Манекен – Истории о странном и непонятном. Из истории манекенов Превращение в манекен девочку рассказы

Не претендую на всеобъемлющее исследование - просто несколько фактов из истории манекенов.



До того, как стать писателем, Фрэнк Баум, автор известной детской книжки «Волшебник страны Оз», был редактором первого журнала, посвященного оформлению витрин. Он даже выпустил книгу на эту тему, в которой подчеркивалась важность использования манекенов для привлечения покупателей.

Во времена Баума - в конце XIX-начале XX вв. - при изготовлении лучших манекенов использовались человеческие волосы; у манекенов был стеклянные глаза и искусственные зубы из материалов, применявшихся в стоматологии. Иногда использовались и человеческие зубы.

Чаще всего ноги и руки манекенов изготавливались из твердых пород дерева, а ступни - для большей устойчивости - из чугуна. Из-за этого один манекен весил более сотни килограмм. При этом тело и голова манекена обычно были выполнены из воска, который таял при повышении температуры. (Эта проблемы была еще более актуальной в связи с ростом популярности применения подсветки для оформления витрин.)

Однажды один оформитель решил изобразить в витрине подобие вечеринки. Хозяйка держала в руках бокал вина так, словно произносила тост. На следующее утро оформитель увидел перед витриной толпу народа. Он был уверен, что они восхищаются его творением. Он с гордостью пробрался сквозь толпу к витрине и с ужасом увидел, что «хозяйку дома» «расплющило» под светом ламп. Она лежала на столе с отвисшей челюстью, вино было разлито, хотя бокал был по-прежнему зажат в руке. Картина «наутро после пьянки» несколько отличалась от первоначальной задумки автора. Кроме того, подобные сцены вряд ли могли способствовать продажам.

Производители манекенов жаловались, что самые большие проблемы всегда были связаны с фигурами, изображающими мужчин. Если женские фигуры редко вызывали возражения, то, по мнению заказчиков, манекенам-мужчинам часто не хватало мужественности. Проблема оказалась настолько острой, что некоторые производители стали выпускать мужские фигуры без голов.

Благодаря усилиям женской христианской организации, считавшей манекенов непристойными, в некоторых городах США было запрещено переодевать манекенов, предварительно не завесив витрину. Такие законы действовали вплоть до 60-ых годов.

Одним из самых знаменитых манекенов в истории была Синтия, творение скульптора по имени Лестер Габа, выполненное из гипса. Лестеру настолько понравилось собственное произведение, что он забрал Синтию домой и даже стал появляться с ней общественных местах. (При этом он отнюдь не был сумасшедшим.) Настоящее признание настигло Синтию в 1937 г., когда журнал Life опубликовал подборку ее фотографий. После этого она стала настоящей «селебрити»: лучшие дома моды присылали ей одежду, а ювелирные бренды - драгоценности, о ней писали светские колумнисты. Она даже стала ведущей ток-шоу на радио и сыграла в кино. Вершиной же светской карьеры Синтии стало приглашение на свадьбу Уоллис Симпсон и отказавшегося от престола Эдварда VIII. В 1942 г. Лестера призвали в армию, и он отправил Синтию к своей матери. Самое удивительное, что, когда в результате несчастного случая Синтия разбилась (во время посещения салона красоты), Лестеру дали увольнительную.

Синтия на бранче у писательницы Тайры Уинслоу.

Рецензии

Здравствуйте, Василий! С интересом прочел Ваш рассказ. Написан легко, читается на одном дыхании. У меня тоже есть рассказ, в основу которого положена идея обмена телами:
Любопытными (хотя и спорными) показались рассуждения героини о том, что внешность, соответствующая какому-то определенному эталону, "не может не понравиться". Ведь в жизни новая внешность вполне могла бы и не прийтись по душе конкретному парню. Тем более раз он уже был влюблен в Катю (а ведь влюбляются, как ни крути, не только в личностные качества, но и в физическую оболочку тоже, даже если она далека от каких-то мейнстримных представлений об идеале). В любом случае Катя была для него уже близким человеком, к которому он прикипел. А новое тело - оно же чужое, незнакомое, к нему привыкнуть надо. Так что, подходя к этому месту, я ожидал, что парню как раз не понравится новое тело девушки. Или, как минимум, он будет шокирован и ему потребуется время на то, чтобы привыкнуть к этому новому телу, т. е. им придется чуть ли не с нуля начинать выстраивать отношения.
Впрочем, когда читательские догадки не совпадают с авторской задумкой - это хорошо. Было бы неинтересно, если бы развитие сюжета, реакции и действия персонажей можно было бы предугадать заранее.
Кстати у меня возник вопрос по поводу Аллы: получается, она обманула главную героиню? Ей досталось тело не негритянки, а Кати? Почему Агентство допустило такой обман с ее стороны?

Что сказать? Во-первых, для начинающего автора Вы очень профессиональны. Уж не знаю, в чем тут дело. То ли врожденный талант и чувство языка, то ли возраст и опыт, то ли работа и образование как-то опосредованно связаны. Но факт остается фактом: редко чтобы первое же произведение было таким зрелым и сделано на таком уровне.

Если первое, то что касается советов - делайте так, как чутье подсказывает. Мне лично ничто не мешает воспринимать смысл. И не кажется недосказанным. Если у кого-то возникают вопросы - так у них есть возможность задать их Вам в прямом эфире. Насколько разжевывать или нет - Вам решать. Баланс приходит с опытом. Причем, для каждого автора этот баланс свой.

Единственное, что лично мне показалось неудобным (но это субъективно, конечно) - это сильное оттягивание сюжета на индивидуальные, личные переживания автора. (Речь идет о другом произведении, на которое Вы мне дали ссылку). Произведение "цепляет", когда читатель может идентифицировать кого-то из героев с собой. Хотя бы в чем-то. Поэтому когда чувства, события, обстоятельства жизни и особенности героев слишком уникальны (настолько, что большинство читателей не сможет найти с ними ничего общего), то чтобы вызвать к ним интерес, должно быть либо развернутое объяснение ситуации, либо через этих героев нужно показывать какие-то общие вещи, понятные всем. То есть, тогда особенностей должно быть минимум, а максимум - общечеловеческих вещей. Иначе можно уподобиться писателям-фантастам, перегружающим произведение придуманными словами, смысл которых непонятен - обилие всяких "бурбуляторов" и "кракозябромобилей" без расшифровки, что это такое. У читателя должна возникать в мозгу ассоциативная картинка. А непонятные слова такой картинки не вызывают. То же - и с непонятными чувствами, непонятными особенностями личности, непонятным поведением героев. Тем же иногда грешат авторы, описывающие свою профессиональную деятельность или общественную работу - те вещи, которые автору и его коллегам понятны без объяснений, для читателя, далекого от этой профессии, совершенно непонятны. И вызывают ощущение не художественной, а узко-специальной литературы. Значит, некоторые вещи должны быть либо расшифрованы "для обывателя", либо ими нужно пожертвовать ради общей цели произведения. Часто бывает так, что автор вводит какие-то детали, которые близки, понятны и кажутся важными ему. Но если это - не личный дневник, то такое нужно фильтровать. Либо читательская аудитория будет слишком избранная - такое произведение интересно будет лишь тем, чей жизненный опыт сходен с опытом автора. Понимаете, о чем я? Когда очень много пишется о чужих, непонятных реалиях - это скучно. Произведение начинает казаться затянутым.

Могут быть исключения, но это требует от автора высшего пилотажа. Это уже нужен талант не только литератора, но и "переводчика" - для другого менталитета. Делается это обычно с помощью аллегорий, и такое произведение уже приобретает некоторые признаки притчи. Рассказать папуасам об устройстве ядерного реактора, конечно, можно. Но очень трудно сделать это так, чтобы они поняли и заинтересовались:).

Блэку приснился кошмарный сон. Блэк проснулся и вспомнил, что сегодня ровно год, как он увидел её впервые.
Белые-белые волосы стекали на плечи... Белые-белые плечи с нежнейшим розовым отливом. Он ел такое мороженое. Зубы так приятно ломило. Но больше привлекали глаза. Немного вселенной, немного льду, битое стекло, искусственный хрусталь с люстры на кухне. И тушь. Чёрная. Она любила контрасты: белое - чёрное.
Три месяца она о нём не знала. Те три месяца, которые он уже о ней знал. Потом он решился. Письмо передал сам. Рождённое ночью. В ночи. А когда с берёз спорхнули листья и начались холода, он пришёл снова.
Магазин. Прилавок. Ещё можно убежать. Ближе. Назад! Она пристально смотрит. Ошиблась. Не узнала. Не догадалась. Привет. Привет! Поздно. Улыбка. Взаимно. Гм... Я… Ты… Спасибо за письмо.
Спасибо… Письмо… Не надо было его писать. Её встретили на машине. Бар уже открылся. Он тоже любил бар. В его квартире имелся великолепный бар. Маленький бар на стене. Пустынный. Совершенно пустой. В тот же вечер он выбросил... ся, выбросил его из окна. Позвонил бывшей жене, но трубку взял мужской голос. Голос требовательно повторял: «Алло, алло, вы там.., алло, безобразие, алло, сколько можно, кто говорит, алло, выбросьте из головы, вы...» Блэк положил трубку. Но голос навязчиво продолжал: «Безобразие, у нас будет ребёнок, это безобразие, почему вы молчите? Кто говорит, почему молчите? Наш брак...» Брак…
Брак - брак.
Блэк побежал домой. Забрался в свою нору. Кажется, он плакал навзрыд. Или смеялся?.. Было так жалко себя. Магазин заперт... Ёе увезли в бар... Всё кончено, всё. Он потерял её! Но почему? Почему она не попала под машину? Почему она не умерла? Он бы любил её. Он бы принёс на кладбище букет искусственных роз. Или нет. Не роз. Гвоздик - они дешевле. Деньги так дорого стоят... Она сказала: «Спасибо за письмо». И ещё, да, он вспомнил, когда она садилась в машину, шепнула очень тихо: «Приходи в среду».

Неделя растянулась в вечность. Вечность между «Приходи в среду» и «Привет, как тебе моё новое платье?». С тех пор они стали встречаться в её магазине. Блэк приходил и любовался ею. Она рассказывала про бары. (Она любила пиво). Блэк молчал и улыбался. Он пытался уловить синтетический запах, исходящий от её тела. Иногда, особенно когда в магазине было очень душно, это получалось быстро. И тогда он начинал фантазировать. Магазин пустел. Покупатели выходили на улицу. В полутёмном помещении оставались двое. Он и она. Мягкие, как пластилин. Горячий, податливый пластилин. Две фигурки сминались в одну. Её руки связаны за спиной чёрным чулком. Плеть пронзительно свистнула в воздухе и, описав полукруг, мягко обняла обнажённую спину. На багровом рубце проступила кровь. Любимая, тебе так больно! Губы прикасаются к солоноватой поверхности. Прозрачная капелька медленно движется в ложбинке между лопаток. Снова визг плети. Сквозь сжатые зубы сочится стон. Тело бьёт мелкая дрожь. Тушь слегка расплылась в уголке глаза. Взмокшие волосы сбились на бок. Тонкая прядь прилипла ко лбу. О, как сегодня жарко! Как жарко!
Однажды Блэк пригласил её к себе. Он стоял под распятием на коленях весь вечер. Всю ночь. Губы шептали молитву. Пусть она придет! Пусть она придет!.. Дьявол, пусть она придет! Она... пусть... тело... пусть её тело останется на ночь. Она не пришла. Блэк уснул на коленях. Жгут перетянул руку выше локтя. Кончик иглы слепо ткнулся в тёплую поверхность, отыскивая вену. Когда шприц оказался пустым, Блэк сладко и сонно улыбнулся. Она была с другим мужчиной. Она растворилась в... Судорога сковала тело. Она была с другим и... Серная кислота струилась по голубым нитям. Она... Её... С другими...
Днём его увезли в больницу...

Истощённый, прозрачный, слабый, Блэк посетил магазин через три недели. На ней было чёрное платье из тончайшего, прозрачного шёлка.
- Привет, - вместо слов из гортани больного выплеснулся сгусток чахоточного кашля.
- Почему ты не пришла?
- Ах, о чём ты? Ах, да... припоминаю... кажется... Нет-нет, что ты. Это смешно. Ну, подумай сам. К незнакомому мужчине...
- Я знаю тебя давно и потом...
- Я прошу тебя, Артур... То есть Джек... Гм. Прости, я забыла...
- Меня зовут Блэк. Блэк. Я повторял имя тысячу раз. Неужели так трудно запомнить?! Блэк - чёрный, ночь, смерть, космос!.. - его голос сорвался на крик. - Неужели так трудно! Я просил тебя прийти всего на одну ночь! На короткий интервал между закатом и восходом! Ты подала мне надежду. Зачем ты сказала «Да!»?! Зачем я написал это проклятое письмо?!
Блэк нервно и стремительно направился к выходу. Вслед полетели бесформенные обрывки слов. На Город лёг молочный туман. Кто-то толкнул в плечо. Дрожащие пальцы достали сигареты. Пачка выпала из рук. Чья-то нога наступила на неё. К лучшему. К лучшему. Ненавижу тебя!
Вернувшись домой, он закрыл двери на английский замок и задёрнул шторы. Помещение наполнилось громкой тяжёлой музыкой. На экране зеркала проступило изображение чужого лица. Сквозь синюшные разводы проросла недельная щетина. Под глазами чёрные круги. Блэк - чёрный. Тяжёлая пепельница прикоснулась к поверхности огромного зеркала. Осколки усыпали пол. Блэк лежал на кровати. Плечи надрывно сотрясались от плача...
После заката комната погрузилась во мрак. Тишина. Кто-то приятно дышал в затылок. Одежда полетела в дальний угол. Остались только чёрные туфельки на ногах. На острых шпильках.
- Ты звонил мне? Я не могла навестить тебя сразу, - сухие губы покрывали тело поцелуями. (Иногда к нему приходила бывшая жена). - Сейчас станет легче. Я соскучилась по тебе. Ну почему трубку снял именно он? Что он тебе говорил? Я так устала от всего этого. Если бы вернуть всё назад. Если бы это было сном, я нашла бы силы проснуться. Прости меня. Прости. Это я во всём виновата. Я устала от него. У нас «ничего не было» четыре месяца. Он противен мне. Знаешь, как это...
Блэк не дал ей договорить. Прижал знакомое горячее тело к себе и рывком опрокинул его на спину. Она судорожно вздохнула. Закрыла глаза. Свет от уличного фонаря сочился сквозь шторы. Влажно блестел на искусанных губах. Пальцы собрали в комок простыню. Лакированные ногти впились в жёсткий матрас. Она слабо вскрикнула. Чёрная туфелька кляксой упала на кровать, стекла на пол...

Он запретил себе ходить в магазин. Он работал над своим мозгом. Где-то должен быть нерв, отвечающий за... контролирующий... ответственный за... за эту люб... за эту страсть. При каждом упоминании о ней - болевой шок. Неизлечимо. Вьюга за окном хохочет. Неизлечимо. Чайник на плите кипит уже целую вечность. Пепельница полна смятых, крапчатых фильтров. Звонок в дверь...
Она пришла сама.
К нему в дом.
Поздним вечером.
В прихожей оставила шубку и аромат французских духов.
Они были вдвоём десять минут. Звонок в дверь. Ещё один. Как много у него друзей! Оказывается. Появилось. Ещё звонок. Вечер отравлен. На кухне смех. Как много народу! Он угощал их кофе. Им кофе. В них кофе. Серьги в ушах блестели поддельным бриллиантом. Она смеялась неудачной шутке. Блэк пролил немного кофе на брюки. Он сидел молча. За стеной работал включенный телевизор. Актёр поливал неприятелей свинцовым градом. Мускулистые руки уверенно сжимали автомат. Жаль, что нет автомата. Жаль. Жаль. Хватит одного рожка, чтобы кухня превратилась в скотоубойный цех. В предсмертный миг её взгляд будет умолять о пощаде. Она будет готова на всё. Несколькими короткими очередями можно оборвать этот глупый смех. Избавиться от друзей.
А потом все пошли её провожать. Блэк остался один. Смех удалялся. Он знал, что из провожающих она выберет одного. Он знал, кого именно. Он знал это потому, что тот, кого она выбрала, не догадывался о том, что он может знать. Не догадывался. Что может. Что она уже выбрала... Что может знать... Блэк вцепился за крышку стола. Чашки с недопитым кофе полетели на пол...

Мне нужно знать точно - да или нет, - Блэк тяжело облокотился на прилавок. - Ты же видишь, что со мной стало. - Он прикоснулся к своему лицу и легко надавил на него. Кожа сморщилась. Лопнула. Лоскут отошёл, обнажая гнилое мясо.
К её ноздрям пополз сладковатый трупный душок.
- Я разлагаюсь. Медленно умираю, - по щеке Блэка покатилась крупная слеза свернувшейся крови. - Ты видишь это? - Он снял перчатку, обнажив кость. - На ней ещё осталось немного ткани. Завтра не будет ничего. Мне необходимо твоё тело или твой отказ.
Она не слушала его. Говорила о баре. (Она любила пиво). Говорила о новой иностранной машине, появившейся в городе.
- Скорость. Представляешь, она развивает бешеную скорость. Однажды меня пригласил покататься мой знакомый. О, это было великолепно! Он взял...
- Я люблю тебя, дура!! - крик пролетел мимо неё и вдребезги разбился о стену. - Скажи «да», и я куплю тебе эту проклятую машину! Две машины... и бар... Я куплю тебе всё... всю... вселенную! Только дай мне свою любовь или тело! Дай мне своё тело на одну ночь. Или «нет». Скажи «никогда». Это такой пустяк. Мне... - Блэк захлебнулся удушливым кашлем.
- У тебя есть друг? - спросила она, когда Блэк умолк.
- Ты знаешь.
- И ты готов умереть за него? Ну... если, допустим, возникнет такая ситуация, когда...
- К чему тебе это?
- Романтик! - она звонко рассмеялась. - Ты жалкий романтик. Средневековый рыцарь. Дон Кихот. - Она залилась зловещим смехом. - Дай мне своё тело... - У неё началась истерика. - На ночь... Вселенную... Да или нет... Да или... никогда. Убирайся прочь, идиот!
Тяжёлый флакон с дезодорантом, схваченный с полки, больно ударил Блэку в висок. Она схватила второй. - Я сплю с твоим другом, слышишь, жалкая никчёмная мразь! Убирайся, я не хочу тебя больше знать! Мы спим с твоим другом! Доволен? Ты вынудил меня! Ты испортил всё! Ещё немного, и от тебя ничего бы не осталось. Ты бы сгнил. Ты бы разложился на моих глазах, но так бы ничего не узнал. Ты испортил всё. Я ненавижу тебя!

Мания. Манекен. Она застыла великолепным слитком пластмассы. Какой-то мужчина в униформе грузчика пришёл сменить ей платье. Её обнажили. Чужие руки шарили по телу. Она томно прикрыла веки, сверкнув стеклянным глазом. Но Блэк уже был свободен.
Блэк вспомнил, что сегодня ровно год, как он увидел её впервые. Железнодорожная касса была открыта. Билет на всё. В никуда. Всё остается в прошлом. Кассир растерянно улыбнулась. Проводник долго смотрел на билет. Странно...
Манекен работал в том же магазине. Днём. (Вечером она любила пиво). Друг устроился грузчиком. Он медленно умирал. Его тело разлагалось. В городе появилась новая иностранная машина. Но Блэку до этого не было никакого дела. Он был уже далеко.
1999 г.
Из сборников

В последнее время всё чаще и чаще начинаю прислушиваться к различным рассказам и историям родственников и друзей, хоть немного связанным с мистикой или необъяснимыми явлениями. Вот одна из них.
Семья из трех человек, окраина Москвы, панельная девятиэтажка с лоджией. Проживают наши герои на 7 этаже в двухкомнатной квартире. Мама Галина – швея, папа Игорь – музейный работник, дочь Мариша пяти лет от роду ходит в садик и часто гуляет по вечерам с мамой на детской площадке во дворе дома.
Ничего необычного в семье не происходило, разве что сестра отца семейства после переезда попросила приютить на некоторое время их попугая породы «ожереловый» до окончания ремонта в новой квартире. Яша, как звали нового питомца, был стар и очень сообразителен. Самостоятельно гулял по дому, спать залезал в огромную клетку, питался скромно и знал порядка 40 слов и фраз типа «хочешь кушать – жарь котлеты», «истина где-то рядом!», «яша хороший», «хочу в Крым», «чужие на пороге!», «птица в доме – кошке смерть!», «не тронь руками, откушу уши» и много еще других забавных словечек. С пятилетним ребенком у птицы и вовсе сложились очень теплые, можно даже сказать, трепетные отношения: Яша что-то нежно курлыкал девочке по вечерам, позволял себя гладить, трогать за хвост и при включенном на полную громкость радио выплясывал, как профессиональный танцор, прямо на спинке детской кроватки. В общем, семья приняла Яшу, как родного, и на референдуме за ужином признала его почетным членом их скромной ячейки общества.
Идиллия закончилась после того, как отец принес с работы огромного пластикового манекена, пояснив, что в музее проводилась выставка, на которой были представлены костюмы различных народов мира, и по ее окончании именно этот экспонат оказался не совсем исправен, и его решили утилизировать. Вспомнив, что жена часто сетовала на отсутствие модели для шитья, заботливый супруг попросил отдать манекена ему. Так в их двухкомнатной квартире появилась огромная кукла с разрисованным в стиле японского самурая лицом, но при этом голая, так как костюм, конечно же, в музее не отдали. «Япошка», как назвала куклу девочка, жил на застекленной лоджии, прилегающей к детской. Яша принял самурая холодно, лишь скептически бросил взгляд в его сторону.
Как я уже упоминала ранее, мать девочки занималась кройкой и шитьем, и вот настал день, когда ей, наконец, потребовалась модель. Зайдя вечером в детскую, Галина на мгновение застыла, охваченная суеверным ужасом. Из окна прямо на неё смотрело суровое, искаженное ненавистью, бледное лицо, оно как будто всматривалось в уютную комнату, где мирно играла её дочь. Из ступора Галину вывел голос Маришы: «Мамочка, не бойся! Япошка добрый!».
Через несколько дней история повторилась, но теперь уже это выглядело поистине странно, так как Галя точно помнила, что оставила манекена в углу лоджии головой к уличному окну. Каким образом лицо куклы вновь было обращено в окно детской, оставалось загадкой, ведь для этого кукле потребовалось бы самостоятельно развернуть корпус на 180°. Япошку вновь развернули к улице и прикрыли голову со страшным лицом тазом для стирки белья.
Ночью Игоря разбудил грохот, доносящийся из детской и сопровождающийся плачем дочери и криком Яши. Бросившись на шум, он увидел, такую картину: Марина сидела на кровати, закрыв лицо руками, и плакала, таз, которым накрыли манекена, валялся на полу лоджии, а голова куклы вновь всматривалась в окно детской. Но больше всех родителей напугал попугай, который вылез из клетки и дурным голосом орал: «Чужие! Чужие! Чужие на пороге!».
На следующий день собрали семейный совет. Девочка отказалась что либо объяснять, сказав, что проснулась от ужасного грохота. Попугай, напротив, весь день без перерыва повторял и повторял как заведенный одну и ту же фразу: «Чужие! Чужие!», отказывался принимать пищу и выходить из клетки. В конце концов, родители решили, что дочь, вероятнее всего, сама вышла на лоджию и уронила таз, а попугай перепугался на старости лет и теперь переживает стресс. Марине прочитали нотацию и строго-настрого запретили одной выходить на лоджию и трогать манекена.
Через пару дней девочка попросила папу увезти страшную куклу из дома, так как Яша и она боятся манекена, он ходит по ночам по лоджии и стучит пластиковым пальцев в окно детской, также приходится держать шторы задернутыми, чтобы не видеть бледное перекошенное лицо. Видя, как взволнована девочка, отец принимает решение утром увезти куклу обратно в музей. Марину укладывают спать, но уже через несколько часов родители вновь бегут в детскую на шум и крики ребенка.
На этот раз картина выглядела совсем уж дико: балконная дверь распахнута, Мариша стоит на кровати, обхватив руками подушку, как щит, а на полу лежит манекен, на голове которого попугай ожесточенно бьет клювом разрисованное лицо.
Пояснить, что именно произошло в комнате, так никто и не смог, ребенка успокоили и отвели спать к родителям, попугая еле-еле оттащили от куклы и посадили в клетку, откуда он еще долго орал и пытался выбраться, орудуя клювом. Манекена Игорь той же ночью вынес на помойку, так как лицо и голова куклы были изуродованы птицей до не узнаваемости.
Покой вернулся в семью только через месяц, страх забылся, Марина снова переехала спать в детскую, а Яшу выпустили из клетки. Отношения девочки и попугая стали еще теплее, теперь птица спала исключительно на спинке детской кроватки, как на страже, не покидая пост до самого утра. А когда сестра Игоря вернулась после окончания ремонта за питомцем, Марина устроила настоящий скандал, забаррикадировалась в детской с попугаем и сказала, что не отдаст Яшу или сама уйдет вслед за ним жить к тетке. В итоге птицу оставили девочке, а сестре Игорь пообещал компенсировать утрату, оплатив летний отпуск.