почтеньем назовут.
Улыбки и цветы повсюду,
В любви признанья вновь и вновь…
Так пусть для всех свершится чудо —
Пусть миром правит лишь любовь!

И я смело могу утверждать, что это и ваш праздник. Даже смогу доказать, что все здесь влюблены.
Вы любите своих родителей?
А кто-то любит свою кошку?
А у вас есть любимая книга?
И, наверняка, многие любят смотреть мультфильмы и есть холодное мороженное?
Что и следовало доказать! Вы все здесь влюблены!

А теперь давайте немного поговорим о Дне Святого Валентина, а то как бы Святой Валентин на нас не обиделся… В России праздник появился недавно, с начала 1990-х годов. Он пришел к нам из Европы, где его празднуют с большим удовольствием. Почему всё же это праздник влюблённых? На это счет немало красивых легенд.
Англичане, к примеру, считают, что с 14 февраля природа делает поворот к весне, и у птиц начинается сезон брачных игр, даже старая английская поговорка гласит: «В День Святого Валентина все птицы в воздухе соединяются парами».

А вам уже известна легенда о Святом Валентине?
(после ответов детей, ведущая продолжает)
Много веков назад древнеримским воинам закон не позволял вступать в брак, пока они находились на службе (а служба длилась 25 лет!), и тем более освящать его в церкви. Святой Валентин, пастырь и духовник воинов, тайком благословлял любящие сердца и, несмотря на запрет, освящал отношения церковным обрядом. Непокорного священника выдали. Он был казнен 14 февраля. С тех пор этот день празднуется как день влюбленных.

«Найди свою половинку». (сложить сердечко)

Игра «Здравствуй»

В е д у щ и й 2: Спасибо за рассказ, и мы переходим к 1 туру нашей игры: девочкам предлагаются ситуации, из которых они должны найти достойный выход.

1. Мальчик, который вам нравится, поскользнулся и смешно растянулся на льду. Что вы сделаете:
а) засмеётесь и поможете подняться;
б) не засмеётесь;

2. Вам нравится мальчик, и вдруг он предлагает вам дружить, а ваша мама против. Как вы поступите:
а) согласитесь дружить;
б) послушаете маму;
в) свой вариант ответа.

3. Мальчик пришел к вам на день рождения и подарил куклу, а у вас уже есть точно такая же. Что вы сделаете:
а) поблагодарив, с радостью возьмете подарок;
б) поблагодарив, откажетесь, скажете: «У меня такая есть»;
в) поступите иначе. Как?

В е д у щ и й 1: Настало время предложить ситуации нашим мальчикам:

1. Девочку, которая вам нравится, вызвали к доске решать задачу, а у неё не получается. Что вы сделаете:
а) будете подсказывать;
б) ничего не сделаете;
в) поступите иначе. Как?

2. Девочка решила угостить вас салатом, который сама приготовила. Вы попробовали салат, а он вам не понравился. Вы:
а) откажетесь есть;
б) будете есть, чтобы не обидеть девочку;
в) свой вариант.

3. Мама послала вас за хлебом. В магазине вы встретили девочку, которая вам нравится. Ей не хватает на шоколадку как раз столько, сколько мама вам дала на хлеб. Что вы сделаете:
а) отдадите ей деньги, чтобы она купила шоколадку;
б) купите хлеб и уйдете;
в) поступите по-другому. Как?

В е д у щ и й 2: Вот и настало время финальной игры. Мы будем задавать вопросы сначала девочке, а мальчик пишет ответ на доске, а потом наоборот. Сколько будет правильных ответов, столько кеглей вы сможете потом сбить и, соответственно, выиграть приз.

Девочка отворачивается от доски, а мальчик пишет ответ, а затем наоборот.

В е д у щ и й 1: (девочке) Когда у него день рождения?

В е д у щ и й 2: (мальчику) Какой её любимый урок?

В е д у щ и й 1: (девочке) Его любимая игра.

В е д у щ и й 2: (мальчику) Какой её любимый мультфильм?

В е д у щ и й 1: (девочке) Любит ли он помогать маме?

В е д у щ и й 2: (мальчику) Умеет ли она готовить что-нибудь?

За каждое совпадение пара получает приз.

Любви все возрасты покорны

ВЕДУЩИЙ (1): Добрый вечер, дорогие друзья! Приветствую вас в нашей литературной гостиной. Мы собрались здесь, чтобы поговорить о самом светлом и прекрасном чувстве - о любви.

ЧТЕЦ:

Любовь - великое искусство,

Туг каждый смертный - чародей.

Ну как перевести мне чувство

На лающий язык людей?

Твоей тиши я не нарушу

Не из-за гордости, отнюдь:

Словами не расскажешь душу,

Лишь музыкой... и то чуть-чуть...

Земное время - как дорожка.

Но испытай любовный транс -

И время вскроется матрешкой

О, сколько в нем иных пространств!

Твое пространство - тонкий ветер,

Мир чувств, желаний и страстей.

Проснись! - и ты увидишь сети,

Что спеленали всех людей.

Г.Бязырев «Любовь – великое искусство…»

ВЕДУЩИЙ (2): Любовь бывает разной. Наука дает следующее объяснение любви: это чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, также чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

В древнейшей мифологии и поэзии любовь - космическая, сила, подобная силе тяготения - всегда оказывает благотворное влияние на любимого.

Большинство людей хотя бы раз в жизни переживают это, прекрасное чувство.

ВЕДУЩИЙ (1): Есть такое изречение «Любви все возрасты покорны». И это действительно так.

ВЕДУЩИЙ (2): Гёте в зрелом возрасте делает предложение девятнадцатилетней девушке.

ВЕДУЩИЙ (1): Сергей Есенин, безумно влюбляется в Айседору Дункан, прекрасную танцовщицу, которая на семнадцать лет старше поэта. Их встреча словно была предопределена судьбой, в которую оба свято верили. Прекрасной и трагической страницей жизни стала для каждого из них эта встреча.

ЧТЕЦ:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным,

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

С.Есенин «Заметался пожар голубой...»

ВЕДУЩИЙ (2): Любовь является тайной двух сердец. И эта тайна велика. Она живет в письмах к невестам, женам. Читая письма выдающихся людей к невестам, испытываешь особое волнение, потому что нам известно то, что было им неведомо, когда они писали. Нам известно, что будет потом и с ними, и с их любимыми.

ВЕДУЩИЙ (I): Десятого июля 1870 года Алексей Константинович Толстой, поэт, романист, драматург, писал из Дрездена жене - Софье Андреевне Толстой". «Вот я здесь, и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя. Я не могу заснуть, не сказав тебе то, что говорю тебе уже двадцать лет, что, я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад». Двадцать лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала, случайно...»

ЧТЕЦ:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид.

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

А. Толстой «Средь шумного бала...»

ВЕДУЩИЙ (2): Эти стихи посвящены первой встрече Алексея Константиновича Толстого с будущей женой. Тогда Софья Андреевна была замужем за нелюбимым человеком. Развод в царской России был делом практически неосуществимым. Прошли годы, и исполнилось то, о чем они мечтали. В 1863 году Софья Андреевна стала женой Алексея Толстого. Все стихи он посвящает ей,

ВЕДУЩИЙ (1): Истинно любящие борются за свою любовь до последнего мига, они борются, утратив надежду на взаимность. Будущую жену Любовь Дмитриевну Менделееву Александр Блок любил с юношеских лет, когда познакомился с ней в подмосковном имении ее отца, великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Семнадцатого августа 1903 года состоялась их свадьба. Любовь к жене поэт сохранил на всю жизнь.

ЧТЕЦ:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - И ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

А.Блок. «Предчувствую Тебя»

ВЕДУЩИЙ (2): К сожалению, любовь бывает безответной, неразделённой. Для Владимира Маяковского Лиля Брик была и осталась единственной, которую он так сильно любил. Многие стихотворения и поэмы Маяковский посвящал ей. Для Лили" Брик это был кратковременный роман, а Маяковский очень страдал и любил только ее.

ЧТЕЦ:

Дым табачный воздух вывел.

Комната - глава в крученыховском аде.

Вспомни - за этим окном впервые руки твои,

исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот, сердце в железе.

День еще - выгонишь, может быть, изругав,

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

В. Маяковский. Лиличка

ВЕДУЩИЙ (1): Чтобы любить, лицо уметь восхищаться. В 1818 году в жизнь Стендаля вошла великая любовь к Матильде Дембовской. Что же так привлекло Стендаля в этой женщине? Загадка. Матильда не любила его, и его неразделенная любовь к ней была сильнейшим счастьем и одновременно несчастьем его

ВЕДУЩИЙ (2): Из писем Стендаля Матильде Дембовской: «Любовь - это почти всегда могущественная иллюзия, волшебное зеркало! Счастлив тот, что умеет подчинять и направлять чувства любви, кто никогда не покоряется ее внушениям... В большинстве случаев любовь - источник несчастья. В одном из последних писем он пишет: «Прощайте, сударыня, будьте счастливы; мне кажется, что для вас это возможно только тогда, когда вы любите. Будьте же счастливы, даже любя другого, а не меня»

ЧТЕЦ:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь - прельщусь – смущусь – рванусь,

О милая! - Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

И не на то мне пара крыл прекрасных

Дана, чтоб на сердце держать пуды.

Спеленутых, безглазых и безгласных

Я не умножу жалкой слободы.

Нет, выпростаю руки! - Стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен

Смерть выбью! –

Верст на тысячу в округе

Растоплены снега и лес спален.

И если всё ж - плеча, крыла, колена

Сжав - на погост дала себя увесть, -

То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,

Стихом восстать - иль розаном расцвесть!

М.Цветаева «Любовь! Любовь! И судорогах, и в гробе…»

ВЕДУЩИЙ (1): Последней любовью Байрона была Тереза Гваччиоли, с которой он познакомился в Венеции. Ей было тогда шестнадцать лет, ему немногим более тридцати лет. Почти через полвека, когда Байрон стал для мира великим воспоминанием, пожилая Тереза Гамба (после развода с графом Гваччиоли к ней вернулась ее девичья фамилия) издала обширные воспоминания о любимом человеке. Любовь к Байрону была для Терезы событием, которое изменило все ее существо. Она любила его как человека и как поэта. Ради этой любви Тереза добилась у Папы Римского разрешения проживать раздельно с мужем.

ЧТЕЦ:

Странник прошел, опираясь на посох, -

Едет пролетка на красных колесах -

Мне почему-то припомнилась ты.

Вечером лампу зажгут в коридоре -

Мне непременно припомнишься ты.

Что б ни случилось, на суше, на море

Или на небе, - мне вспомнишься ты.

В. Ходасевич "Странник прошел, опираясь на посох...*

ВЕДУЩИЙ (2): Мы считаем, что первая любовь - это удел детей. Но что делать если первая любовь пришла, когда ему было сорок три, а ей сорок лет. Он - Дени Дидро она – Софи Волан. О ней почти ничего неизвестно, не сохранился и ее портрет, который украшал оборотную сторону титульного листа томика Горация. Но, как известно, вся библиотека Дидро была куплена Екатериной II, и поэтому томик затерялся в недрах книгохранилища. Дидро был чересчур добр и великодушен, чтобы уйти от жены, которая соединила с ним жизнь, когда он был безвестен и беден; он был чересчур целен для того, чтобы уйти от дочери, которую нежно любил, а Софи была чересчур добра для того, чтобы настаивать на его разрыве с семьей, - и она на всю жизнь, до старости осталась незамужней, а он остался на всю жизнь ее возлюбленным. В 1759 году Дидро писал Софи: «Четыре года назад вы казались мне прекрасной. Ныне я нахожу вас еще прекраснее; такова волшебная сила постоянства - добродетели наиболее требовательной и редкой»,

ВЕДУЩИЙ (1): Дени Дидро и Софи Волан часто расставались надолго. Он безумно по ней тосковал, в письмах рассказывал ей обо всем в мире и о любви к ней. Когда Софи умерла, он, узнав об этом, выразил одно желание: уйти из жизни вслед за нею.

ЧТЕЦ:

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви.

Ты гадаешь. - Меня не зови. -

Я и сам уж давно ворожу.

От тяжелого бремени лет

Я спасался одной ворожбой

И опять ворожу над тобой,

Но не ясен и смутен ответ.

Ворожбой полоненные дни

Я лелею года, - не зови...

Только скоро ль погаснут огни

Заколдованной темной любви?

А. Блок - Одинокий, к тебе прихожу...»

ВЕДУЩИЙ (2): Ни в молодости, ни в зрелые годы Николай Заболоцкий стихов о любви не писал. Эта странная особенность отличала его от всех поэтов мира. Любовные стихи он начал писать в конце жизни.

Николай Заболоцкий рано женился, рано обзавелся детьми и был, кажется, совершенно счастлив в семейной жизни. Жена, Екатерина Васильевна, была готова ради него на любые лишения, на любой подвиг. Прожив с Заболоцким двадцать шесть лет, она внезапно уходит к другому. Нельзя передать его удивление, обиду, горе. Ему нужно было немедленно доказать всем и самому себе, что он не унижен, что есть многие женщины, которые были бы рады его полюбить. Заболоцкий позвонил одной одинокой женщине, Наталье Роскиной, которую знал немного, и по телефону предложил ей выйти за него замуж. Она сразу согласилась. Совместная жизнь у них не задалась, но именно ей Заболоцкий посвящает одно-единственное стихотворение - «Признание».

ЧТЕЦ:

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная.

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжелые,

В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

Н. Заболоцкий. Признание

ВЕДУЩИЙ (1): Они вскоре расстаются. Заболоцкий понимает, что любит только свою первую жену, Екатерину Васильевну, и никого не сможет полюбить. Все свои муки Николай Заболоцкий выразил только в стихах - может быть, самых прекрасных из всех, написанных им за всю жизнь.

Заболоцкий тосковал по Екатерине Васильевне и мучительно беспокоился о ней. И эта тоска, это беспокойство отразились уже в самом первом из обращенных к ней стихотворений - «Чертополох».

ЧТЕЦ:

Снилась мне высокая темница

И решетка, черная, как ночь,

За решеткой-сказочная птица,

Та, которой некому помочь.

Но и я живу, как видно, плохо,

Ибо я помочь, не в силах ей.

И встает стена чертополоха

Между мной и радостью моей.

И простерся шип клинообразный

В грудь мою, и уж в последний раз

Светит мне печальный и прекрасный!

Взор ее неугасимых глаз.

Н. Заболоцкий. Чертополох

ВЕДУЩИЙ (2): Николай Заболоцкий думал о Екатерин постоянно. Видел ее повсюду. Однажды она приснилась ему в сне. Так появилось стихотворение «Можжевеловый куст».

Целых два года Заболоцкий ждал встречи со своей первой женой. Когда он почти потерял всякую надежду на встречу, его жена вернулась к нему. Для него это было большим потрясением. 3аболоцкий пережил уход жены, и пережить ее возвращения он не смог. Инфаркт оборвал его жизнь.

ЧТЕЦ:

Я увидел во сне можжевеловый куст

Я услышал вдали металлически хруст

Аметистовых ягод услышал я звон

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.

Отогнув невесомые эти стволы

Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст.

Остывающий лепет изменчивых уст,

Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим

Облака проплывают одно за другим,

Облетевший мой садик безжизнен и пуст,

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

И. Заболоцкий. Можжевеловый куст

ВЕДУЩИЙ (1): Владимир Высоцкий - знаменитый певец, бард, актер. Его песни были очень популярны в 1960- 1980-е годы, он был кумиром для многих людей. Высоцкий отчаянно влюбился в прекрасную французскую актрису Марину Влади. В 1970 году они поженились. До самой смерти Высоцкого они жили врозь: Марина - во Франции, Владимир - в Советском Союзе. Десять лет встреч и расставаний, неиссякаемой нежности, верности и преданности друг другу.

(Звучит аудиозапись песни Высоцкого «Баллада о любви».)

ВЕДУЩИЙ (2): О любви можно говорить бесконечно. Без любви жизнь была бы серой, скучной, однообразной. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек.