Как катаются малыши на лыжах. Обучение ребенка катанию на лыжах. Когда ставить ребенка на лыжи

(4 голоса : 4.0 из 5 )

Самые маленькие

Строго говоря, по-настоящему кататься на лыжах стоит учиться после 5-ти лет. Тем не менее, если в вашей семье приняты нормой еженедельные лыжные прогулки, то приучить ребёнка участвовать в них можно даже в таком раннем возрасте. Настоящим лыжником он станет значительно позже, ну, а пока по мере сил разделит с родителями зимнюю радость спортивного образа жизни.

Для детей до 3-х лет необходима предварительная домашняя тренировка. Несколько простых упражнений сделают дебютный выход более долгим и продуктивным. Можно использовать следующие упражнения:

1) приседания и прыжки на лыжах;

2) «аист» – удерживая положение лыжи в горизонтальном виде, согнуть ногу в колене;

3) «заборчик» – хождение приставными боковыми шагами в лыжах;

4) «снежинка» – крутимся вокруг себя, переступая вкруг сначала задними, потом передними частями лыж.

Первое занятие лучше проводить на небольшой горке неподалёку от дома. При этом, защищённость площадки от ветра будет значительным плюсом. Если же ветер всё-таки есть, значительно лучше будет выбирать направление движения «по ветру» – чтобы он дул ребёнку в спину. Оптимальная погода лежит в промежутке от -1 до -10° C.

Экипировка

Из проблем важно отметить дороговизну зимнего спорта. Кроме того, найти подходящие детские ботинки – также непростая задача.

До шестилетнего возраста рекомендуется использовать 70-сантиметровые лыжи. В дальнейшем, длина лыжи рассчитывает следующим образом: рост ребёнка + 10 см. Палки, напротив, на 10 см короче роста. Однако, палки, скорее всего, не пригодятся, но если вы всё-таки планируете их использовать – они должны быть лёгкими, иметь петли для рук и опорные кольца. Шлем лучше надеть с первой прогулки – дети часто падают и иногда их сбивают взрослые. Если ребёнок неосторожен, можно подумать о более серьёзной защите. В холодную погоду можно использовать маску и подшлемник, катание на лыжах с которыми значительно комфортнее при сильном ветре.

Для начала подойдут старые дедушкины деревянные лыжи с полужёсткими крепежами. Обратите внимание, что пяточный ремешок должен держаться плотно и надёжно сцеплять обувь с лыжей. Крепления необходимо проверять в виду старения резины. Без специальной обуви можно обойтись – используйте обычные зимние ботинки, в которых будет удобно.

Верхнюю одежду следует подобрать из ткани, не пропускающей ветер и воду.

«Буксир»

Следующий этап – «буксир». Если вы используете не только горные лыжи, но и беговые, весьма полезной будет следующая практика. За родителем, катающимся на беговых лыжах, на верёвке скользит ребёнок на маленьких горных. Пока вы получаете дополнительную физическую нагрузку, чадо получает значительную «практику» – таким способом возможно преодолеть расстояние, невозможное на учебном склоне.

Далее будем учить ребёнка скользить самостоятельно. Нам понадобится небольшой склон с хорошо накатанной лыжнёй. Нужно показать основной принцип движения на лыжах – не шаги, а скольжение и толчки. Осуществляется это следующим образом: принимается стойка лыжника (полусогнутые в коленях ноги, лёгкий наклон вперёд, опущенные руки), делается резкий скользящий шаг вперёд, затем аналогичный другой ногой и т. д. В качестве компромисса можно попытаться сделать это с разбегу. Важно обращать внимание на перенос массы тела с одной ноги на другую при скольжении. Если же не достигнете успеха и в этом случае, могут помочь следующие упражнения:

1) скольжение с разбегу на одной лыже до остановки, вторая приподнимается над лыжнёй;

2) «самокат» – скольжение на одной лыже с помощью другой;

3) «коньки» – убрав руки за спину, делаем скользящие шаги;

4) использование палок.

Первая гора должна быть с минимальным уклоном с минимальной скоростью спуска. Попробуйте несколько раз спустить малыша с горы. Если это получится, следующим этапом обучения будут повороты. У ребёнка не будет мотивации учиться поворачивать и это создаст дополнительные трудности.

Чтобы малышу научиться понимать, в каком положении лыжи скользят, в каком нет, на гору стоит взбираться на гору своими силами (приёмом «ёлочка»). Без взрослых, конечно, у него вряд ли что-то получится и потому взбираться нужно вместе. Чадо должно видеть, что при подъёме вы используете для опоры внутренние канты лыж. Также это упражнение неплохо тренирует мышцы ног.

«Плуг»

Достаточно распространённое упражнение для начинающих лыжников может помочь вам научить поворотам вашего малыша. Современные детские лыжи рассчитаны на подобные приёмы и при грамотном подходе вы быстро освоите резаные повороты.

Техника выполнения следующая. Лыжи располагаются в форме «плуга» – 5-10 сантиметров между носками и широко развёрнутые задники лыж так, чтобы лыжнику было удобно. Туловище и руки ставятся в положение простой центральной стойки. Чтобы осуществить поворот необходим незначительный перенос веса на внешнюю к повороту лыжу – достаточно слегка наклониться в нужную сторону. При такой технике дети легко начинают чувствовать лыжи и вскоре сами начинают пробовать поворачивать.

Малыш, которому показали «плуг» зачастую в первый же день осваивает элементарные навыки лыжного спуска. Данный приём задаёт базовые навыки, обеспечивающие безопасную езду. И всё же нельзя зацикливаться на этом этапе, чтобы ребёнок не «застрял в плуге». В противном случае переучиваться будет достаточно сложно.

Важно помнить, что детей до 5 лет практически невозможно поставить сходу на прямые лыжи. Требуется значительная координация движений и положений тела, которой вряд ли можно добиться от такого маленького лыжника. При этом, нельзя забывать, что когда у ребёнка что-то долго не получается, стремление учится быстро испаряется.

Впрочем, перегружать теорией малыша не имеет смысла – просто покажите ему, как нужно тормозить и поворачивать, а понимание интуитивно придёт впоследствии.

Первые спуски

Перед тем, как штурмовать горы, необходимо научить малыша передвигаться в лыжах. Главной задачей станет ступающий шаг без скольжения. Для этого:

1) движения рук идентичны обычным движениям при ходьбе (правая нога вместе с левой рукой и т. п.);

2) вес тела переносится при ходьбе с одной ноги на другую;

3) тело наклоняется вперёд чуть сильнее, чем при простой ходьбе.

Для начала можно учиться ходить по лыжне, по неглубокому снегу. После – переходите на обхождение препятствий – деревья, кусты, скамейки и т.д.

Для первых спусков без родителя следует подобрать небольшой холмик (до 5 метров в высоту) с таким углом наклона, чтобы можно было спуститься, не набирая скорости. Потребуется второй родитель: один будет спускать ребёнка сверху, другой же – ловить снизу. Данный приём должен показать малышу сам процесс скольжения лыж и управления ими.

Детские горные лыжи производятся таким образом, чтобы максимально защитить от падения – нога становится одним целым с лыжей. И потому не нужно боятся падений – ребёнок быстро научится держать равновесие и будет падать значительно реже. Также маленьких детей катают, поставив между своих лыж.

Другим вариантом можно использовать всё тот же «поводок». Длина верёвки должна быть не менее 5 метров – дабы исключить столкновения. В данном случае ребёнок спускается с горы, взрослый придерживает его на поводке. Плюсом служит то, что таким способом можно съехать вместе с достаточно серьёзного спуска, минусом – отсутствие мотивации учиться тормозить и поворачивать. Лучше всего использовать верёвку исключительно в виде страховки – не нужно бояться дать ребёнку разогнаться.

Стоит воздержаться от совместных спусков, при которых ребёнок будет у вас между ног или подмышкой – дети расслабляются и теряют всякую инициатив. Есть альтернатива – лыжные палки, которые вы будете держать с одного конца, а ребёнок – с другого. Родитель едет первым, чадо – следом, держась за палки. Взрослому можно ехать спиной вперёд – скорость будет меньше, но при этом вы будете полностью контролировать ребёнка. Данный метод помогает научить малыша ездить поворотами – благодаря жёсткому контролю родитель задаёт направление движения. В любом случае, все описанные приёмы в своём конечном результате должны привести ребёнка к самостоятельной езде на лыжах.

Как не нужно делать

Многие родители допускают несколько классических ошибок.

1. Не нужно делать за ребёнка всё.

В какой-то момент маленького лыжника нужно отпустить «на волю» – научиться кататься самостоятельно. Несмотря на то, что ребёнок ещё мал и нуждается и в поддержке, ему необходимо учиться что-то делать самому. Вышеперечисленные мероприятия необходимы для того, чтобы увлечь малыша и показать, что кататься на горных лыжах весело и здорово.

2. Наклон у горки должен быть минимальным.

Так, чтобы спуск происходил без разгона и остановка происходила в конце сама собой. Брать ребёнка с собой на большие горы и крутые склоны – серьёзная ошибка. Некоторые дети не испытывают страха высоты в свои первые спуски. Первое серьёзное падение с крутой горы может создать этот страх в гипертрофированном виде, так, что малыш больше ни за что не подойдёт к горе. Соответственно, на первом этапе обучения падать ребёнок не должен.

3. Терпение, терпение и ещё раз терпение.

Дети обучаются посредством игры. Чем младше ребёнок, тем более игровым должно быть его обучение. Важно помнить, что игра в данном случае не является целью, а только средством освоения навыков. При этом рассчитывать на быстрый результат не приходится – родителю, и ребёнку необходимо настроится на длительный труд.

Эффективность может быть выше при обучении инструктором – в отличие от родителей, с чужим человеком дети капризничают значительно меньше, чем с родителями.

Часта ребёнок, теряя интерес или проголодавшись, будет говорить, что устал. В этом случае перед родителем встаёт сложна задача – возвратить к нему утерянный интерес. Этого можно добиться переключая внимание или предложив дополнительную мотивацию (например, конфета за последний победный спуск). Как уже было сказано выше, дети ведут себя со своими родителями несколько хуже, чем с посторонними людьми. Во избежании этого, поход на горку можно организовать совместно с друзьями и поменяться детьми в процессе, разойдясь в разные углы горки. Данный метод может быть очень эффективен на любых этапах обучения.

Первым и основным Вашим правилом при обучении детей катанию на лыжах должно стать следующее: любые спортивные занятия могут понравиться детям только в том случае, если они будут весёлыми и забавными. Их передвижение на лыжах становится шустрым и естественным без всякого обучения лыжной технике, а всего лишь с помощью шуток и веселья.
Вашим главным чувством во время лыжных занятий с детьми является слух: внимайте детям и следуйте их желаниям. Для Вас наступило время быть терпеливым и морально готовым к бескорыстию и самопожертвованию. Во время этих занятий Вам не стоит пытаться удовлетворить Ваши собственные "лыжные желания", хотя вполне возможно, что затраченные усилия с лихвой будут оплачены в будущем. Как только дети начинают хныкать или жаловаться на тяжесть упражнений, Вам следует найти причину такой реакции Ваших подопечных и устранить её (причину, а вместе с ней и реакцию учеников).
Попытайтесь почувствовать концентрацию детского внимания. Лучше закончить лыжный урок раньше времени, чем когда уже будет поздно. Для занятий лыжами вполне подходит старая родительская аксиома: "Объём детского внимания в минутах равен возрасту ребёнка, выраженному в годах". Поддерживайте детский энтузиазм, а если он вдруг исчезает - не принуждайте ребёнка к возобновлению упражнений.
Вы можете обнаружить, что когда Вы пробуете объяснить детям азы лыжной техники, это их совсем не интересует. Поставьте себя на их место: хочется ли ребёнку слушать взрослого человека, который вместо того, чтобы просто кататься на лыжах, начинает пространно объяснять, как это делается. Гораздо правильнее разрешить им делать то, что им хочется и позволить совершенствоваться со своей собственной скоростью.
Помните, что во время занятий лыжами у детей тоже есть права, и они вправе требовать их соблюдения. А именно:
Право на тепло и комфорт. Помимо того, что детская одежда должна быть "многослойной", необходимо обеспечить лёгкий доступ к верхним её "слоям". В Вашем термосе должно быть достаточно горячего чая, а в карманах - пряников и печенья.
Право на свободу. Детские лыжи должны легко сниматься и одеваться. Позволяйте детям на лыжах вытворять всё, что им нравится.
Право на уважение. Присушивайтесь к детям и принимайте их слова всерьёз.
Право на безопасность. Может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации.
Право не чувствовать себя скучающими или уставшими. Чересчур много упражнений вряд ли принесут детям массу удовольствия. Нет лучшего способа воспитать у них отвращение к лыжному спорту, чем заставить заниматься, когда им этого больше не хочется.
Право не чувствовать принуждения. Дети ненавидят, когда их заставляют что-либо делать. Их ощущения от катания на лыжах будут только более радостными, если у них будет возможность начинать или заканчивать занятия по своему желанию. Вы сами наверняка понимаете вред от занятий "из-под палки".

Научите ребёнка кататься на лыжах рядом с Вашим домом. Если недалеко от того места, где Вы живёте есть хоть небольшая площадка, пригодная для катания - используйте её. Держите лыжную экипировку Ваших детей в легкодоступном месте, чтобы они могли воспользоваться ею как только у них возникнет такое желание. Наверняка у Вас не будет достаточно свободного времени, чтобы часто устраивать лыжные уроки. Этого и не требуется - есть множество забавных игр, в которые можно играть на лыжах - обучите им Ваших детей и они сами улучшат свои навыки. Например:
Лыжный гандбол - игра без палок, великолепно развивающая такие качества, как быстрота и реакция.
Соревнования колесниц - играющие (все на лыжах) разбиваются на пары: один из них становится "лошадью", второй "седоком", держащимся за верёвку, обвязанную вокруг талии "лошади". После первого "заезда" члены каждой из команд меняются местами.
Лыжный слалом - для этого Вам понадобятся только не слишком крутой склон и несколько палок, изображающих слаломные ворота.
Прыжки на лыжах - сами соорудите для Ваших детей трамплин - так, чтобы он был не слишком большим и в полной мере безопасным.
Слалом и прыжки на лыжах обычно оказываются настолько увлекательными, что дети могут играть и веселиться до полного изнеможения. Представьте себе, сколько упражнений Вам нужно было бы заставить сделать Ваших детей, чтобы добиться такого же тренировочного эффекта. По мере того, как они научатся проходить слаломную трассу и прыгать на лыжах со всё большей скоростью, улучшится и их техническая подготовленность. Я начал прыгать на лыжах в возрасте 7 лет и уверен, что прыжки могут заинтересовать лыжными гонками многих из тех ребят, которым не пришлась по душе скорость горных лыж.
Однако не настаивайте только на беговых лыжах! Поддержите любое лыжное увлечение Ваших детей, каким бы оно ни было: горные лыжи, сноуборд или биатлон. Всегда помните, что ходьба на лыжах является наилучшей основой для любой лыжной дисциплины.
Увлекательнейшей игрой как для детей, так и для взрослых обычно становится буксировка - такая же игра, как соревнования колесниц, где в качестве "лошади" выступают взрослые. Используйте длинную (как минимум 3-х метровую) верёвку, обвязав её вокруг талии "лошади" и пристегнув к буксируемому с помощью какой-либо легко открывающейся застёжки. Так как руки у ребёнка будут свободными, он сможет помогать себе в движении палками. Запомните, что в эту игру играть можно только на равнине или небольшом пологом подъёме - никогда не спускайтесь с горы, если Вас подхлёстывает "наездник".
Буксировка особенно полезна в том случае, если Вы обладаете хорошей лыжной техникой - тогда Ваши дети просто смогут копировать правильные движения. Это будет лучшим способом показать ученикам, что основа лыжной техники - скольжение. Дети очень быстро поймут, что чем сильнее их толчок, тем дольше продолжается скольжение.
При буксировке нужно обеспечить такое крепление "буксировочного троса", чтобы дети сами могли легко открыть и закрыть застёжку. Родители! Не думайте, что Вам удастся совершить таким образом марафонский пробег. В первую очередь убедитесь, что Вашим детям не надоело "буксироваться" после первого километра дистанции.

Если там, где Вы живёте, зимой бывает достаточно снега, Вам стоит попробовать превратить катание на лыжах в стиль жизни. На самом деле такой способ обучения гораздо легче осуществить, чем кажется на первый взгляд. Существует множество возможностей достичь цели. И не забудьте - ведь катание на лыжах способно приносить настоящее удовольствие - тем самым Вы делаете более весёлой Вашу жизнь (укрепляя при этом здоровье детей).
Если у Вас есть такая возможность, попробуйте превратить лыжи для Ваших детей в средство передвижения. Я вместе со своим братом каждый день зимой добирался на лыжах до школы - и у меня до сих пор сохранились воспоминания о том, как это здорово - встать ранним утром и почувствовать скольжение лыж по свежевыпавшему снегу. А сколько приятных мгновений ждало нас на обратном пути домой - извилистые лыжные тропинки среди сугробов, захватывающие дух спуски по целинным склонам холмов, прыжки через застывшие ручьи! В то время, когда нет снега, посадите своих детей на велосипед. Не пользуйтесь транспортом - пусть работает собственный двигатель Вашего ребёнка!

Лыжи - увлекательнейшее занятие, но помните, что у современных детей есть много разных способов занять свободное время, причём не все из них приносят им пользу. Главное, о чём Вы не должны забывать - единственное, что может заставить детей кататься на лыжах - это их желание. Когда катание не делает их радостными и весёлыми - значит что-то не так. Прислушивайтесь к детям, если хотите, чтобы они получали удовольствие от занятий лыжами. И даже когда Ваши дети довольны - не останавливайтесь на достигнутом. Всегда старайтесь делать занятия разнообразными - и Ваши воспитанники скажут Вам спасибо.

Билл Кох (Bill Koch)

- серебряный призёр Олимпийских игр
и обладатель Кубка мира.

"Cross Country Skier"

Беговые лыжи – отличная физкультура для любого возраста. Когда вы бежите на них – работает все тело, укрепляются мышцы, сердце, сосуды и легкие, развиваются баланс и координация.

Ставить на лыжи ребенка можно, как только он начнет более-менее самостоятельно ходить. Разумеется, об обучении лыжной технике в этом возрасте речь не идет – просто покупаете коротенькие пластиковые лыжи, которые крепятся на валенки или сапожки, ставите на них малыша и начинаете возить его за ручки. Главное, чтобы маленькому нравилось!

Тогда в младшем школьном возрасте – именно в то время, когда , – ваш ребенок с радостью попробует бегать лыжным ходом.

Мама в роли тренера

В 6–8 лет детей учат классическому лыжному стилю – тому, которым скользят по обычной лыжне. Лыжи для «классики» должны быть не очень жесткими: сложите их, и пусть ребенок сдавит их одной рукой – лыжины должны полностью соединиться там, где будет располагаться нос ботинка. Если сомневаетесь, берите ту пару, что помягче. Лучше кататься в специальных ботинках под крепления, а не привязывать обычную обувь ремешками по старинке – это неустойчиво. Для первых занятий найдите или проложите аккуратную лыжню на равнине, для начала нужно метров 50–100.

Попеременный ход

Палки пока уберите. лыжную стойку: ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперед. Встаньте сзади и страхуйте новичка руками. Теперь пусть скользнет одной ногой вперед и проедет на ней как можно дальше. Для этого слегка прокатите его руками вперед, заставляя не откидывать тело назад, а по-прежнему держать его наклоненным вперед. Сделайте несколько таких скольжений и теперь попросите его заодно отталкиваться носком другой ноги, той, на которой ребенок не скользит (она остается сзади). Пусть едет на одной ноге, отталкиваясь другой, в любой последовательности.

Важно : скользить надо на всей ступне, а отталкиваться носком, задирая пятку ботинка над лыжей и крепко вдавливая лыжу в снег. Только так она не будет проскальзывать назад (для этого мы и брали мягкие лыжи, чтобы ребенок мог их продавить ногой). Если на лыже нет насечек, намажьте отрезок скользящей поверхности под носком ботинка специальной мазью держания (продается в лыжных и спортивных магазинах).

Когда ребенок более-менее освоит скольжение без палок, дайте ему палки и научите чередовать работу ног и рук: толчок правой ногой и толчок левой палкой, следующий шаг наоборот. Это и есть попеременный классический ход!

Важно: Научите ребенка всегда ставить палку «под себя». Иными словами, лапка палки (та часть, которой упираются в снег) всегда должна быть ближе к телу, чем выдвинутая вперед рука, которая держит рукоятку.

Палки надо ставить параллельно друг другу, а не домиком.

Бесшажный и одношажный ход

Поставьте ребенка на лыжню в лыжную стойку. Предложите ему проехать только при помощи палок, толкаясь сразу двумя, а ноги пусть только скользят. Легче осваивать этот ход на небольшом уклоне вниз. Это и есть бесшажный классический ход!

Важно : не забывайте, что палки надо ставить под себя – если ребенок вытянет лапки вперед по отношению к рукояткам, оттолкнуться палками он не сможет. Пусть сильнее наклоняется, тянется вперед плечами и головой, приседает, опираясь на палки.

Теперь предложите ребенку отталкиваться сразу двумя палками, как в предыдущем упражнении, и к этому еще и одной ногой, как в самом первом упражнении. Это получится одношажный классический ход!

Важно : корпус по-прежнему наклонен вперед, палки под себя, отталкиваемся носком ботинка.

Дети, которые хорошо катаются классическим стилем, легко осваивают более современный коньковый стиль. Но ему можно учиться, лишь став постарше, иначе можно повредить голеностопный сустав.

Очень важно приобрести ребенку беговые лыжи с качественными и удобными креплениями, которые будут обеспечивать прочное сцепление обуви с лыжами. Длина лыж должна быть немного больше роста малыша, а длина палок - немного меньше. Лыжи могут быть и деревянными, и пластиковыми, палки - легкими, с петлями для рук и кольцами для упора. Верхняя одежда должна быть из ветро- и водонепроницаемой ткани, так как падения в первое время будут частыми.

После покупки пусть ребенок походит в лыжах дома, привыкнет к их габаритам, поучится одевать и снимать лыжи. Для первых занятий на улице выберите солнечный, не слишком морозный день и ровную площадку с накатанной лыжней.

Поставьте малыша на лыжню, оставьте палки и просто возьмите его за руку. Пусть он шагает по лыжне как сумеет. Когда ребенок научится ходить, не путаясь в лыжах, координировано двигая руками и ногами, приступайте к освоению скользящего шага. Чтобы малыш ощутил настоящее скольжение, возьмите его на буксир - пусть он ухватится за палку, согнет ноги в коленях и попытается удерживать равновесие, пока вы его будете катать.

Теперь пусть поучится скользить сам: положите на лыжню перед носиком каждой лыжи маленькие цветные мячики и пусть ребенок попробует их толкать. Научите его, не отрывая лыж от лыжни, сделать скользящее движение вперед одной ногой, перенеся тяжесть тела на нее. Когда лыжа останавливается, нужно сделать такое же движение другой ногой. Чем сильнее толчок, тем длительнее скольжение. Теперь то же самое, но уже с лыжными палками. С ними скользящий шаг будет еще быстрее.

После скольжения нужно показать ребенку, как делать поворот. Удобнее всего поворачиваться переступанием. Чтобы повернуть направо, нужно приподнять правую ногу, не отрывая конца лыжи от снега, и перенеси ее немного вправо. Таким же способом переставить левую лыжу, а затем опять правую.

Покажите малышу, как можно подниматься на склоны. При подъеме «полуелочкой» одну лыжу нужно ставить на снег всей плоскостью, а другую - на ребро, отставив носок второй лыжи подальше от первой. Так подниматься наверх. При подъеме «лесенкой» нужно повернуться боком к вершине горки. Поставить лыжи ровно и сделать шаг первой лыжей вверх по склону. Потом подставить к ней параллельно вторую лыжу. С помощью таких движений можно подняться даже на крутую горку.

Теперь можно попробовать покататься с небольшого склона. Перед этим покажите малышу основную стойку лыжника - лыжи стоят ровно, колени согнуты, тело немного наклонено вперед. В первый раз лучше съехать вместе. Встаньте рядом с ребенком, возьмите поперек палку и предложите ему ухватиться за нее.

Обязательно расскажите, как правильно падать - только вбок, не вперед и не назад. Не форсируйте события, пусть малыш сначала освоит свой маленький «плацдарм». Освоив эти основные движения, ребенок вскоре сможет составить вам компанию на лыжной прогулке.

Вступает в свои права зима, укрывая землю белоснежным ковром. Юные обладатели саночек с первого же дня требуют, чтобы родители их покатали. Но на санках ребенок гуляет пассивно – он не двигается, если только не забирается сам на пригорок, с которого скатывается.

Если вы относитесь к родителям, желающим активизировать своё сокровище на прогулке, но не знаете в каком возрасте и с чего именно начать обучение ходьбе на лыжах – то мы будем рады вам помочь!

Когда начинать?

Для начала уточним, что различают лыжи горные и простые.

Если вы хотите привить ребёнку любовь к активному отдыху и здоровому образу жизни, можете смело осваивать «лыжную грамоту» с 3-4 лет. Если же вы видите в будущем своего малыша великим горнолыжником, серьёзные занятия рекомендуют начинать в 5-6 лет, когда он понимает инструкции и относительно хорошо владеет своим телом.

А до этого на прогулках можно воспользоваться простыми лыжами, чтобы познать своеобразие и радость движения по снегу.

С чего начинать?

Нестандартным решением для малышей 3-х лет могут быть … мини-лыжи. Они не требуют лыжни и каких-то особых затрат времени. Ими можно воспользоваться на любой прогулке и главное – мама с папой являются лучшей опорой при первых шагах.

Да, лыжные палки на начальном этапе использовать не рекомендуется вообще! Ни с одним видом лыж. Так малыш быстрее научится координировать свои движения и сохранять равновесие, сосредоточит своё внимание на положении ног.

Как показывает практика, к мини-лыжам дети приспосабливаются быстрее. Впервые встав на длинные лыжи, дошкольник чувствует себя неловко и неуверенно: ему нужно освоиться с «чувством лыж» на ногах и «чувством снега». Не стоит посмеиваться над его неуклюжими движениями, насмешки ещё никому не поднимали настроения.

Те, кто уже обучал детей ходьбе на лыжах, советуют начинать со «ступающего шага» — это ходьба с поочередным приподниманием носков лыж и прижиманием заднего конца лыжи к снегу. Перекрестное движение рук и ног (правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот) способствует удержанию равновесия.

От «ступающего» переходят к «скользящему шагу» — основному элементу в технике всех лыжных ходов. Мы не будем учить с детьми термины, а просто покажем на собственном примере, как нужно отталкиваться поочерёдно ногами, скользить на одной ноге, правильно наклонять туловище.

Выработав у ребёнка скользящий шаг на тренировках во дворе, где вы проложили лыжню, можно отправиться в парк на совместную спортивную прогулку.

В ваших силах сделать выходной день запоминающимся событием для малыша, если весело и непринуждённо на личном примере объяснить, что катаясь на лыжах, нужно уметь:

— правильно падать: не вперёд и не назад, а в сторону;

— использовать палки не для опоры, а для отталкивания;

— правильно сгибать ноги и отталкиваться ими при передвижении.

Именно незнание этих простейших нюансов и вызывает главные ошибки новичков . У начинающих «равнинных» лыжников отмечают и другие технические недостатки:

  • короткие шаги, неравномерность их длины;
  • неустойчивость темпа движения;
  • с трудом происходит передача тяжести тела с одной ноги на другую;
  • при передвижении нарушается координация и ритмичность.

Есть ли различия в обучении простым и горным лыжам?

Безусловно, ведь горные лыжи — сложный технический вид спорта, одной из бесспорных задач которого является способность удерживать равновесие в разных ситуациях спуска с горы.

Давайте вместе отметим основные отличия:

— Стоять на обычных лыжах мы учим ребенка с 3-4-х лет, разучиваем основные способы передвижения вперёд и поворотов, варианты преодоления небольших подъемов и спусков, навыки торможения.

— Горным лыжам обучают детей с 5-6 лет.

Хотя бывают исключения: в Альпах встречаются горнолыжные «ясли», принимающие детей от одного года. Малыши играют в специальных ботинках под руководством инструктора и при участии родителей, пробуют выполнять простые упражнения. Т.е., в естественной среде привыкают к правильному движению на горных лыжах.

— Если родители не являются горнолыжниками, то обучать ребёнка технике движений должен инструктор, владеющий методикой обучения детей и отработанными психологическими приёмами.

— При обучении «равнинным» лыжам детям достаточно примера родителей или сверстников, а начинающему горнолыжнику необходима страховка взрослого. Для этого используются вожжи, причем они позволяют контролировать скорость ребёнка и помогают учиться поворачивать.

— Для первых тренировок юному горнолыжнику требуется достаточно длинная и пологая, с переменным рельефом горка. Кроме «чувства лыж» необходимо чувство скорости – ребенок должен испытывать при спуске с горки только радость и никакого страха. Лишь после этого можно усложнять содержание тренировок и наращивать нагрузки.

— При обучении горным лыжам у ребенка обязательно должны быть шлем и очки, и желательно светоотражающий жилет, чтобы малыш был заметен на склоне. И если на обычную лыжную пробежку деткам можно надеть на руки варежки, то юным горнолыжникам рекомендуют приобрести перчатки, так как в них удобнее держаться за «шлейку». Кроме того, необходимы термоноски и термобельё, ведь на горных лыжах больше стоишь, чем катаешься.

И еще хочется напомнить ещё пару моментов для родителей .

Детям совершенно не интересно, когда их поучают и заставляют. В любом деле интерес и добровольное участие – залог успеха и хорошего настроения всей семьи.

Лыжная прогулка будет удачнее, если снег выпал давно и успел слежаться: детям трудно ходить по большому снегу.

Желаем вам получить удовольствие от семейных лыжных прогулок!