Изонить схемы

Все новое – хорошо забытое старое – известную пословицу подтверждает вернувшаяся из прошлого техника изонить. Необычная вышивка сегодня снова на пике популярности.

Изонить, или нитяная графика, – это техника вышивания на твердой основе. Особенностью направления являются необычные переплетения и узоры, которые получаются в результате натягивания нитей в определенной последовательности. Это рукоделие захватывает и позволяет почувствовать себя не только вышивальщицей, но и ткачихой, ведь процесс чем-то напоминает работу на мини-станке.

Немного истории – откуда появилось необычное рукоделие

Считается, что техника изонить зародилась в Англии. В качестве основы английские ткачи использовали деревянные дощечки, в которые вбивались гвозди, а затем на них натягивались нитки в нужном порядке. Полученные панно использовались для оформления домов.

Каждое направление рукоделия сначала находится на пике популярности, но через некоторое время приходит в упадок. С изонитью случилось то же самое, но на конец 19 века пришелся расцвет нитяной графики. В книжных магазинах продавалось немало изданий по этому рукоделию. В 21 веке мир снова вспомнил об изонити. Конечно, со временем дощечку с гвоздями заменил всем известный картон, но суть осталась неизменной.

Изонить как новое увлекательной хобби

Разумеется, осваивать новые направления начинают с малого. Изонить для начинающих в этом деле не станет слишком сложной техникой. Овладев основными методами, вы сможете сами составлять композиции. Для фантазии остается огромный простор. Из простых элементов (круга, квадрата, сердца, угла, дуги и других) получаются интересные картины.

Нитяная графика поспособствует формированию вкуса, воспитает усидчивость и терпение. Со временем ваши руки станут более ловкими, а движения увереннее и точнее. Творческий процесс увлекает и расслабляет, проблемы и тревоги растворяются в полученных узорах.

На одну работу уходит достаточно много времени, но ведь интересно придумывать идею и замысел, переносить свои мысли на бумагу и рисовать схему, а потом протягивать нити и наблюдать, как получается сюжетная картина.

Что потребуется для начала работы

Для вышивания в технике изонить обязательно нужно приготовить материалы и инструменты:

  • основу (фон);
  • нитки (катушечные, мулине, ирис и другие);
  • иголку;
  • ножницы;
  • линейку;
  • циркуль;

По желанию:

  • подложку (тонкий пенопласт, кожу и другие);
  • клей или скотч;
  • булавку или шило.

Основой для работы чаще всего служит картон или диск. Если говорить о первом, то лучше взять обычный цветной, который продается в каждом канцелярском магазине. Он достаточно плотный, чтобы дырочки были аккуратными, но и не толстый.

Тонкая бумага будет рваться в некоторых местах и мяться. Роскошно смотрится изонить на бархатном картоне, но и он недостаточно плотный, поэтому лучше дополнительно использовать обыкновенный картон. Более сложной поверхностью является ткань.

Нити могут быть совершенно разными в зависимости от концепции будущего изображения. Для тренировок хорошо подойдут катушечные, но самыми популярными являются мулине и ирис. У них богатая цветовая гамма. Они яркие и сочные. Шерстяные нити обычно смотрятся грубовато, но порой их используют, если того требует идея.

Основные детали композиции в технике изонить – это круги, углы, квадраты и так далее, поэтому нужны линейка и циркуль.

Перед тем как начать вышивать, нужно проделать дырочки в основе, чтобы не поранить себя или не поцарапать стол. Для этого под работу подкладывают тонкий пенопласт , кожу, полотенце или другие материалы. Прокалывать можно и навесу, но всегда существует риск помять и испортить основу.

Чтобы лучше закрепить нить после окончания вышивки или в случае разрыва, ее подклеивают скотчем или клеем с изнаночной стороны.

Прокалывать дырочки в основе будет удобней не тонкой иголкой, которую держать в руках некомфортно, а иногда и больно, а шилом (для плотного материала) или булавкой.

Основные приемы и их использование

В вышивке изонитью главных приемов всего два. Одним из них является заполнение окружности , а вторым – заполнение угла . Дополнительные приемы используются для получения оригинальных эффектов.

Прием «Окружность»

С помощью циркуля чертится окружность. Для обучения радиус лучше выбирать небольшой (от 0,5 см до 3 см). На глаз окружность делится на равные части, а в полученных точках выполняются проколы. Особенно важно, чтобы количество проколов было четным. Очень красиво смотрится картина, в которой расстояние между соседними точками маленькое, но начать лучше с 12-14 дырочек.

Иголкой с ниткой узор прошивается по схеме. Нитка продевается в первый прокол с изнаночной стороны. Необходимым условием является то, чтобы выбранное расстояние между двумя соединенными точками (хорда) не равнялось диаметру окружности.

Этот метод берется за основу для вышивания квадрата, сердца и любой замкнутой фигуры.

Прием «Угол»

С помощью линейки чертится угол. Его стороны делятся на части. Сами стороны необязательно должны быть равными, но количество дырочек должно совпадать. Над вершиной угла ставится цифра ноль, а прокол на ней не делается. В первый прокол нитку продевают с обратной стороны, а затем угол вышивается по схеме. Выбирается отрезок неравный стороне угла, и нитка продевается каждый раз через определенное количество дырочек.

Прием «Веер»

Веером может стать лепесток цветка, весь бутон, листок. У веера есть своеобразное основание – отрезок какой-то длины, а также есть дуга, находящаяся над основанием. На дуге отмечается нужное количество точек, находящихся на равном расстоянии друг от друга, и делаются проколы на них и на концах основания.

Вышивать начинают с первого прокола в дуге (иголка с ниткой продевается с изнаночной стороны работы), затем нитка проходит через первый конец основания и с обратной стороны входит в другой конец. Оттуда нитка снова вставляется в первую дырочку на дуге и с изнанки проходит во вторую. Далее все повторяется.

Дополнительные приемы

«Дуга» . За основу берется метод окружность. Соединять дырочки нужно через расстояние меньше половины дуги. Чем меньше это расстояние, тем тоньше получается дуга. Если взять среднее значение, то получится аккуратная фигура.

Похожий принцип существует для вышивания спирали, но для нее расстояние между точками лучше взять от 3 до 5 промежутков. Вышивается она в одном направление.

«Капелька» . За основу берется метод окружность. Капелька – это примерно половина овала, у которого будет два острых конца. С одного из них и начинают вышивать, в другом заканчивают. Расстояние между проколами в идеале должно быть ровно касательной капельки, а точнее ее нижней части.

Маленькие секреты для начинающих

С практикой приходит опыт, но не будет лишним воспользоваться опытом бывалых рукодельниц:

  1. При вышивке круга на лицевой стороне получается звездочка, на оборотной – круг.
  2. Когда вы вышиваете угол, на изнаночной стороне получается точно такой же, но выполненный штрихом.
  3. Чем больше выбранная вами хорда для заполнения окружности, тем более заполненной она выйдет в итоге. Интересно смотрится изображение, в котором окружность прошивается дважды. Один раз с большей хордой, другой с меньшей.
  4. Уже готовую работу с изнаночной стороны лучше заклеить белой или другой подходящей бумагой большей по размеру. Тогда она приобретет аккуратный и законченный вид, а также получится рамка.

Методическая разработка дополнительного образования дошкольников 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию через овладение способов техники вышивания на цветном картоне

Актуальность: данная программа несет в себе художественную направленность, основана на достижениях мировой культуры, адаптирована дошкольному возрасту.
Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на цветном картоне. Это очень увлекательная работа. Дети дошкольного возраста, для которых интересно любое новое дело, с удовольствием выполняют различные творческие задания. В программе особое внимание уделяется не только процессу, но и результату деятельности, где использование похвалы и поощрения дают ребенку возможность почувствовать себя успешным. Возле каждого изделия указывается имя автора, что дает ребенку возможность почувствовать индивидуальность, отличие своей работы от других. Если процесс вышивания контролируется, то оформление изделия это индивидуальная, творческая работа каждого ребенка.
Программа включает в себя не только обучение вышиванию, но и создание индивидуальных и коллективных работ. В оформлении предлагается использовать цветные карандаши. Также немаловажным является воспитание взаимопомощи, отзывчивости, доброты, внимания к другим. На занятиях дети учатся всем этим качествам, помогая друг другу. Именно в дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия (миром людей, природы, предметным миром), происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес детей к творчеству. Занятия по изонити позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы и приобрести умения осуществлять свою деятельность.
Дети, занимающиеся по данной программе, - дошкольники, для которых занятия способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- развивает остроту зрения, глазомер, координацию движений рук под контролем глаз;
- способствует развитию усидчивости, внимания, старательности, терпения, развивается абстрактное и конструктивное мышление детей.

Можно сказать, предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личное развитие ребенка. Работа в технике изонити формирует личностные качества, такие как: настойчивость, умение доводить дело до конца, последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивости и аккуратности.

«Изонить» - развивает у детей способность работать руками, приучает выполнение точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

«Изонить» - способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления изделия, учит следовать устным инструкциям.

«Изонить» - стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы выполнить изделие, должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы вышивания.

«Изонить» - активизирует мыслительные процессы. В процессе вышивания у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов вышивания) со словесными (объяснение приемов вышивания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий детьми).

«Изонить» - совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
«Изонить» - развивает абстрактное мышление детей, воображение, художественно-эстетический вкус.

Систематические занятия с ребенком по технике изонити это гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

ЦЕЛЬ: интеллектуальное художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на цветном картоне, самореализация детей в своем творчестве.
ЗАДАЧИ:

1. Обучающие:
- познакомить детей с новым художественным видом деятельности;
- обучать детей технике работы с изонитью;
- знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;
- научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, шилом, трафаретами, простым и цветным карандашами.

2. Развивающие:
- развивать в детях внимание, память, абстрактное мышление;
- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз;
- развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству «изонити»;
- формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;
- совершенствовать объяснительную и доказательную речь для детей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Изготовление любого изделия изонити начинается с определенной заготовки. Очень важно научить детей самостоятельно наносить разметку для дырочек, пользуясь трафаретами, по обеим сторонам угла на одинаковом расстоянии друг от друга, так как это залог успеха в достижении определенного результата. По сложности вышивания базовые формы можно разделить на 2 раздела: простые и сложные. Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Планирование составлено на год.


ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – овладение техникой изонити: изображение углов, моделирование с их использованием образцов. Дети учатся вышивать изображение острого, прямого и тупого угла, различать лицевую и изнаночную стороны изделия, узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, учатся самостоятельно дорисовывать изображение предмета, предавая ему образ в целом.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ – овладение техникой изонити дуг, овалов, завитков, окружностей, моделирование с использованием образцов.

На первоначальном этапе знакомства с техникой изонити необходимо научить ребенка делить круг на две равные части, чтобы количество отверстий на обеих сторонах круга должно быть одинаковым, откуда не начинался бы отсчёт. Постепенно необходимо подводить детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.
В течение первого полугодия дети выполняют простейшие изделия в технике изонити (острый, прямой и тупой углы). Во втором полугодии продолжается знакомство детей с искусством изонити дуг, овалов, завитков, окружностей. Дети выполняют более сложные формы изделия, знакомятся с величиной вышитого круга, овала, дуги с хордой разной длины, учатся наносить разметку отверстий по кругу, овалу, завитку, используя в работе модели трафаретов. Обучение вышиванию базовых форм проводится индивидуально для того, чтобы ребенок более точно научился вышивать.

МЕТОДЫ:
1. Методы, как способ организации занятий:
- словесный (беседа, устное изложение, рассказ);
- наглядный (показ иллюстраций, показ выполнения, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по схемам).
2. Методы, как уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный.
3. Методы, как форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный;
- индивидуально-фронтальный;
- индивидуальный.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:

1. тематическая совместная деятельность;
2. индивидуальные и коллективные занятия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате работы на занятиях кружка, дети:
- будут знать основные понятия и базовые формы изонити (доступные данному возрасту детей);
- научатся следовать словесным инструкциям;
- будут создавать изделия, выполненные в технике изонити;
- разовьют такие качества, как внимание, старательность, память, мышление, мелкую моторику рук под контролем глаз, усидчивость, терпение;
- познакомиться с техникой изонити;
- овладеют необходимыми навыками с инструментами и материалами данного вида труда;
- изучат свои коммуникативные способности и приобретут навыки вышивания в технике изонити.

Формы проведения итогов работы по программе дополнительного образования «Изонить»:
- оформление стенда на занятиях кружка;
- проведение выставок детских работ.

ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Почти все занятия проводятся по одному плану. На каждом занятии используется наглядный материал: загадки, стихи, рассказ.
1. Подготовка к занятию (обращаем внимание на готовность инструментом и материалов для занятия, установка на данную работу);
2. Повторение пройденного:
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правила техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
- загадки или стихи, раскрывающие тему занятия;
- показ готового образца для работы;
- рассмотрение образца, анализ.
4. Практическая часть:
- показ процесса изготовления изделия;
- самостоятельное изготовление детьми своего изделия;
- оформление своей работы (дорисовка частей изделия цветными карандашами).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

«Оценка результатов освоения программы»
1. Знание основных понятий в технике изонити (простых и сложных способах вышивания, умение работать базовыми формами).
Первое полугодие - умение вышивать изделия острого, прямого и тупого углов, умение различать лицевую и изнаночную стороны изделия.
Второе полугодие – умение самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам изделия, умение использовать модели трафаретов в процессе работы, сделать наиболее сложное изделие в технике изонити.

Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога.
Низкий уровень – не может сделать.

2. Умение следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике изонити, пользуясь схемами-образцами.

Первое полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
Второе полугодие – умение сделать несложное изделие самостоятельно по схеме-образцу.
Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога.
Низкий уровень – не может сделать.
3. Создание изделий, выполненных в технике изонити, развитие художественного вкуса, творческих способностей и творческого подхода к выполнению работы.

Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
Средний уровень – работы, выполненные по образцам, соответствуют общему уровню группы.
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

ПРИМЕЧАНИЕ: в начале учебного года диагностика не проводится.

4. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Первое полугодие - умение наносить разметку отверстий по обеим сторонам острого, прямого и тупого углов по шаблону, не глаз.
Второе полугодие – умение наносить разметки на овале, круге, завитке по базовым схемам, на глаз.
Высокий уровень – полное совпадение рисунка с намеченными отверстиями в технике вышивания.
Средний уровень – имеются некоторые отклонения (пропуск отверстий, не в данной последовательности выполнен рисунок изделия).
Низкий уровень – с заданием не справляется.

5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются умения:
- организовывать своё рабочее месте;
- рационально использовать необходимые материалы;
- аккуратность выполнения работы.
Высокий уровень – самостоятельно применяет данные умения.
Средний уровень – применяет данные умения после напоминания педагога, детей.
Низкий уровень – не владеет данными умениями.

Изонить для начинающих схемы с цифрами цветы шаг за шагом

Изонить для начинающих схемы с цифрами цветы шаг за шагом

позволяет создавать подлинные шедевры. Освоить ее настолько просто, что даже каждая из начинающих рукодельниц в скором времени сможет поднатореть в вышивании красивых открыток, натюрмортов, орнаментов и даже портретов. Для того чтобы приблизить этот момент, необходимо научиться создавать в этой технике красивые цветы.







Необходимый инвентарь

Для работы в технике изонить вам потребуется подготовить следующие «ингредиенты»:

  • Основу (предполагается использование бархатного картона или бумаги);
  • Английскую булавку (начинающим мастерицам желательно «вооружиться» шилом);
  • Швейные нитки (любые);
  • Иглу;
  • Пенопласт (для подкладывания).
  • Основные правила

    В изготовления красивых цветочков вам поможет выбранная вами схема с цифрами, а также советы для начинающих, которые предлагает наш мастер-класс. Если вы уже знаете, как прорабатывается угол и окружность, то действовать вам предстоит следующим образом:


    Усиление эффекта Начав работать в технике изонить, вы скоро убедитесь в том, что именно она, как никакая другая, прекрасно подходит для создания по-настоящему роскошных изделий. Если в ваших руках изначально находятся сложные схемы, то для усиления декоративных эффектов действуйте так, как она вам подсказывает. В ином случае вам поможет наш мастер-класс для начинающих.
    Вам предстоит проделать следующие манипуляции:


    Схемы всегда обозначают каждый из этапов римскими цифрами.
    Проработка лепестка
    Цветочный лепесток, вышитый в технике изонить, должен прорабатываться по типу неполного прошивания овала. Придерживаться вам стоит следующих рекомендаций:

    • начинаться работа должна с острого конца вышиваемого элемента;
    • заканчиваться работа должна там же;
    • выбирать расстояние между 2-мя точками нужно равным той линии, которая касается нижней части вышиваемого элемента.

    Вышиваем цветы к празднику

    Как насчет того, чтобы вышить в технике изонить нежные цветы ромашки, незабудки и васильки? Подберите подходящие вам схемы и смело действуйте!
    Ромашка
    Для изготовления цветка ромашки в технике изонить вам потребуется выполнить следующие манипуляции:

    • вышить несколько лепесточков;
    • в середке каждого из получившихся цветов, пришить красивую бисеринку;
    • проработать бутоны (схемы подскажут, как именно это нужно делать);
    • таким же образом проработать листья и стебельки.



    Незабудка Получить красивую и нежную незабудку, которая украсит ваш интерьер, вы сможете, выполнив следующие шаги:

    • вышить цветы;
    • тщательно проработать листочки (так, как указывают схемы);
    • изобразить стебельки с шагом один-три.



    Василек
    Желаете, чтобы в вашем доме присутствовал цветок - символ чистоты, нежности и святости? Тогда не мешкая приступите к вышиванию василька. Этот полевой цветочек идеально вольется в интерьер или будет отличным подарком дорогому человеку. А проделать вам будет нужно следующее:

    • проработать сердцевину цветочка (шаги один-десять);
    • аккуратно, по контуру пришить бисеринку;
    • изобразить лепестки растения;
    • проработать листочки (шаги один-восемь);
    • вышить стебельки (шаги один-три);
    • доработать остальные элементы.

    Работа готова!


    Для того чтобы ваша работа была идеальной, постарайтесь следовать приведенным ниже советам:

  • Когда вы будете заполнять угол, следите за тем, чтобы на «лице» вышивки нитки протягивались с одной стороны элемента к другой (на изнанке стежки расположены в виде штришков);
  • На изнаночной стороне следует в точности повторять контур окружности;
  • Если вам нужно сделать нитку более длинной, то, закрепив ее на изнанке, можно смело вводить новую;
  • Для того чтобы избежать запутывания, не следует отмерять нитку коротко.
  • Напоследок
    Готовую картину с цветами можно наклеить на картонный лист. Если будет желание, можно изготовить рамку, а после - дарить или вешать на стену.

    Cхемы с цветами















    Comments

    Related posts:

    Изонить для начинающих схемы с цифрами бабочка (картинки)

    Немного истории:
    Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
    Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
    В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

    Технология изонити:
    Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:
    - заполнение угла;
    - заполнение окружности.
    А дальше – ВПЕРЕД ФАНТАЗИЯ! Комбинируя всего два приема + фантазию, получаем потрясающие произведения!

    Инструменты, необходимые для работы:
    * картон
    * нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), (Лично мне нравиться, когда они пестрые, яркие, почти «ядовитые» !

    * игла
    * шило (я за не имением его под рукой использовала острие циркуля, тоже сгодиться)
    * ножницы
    * циркуль
    * линейка

    Заполнение угла:
    * начертить на изнаночной стороне картона любой угол
    * разделить каждую сторону угла на четное количество равных частей
    * пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой "О".
    * сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины ("О")
    * вдеть нить в иглу
    * заполнить угол по предлагаемой схеме

    Заполнение окружности:
    *начертить окружность
    *разделить окружность на четное количество равных частей
    *сделать проколы во всех полученных точках
    *вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме

    а,б,в - лицевая сторона

    г - изнанка

    А вот некоторые образцы-шаблоны:

    А вот так выглядят готовые работы:

    Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.

    Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

    Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

    С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.

    Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

    основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

    • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
    • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
    • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
    • иголка;
    • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

    Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

    Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

    Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.

    Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

    Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

    Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

    Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

    Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

    Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

    Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.

    Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

    Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

    Приём «Заполнение угла».

    1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
    2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
    3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
    4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
    5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
    6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

    Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

    Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

    Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).

    Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

    Приём «Заполнение окружности».

    1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
    2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
    3. Сделать проколы в полученных точках.
    4. Вдеть нить в иглу.
    5. Заполнить окружность по схеме.

    Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

    Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

    Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

    Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

    Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

    Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

    Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

    Дуги, спирали, лепестки.

    Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

    Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

    Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

    Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

    Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

    Создание тоновой изонити.

    Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

    Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .

    1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

    2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

    3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

    Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

    После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.