Но для тебя был сложным момент отъезда Андрея? – И тогда вы решили создать фонд

Мария назначила встречу на Арбате в кафе возле своего дома. Пила, как обычно, кофе. Курила одну за другой сигареты. Спину держала ровно, как балерина. Мы сидели друг против друга и разговаривали о любви.

Любовь к ближнему

Никогда не забуду свою последнюю встречу с другом бабушки и дедушки – Матвеем Абрамовичем Ошеровским. Он был режиссером, всю свою жизнь отдал театру. У них с женой не было детей. Они держались друг за друга. И вдруг я узнаю, что его супруги не стало. Я позвонила, выразила соболезнование. Меня потрясло несоответствие страшного горя, которое витало в воздухе, его бодрому голосу, когда он повторял: «Мне нужно только ее похоронить. Я должен это сделать сам. Нет, мне не нужна никакая помощь. Это мой долг. Я должен это сделать сам. Я это сделаю». Я уточнила его адрес, собираясь навестить, но мой приезд все откладывался. И настал час, когда на подсознательном уровне почувствовала, что если сейчас не поеду, могу не успеть. Было 9 дней со дня смерти его жены. Матвей Абрамович был абсолютно один. И стол накрыл исключительно для меня. Мы сидели, и он долго-долго говорил... Доставал из альбомов фотографии и рассказывал о своей жизни. Это длилось час, два, три, четыре, пять... Мне уже нужно было ехать, но остановить его я не могла. И понимала, что в ситуации глобального одиночества для него это единственный шанс выговориться. Матвей Абрамович не говорил, что болеет или плохо себя чувствует. Не жаловался на судьбу. Это была позитивная встреча наперекор обстоятельствам, несмотря на убранную цветами кровать жены, на завешенные окна и зеркала. Но я ощущала, что это наша последняя встреча. Чем радостней он говорил, тем очевидней было – скоро конец. Я отправилась домой поздним вечером и, сидя в машине, не могла отделаться от ощущения, что попрощалась с ним. Успела. Прошло меньше месяца, и он ушел из жизни... Очень важно знать, что ты что-то успел. Не знаю, насколько мой приезд облегчил его последние дни, но память об этой встрече останется со мной на всю жизнь.
Не стало его, не стало в нашем театре, «Ленкоме», Александра Абдулова и Олега Янковского. И по их уходу я ощущаю, как меняется эпоха. Приходит другое поколение. Поэтому сейчас, мне кажется, очень важно не просто помнить ту уходящую эпоху, а делать все возможное, чтобы люди, пока живы, ощущали, что они нам нужны. Ведь так и есть на самом деле!
Снова и снова ты где-нибудь случайно сталкиваешься с человеком – и он пытается рассказать всю свою жизнь, потому что фатально, бесконечно, вселенски одинок... Я много думала на эту тему. И в момент, когда удалось сформулировать эту мысль, у меня не оказалось с собой ручки. Тогда я набрала эсэмэску и отправила маме. Пусть эта мысль прозвучит и в интервью: «Человек становится по-настоящему счастливым, только когда целиком и полностью смиряется со своим одиночеством на земле. Тогда он получает свободу, знание и любовь, которые он может отдавать, не требуя ничего взамен». Люди в одиночестве рождаются и в одиночестве уходят, и только смирение с этим может тебя действительно освободить и сделать счастливым. Тогда ты не будешь требовать от другого человека чего-то в этой жизни.

– И тогда вы решили создать фонд?

– В апреле прошлого года я побывала на благотворительном обеде, который мы организовали с замечательной женщиной Маргаритой Александровной Эскиной. Она много лет была директором Дома актера и все это время вела картотеку, в которую были внесены полторы тысячи ветеранов сцены, 300 человек из которых – участники войны. Маргарита Александровна заботилась о них, устраивала бесплатные обеды, помогала продуктами и деньгами. Для стариков это была ощутимая помощь: многие из них – одинокие люди, инвалиды, оставшиеся без средств к существованию.
На том обеде мы подарили гостям конверты с денежной помощью. Если честно, я не ожидала такой реакции: старики плакали и благодарили. Мне очень захотелось помочь Маргарите Александровне, и я предложила: «Давайте сделаем так, чтобы актеры среднего поколения, которые имеют возможность зарабатывать, помогли пожилым. Не просто искали бы спонсоров, а скинулись. Потому что это наше дело. Мы должны не просто петь песни в День Победы и читать стихи, но и помогать материально». Маргарита Александровна сказала: «Да что ты! Неужели ты думаешь, что это возможно? Сейчас такое время, когда всем ни до чего нет дела, все бегут по разным съемкам, работам». Конечно, она была права... Но идея уже поселилась в моей голове, и я поделилась ею с актером Евгением Мироновым, с которым мы вместе делали спектакль «Кармен. Исход», – была уверена, что он поймет и откликнется. К тому моменту уже многое было готово для того, чтобы устроить для ветеранов красивый ужин в Пушкинском музее и концерт, собрать немного денег и раздать старикам. Женя тут же предложил: «Давай сделаем фонд. А вечер, который мы устроим вместе с Маргаритой Александровной, будет открытием этого фонда».
И вот 28 октября 2008 года в Пушкинском музее мы собрали 120 ветеранов. Откликнулись очень многие: Александр Балуев, Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Елизавета Боярская, Мария Аронова, Владимир Спиваков, Алексей Серебряков, Олег Меньшиков, Володя Машков, Сергей Безруков и другие. Кто-то просто передавал нам конверты, кто-то сумел прийти и выступить. А потом образовалась команда, постоянно занимающаяся фондом. Начался трудный период становления, потому что нашей целью были не разовые акции, а постоянная работа с картотекой Дома актера – той, в которую внесены полторы тысячи человек, и список все время пополняется. А потом умерла Маргарита Александровна Эскина. Ушла накануне старта нашего первого благотворительного театрального марафона. Вот и получилось, что мы практически подхватили ее дело. Словно она завещала нам его. Маргариту Александровну похоронили в феврале. А в марте стартовал марафон. Каждый из 25 московских театров, принявших в нем участие, перечислил сбор от одного спектакля в кассу фонда. Мы собрали средства, чтобы для 500 человек купить подарочные сертификаты на бесплатное обслуживание в сети аптек с доставкой лекарств на дом. Ведь пожилые люди не всегда могут выбраться из дома из-за плохого самочувствия. И на дорогие лекарства у них денег нет.

– Фонд помогает только актерам?

– Недавно мне позвонила Илзе Лиепа и предложила: «Давайте помогать и балетным артистам». И это справедливо. Ведь мы назвали себя благотворительным фондом поддержки деятелей искусства, а это не только драматические актеры – это и критики, и люди, которые были в Москонцерте концертмейстерами, и балетные актеры, и музыкальные тоже.

В течение года сформировался попечительский совет фонда, в него вошли Леонид Ярмольник, Кирилл Серебренников, Игорь Верник и многие другие. Евгений Миронов, журналист и врач Наталья Шагинян и я – учредители фонда. И на данный момент, помимо прочего, я несу ответственность президента фонда.
По сути, произошло возрождение старой традиции, которая существовала в начале прошлого века, когда театры с каждого сыгранного спектакля отчисляли какую-то сумму на нужды пожилых коллег. В том или ином виде эта помощь существовала и в Советском Союзе. Но потом все развалилось, и получилось, что пожилые люди не находят места в новом времени. Мы как волки. Каждый за себя, кто больше урвет. Объединяющего начала все меньше. Я не осуждаю – люди разных поколений, как умеют, выживают в этом времени. Но старикам это делать очень тяжело. Им остается только умирать...

Любовь к сыну

– Меня очень изменило то, что я родила в 18 лет. Помню, сидела перед самыми родами накануне дня рождения и думала: «В 17 я рожу или в 18?» В итоге у нас с сыном разница в днях рождения – в неделю. Когда Андрей появился на свет, мне пришлось срочно повзрослеть, потому что рождение детей – это конец эгоизму.

– У вас было ощущение, что вместе с сыном вы открываете мир заново?

– С сыном мы почти близнецы – и по гороскопу, и внешне, и по характеру. Порой я нахожу что-то новое в себе, глядя на него. Иногда смотрю на сына – и становится очевидным, что некоторые черты моего характера, казавшиеся мне изумительными, легкими, прекрасными и доставляющими окружающим только радость, на самом деле не так уж замечательны, а иногда просто невыносимы и чудовищны. Андрей – упорный мальчик, такой радостно упорный, его невозможно в чем-то переубедить или остановить в достижении цели. Я всегда считала, что упорство – это позитивное качество, и культивировала его в себе. Но, соприкоснувшись со своим двойником, поняла, что заблуждалась, потому что у медали, как известно, две стороны.
Видимо, Господь Бог специально сделал сына моим отражением, чтобы я увидела себя. Норов, упрямство – полюбоваться на них со стороны очень полезно. Я смотрю на Андрея и исправляюсь сама.

Любовь к себе

– В одном интервью я читала, вы называете себя человеком не эмоциональным, а скорее рациональным.

– Это какие-то чужие умозаключения. Наоборот, моя иррациональность всегда была гораздо сильнее рациональности. Но я не склонна жить иллюзиями. Они мешают жить и имеют свойство очень болезненно развеиваться. Вера, уверенность – другое дело. Они тоже из области метафизики, но весьма конструктивные. Они не разрушают твои воздушные замки, а наоборот, дают тебе силы, чтобы идти дальше.
У меня в юности была безумная уверенность, вера, что я обязательно реализую свои идеалистические мечты. Юношеский максимализм! Еще ребенком, в пять лет, обожала балет, и больше всех – Айседору Дункан. Хотела быть на нее похожей.

– У вас бывают такие желания, которые вы точно знаете, что не сбудутся, но очень хотелось бы?

– Есть, и это страшно. Потому что невозможность сделать то, что хочу, приводит меня в исступление. Я никогда не могу смириться с отказом. В жизни бывали такие ситуации, когда мне говорили «нет», а я не слышала. Потому что не понимаю слова «нет». Даже если оно прозвучит тысячу раз, все равно не поверю. И это может тянуться долгие годы.
Но я понимаю, что какие-то мои желания уже не сбудутся по объективным причинам. Например, девочку Джульетту, увы, уже никогда не сыграю. А когда-то, в ранней юности, посмотрев потрясающий фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», я стала страстно этого желать.
Жизнь, конечно, корректирует многие стремления человека. И чем дольше я живу, тем больше понимаю, что бытие само по себе приносит гораздо больше счастья, чем простое обладание чем-то. Когда тебе что-то дается, ты тут же начинаешь хотеть чего-то еще. Стремишься обладать все новым и новым, все большим и большим. Все время чего-то алчешь. И это делает тебя несчастным. Но чтобы стать счастливой, нужно просто себя ею ощутить.

– А что было вашим самым большим разочарованием?

– Когда в раннем детстве в первый раз, случайно зайдя в коломенский храм, я увидела гроб. Там шло отпевание, и меня потрясла несообразность происходящего. Я никак не могла понять, что передо мной лежит человек... Наша память хранит многое. Вряд ли смогу когда-нибудь забыть те свои давние ощущения, когда я внезапно обнаружила, что есть фатальные вещи, которые мы не в силах изменить.
Возьмите трагедии Шекспира или древнегреческих авторов, в которых есть такое понятие, как рок. Идеально, если у тебя в жизни есть возможность вовремя остановиться и просто перейти из одного жанра в другой. Существовать в древнегреческой трагедии, а потом снять с себя маску и сказать: «А сейчас будет трагикомедия или фарс». Но есть вещи, к которым невозможно относиться с юмором. Это смерть и любовь. Если к любви относишься с юмором, это ее разрушает. К любви нужно относиться трепетно.
У меня есть особенность: я стараюсь мыслить конструктивно. Если мне звонит человек и рассказывает о проблеме, ожидая, что я скажу: «Ой-ой-ой, как плохо, бедный ты, бедный», – он этого не получит. У меня не получается просто жалеть. Так устроено сознание, психика, мозг, что я сразу ищу действенный выход из сложившейся ситуации. Я убеждена, что пока мы дышим, чувствуем – в наших руках очень многое. Для меня самое сложное состояние – когда не понимаю, что можно сделать, чтобы облегчить ситуацию.

– Что тогда вас способно порадовать или развеселить?

– Множество мелочей радует, мелких, происходящих постоянно. Сидишь дома – и раздается звонок от приятного тебе человека. Или, как недавно, договорились мы с моей сестрой Машей Голубкиной встретиться в ЦДЛ. Я приехала и вижу: там сидит Павел Семенович Лунгин, которого я обожаю и люблю всем сердцем. Мы с ним просидели часа два – такая радостная неожиданность. Бог даровал мне много замечательных встреч, о которых можно было бы написать целую книгу. У музыканта есть инструмент, через который он выражает себя, – скрипка, виолончель или фортепиано. А в профессии актера инструмент – это его душа, глаза, голос, сердце, ум. Поэтому любая встреча в жизни – большая и маленькая – отпечатывается в нас.

– А с каким инструментом вы могли бы сравнить себя, собственную психофизику?

– В какие-то моменты я скрипка, а в какие-то и барабан. Я вообще не люблю никаких определений и разделений, потому что человек гораздо более многогранен, чем мы о нем думаем и чем можем описать.

– Кто ваш самый близкий человек? Кроме сына, разумеется.

– Мама, бабушка Раиса Ивановна Градова, сестра, брат, мои замечательные бывшие мужья, друзья. В общем-то, слава тебе, Господи, круг моих близких достаточно широк и продолжает расширяться. И я не хочу, чтобы он сужался. Сужение естественным путем придет с годами.

Любовь...

– Сколько личного времени забирает у вас фонд?

– Много. Если честно, я с самого начала боялась этих названий: «фонд», «организация». Это просто дело жизни, ты в него погружаешься, и оно забирает тебя целиком. И ты уже понимаешь, что здесь не может быть остановки: нормальной женщине, когда она родила ребенка, не приходит в голову мысль отдать его в детдом. Так и фонд: это дело, за которое ты несешь ответственность во всех ее видах. Как в семье. Ответственность молодого человека по отношению к людям, которые его вырастили и воспитали, должна быть и в маленькой семье, и в большой профессиональной семье.
...Иногда я плачу. Из-за того, что вижу людей, которые стали совершенно одинокими. Да, я могу помочь им материально, выслушать, даже поплакать с ними, но избавить их от боли не в силах.
Я уже остро ощутила, что memento mori – помни о смерти – очень важная фраза. Понимаю, что человек призван за свою жизнь отдать как можно больше. Копить – смысла не имеет вообще. Ни деньги, ни эмоции. Чем больше копишь, тем страшнее с этим расставаться. Человек приходит в мир, чтобы максимально отдать. И уйти облегченным. Отдать любовь.

– Что значит для вас любовь?

– Очень часто любовью называют какое-то эгоистическое чувство, когда один человек, например, хочет, чтобы другой принадлежал ему. Я бы скорее назвала то чувство страстью, но не любовью. А любовь общечеловеческая не требует ничего взамен. Это и есть свободная любовь в хорошем смысле этого слова. А то, что сейчас принято называть в нашем мире свободной любовью, не имеет к ней отношения. Такая любовь – постоянная гонка за какой-то мнимой свободой и независимостью, сплошной эгоизм и удовлетворение своих желаний – по сути, огромнейшая зависимость, которая губит человека.

– А что вы в людях любите?

– Естественность. Когда человек живой. С правильными и неправильными характерными качествами. Я вообще люблю живое. Когда бьется сердце, меняется настроение, бегут мысли. Когда человек не статичен, в движении, влюбляется, плачет, горюет, сопереживает и не скрывает свои эмоции под глянцевым слоем, стремится к осуществлению своих желаний, даже тех, которые кажутся призрачными.
Когда мы открывали фонд, нас спрашивали: «А вы понимали, что это сложно? А вы не сомневались, сможете или нет, хватит ли сил?» И у всех троих учредителей был один ответ: «Не сомневались ни на йоту». Хотя, по сути, затея была достаточно безбашенная и самонадеянная. Но я знала, что будет так, как мы хотим. Вера сворачивает горы. Любой из нас добр – нужно только достучаться до сердца. Ты приходишь к человеку и говоришь: «Дорогой мой, ну неужели ты не поможешь? Это невозможно, такого просто быть не может, чтобы ты – и не помог!» Но как только возникает малейшее сомнение: кто-то кому-то рассказал, что когда-то этот человек отказал и что, наверное, ему это все безразлично, – в ту же минуту ты находишь подтверждение своим сомнениям. Что транслируешь в этот мир, то и получаешь от него зеркально. Своими мыслями мы материализуем пространство вокруг себя. Даже в мелочах. Например, просыпаешься с плохим настроением – и весь день видишь вокруг только плохое. А просыпаешься с хорошим настроением – видишь подтверждение хорошего. Все идет изнутри, из нашего сердца.
Я открыла для себя еще один закон: чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помните притчу о пяти хлебах, которыми Иисус накормил огромное количество народа? На примере нашего фонда я поняла, что все происходит по какому-то неведомому закону, не просчитываемому на бумаге. Фонд – не коммерческое учреждение, невозможно просчитать: здесь мы вложили, а там поимели. Фонд живет по другим законам, не коммерческим, но не менее сильным.

«Мне хотелось пожить без суеты, в плавном течении времени, на природе. И вот теперь у меня есть загородный дом. Куда я пока приезжаю только для финансирования какой-то новой возникшей проблемы. То электричество погасло, то стойка сломалась», - рассказывает Мария Миронова накануне премьеры фильма «Салют-7», в котором она сыграла одну из главных ролей.

- Мария, недавно вы завели свой фотоблог в Интернете и сразу обзавелись большим количеством подписчиков…

Мне просто интересно стало, что такое - соцсети, почему все вокруг сидят в этих телефонах, это уже немыслимо! Ты хочешь с человеком поговорить, а он все время в виртуальном мире. В итоге я теперь и сама пишу в соцсеть, но только если есть повод. Я выставила там трейлер своего нового фильма «Салют-7», какое-то мероприятие нашего фонда «Артист». Но посвящать этому всю свою жизнь - это не моя история.

- Вы же там не только что-то информативное и полезное для дела выкладываете, но и фото из путешествий - Бали, Венеция...

- Вы сейчас со страстью фанатика путешествуете по самым дальним уголкам планеты…

Я рада, что теперь могу посмотреть такие далекие страны. Еще недавно я ездила только поездами, и мне приходилось ограничиваться Европой. Долгое время летала лишь в случае крайней необходимости.

- Что-то вас напугало?

Была пара неприятных ситуаций в самолете. Последняя - когда пилоты смогли сесть только с четвертой попытки и уже с достаточно низкой высоты. Мы с друзьями летали на Корфу. Туда - немецкой рейсовой авиакомпанией, и все прошло замечательно. А обратно был какой-то непонятный чартер... Не хочу людей пугать и все описывать, но это было ужасно. Со мной летели Павел Каплевич (театральный художник. - Прим. ред.) и его сын Максик. Возле них сидела какая-то старушка. И когда наконец мы приземлились, ее вырвало прямо на Максика. Все пассажиры были белого цвета. И держались за руки, потому что думали: это конец. Потом я долго держалась от самолетов подальше. К счастью, я это преодолела и теперь могу полететь куда-то далеко, на море… Стала прямо солнцезависимая. Яркое солнце для меня - аккумулятор.

Мария Андреевна МИРОНОВА (род.1973) - российская актриса, заслуженная артистка России

Мария МИРОНОВА: О ВЕРЕ БЕЗ СМИРИТЕЛЬНОЙ РУБАШКИ

Она - одна из самых востребованных театральных актрис, звезда отечественного кинематографа и продолжательница знаменитой актерской династии. О том, что график съемок и репетиций Марии Мироновой не позволяет ей отвлечься на что-то принципиально иное, сомневаться не приходится. Однако сама актриса так не считает. О том, что значит для нее «уметь оглядываться вокруг», какую эстафету передала ей Маргарита Эскина и что такое фонд «Артист», Мария Миронова рассказала корреспонденту «Фомы».

- Вы принципиально ничего не рассказываете о своем отце... Почему?
- Предпочитаю говорить о вещах, которые кому-то могут помочь поменяться. Говорить с целью удовлетворить чье-то праздное любопытство просто не хочу.

Давайте говорить о профессии. Всякий верующий человек в своей вере пытается обрести мир и внутреннее спокойствие. Актерская профессия этому не мешает?
- Театральная сцена для меня — особое пространство. Это почва для исследования человеческих мотиваций, движений сердца, души и ума. И это пространство, которое в ответ требует от тебя настоящего, честного и искреннего отношения. Если в своей работе ты сумел обнажить собственную душу, то зритель непременно начнет сопереживать твоему герою. За эту искренность и честность я люблю свою профессию. Конечно, мне можно возразить, мол, а как же страсть, которую иногда актеру приходится проживать на сцене? Но не кажется ли вам, что страстному по натуре человеку лучше страсть прожить на сцене, чем в реальной жизни? И своей игрой помочь другим, сидящим в зале, разобраться в собственных эмоциях и переживаниях...

Да, как у всякой монеты, в актерской профессии есть оборотная сторона. Жажда славы и признания - один из самых очевидных ее недостатков. Но как только приходишь к мысли, что слава, к которой, казалось бы, нужно стремиться, на деле — цель-обман, иллюзия, тогда это перестает мешать и отвлекать от главного в работе.

Как правило, актеры говорят, что сыгранный ими персонаж никак не касается их внутреннего «я». Все строится исключительно на профессиональных приемах.
- Я уверена, что Господь ведет, если Ему доверяешь. Моя последняя работа — роль в спектакле Театра Наций «Калигула» по пьесе Камю. И первое, и второе, и третье прочтение пьесы вызвало у меня серьезное отторжение. Не останавливало даже то, что режиссером постановки является Эймунтас Някрошюс (человек, работать с которым я мечтала с детства), что Калигулу будет играть Женя Миронов. Материал отталкивает — и точка. Но неожиданно в какой-то момент я поняла: мне надо через это пройти. Работать было тяжело, каждая репетиция — преодоление. И только сыграв премьеру, я вдруг поняла, что эта работа, роль Цезонии, возникшая в данный конкретный момент моей жизни, — не случайна. Прожить на сцене трагическую по своей сути ситуацию, историю безусловной любви, выживающей через муки и унижения — мне было важно и необходимо.

- А как Вам удается удержаться, чтобы не переступить грань между исследованием и провокацией?
- Как-то Александр Николаевич Сокуров, которого я очень уважаю, сказал мне: «Для актера, да и вообще публичного человека важна нравственность». Раньше мне хотелось ломать какие-то границы, существовать в каком-то якобы свободном пространстве. Сегодня я понимаю, что относиться к тому, что ты в жизни делаешь, в том числе к работе, нужно с трепетом. Чтобы не навредить. По крайней мере, к этому нужно стремиться. Конечно, по дороге ты можешь спотыкаться и совершать ошибки. Но если при этом оставаться непреклонным в своем стремлении, то Господь простит промахи и поможет двигаться дальше. Я понимаю, что любой из нас может заблуждаться, принимать какие-то свои мысли за движение сердца. Потому я спрашиваю совета у священника.

- Я не раз слышала от актеров, что профессия всецело заполняет их жизненное пространство...
- Глупо творить себе кумира как из людей, так и из профессии. Для себя я поняла это очень четко. Потому до своего сына пытаюсь донести, что в жизни важно уметь расставлять приоритеты, различая, что важно, что нет. А когда приоритеты расставлены, когда они окончательно сложились внутри тебя, тогда уже не страшно.

Я не люблю лишнего. В том смысле, что не берусь за какую-то лишнюю работу, ту, которая способна нарушить установленное равновесие. Для меня в жизни очень важны ограничения, рамки, которые дают мне ощущение цельности. Как только начинаю браться за многое, тут же происходит размен, нарушается устойчивость и утрачивается внутренняя цельность. А если теряю цельность, то не могу уже быть ответственна за то, что получается. Это мне напоминает дырявый шланг, про который моя бабушка, Мария Владимировна Миронова, говорила: в одну дырку втекло, из другой — вытекло, а в результате (тут она показывала комбинацию пальцев) — большая фига. Иначе говоря, внутреннее стремление к цельности для меня на сегодня — приоритет.

Когда исчезают противоречия

А что для Вас работа в Благотвори-тельном фонде «Артист». И как случилось, что Вы стали заботиться о ветеранах сцены?
- Вся эта история началась с Маргариты Алек-сандровны Эскиной. Театровед, многолетний директор московского Дома актера, она умерла в 2009 году и как будто передала мне эстафету заботы о пожилых актерах. Она была потрясающая: энергичная, сумевшая объединить вокруг себя людей, для многих — символ театральной Москвы. Даже будучи сама тяжело больна, передвигаясь на инвалидной коляске, она никогда не говорила о своей болезни, но находила возможность помогать и поддерживать пожилых актеров. Она вела картотеку, в которой были данные о 1500 актерах-пенсионерах, инвалидах, ветеранах войны, страдающих от разных болезней.

Однажды мы встретились, и я рассказала ей, что очень хочу как-то порадовать наших ветеранов сцены: актеров, которыми я восхищалась, у которых училась, с которыми связано мое детство, людей, которые сейчас оказались забытыми и находятся в тяжелом положении. Предложила устроить в их честь обед и сделать небольшие денежные подарки, поскольку не знала, в чем конкретно они могут нуждаться. День обеда был счастливейшим в моей жизни. Я могу его сравнить только с днем, когда родился мой сын. Как же я была потрясена реакцией тех людей, для которых мы всё это устроили. За наше скромное внимание они были так благодарны, будто мы их осыпали золотом.

Тогда, во время обеда, я не только увидела проблемы ветеранов, но и напряженно стала думать, как же их решать. Нас, работающих актеров, способных помочь, — много. Так почему бы нам всем не скинуться? Поговорили об этом с Маргаритой Александровной. И я стала искать единомышленников. Первым, о ком я подумала, был Женя Миронов. В тот момент я играла в спектакле «Кармен. Исход» в «Театре Наций», художественным руководителем которого Евгений Миронов является. Встретились на следующий же день. Оказалось, на эту тему он тоже очень давно думал. И тогда он предложил создать Фонд. Открытием Фонда и стал наш тот первый благотворительный концерт «Актеры — актерам» в октябре 2008 года в Пушкинском музее.

Теперь Фонд — большая часть моей жизни. И хотя есть свои трудности, но они не сопоставимы с той радостью, которую испытываешь, оказавшись кому-то полезной.
Я понимаю, что продолжать нашу работу нужно обязательно.

После 70-ти лет люди, особенно одинокие, оказываются абсолютно беспомощными, остро нуждаются в поддержке. Актерам к тому же очень сложно смириться с тем, что наступило забвение. И как никому, им необходимо чувствовать, что их искренне поддерживают, о них помнят. Картотека «Клуба ветеранов сцены», которую вела Маргарита Александровна Эскина, перешла к нам по наследству. Список имен в ней пополняется. Этим людям нужна наша помощь и внимание. После концертов они говорят: «Вы нам дали радость!», хотя по большому счету мы делаем элементарные вещи...

- Не случалось ли у Вас разочарований за время работы в Фонде?
- Знаете, одно из главных открытий, которое я сделала, — все, к кому я обращалась (коллеги-актеры, бизнесмены), откликнулись на призыв помочь, никто не остался безразличным. И это не дает мне остановиться. Фонд действительно связывает между собой людей. И не на каком-то поверхностном и эгоистичном уровне— это связь очень крепкая, сердечная. Ты понимаешь, что, собирая деньги на медикаменты, питание, операции, занимаешься не ерундой. Когда встречаешься с ветеранами, выступаешь для них, становишься свидетелем живой связи поколений. И понимаешь, если связь эта прервется — жизнь утратит смысл.

- Сегодня вопрос о разрозненности поколений стоит остро…
- Люди в принципе разрозненны, до такой степени, что даже разводятся с формулировкой: «непримиримые противоречия». Но работая в Фонде понимаешь, что на самом деле никаких непримиримых противоречий нет, они существуют только в наших мозгах. Я поняла, что нужно пробиваться через стену безразличия, за которой и скрывается человек. Именно безразличие рождает противоречия. Но как только начинаешь тормошить человека, обращаться прямо к его сердцу, обнаруживаешь в нем много прекрасного. Я поняла, что на самом деле безразличных людей попросту нет. Есть люди, которые прячут свои чувства под маской равнодушия.

- В одном из интервью Вы сравнили историю рождения Фонда с Евангельской историей о пяти хлебах. Почему?
- Ситуация с Фондом напоминает мне чудо, описанное в этой истории. Ведь мы начали с малого: устроили обед на 30 человек с небольшими денежными подарками. Потом число людей, которым удается помочь, увеличилось до 70 человек, затем их стало 150, 300, и сейчас их более полутора тысяч. Теперь «Артист» стал проводником между нуждающимися и стремящимися оказать помощь.
Однажды в Дом ветеранов сцены приехали выступать глухонемые актеры нижегородского театра пантомимы «Пиано». Спектакль для всех был потрясением. Эти дети делают то, что не могут сделать девяносто процентов актеров. Но и дети были благодарны своим зрителям. Как оказалось, им было очень важно вживую пообщаться с пожилыми ветеранами сцены. Поэтому работа в Фонде дает мне ощущение, что все в этой жизни не случайно, что все настоящее будет продолжаться и истинная любовь существует.

А если человек берется помогать другим без любви, только из-за чувства долга, потому, что, скажем, так вера велит?
- А здесь не важно, как начать — по велению сердца или долга. Даже если берешься за дело, преодолевая себя, все равно Господь рано или поздно откроет тебе настоящую радость. Тот, кто берется помогать, не ощущая внутри себя ничего, похож на ребенка, который послушен своим родителям. Он делает, потому что уважает, почитает их и доверяет им. И если не останавливаясь двигаться вперед, то обязательно почувствуешь, что начатое нужно продолжить.

«Не хочу сомневаться!»

- «Вера — сфера моей личной жизни и говорить об этом не стану». Как Вы относитесь к этой расхожей фразе?
- Абсолютно нормально. Еще недавно сама предпочитала так отвечать. Но поняла, что, как только вера становится живой, а не умозрительной, о ней хочется говорить. Она начинает приносить радость, которой хочется делиться.

Я читаю митрополита Сурожского Антония и Паисия Святогорца. И вижу, как они делятся своей радостью и не стесняются этого. Вижу, как светла их мудрость, каким светом, прозрачным и добрым, настоящим смирением, глубочайшей скромностью и бережным отношением к каждому человеку наполнена была их жизнь. Они действительно видели образ Божий в каждом. Этому нужно учиться.

- Вы крестились, уже будучи взрослой?
- Мне повезло: моя мама — верующий человек и меня крестила в семилетнем возрасте.

- То есть путь к вере для Вас не был долгим?
- Сначала я ходила в храм с мамой, просто потому что «так надо». Но спустя много лет я стала уже сама нащупывать какие-то зерна. Не сразу и не в один день я пришла к вере. Конечно же, были сомнения, уныние и преодоление. И я благодарна Богу за этот мой путь.

По характеру я достаточно упряма, поэтому не могу сказать, что семейные традиции сократили мой осознанный путь к вере. Да и не важно, на самом деле, каков по расстоянию он был. Это как в притче про жемчужину, которую рыбак нашел на дне моря. Теперь уже не важно, когда нашел и сколько искал. Главное — факт обретения.

- А что для Вас самое трудное в вере?
- Сомнения. Раньше мне казалось, что если человек сомневается — это хорошо, значит он развивается. Но если сомневающийся человек взялся за плуг и все время оборачивается — он неблагонадежен. Я поняла, что сомнения — наш враг. Они порождают страх потерять веру. Только засомневался, и вот тебе — падение. Как Петр — пошел по воде, засомневался и — хлоп, всё, под ногами никакой опоры. Поэтому я очень не хочу больше сомневаться.

- И что Вам помогает?
- Надежда на Бога и открытость. Замыкаться в себе нельзя. А то выйдет, как с тем героем анекдота, который во время наводнения просил помощи у Бога. В результате отказался уплыть на корабле, улететь на вертолете, предпочитал просто молиться и ждать чуда. В конце концов утонул, так и не поняв, что помощь может прийти откуда угодно. Просто нужно быть открытым для нее и суметь принять. Потому-то и важна исповедь. Она — момент доверия человека, открытость его для помощи Божьей.

- Вы ходите в храм с детства, а были ли периоды неприятия каких-то внешних явлений внутрицерковной жизни?
- Ну да, все было. Некоторые вещи казались унижением человеческой личности. И лишь позднее я поняла, что тебя никто не может унизить, кроме твоего собственного эго, твоих чувств. Оказалось, что важно научиться быть свободным от своего «я». А старушки… Сегодня я смотрю на этих бабушек и думаю: это же потенциальные наши ветераны, которым мы помогаем. У каждого свой характер, свои проблемы, своя жизнь.. Церковь — это то, что нас объединяет. Там может быть много искушений, но основа, на которой все держится — другая, чем за ее стенами. И когда ты примешь это сердцем, искушения переносятся гораздо легче.

С детства у меня было одно позитивное качество: мне хотелось мира. И внутри себя, и вовне. И слава Богу, что я никак не могла его найти. Потому что когда тебе что-то дается легко, ты перестаешь это ценить. И именно мир, который я искала, мне никогда не давался легко и даром. Поэтому когда я начала его нащупывать, спустя годы находить по крупицам, вновь теряя и опять обретая, он стал для меня ценен, как воздух.

В одном из интервью Вы сказали, что впервые столкнулись со смертью в детстве, когда увидели в храме гроб. И это произвело на Вас сильнейшее впечатление. Сегодня в обществе смерть, старость, болезни остаются как бы за кадром, о них не принято задумываться. Почему, на Ваш взгляд, так происходит?
- Потому, что исчезло приятие жизни, которое было еще у поколения наших бабушек. В православии это называется смирением. Смирение очень многих пугает. Меня тоже раньше пугало. Мне казалось, что за ним есть какая-то фальшь: мы живем, дышим, нам надо стремиться к каким-то достижениям, а вместо этого нам предлагают смирение — смирительную рубашку. Лишь позднее я стала понимать, что смирение — это счастье, это приятие жизни во всем ее многообразии. А человек, который все принимает — как ребенок, — он рад и не испытывает нужды, ведь о нем позаботятся родители, не они, так все равно Господь Бог позаботится. Важно принимать всё как есть. Тогда только есть надежда найти тот самый мир, мирность, о которых я говорила.
Когда люди не стремятся принять жизнь такой, какая она есть, они пытаются убежать от себя. И бегут в виртуальный, компьютерный мир, в телевизионную реальность, в алкоголизм или в стремление к бесконечной внешней молодости. Когда нет смирения, когда мы пытаемся постигнуть все умом, тогда не открываются душа и сердце. И чуда не происходит.
А ведь открыть сердцем — значит обрести навсегда.

Мария Миронова. Стиль: Надина СМИРНОВА Макияж: Кирилл ШАБАЛИН (национальный визажист YSL Beauty в России) Прически: Эльбек ПУЛАТОВ (тренер Paul Mitchell)

Мария Миронова: «Любви не существует без дружбы»

Сегодня никто не станет оспаривать ее заслуги в профессии. Мария Миронова верит в то, что трудолюбивый и способный человек всегда найдет свое место. А разговоры о невозможности чего-то, потому что все куплено или отдано по блату, называет подходом неудачника, с которым ничего добиться нельзя. Она молода, хороша собой, впереди много планов, и, глядя на нее, невозможно представить, что ее сыну Андрею уже двадцать пять лет, и он служит в Театре им. Вахтангова, продолжая актерскую династию.

Маша, ты говорила, что сейчас хочешь наслаждаться жизнью, быть просто счастливой, и профессиональная самореализация у тебя не на первом месте…

Счастье может приносить все. Просто в моей жизни случались периоды, когда профессия была в приоритете. Не в ущерб семье, конечно, но все равно я ступала на тропу гонки, не успевала ничего. И, честно говоря, уже переставала испытывать радость от происходящего, потому что все превращалось в рутину. Сейчас понимаю, что жизнь коротка, и надо от всего получать удовольствие. И соглашаться на такое количество работы, чтобы она была в радость, а не в тягость, как и общение с людьми. Но у нас же профессия нестабильная, поэтому не все от тебя зависит. Года два назад я одновременно снималась в четырех фильмах и репетировала в «Ленкоме» в спектакле Константина Богомолова «Князь», от которого мне пришлось отказаться, потому что физически было невозможно совместить все. «Садовое кольцо» Алексея Смирнова - это очень интересная для меня работа, я с удовольствием отдала ей много времени. Моя героиня много лет жила в розовых очках с богатым мужем. Потом все изменилось, и ей приходится пережить серьезнейшую драму. В «Салюте-7» Клима Шипенко я играю жену Джанибекова. И много радости мне доставили съемки в «Докторе Рихтере». Сейчас я стараюсь заниматься исключительно тем, что приносит удовольствие.

- Но еще лет десять назад ты была одержима профессией…

Наверное, у меня и сейчас эта одержимость осталась, просто в последнее время мне хочется развиваться и в других направлениях.

- Ты имеешь в виду фонд «Артист»?

Помимо деятельности в фонде «Артист» (который мы организовали вместе с единомышленниками Евгением Мироновым и Игорем Верником восемь лет назад и уже вышли на региональный уровень, помогая нашим ветеранам не только в Москве и Питере, а в двадцати малых городах России) я попробовала себя в качестве продюсера. У меня был опыт организации концертов, мероприятий по фонду, а до этого - продюсерский опыт в спектакле «Кармен», и я поняла, что мне это близко, что я получаю удовольствие от всего процесса, а не только как исполнитель. Мы уже сделали ролик для «Кинопоэзии» Анатолия Белого. И сейчас начинаем достаточно большую историю с кино.

- А для себя как актрисы там что-то приготовлено?

Самое смешное, что сейчас я меньше всего об этом думаю. (Смеется.) Мотивации затевать проект, чтобы исполнять главные роли, у меня нет. Продюсерская история гораздо более объемная, нежели актерская. И мне это нравится.

- Ты ведь прекрасная комедийная актриса, но, по-моему, немножко засиделась на драматичных ролях…

Ты права. У меня действительно наблюдается перенасыщение драмой и страдающими героинями. Есть некая усталость от этого. И мне очень хочется сменить жанр и сделать в комедии что-то еще.

Можешь сама предложить себя кому-то из режиссеров или пойти на кастинг, узнав о планирующейся интересной работе?

Могу. И я уже подала такую заявку Климу Шипенко. (Смеется.)

Как ты себя сейчас чувствуешь психологически в начале съемок или репетиций с приобретением большого опыта?

Это, конечно, зависит от материала. Но все равно несколько съемочных дней я очень волнуюсь. Несмотря на опыт и багаж, все равно каждый раз нащупываешь что-то и испытываешь и радость, и страх, и трепет - много всего, это существование на грани фола. Если ты не чувствуешь себя в пограничном состоянии, берясь за новую работу, можно завязывать с профессией, потому что нужна именно эта энергия.

- Что тебе за прошедший год удалось сделать в самой жизни?

По сравнению с прошлым годом этот для меня был просто отдыхом, потому что в сентябре я закончила сниматься, а потом была достаточно свободной, не считая начинаний по продюсированию и деятельности, связанной с фондом. Так что мне удалось и отдохнуть не раз. Я очень чувствую потребность в море, солнце, поскольку у нас в Москве солнца крайне мало. Для меня большая подпитка - путешествия.

- И какие места тебя напитали в этом году?

В этом году впервые побывала в Японии. Ездила с компанией друзей. Там хотелось фотографировать все. Я бы назвала Японию страной красочно-санитарного порядка. Мы были на цветении сакуры. Это божественно красиво, и запах впечатляет! Вообще в Японии просто нереальные краски. И все ходят в масках, это их фишка в санитарии. Я стала любить далекие путешествия.

- В том числе гогеновские места. И что уже посетила?

Мне очень нравится Индийский океан, я практически все там уже облетела, мечтаю еще съездить в Австралию. Есть восхитительные места на Бали, а их старинные монастыри не сравнятся даже с японскими по красоте. Мне безумно нравятся коралловые рифы. Они есть на Сейшельских островах и на Мальдивах, это такие голубые лагуны. У меня всегда были проблемы с географией, но теперь я поняла, что ее надо учить, путешествуя. И я уже знаю все столицы, аэропорты, куда надо ехать, а куда нет, где какие бухты, какой климат и многое другое. В общем, я полюбила географию. Так что, если что - обращайтесь. (Смеется.)

Ты всегда себя называла адекватной и рациональной, но, оказывается, в юности была отчаянной, могла в шестнадцать лет рвануть на дикий отдых на море с подругой.

Нет, я никогда не была особенно рациональным человеком. Я практична из-за того, что жизнь заставляет быть ответственной. А соответственно, я должна думать головой. Но не всегда у меня это тоже получается. (Смеется.) Да, мы с подругой поехали отдыхать в Хосту дикарями. Родители нас отпустили. И ничего плохого с нами там не произошло, наоборот, было много всего интересного. У меня вообще было очень много легких поступков. В жизни может случиться все, в том числе когда ты подумал восемьсот пятьдесят шесть раз, прежде, чем сделать что-то.

- С той подружкой, с которой вы тогда ездили на море, ты дружишь до сих пор?

Да, и дружим мы с пятого класса. Она мне много рассказывает о нашем детстве (хохочет), так как у меня плохая память, и порой вместо воспоминаний - «белый лист». Так что я с интересом что-то узнаю от нее. (Смеется.) Хотя какие-то моменты все же всплывают картинками. Вообще мои друзья - это годами проверенные люди. Если кто-то входит в мою жизнь, то это уже надолго, и мы общаемся искренне, делясь всем.

И ты можешь на отдыхе плотно общаться с друзьями почти круглосуточно? Ты кажешься достаточно сложным и закрытым человеком…

Нет, я достаточно уживчивый человек. Иногда и один номер могу разделять. И вообще я очень люблю отдыхать с друзьями. При близком рассмотрении со мной совсем не сложно. А для массового сознания это именно так. Но я в любых отношениях не терплю использования. А когда что-то выставляется на продажу, оно сразу превращается в подобную историю. Нельзя быть искренней с сотней тысяч человек, это уже неправда, я в это не верю. В моей жизни есть люди, с которыми я абсолютно открыта.

У тебя, кажется, появилась новая подружка Ксения - девушка твоего сына Андрея. Хорошо, что она вошла в твою жизнь?

Конечно, но это произошло уже лет пять назад. Ксения наша, я ее очень люблю.

- Ты никогда не ревновала Андрея к ней?

Нет, ревности не было ни на секунду. Наоборот, я рада тому, что она появилась. Мне кажется, если тебе встречается хороший человек, за него надо крепко держаться. Они уже давно вместе. Познакомились, когда Андрей еще учился на первом курсе другого института.

- Ты сразу поняла, что она хороший человек?

Да, я это я поняла с первого взгляда. Как только я увидела его, идущего с ней по улице, подумала: «Вот эта девочка». И Ксения тоже творческая личность, художница.

- Но для тебя был сложным момент отъезда Андрея?

Да, это было непросто. У меня даже были панические атаки (смеется), когда я начинала думать об этом. А если серьезно, я всячески старалась оттянуть этот момент. Но сейчас понимаю, что его отъезд был очень правильным. Конечно, всегда сложно, когда дети уходят в свободное плавание. Мне надо было с этим свыкнуться. Когда он уехал, я очень сильно ощущала пустоту. Я вообще была абсолютно еврейской мамой, которую можно показывать в капустниках. Причем в раннем Андрюшином детстве этого за собой не замечала, а потом меня, что называется, клюнуло. (Хохочет.)

- Наверное, потому что в его раннем детстве ты была совсем юной…

Да, наверное. Он же появился на свет через неделю после того, как мне исполнилось восемнадцать. И лет десять я была мамой очень дружественной и демократической. Но как только он начал чуть-чуть отсоединяться, стали случаться прогулы школы, еще что-то, меня вдруг «клюнуло». Он потом все время мне говорил: «Мама, а что такое? Почему, когда я был маленьким, ничего подобного не происходило, а сейчас весь этот трэш с тотальным контролем начался?» (Смеется.)

- Это правда, что в его переходный возраст ты отказалась от съемок чуть ли не в десяти картинах?

Да, правда. Но ничего особенного в этом нет. Я для себя поняла, что в тот момент должна сыну посвятить максимальное количество времени, сил и внимания. Иначе я просто не могла. Но все это ничто по сравнению с душевным спокойствием и благополучием твоего ребенка.

- Как часто тебе сейчас удается видеться с Андрюшей, с мамой?

Мне кажется, с этим все в порядке. Недавно у Андрея был день рождения, и мы вместе ходили на спектакль Павла Каплевича и Кирилла Серебренникова «Чаадский» в «Геликон-опере». Так что мы, конечно, видимся. И с мамой - тоже. Периодически встречаюсь с друзьями, езжу в гости.

- Ты «известная» спортсменка. Сейчас много времени посвящаешь спорту?

Периодами - да. Конечно, во время длительных съемок это нереально, и если у меня возникает перерыв в занятиях более двух месяцев, я начинаю физически это ощущать. Спорт приносит энергетическую подзарядку мне, придает жизненный тонус. У меня есть тренер, с которым я занимаюсь уже много лет по два с половиной часа, из них час бегаю по дорожке.

- Тренеру не приходится заставлять тебя?

Нет, он меня только останавливает, говорит, что больше не надо. (Смеется.)

- Почти все звезды сегодня перебрались в загородные дома или приобрели дачи. А ты?

Я недавно тоже стала дачным жителем. Построила дом и уже прочувствовала, что такое загородная жизнь, какая это лень и релакс. (Смеется.) И если пребывание на даче затягивается на несколько дней, то чем дальше, тем меньше тебя тянет в Москву, ты теряешь тонус. Это омут. И я понимаю, что надо из него вовремя выскакивать, потому что все равно придется.

- Но с дачи выбираться сложнее, работая в Москве…

Я очень хорошо знаю Москву, поэтому раньше никогда не пользовалась навигатором. Но уж если попала в пробку, от меня мало что зависит. Остается только смириться и извиниться перед людьми, к которым едешь.

- Как ты сама относишься к непунктуальным, а главное, необязательным людям?

Отсутствие пунктуальности, необязательность для меня серьезный диагноз у человека. Я стараюсь с такими персонажами не связываться и не входить вместе в деловые отношения, с этими качествами далеко не уедешь.

- А друзьям ты прощаешь легкие грешки, недостатки, или человек автоматически выбывает из близкого круга?

Прощаю все. Но если я что-то не принимаю, то не хочу, чтобы люди ни в дружбе, ни в любви, ни в общении друг друга мучили. Я только этим руководствуюсь, так как считаю, что все отношения должны быть в радость. Если они становятся болезненными, начинается непонимание, обиды, значит, это уже неполезно для обоих. Я бегу от выяснения отношений. На мой взгляд, это начинается, когда их уже нет.

Но мне кажется, фраза «выяснять отношения» - штамп, и даже психологи говорят, что надо все проговаривать, а не замалчивать, загоняя проблему вглубь…

Нет, можно прояснить ситуацию, но выяснение отношений - нечто другое. Это означает, что люди начинают качать права, высказывать претензии и недовольство, говорить обидные слова. Когда это становится системой, я дистанцируюсь.

- Уединения или одиночества тебе хватает?

У меня нет сегодня ни уединения, ни одиночества. Мне нужно только, чтобы было спокойно, чтобы я могла выспаться, и в это время меня никто не трогал. А вообще я не нуждаюсь во времени, когда бы могла ни с кем не общаться. Я прихожу домой, и если вдруг оказывается, что не с кем поговорить в течение пятнадцати минут или часа-двух, то общаюсь с кошками (смеется), у меня их пять.

- Почему так много?

У меня были кот и кошка. Она недавно родила одного котенка, его забрал Андрей. А потом подряд появились еще трое, я проглядела. И никто их не берет. Так что даю объявление через журнал, если кто-то хочет домашнего питомца, пусть обращается. (Смеется.) Кошки обычные, но очень красивые. Сейчас прячу кота и кошку в разных комнатах - если она родит еще пятерых, то мне можно будет открывать театр Куклачева. Но я этих животных люблю. У меня с ними хороший контакт, они все воспитанные, послушные. Я умею с ними ладить. И коты, скажу честно, намного глупее кошек. (Смеется.)

- Какие домашние дела тебе в удовольствие?

Я люблю готовить, в последнее время мне это особенно нравится. Умею уже многое, к примеру, разные блюда из мяса и курицы. Сладкое не люблю, поэтому и не делаю практически, хотя могу испечь даже торт - банановый, по маминому рецепту. Подруга подарила мне мультиварку, и поначалу я делала над собой усилие, чтобы что-то приготовить, но потом втянулась. Но, конечно, это приятно делать для кого-то, а не для себя одной. К тому же чем меньше я ем, тем лучше себя чувствую. У меня вообще нет культа еды, я очень неприхотлива и не люблю привередливых людей.

- А на здоровом образе жизни ты не зациклена?

Нет. Мой здоровый образ жизни - это сон, обязательно спорт и тотальное ограничение в еде.

- Тотальное ограничение - звучит ужасающе…

Для меня здоровый образ жизни - это балетный образ жизни.

- Они очень мало едят только в хореографическом училище, а потом уплетают еще как!

Не знаю, но объем еды, съеденный за раз, должен быть посчитан. Нужно всегда держать один и тот же вес. А если ты будешь есть много, никогда не сможешь это сделать. Люди, у которых есть эта проблема, понимают, о чем я говорю.

- Но у тебя нет такой проблемы…

У меня нет, потому что я всю жизнь за этим слежу. Я сильно поправлялась. И за беременность набрала тридцать килограммов. Надо есть мало. И я уже привыкла, приучила себя к определенному режиму, и если из него не выпадаю, то это для меня и есть здоровый образ жизни.

Ты недавно сказала, что сомнения - это плохо, потому что такой человек мало чего может добиться. Ты в какие-то проекты ввязывалась, рискуя? Например, нравился сценарий, но ты не знала режиссера? На что тогда опираешься?

На интуицию. К тому же в любом проекте есть составляющие, команда: кроме режиссера это еще продюсер, и оператор, и партнеры. Но в творческом процессе сложно предугадать результат, как и в отношениях. Как предугадать, сложатся ли они, будут ли люди всю жизнь вместе или нет.

- Ты имеешь в виду мужеско-женские отношения?

Любые. Во всем, что касается творческой энергии или человеческих отношений, невозможно сделать прогноз. И я уже давно не занимаюсь этим. Жизнь тем и прекрасна, что абсолютно непредсказуема. Не зря говорят: «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах».

А в отношениях мужчины и женщины, дойдя до более сознательного возраста, чувство для тебя все равно первично?

Не знаю. Мне важно, чтобы это был мой человек.

Не бывает, что любовь затмит глаза? Настигает, как удар молнии, или как у Булгакова, когда «она, как убийца, выскочила из-за угла»?

Нет, удара молнии не хочу. (Улыбается.) Потом человек становится инвалидом. Но что бы ни происходило в жизни, это опыт. Любая ситуация не случайна. Для меня не существует ошибок. Я стараюсь из всего вынести максимальное количество плюсов, понять, что за урок мне был дан. Любви не существует без дружбы. Вынос мозга, на мой взгляд, когда люди эгоистично хотят друг от друга чего-то, ссорятся, страдают, нельзя назвать любовью. Если мы говорим о второй половине, то он должен быть еще большим другом.

А чем ты сегодня больше всего восхищаешься в людях и что для тебя важно в мужчине, который будет рядом с тобой?

Чем дальше идет время, тем больше я понимаю, что есть одно очень важное качество - надежность. Если ты начинаешь какое-то дело и связан с ненадежными людьми, то какими бы они ни были прекрасными, талантливыми, умными, лодка не поплывет или утонет на первой же коряге. То же самое в дружбе и в близких отношениях. Так что я понимаю, что без этого качества не имеет смысла нажимать на газ. (Смеется.) Надежность и верность - это основополагающая база, а уже на нее наслаиваются все таланты и симпатии.

Мария Миронова: «Мама называла меня «шкодой»

ЛЕГКО ли быть Марией Мироновой? Кто-то скажет, что легко. Ведь фамилия отца и бабушки наверняка помогает открывать многие двери. Но будь ты хоть трижды Мироновой, если сфальшивишь на сцене, ничего не добьешься. Машу жизнь этому научила довольно быстро. Эта весна оказалась для нее успешной. В театре «Ленком» она сыграла Эвридику в громком спектакле «Плач палача». А на телеэкраны вышел сериал «Главные роли» с ее участием.

«Ничего не помню»

— МАША, однажды ты рассказывала, как тебя до слез довел гаишник, который несправедливо к тебе придрался. А в театре такое бывает?

— Несправедливость я действительно тяжело переживаю, но в последнее время этого не было, тем более в театре. В работе я достаточно самокритична. Недовольство собой никогда не переношу на партнера, потому что партнер никогда ни в чем не виноват. Даже если он вдруг перепутал реплику, а ты из-за этого не смог играть, это все равно твоя проблема. Поэтому в работе я всегда ищу свою вину, а не режиссера, коллег, судьбы или еще чего-то: погода плохая, зритель не тот, Марк Анатольевич Захаров не в настроении…

— Чему тебя научило общение с бабушкой?

— Да она специально ничему никогда не учила. Но у нее можно было учиться самой. А восхищало меня в ней многое. Круг ее общения после ухода из жизни деда и папы был очень узким, потому что она не терпела ни лесть, ни ханжество, ни малейшую неправду. Она это сразу обрубала и отсекала. Очень многие люди говорили, что у нее трудный характер. Я так не считаю. У нас в театре есть замечательный артист Леонид Сергеевич Броневой, которого я просто обожаю, несмотря на то что кто-то, наверное, считает, что у него трудный характер. Леонид Сергеевич для меня чем-то сродни моей бабушке. Он тоже не терпит лжи, достаточно прямой человек, открытый, что думает, то и говорит. А я людей с принципами очень люблю и уважаю. Мне с ними легко. Сложнее с теми, кто думает одно, говорит другое, а делает третье, потому что, например, настроение изменилось. Я таких людей побаиваюсь, потому что не хочу зависеть от их настроения. В бабушке было огромное чувство справедливости. И не в ее характере было судить других, а себе делать поблажки. Поэтому ее мнение и в моих глазах, и в глазах многих людей приобретало очень большой вес.

— Что ты помнишь из своего детства?

— Честно говоря, в памяти детских воспоминаний осталось мало. Когда я читаю актерские мемуары, у меня даже возникает некоторая зависть к их авторам. Я сразу начинаю вспоминать, что бы я смогла написать когда-либо в своих воспоминаниях. И поняла совершенно ужасную вещь — у меня в памяти провалы. Кроме адреса, по которому я жила, почти ничего не помню. Ну, может быть, еще странички на полторы я бы наскребла, потея. И, признаюсь, это меня очень расстроило. Но я поняла, что, наверное, это не мое — хранить все в памяти.

— Даже не помнишь, как шла в первый класс?

— Я помню, что в первом классе была одной из самых высоких девочек. Я училась в трех разных школах. Училась всегда неплохо. Но никого из одноклассников не назову. Если кого-то из класса встречу, то боюсь, что даже не узнаю, к своему стыду. Недавно, когда я забирала Андрея из школы, ко мне подошла девушка и начала со мной очень тепло говорить, спрашивая: «Машуня, ты помнишь?» Но я ничего не могла с собой сделать. Я честно сказала, что ничего не помню, что у нее очень знакомое лицо, но где, когда, как я его видела, не помню. Оказалось, что мы с ней учились вместе. Но, даже попрощавшись, я так и не вспомнила. Каждый раз, когда подобное случается, мне бывает ужасно стыдно.

Провалиться с треском

— А ЧТО из институтской жизни тебе запомнилось, кроме учебы?

— Первый курс я проучилась в Щукинском училище. Потом родила Андрюшу, пропустила полтора года. Мои однокурсники ушли вперед, и мне не захотелось возвращаться в Щукинское. Во ВГИКе вел второй курс Михаил Андреевич Глузский, а я к нему всегда с уважением относилась, поэтому и перевелась во ВГИК. Во время учебы я была очень целеустремленной — старалась делать много самостоятельных отрывков. Хотелось как можно больше сыграть, потому что я уже тогда понимала, что в театре такой возможности выбирать и играть то, что хочешь, не будет.

— Помнишь первый успех?

— Я помню первый провал. Это был мой самый первый показ, на втором курсе во ВГИКе. Мы с моей приятельницей решили сделать отрывок из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Самое бредовое, что могло нам прийти в голову, — это взять костюмы из Театра сатиры, из легендарного спектакля. И самое поразительное, что нам их дали под честное слово! Это была настоящая авантюра. Аудитория была наполнена народом, у нас был первый отрывок. Когда открылся занавес, весь зал испустил глубокий вздох. Мы включили фонограмму знаменитой музыки из этого спектакля, но сам отрывок был очень слабым. Потому что занимались мы другим: гладили по ночам ленты от чепчиков и готовили пышные кринолины ручной работы. И, сделав такую мощную заявку, мы провалились с ужасным грохотом. Это потом долго обсуждалось: какая музыка, какие костюмы и какой плохой отрывок! Этот громкий провал мне показал, что нужно много работать. Потом, уже на последнем курсе, мы еще раз сделали этот же отрывок, потому что мне тот показ не давал покоя. И хотя в этот раз мы играли чуть ли не в своей одежде, зрителям отрывок понравился.

— С Михаилом Андреевичем Глузским ты общалась и после кончины бабушки? Они ведь играли в одном спектакле…

— Да, теперь в квартире, где жила бабушка, — музей, и он не раз туда приходил. Однажды мы отмечали какую-то годовщину и договорились попросить Андрея почитать стихи. А он в свое время очень много учил стихов: Пушкина, Есенина. Собралось много народа, все просили его почитать, и он стушевался. И вот тут Михаил Андреевич с палочкой встал на стул, прочел стихотворение и сказал: «Ну что, так трудно, что ли?» На вид он был очень строгий человек, а на самом деле заводной.

— Михаил Андреевич звал тебя в театр «Школа современной пьесы», а ты все же выбрала «Ленком». А про Театр сатиры никогда не думала? Ведь это был театр твоего отца.

— Если следовать этой логике, то могла бы подумать и про Театр им. Гоголя. Там работала моя бабушка (мамина мама), там я знала всех, и у нас преподавали артисты этого театра. Но я считаю, что идти по чьим-то стопам — это самое глупое в этой жизни. «Чем вы занимаетесь?»- «Знаете, я пошла по стопам». По чьим стопам? И куда эти чужие стопы ведут? Куда по ним можно прийти? А что касается «Ленкома», то я просто не могла не попробоваться в этот театр.

— В первый раз страшно было переступить черту, отделяющую кулисы от сцены?

— В самый первый раз я только танцевала в массовке. И вот как раз тогда мне не было страшно. Я ощутила абсолютный полет. Первое ощущение от выхода на сцену «Ленкома» — безграничная радость и сумасшедший восторг.

Взрослые поступки

— МАША, почему ты в семнадцать лет вышла замуж? Это ведь был взрослый поступок…

— Я не знаю, взрослый ли… Наоборот, замужество сбило мои планы, потому что мне хотелось приобрести некую самостоятельность, а оно, скорее, посадило меня, что называется, под крыло мужа. Но так сложилось.

— Ты родила, как только тебе исполнилось восемнадцать. Легко было решиться на это? Не было страшно так рано становиться мамой?

— Тогда у меня не было никакого расчета. Это была моя жизнь. А вот сейчас, по прошествии времени, я очень рада, что так случилось. Потому что сейчас у меня много спектаклей и уже взрослый ребенок. Будь он маленьким, мне пришлось бы от всего этого отказываться.

— Ты влюбчивый человек? Когда-нибудь влюблялась в партнера?

— В детстве была влюбчивой, с первого класса. А теперь — уже нет. Зачем? Но вообще влюбленность хороша тем, что дает подъем. Правда, у меня это никогда не было связано с конкретным партнером, просто очень многое и в кино, и в театре происходило на фоне влюбленности: и премьера спектакля «Варвар и еретик», и съемки в «Свадьбе». А это само по себе поднимает тонус.

— Не раз видела вас вместе с мужем. Создается впечатление, что у вас роман в ранней стадии.

— И как я должна это прокомментировать? Может быть, мы не будем эту тему трогать? Я не говорю о личной жизни.

— Ты как-то сказала, что у тебя холодная голова и ты можешь контролировать свои эмоции. Можешь сдержаться всегда и везде?

— Я могу сдержаться на работе. Дома, признаюсь, часто не сдерживаюсь.

— Вы с мужем оба эмоциональные люди?

— Достаточно. Просто я всегда выступаю за здравый смысл.

— Но в состоянии аффекта не до поисков здравого смысла. Тебя можно довести до такого состояния?

— Можно. Прежде всего тупостью. Потому что вначале я стараюсь разумно и логично доказать свою точку зрения. Если не получается объяснить за один раз, повторяю все во второй, в третий, в пятый. Но, если человек ничего не понимает, меня это начинает заводить. Так что, пожалуй, больше всего меня может раздражать только глупость, неаргументированный поступок, когда человек не может объяснить, почему он сделал так, а не иначе. Как ни смешно, такое случается с сыном. Бывает, я ему что-то объясняю: «Ты понял?» — «Понял». Делает не так. Я в пятый раз втолковываю: «Понял? Все в порядке?» — «Да». И опять делает то же самое. Конечно, когда это происходит в пятнадцатый раз, у меня кончаются аргументы, потому что они все уже были приведены.

В стиле ню

— ТЫ производишь впечатление очень скромного человека, в определенном смысле даже консервативного. Но у тебя были довольно откровенные сцены в фильмах…

— Бывает, что подобные сцены неоправданны. У меня были такие сцены и в «Свадьбе», и в «Олигархе». И в одном журнале даже написали на обложке: «Мария Миронова не боится откровенных сцен». Получилось, что я такая смелая. А я не могу это сказать про себя. Просто, если я доверяю режиссеру, например Павлу Лунгину, то делаю так, как он хочет.

— Ты сменила машину. У тебя долгое время был джип, и ты всегда говорила, что тебе нравятся мужские машины.

— Сейчас у меня тоже мужская машина, хотя и не джип. Машины я обожала с детства. У меня даже был альбом, в который я записывала все марки машин, которые узнавала. Мне очень нравились <Шкода> и <Ягуар>. Мама часто называла меня «шкодой». И когда я узнала, что есть такая машина, то пришла в полный восторг. «Ягуар» же нравился потому, что это сильное, красивое животное. У нас тогда еще в помине не было никаких «Шкод» и тем более «Ягуаров». В жевательных резинках были такие вкладыши: маленькие бумажки с разными картинками, в том числе с машинами. Под ними были написаны их марки. Больше всего мне в них нравились названия. Я была уверена, что рано или поздно буду водить. Меня это никогда не пугало. Еще в детстве без всякого страха я каталась на автодроме и входила в страшный азарт. Водить начала лет с 15.

— Ты очень похудела за последний год. Для спектакля? В «Плаче палача» твоя Эвридика говорит о том, что она очень худая.

— Нет, не для спектакля и не специально. Когда-то давно я пыталась худеть, но поняла, что, когда насилуешь организм, он тебе выдает разные сюрпризы, с которыми ты уже не можешь справиться. И еще это рождает комплексы. А если голова занята двенадцать часов в сутки стремлением похудеть, то человек не похудеет. Нужно просто владеть своим организмом. Это значит — есть столько, сколько надо, не больше. Я ем все, без ограничений. И в последнее время ем много. К тому же больше всего люблю «Макдоналдс». Обожаю эти бутерброды, булки. Но я трачу много сил, и это создает некий баланс.

— Скоро конец сезона в театре. Задумываешься о том, куда съездить?

— Это больная тема, мне уже давно не удается отдохнуть. Не знаю, получится ли этим летом, потому что если во время отпуска будут съемки, то, конечно, я выберу работу.

— А в свободный день не выезжаешь расслабиться на природу, на дачу?

— Дача мне досталась в наследство от бабушки. Но ездим туда редко. Да и вообще за город нечасто выбираемся. Иногда — в гости к друзьям. На своей даче ни лук, ни редиску с укропом не сажаю. Я люблю свежий воздух, но я не садовод. Если же говорить о любимом времяпрепровождении, то это общение с близкими друзьями. У меня их мало, и я их очень люблю и ценю. Дружба — это ежедневная работа, но для меня она в радость. Я вполне коммуникабельный человек, но очень трудно схожусь с людьми близко. Просто не хватает на это ни сил, ни времени.

Марина Зельцер, "Аргументы и факты"