Для всех и обо всем. Кошки в славянской мифологии

Вернуться к списку животных >>>

Кот, кошка. В ряде мифологических традиций образ Кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст , связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой , что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).
В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135). Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.
В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. 18 в. изображения Кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (Кот как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти;
Кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с обра-зом Кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.

Кошка ¬ крайне противоречивый символ, воплощение красоты, грациозности, независимости, ловкости и неуязвимос¬ти (последние два значения связаны с ее поразительной живучестью и способностью всеrда приземляться на лапы), но в то же время олицетворение похотливости, хитрости и злости. Применительно к человеку кошачьи качества часто приобретают неrативный оттенок: невернoro мужчину обычно уподобляют блудливому коту, а ветреную женщину ¬ похотливой кошке. Коrда же разrневанная женщина пускает в ход свое отточенное eстeственное оружие ¬ длинные ноrти, ее сравнивают с разъяренной кошкой.
Давно было подмечено, что rрациозное животное очень любит rулять при луне, поэтому в мифолоrии оно занимает место рядом с древними боrинями луны: rреческой Артемидой , римской Дианой и скандинавской Фрейей . Это отразилось и в изобразительном искусстве Peнeccaнса, rде повозку Фрейи везут две черные кошки.
В релиrии Древнеrо Еrипта существовал культ Бастет, лунной боrини Kpaсоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей rоловой. В Бубастисе, центре поклонения боrине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Еrиптяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную божественному животному, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство кошки ¬ собственной жизнью.
Смерть какой¬нибудь из кошек еrиптяне переживали как национальную Tparедию. Хозяева, а лучше сказать, прислужники околевшеrо животноrо, в знак траура сбривали себе брови и, обливаясь rорькими слезами, переносили трупик кошки в храм. Жрецы Бастет бальзамировали покойную и поrребали ее на священном кошачьем кладбище. В моrилкуусопшей клали дохлую мышь, чтобы кошке было чем позабавиться на том свете, а после похорон устанавливали на скорбном холмике памятник ¬ небольшое каменное изваяние. Современные археолоrи обнаружили в Бубастисе около миллиона (!) таких изваяний. Друrое подобное кладбище было открыто при раскопках в Верхнем Еrипте, неподалеку от селения Бени¬хасан. Здесь археолоrи насчитали около 180 тысяч древних захоронений. Heтpyдно себе представить, какие чувства они испытали, коrда выяснилось, что большинство животных покоилось В золотых и серебряных ящиках, инкрустированных драrоценными камнями!
В конце концов пламенная любовь еrиптян к кошкам, доходившая до раболепноrо обожания, их и сryбила. В 525 ro¬ ду до н.э. В Еrипет вторrлось персидское войско царя Камбиза. Персы, хорошо изучившие местные нравы, наловили за вpeмя похода множество кошек и в решающем бою у Пелусия прикрывались ими, как живыми щитами. Завидев увешанных кошками персов, еrипетские лучники, опасаясь поранить своих истошно вопивших любимиц, отказались стрелять во вpara. Так кошачьи поклонники сделались жалкими рабами персов.
Практичные римляне, всеrда презиравшие релиrиозный фанатизм во всех ero проявлениях, нашли кошкам лучшее применение, сделав их охотниками за дoмашними мышами. В то же время ropдым римлянам импонировал независимый нрав rрациозноrо животноrо, поэтому в Риме кошка стала эмблемой свободы и спутницей боrини Либертас (персонифицированной свободы).
Если в Древнем Еrипте кошек обожествляли, то суеверные жители христианской Европы ударились в дрyryю крайность, принимая кошек за ведьм, а котов ¬ за оборотней и прислужников caмoro Сатаны. Махровые мракобесы Шпренrер и Инститорис в своем трактате «Молот ведьм» умудрились «научно» обосновать способность ведьм перевоплощаться в черных кошек. Для этоrо вида оборотничества был даже выдуман специальный термин ¬ элюрантропия. Масла в oroнь подлил и воинственный римский папа Юлий 11 (1503¬ 151З), призвавший к «крестовому походу» против черных кошек. Гонения на кошек начались по всей Европе, и только в Aнrлии, rде властный король Генрих VIII (1509¬ 1547), желая освободиться от rнeтущей опеки Ватикана, начал реформацию церкви, черные кошки чувствовали себя в полной безопасности.
От суеверных христиан, не отставали и не менее суеверные мусульмане, которым в каждой кошке Meрещился перевоплотившийся злобный джинн . В конечном итоrе каждый народ остался при своем мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка ¬ предвестник беды, то для анrличан и американцев ¬ как раз наоборот. Анrлийские моряки, например, увeряли, что кораблю с черным котом на борту не страшна никакая буря.
На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых rонений на них не устраивали. Что же касается кошек дрyrих расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам и Мурзикам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, коrда кошки тревожным мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев о надвиrающейся беде: пожаре, наводнении, землетрясении и т.д. удивляться этому не стоит, поскольку животные и поныне сохраняют ту незримую связь С матерью¬природой, которую человек, ее неблаrодарное дитя, давно отринул и утратил.

Почему кошек часто считают мистическими животными? Что в них есть такого, чего нет в других животных? Египтяне поклонялись кошкам, европейцы боялись их, а японцы беспокоились о том, что они начнут ходить на задних лапах и разговаривать, как люди. По всей видимости, представители всех культур мира согласятся с тем, что кошки – самые загадочные и мистические существа на планете.

1. Кайт Ши
Кайт Ши означает «сказочный кот». Этот кот – размером с молодого телёнка; он полностью чёрный, за исключением белого пятнышка на груди. Ирландцы верили, что кайт ши – сказочное животное. В свою очередь, шотландцы считали, что кайт ши – это обращённая ведьма. Согласно легенде, кайт ши – это ведьма, которая может обратиться в кошку всего девять раз. На девятый раз она останется в теле кошки навсегда.
Шотландцы верили, что если кайт ши появилась у тела покойного, значит, она пришла, чтобы забрать его душу, до того как она отправится в другой мир. Люди делали всё возможное, чтобы защитить тело умершего от кайт ши до погребения. Они дежурили возле него 24 часа в сутки. Они боролись друг с другом и соревновались в прыжках, потому что, по их мнению, это должно было отвлечь кайт ши.
В качестве ещё одного трюка они загадывали сложную загадку, поскольку думали, что кайт ши остановится, чтобы подумать над ответом. В помещении с телом не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши.

2. Кот-кактус
Около 1000 лет назад в народе ходили истории об озорных котах-кактусах, которые проживали в пустынях на юго-западе Соединённых Штатов и севере Мексики. Коты-кактусы были похожи на обычных домашних кошек, однако всё их тело, начиная от ушей и заканчивая хвостом, было покрыто иголками, как у кактуса.
Коты-кактусы питались соком кактусов, но не тем способом, о котором Вы подумали. Они надкусывали нижнюю часть кактуса и оставляли его на некоторое время в покое, после чего подбегали к следующему кактусу и делали то же самое. Спустя несколько дней схема повторялась.
Когда они возвращались к первому кактусу, сок в нём уже перебродил и превратился в спирт. Они выпивали его и отправлялись поздним вечером бродить по пустыне, громко мяукая и закалывая колючками всех, кто попадался им на пути. К сожалению, эта пагубная привычка привела к вымиранию котов-кактусов, поскольку под воздействием алкоголя они становились лёгкой добычей для ковбоев, которые любили охотиться на них.


3. Кошки с хвостом-булавой
Кошка с хвостом-булавой – это дикая кошка, которая, по слухам, проживает в северной части Соединённых Штатов Америки. С виду она очень похожа на анкилозавра. Кошка с хвостом-булавой использует огромный шар с шипами на конце своего хвоста, чтобы убивать добычу.
Эта кошка целый день может просидеть на дереве, выжидая, пока под ним не пройдёт ни о чём не подозревающая жертва. Она прыгает на неё сверху и до смерти забивает своим хвостом-булавой. Во время сезона спаривания коты этого вида используют свои необычные хвосты для того, чтобы привлечь самок: они стучат ими по полым брёвнам, издавая громкие звуки.
Родственниками кошек с хвостом-булавой являются кошки особого вида, который встречается только на юге США. Они также любят затаиться на дереве в ожидании своей добычи. У них есть длинный, как верёвка, хвост, на конце которого имеется шар, на одной стороне гладкий, а на другой – с шипами. Когда мимо проходит жертва, эти кошки сначала бьют её по голове гладкой стороной шара для того, чтобы дезориентировать, после чего добивают шипами и затаскивают на дерево.


4. Кот-тролль
В Скандинавии верили, что кот-тролль был особым помощником ведьмы. Ведьмы делали котов-троллей из различных предметов, например, палок с обожженными концами, веретён, завёрнутых в шерсть, или чулок. Они окропляли котов-троллей кровью, после чего читали заклинание, призывая Сатану вдохнуть жизнь в их творение.
Коты-тролли принимали форму либо кота, либо круглого шара, похожего на клубок ниток для вязания. Ведьмы приказывали своим котам-троллям проникать на соседские фермы, где они воровали молоко, высасывая его у коровы. Когда коты-тролли возвращались домой, они срыгивали молоко в корыто.
Иногда коты-тролли воровали шерсть, однако молоко было их главной целью. Скандинавы верили, что если выстрелить в кота-тролля, то из образовавшейся раны потечёт молоко. Если кота-тролля били или ранили, от этого страдала и ведьма, поскольку она была связана с ним.
Хитрые цыгане пользовались тем, что скандинавы верили в существование котов-троллей. Они обманывали фермеров, подсыпая отраву в корм для крупного рогатого скота и пряча «котов-троллей» в их жилищах. На следующий день они появлялись на ферме, предлагая хозяевам за умеренную плату вылечить скот и изгнать из дома котов-троллей.


5. Котокролики
Котокролик – это гибрид кота и кролика. Впервые о нём упоминается в записях, сделанных Джозефом Трейном после того, как он побывал на Острове Мэн, расположенном между Англией и Ирландией. Тем не менее, учёные решили, что такой гибрид был генетически невозможным.
На самом деле Трейн во время своего путешествия видел мэнских кошек с обрезанным хвостом, похожим на кроличий. Также у мэнских кошек задние лапы длиннее передних.
В 1977 году человек по имени Вэл Чапман обнаружил в штате Нью-Мексико, как он думал, белого «котокролика» с розовыми глазами. Он выставил животное в одном из торговых центров Лос-Анджелеса и дважды появился с ним на американском вечернем развлекательном ток-шоу «Сегодня вечером» (англ. The Tonight Show) с ведущим Джонни Карсоном.
Позднее учёные определили, что котокролик Чапмана был обычным котом с генетическими аномалиями. Однако вера в котокроликов до того момента уже успела завладеть жителями Америки. Многие из них начали утверждать, что они также видели котокроликов.


6. Бакенеко
Бакенеко – мистические кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакенеко ничем не отличается от обычной домашней кошки. Далее у неё развиваются сверхъестественные способности. И обычно на двенадцатом или тринадцатом году жизни бакенеко начинает ходить на задних лапах и разговаривать, как человек.
Взрослые бакенеко способны принимать человеческое обличие, а злые бакенеко могут съесть своего хозяина и занять его место. Но не все из этих взрослых кошек злые. Некоторые из них весьма беззаботные и любят танцевать с платками на головах.
Тем не менее, эти более добрые кошки всё равно приносят неприятности. На конце их хвостов есть магический огонь, который мгновенно подожжёт всё, с чем они соприкоснутся. Взрослые бакенеко также способны пробудить зомби-рабов. Так, незадачливые хозяева могут проснуться однажды ночью и увидеть, как их покойные соседи слизывают молоко с кухонного пола.
Суеверные японцы очень сильно беспокоились о том, что их кошки превратятся в бакенеко, поэтому иногда бросали своих питомцев на произвол судьбы. Согласно другому суеверию, кошки с очень длинными хвостами неизбежно становились бакенеко. Чтобы не допустить этого, хозяева отрезали им хвосты.


7. Некомата
С возрастом бакенеко становится ещё более чудовищной. Как только она достигает преклонного возраста, её хвост разделяется на две части. Это значит, что бакенеко превращается в некомату.
Среди бакенеко иногда встречаются хорошие особи, а вот некоматы не бывают добрыми: они все злые и не прочь полакомиться человеческим мясом. Они умеют заставить людей подчиниться их воле. Самое пугающее заключается в том, что некоматы могут преследовать людей, превращаясь в призраки их умерших близких.
Самые сильные некоматы обитают в горах. Говорят, что они имеют глаза кошки, а тело – собаки, хотя способны превращаться в кого угодно. Есть люди, которые утверждают, будто бы собственными глазами видели некомат.


8. Кошка-сплинтер
Кошка-сплинтер, если верить слухам, обитает в лесистых регионах Северной Америки. Кошки-сплинтеры шумные, неуклюжие, бестолковые и в буквальном смысле туповатые. Они используют свои крепкие черепа для того, чтобы ломать деревья.
Кошки-сплинтеры имеют острые когти, мощные задние лапы и клинообразную морду. Все эти физические особенности позволяют им легко лазать по деревьям.
Кошки-сплинтеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время сильных ливней, когда их громкие действия заглушаются шумной погодой. Они питаются енотами и пчёлами, «расщепляя» дуплистые деревья, чтобы добраться до их гнёзд.

9. Хранители потустороннего мира
Вера древних египтян в то, что кошки являются мистическими животными, распространилась на их римских завоевателей, после чего передалась кельтам, которые стали считать этих животных хранителями другого мира. Но дело было не только в духовном смысле.
Пещера кошек – адовы уста в Ирландии, физические ворота, которые ведут через недра Земли в параллельный мир. Считается, что на Самайн (Хэллоуин) из Пещеры кошек появляются монстры, которые пугают людей всю ночь.
Согласно мифологии, легендарный герой Кухулин однажды приручил диких кошек, которые напали на него, когда он был возле Пещеры. Но сама пещера – вовсе не миф. Это реальное место, которое находится в Ирландии и доступно для посещения. Однако внутрь пещеры Вас не пустят, поскольку часть её рухнула, оставив туннель заблокированным.


10. Большие Уши
В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши; говорят, что он является потомком Ирусана, мифического короля котов. Шотландцы верили, что Большие Уши был оракулом, который исполнял желания, поэтому языческие заклинатели часто проделывали варварский ритуал, чтобы призвать его.
В течение нескольких дней они жарили живых котов на вертеле до тех пор, пока не появлялась армия демонических котов, чтобы положить этому конец. Ею руководил Большие Уши, который исполнял любые желания или предсказывал будущее.
Этот ритуал практиковался на протяжении XVII века, хотя и был осуждён церковью. Известно, что в последний раз его выполнили в марте 1824 года. Процесс был описан в деталях одной лондонской газетой.

Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества. Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов. Кошка же, представленная в древнеегипетской мифологии , являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца от любых невзгод и немилости богов. В её честь возводились храмы, до сих пор потрясающие посетителей своей красотой и богатством отделки. В этих храмах жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. В каждом доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же кошка умирала, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо. Хоронили кошек в специально для них построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение — к концу 15 — началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов — эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты — великий кот, мститель богов»).


В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.


В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).


Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас - богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, - вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это - сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых "фавориток". Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.


Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота - все, что у него было. Корабль потерпел крушение - и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом - мэром Лондона.


В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов - это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.


Кельтский гороскоп животных - это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Сравни пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-Баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.

- -

Кот-Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

-
-

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

-
-


Тотем Кот
Его способность всегда падать на лапы — делает владельцев этого тотема
удачными людьми с хорошо развитым вестибулярным аппаратом
.

Он наделяет людей умением делать хорошо те вещи, которые надо сделать "украдкой", дает возможность подкрадываться незаметно, а также дает такие качества как: любопытство, желание, независимость, мягкость, ласку. Помимо "приятных" качеств, тотем кота может наделить своего владельца силой "наемного убийцы" — кот крысолов — ниндзя. Мистическое свойство котов — обладание девятью жизнями — делает владельца такого тотема "более" живучим.
У американских индейцев дикий кот — знак воровства, поэтому его любили призывать те, кто занимался таким ремеслом. У многих племен тотем кота являлся хтонической силой: будучи ночным животным, он обладал злыми
силами и способностью к трансформации. Тем, кому чужда эта тотемная группа, могут смело считать, что встреча с незнакомым котом — не к добру. Многие шаманы насылали на врагов черных котов, чтобы назвать неудачу или болезнь. Из магических свойств стоит отметить умение наводить порчу, видеть невидимое, возможность вызывать дождь, врачевать.
Традиционная добыча кошки — мышь, мелкие грызуны, однако этим ее рацион не ограничивается. Не менее успешно кошки ловят птиц и кроликов.
Традиционный враг кошки — собака, хотя в действительности список ее недругов гораздо обширнее. И все же каждый, кто связан с кошкой как с тотемным животным, должен в первую очередь изучить мышей и собак. Это
поможет лучше понять магию кошки и характерный для нее баланс энергий.
Пример тотемического влияния в мифологии: в греко-римской культуре кот — спутник лунной Дианы. Богиня свободы держит кота у своих ног. У скандинавов кот — атрибут Фрейи, в ее повозку были запряжены коты. В
буддизме кот символизирует силу трансформации и мирный отдых.

Не менее интересна и русская старинная мифология, связанная с кошками. У славян есть легенда о подземной кошке с огненными ушами, которая клады охраняет и отпугивает волков. Эта легенда особо известна у уральских золотоискателей. А уж сколько преданий, обычаев и поверий существует у русского народа о кошках. Некоторые из них и по сей день не только известны, но и играют большую роль в жизни людей суеверных, живущих по приметам. Кошка и погоду предсказать может, и дом от нечистой силы защищает, и приход гостей напророчит, и злого человека от доброго отличит безошибочно. И в самом деле, многие приметы сбываются. Особенно если в них верить безоговорочно.

Пословицы и приметы:

Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
- Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
- Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.
- Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду, распушает хвост - к метели.
- Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
- Язык блудлив, что кошка
- Сболтнул бы коток, да язык короток

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.

Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-Баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретиться с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки - зима. Цвета - черный, белый

Кошка, кот — домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с собакой.


Кошка оценивается неоднозначно: и как чистое животное, и как нечистое. Говорят: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот» . По болгарским поверьям, Кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; Кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Поверья объясняют происхождение Кошки как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери. В легенде о всемирном потопе Кошка спасает Ноев ковчег: затыкает хвостом дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом.
Убивать Кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Считается, что если человек будет спать с Кошкой, у него помутится рассудок. Опасно везти Кошку лошадьми, потому что лошадь от этого сохнет. Кошку запрещено впускать в церковь. Кошке и собаке нельзя давать есть пищу, освященную в церкви. Однако у поляков на Пасху им иногда специально давали освященного хлеба с маслом. Этот обычай объясняется народным представлением, что люди имеют хлеб благодаря Кошку и собаке: согласно распространенной легенде о хлебном колосе, за непочтительное отношение к хлебу люди ныне пользуются хлебом, который Бог оставил только на долю Кошек и собак. Плохая примета, если Кошка (любая, не только черная) перебежит дорогу или встретится в пути. Охотнику и рыбаку встреча с Кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать Кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).


В облике черной Кошки часто представляют нечистую силу. В то же время Кошка, как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе Кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. В виде Кошки показывается смерть маленьким детям. В черной Кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти».
Русские верят, что черные Кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако считают и опасным присутствие их в доме во время грозы. Это объясняется поверьем, что во время грозы Бог старается поразить черта молнией, а черт прячется от Бога, обращаясь в Кошку, собаку или другое животное. У украинцев известен рассказ о том, как лесник во время грозы увидел черную Кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей. После этого ему во сне явился св. Георгий и сказал, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.

Кошке присущи черты домашнего покровителя. Присутствие ее в доме благоприятно сказывается на хозяйстве и скоте.
Верят, что счастье в дом приносит краденая Кошка. А в несчастливом доме Кошки не водятся. При переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала Кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом Кошку сажают на печь рядом с дымоходом, т.е. туда, где по распространенным поверьям, обитает домовой. Нередки рассказы и о домовом, который обращается в Кошку.

Кошку используют в народной магии и медицине. Верят, например, что у черной Кошки или кота имеется чудодейственная кость. Если добыть ее, она сможет сделать человека невидимым или наделит его способностью все знать. Тот, кто в полночь на перекрестке дорог наколет такой костью себе палец и подпишется кровью, получит себе в услужение черта-домового, который будет приносить в дом краденые деньги, зерно, молоко от чужих коров и т.д. В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой Кошкой. Чтобы уберечься от холеры, проводили вокруг села борозду маленьким плугом, в который запрягали Кошку, собаку и петуха, непременно черных. Опухшее вымя коровы лечили, царапая по нему когтями домашней Кошки. Ребенка, больного чахоткой, купали в купели вместе с черной Кошкой, чтобы болезнь перешла на Кошку. От насморка следовало нюхать дым обжигаемого кошачьего хвоста. Белую кошачью шерсть использовали как средство от ожога.

По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому образ кота, как и зайца, часто встречается в колыбельных песнях. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. Представление о родстве Кошки и зайца отмечено у сербов, считающих, что заяц произошел от Кошки.
В народной культуре Кошка выступает символическим аналогом медведя, а собака — волка. В восточнославянских сказках, в русских и лужицких быличках нечистая сила, напуганная медведем (черт, кикимора, водяной и т.п.), называет его «кошкой». У русских крестьян известен способ вызывать с помощью Кошки лесного духа — «боровика», имеющего медвежий облик.

Современное человечество не только не забыло древних легенд и поверий, но продолжает наделять кошку всевозможными интересными свойствами. Кошка изучается учёными в разных ракурсах. Сколько открытий сделано в последние годы! Сколько открытий ещё предстоит сделать! Каждый владелец кошки подтвердит, что это неземное существо способно и настроение поднять, и подлечить своего друга человека на ментальном уровне, и от опасности предостеречь.
Вот такие они, мифические кошки, живущие рядом с нами. Одно известно точно - если кошку любить и уважать, то и человеку от неё только добро будет. А вот тому, кто обидит это гордое существо просто так, незаслуженно, обязательно отольются кошкины слёзки. Любите своих питомцев, и всегда помните - вы в ответе за тех, кого приручили!


Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества.

Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов. Кошка же, представленная в древнеегипетской мифологии богиней Бастет , являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца от любых невзгод и немилости богов. В её честь возводились храмы, до сих пор потрясающие посетителей своей красотой и богатством отделки. В этих храмах жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. В каждом доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же кошка умирала, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо. Хоронили кошек в специально для них построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к концу 15 - началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).

В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.

В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).


Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас – богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, - вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это - сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых "фавориток". Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.

Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота – все, что у него было. Корабль потерпел крушение – и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом – мэром Лондона.


В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов – это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.


Кельтский гороскоп животных – это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

Мифические кошачьи из разных уголков мира

Некомата и другие мистические кошки.

Почему же кошки считаются настолько таинственными. Египтяне поклонялись им, европейцы боялись их, а японцы и вовсе опасались, что кошки могут ходить на задних лапах и разговаривать. И при этом буквально во всех культурах по всему миру верят, что кошки обладают уникальной способностью чувствовать сверхъестественное.

1. Кайт ши


Кайт ши — чёрная кошка с белым пятном.

Кайт ши означает «кошка-фея». Этот кот черного цвета с белым пятном на груди вырастал до размера молодого теленка. Ирландцы верили, что кайт ши — сказочное и мистическое животное, а шотландцы считали, что это перевоплощенная ведьма.

Легенда гласит, что Кайт ши — ведьма, которая может превратить себя в кота девять раз, а после девятой трансформации она останется котом навсегда. Если черная кошка подошла к покойнику, шотландцы считали, что это кайт ши, который пришел, чтобы украсть душу покойного (прежде, чем та отправится в иной мир). В итоге люди часто 24 часа в сутки дежурили возле тела, вплоть до самого его погребения.

Существовал еще один способ отвлечь кайт ши. При встрече с этим котом ему загадывали сложную загадку, а тот останавливался и обдумывал ответ некоторое время. Также в помещении, где находилось тело, не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши. Сегодня ученые считают, что легенда о кайт ши произошла из-за шотландских кошек келлас, которые являются гибридом дикой кошки и домашней кошки. Больших и черных келлас невозможно приручить.

2. Кактусовые коты


Около 100 лет тому назад ходили истории об озорных существах, известные как кактусовые коты, которые обитали в пустынях юго-запада США и севера Мексики. Несмотря на то, что по размеру и форме они не отличались от домашних кошек, эти существа были покрыты иглами, а также их хвосты и уши оканчивались наростами, похожими на кактусы.

Питались кактусовые коты соком кактусов, но не совсем обычным способом. Они прокусывали кактусы у основания и возвращались к ним только через день, чтобы сок забродил. После этого коты выпивали его и захмелев, отправлялись бродить по пустыне, громко урча и закалывая своими колючками всех на пути. Эта привычка привела к вымиранию кактусовых котов, поскольку в пьяном виде они становились легкой добычей для ковбоев, которые охотились на них.

3. Булавохвостые кошки


Кошки с хвостом в виде булавы, если верить легендам, жили на севере США. Как и в случае с доисторическим анкилозавром, булавохвостая кошка использовала гигантский костяной шар на конце хвоста, чтобы оглушать свою добычу. Эта кошка залезала на ветви деревьев и могла прождать на них целый день, пока ничего не подозревающая жертва не пройдет под деревом. После этого кошка спрыгивала на свою жертву и забивала ее до смерти булавой на хвосте. Во время брачного сезона самцы привлекали самок тем, что барабанили своими хвостами по полым бревнам. Подобная кошка обитает якобы и в южной части США. Как и булавохвостый родственник, щепковый кот сидит на дереве в ожидании добычи. Тем не менее, у щепкового кота шар на конце хвоста гладкий с одной стороны и колючий с другой. Кот оглушает жертву, проходящую под деревом, ударом по голове гладкой стороной шара, а потом цепляет ее колючками и затаскивает на дерево.

4. Коты-тролли


Скандинавы верили, что кот-тролль был помощником ведьм, которые делали его из различных объектов, таких как палочки с обожженными концами, веретенв, завернутые в шерсть, и чулки. После создания «заготовки» тролля ведьма капала на нее три капли крови и читала специальное заклинание, чтобы вдохнуть жизнь в свое создание. Тролли-коты принимали форму либо кошки, либо подвижного шара, похожего на клубок нитей. Ведьмы в основном поручали своим троллям-кошкам проникать на соседние фермы, где те воровали молоко, высасывая его прямо из коров. Когда раздутый от молока тролль-кот возвращался домой к своей хозяйке, то срыгивал молоко в корыто.

Скандинавы верили, что если выстрелить в тролля-кота, то из раны потечет молоко. Ведьма при этом получала тот же самый ущерб, что и ее фамилиар-тролль. Этим поверьем пользовались хитрые цагане. Они подсыпали отраву скоту, а затем являлись к хозяевам, предлагая за деньги вылечить скот и поймать тролля-кота.

5. Котокролики


Котокролики или кэббиты представляли собой гибрид кошки и кролика. Впервые об этом животном упомянул Джозеф Трейн после своей поездки на остров Мэн, расположенный между Англией и Ирландией. Тем не менее, ученые заявили, что подобный гибрид генетически является невозможным, а Трейн фактически видел мэнскую кошку с обрезанным хвостом. Также эта порода кошек отличается тем, что у нее задние лапы длиннее передних (благодаря этому они подпрыгивают при ходьбе).

В 1977 году человек по имени Вэл Чапман нашел в Нью-Мексико животное, которое он счел белым «котокроликом» с розовыми глазами. Он показал это животное в торговом центре в Лос-Анджелесе и два раза приносил его на Tonight Show. Позже ученые определили, что кэббит Чепмена был обычной кошкой с генетическими аномалиями.

6. Бакэнэко


Бакэнэко — кошки из японского фольклора.

Бакэнэко — сверхъестественные кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакэнэко не отличается от типичной домашней кошки. Но с взрослением у него начинают развиваться сверхъестественные силы. После достижении определенного возраста (как правило, 12 или 13 лет), бакэнэко начинает ходить на задних лапах, как человек. Он также может говорить и понимать человеческие языки. Взрослые бакэнэко могут превращаться в человека, а также злые бакэнэко могут поглотить своего хозяина и занять его место.

Не все из этих кошек злые, некоторые из них весьма беззаботны и любят танцевать с платками на головах. Тем не менее, даже веселые кошки также могут вызвать кучу проблем. В их хвостах содержится огненная магия, способная поджечь любой легковоспламеняющийся материал, к которому волшебный кот коснется хвостом.

Старые бакэнэко также обладали возможностью поднимать зомби-рабов, поэтому хозяева кота могли проснуться и увидеть среди ночи, как мертвые соседи наливают молоко их котику у них же на кухне. Суеверные японцы иногда отрезали хвосты своим домашним любимцам, чтобы те не стали бакэнэко.

7. Некомата


Когда бакэнэко стареет, он становится еще более чудовищным. После достижения преклонного возраста его хвост раздваивается, а бакэнэко эволюционирует в существо под названием некомата. В то время как бакэнэко иногда бывают хорошими, все некоматы злые и любят полакомиться человечинкой. Они прекрасные ораторы и умеют подчинять людей своей воле.

Самое страшное из умений некомат — они обладают возможностью преследовать людей в виде их умерших родных и близких. Самые мощные из этих существ якобы живут в горах и имеют глаза кошки и тело собаки, хотя они могут превратиться в кого или что угодно. Есть люди, которые на самом деле утверждали, что видели некомат.

8. Раскалывающие коты


Раскалывающий кот (или сплинтер) якобы обитает в лесах Северной Америки. Это совершенная противоположность типичным скрытным кошкам. Сплинтеры шумные, неуклюжие, тупые и в буквальном смысле дубоголовые. Они используют свои сильные черепа, чтобы разбивать деревья. У раскалывающих котов острые когти, с помощью которых они забираются на деревья, мощные задние лапы, чтобы перепрыгивать между соседними деревьями и клиновидные морды, чтобы разбивать деревья.

Сплиттеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время ливней, когда их громкие действия заглушаются шумом дождя и грозы. Питаются эти коты енотами и пчелами, «раскалывая» деревья, чтобы добраться до пчел.

9. Стражи потустороннего


Вера египтян в мистические свойства кошек распространилась на римских завоевателей. Из Рима эту веру переняли кельты, которые начали рассматривать кошек, как хранителей потустороннего, причем не только в духовном смысле. Пещера Кошек — врата ада в Ирландии. Считается, что это врата, которые ведут через недра Земли в потусторонний мир. На Самайн (Хэллоуин), монстры выходят из пещеры Кошек, чтобы терроризировать людей ночью.

Мифы повествуют, как легендарный герой Кухулин как-то приручил диких кошек-демонов, которые появились из пещеры. Но сама пещера — вовсе не миф. Это настоящее место, которое можно увидеть в Ирландии и сегодня (правда, внутрь пещеры туристов не пускают, поскольку часть пещеры рухнула, оставив некоторые туннели заблокированными.

10. Большие Уши


В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши. Как говорят, является потомком Ирусана, мифического царя кошек. Шотландцы считали, что Большие Уши — оракул, который мог исполнять желания. Поэтому языческие колдуны проводили варварский ритуал, чтобы вызвать это существо. В течение нескольких дней они жарили живых кошек на вертеле, до тех пор, пока не появлялась армия дьявольских котов, чтобы положить этому конец. Во главе этой армии был как раз Большие Уши, который исполнял любые пожелания или предсказывал будущее. Этот ритуал проводился в 17 веке, хотя его осуждала церковь. Последнего кота сожгли в марте 1824 года.