Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Пасха идёт
Елена Сидубаева
Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе»
Конспект кружковой работы «Декупаж »
в подготовительной логопедической группе «Дружная семейка»
Тема : «Украшение яиц к пасхе »
Руководитель кружка : воспитатель I категории Сидубаева Е. Г.
Цель : формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж » ; развивать творчество.
Интеграция :
О. О. «Познание»
Расширять кругозор детей о духовных праздниках, познакомить с символами праздника «Пасха » .
О. О. «Музыка»
Создавать благоприятный музыкальный микроклимат.
О. О. «Труд»
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж »
О. О «Коммуникация»
Развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) Активизировать словарь по теме : «пасха » , «символ»
О. О. «Здоровье»
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
О. О. «Социализация»
Воспитывать интерес к народным играм, взаимовыручку и взаимопомощь в игре.
Демонстрационный материал : украшенные писанки , картины с праздником «пасха »
Раздаточный материал : яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клей, кисти, салфетки
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками» .
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла кругом.
Я не зря принесла вам весенним днем эти яички и хочу спросить : «Какой духовный праздник приближается?»
Скажите, что означает слово «Пасха » ?
(избавление)
2. Энциклопедический рассказ о празднике
В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. В этот праздник люди забывают про свои обиды, мирятся друг с другом.
О каком пасхальном обычае вы знаете ?
А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу яйца?) Яйцо-это маленькое чудо,это символ жизни.
Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю - верили, что урожай будет хороший. Эти обряды складывались веками и дошли до наших дней. Один из них - красить и украшать яйца , а затем дарить друг другу.
3. Рассматривание красиво украшенных писанок .
Полюбуйтесь, чем украшены яйца ?
Что обозначает волнистая линия, точки, круги, цветы? (река, солнце, весна)
Ребята, праздник Пасхи мы встречаем
И яички украшаем
Вот пасхальное яйцо-
Ах, не празднично оно.
Ты яичко покатись-
К празднику принарядись.
4. Практическая часть
А украшать мы яички будем в знакомой нам технике «декупаж » .
Подумайте, кто какими узорами хочет украсить свое яйцо ?
Намазываем яйцо клеем;
Накладываем узор;
Разглаживаем кисточкой.
(Оказание индивидуальной помощи при наклеивании салфеток
Вот и окончена работа
Позабыты все заботы.
Вот яичко покатилось
К Великому празднику Пасхи принарядилось .
5. Обобщение. Анализ
Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички .
Какое настроение оно у вас вызывает?
-Как в народе говорится : «Кончил дело, гуляй смело!» Пришла пора поиграть детвора
6. Народная игра «Собери яйца»
При помощи считалки выбирается «зайчик» . Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, на столе, под скамейкой, около шкафа.) .
Дети хором проговаривают : «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе соберу , ищи, я помогу!»
«Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь : 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.
Интеграция областей: познание, художественное творчество (декупаж, экспериментирование.
Задачи: 1) познакомить детей с праздником Пасха
2) развивать у детей интерес к познанию русских традиций посредством рус. народных игр, художественно-прикладного искусства
3) воспитывать любовь к истории возникновения праздника.
Материалы: различные пасхальные открытки, иллюстрации, вареные яйца,
салфетки, яичный белок.аудиозапись «Пасхальный Благовест»
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)
Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица- это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.
На Новый год- ставят ёлку, на Рождество- проводят гадания, на Троицу почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.
А что делают на Пасху? (ответы детей)
Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.
Пасха- самый главный праздник христиан. К Пасхе люди готовились очень долго и эта подготовка называется - великий пост. В эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. А ещё в это время каждый человек должен задуматься о себе, о своих поступках хороших и плохих, о делах добрых и не очень, и должен понять, что же он сделал неправильно, плохо и по возможности исправить это.
В этот светлый и добрый праздник- Пасхи во всех церквях звонили колокола, по особенному, торжественно этот звон зовется "Пасхальный благовест".
(звучит запись колокольного звона)
Ребята, а может кому-то из вас знакомо имя- Иисус Христос?
Кто это? (ответы детей)
Да ребята, для верующих людей христиан, Иисус Христос- Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда-то давно Иисус жил на земле и делал очень много хорошего для людей, помогал больным и бедным. А главное учил любить близких, людей и Бога. Народ очень любил Иисуса Христа, но люди бывают разные: гордые, завистливые, злые. Эти люди возненавидели Иисуса и решили его погубить. Они схватили и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, его похоронили в пещере. Но произошло чудо через три дня Иисус воскрес. И в этот день люди стали праздновать воскрешение Иисуса Христа. И в пасхальный день люди приветствуют друг друга восклицанием "Христос Воскрес! "
А теперь ребята у меня для вас задание. Мы с вами делали аппликацию "Пасхальное яйцо". Я взяла нашу аппликацию и разрезала её на несколько частей. И ваша задача собрать из частей аппликацию.
Д/и "Собери из частей целое"
Молодцы, справились с заданием, А теперь скажите мне, кто знает как красят яйца? (ответы детей)
Правильно яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашенные в один цвет называются крашенками. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки узорами. А еще деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".
А вы знаете ребята, почему дарили друг другу именно яйца? Потому что яйцо- это символ жизни. Красное яйцо считалось символом нового дня, новой жизни.
Ребята, давайте мы с вами попробуем покрасить яйца в луковой шелухе.
(окрашивание яиц, (беседа о безопасности)
Еще ребята в старину люди на Пасху устраивали народные гулянья, игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется "Катание яиц"
Проводится игра "Катание яиц"
Ребята давайте посмотрим наши яйца уже наверное окрасились, нужно их аккуратно вытащить из воды.
Ну что ребята, получилось у нас окрасить яйца? (ответы)
А для того чтобы наши яйца стали ещё красивее давайте их украсим.
Украшение яиц в технике "декупаж". (демонстрация открыток, наклеек)
Ребята посмотрите где располагается рисунок на яйце. (ответы)
Правильно, молодцы. Рисунок располагается на всей поверхности яйца или в центре яйца. Возьмите в руки салфетки и аккуратно вырежем рисунок который вам понравится. Теперь прикладываем рисунок к яйцу, где вам кажется, будет лучше и кисточкой наносим яичный белок на рисунок. Теперь положим яйца и дадим им высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас яйца. Ну что к празднику мы готовы? (ответы детей)
Молодцы ребята, а вы знаете, что на Пасху еще играли в прятки, Но это не простые прятки. Кто нибудь из взрослых выходил утром в сад с подарками и прятал их. Проснувшись дети бежали в сад искать подарки.
Ребята, а вы помните, что мы с вами приготовили для наших гостей подарки? Но сегодня утром я решила поиграть с вами в "Прятки" и спрятала подарки. А вы должны их найти. Я вам даже немного подскажу.
Скажите мне, какое дерево распускается самое первое весной? (ответы детей)
Правильно верба. А теперь посмотрите внимательно по сторонам. Есть ли у нас в группе веточка вербы? (дети ищут вербу и подарки)
Раздают подарки гостям
Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.
Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.
Итог – анализ:
На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.
Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья
Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям
Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем
Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты,
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.
Петушиный гребень – к урожаю.
Цветы – символ красоты.
Точечки – символ плодородия.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Роспись пасхальных яиц»
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха.
Задачи:
Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.
Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.
Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.
Воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам.
Оборудование: ноутбук, презентация « Детям о Пасхе», аудиозапись колокольного звона, коллекция пасхальных яиц, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия
1.
Ребята! Каждый год весною мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». (слайд 1)
Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес! (слайд 2)
Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.
Ясно и солнечно в Светлую Пасху!
Крашенки красные, песни и пляски.
Свет на душе, как от яркой свечи.
И на столе уже ждут куличи.
Пусть разнесется по миру: Воскресе!
Будем всегда мы с надеждою вместе. (слайд 3)
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом. (аудиозапись колокольного перезвона)
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С утра все выходили на улицу и смотрели как «играет солнышко». (слайд 9)
Дети кликали солнышко:
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Ребята, что вы еще знаете о традициях Пасхи? (ответы детей)
Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, пасхи и крашенные яйца. (слайд 10, 11)
Сегодня, ребята, мы познакомимся с разными способами украшения пасхальных яиц. И, конечно, попробуем сами расписать яйцо.
По данным археологов, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.
Существует несколько способов раскрашивания яиц. Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители. Крапанки - сначала варёное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок. (слайд 13)
Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)
Значение цвета:
красный - цвет радости, жизни, любви;
желтый – солнце, луна, звезды;
зеленый – символизирует весну, молодость;
сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.(слайд 14)
Драпанки - яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.(слайд 15)
–Ребята! А как у вас в семье красят яйца? - Ответы детей
Ребята, посмотрите ка еще можно украсить пасхальные яйца (слайд 16, 17, 18).
А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости. Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).
Физкультминутка.
А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо, снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз - присядем, два – присядем
И на стул тихонько сядем.
Самостоятельная творческая работа
Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц.
Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!
Беседа за работой:
Писанкам придавали большое значение.
Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.
Высохшим желтком лечили ожоги.
Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.
Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.
Рефлексия
Ребята! Посмотрите, какие замечательные писанканки и крапанки у вас получились.
Для чего делали яйца-писанки?
Какие цвета использовали мастера?
Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!
Пора надежд и возрождения
Опять пришла! Душа поёт!
Так пусть Христово Воскресение
Любовь и счастье принесёт!
В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия состояла в расширении и активизации словарного запаса детей, расширения кругозора, закрепление лексико-грамматической стороны речи, развитие у детей художественно-творческих способностей, воображения, памяти. Также не маловажным моментом в занятии является развитие мелкой моторики детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
«ПАСХА. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ. СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ»
Левшенкова Галина Насурулловна , учитель-логопед
Цель:
- совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно выстраивать предложение;
- закреплять четкое произнесение поставленных звуков;
- расширять знания о русских праздниках и обычаях, поддерживать интерес к народно-прикладному искусству;
- закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца;
- воспитывать уважение к народным умельцам; закреплять умение лепить из теста жаворонков, воспитывать уважение к хлебу, прививать интерес к кулинарии;
- развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память;
- развитие мелкой моторики.
Материал и оборудование:
- русские народные костюмы, платки, кокошники, рубахи, кушаки, платок, очки, 2 корзины, свеча в подсвечнике, вареные яйца, плетенка с клубками, готовое тесто, клеенки, ножи, полотенца, подносы для жаворонков, фартуки, косынки, подставки для росписи яиц, кисти, подставки под кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, угощение.
- группа украшена в русском стиле: печка, люлька, прялка; выставка народно-прикладного искусства, выставка расписных яиц;
- спички, огнетушитель.
Ход занятия:
I. Логопед и дети наряжены в русские народные костюмы.
Логопед: Дети, какие вы все нарядные, красивые. Расскажите, что на вас надето?
Дети рассказывают про свои наряды.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки.
Логопед: Какие вы молодцы. А чем украшена наша группа?
Дети перечисляют предметы, поделки русского народного искусства (павлопосадские платки, гжель, городец, дымку, жостовские подносы, хохлому).
Логопед: Ребята, хотите поиграть? У меня есть корзина с сюрпризом.
Логопед надевает платок и очки, в корзине лежат клубки.
Логопед: Я буду ваша бабушка. Здравствуйте мои хорошие. Садитесь на ковер и слушайте внимательно.
II. В группе выключается свет, логопед зажигает свечу в подсвечнике и ведет беседу:
«В далекие времена, когда электричества еще не было, люди пользовались лучиной, маленькой тонкой щепкой. У меня есть свеча. Ее мы и зажжем. Но я хочу вам напомнить, что самим без взрослых это делать нельзя. И в случае пожара мы воспользуемся огнетушителем. Свеча горит и рассказ льется. А пока я буду рассказывать, я буду перематывать клубочки. Давным-давно, когда я была еще маленькой девочкой, я очень любила праздники. А их на Руси было много. Но самым главным, самым светлым и радостным был праздник Светлой Пасхи. Для этого праздника готовились особо тщательно: чисто прибирались в избе, приводили в порядок одежду. И, самое приятное – готовили много угощений. Моя бабушка пекла куличи и делала пасху. А мы с мамой лепили из теста замечательных жаворонков. А еще на Пасху …. Ой, я, кажется, забыла, что же еще готовили к Пасхе? Внучата, стара я стала, помогите мне».
III. Дети дополняют рассказ. Логопед следит за речью детей, помогает правильно выстроить предложение, хвалит за полные ответы. Включается свет, логопед с детьми рассматривают образцы расписных яиц.
«Замечательно. На Светлый праздник Пасха красили яйца! Одни яйца были чисто красными, а другие расписывали всевозможными узорами. Как же назывались такие яйца? Правильно, красные яйца назывались крашенки, а с узорами – писанки. Для писанок использовали специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был ровным и красивым нужно работать аккуратно».
«А я принесла вам вареные яйца для росписи. Да только не помню, где оставила корзину. Чтобы ее найти, мне поможет волшебный клубок. Мы будем наматывать нитку в клубок, и двигаться по ней». (Заранее готовится «путанка» для физкультминутки).
IV. Физкультминутка. Дети идут за логопедом, преодолевая «препятствия».
V. Логопед вместе с детьми находят корзину и предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики. Мальчики садятся за столы для росписи яиц (фото 1) , девочки подходят к столам для приготовления жаворонков.
Фото 1.
Девочки моют руки, надевают фартуки, косынки. Логопед уточняет принципы работы росписи яиц, затем этапы изготовления жаворонков, дает рекомендации пользования ножом (фото 2) . Предварительно дети тренировались лепить птичек из пластилина.
Фото 2.
После выполнения заданий, писанки выставляются на поднос, а готовые жаворонки выкладываются на противни для выпекания (фото 3, 4) .
Фото 3. Фото 4.
VI. Дети рассматривают работы друг друга, дают оценку, объясняя, чем понравилась работа .
Логопед подводит итог:
«Ребята, вы все сегодня все очень постарались! Вы были молодцы! Я вами горжусь! А вы знаете, что на Пасху детки играли раскрашенными яйцами? Да, стучались ими. Чье яйцо останется целым, тот и выиграл. А с испеченными жаворонками поступали так: первого съедала хозяйка дома, чтобы никогда не болеть, второго давали корове – чтобы та давала больше молока, крошили курам – чтобы несли больше яиц. А еще одного жаворонка вешали на дерево перед домом – весну кликали. И мы с вами обязательно повесим жаворонка на дерево, чтобы быстрее наступила весна! А сейчас у меня для вас есть угощение». Логопед угощает детей.