Занятие с элементами тренинга для родителей "Активное слушание в детско-родительских отношениях". Приемы и техники активного слушания ребенка Приемы слушания ребенка в момент общения педагогика

Основная задача родителя — описывать окружающий мир. Я уже писала про оценки и оценивание — какой я, мама?! Молчать нельзя сказать. В данном контексте роль родителя чрезвычайна важна, игнорировать её нельзя. Кроме реалистичного называния/оценивания/отражения видимых глазу характеристик, ещё более значимым и необходимым ребёнку является оценивание его внутреннего мира.

Активное слушание, или помогающее слушание, как его ещё называют, призвано помочь родителю грамотно обозначить чувства ребёнка. Я бы переименовала его в "понимающее слушание", чтобы не вводить родителей в разномастный ассоциативный ряд к слову "активный".

Психологи бьются над тем, чтобы научить взрослых тётенек и дяденек называть свои чувства, и даже хуже — чувствовать свои чувства. Многие взрослые действительно не знают, как называется то, что они переживают внутри. Сложно отличить грусть от скуки, тоску от печали.

Поэтому важно начинать делать это в детстве — называть чувства, переживаемые ребёнком так же, как мы называем им деревья и грибы в лесу. Молодые мамы уже взяли за привычку, очень полезную, разговаривать с младенцами, описывая им буквально всё вокруг. Следующий шаг — приучить себя к описанию/называнию/отражению/оценке всего, что внутри у ребёнка.

Активное слушание подразумевает способность "возвращать" ребёнку то, о чём он говорит эмоционально, обозначая при этом его эмоции. Например, когда малышка кричит — "Она отняла у меня куклу! ", родитель называет ей её чувства — "Ты рассержена на неё и огорчена"; "Не пойду на занятия!" — "Ты больше не хочешь ходить на занятия"; "Не одену это платье!" — "Тебе не нравится это платье".

Родитель констатирует чувства ребёнка. Тем самым он легитимизирует их, принимает право ребёнка иметь эти чувства.

Привычные родителям ответы — "Она поиграет и отдаст", "Занятия нельзя пропускать", "Это красивое платье! " — вполне очевидны, но не выполняют главной родительской задачи. Эти сообщения говорят ребёнку о том, что его переживания не замечены, а значит, не важны и не учитываются.

Отвечая из позиции активного слушателя, родитель "озвучивает" чувства и эмоции ребёнка. Чем чаще это происходит, тем быстрее ребёнок научается распознавать и дифференцировать свои переживания.

Одновременно с этим озвучка показывает ребёнку, что родителю понятно его внутреннее состояние, и он его принимает. Принятие — самое важное и значимое для ребёнка условие жизни рядом с родителями, влияющее на его дальнейшую судьбу. И чаще всего ребёнку требуется именно понимание его чувств и принятие их, то есть позволение иметь их такими, какие они есть. Требование книжки, машинки, куколки или наказать брата — это всего лишь компенсация за непонятые и непринятые чувства. Проявляя понимание и принятие через озвучивание чувств ребёнка, родитель самым чудесным иногда образом разрешает назревающие конфликты и споры.

Во время активного слушания важно соблюсти несколько правил:

  1. Говорить с ребёнком надо, повернувшись к нему лицом так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Для ребёнка это признак готовности родителя слушать и слышать.
  2. Сильный эмоциональный накал ребёнка требует построения фраз в утвердительной форме. Если ребёнок очевидно расстроен, взбешён или плачет, ему не стоит задавать вопросы о его состоянии, например, "Ты обиделась? ". Утвердительный ответ — "Ты на неё обиделась " — укажет ребёнку на сочувствие, вопрос же сочувствия не подразумевает.
  3. В беседе важно не заполнять молчание своими соображениями и комментариями. После каждой фразы лучше сделать паузу, чтобы ребёнок смог полнее почувствовать присутствие родителя рядом с его чувствами и прожить своё переживание. Во время пауз происходит большая внутренняя работа, которую можно заметить по внешним признакам — ребёнок смотрит в сторону, внутрь или вдаль.
  4. Родитель может сначала назвать то, что случилось, а потом уже отразить чувства ребёнка. Например, "Не буду больше играть с Таней!" — можно обозначить как нежелание дружить — "Ты не хочешь с ней больше дружить" , и далее ребёнок это скорей всего подтвердит, после чего родитель отражает его состояние — "Ты на неё сердишься ". Здесь родитель может не с первого раза угадать, что же случилось на самом деле. Это не страшно, важнее правильно назвать его чувства. Ребёнок сам поправит и направит к верному описанию произошедшего, если увидит, что родитель принимает его переживания.

Активное слушание на деле даёт прекрасные результаты:

  • Понимание чувств и принятие их работает на ослабление отрицательных аффектов и усиление положительных.
  • Ребёнок начинает говорить о себе больше, когда убеждается, что родители готовы принять его переживания.
  • Разматывая клубок неозвученных чувств, родитель помогает ребёнку самому продвигаться в разрешении своих вопросов и проблем.
  • Неочевидным, но приятным бонусом становится тот факт, что дети учатся у родителей активному слушанию и сами начинают применять эту технику на родителях.
  • Ещё одним бонусом для родителей становится их собственное преображение: они легче принимают отрицательные переживания ребёнка, одновременно становясь более чувствительными к его состояниям.

Последний результат, в свою очередь, облегчает применение активного слушания, переводя его из разряда неудобных поначалу техник в разряд навыка и искусства общения.

Наверняка вы уже где-то слышали про метод активного слушания , но, как это часто бывает, слышали – но не можете вспомнить, в чем смысл. Конечно, нет ничего лучше, чем прочитать книги по этой теме, например, К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» , Юлии БорисовныГиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» , или Т. Гордона «Тренинг эффективного родителя». Но если такой возможности нет, вы сможете быстро и без затрат времени обучиться методу активного слушания, прочитав эту статью.

Немного истории или кто придумал метод активного слушания?

Метод активного слушания - техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Откуда возник этот метод? Автор метода активного слушания - Карл Роджерс - американец, гуманистический психотерапевт. Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Но наибольшую известность получила его книга«Консультирование и психотерапия», где изложены Принципы роджеровской терапии - это безоценочное принятие индивида и его выражений, открытое реагирование. Эта книга одинаковополезна как менеджеру по работе с клиентами, так и родителю.

«Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого».

Суть метода активного слушания в общении с ребенком

Если кратко охарактеризовать этот метод: необходимо слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют –эмпатическим слушанием . Главное – в момент слушания уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок . Это очень важный ключевой момент – вы не должны в момент активного слушания высказывать свои собственные мысли, выражать свои оценки тому или иному событию или поступку ребенка. Именно от желания высказать свое мнение, навязать свою точку зрения, выразить оценку событию – так трудно отказаться большинству родителей. Но если вы сможете себя сдержать – результат может превзойти все ваши ожидания.

«Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, - рассказывал потом отец, - и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!». – из книги «Общаться с ребенком. Как?» .

Несколько простых правил активного слушания

Включенное внимание

Повернуться лицом, смотреть в глаза, не задавать вопросы, когда ребенок расстроен (должна быть утвердительная форма предложений).

Пересказ услышанного своими словами

Выражайте интерес. Можно повторять за собеседником (использовать другие слова с тем же смыслом), в данном случае за ребенком, последние слова, либо кивать и произносить междометия, короткие фразы: да, я понимаю, это действительно так и т.п.

Можно пересказывать своими словами услышанное, чтобы ребенок понял, что вы его действительно слушаете и чтобы уточнить, правильно ли вы его услышали.

Дочь: я не буду носить эту ужасную юбку

Мать: тебе в ней неудобно.

Привычная реакция матери: перестань, она тебе очень идет.

Утверждающие фразы

Это фразы, которые показывают, что вы слышите и понимаете ребенка.

Сын: Не буду больше водиться с Петей!

Родитель: Ты на него обиделся.

Привычная реакция: Опять поругались?

Секрет в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

Держать паузу

Очень важно в беседе «держать паузу». Пауза дает возможность ребенку подумать, а родителю – отстраниться от своих мыслей, чувств, оценок и проблем.

Обозначить чувство

Для того, чтобы ребенок смог осознать свои чувства, ему необходимо помочь.

Дочь (с мрачным видом): Я больше с Машей не дружу!

Мать: Не хочешь с ней больше играть. (Повторение услышанного). (привычная реакция: Почему?)

Дочь: Да, не хочу...

Мать (после паузы): Ты на нее обиделась… (Обозначение чувства).

После всего услышанного допустимо выразить и свои чувства по отношению к предмету разговора (Тебе было неприятно - мне очень больно это слышать ит.п.)

В конце беседы, можно подвести итоги, задавая вопросы: Правильно ли я поняла, что...? В итоге, можно сказать что..., Насколько я поняла это..., речь шла о..., В результате....

Пример беседы по методу активного слушания

«… Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита.

ДОЧЬ: Он мою игру поломал!

МАМА: И ты расстроилась...

ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно… (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду жду, а ты не ведешь!»

Что мешает активному слушанию и чего следует избегать в беседе с ребенком

  • Приказы, команды;
  • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • морализация, нравоучения, проповеди;
  • готовые советы и решения;
  • доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;
  • критика, выговоры, обвинения;
  • обзывание, оскорбление, высмеивание;
  • использование догадок, интерпретации;
  • выспрашивание, расследование;
  • сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
  • отшучивание, уход от разговора.

В результате, анализируя метод, мы получаем простую схему для общения:

Внимание, выраженное в позе – повторение фраз - утверждающая фраза – пауза – обозначение чувства – выражение своего восприятия - итоги.

Беседа по методу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто.

«Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать» , в то время как несколько минут слушания могли бы по настоящему успокоить ребенка перед сном.», - рассуждает в своей книге Юлия Гиппенрейтер.

Важно помнить одно простое правило – любой метод, прочитанная книга, теория, методика – оживет только тогда, когда вы будете ее применять каждый день. Сначала вам придется одергивать себя, поправлять, чтобы не вернуться к прежним, привычным реакциям («какой ужас! Ты разбил вазу, да еще и поранился!» и т.п.) Но вскоре, вы почувствуете, как метод активного слушания становится частью вашей манеры поведения. Вот тогда-то и начнутся самые настоящие чудесные превращения: отношения с детьми перейдут на новый качественный уровень: понимания друг друга.


Очень часто причины детских переживаний и страданий прячутся не только в определенных действиях, контакте с окружающими. Множество стрессовых ситуаций в душе юного создания кроется в его эмоциональной сфере. Как же помочь своему ребенку и дать ему понять, что вы понимаете и слышите его. В этом поможет эффективная методика, которая в психологии называется "активное слушание".

Ранний возраст – важный период:

Дошкольный возраст является фундаментом становления личности, которая активно формируется именно в процессе общения. Главными людьми, которые влияют на развитие личности дошкольника, являются его родители. Именно они закладывают основу в становлении личности своего ребенка, являются примером для развития навыков общения своих детей. Одним из главных признаков отличной коммуникабельности является способность слушать и умение это делать на высоком уровне. На самом деле, не более 12% людей могут выслушать другого человека уравновешено, спокойно, вникая в тему разговора и качественно воспринимая услышанную информацию.
Общаясь, ребенок удовлетворяет свою потребность в том, чтобы быть понятым и принятым взрослым. Для детей очень важно, чтобы их слушали, слышали и понимали. Если родитель научится быть хорошим слушателем, успех в общении с ребенком ему обеспечен.
Вспомните случай, когда вас выслушивали так, что у вас появилось желание разговаривать с этим человеком, а по окончании разговора вас переполняло чувство облегчения, своей необходимости и ощущение важности своей персоны. Вероятно, что таких диалогов вы вспомните не слишком много.

Какой вы слушатель?:

Прежде чем приступить к осваиванию новой методики слушания вашего малыша, определите, есть ли у вас проблемы с восприятием собеседника. Для этого пройдите несложный психологический тест.

Необходимо правдиво дать ответы на вопросы теста. Если ваш ответ «да» - ставите 0 баллов, а если «нет» - 1 балл.

1. Заканчиваете Вы разговор со своим малышом, если тема Вас не интересует?
2. Перебиваете ли Вы своего ребенка?
3. Случается ли так, что Вы притворяетесь, что внимательно слушаете своего ребенка, а на самом деле думаете о чем-то другом?
4. Часто ли во время общения с ребенком в Вашей интонации можно услышать нотки иронии по отношению к малышу?
5. Вызывают ли у Вас чувство раздражения некоторые манеры малыша во время общения?

Если у Вас от 4 до 5 баллов - Вы хороший слушатель (но нет пределов совершенству), если меньше 4 – 5 баллов - необходимо развивать у себя навыки общения.

Основное предназначение слушания:

Слушая ребенка, вы выполняете такие основные задачи:

1. Осуществляете восприятие содержания информации, которую преподносит малыш;
2. Улавливаете и воспринимаете эмоциональное состояние вашего ребенка.

В процессе слушания необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Что говорит мой ребенок?» и «Как он говорит». Очень важно понять, что в этот момент переживает ребенок: нетерпение, раздражительность, может быть, он волнуется, испытывает равнодушие или имеет большое желание прекратить диалог.
Также очень важно постоянно осуществлять обратную связь: отражать информацию и чувства своего ребенка. Делать это правильно и логично родителям поможет очень эффективная методика «активное слушание», которая завоевала авторитет среди молодых родителей во многих странах и позволила вывести общение родителей и детей на новый высокий уровень.

Что такое активное слушание?:

Это способ слушания, при котором на передний план выступает полное отображение услышанной информации. Это такой вид восприятия своего малыша, при котором родители своими словами повторяют сказанное ребенком, тем самым давая ему понять, что они его полностью понимают и разделяют его проблемы и чувства.
Активное слушание подразделяется на нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание

Это самый простой способ слушания. Родители просто словесно отражают мысли и слова своего малыша. В процессе этого вида активного слушания широко используется очень внимательное молчание, а также минимальная реакция короткими словами по типу: «Ага», «Угу», «А?», «Так – так», «Давай дальше», «Да?», «Понимаю», «Правда?».

Рефлексивное слушание

Иногда только реакции словами недостаточно. Тогда необходимо вступать в разговор и высказывать свою, родительскую точку зрения, то есть перейти к следующему виду активного слушания - рефлексивному. Родитель просит у малыша пояснений, которые дублируют, обобщают, отражают его чувства. В этом случае рекомендуется активно использовать такие фразы: «Мог бы ты объяснить (пояснить)?», «Что бы ты хотел этим сказать?», «Мог бы ты еще раз повторить (напомнить)?».

Важным шагом в данном виде слушания является пересказывание. Это повторение своими словами содержания услышанного от своего ребенка. Взрослый перефразирует суть услышанного для того, чтобы малыш полностью оценил, насколько верно родитель его понял. Важно передать сказанное ребенком именно своими словами. Здесь активно используйте такие выражения: « Ты имеешь в виду…», «Насколько я смог тебя понять…», « Итак, ты думаешь…», «Другими словами, ты думаешь…».

Так взрослый показывает своему ребенку, что он полностью понял его сообщение. Если обсуждение темы затянулось, необходимо подвести итог такой фразой: «Если я тебя верно понял…». Необычайно важным считается отражение чувств ребенка. Одновременно родитель может выразить малышу свое искреннее сочувствие. Нужно обязательно в утвердительной форме назвать переживаемые ребенком эмоции и ощущения: «Ты обиделся (-лась) (раздражен, огорчен)», «Ты переживаешь…», «Понимаю, как тебе трудно», «Бедняжка, как же тебе досталось».

Рефлексивное слушание предполагает более активное общение с ребенком («Ты думаешь, что мальчик специально это сделал, чтобы тебя обидеть»).
Активно слушая ребенка, взрослый дает ему понять и почувствовать, что его поняли и что он не одинок в своей проблеме и переживаниях. Такой стиль общения помогает ребенку распознать собственные чувства и снять эмоциональное напряжение.  

Активное слушание поможет малышу быть понятным и очень близким родителям. Активно слушать малыша – это перефразировать информацию, которую кроха сообщил. Применяя эту методику, родители четко озвучивают чувства ребенка в утвердительной форме.

Вот некоторые примеры использования методики активного слушания между родителями и детьми:

Ребенок: «Она забрала у меня карандаш». Мама: «Ты обижена на нее».
- Ребенок: «Я не буду идти в детский сад». Мама: «Ты больше не желаешь ходить в детский сад».
- Ребенок: «Я не буду надевать этот костюм». Отец: «Ты не любишь этот костюм».

Родители, озвучивающие чувства и эмоции своего ребенка, всегда получают весьма неожиданные результаты.

Вот пример: отец заходит в комнату сына и обнаруживает сильный беспорядок. Отец: «Сынок, ты не навел порядок в комнате?» Сын: «Потом». Отец: «Ты не хочешь сейчас убирать». Сын: «Папа, ты у меня самый лучший!».

Чем полезно активное слушание?:

Дает возможность малышу осознать и понять свои ощущения;
Позволяет объяснить ребенку, что родители его принимают таким, какой он есть;
Это своеобразный способ влияния на малышей, который позволяет им найти решения собственных проблем самостоятельно.

Причины выбора активного слушания:

O Такой стиль общения помогает малышу побороть боязнь негативных чувств;
o Активное слушание создает теплые взаимоотношения между родителями и ребенком;
o Активное слушание помогает решить проблемы ребенка;
o Активное слушание помогает ребенку научиться прислушиваться к мыслям и идеям родителей;
o Активное слушание развивает в ребенке самостоятельности, воспитывает самоконтроль, ответственность и независимость.

Основные законы активного слушания:

Чтобы методика активного слушания стала по-настоящему эффективной и помогла наладить взаимоотношения со своим малышом, родители обязательно должны придерживаться следующих правил:

Родители должны соблюдать спокойствие;
- Родители должны иметь желание слышать своего малыша, проникать в его внутренний мир, понимать его чувства, а также искренне помочь ему в решении проблем, возникших в настоящее время;
- Родители должны научиться по-настоящему принимать все чувства и эмоции своего ребенка такими, какими они есть;
- Родители должны иметь полное доверие к своему ребенку;
- Родители не должны бояться проявлять все свои чувства по отношению к малышу;
- Воспринимайте своего ребенка как особенную уникальную личность;
- В процессе общения с ребенком проявляйте доброжелательность;
- Избегайте в общении с малышом личных оценок, постоянный упреков и замечаний к сказанному ребенком. Уважайте его точку зрения;
- Не задавайте очень большое количество вопросов;
- Давайте малышу достаточно времени подумать. Не подгоняйте и не торопите его;
- Оставьте в покое малыша в том случае, если вы заметили, что он не имеет желания в настоящее время общаться. Это нормально. Не упрекайте и не ругайте его за это. У детей, как и у взрослых, может быть разное настроение;
- Не критикуйте своего малыша или, в крайнем случае, делайте это очень редко! Тем более критиковать и поучать детей нельзя при посторонних.

Основное требование активного слушания к родителям: на время общения с ребенком отложите в сторону все свои чувства и мысли. Вы должны выслушивать только сообщение вашего малыша и максимально на нем сосредоточиться. Только в этом случае методика будет работать и ваше общение станет по-настоящему искренним (помните, что наигранность и неискренность дети очень сильно чувствуют).

Выдерживайте достаточные паузы, чтобы дать вашему малышу некоторое время побыть наедине с собой, своими мыслями и прислушаться к собственным чувствам.
Во время общения с ребенком, старайтесь расположиться таким образом, чтобы Ваши глаза были прямо напротив уровня глаз малыша (общение глаза в глаза).

Типичные ошибки родителей в процессе активного слушания:

Родители применяют методику активного слушания с целью манипулирования ребенком, стремятся сделать его послушным. Такое поведение весьма травматично для крохи. Со временем он начнет остерегаться родителей;
Родители не умеют принимать малыша без оцениваний. Они часто используют нравоучения. В результате такого общения ваш ребенок так и останется наедине со своими проблемами. Контакт с родителями так и не установится;
Родители делают акцент на отражении определенных событий, которые происходят с их ребенком, а не на проговаривании его ощущений, эмоций и чувств;
Родители активно слушают своего ребенка, не выражая никакого сочувствия и сопереживания;
Часто родители начинают использовать методику активного слушания в самое неподходящее время;
Родители притворяются, делают вид, что слушают своего ребенка;
Взрослые перебивают речь малыша;
Родители часто делают слишком поспешные выводы и заключения;
Родители задают малышу чрезмерно большое количество вопросов. Он попросту не успевает подумать, что на них ответить. А слишком маленькие дети попросту еще не умеют на них отвечать.

Все родительские ошибки во время использования методики активном слушании возникают при несоблюдении основных правил (законов) этого способа общения родителей и детей.

Что свидетельствует о положительном результате использования методики:

Полностью и бесследно исчезают все негативные переживания малыша;
- Ваш кроха начинает очень активно рассказывать о себе, он раскрывается перед родителями;
- Малыш делает первые и уверенные шаги в самостоятельном решении собственных проблем.

Дети дошкольного возраста, которые лишены нормального и полноценного общения со взрослыми, достаточно плохо развиваются как физически, так и психически.

Дети, имеющие проблемы такого характера - это результат неправильных взаимоотношений в семье!

Только в руках мудрых и неравнодушных родителей выбрать правильный и эффективный стиль общения со своими детьми, чтобы обеспечить им гармоничное развитие и счастливое будущее!


Что отличает человека от животного? . Человек создал язык, чтобы через него выражать свои мысли, желания и ощущения окружающим. При этом важным становится активное слушание. Существуют определенные приемы и техники активного слушания, методы. На примерах рассмотрим, как оно проявляется, и на упражнениях покажем, как его развить.

Люди редко могут услышать друг друга. К сожалению, неумение слушать собеседника приводит к тому, что люди не понимают друг друга, не находят решений проблемных ситуаций, расходятся и остаются при своих обидах. Вот почему важным становится активное слушание, когда человек понимает, о чем ему говорит собеседник.

Нужно уметь не только говорить, но и слушать. К успеху приходят люди, которые умеют слышать, что им говорится. Как говорится, «молчание – золото». Но если при этом человек включается в понимание слов собеседника, то его молчание превращается в бесценную драгоценность.

Что такое активное слушание?

Говоря об активном слушании, трудно передать весь его смысл. Что это такое? Активным слушанием называют восприятие чужой речи, при которой идет прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса. Человек как бы включается в процесс разговора, он слышит и осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.

Чтобы понять другого человека, для начала его нужно услышать. Как можно общаться и не слышать другого человека? Многим кажется это абсурдом. На самом деле большинства людей является поверхностным и односторонним. Пока собеседник что-то говорит, его оппонент при этом обдумывает собственные мысли, прислушивается к своим ощущениям, которые возникают в ответ на слова говорящего.

Если вспомнить, то многие отметят, что в момент, когда они слышат некое неприятное слово, все, что говорится после него, остается неуслышанным. Услышав значимое для себя слово, человек заостряет на нем свое внимание. Он эмоционирует, при этом обдумывает, что сказать собеседнику. Может даже не замечаться, что разговор уже пошел в другое русло.

Слушание называется активным лишь потому, что человек не зацикливается исключительно на собственных переживаниях и эмоциях, а воспринимает речь, которая говорится собеседником.

Активное слушание помогает:

  • Направить разговор в нужное русло.
  • Подобрать вопросы, которые помогут получить нужные ответы.
  • Правильно и безошибочно понять собеседника.

В общем смысле, активное слушание помогает установить контакт с собеседником и получить от него нужную информацию.

Техника активного слушания

Если интересуют техники активного слушания, тогда следует прочитать книгу Гиппенрейтера «Чудеса активного слушания», где он отмечает важнейшую роль данного явления. Если люди желают устанавливать эффективные контакты с близкими и окружающими людьми, тогда следует уметь не только говорить, но и слушать.

Когда человека интересует тема беседы, он обычно в нее включается. Он наклоняется или поворачивается к собеседнику, чтобы лучше его понять. Это является одним из техник активного слушания, когда человек заинтересован в том, чтобы услышать и понять информацию.

Другими факторами, влияющими на эффективное активное слушание, являются:

  • Устранение тем, которые непонятны собеседнику. Сюда можно отнести акцент и дефекты речи.
  • Безусловное принятие оппонента. Не оценивать то, что он говорит.
  • Задавание вопросов как признак включения в разговор.

Техники активного слушания:

  1. «Эхо» — повторение последних слов собеседника вопросительным тоном.
  2. Перефразирование – краткая передача сути сказанного: «Я тебя правильно понял…? Если я тебя правильно понял, то…».
  3. Интерпретация — предположение об истинных намерениях и целях говорящего, исходя из сказанного им.

Через активное слушание человек сопереживает и проясняет для себя информацию, уточняет и задает вопросы, переводит разговор в нужную тему. Это значительно повышает чувство собственной значимости, если человек хорошо владеет техниками общения.

Зрительный контакт многое говорит о том, что интересует человека:

  • Контакт на уровне глаз говорит о том, что человека интересует собеседник и информация, которую он выдает.
  • Обсматривание собеседника говорит скорее о заинтересованности личностью говорящего, нежели о той информации, которую он выдает.
  • Взгляд на окружающие предметы говорит о том, что человеку не интересна ни информация, ни сам собеседник.

Активное слушание включает кивки головой, подтверждающие возгласы («Да», «Я вас понимаю» и пр.). Не рекомендуется заканчивать за человеком его фразы, даже если вы его понимаете. Позвольте ему полностью и самостоятельно выразить свою мысль.

Важным элементом активного слушания является задавание вопросов. Если вы задаете вопросы, значит, слушаете. Ответы помогают вам уточнить информацию, помочь собеседнику разъяснить ее или перейти на нужную тему.

Следует замечать эмоции человека. Если вы говорите о том, что замечаете, какие эмоции он переживает, значит, он проникается к вам доверием.

Приемы активного слушания

Рассмотрим приемы активного слушания:

  • Пауза. Данный прием помогает подумать над сказанным. Иногда человек молчит, просто потому что не успевает подумать над чем-то большим, нежели изначально хотел сказать.
  • Уточнение. Данный прием используется с целью уточнения, разъяснения сказанного. Если данный прием не используется, то зачастую собеседники додумывают друг за друга то, что им неясно.
  • Пересказ. Данный прием помогает выяснить, насколько правильно были поняты слова собеседника. Либо собеседник подтвердит их, либо уточнит.
  • Развитие мысли. Данный прием используется как развитие темы беседы, когда собеседник дополняет информацию своими данными.
  • Сообщение о восприятии. Данный прием предполагает выражение мыслей о собеседнике.
  • Сообщение о восприятии себя. Данный прием предполагает высказывание личных ощущений и изменений, которые происходят в процессе разговора.
  • Сообщение о ходе разговора. Данный прием выражает оценку о том, как проходит общение между собеседниками.

Методы активного слушания

Говоря о методах активного слушания, речь идет о понимании слов говорящего больше, нежели они передают. Это так называемое проникновение во внутренний мир говорящего, понимание его чувств, эмоций и мотивов.

В обыденной жизни данный метод называют эмпатией, которая проявляется на трех уровнях:

  1. Сопереживание – это проявление тех же чувств, что и собеседник. Если он плачет, то и вы плачете вместе с ним.
  2. Сочувствие – это предложение своей помощи, видя эмоциональные страдания собеседника.
  3. Симпатия – это добродушное и положительное отношение к собеседнику.

Некоторые люди рождаются с врожденной склонностью к эмпатии, другие вынуждены ей обучаться. Это возможно через Я-высказывания и методы активного слушания.

Чтобы проникнуть во внутренний мир собеседника, Карл Роджерс предлагает следующие техники:

  • Постоянное выполнение обязательств.
  • Выражение чувств.
  • Соучастие во внутренней жизни собеседника.
  • Отсутствие характерных ролей.

Речь идет об эмпатическом слушании, когда человек не просто слушает, что ему говорится, но и воспринимает скрытую информацию, участвует в монологе простыми фразами, выражает соответствующие эмоции, перефразирует слова собеседника и направляет их в нужное русло.

Эмпатическое слушание предполагает молчание, когда собеседнику дают выговориться. Человек должен отстраниться от собственных мыслей, эмоций и желаний. Он полностью сосредотачивается на интересах собеседника. Здесь не следует высказывать свое мнение, оценивать информацию. В большей степени речь идет о сопереживании, поддержке, сочувствии.

Методы активного слушания рассматриваются на сайте сайт:

  1. Перефразирование – пересказ значимых и важных фраз своими словами. Помогает услышать собственные высказывания со стороны или смысл, который ими передается.
  2. Эхотехника – повторение слов собеседника.
  3. Резюмирование – краткая передача смысла высказанной информации. Выглядит в виде выводов, заключений разговора.
  4. Эмоциональный повтор – пересказывание услышанного с проявлением эмоций.
  5. Уточнение – задавание вопросов с целью уточнения сказанного. Указывает, что говорящего слушали и даже пытались понять.
  6. Логическое следствие – попытка выдвинуть предположения о мотивах сказанного, развитие будущего или ситуации.
  7. Нерефлексивное слушание (внимательное молчание) – молча слушая, вникая в слова собеседника, поскольку можно пропустить мимо ушей важную информацию.
  8. – установление зрительного контакта с собеседником.
  9. Вербальные знаки – продолжение разговора и указание, что вы его слушаете: «да-да», «продолжайте», «я вас слушаю».
  10. Зеркальное отражение – выражение тех же эмоций, что и у собеседника.

Примеры активного слушания

Активное слушание может быть использовано везде, где встречаются два человека. В большей степени оно играет важную роль в сфере работы и взаимоотношений. Ярким примером могут стать продажи, когда продавец внимательно слушает, что нужно покупателю, предлагает возможные варианты, расширяет ассортимент.

Активное слушание в продажах, как и в других сферах жизни, нужно, чтобы позволить человеку довериться и выговориться о своих проблемах. Вступая в контакт, у людей есть определенные мотивы, которые зачастую не произносятся. Чтобы помочь человеку раскрыться, нужно с ним установить контакт.

Другим примером активного слушания является общение с ребенком. Его следует понять, распознать его переживания, выяснить проблемы, с которыми он пришел. Нередко активное слушание полезно для побуждения ребенка к действиям, когда он не только жалуется, но и получает полезный совет, что можно делать дальше.

Активное слушание используется во всех видах взаимоотношений, где важным становится элемент доверия и сотрудничества. Между друзьями, между родственниками, между бизнес-партнерами и прочими категориями людей эффективно активное слушание.

Упражнения активного слушания

Активное слушание следует в себе развивать. Это становится возможным с помощью следующего упражнения:

  • Берется группа людей и разделяется на пары. В течение определенного времени один из партнеров будет играть роль слушающего, а второй – говорящего.
  • В течение 5 минут говорящий рассказывает о паре своих личных проблем, акцентируя внимание на причинах возникновения трудностей. Слушающий при этом использует все техники и приемы активного слушания.
  • В течение 1 минуты после упражнения говорящий говорит о том, что помогало ему открываться, а что мешало. Это позволяет слушающему понять собственные ошибки, если они имелись.
  • Следующие 5 минут говорящий должен рассказывать о своих сильных сторонах, которые помогают ему устанавливать контакты с людьми. Слушающий продолжает использовать приемы и техники активного слушания, учитывая собственные ошибки, совершенные в прошлый раз.
  • Следующие 5 минут слушающий должен пересказать все, что он понял из обоих рассказов говорящего. При этом говорящий молчит и лишь кивком головы подтверждает или отрицает правильность того, понял его слушающий или нет. Слушающий в ситуации несогласия с ним должен поправить себя, пока не получит подтверждения. Окончание данного упражнения заключается в том, что говорящий может уточнить, где его неправильно поняли или исказили.
  • Затем говорящий и слушающий меняются ролями, по новой проходят все этапы. Теперь слушающий говорит, а говорящий внимательно слушает и использует приемы и техники активного слушания.

В конце упражнения подводятся итоги: какая роль была самой трудной, в чем заключались ошибки участников, что следовало бы сделать и пр. Данное упражнение не только позволяет отрепетировать навыки активного слушания, но и увидеть барьеры общения между людьми, увидеть их в реальной жизни.

Итог

Речь является одним из способов построения отношений и связей. Активное слушание является методом успешного установления контактов между людьми, которые в этом заинтересованы. Итог его применения может порадовать и удивить многих людей.

Культура современного общения достаточно низкая. Люди много говорят, часто не слушая своих собеседников. Когда возникает молчание, то чаще всего люди погружены в собственные мысли. А когда возникает разговор, то люди пытаются по-своему интерпретировать услышанное. Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению по итогам.

Развитие активного слушания устраняет все проблемы в общении. Установление доброжелательных контактов является первоначальным преимуществом данного приема.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Дорогие родители! Хотим обсудить с вами сегодня методику «активного слушания». Это уникальная техника общения, разработанная и введенная в нашу культуру и в практику воспитания детей известным психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Активное слушание начали использовать психологи за рубежом, а в России этот метод стал пользоваться популярностью сравнительно недавно. В последние годы все больше людей признают эффективность такого способа общения, который позволяет наладить более глубокий контакт как родителей с детьми, так и взрослых людей друг с другом, а также избежать многих конфликтов.

О пользе активного слушания, его способах и результатах подробно рассказывается в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Приемы активного слушания нужны для того, чтобы помогать своему ребенку в тех ситуациях, в которых невозможно научить или показать. Тогда остается только один способ помощи - нужно его просто выслушать. Это важнее всего тогда, когда у ребенка есть проблемы с выражением чувств и эмоций - он испытывает страх, обиду, непонимание и другие негативные эмоции. Активное слушание позволяет родителям показать, что они знают о переживаниях ребенка. Часто дети не понимают, какие эмоции они испытывают, и именно родители могут более точно назвать детям их переживания и помочь с ними справиться. Ю.Б. Гиппенрейтер пишет, что активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

Например, на возмущённое «Он отнял мою машинку!» можно сказать малышу привычное и, казалось бы, успокаивающее «Ну ничего, поиграет и отдаст». Или же назвать его чувства: например, сказать «Ты очень огорчён». Вот только в первом случае вы показываете ребёнку, что его чувства не важны, оставляя его наедине с его обидой. Ему приходится доказывать, что тут есть из-за чего расстраиваться - и он продолжает плакать и кричать. Вторая фраза даёт ему понять - мама с ним, рядом, она слышит и понимает его, разделяет его чувства.

Итак, как же правильно слушать ребенка?

Назовите переживание ребенка

Когда ребёнок расстроен, обижен, испуган или просто устал, самое главное - дать ему понять, что вы слышите его и знаете о его переживании. Для этого нужно озвучить, что, как вы поняли, он сейчас чувствует. Именно это и означает «активно выслушать». В ответе родителей полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Иногда родители не сразу угадывают причину расстройства ребенка, но дети своими репликами и ответами направят вас к правильному решению.

Повернитесь к ребенку

Смотрите в лицо ребенку, прямо ему в глаза, если ребенок маленький, то присядьте к нему, чтобы быть с ним на одном уровне. Можно взять его за руку или сесть к нему поближе. Ошибка - слушать из другой комнаты, отвернувшись к плите или лежа на диване. «Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать», - пишет Гиппенрейтер. Эти сигналы бессознательно считывает ребёнок любого возраста, и вы не сможете активно выслушать его, попутно смотря телевизор или читая газету.

Стройте фразы в утвердительной форме

Все ваши фразы должны строиться в утвердительной форме. Дело в том, что, например, на вопрос: «Что-то случилось?», вы, скорее всего, получите ответ: «Ничего». А вот утвердительное «Что-то случилось…» помогает начать ребенку свой рассказ. Вопрос не отражает сочувствие, а утверждение сразу же настраивает родителей на эмоциональную волну ребенка.

Делайте паузу

Сказали реплику и какое-то время молчите - это даст возможность ребенку лучше осмыслить свои переживания. Пока ребенок смотрит в сторону, вдаль, значит, он прорабатывает свои эмоции и переживания. После ответа ребенка помолчите еще немного - вдруг он что-то добавит.

Активное слушание надо применять, когда у ребенка эмоциональные переживания, и он не может их выразить и назвать. А вот если ребенок сам вам активно что-то рассказывает, то отвечать развернутыми фразами не надо - достаточно кивать головой и вставлять слова типа «Ага!», «Да-да», «Замечательно!», «Неужели?». Это уже будет ваше пассивное слушание.

Ю.Б. Гиппенрейтер не зря замечает, что техника активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Но она имеет ряд преимуществ. Во-первых, вы снижаете отрицательные переживания ребенка. Во-вторых, ребенок начинает больше доверять родителям и рассказывать им о себе намного охотнее. В-третьих, проговаривая переживания, ребенок сам начинает лучше понимать свои проблемы и легче находит способы их решения. Есть еще один положительный эффект от активного слушания - это его влияние на родителей. Родители после применения данной техники отмечают повышение чувствительности к нуждам ребенка. Они становятся терпимее, спокойнее относятся к «отрицательным» чувствам ребенка, начинают понимать, от чего ему плохо. Когда родители применяют активное слушание, то и дети тоже начинают активно слушать родителей, лучше понимать их, проявлять больше сочувствия.

Таким образом, техника активного слушания помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, с ее помощью можно разрешать его эмоциональные и душевные переживания. Однако у родителей существует большое количество шаблонных высказываний, которые передаются из поколения в поколения, и затрудняют общение с детьми, мешая овладеть новой практикой.

Препятствия на пути «активного слушания»

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!» и т.д. В этих фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются и обижаются.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Они также плохи еще и тем, что при частом повторении перестают на них реагировать.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего - все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если ребенок нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения - самый неудачный способ помочь делу.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». Зачастую мы не скупимся на подобные советы и даже считаем своим долгом давать их детям. Такая позиция родителей - позиция «сверху» - раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме. Детям надо самим принять решение - это их путь к самостоятельности, поэтому очень важно давать им такую возможность.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась - пеняй на себя». И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, и возникает то, что психологи называют « «психологической глухотой».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!». Такие фразы обычно вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка, а это порождает новые проблемы.

7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее и расстраиваться, когда ее нет.

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!». Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и сделать его более уязвимым или агрессивным. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются.

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…». За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили раньше.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что фразы «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую» и т.п. прозвучат слишком формально. Может быть, стоит вместо этого просто обнять ребенка. А во фразах типа: «Успокойся!», «Не обращай внимания!» ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. «Отшучивание», уход от разговора. Это воспринимается ребенком, как обесценивание серьезности его чувств, безразличие родителей к его проблемам и вызывает обиду. «Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками - это не «естественные», а тоже выученные фразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции. Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать эту конструкцию и помочь родителям научиться «ездить» на «лучшей машине». В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху» - пишет Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге.

Важно отметить, что предлагаемая методика универсальна. Ее можно использовать не только с детьми, но и в общении с коллегами, друзьями, супругами. Всем приятно, когда другой не только слушает, но и слышит, разделяет чувства и ищет пути более глубокого, доверительного общения.

В нашем развивающем центре «Летиция» у высокопрофессиональных и опытных специалисто-психологов и педагогов можно получить более подробные консультации , как по методике «активного слушания» , так и по любым проблемам, связанным с трудностями в воспитании и обучении детей любого возраста.