Как одеваются женщины таджикистана в 61 годах. Три типа таджикских женщин. Национальная таджикская обувь

27.02.2017 18:06

В Таджикистане все более неоднозначным становится отношение к сатру — так называют в стране платок, который мусульманки повязывают на голову. Если еще несколько лет назад в обществе на сатр смотрели снисходительно, а мужская его часть поощряла ношение женщинами мусульманской одежды, то постепенно с легкой руки таджикских властей на проявление исламской атрибутики во внешности стали поглядывать с недоверием. В представлении таджикских чиновников борода у мужчин и хиджаб у женщин — первые признаки исламского радикализма и экстремизма. И хотя статья 26 Конституции республики гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов», ношение сатра открыто не приветствуется властями, а в некоторых случаях даже преследуется. Но при этом не слышны голоса даже тех защитников веры, которые раньше громко заявляли о нарушении гражданских прав таджикистанцев.

Еще в 2010 году президент Эмомали Рахмон на встрече со студентами национального университета раскритиковал ношение женщинами хиджабов: «Наблюдая за молодыми людьми, в основном девушками и женщинами, на улицах столицы, я вижу, что некоторые из них копируют стиль одежды других стран». Далее он вроде бы в шутку пригрозил: «Если кто-либо из вас предпочитает стиль одежды какой-либо другой страны, то я вас отправлю [туда]».

Выступая 6 марта 2015 года на встрече с женщинами-активистками, президент вновь поднял тему хиджабов, приведя факты из истории: «Согласно научным этнографическим источникам, наш народ с древних времен имел красивые женские одеяния, наши женщины и девушки никогда не носили черную одежду. Традиционно также не одобряется черная одежда. Вы сами хорошо знаете, что даже траурная одежда нашего народа не является черного цвета. Однако некоторые таджикские девушки и женщины одеваются в черное, не знают, даже не хотят знать историю и суть подобного одеяния. Согласно данным, в последнее время некоторые одетые в черное девушки и женщины ходят на похороны совершенно незнакомых людей и пытаются пропагандировать среди женщин, участвующих на похоронах, всякие чуждые нашей древней истории и культуре идеи», - заявил президент.

Неоднократные критические выступления главы государства возымели действие. В апреле 2015 года мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев распорядился изъять из всех городских торговых точек одежду, «чуждую культуре одеяния таджикского народа», особенно для женщин и девочек. После запрета деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) осенью 2015 года преследования женщин в сатрах начались с новой силой. Подключилась милиция, органы национальной безопасности, прокуратура. А, как известно, у нас ретивые чиновники «вместе с чалмой несут и голову»: хотя президент говорил только о женщинах и девушках в черном, стали оказывать давление на всех, кто «по-мусульмански» одевает платок, независимо от его расцветки.

Однако несмотря на запреты на ношение и продажу сатра, одевающих его женщин в республике не становится меньше. Многие верующие жительницы Таджикистана не представляют себе появление в обществе без сатра, ведь в исламе головной убор, скрывающий волосы, является обязательной частью одежды мусульманки. Почему женщины предпочитают сатр и не готовы снять его, «Фергане» рассказали сами таджички.

Жительница Куляба Манзура Максудова полагает, что многие женщины, носящие сатр, делают это не по религиозным убеждениям, а следуя моде: «Мне кажется, что это дань моде и красивой одежде. Массовое ношение сатров в Таджикистане начиналось с яркого и незабываемого бразильского сериала «Клон». Он вышел на российские эканы в феврале 2004 года. В Таджикистане, как и на всем постсоветском пространстве, любили российские каналы. Главная героиня, которую зовут Жади, — ослепительная женщина-мусульманка из Марокко. На ней были красивые восточные одежды. И в Таджикистане многим это понравилось. Наши женщины стали искать нечто подобное на базарах. Кому-то родственники привозили из восточных стран. И, естественно, торговцы, почуяв интерес к таким вещам, стали привозить. И девушки, и женщины стали ярко краситься и одевать различного рода восточные платки. И мне кажется, что они бы сами сняли все это, во всяком случае многие, если бы не эти запреты. Как известно, запреты дают обратную реакцию».

Душанбинка Мухаббат Зиеева недовольна тем, что носит сатр, но это было условием ее мужа: «Я была студенткой, одевалась, как все в городе, и не думала вообще о сатре. Пока меня не сосватали. Родители жениха, когда пришли меня сватать, ничего не требовали. Но он сам при первой же встрече со мной потребовал, чтобы я одела сатр. Парень мне сразу же понравился и я подумала, почему бы и нет. И теперь ни дня без сатра. Дома я могу одеваться поярче, но на улице не должна привлекать к себе внимание. Конечно, иногда надоедает одевать сатр. В городе женщины одеваются разнообразно. Но мужа злить не хочется, поэтому придется всю жизнь носить».

Зайнуру Обиеву одели в сатр родители, как только она стала взрослеть. Ей тогда было 13 лет. В школе другие девчонки ходили в обычных косынках, а Зайнура — в сатре: «Я послушная дочь. Как это можно не подчиниться воле своих родителей? Это грех. Да и я уже сама привыкла к тому, что я закрыта. Мне так удобно и комфортно. Никто не пристает на улице. Ко мне уважительно относятся, не как к тем женщинам, которые ходят открытыми. К ним пристают, говорят всякие гадости. До них дотрагиваются, смотрят сальными глазами. Это неприлично».

А Замира Мусоева — девушка с принципами. Ношение сатра было ее собственным выбором: «Был тяжелый период жизни, я очень долго была в депрессии. Тогда я прочла много исламской литературы, большинство книг Шамиля Аляутдинова (российский исламский богослов и проповедник. - Прим. «Ферганы»). Он в очень популярной и доступной форме объясняет ислам, чего я никогда не слышала от наших религиозных деятелей. Они только пугают и запрещают. Закрывалась постепенно. Сначала просто носила платок. А потом потихоньку и сатр. В сатре мне удобно. Хотя от меня этого никто не ожидал — раньше я даже национальную одежду не носила».

Мадина Исламова снисходительно относится к женщинам в сатре. Сама она предпочитает европейский стиль одежды: «Я мусульманка по рождению. Читала комментарии к Корану в переводе Пороховой. Но скажу вам откровенно: я не очень религиозна. Я люблю философию Ганди, Далай Ламы. Но религия для меня — не догма. Я верю в слова Ганди: «У Бога нет религии». Я думаю, что жить по совести — это и есть религия. И конечно же внешняя атрибутика не является показателем истинной веры. Вера — она в душе. Но я уважаю выбор женщин и их право носить сатр. Для человека главное — иметь право выбора. Захочет — снимет, захочет — нет. Меня это не раздражает. Уважать людей, их мнение в правовом обществе нужно обязательно».

Для Зарины Мирзокуловой вера в бога — это состояние души: «Кто как чувствует, так и верит. Большинство женщин носят сатр, скорее всего, принудительно. Другие одели неосознанно. У многих сыграл инстинкт стаи: «все одели, и я одену, чтоб быть, как все». И теперь те, кто неосознанно одел, сняли под шумок того, что запрещают. А из оставшихся мало тех, которые сами к этому пришли. Я терпимо отношусь к женщинам в сатре. Но не люблю тех носящих сатр, которые считают себя святыми и кичатся этим, приучают других к сатру, не имея ничего за душой, чтобы позволило им обучать других. К сожалению, таких — большинство. Нет тех, или я их не вижу, кто правильно бы трактовал ислам. Вникать никто не хочет. Любви мало в этом поклонении, только страх».

Парень с девушкой в сатре в центре Душанбе. Фото «Фергана»

Общественный активист Назира Муллоева часто сталкивается с проблемами женщин и видит вину мужчин в женском бесправии: «У нас в стране, как бы мягко сказать, мужчины — феодалы. Мужчинам никогда не нравилось европейские одеяния на женщинах. Мужчины, в том числе и чиновники, всегда были недовольны такой одеждой. Я думаю, им нравится, что женщины закрыты, в душе они это поощряют. В мусульманских семьях обычно мужчины диктуют. Женщины подчиняются, они у нас в стране бесправны. Когда женщины стали одевать сатр, мужчины это приветствовали. И вот сейчас новые запреты, теперь власть требует, чтобы женщины сняли сатр. Опять запрет. То есть мужская часть населения нашей страны вынуждает женщин одевать сатр, а правительство запрещает. Женщина оказалась меж двух огней — ее бьют и слева, и справа. Прежде всего, государство должно бороться с мужским шовинизмом, нежели с женщинами в сатре».

А для Сайрам Муродовой тема сатра болезненна. Она считает, что женщины вынуждены одевать сатр, потому что ходить в европейском становится опасно уже даже в центре города: «Тому свидетельством случай, который произошел с дочерью моих знакомых. Это произошло вечером прошлым летом. Она и ее подружки были в кафе с однокурсниками. Девчонки яркие, красивые. Потом, когда все разошлись, и они ждали машину у пешеходного перекрестка, к ним подъехал черный джип. Окна машины были открыты, и ее пассажиры стали плевать в девочек и бросать в них баклажки. Это было неожиданно, девчонки растерялись. В машине сидели парни старше них. Один из них презрительно назвал их кафирками и употреблял много плохих слов. Девчонки долгое время потом прийти в себя не могли. Вот это и есть безграмотность и радикализм. Им же никто ислам правильно не объясняет. Что самое печальное, таких вот безграмотных, к сожалению, немало, чье видение Ислама проявляется в таких агрессивных формах. Печально то, что они считают, что они на правильном пути. Ислам — светлая религия, а фанатики делают ее темной. Вот и отношение к женщине тоже радикальное, а в Коране этого нет. А они слушают всяких псевдопроповедников и сами просвещаться не хотят».

Зебо Кабирова носит сатр в знак протеста против запрета властей. Она работает на рынке, и часто попадает в поле зрения служителей порядка: «Как только они не пытались меня заставить снять сатр — и просьбами, и угрозами, и в отделение водили. А кто они такие, чтобы запрещать? Мне нравится, и я буду носить. Когда сама захочу, тогда сниму».

Азиза Тоирова замужем за религиозным деятелем. Сатр она носит давно. Она блестяще окончила светский университет, у нее много талантов: «Я пишу стихи и читаю их моему мужу. Он мой единственный слушатель и критик. Я много занимаюсь самообразованием — компьютер, языки. Меня никто не заставлял одеть сатр — это мой выбор. И при этом я сижу дома и воспитываю детей. Но это не означает, что я лишена радости общения с друзьями и подругами. Мы часто встречаемся и семьями, и сами. Они не все в сатре, и не все ведут такой образ жизни. Тем не менее, они меня понимают. Но тотальный запрет всегда вызывает обратную реакцию — в этом человеческая сущность. В нашей стране налицо кризис образования, кризис воспитания. Нужно вкладывать деньги в образование, в просвещение, нужно объяснять, доводить до ума, воспитывать, но не насильно запрещать».

Во время работы над публикацией от нескольких источников в госструктурах Таджикистана «Фергане» стало известно, что государственным учреждениям дано негласное указание фиксировать данные обращающихся к ним женщин в сатрах и сообщать о них в соответствующие органы.

Если вы отправляетесь как турист, то вы должны помнить, что это абсолютно безопасно, потому что Таджикистан – это полицейское государство, и если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные районы и надевать там очень короткую мини-юбку, то все будет хорошо. В последнее время таджикское общество, как и многие другие, переживает этап возврата к консерватизму и национальным культурным ценностям – это закрытая одежда для женщин и нормативная одежда для мужчин, потому что мужчины там не ходят в шортах, например. Но вам, как туристу, можно этого не повторять, если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные уголки или не будете появляться в таком виде в мечетях и так далее.

Самая большая опасность, которая вас ждет – там очень легко отравиться пищевыми продуктами. При всей моей любви к таджикам, Душанбе и таджикским горам, культурной музыке и всему остальному яркому, прекрасному и красивому, но готовить в общепите – у них это не всегда чисто. Несколько лет назад я обошел десяток самых неплохих кафе Душанбе, но практически нигде не было хорошего сервиса. Более того, мне каждый раз, когда я туда ездил, удавалось отравиться. Конечно, это происходит не из-за какой-то нечистоплотности, а из-за того, что там жарко, и на жаре быстрее размножаются бактерии. А люди просто плохо моют руки. Поэтому там лучше есть какую-то простую еду – например, лепешку, только что вытащенную из тандыра. Желательно не есть какой-нибудь суп, потому что он мог простоять несколько дней. То есть питаться нужно очень осторожно, и желательно, если вы возьмете с собой лекарства вроде активированного угля.

Не пейте воду из арыков! Местные жители в селах обычно часто пьют оттуда воду, и она в арыках достаточно чистая, но не для нашего желудка. Не ешьте много жирной пищи, потому что потом будет очень тяжело, хотя все будут часто вас угощать и радушно принимать.

Туристу, которому предлагают сервис и дополнительные пакеты с экскурсиями и так далее, нужно понимать, что уровень жизни там достаточно низкий, как и все цены. У вас должен вызвать какие-то сомнения тот факт, если вы почувствуете, что цена слишком высока. Тогда не нужно идти на это, потому что это вполне может оказаться обманом.

Везде можно дешево поесть, дешево нанять такси. Можно много чего посмотреть, и в первую очередь – это горы, горные озера, прекрасные горные села, дороги, ущелья. Но горные дороги в Таджикистане, как и везде, очень опасны, поэтому нужно быть предельно осторожными. 
Не могу сказать насчет тех мест, куда точно не стоит ходить, да и вряд ли они туристу попадутся, потому что обычно все посещают какие-то заезженные туристические маршруты. Да и Таджикистан достаточно безопасен. Было бы интересно съездить посмотреть на дворец президента Рахмона. Возле Душанбе есть прекрасное и очень популярное горное ущелье, которое называется Варзоб – там очень много зон отдыха, там ловят рыбу и при вас же ее жарят. Очень неплохие в Душанбе музеи – там есть на что посмотреть. Но в Таджикистане нет каких-то жемчужин, как, например, в узбекском городе Самарканд. Нет там чего-то грандиозного.

Впрочем, вы правы, если абсолютная безопасность одних является следствием серьёзной опасности для других (например, для большого числа местных граждан). Так как я не знаю хорошо ситуацию в Таджикистане, то не могу настаивать.

Ваши слова звучали бы смешно, если бы касались людей, живущих в Таджикистане. Но здесь, думаю, неправ я.

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан ") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о

дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.

Таджички, как и все женщины, любят ухаживать за собой. Но уход стоит денег — сколько же?

Религиозные девушки и женщины в Таджикистане считают, что уход за собой это проявлением неблагодарности Всевышнему за внешность, которой он наградил.

Кроме того, уверены, что женщина не должна притягивать к себе взоры посторонних мужчин, а использование косметики обязательно ведет к этому.

Осуждается даже выщипывание бровей, а покрытие ногтей лаком запрещается потому, что во время омовения вода не касается природной поверхности ногтей, и омовение не может считаться совершенным.

Однако есть среди религиозных людей и девушки менее консервативных взглядов, для которых религия и хиджаб не являются препятствием для ухода за собой. И в их мире существуют своя мода и свои тенденции красоты.


Таджикские девушки — в хиджабах и без; фото:http://life.ansor.info/

Были бы деньги

Нерелигиозные представительницы прекрасного пола в своих стремлениях по наведению красоты ограничены разве что финансовыми возможностями.

Чьих-то возможностей хватает лишь на коррекцию бровей и чистку лица нитью (депиляцию), а кто-то использует самый широкий спектр услуг салонов и косметологов.

Как правило, экономят на внешности женщины безработные и живущие за счет трудовых мигрантов.

Коррекции бровей и удаления растительности на лице для них достаточно, покраситься можно самим, а основной акцент в образе можно сделать на нарядном платье из пестрой ткани. На тканях экономят меньше.

Современный стиль стоит дороже

Много расходов несут девушки и женщины, выбравшие для себя современный европейский стиль, так как одна из главных статей расходов – это волосы, которые подвергаются различным стрижкам, укладкам, окрашиванию, мелированию, тонированию и прочим манипуляциям.

Модную стрижку чаще приходится освежать, соответственно, часто иметь расходы на это. Некоторые салоны даже специализируются на перевоплощении девушек до голливудского образа.

Девушки, придерживающиеся религиозного и национального стилей, меньше расходуют денег, так как волосы не стригут. Лишь иногда на какие-то мероприятия девушки-националки накручивают себе волосы и делают прически.

Чтобы подсчитать, сколько жительницы Таджикистана тратят денег на уход за собой, мы провели небольшой опрос в социальной сети Facebook. На наши вопросы ответили не только представительницы титульной нации, но и других наций, живущих в Таджикистане.

Брови, глаза, волосы, губы — все идеально продумано; фото: http://life.ansor.info/

Почем уход за собой

Маникюр (с гель-лаком) – 80-100 сомони (10-12 долларов США).
Педикюр – 100-120 сомони (12-15 долларов).
Коррекция бровей – 10-25 сомони (1-3 доллара).
Стрижки и укладки – 70-150 сомони (8-18 долларов).
Укладка волос на неделю – 30-40 сомони (4-5 долларов).
Окрашивание, мелирование и колорирование – от 200 сомони (25 долларов).
Депиляция – 180-200 сомони (22-25 долларов).
Инъекции красоты – 2400-3100 сомони (300-400 долларов).
Фитнес (месячный абонемент) – 200-300 сомони (25-37 долларов).
Массаж – от 50 сомони за сеанс (6 долларов).

Маникюр делается в среднем раз в неделю, депиляция, стрижка – ежемесячно. К уколам красоты любительницы этого метода прибегают примерно дважды в год.

Фитнес и массаж тоже считаются важными процедурами, которые позволяют не только поддержать фигуру, но и здоровье.

Мода на импорт

Немало средств тратится на декоративную косметику и парфюм. Популярно стало заказывать дорогую косметику за рубежом. Покупают ее раз-два раза в год, и обходится она в среднем от 100 до 500 долларов.

Конечно, не все могут позволить себе такое дорогое удовольствие, поэтому предпочитают бюджетные варианты популярной косметики. В среднем, по подсчетам, может получиться от 200 сомони и выше. Парфюм – один из любимых атрибутов любой женщины, на который тратится 80-100 долларов.

Среди комментаторов были и те, кто сам ухаживает за собой и к услугам салонов прибегает очень мало. Кому-то просто не нравится качество услуг, а кто-то и сам в состоянии за собой ухаживать, соответственно, не видит необходимости тратить на это деньги. На ком-то сказался кризис, а кому-то и до кризиса средства не позволяли.

«Я бы тратила больше, но финансовое положение и двое маленьких деток не позволят», – пишет одна из участниц дискуссии.

Другая участница, Дильбар, тоже отмечает, что многое хотела бы себе позволить, но не может.

«Я бы в ответе сделала разделение на пункты: «хочу» и «позволяю себе», – пишет Дильбар Рахматова. – Позволяю себе: маникюр, спорт, бюджетную косметику. Шампуни, бальзамы, туши, карандаши в среднем обходятся в месяц 150 сомони. Хочу чаще ходить к косметологу, к массажисту, к парикмахеру, но откуда взять столько денег?!»