Энциклопедия моды. Модный шоппинг: История блузки

На работу и в университет, на свидание и деловую встречу, на дискотеку и в ресторан - в любой ситуации, когда глаза разбегаются в море вешалок, оптимальным вариантом станет она, незаменимая вещь гардероба любой девочки, девушки и женщины, - блузка. Каждый день мы видим тысячи офисных работниц в "белых воротничках", сотни моделей самых разных фасонов и цветов на витринах магазинов, но какие единицы из этого обилия действительно соответствуют модным тенденциям? Если вам и правда интересно найти ответ на этот вопрос в 2018 году, вы по адресу!

Рюши и оборки

Говорят, что мода на некоторые вещи то и дело возвращается: вспомним длинные юбки или потертые джинсы - так и есть, но иногда возникает ощущение, словно часть элементов гардероба и вовсе никогда не выходила из тренда... Помните, как в детстве мама одевала маленькую принцессу в миленькую кофточку, рюша на которой казалась больше, чем сама малышка? Многочисленные оборки и рюши снова в моде!

Все большую популярность набирают мягкие, нежные тенденции, способные по-настоящему подчеркнуть женственность. Немудрено, ведь мужчинам хочется видеть рядом самую романтичную натуру на свете, с которой всегда будет красиво и тепло. (Давайте не будем лукавить и признаемся, что наряжаемся мы именно для противоположного пола: разница лишь в том, что кому-то хочется найти новое увлечение, а кому-то не потерять того, кто уже шагает рядом. Как бы то ни было, суть остается неизменной.) Полупрозрачная красивая блузка из шифона с притягательными мягкими рюшами - лучшее средство привлечения внимания желаемого мужчины! А если вы решитесь на модель с кружевными элементами, то и вовсе готовьтесь отбиваться от толпы поклонников! Кстати, это и есть следующая модная тенденция 2018 года.

Кружева

Для придания женственности образу, в принципе, подойдут любые прозрачные ткани, однако именно кружева помогут вам придать образу особенный шик. Сразу стоит оговориться, что главное - не переборщить. Очень часто в погоне за модой девушки превращают себя в вульгарных кукол, не только не привлекающих серьезных мужчин, но и вовсе создающих эффект особ, готовых на "свободные отношения". Между красотой и пошлостью проходит настолько тонкая грань, что почувствовать ее могут лишь девушки с врожденным чувством стиля. Если вы не уверены в том, что выглядите вполне пристойно, лучше найдите адекватного советчика - подругу, сестру, молодого человека, а может быть, и маму, дабы избежать эффекта а-ля Катя Самбука и выбирать действительно красивые блузки для женщин.

Дизайнеры советуют отдавать предпочтение либо легкому кружеву с еле заметным узором, либо тяжелому варианту с ажурными элементами. Как вы понимаете, выбор придется делать между двумя крайностями - решайте сами, что ближе именно вам. Хотя, если вы фанатка кружева или просто любите быть красивой, используя самые разные элементы, вполне можете чередовать легкость и броскость или вовсе сочетать их в одном образе. Однако не забывайте учитывать обстановку, для которой предназначен тот или иной наряд. Так, например, тяжелое вязаное кружево прекрасно подойдет для похода в ресторан, а легкое воздушное - замечательный вариант для романтического ужина на берегу океана.

Отдельным пунктом вынесем соблазнительные кружевные блузы-боди, которые можно как надевать на свидание, так и носить вместе с деловым костюмом (главное - прикройте оголенную спину традиционным пиджаком свободного кроя).

Асимметрия

Бешеной популярностью в новом модном сезоне пользуются асимметричные модели блузок. Выбор ткани и цвета полностью зависит от личности дамы, от того, каким образом ей хочется проявить свою индивидуальность: существует множество асимметричных моделей как, скажем, из традиционного шифона, так и из жесткой хлопчатобумажной ткани.

Весной-летом-2017 большим спросом стали пользоваться полосатые блузы и рубашки: мода беспощадна к неподготовленному сознанию потребителя. Впрочем, популярны эти модели и сейчас, однако в несколько модернизированном варианте. К обыденным уже синим продольным полосам и аппликациям добавляются объемные банты, разрезы на рукавах, бусины. Очень часто вы можете встретить те самые асимметричные фасоны с оголенным плечом. Конечно, такие вариации наиболее востребованы в молодежной среде, а вот блузы с каким бы то ни было акцентом в зоне плеч становятся все более и более популярны у различных возрастных категорий.

Акцент на плечах

Плавно мы перешли к очередной модной блузочной тенденции 2018 года. Наиболее распространен вариант с открытыми плечами, но понятно, что во многих ситуациях он будет попросту неуместен. Например, на работу в офис или в школу вы никогда не придете с оголенной плечевой зоной (а если и попытаете удачу, то сразу направитесь в кабинет начальника или директора, потом домой - переодеваться), а вот красивая белая блузка с кожаными вставками - вариант вполне пристойный. Первый изыск - сочетание различных материалов. Это совершенно необязательно должны быть кожаные кусочки в области плеч - весьма популярны кружево, сатин или любая другая

Еще одна возможность обратить внимание на плечи - объемные рукава-фонарики. Модели с этим элементом постепенно набирают все большую и большую популярность, а фото красивых блузок в подобном стиле продолжают получать дополнительные лайки в социальных сетях.

Существует и третий вариант - рюши, оборки в плечевой зоне. В некоторой степени мы возвращаемся к самой первой модной тенденции 2018 года, отмеченной выше. Еще одно доказательство того, что любимые нежные рюшки и правда очень популярны в новом сезоне.

Однако не все так просто: отдельным пунктом следует вынести предостережение. Ни объемные рукава, ни рюши в плечевой зоне ни в коем случае нельзя носить девушкам с габаритными размерами верхней части туловища. И речь здесь не о лишнем весе, - скорее, о представительницах прекрасного пола с фигурой типа "перевернутый треугольник", а иногда и кажущимся идеальным телом "песочные часы". Думаю, все широкоплечие девушки прекрасно знают о своем маленьком недостатке. Эта информация для вас!

Прозрачные рукава

Раз уж заговорили о рукавах, продолжим в том же ключе. Очень популярны сегодня рукава, выполненные из прозрачной ткани, когда основная часть модели - более плотный шифон или трикотаж. Весьма часто на такие рукава нашивают аппликации. Большим спросом пользуются цветы или другие природные мотивы (например, птицы).

Длинные рукава

И вновь о рукавах. Они сегодня, как вы уже успели понять, весьма часто одна из главных деталей создания эффектного образа. В новом модном сезоне определение "лонгсливы" условно можно применить не только к футболкам с длинным рукавом, но и к красивым блузкам. Конечно, в качестве модных моделей в данном аспекте рассматриваются не вариации а-ля смирительная рубашка. Длинные рукава красивой женской блузки зачастую расширяются книзу и состоят из двух деталей: плотно облегающей руку основы и свободно пришитого куска ткани, зрительно удлиняющего рукав и расширяющего его в нижней части.

Подобные модели придают женщине некоторую загадку, оставляя маленькую частичку ее тела недоступной для внешнего мира. Если же говорить о чисто практической стороне вопроса, то длинные рукава могут быть настоящим спасением для девушек с проблемной кожей рук (аллергией или какими-то болезнями). При желании вы даже сможете скрыть от любопытных глаз обручальное кольцо... (Кто знает, что только в жизни не случается!)

Единственное предостережение, которое можно высказать в данном отношении, - длинные от природы руки. Блузочные лонгсливы, как нетрудно догадаться, зрительно удлиняют конечности, поэтому таких моделей стоит опасаться женщинам со строением рук, как у негроидной расы.

Воротник-стойка

Красивые блузки с высоким воротником - одни из самых покупаемых в 2018 году. Часто к вороту пришиваются кружева или броские пуговицы. Также он нередко дополняется объемными рюшами.

Подобные модели абсолютно противопоказаны женщинам с короткой шеей! В противном случае у окружающих может создаться впечатление, словно ваши плечи соединены с головой с помощью блузы. Очень часто такая проблема встречается у представительниц прекрасного пола, страдающих от лишнего веса. Именно поэтому вы очень редко встретите красивые блузки больших размеров с воротником-стойкой, а если это все-таки произошло, дорогие дамы, будьте максимально осторожны! По-настоящему эффектная одежда не подчеркивает, а скрадывает наши недостатки, помните об этом!

Блузки с бантами

Еще одна модная тенденция, пришедшая из детства, - бантики. Мы уже успели немного сказать об этом варианте женских блуз, но он совершенно точно достоин отдельной рубрики в списке самых популярных блуз 2018 года.

Новое дыхание сегодня получает модель с бантом, обрамляющим воротник, - классический вариант красивой женской блузки. Такой фасон подойдет как успешной бизнес-леди, так и самой обыкновенной школьнице. Поэтому, дорогие мамочки, ни в коем случае не сторонитесь красивых блузок для девочек с самым обыкновенным бантом. Более того, купите такую модель не только дочурке, но и себе, любимой! Блуза с традиционным бантом под воротником, как и знаменитое маленькое черное платье, должна быть в гардеробе каждой уважающей себя леди (и маленькой, и большой)!

Атлас

В 2018 году наблюдается возрождение атласных блузок. Лет пять назад эти модели имели бешеную популярность в женской среде, но потом уступили позиции шифону и хлопку. Долго невозможно было найти атлас даже в самых дальних уголках популярных магазинов, но время течет, а жизнь изменяется. И вот вы совершенно законно можете достать из закромов свою любимую атласную блузку, которую надели раз-другой, да и отложили до лучших времен. Они настали именно сейчас!

"Перья"

Не пугайтесь, никто собирается превращать вас в курицу (разве что пара-тройка отчаянных дизайнеров на своих модных показах, но мы не о них). "Перья" - условное название новой тенденции в мире красивых блузок, которым можно обозначить все вариации блуз, обшитых объемными элементами. К ним можем отнести обыкновенные куски ткани, бахрому, нити и многое другое. Понимаем, звучит как-то неубедительно - лучше взгляните на фото красивых блузок, выполненных в рамках этой модной тенденции.

Ранее были применены такие слова, как "опасно", "не стоит", но сейчас самое время сказать то самое "запрещено". "Перья" недопустимы для дам в теле. Вы никогда не найдете по-настоящему красивую блузку для полных, выполненную в этой технике. Любые детали, создающие дополнительные объем, зрительно увеличивают тело. Поэтому если на девушках со спортивным телосложением такие варианты могут смотреться мило и нежно, то на полных дамах это будет по меньшей мере смешно. Также достаточно нелепо "перья" выглядят на очень худых женщинах. За счет лишних элементов корпус становится неестественно большим, тогда как ноги остаются прежними: сами понимаете, что в данной ситуации общий образ кажется несколько странным.

Баска

С 2016 года очень популярны стали юбки с баской - притягательным и по-настоящим женственным элементом. Нонсенс, но сложно было увидеть в магазинах юбку без этой детали! Сегодня мода идет дальше: в тренде - блузы с баской.

Это действительно очень романтичная часть образа, которая, кстати, неплохо смотрится и на полных девушках. Единственная категория женщин, которым не стоит носить одежду с баской, - те, кто от природы наделен широкими бедрами, непропорциональными по отношению к плечам. Наверняка каждая из вас слышала о типе фигуры "груша". Именно о нем и идет речь. Баска зрительно увеличивает объем бедер, поэтому девушкам, видящим у себя некоторые проблемы в зоне ягодиц, желательно избегать ее помощи в создании образа.

В заключение

Следите за модой, но выбирайте лишь то, что подходит именно вам! Не гонитесь за тенденциями, но оставайтесь собой! Все женщины по-своему красивы и оригинальны, помните об этом!

Блу́зка (от фр. «blouson» — куртка) это женская верхняя одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной , легкая кофта. У традиционных блузок имеются рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают модели в виде туник. Нередки украшения в виде , оборок, рюша, а также аппликации из бисера.

История блузки

Прародителем современной блузки можно смело считать «хитон» , представляющий собой некое подобие рубахи, которое носили на голое тело. В Древней Греции и Риме хитон служил верхней одеждой. Существовала такая одежда в период с XIV по XIII века до н. э.

Также рубахи, которые по своему внешнему виду напоминали хитоны, носили древние германцы и другие северные народы. В их случае они служили уже не верхней одеждой, а нижним бельем и были рассчитаны на то, чтобы согревать тело в холодную погоду. Такая рубаха была в ходу уже в III веке до н. э.

Рубаха, вытканная из шерсти или льна служила домашней одеждой многим древним народам. Но такая одежда уже не была простым куском ткани, который заворачивали вокруг тела. Сшитая из двух полотнищ, рубашка закрывала оба плеча, а надевалась через голову. Сначала она имела лишь боковые проймы для рук; потом у нее появились короткие, по локоть, рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани.

На протяжении веков рубашка развивается и модернизируется и только в XIV веке становится украшением человека . В то время рубашки шили из тончайшего батиста, а значит, такую вещь мог себе позволить носить далеко не каждый. Чтобы создать эффект блузы на теле, многие шли на уловку: украшали костюм кружевными воротниками и манжетами, которые якобы являлись частью рубашки.

До конца XVIII века блузка, как элемент гардероба женщины, была практически не востребована . Время от времени она появлялась в тех или иных стилях одежды, но надолго нигде не задерживалась.

В XIX веке в европейской женской одежде лиф становится самостоятельной частью. А окончательное разделение одежды на и блузу происходит уже в середине 1840-х годов , но только в конце века эта мода распространяется повсеместно по всей Европе, а также в Северной Америке.

Изначально блуза называется «жилетиком» со шнуровкой, а само название «блуза» закрепляется позднее.

В конце периода Бидермейер, в 40-х годах XIX века, в Европе женщины носили сильно приталенные блузки, богато украшенные рюшами, оборками и кружевом с очень широкими рукавами-баллонами.

Во время поздней Викторианской эпохи (1837-1901 гг.) блузки были распространены как неофициальная, домашняя одежда для женщин.

Блузки с высокими воротниками-стойками, лиф которых спереди отделывается кружевом, воланами и другими элементами декора, стали появляться с наступлением эпохи Модерна, примерно в 1870 году.

В 1900-1910-е годы блузки считаются элементом дамского белья , потому что имели весьма сложные украшения в виде вышивки или шнуровки, а именно эти элементы были характерны для нижнего белья. Сформировался даже особый стиль – стиль Гибсона, блузки в таком стиле имели складки и были плиссированными, они довольно быстро стали весьма популярными как для дневных раутов, так и в качестве неофициальной одежды для вечера.

В 1920-е годы модной считалась женщина с мальчишеской фигурой, поэтому юбки укорачиваются, а блузки удлиняются, их начинают носить поверх юбок, они напоминают современны е блузоны.

В 1930-е годы наблюдается обратный процесс: удлиняются юбки, блузки укорачиваются и становятся похожими на мужские рубашки.

Энциклопедическое определение называет блузкой женскую верхнюю одежду из тонкой ткани в виде приталенной рубашки. могут быть туникообразными или застегиваться на пуговицы как обычные рубашки. Вообще история блузки тесно переплетается с историей рубашки.

А вот у народов Северной Германии в IV-III веке до нашей эры блузка служила нательным бельем и носилась под верхней одеждой.

Древние римляне переняли этот элемент одежды (кстати, вместе со штанами).

Римская туника долгое время служила домашней одеждой. Она была удобна и практична. Это уже не был просто кусок ткани, в который драпировалось тело. Туника сшивалась из двух полотнищ, и, одеваясь через голову, закрывала оба плеча. Изначально римская туника имела лишь проймы для рук. Однако позже у нее появились короткие по локоть рукава.

Однако возникновение женской блузки как отдельной одежды, которая не относилась к нательному белью, относят только к XIX веку. Именно тогда произошло разделение женского платья на блузку и юбку. Вначале такая одежда не пользовалась у женщин популярностью. Лишь к концу XIX века женщины стали массово носить юбки и блузки.

В зависимости от тенденций моды, блузки претерпевали значительные изменения - менялись фасоны, ткани, отделка, но блузка уже навсегда закрепилась в женском гардеробе.

Женская блузка сегодня

Сегодня в гардеробе современной женщины обязательно должно быть несколько блузок. Блузка не утрачивает свою актуальность - блузки есть в коллекциях практически каждого Дома Моды. Обычно блузки изготавливают из любой неплотной ткани, а вот среди цветов и фасонов вам предоставляется огромный выбор. Классическим вариантом является черная или белая блузка. Еще в 50-е годах Коко Шанель разработала очень простую модель белой шелковой блузки, которая стала составляющей женского делового костюма.

Блузка - самая универсальная веешь в женском гардеробе. Можно выбрать простую, однотонную блузку для делового костюма, а можно подобрать яркую оригинальную блузку для праздника. Но даже самую простую повседневную блузку можно превратить в праздничную, подобрав к ней красивый аксессуар (брошь, бусы).

Однако в ношении блузок присутствуют определенные правила. Если блузка является частью деловой одежды, то лучше остановить свой выбор на классической максимально простой и однотонной блузке. Прозрачные, обтягивающие, а также блузки с глубоким вырезом лучше оставить для романтического свидания.

Блузки отлично гармонируют с любым низом. Вы можете носить блузки не только с юбками, но также с брюками и даже с шортами.

Касательно объемов подобных ограничений нет. Обтягивающие блузки хорошо смотрятся как с пышными юбками, так и с узкими юбками и наоборот.

Удлиненные блузки с V-образным вырезом подойдут невысоким женщинам.

Дамам с щедрыми формами в области бедер стоит присматриваться к блузкам с рукавами-фонариками, а также к блузкам с богатой отделкой в области груди.

Рюши на груди визуально добавляют объем - это отличный вариант для женщин с маленькой грудью.

Пожалуй, не найдется такого человека, который бы не знал, что такое блузка. Этот легкий и женственный предмет гардероба по праву занимает важное место в шкафу каждой представительницы прекрасного пола. История блузки, а также ее особенности - внашей сегодняшней статье.

История возникновения блузки

Прародительницей блузки можно считать рубаху. Из простой рабочей одежды со временем рубашка превратилась в одеяние для знатных персон и торжественных событий. В начале 1900-х годов появляется нечто схожее с нынешними блузками, но данная вещь является лишь элементом женского нижнего белья. Однако довольно быстро блузки стали частью повседневной одежды.

В 1920 году блузка стала удлиненной и довольно модной вещью в гардеробе. С каждый десятилетием внешний менялся и продолжает меняться в зависимости от модных тенденций.

Какими бывают блузки?

Данный предмет гардероба делится на несколько видов.

  • Батник - это блузка удлиненного кроя. Больше всего напоминает сорочку для мужчин. Является стильной и внетрендовой вещью.
  • Туника - это блузка облегченного фасона. Является отличным вариантом для жаркого летнего дня или в качестве одежды для пляжа. Тунику носят поверх леггинсов или легких брюк.
  • Топ - это блузка на бретельках. Впервые появился в 80-е годы прошлого века и до сих пор не сдает своих позиций в мире моды. Топы часто украшают кружевом или воланами. Прекрасно дополнит офисный стиль в жаркое время года.
  • Блузон - это блузка с широкой резинкой на поясе изделия. Отличается более легким фасоном и рукавами на три четверти. Воротник блузона может быть каким угодно.

С чем носить и как сочетать блузку

Сегодня дизайнеры с каждой новой коллекцией предлагают все новые идеи ношения блузок. Однако "классика никогда не умрет". Именно поэтому предлагаем вам несколько вариантов того, с чем можно носить ту или иную модель блузки.

1. Белая блузка с принтом + рваные джинсы. Свежий и стильный лук подойдет как для прогулки по городу, так и для свидания с мужчиной вашей мечты. В нем и озорство и классика. На фото дополненная джинсовой курткой.

2. Нейтральная блузка с коротким рукавом и юбка-карандаш. Офисный вариант, но подойдет и для тех, кто любит подобные сочетания в жизни. Дополните лакированными туфлями на каблуках, и вы - звезда дня!

3. Блузка из-под толстовки. Вариант для прогулки. Белые манжеты и воротничок из-под толстовки дают интересное сочетание. Отлично впишется в гардероб студенток и школьниц, когда требуется строгий внешний вид в стенах учебного заведения.

Поиграйте с разными моделями и цветами блузок и вы найдете, что нужно именно вам!


Агитбригада фабрики им. КРАФ "Синяя блуза". 1929
На снимке: Майоров Степан Сергеевич (стоит последний справа), Охапкин Иван, Ягодкин Алексей, Попова Рая (сидит первая слева), Павловчева Таня (сидит последняя справа), Богомолов Михаил (стоит второй слева), Лодкина (Григорьева) Настя, Савельева Рая

Молодежная агитбригада "Синяя блуза" была создана в 1925 году при клубе фабрики им. КРАФ. Организатор агитбригады - Константин Шестерин. Первоначально бригаду возглавили Петр Шалаев и Михаил Богомолов. Бригада очень остро со сцены бичевала нерадивых. В то же время комсомольцы показывали передовиков, на которых надо равняться. "Синеблузники" были в центре внимания буквально на всех праздниках, их частые выступления в клубе рабочих им. В.Строгалина и на сцене Летнего театра всякий раз становились событием. Многие члены "Синей блузы" также входили в самодеятельный театральный коллектив фабрики.


А так выглядели "Синеблузники" в соседнем Сергиеве. 1920-е

В Сергиевском уезде «синеблузники» устраивали как массовые многолюдные спектакли («9 января 1905»), так и постановки собственных пьес («За свободу», «Степан Разин»).

Историческая справка:

«Синяя блуза» - агитационный молодежный, вначале любительский эстрадный театральный коллектив, пропагандирующий революцию и новое революционное массовое искусство, противопоставивший свое агитационное, публицистическое творчество профессиональной эстраде. Однако по характеру репертуара (малые формы), многожанровости (пение, танец, хоровая декламация, акробатика, исполнение сценок, литературных монтажей и др.), по открытости непосредственного общения со зрителями, выступления синеблузников были близки эстрадному представлению.

Существовало движение с начала 1923 до 1933 года. Первый, тогда еще безымянный, коллектив под названием «Синяя блуза» был организован под руководством Бориса Южанина (Борис Семёнович Гуревич (псевдоним Южанин , 1896-1962) - деятель советской культуры, журналист) в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «Живой газеты». В 1930-х годах несколько лет жил в Александрове и Мытищах.


Борис Южанин

Название коллективу, лозунгом которого было: «Утром в газете – вечером в куплете» , дала прозодежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.


"Синяя блуза" макаронной фабрики. г.Москва

Московский городской совет профсоюзов (МГСПС) предложил Б.Южанину создать несколько таких групп для обслуживания рабочих клубов, столовых и чайных. Программа, рассчитанная на один час, точно хронометрированная, шла под рояль (либо гармонь) в стремительном ритме. Начиналась и заканчивалась общим маршем-парадом (антре), наиболее известный «Мы синеблузники, мы профсоюзники…». Менялась каждую неделю и знакомила с последними политическими, международными, экономическими и другими новостями в формах, доступных любом), даже неграмотному зрителю. Информация «закладывалась» в частушки , монологи Деда-раешника, в литературные монтажи, для лучшего восприятия сопровождавшиеся акробатическими перестроениями (пирамидами). Сильное впечатление производили хоровые мелодекламации, так называемые оратории, с их помощью «Синяя блуза» решала героические и патетические темы. Положенный на популярную мелодию куплет помогал осваивать такие, казалось бы, несценичные темы, как «Денежная реформа», «Страхкассы », «Ликвидация безграмотности» и др. В сатирических сценках высмеивали бюрократизм, пьянство, протекционизм, хулиганство, различные недостатки современного быта.
Эстетика «Синей блузы» полностью противоречила эстетике реалистического театра школы Станиславского, становление которого тоже выпало на это же время, с его точно выверенным психологически образом каждого персонажа. Психологически индивидуальные характеры были чужды представлениям «синеблузников» - их пафосом были коллективизм и патетика великих общественных целей.


Выступление коллектива "Синяя блуза" . 1929

В эстрадных спектаклях «Синей блузы» начинали творческую деятельность многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Cреди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги А. М. Арго, В. Е. Ардов, Н. Асеев, Семён Кирсанов, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссер Александр Роу, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Константин Листов (был музыкальным руководителем одного из отделений «Синей блузы»), М. И. Блантер, Сигизмунд Абрамович Кац (автор музыки гимна), актёры Борис Тенин, Владимир Зельдин, Лев Миров,автор киноведческих книг А. В. Мачерет, художник Б. Р. Эрдман и ещё очень многие другие, ставшие ныне легендарными деятели советской культуры, а тогда только начинавшие свой путь в искусстве. Одним из идеологов «Синей блузы» был Осип Максимович Брик.
В выступлениях "Синей блузы"широко использовалась эксцентрика. Со временем большое внимание стало уделяться костюму. Художница Н. Айзенберг разработала прием использования аппликаций, с помощью которого синие блузы мгновенно превращались в костюмы моряков, летчиков и др. В работах художников Б. Эрдмана, В. Комарденкова, П. Галаджева и др. костюмы приобретали живописность, играли сочетания цветовых пятен, геометрия линий, что придавало представлению яркую зрелищность.

Гимн "Синеблузников":

Мы синеблузники,
Мы профсоюзники
Нам все известно обо всем -
И вдоль по миру
свою сатиру
Как факел огненный несем.

Мы синеблузники,
Мы профсоюзники.
Мы не баяны-соловьи.
Мы только гайки
В великой спайке
Одной трудящейся семьи...

В годы своего расцвета «Синяя блуза» успешно конкурировала с профессиональной эстрадой, выступала в Колонном зале Дома союзов, эстрадном театре «Альказар», «Эрмитаже». Ежегодно гастролировала по стране: Поволжье, Урал, Сибирь, Закавказье, Туркестан и др. Большой резонанс получили зарубежные гастроли в Германии и Латвии (1927), где было дано 125 представлений, также в Маньчжурии и Китае (1928).

Движение «Синяя блуза» получило широкое распространение. Очень скоро после возникновения ее в Москве, аналогичные группы возникли и в других городах страны, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны. О масштабе движения свидетельствуют и такие факты: в 1925 состоялось 1-е Всесоюзное совещание синеблузников, а пятилетие движения праздновалось в Большом театре.


"Синеблузники" г. Куратмыш (Курганская область). 1930-е


"Синеблузники" Воткинского завода. г. Воткинск (Удмуртия)

В 1927 начинается постепенный отход «С. Б.» от традиционных программ. Сформировавшись в русле «левого» искусства, «Синяя блуза» перестала отвечать новым эстетическим идеалам: «левый» театр с его ориентацией на маску, на эксцентрику вынужден уступить место психологическому театру. Бывших синеблузников призывают повернуться лицом «к производству», к местным темам и местным авторам, то есть возвращают в русло самодеятельности (к агитпропбригаде), из которой «Синяя блуза» в свое время вышла. К началу 1933г. «Синяя блуза» «за нерентабельностью» закрывается.


Самодеятельный театр "Синяя блуза" фабричного клуба г. Пучеж (Ивановская обалсть). 1926

Под названием - «Синяя блуза » с октября1924 и по 1928 г. в Москве выходило печатное издание МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов). Изданиепредназначалось для различных коллективов «синеблузников» и содержало тексты программ московских групп «Синей блузы», репертуарные материалы (сначала безымянные, а с 1926 г. с указанием авторов), методические разработки, комментарии, советы режиссеров, художников, музыкантов, теоретические статьи и дискуссии о путях развития «Синей блузы» и т.д. Издание не было постоянным, периодичность его и облик неоднократно менялись. «Синяя блуза» распространилась по всей стране. Всего свет увидело 80 выпусков. Издание выходило также под названиями «Смычка», «Станок», «Болт», «Гайка». В связи с закрытием движения «Синяя блуза», прекращается и выход сборников, в 1928-1930 репертуар публикуется в журнале «Малые формы клубного зрелища».


"Синяя блуза" г. Спасск (Татарстан). 1927


Молодежный коллектив “Синяя блуза” ЛРД (Ленинского рабочего дома) г. Иркутска.

Душой и заводилой был неизменный руководитель и одновременно заведующий клубом К.И. Гронский - его запросто называли “дядя Костя”. “Синеблузники” всегда были в самой гуще событий - ставили острые, сатирические спектакли на злобу дня, устраивали театрализованные “суды” над спекулянтами, попами, пьяницами, зимой и летом пешком торопились в близлежащие деревни, выступали на рабочих и школьных площадках, выезжали в пионерские лагеря. На этой фотографии ребята-комсомольцы снялись в новых “матросках” перед предстоящей шефской поездкой к морякам Амурской флотилии.


Школьная "Синяя блуза". г. Москва. 1927