Paco Rabanne (Пако Рабан). Пако Рабанн – самый знаменитый кутюрье-слесарь

Пако Рабанн – знаменитый кутюрье-слесарь как всегда взбудоражил мир моды новой коллекцией весна – лето 2012

Пако Рабанн – беспрецедентное явление в мире моды..

Экспериментатор и революционер он перешагнул за порог времени на многие годы вперед. Изобретенные им новые формы и материалы оказали огромное влияние на всю мировую моду и до сих пор поражают своей оригинальностью и экстравагантностью. Выдающийся философ и мистик жизненным кредо, которого является девиз: «Шокировать, а не соблазнять» своим мировоззрением и эстетикой оказывает огромное влияние на молодых дизайнеров особенно российских. Сам же маэстро определяет свое творчество как воссоздание воспоминаний о прекрасных женщинах других цивилизаций. Стоит отдельно сказать, что сумки, изготовленные Пако Рабанном – это сочетание красоты и холода, роскоши и оригинальности.

Вместо ниток и ножниц – плоскогубцы и паяльник

Плоскогубцы и паяльник приспособления, мало имеющие отношения к высокой моде, но только не для Пако Рабанна. По его словам форма одежды и структура не может оставаться неизменной, когда вокруг происходят глобальные изменения. Уже более 50 лет дизайнер использует вместо тканей — метал и пластик, вместо ножниц и ниток — плоскогубцы и паяльник. Он изобрел вязаный мех и алюминиевый трикотаж. За свои экстравагантные коллекции его называют «кутюрье-слесарь» или «металлург».

В разные годы его платья носили Бриджит Бордо и Патрисия Каас, Джейн Фонда и Урсула Андерс, Сильвия Вартан и Француаза Арди, а сейчас с удовольствием творения маэстро носит эпатажная Lady GaGa и другие знаменитости.

Биография и творческий путь Пако Рабанна

Родился Пако Рабанн в 1934 г. в Испании в городе Сан-Себастьяне. Его отец генерал республиканской армии, а мать руководила ателье у знаменитого испанского модельера Кристобаля Беленсиаги. После прихода к власти Франко семья эмигрировал в СССР, а после смерти отца во Францию. Еще, будучи студентом Национальной школы изящных искусств Рабанн начал зарабатывать проектированием аксессуаров для коллекций французских модельеров.

По окончанию учебы он получил диплом архитектора и навсегда решил связать свою жизнь с модой. Хотя влияние архитектурного образования всегда прослеживалось в его необычных конструктивных решениях. До начала 60-х он работал в известных модных домах Баленсиаги, Кристиана Диора, Юбера де Жеванши.

Свою первую коллекцию под феерическим названием « 12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов» дизайнер представил в феврале 1966 года. В коллекции были представлены шубки из цветных мехов декорированные металлическими пластинами и кольцами. Демонстрация коллекции вызвала грандиозный скандал, но следующие показы моделей выполненных в виде металлических и кольчуг в которых метал и ткань соединялись тонкими воздушными кружевами – еще больше шокировали публику и в конце концов заставили признать нового кутюрье.

Изящные и женственные модели из алюминия и пластика скомбинированные с кожей и страусовыми перьями быстро стали популярны на эстраде и кинематографе.

Особо ярко раскрылся талант модельера в начале 90-х. Широкие декольте и овальные вырезы; туники из набивных тканей украшенные драгоценными камнями; панциревидные мини юбки из металлических кружев и разноцветных цепей, перевитые бумажными лентами с голографическим рисунком, щедро декорированные жемчугом; кожа порезанная на квадратики и скрепленная металлическими кольцами; шляпы-антенны все это уникальные составляющие ярчайшего стиля маэстро на протяжении 90-х годов.



В начале 80-х Пако Рабанн открыл линию прет-а –порте, которая вызвала не меньший восторг, чем его модели от-кутюр. Его бутики и представительства работают на пяти континентах. Помимо открытия сети бутиков Пако Рабанн издавал собственный журнал, основывал культурные центры, а его книги «Конец времени» и «Профессиональная карьера» переведены на многие языки и до сих пор пользуются популярностью. И хотя в 1999 году маэстро объявил о своем уходе и покинул Палату высокой моды, но до сих пор радует своих почитателей своими экстравагантными и стильными коллекциями прет-а –порте.

Пако Рабанн: коллекция одежды весна – лето 2012

Пако Рабанн знаменитый кутюрье-слесарь представил изысканную и женственную коллекцию сезона весна – лето 2012. Модели выполненные в стальной, синей и красной гамме порадовали, как всегда фантастическим и необычным дизайном. Красиво и элегантно смотрятся модели, где металлические пластины скреплены так, что имитируют кожу крокодила. Платья с фееричными объемными воротниками, напоминали цветы далекого будущего. Новая коллекция в духе мастера креативна и неординарна, но все же вещи нашли своих владельцев. Несколько платьев приобрела Lady GaGa и использует их в качестве сценических костюмов.

Текст Наталья Линник

В изгнании

Этот удивительный человек появился на свет в смутное для Испании время в семье военного. Отец маленького Пако, родившегося в Стране Басков, в свое время принимал участие в Рифской кампании на севере Африки бок о бок с будущим диктатором Франко. В годы Гражданской войны он встал на сторону республиканцев, за что был арестован и в течение долгого времени считался пропавшим без вести. Лишь годы спустя, находясь уже за пределами страны, родные узнали, что он был расстрелян еще в 1937 году, когда его сыну, будущему модельеру, было всего 3 года.

После ареста мужа мать Рабана, молодая 29-летняя женщина, решается на отчаянный шаг и бежит со своими четырьмя детьми во Францию. Там их ждут немалые лишения и испытания: семью ограбят французские солдаты, она потеряет все свое имущество, будет голодать… Пако, впрочем, еще слишком мал, чтобы что-либо помнить, и узнает обо всем этом гораздо позже, из рассказов матери. Он с теплотой вспоминает свое детство в городке Морле на севере Бретани, говоря, что оно прошло в окружении удивительных женщин.

«Моя мать была очень мудрой, она дала мне свободу делать все, что мне захочется, кроме одного – лишать женщин красоты».

Воспитанием будущего дизайнера тогда занимались его бабка, крестьянка, женщина суеверная и религиозная, и мать – ярая коммунистка, революционерка и атеистка. Именно она, судя по всему, и внушила своему сыну любовь и уважение к Женщине. «Моя мать была очень мудрой, – говорит Рабан: – она дала мне свободу делать все, что мне захочется, кроме одного – лишать женщин красоты». А в чем мать Рабана знала толк, так это в красоте и стиле, потому как во Франции ей посчастливилось поступить на службу к Кристобалю Баленсиаге и вскоре стать его правой рукой. Именно она научила Рабана видеть и понимать, как кроится и шьется женское платье, что весьма пригодится ему в будущем.

От пуговиц к чешуе

Мода, впрочем, поначалу нимало не интересовала Рабана, и в 17 лет он поступает в парижскую Школу изящных искусств, чтобы учиться на архитектора. По его собственному признанию, архитектура научит его видеть перспективу, пространство и работать с различными материалами. Но учеба стоит денег, и чтобы хоть как-то подзаработать, юноша рисует для журналов, делает украшения и… пуговицы. Именно в этом, на первый взгляд, пустячном занятии впервые проявился его дизайнерский талант – его пуговицы из кожи и пластмассы с наклеенными на них зернами кофе и посеребренными макаронами настолько хороши и оригинальны, что вскоре ими начинают интересоваться такие модные дома, как Givenchy, Nina Ricci и Pierre Cardin.

Серьги из непривычного и дешевого материала – родоида (высококачественного прозрачного пластика) – также очень популярны благодаря экстравагантному дизайну и цене. Они раскупаются как горячие пирожки: за первый год начинающий дизайнер продает около 25 тысяч своих изделий. Вдохновленный успехом, Рабан принимается и за создание одежды из этого же, со временем превратившегося в его торговую марку, материала – родоида.

В 1966 году в гламурном парижском отеле George V проходит показ первой коллекции одежды от Рабана: босоногие темнокожие модели, покрытые мелкими чешуйками алюминиевых и пластмассовых пластин, дефилируют под громкую музыку – зрелище доселе невиданное, космическое и завораживающее. Одежда неносибельна, презентация вызывающа, консервативная общественность в изумлении. Легендарная Коко Шанель после этого шоу назовет Рабана «металлургом» и, того хлеще, «жестянщиком»: «Это не модельер, это жестянщик! Я холодею, когда вижу этих женщин в алюминиевых пластинах. Кому могло прийти в голову так запаять бедняжек?»

Мнения, впрочем, как обычно, расходятся, и многие воспринимают новую моду с восторгом. Рабану рукоплещет его соотечественник и друг Сальвадор Дали, который тут же с присущим ему снисхождением присуждает Рабану звание «второго гения Испании».

Эффект достигнут, Рабан заставляет о себе говорить, и из Франсиско Рабанеды-и-Куэрво, в течение какого-то времени подписывавшего свои эскизы как Франк Рабан, он превращается в дизайнера Пако Рабана. На свет появляется новая торговая марка.

Золотое десятилетие

Новая стезя дает огромный простор для фантазии такого выдумщика, как Рабан, и он пускается во все тяжкие. Вслед за коллекцией «неносибельных» платьев появляются плащи из страусиных перьев и прозрачного скотча, бумажные платья, туники из пластмассы и железных колец, изделия из флуоресцентной кожи, безумные аксессуары из черного меха, бархата и любимого родоида. Рабан без конца экспериментирует с материалами, их обработкой и с дизайном конечного продукта. Он первым представляет публике изделия из вязаного меха, где куски меха собраны на шерстяную нить.

«Я хотел создать образ свободной, своенравной женщины, которая ни в коем случае не является чьей-то вещью, она сама распоряжается своими деньгами и знает цену независимости».

60-е становятся десятилетием Пако Рабана. Он в моде и у всех на устах, его платья приобретает для своей коллекции нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА), он создает костюмы для кино, где одевает таких звезд, как Одри Хепберн («Двое на дороге», 1967) и Джейн Фонда («Барбарелла», 1968). Эпоха милых скромниц с осиными талиями в пышных юбках уходит в прошлое, Рабан придумывает одежду для нового типа женщины – независимой, сексуальной, немного агрессивной. «Я хотел создать определенный образ, – скажет он впоследствии, – образ свободной, своенравной женщины, которая ни в коем случае не является чьей-то вещью, она сама распоряжается своими деньгами и знает цену независимости».

В 1969 году появляется первый парфюм Пако Рабана «Calandre», за которым последует целая череда ароматов: «Metal», «La Nuit», «XS», «Paco», «Ultraviolet», «1 Million». Наступает новая, очень важная, парфюмерная эра в жизни марки. В 70-х Пако Рабан понемногу отходит от haute couture и сосредотачивается на prêt-à-porter: в 1973 году он запускает свою линию готовой одежды для мужчин, а в 1990-м – для женщин.

В конце 90-х годов Пако Рабан создает свою последнюю коллекцию, продает бренд каталонскому модному и парфюмерному гиганту Puig и с тех пор живет, по своим собственным словам, на одну зарплату. Часть этой зарплаты, к слову, месье Рабан щедро жертвует монахам-цистерцианцам, выхаживающим во Франции больных СПИДом.

Эра Водолея

В настоящее время, несмотря на свой преклонный возраст, Пако Рабан все так же молод душой и не утратил склонности к эпатажу. Например, он с большой охотой делится с прессой впечатлениями о своих астральных путешествиях, первое из которых случилось с ним в семилетнем возрасте; о том, как он впервые увидел Бога во время футбольного матча, или о том, кем он был в своих предыдущих жизнях (погребенным заживо баскским священником и фавориткой французского короля Людовика XV среди прочих). Он уверен, что нынешняя реинкарнация завершает цикл его земных воплощений, и потому намерен жить на полную катушку.

В мире моды он сейчас редкий гость, а когда появляется, не упускает случая похулиганить: в 2011 году, например, он создал серию «архитектурных» костюмов для выступления Lady Gaga на церемонии MTV.

Забавно, но сам модельер в повседневной жизни одевается очень скромно, почти аскетично – во все черное, и если бы не лукавая чертовщинка в смеющихся глазах, его вполне можно было бы принять за священника. В будущее «падре» смотрит с исключительным оптимизмом и предсказывает наступление новой эры Водолея, в течение которой человек станет чище, духовнее и счастливее. Ну что ж, будем надеяться, что он прав.

Paco Rabanne (Пако Рабанн) – французский Кутюрье, модельер, дизайнер родом из Испании.

Краткая биография Paco Rabanne

Пако Рабанн (настоящее имя Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился в БАсконии (Испания) в 1934 году, однако в 1939 после смерти отца, его семья переехала во Францию. Его воспитывали мать, состоявшая в социалистической партии Испании и бабушка, которая увлекалась религией. С детства, Пако Рабанн был в некотором роде привязан к миру моды, так как его мать работала у знаменитого испанского модельера Кристобаля Баленсиага. В 1950 году Пако вместе с матерью побывал в Москве.

В 18 лет Рабанн поступил в Национальную школе художественного искусства. Что бы оплачивать учебу Пако подрабатывал в Доме моды Баленсиага, делая аксессуары и украшения. Он использовал новые материалы, например родоид - высококачественная пластмасса на основе ацетилцеллюлозы, которые предлагали простор фантазии и были несколько необычны и нестандартны. Легкие, цветные и недорогие, его изделия привлекли внимание молодых покупателей. Постепенно Пако начал создавать и другие аксессуары: сумочки, пояса, и сотрудничать с Живанши, Диором, Ив Сен-Лораном и других известных дизайнеров. К 1965 году он продал более 20 000 экземпляров украшений и аксессуаров.

В начале 60-х годов, в мире моды начали происходить изменения. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, а живописцы - к яркому неону. Так Пако Рабанн в 1966 году представил свою первую коллекцию, которая состояла из 12 платьев, которые были сделаны из пластика и металла. При их изготовлении использовались пассатижи и паяльная лампа. Демонстрировали коллекцию модели босиком. Первая коллекция была столь не обычна что вызвала шок у публики, но принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа и известность.

После первой коллекции Пако продолжил поражать публику и выпустил одежду сделанную из бумаги, кожи, металла, перьев. Для платьев в 1988 году дизайнер использовал лазерные диски, которые передавали необычный отражающий эффект. Во всех его нарядах, женственность сочетается с ультрасовременной эклектикой, космические мотивы перекликаются с деловым офисным стилем.

Парфюмы Paco Rabanne

В 1969 Пако решил выпустить свой парфюм – «Calandre», который получил признание. Каландр (Calandre) - машина для непрерывного формования листа полимера или бумаги. Флакон с металлическим ободком ассоциировался с Нью-Йорком и внутри содержал аромат кипариса. Так же Пако создал такие ароматы как PacoRabannePourHomme (1973), Metal (1979), LaNuit (1985), Sport (1986), Tenere (1988), XS (Excess Pour Homme) (1993). XS – это один из самых покупаемых мужских ароматов.
Часы Paco Rabanne

Разумеется для часов создается только дизайн, а изготавливаются они обычно у известной часовой компании. С Рабанно было точно так же. Сотрудничая с MONTRES AMBRE SA были выпущены часы Paco Rabanne, которые характеризуются заботой об окружающей среде, поэтому сделаны из втор сырья. У Пако нет женских и мужских коллекций, есть разные размеры часов. То есть все часы – унисекс, их могут носить как женщины так и мужчины. Простые формы, рельефные корпуса, вот чем подкупает покупателей Рабанн.

Костюмы для кино

Необычные наряды Рабанна проникли в кинематограф. Еще бы, ведь они были столь не обычны, что обращали на себы повышенное внимание. Знаменитости Голливуда Франсуаза Арди, Джейн Фонда, Одри Хепберн снимались в костюмах Рабанна. В разные годы Урсула Дилере, Сильви Вартан, Патрисия Каас, Бриджит Бардо носили эти необычные платья из перьев, металла и бумаги.

Неповторимый Пако Рабанн

Пако Рабанн получил множество наград, среди них: приз ‘Beauty Products Industry’ - за ‘Calandre’ (1969 год), Оскар «Фонда ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) - за композицию и упаковку ‘Paco Rabanne Pour Homme’ (1974 год), «Золотая игла» - за коллекцию Haute Couture (1997 год), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985 год), «Золотой наперсток» (1990 год), Пако Рабанн также стал Кавалером «Ордена почетного легиона» во Франции.

Линии прет-а-порте Рабанна (первая появилась в начале 80-х годов) демонстрировались на многочисленных международных выставках и вызывали не меньший восторг, нежели его модели от-кутюр. На пяти континентах бутики и представительства работали на марку «Расо Rabanne».

В течение многих лет произведения Рабанна выставлялись в лучших музеях и фестивалях мира. В 1989 году в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании «Орденом Изабеллы Католической».

В 1991 году Рабанн выпустил в свет свою книгу – «Траектория», которая стала бестселлером и разошлась полумиллионным тиражом. Вскоре Рабанн написал книгу «Конец времен» а за ней и «Настоящее время: дорога посвященных». В 1999 году вышла в свет книга «Небесный огонь».

Однако в 1999 г. этот удивительный художник объявил о своём уходе из мира высокой моды и вообще покинул Париж.

Одной из причин, по которой Рабанну пришлось оставить Париж, была ошибка в предсказании. Он предрек катастрофу Парижа в день августовского солнечною затмения 1999 г. Когда это не сбылось, модельер подвергся жестоким нападкам в прессе.

Уже много лет Пако Рабан занимается живописью, но он никогда не выставлял свои художественные работы публично. Впервые художник представил свои работы на выставке в Центральном доме художника в Москве. Официальное открытие выставки состоялось 1 октября 2005 и продолжалось до 14. В мае 2008 мэтр снова посетил российскую столицу, в этот раз он приехал с трехдневным визитом чтобы принять участие в открытии Дома моды Вероники Жанви.

Где купить

К сожалению на официальном сайте не указаны адреса магазинов, а из стран которые есть на сайте Украины нету. Поэтому ближайший официальный магазин Paco Rabanne можно найти в России или Польше. Однако есть множество интернет-магазинов которые продают духи Paco Rabanne. Только будьте внимательны, что бы не купить подделку!

Модельер известен по всему миру. В действительности, великого модельера зовут - Франциско Рабанерро Кверро.

Пако Рабан: биография

Эксцентричный мистик, революционер и даже немного футурист - Пако Рабанн шагнул на несколько десятилетий вперёд и привнёс в моду будущее. Модельер всегда находился где-то за пределами моды. Пока все стремились к изящным формам и играли с воздушными тканями, он экспериментировал и эпатировал.


Ценители моды и не подозревали до какой степени они хотят видеть в своём гардеробе из ряда вон выходящие наряды, пока не столкнулись с шокирующими коллекциями Пако Рабанна.
Его одежда не должна была соответствовать высокому вкусу французских модников, но тем не менее она быстра расходилась по их гардеробам.

Пако Рабан: карьера


Никакого шифона, шёлка или джерси: Пако Рабанн отдавал предпочтение винилу, металлу и дискам. Именно он придумал вязаный мех и начал создавать фантазийные наряды будущего - беспрецедентное явление в мировой индустрии моды.
Казалось, когда-нибудь фантазия должна закончиться, но она не иссякала и с каждым разом модельер выдавал коллекции, которые продавались с невероятной скоростью.



Его общепризнанный талант и фантазия были отмечены премиями «Золотой напёрсток», «Золотая игла», «Почести моды». Также он получил испанский орден Изабеллы и французский орден Почётного легиона.


Корни неординарности и противоречивости его характера, вероятно, лежат в семье. Родился модельер в Испании 1934 года. Бабушка была глубоко религиозным человеком, хранившим оккультные тайны, мама же напротив – атеистка и член социалистической партии, а отец – настоящий генерал. Мама Франциско держала собственное ателье, так что любовь к швейному мастерству передалась по наследству. Позже семья эмигрировала в СССР, а через несколько лет перебралась во Францию. Талантливый Франциско с его тонким художественным вкусом без проблем поступил в Школу изящных искусств в Париже. Учился он на архитектора, но все школьные годы разрабатывал и шил сумки, туфли, создавал различные аксессуары, тем самым зарабатывая на жизнь.
После окончания он получил диплом, но архитектором не стал и связал свою жизнь с модой. Хотя влияние образования прослеживается в необычных конструктивных формах коллекций Пако Рабанна.


Необычные идеи и несомненный талант студента обратили внимание великих мастеров. После окончания школы он учился у Баленсиаги, Живанши и Диора.


Набравшись опыта он начал самостоятельную работу в 60-х годах. В то время архитектуру заполонило новое веяние моды – использование пластика и металла. Конечно, Франциско всегда следил за тенденциями в области архитектуры и вдохновлялся этими идеями.

Пако Рабан: новые идеи


Воодушевлённый новыми изысканиями, Пако Рабанн выпускает свою первую коллекцию в 1966 году. Парижская публика была шокирована. Революционные, если не сказать скандальные, наряды, которые демонстрировали его модели, наделали много шума. Хотя, немного позже, ценители моды поняли, что это именно то, чего им не хватало в те неспокойные годы.
Грубый металл, сочетавшийся с тончайшим кружевом, кольчуги, алюминий и кожа, перья, - всё это стало появляться на телах знаменитых людей, славящихся своим хорошим вкусом.



Продолжая свои искания, Пако Рабанн пошёл на грандиозный эксперимент и создал коллекцию одноразовых бумажных платьев.
Вскоре его причудливые наряды стали появляться на героях голливудских фильмов.


Даже великая Коко Шанель признала его талант и называла кутюрье-слесарем, за его любовь к необычайно крепким материалам.
Сам Пако Рабанн всегда считал себя модельером будущего. Уникальный стиль его моделей включал в себя металлическое кружево, цепи, яркие краски, ленты, бумагу, драгоценные камни, резанную кожу, скреплённую кольцами из металла и многое другое.
Эпатажный модельер всегда хотел шокировать публику, а не соблазнять. И добился этого.
В конце 60-х Пако Рабанн выпустил духи «Calandre», предназначавшиеся для динамичных и энергичных дам. Конечно, дизайн флакона был необычным: в нём прослеживалась автомобильная тематика. Немного позже появилась линейка парфюма для мужчин. Дерзкий, страстный и совершенно уникальный аромат быстро нашёл поклонников.

Пако Рабан: бизнесмен


Помимо гениального таланта, Пако Рабанн обладал навыками бизнесмена и рекламщика. Его бутики работали по всему миру и завоёвывали сердца модников со всех континентов.


Модельер открывал культурные центры, писал книги и издавал журнал.
Несмотря на грандиозность его карьеры в 1999 году он покинул модную индустрию и уехал из Парижа. Возможно, причиной этому стало его неверное предсказание: Пако Рабанн предрёк бедствие, которое случится в столице в день солнечного затмения августа 1999 года. Когда пророчество не сбылось, журналисты напали на модельера и его имя часто появлялось на первых полосах газет, но на этот раз не с восхищёнными комментариями.