Подготовка к рождеству христову. Подготовка к Рождеству – как всё успеть: опыт многодетных

Традиции

Считается, что садиться за рождественский стол до появления в небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Иисуса. Такого требования нет в церковных канонах, но христиане уже давно соблюдают эту традицию. А еще с наступлением сумерек на подоконниках зажигают свечи, символически приглашая Деву Марию прийти в дом, чтобы разрешиться от бремени.

Свят вечер — праздник семейный, поэтому в этот вечер все родные должны быть дома. Хозяйка заранее готовит . Под скатерть на стол кладут чистую солому (символизирующую ясла, где родился Спаситель). По традиции, за столом должно быть четное количество людей, если их нечетное число, то ставят еще один свободный прибор. Во время святого ужина вставать из-за стола не положено.

Трапезу начинают с разговения кутьей, потом пробуют и остальные блюда. Собравшиеся радуются наступающему Рождеству, ведут неспешные беседы о добрых делах. Если придет случайный гость, его усаживают за стол, так как считается, что в эту ночь в виде нищего может явиться Бог. В Свят вечер с праздником поздравляют даже домашних животных, а бездомным собакам и кошкам выносят угощение за порог. Уже после трапезы наступает время раздачи подарков, .

Рождественские гадания

В ночь с 6 на 7 января принято гадать. К и в другие праздники относятся по-разному. Ревностные христиане считают, что все гадания - не более чем языческая традиция, пришедшая к нам из глубины веков. Они напоминают, что Церковь называет гадание большим грехом.

Другие в противовес утверждают, что в святочные дни нечистая сила теряет свою мощь и не может навредить людям, а священнослужители вроде бы не считают гадания на святки "бесовскими" и разрешают такие забавы. Однако традиция гадания на Рождество соблюдается до сих пор.

Церковь

Рождество — это в первую очередь праздник души. Поэтому, если вы решили провести ночь накануне Рождества в храме, тогда узнайте, как правильно подготовится к длительной рождественской службе.

Во-первых, готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. Для этого обязательно поспите накануне перед службой, и выпейте кофе.

Поститесь правильно. "До первой звезды" означает не голодать, а присутствовать на богослужении. В этом случае поесть можно будет уже днем, то есть после окончания литургии. Но если этот день вы решили посвятить уборке, и так далее, тогда ешьте после "первой звезды".

Что касается исповеди, то лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться. Людей в храме будет очень много, а батюшка, как правило, один. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Тем более, что это не несет никакой пользе ни душе, ни телу.

Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов. В таком случае, вы будете знать, когда можно ненадолго присесть и слушать то, о чем читают. По выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах.

В праздники храмы переполнены. Поэтому поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, в таких случаях правильнее положить в ящик для пожертвований, чем во что бы то ни стало прорываться к подсвечнику. Обязательно причаститесь.

Рождественский стол

Традиционно в Украине, помимо , на столе обязательно присутствовали еще 11 блюд (вместе с кутьей 12 — в честь 12 апостолов). Это узвар (компот, приготовленный из сушеных ягод и фруктов), капустняк, горох, рыбные блюда, голубцы с рисом, постный борщ с грибами, каша гречневая, вареники с капустой, постные блины, грибы, пироги.

Трапеза проходит без алкоголя, а все блюда подаются слегка разогретыми, чтобы хозяйка дома постоянно находилась за столом, а не отвлекалась на готовку. Считается, что нужно попробовать каждое блюдо, но не съедать его полностью — чтобы в доме всегда был достаток.

Подарки

Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших ему золото, ладан и смирну. Издавна традиционным рождественским подарком были свечи . Они обязательно должны быть праздничными, красиво оформленными. Свеча символизирует жизнь яркую, горящую, светлую, а также уют в доме.

Лучший подарок и большим и маленьким — это сладости . Излюбленное лакомство европейцев — это марципановые рождественские фигурки. Также успехом пользуются шоколадные фигурки и пряники.

Фигурки Иисуса и Марии традиционный подарок во многих странах. Кроме того, принято дарить маленькие иконки с изображением Христа и Марии. В некоторых странах на Рождество дарят книги — как символ знаний и мудрости. Часто они были духовного содержания, и особое внимание уделялось празднично оформленной обложке. Детям подойдут сказки с красивыми картинками.

Источник фото: pixabay.com, открытые источники в сети

1.1. Настоящие правила определяют порядок и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на сайте ООО “Городской сайт” — интернет-газета “Gorsite.ru” (Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77 - 68760 от 17.02.2017г.) (далее — «Издание») www.gorsite.ru (далее — «Сайт»), а также материалов, входящих в специальные проекты Издания (далее — «Специальные проекты»).

1.2. Любые материалы, размещенные на Сайте Издания и в Специальных проектах, являются объектами авторского права. Права Издания на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

1.3. Использование материалов, размещенных на Сайте и в Специальных проектах, допускается только с письменного согласия Издания. Бесплатное использование материалов возможно только в случаях, прямо предусмотренных в пп. 2.2.1.-2.2.3. настоящих правил.

1.4. Настоящие правила распространяют свое действие на следующих пользователей: информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица (далее — «Пользователи»).

  1. Использование материалов. Виды использования

2.1. Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

2.2. Использование на безвозмездной основе:

2.2.1. Любые материалы Издания могут быть использованы без письменного согласия Издания и на безвозмездной основе при условии, что пользователь является физическим лицом, и такое использование осуществляется исключительно в личных целях.

2.2.2. Использование информационных текстовых материалов Издания религиозными и благотворительными организациями, а также любыми образовательными учреждениями на безвозмездной основе возможно только после получения письменного разрешения (согласия) Издания.

2.2.3. Новостные материалы Издания, расположенные по адресу http://(поддомен).gorsite.ru/..., могут быть использованы любыми Пользователями без получения письменного разрешения Редакции и на безвозмездной основе при условии, что эти материалы не являются основным содержимым продукта, в котором используются. При этом Пользователи обязаны в каждом случае использования новостных материалов дать ссылку на источник и гиперссылку на сайт, с которого заимствованы указанные материалы.

2.2.4. Внесение каких-либо изменений и/или дополнений в материалы Издания, а также любая переработка материалов запрещена.

2.3. Иные виды использования:

2.3.1. Коммерческое использование материалов Издания осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

2.3.2. Запрещается любое использование фото-, графических, видео-, аудио- и иных материалов, размещенных на Сайте и в Специальных проектах, принадлежащих Изданию и иным третьим лицам.

2.3.3. В случае необходимости использования материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, принадлежащих Изданию, Пользователи обязаны получить письменное разрешение (согласие) Издания на использование таких материалов на возмездной основе.

2.3.4. Использование материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, в объеме и целях, не предусмотренных договором между Изданием и Пользователем, а также без договора не допускается.

2.3.5. Стоимость использования каждого конкретного материала согласуется сторонами в каждом конкретном случае.

2.3.6. В случае необходимости использования материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, принадлежащих третьим лицам, Пользователи обязаны обращаться к правообладателям таких материалов.

  1. Обязанности Пользователей при использовании материалов

3.1. При использовании материалов Издания в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Издания обязательна:

3.1.1. в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования материалов указать источник — сайт “Gorsite.ru” (www.gorsite.ru), в случае использования материалов, размещенных в Специальных проектах, — http://название проекта.gorsite.ru/.

3.1.2. в Интернете или иных формах использования в электронном виде, Пользователи в каждом случае использования материалов обязаны разместить гиперссылку на Сайт — “Gorsite.ru” (www.gorsite.ru), в случае использования материалов, размещенных в Специальных проектах, — http://название проекта.gorsite.ru/.

3.1.3. Ссылка на источник или гиперссылка, указанные в пп. 3.1.1 и 3.1.2. настоящих правил, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового материала, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим материалом Издания.

Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются материалы Издания, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы Издания.

3.1.4. Использование материалов Издания, полученных из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

3.2. При использовании материалов Издания не допускается переработка их оригинального текста. Сокращение материала возможно только в случае, если это не приводит к искажению его смысла. В таком случае Пользователи самостоятельно несут ответственность за искажение смысла материалов.

3.3. При использовании информационных, новостных материалов Издания Пользователи не должны указывать у себя на сайтах и в RSS-рассылках время выхода информационных, новостных материалов идентичное или раньше времени их выхода на сайте Издания.

  1. Издание оставляет за собой право изменять настоящие правила в одностороннем порядке в любое время без уведомления Пользователей. Любые изменения будут размещены на Сайте — www.gorsite.ru. Изменения вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.

По всем вопросам использования материалов Издания просьба обращаться:

Зенков Сергей Владимирович, управляющий директор:

[email protected]

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

В Украине ночь перед Рождеством называют Свят вечер. Его отмечают 6 января накануне Рождества Христова. В этот день заканчивается cорокадневный Филиппьев пост. Свят вечер принято провести постной трапезой в честь Рождества и одновременно встретить наступление радостного дня – 7 января, пишет КиевПравда со ссылкой на Хочу .

Традиции

Считается, что в Свят вечер нельзя садиться за рождественский стол до появления в небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Иисуса. Такого требования нет в церковных канонах, но христиане уже давно соблюдают эту традицию. А еще с наступлением сумерек на подоконниках зажигают свечи, символически приглашая Деву Марию прийти в дом, чтобы разрешиться от бремени.

Свят вечер - праздник семейный, поэтому в этот вечер все родные должны быть дома. Хозяйка заранее готовит ужин из 12 постных блюд. Под скатерть на стол кладут чистую солому (символизирующую ясла, где родился Спаситель). По традиции, за столом должно быть четное количество людей, если их нечетное число, то ставят еще один свободный прибор. Во время святого ужина вставать из-за стола не положено.

Трапезу начинают с разговения кутьей, потом пробуют и остальные блюда. Собравшиеся радуются наступающему Рождеству, ведут неспешные беседы о добрых делах. Если придет случайный гость, его усаживают за стол, так как считается, что в эту ночь в виде нищего может явиться Бог. В Свят вечер с праздником поздравляют даже домашних животных, а бездомным собакам и кошкам выносят угощение за порог. Уже после трапезы наступает время раздачи подарков, колядования и гуляния на улице.

Рождественские гадания

В ночь с 6 на 7 января принято гадать. К гаданиям на Свят вечер и в другие праздники относятся по-разному. Ревностные христиане считают, что все гадания – не более чем языческая традиция, пришедшая к нам из глубины веков. Они напоминают, что Церковь называет гадание большим грехом.

Другие в противовес утверждают, что в святочные дни нечистая сила теряет свою мощь и не может навредить людям, а священнослужители вроде бы не считают гадания на святки «бесовскими» и разрешают такие забавы. Однако традиция гадания на Рождество соблюдается до сих пор.

Церковь

Рождество – это в первую очередь праздник души. Поэтому, если вы решили провести ночь накануне Рождества в храме, тогда узнайте, как правильно подготовится к длительной рождественской службе.

Во-первых, готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. Для этого обязательно поспите накануне перед службой, и выпейте кофе.

Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении. В этом случае поесть можно будет уже днем, то есть после окончания литургии. Но если этот день вы решили посвятить уборке, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда ешьте после «первой звезды».

Что касается исповеди, то лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться. Людей в храме будет очень много, а батюшка, как правило, один. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Тем более, что это не несет никакой пользе ни душе, ни телу.

Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов. В таком случае, вы будете знать, когда можно ненадолго присесть и слушать то, о чем читают. По выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

В праздники храмы переполнены. Поэтому поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, в таких случаях правильнее положить в ящик для пожертвований, чем во что бы то ни стало прорываться к подсвечнику. Обязательно причаститесь.

Рождественский стол

Традиционно в Украине, помимо кутьи, на столе обязательно присутствовали еще 11 блюд (вместе с кутьей 12 – в честь 12 апостолов). Это узвар (компот, приготовленный из сушеных ягод и фруктов), капустняк, горох, рыбные блюда, голубцы с рисом, постный борщ с грибами, каша гречневая, вареники с капустой, постные блины, грибы, пироги.

Трапеза проходит без алкоголя, а все блюда подаются слегка разогретыми, чтобы хозяйка дома постоянно находилась за столом, а не отвлекалась на готовку. Считается, что нужно попробовать каждое блюдо, но не съедать его полностью – чтобы в доме всегда был достаток.

Подарки

Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших ему золото, ладан и смирну. Издавна традиционным рождественским подарком были свечи. Они обязательно должны быть праздничными, красиво оформленными. Свеча символизирует жизнь – яркую, горящую, светлую, а также уют в доме.

Лучший подарок и большим и маленьким – это сладости. Излюбленное лакомство европейцев – это марципановые рождественские фигурки. Также успехом пользуются шоколадные фигурки и пряники.

Фигурки Иисуса и Марии – традиционный подарок во многих странах. Кроме того, принято дарить маленькие иконки с изображением Христа и Марии. В некоторых странах на Рождество дарят книги – как символ знаний и мудрости. Часто они были духовного содержания, и особое внимание уделялось празднично оформленной обложке. Детям подойдут сказки с красивыми картинками.

Неизменный символ Рождества – ангелочки. Их принято дарить на удачу, а также для того, чтобы ангел-хранитель оберегал от всех неприятностей.

Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев расскажет о праздновании Рождества Христова

Братья и сестры, я вас приветствую. У нас есть два календаря - Юлианский и Грегорианский. Согласно Грегорианскому календарю - 25-го декабря, по-нашему на Спиридона Тримифунтского, празднует большая часть христианского мира Рождество по плоти Господа Иисуса Христа.

У Христа два Рождества. Сын Божий рождается вне времени от отца, без матери, и на земле рождается однажды во времени, от матери без отца. И празднуем мы, собственно, Рождество Сына Божиего в плоти от матери Марии Девы от Духа Святаго и без семени мужа. Можно поздравлять сегодня всех тех, кто празднует Рождество по этому календарю. В православном мире это немало-немного румыны, болгары, греки и много еще кого. В Америке, Канаде православные христиане празднуют именно в эти дни Рождество Христово. В Палестине, Иерусалимская церковь, грузины, сербы, русские - праздную по-другому, по Юлианскому календарю. А часть православного мира празднует так. Поэтому это не только католическое Рождество, а также и для православных, живущих по Грегорианскому церковному календарю, в отличие от Пасхи.

Пасха у нас у всех православных совершается одинаково, Пасхалия у нас единая. И весь православный мир празднует Пасху в один и тот же день. Это очень важно. Мне кажется, очень важно понимать, что празднуем. Что празднуем, братья? Празднуем воплощение Божие. Это то, чем отличается христианство от иудаизма и мусульманства. Потому они монобожники. И те, и те поклоняются, как умеют, как могут, как научили Творцу неба и земли. Но только христианство утверждает, что Бог стал человеком.

Говоря словами Иоанна Богослова: «Слово - плоть бысть, и видехо славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины». Слово стало плотью. Слово инкарнировалось, воплотилось, стало человеком, одушевилось. То есть, Слово Божие, которое всегда у Бога, которое есть Бог, из Пролога Евангелия от Иоанна мы научены, что оно стало плотью от Марии Девы и вочеловечилось. О чем мы поем в Символе Веры: Веруем в Христа Сына Божия, рожденнаго, несотвореннаго, единосущного Отцу. Через которого все стало. Все было. Имже вся быша.

Вот мы именно должны в эти наши безбожные времена утверждать празднование на догматической основе. Что у церкви нет недогматических праздников. Введение во храм, Успение, Преображение, Рождество, Пасха, Богоявление - это всё догматические праздники, у них есть догматический фундамент. Праздновать праздник с плюшками и коврижками, не зная догматики праздника - это какое-то сомнительное занятие, которое потом прорвется, как плотина, как бы, значит, с треснувшей стенкой под напором воды. От потока разных новых учений, или от фактического безбожия.

Я сегодня смело призываю себя, дурака, и вас всех, умных и разумных, к тому, чтобы мы понимали догматическую основу праздников. В Рождество мы празднуем уникальную вещь - Бог стал человеком. «Несомненно, - пишет Павел к Тимофею, -- великого благочестия тайна - Бог воплотился, Бог стал человеком. Оправдал себя в духе, показал себя ангелом. Проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Мы проповедуем, что Бог стал человеком, Божество и человечество, в лице Иисуса Христа, соединились. Соединились, по словам четвертого Собора Вселенского, соединились неразрывно и не слитно. То есть, не сливаясь, не разъединяясь. И мы празднуем, в лице Христа, этого «бамбина джезу». За моей спиной эти шопки, по-польски говоря, или вертепы по-русски говоря. Это там, где малыш Иисус, над ним Мария, сделаны фигурки из глины или из дерева. Иосиф, три царя, которых в Средневековье стали изображать неграми, желтыми и белыми. Как бы представители трех рас, приходящих к Иисусу поклониться. … Три мага с Востока, персидские волхвы. Они там не были. Но начали так изображать для того, чтобы показать приход к Иисусовым яслям всех народов.

Можно спрашивать у прихожан своих: что празднуете, люди? Что, вообще, празднуется? Рождение ребенка? Они рождаются каждый день в большом количестве. Мы же не ходим в роддома с пальмовыми ветвями, махать над каждым малышом. А кто родился? Что такого особенного? Родился искупитель наших грехов. А кто сказал? Звезда с неба сказала. Вот она, стала над домом … И люди пришли с Востока, принесли ему дары, золото … смирну, показав, что Он есть и Господь, и жертва, и царь. Он - маленький Иисус, родившийся от Девы Марии, не знавшей мужа. Чье чрево семени мужского не знало, которая Девой сохранилась. Родила его без боли, и повила, и поклонилась Ему.

Празднуем Бога, ставшего человеком. Если мы это забудем - нет смысла в Рождестве. Нет смысла в Пасхе, если все свелось к куличам и яйцам. Нет смысла в Рождестве, если мы не знаем, что празднуем до сих пор. Христиане - это не просто монотеисты, не просто верующие, что Бог один. Ты веришь, что Бог один и хорошо делаешь, неосновательный человек. Бесы тоже веруют, но трепещут. Мы веруем в Бога, ставшего человеком. В своем Сыне единородном, в Слове своем Он воплотился, Слово стало плотью. Это Слово и есть бамбина джезу, этот маленький Иисус, этот ребенок Иисус, имя которого было открыто заранее Иосифу и Марии. Которому поклоняемся, который вырастет, в восемь дней будет обрезан, в 14 лет воцерковится, станет, так сказать, посвященным в тайны. И войдет в храм Божий, будет беседовать со старцами. А потом в 30 лет будет крещен от Иоанна на Иордани. И будет одет силой Духа Святого и пойдет в пустынь на 40 дней. Потом вернется - будет проповедовать три года. А потом будет отвержен и распят. И ляжет в гроб и воскреснет. Вот мы празднуем начало всего этого.

В эти праздники нужно сращивать наши застолья, наши все штуки зимние и веселые с кровавой историей жизни Христа Спасителя и с его торжественным славным Воскресением. То есть, наши праздники догматичны. У нас нет недогматичных праздников. Праздник дает человеку веселье и отдых. Дает ему ослабление и ослабу некую в житейских трудах. И дает ему догматическую нагрузку. Он дает ему некий якорь в душе, чтобы нас не унесло. Чтобы якорь брошенный держал тебя на месте. Держитесь на месте. Изучайте учения Церкви. Читайте Евангелие. Ходите в храм. Без храма христианство - это … перышки одуванчика, который дунуло - и нет его. В храм ходите. Кайтесь перед Богом в грехах своих. Радуйтесь перед Господом. О грехах своих плачьте. Нужно уметь делать и то, и другое. О Господе радоваться, о грехах своих толковать и плакать. Каяться нужно уметь.

Так что поздравляем с Рождеством всех тех, кто празднует Рождество по Грегорианскому календарю. У нас пока что Спиридон. Его молитвами спасаемся. А потом будет и наш праздник через две недели. И мы - вторая часть христианского мира будем праздновать Рождество Христово. То есть, воплощение Бога Слово. Пока что с праздником тех, кто уже к празднику приблизился. Ну, а наш праздник еще впереди. До свидания.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}