Платья ампир стиля 19 века. А la sauvage: ампир стиль в одежде

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.


Эпоха стиля ампир - 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир - это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.


Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.


Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.

Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.

Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак - шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов - чёрный, синий, серый, коричневый.

Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.

Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.

Причёски - в основном короткие, на головах - шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.

Обувь - туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1: 7 и 1: 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.

Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.


В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов - рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.

Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.

Головные уборы - капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.

Тока - головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.

Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.

Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко , большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.

Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.

Обувь - туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках - браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.

Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.

Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.



Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев - стиль baby doll .

Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.

Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.


Стиль ампир в искусстве и костюме связан с именем одного человека – Наполеон Бонапарт. Во времена правления Наполеона зарождается данный стиль. И именно с поражением Наполеона связан закат стиля ампир в европейском искусстве.

Жак Луи Давид
Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри

Стиль ампир означает имперский. Наполеон считал, что он в силах возродить Римскую Империю, завоевав и объединив всю Европу. И именно начинает проявляться в искусстве Франции начала XIX века.

Колонны коринфского ордера, симметрия, мраморные скульптуры, в том числе античных богов, все это присуще стилю ампир. И даже триумфальная арка появляется в Париже. Словно римские императоры, которые возводили триумфальные арки в честь своих побед, Наполеон приказывает построить триумфальную арку в честь побед своей «Великой армии».


Фирмин Массо
Императрица Жозефина

Стиль ампир в начале XIX века в основном был распространен во Франции. Параллельно с ним развивается еще один стиль начала XIX века - романтизм. И если во Франции был имперский стиль, то романтизм был присущ искусству Англии и Германии.


Императрица Жозефина – супруга Наполеона,
считалась законодательницей мод в стиле ампир

Единственной страной, помимо Франции, в которой в начале XIX века получил распространение стиль ампир, стала Российская Империя. И в этом также нет ничего удивительного – Россия тоже претендовала на роль наследницы Римской Империи. Есть такая фраза – «Москва третий Рим». Вторым Римом традиционно считался город Константинополь – столица Византии. А именно из Византии когда-то Киевская Русь принимала христианство.


В.Л. Боровиковский
Портрет Лопухиной


То же самое и в моде. Мода стиля ампир в начале XIX века больше всего была распространена во Франции и в Российской Империи.
Костюм стиля ампир, как и искусство, опирался на римские традиции. В отличие от костюма предыдущего стилю ампир стиля – классицизма, одежда которого в большей мере подражал костюму Древней Греции.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет мадемуазель Каролин Ривьер, 1805 год

Особенно римское влияние на костюм в стиле ампир было заметно в женском платье. Платье рубашечного покроя, словно римские туники, собранное в складки, так популярные в древнегреческом и древнеримском костюмах. И, конечно же, завышенная линия талии, как у римских стол, которые в Риме носили лишь замужние женщины.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет г-жи Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар, 1806 год


Платье в стиле ампир – это длинное белое платье с короткими шарообразными рукавами (), подчеркивающими плечи, и с завышенной линией талии, очень часто выделенной поясом.

До 1809 года с платьями в стиле ампир женщины еще не носят корсеты. Корсет вышел из моды сразу же после Великой французской революции конца XVIII века, как пережиток аристократической моды. Однако уже в 1809 году корсеты вновь входят в моду.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет г-жи Леблан, 1823 год

Белое из легкой ткани, часто шелковой, платье в стиле ампир по последней моде того времени зачастую надевалось влажным, чтобы ткань обтягивала фигуру и, таким образом, женская фигура напоминала белые мраморные колонны античных храмов.

В холодном климате такая мода способствовала появлению самых настоящих жертв моды. В зимнем Петербурге барышни подхватывали воспаление легких, от которого в те времена можно было запросто умереть.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет г-жи Девосэ, 1807 год

Но уже в 1810-е годы платья в стиле ампир постепенно адаптируются под европейский климат. Так, платья начинают шить из более плотных и дорогих тканей, к примеру, парчи или . Платья перестают быть исключительно белого цвета, однако, по-прежнему чаще всего однотонные.


В.Л. Боровиковский
Портрет княгини Долгорукой, 1811 год

Также платья украшаются вышивками. Встречаются и варианты платьев с длинными рукавами. В 1810-е годы платья в стиле ампир лишаются шлейфов, а их юбка приобретает колоколообразную неширокую форму.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет г-жи Маркотт де Сан-Мари, 1826 год

Поверх платьев могли надевать короткий жакет – спенсер или же кашмирские шали. Как во времена Античности, большое значение придается драпировкам. Так, в те времена вместо фразы «хорошо одета» о женщине могли сказать, что она «хорошо задрапирована». Также модными становятся и русские шубки.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет г-жи Турнон, 1812 год

Очень часто с платьями в стиле ампир носят длинные перчатки. На шее – нитку жемчуга или небольших бус.

Что касается мужского костюма, то его главным качеством с начала XIX века становится удобство. Рюши, пышные, чем-то напоминающие юбку, брюки, напудренные парики, все это уходит в прошлое. Моду в XIX веке уже диктуют не аристократы, а представители буржуазии. То есть деловые люди, люди, работающие и ведущие активный образ жизни.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет Филибера Ривьера, 1808 год

Так, в начале XIX века на смену чулкам и коротким кюлотам приходят длинные брюки панталоны – длиной до щиколоток. Такие брюки чаще всего носят с подтяжками.


Жан Огюст Доминик Энгр
Месье де Норвен, 1811-1812 годы

Также мужчины начала XIX века носят белую рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, пестрый жилет и сюртук. Сюртук - двубортный, длиной до бедер, с высоким воротником. Позже на смену сюртуку приходит фрак. Фрак в XIX веке был одеждой повседневной. Он мог быть различных цветов.

Фрак чаще всего носили со светлыми панталонами и более светлым по цвету, чем фрак, жилетом. На шее мужчины начала XIX века носили прообраз галстука – шейные платки, которые могли быть убранными за жилет либо завязанными различными способами, к примеру, узлом или же бантом.


Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет Эдме Боше, 1811 год

И, кончено же, многие мужчины в начале XIX века носили военную форму. Ведь, не стоит забывать о том, что начало XIX века - это время Наполеона и его войн в Европе. Сам Наполеон также предпочитал носить военную форму, в которой его и изображали на парадных портретах.


Поль Деларош

Мода стиля ампир оказала большое влияние и на современный костюм. Так, фактически в начале XIX века складывается прообраз современного мужского костюма – пиджак, белая рубашка, брюки, галстук. Что касается женского платья стиля ампир, то и сегодня платья ампир – легкие платья рубашечного покроя с завышенной линий талии также актуальны. Очень популярны платья в стиле ампир в свадебной моде.




Кадры из фильма «Война и мир» 1967 года

И это не удивительно. Такие платья подходят многим. Ведь платья в стиле ампир способны скрыть многие недостатки фигуры – к примеру, зрительно сделать вас более высокими или же скрыть лишние килограммы.

Стиль ампир возник в начале XIX столетия. Его основательницей считается супруга Наполеона. Именно Жозефине мы обязаны необычайно нежными фасонами платьев. Вдохновением для стиля послужили античные темы с их естественной элегантностью. В наши дни наиболее близкие к историческому стилю модели можно проследить в свадебной моде и нарядах выпускниц. Разумеется, часто они встречаются и в женственных луках на красной ковровой дорожке.

Исторический стиль ампир

Платье в стиле ампир имело определенные особенности. Первой, пожалуй, самой узнаваемой чертой, можно считать завышенную линию талии, которая досталась ему от греческого наряда. Модницам XIX века в буквальном смысле стало легче дышать после отмены требований ношения корсета. Второй характерной особенностью платьев был А-образный крой, юбка при этом часто имела небольшой шлейф.

Исторические платья в стиле ампир были по щиколотку длиной и шились исключительно из тонких, мягких, обволакивающих и струящихся тканей: полупрозрачный хлопок, шелк и т. д. В таких нарядах образы становились невесомыми и трепетными, и нежными. Учитывая тот факт, что носились ампирные платья с туфлями без каблука или на совсем низком, женщина той эпохи визуально была истинным антиподом красавицам времен с их подчеркнуто-помпезными платьями, избыточным и зачастую вычурным декором.

Платья в стиле ампир украшались глубоким декольте, а также пышными или небольшими рукавами-фонариками. Очень часто акцент ставился в области завышенной талии платья: там располагалась вышивка, лента или женственный бант. Образ француженок дополняли перчатки и украшения в завитых волосах, либо шляпа.

из фильма "Гордость и предубеждения" наряды героев в стиле ампир

Стиль ампир в современной одежде

Ампирное платье украшает женщину с абсолютно любой . Его завышенная талия и драпирующие ткани позволяют скрыть несовершенства и выглядеть элегантно. Современные платья выглядят зачастую проще и скромнее, чем исторические. Они вовсе не обязаны быть длинными, вполне возможны варианты мини и средней длины. Однако главный элемент – завышенная талия – неизменен.

В наши дни платья в стиле ампир все так же шьются из струящихся тканей, но более лаконичный фасон позволяет носить их не только в вечерних образах, но и в качестве составляющей повседневных луков на весенне-летний сезон. Рукава-фонарики в них зачастую отсутствуют, упрощая дизайн. Наряды времен Жозефины в основном тяготели к оттенкам белого, сейчас цветовая гамма определенно шире. В сущности, ампирное платье для современной модницы может быть абсолютно любого цвета.

Самым узнаваемым предметом стиля ампир в настоящее время является платье. Тем не менее, можно вполне удачно составить комплект с блузкой и юбкой. Блузка при этом должна быть подчеркнуто-женственной, лучше всего, если в ее дизайне найдет отражение хотя бы пара характерных элементов стиля, например, объемные рукава-фонарики и бант, хороши варианты с завышенной линией талии. Юбка может быть достаточно простая, прямая или юбка-карандаш средней длины. А вот брюки предпочтительно не надевать, слишком сильно они противоречат настроению стиля ампир.

Костюм ампир максимально точно смог передать всю величественность и помпезность этой эпохи.

Особенности женских костюмов в стиле ампир

Самым первым женским костюмом ампир во Франции было платье, или длинная , известная под названием шмиз. Это был наряд из тонкого полотна или муслина с круглым глубоким вырезом и небольшими рукавами-фонариками.

Характерной особенностью женского наряда того времени было наличие высокой талии, акцент делался с помощью тонкого пояска, завязанного сразу под грудью.

Все женские платья были декорированы оборками и воланами.

Женские костюмы в эпоху ампир шились из легких натуральных тканей, преимущественно портные использовали лен, шелк и шифон. В то время женщин можно было увидеть исключительно в нарядах светлых оттенков, изредка дамы облачались в красивые костюмы, сшитые из цветных тканей.

В холодную погоду женские костюмы дополнялись пальто, накидками или шалями. В качестве обуви в эпоху ампир женщины носили матерчатые туфельки, были и более легкие варианты – открытые туфли с переплетением на щиколотке. Обувь была на низком каблуке или совсем на плоской подошве.

Мужские костюмы в стиле ампир: характерные составляющие

Мужской костюм ампир был не менее торжественным и величественным, чем женский. Он обязательно состоял из со стоячим накрахмаленным воротником. Другими характерными составляющими элементами ампирного мужского наряда были короткий пестрый жилет и фрак. В то время самой излюбленной мужской одеждой был фрак, его мужчины носили в виде повседневного и торжественного одеяния. Жилет и фрак, из которых состоял мужской костюм стиля ампир, шили из однотонных тканей разных цветов. Также представители сильного пола носили одежду в полоску или с другими узорчатыми рисунками.

Талия фрака, как и женского платья, была слегка завышена, рукав от плеча был немного расклешенным, манжеты имели воронкообразный вид. Воротничок у ампирного костюма такого фасона был бархатный, как правило, другого цвета, чем основная ткань. Пуговицы могли быть из фарфора, серебра или даже драгоценных камней.

На шее мужчин можно было увидеть платок, завязанный на узел или бант, концы которого прятались под воротник рубашки. Обязательным элементом такого наряда для мужчин в XIX веке были панталоны, которые шили из ткани на несколько тонов светлее фрака. Панталоны доходили до щиколотки, вверху они держались на подтяжках, а внизу – на штрипках.

Любимым увлечением мужчин и женщин в 19 веке была верховая езда, специально для такого занятия была пошита верхняя одежда – редингот. Вскоре она перешла в повседневный мужской гардероб в виде сюртука, он служил вместо пальто, его одевали поверх мундира и фрака.

Костюмы эпохи ампир для мужчин и женщин в очередной раз доказывают о величественности и помпезности начала XIX века.

Женский наряд периода регентства и империи (ампир) представлял собой не сжимающее талию свободное платье со струящимися складками по образцу античных хитонов и туник, с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом на затылке и туфли без каблуков.

Платья шили из легких льняных и хлопчатобумажных тканей: муслина, батиста, кисеи, кружева, крепа, тюля и "дымки". В первые годы XIX в. носили предпочтительно платья белого цвета, далее стали носить платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани. Фасон платья должен был подчеркивать естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобных туалетах напоминали изображения с античных ваз, барельефов.

В России высшее общество, особенно столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, зачастую выписывая туалеты непосредственно из Парижа и Лондона. Провинциальное дворянство подражало в модах столичному.

Введению этой моды «на античный манер» много способствовала художница-портретистка Л. Виже-Лебрэн, жившая в Петербурге с 1795 по 1801 год. По ее совету на одном из придворных балов все дамы были одеты в белые «античные» платья. Апробированная при дворе мода вскоре нашла подражательниц и вне придворного круга.

Юбки до 1810 г. обычно имели шлейф, линии их были мягкими. Бальные платья часто имели съемный шлейф и глубокое декольте.

После 1810 г. юбка приобрела вид неширокого колокола с пышно украшенным подолом.

Вечерние платья отличались от дневных глубиной выреза лифа и характером отделки, часто и материей. Их богато расшивали античным орнаментом, украшали по вырезу и подолу кружевами и оборками. Из тканей использовались кисея, батист, атлас, тафта, бархат.

Рукава бального платья короткие, часто «фонариком». К таким рукавам полагались длинные, до локтя и выше, перчатки.

Много своеобразия и изящества в нарядный туалет дамы или молодой девушки вносили шали, шарфы и косынки. С их помощью можно было подчеркнуть величавость или грациозность фигуры, стройность талии, легкость движений или горделивость осанки.

Платья со струящимися складками требовали либо полупрозрачных легких шарфов с развевающимися концами, которые сообщали движениям легкость, «воздушность», либо тяжелых кашемировых шалей, плотно облегающих плечи и придававших фигуре вид тонкий и хрупкий.

Умение красиво носить косынку или шаль высоко ценилось, и женщины тратили немало времени, упражняясь в этом искусстве перед зеркалом.

Не менее важно было научиться с грацией пользоваться веером. Веер хозяйки дома лежит на столике в гостиной. В театре, на вечере, на балу - везде нужен нарядный веер. Многие носили его на ленточке или цепочке вокруг запястья правой руки.

Вместе с модами менялась и форма обуви, а с нею походка женщин. С воцарением платьев «на античный манер» появляются легкие туфли без каблуков, с узким носом и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу.

Дамские прически той поры - это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади при помощи узкой ленты. Прически старались копировать с античных статуй. Правда, дамы не всегда строго придерживались античных образцов и нередко давали простор собственной фантазии.

Бальные прически украшали диадемами, золотыми обручами, перьями, венками из живых и искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебряных дубовых или лавровых листьев. Встречались и венки из живых цветов.

Головные уборы молодых девушек были всегда скромнее, чем дамские. С вечерним туалетом носили и всевозможные тюрбаны.

В первые годы XIX в. (1805-1810 гг.) женский костюм дополнялся огромным количеством драгоценностей - кольца носили на всех пальцах, золотые часовые цепочки обвивали вокруг шеи; браслеты, жемчужные нити, диадемы, шпильки для волос, колье, пряжки дополняли парадный туалет. Такое изобилие украшений превращало модниц как бы в витрину ювелирного магазина. Особенно модными были камеи, имитирующие античные образцы. После 1810 г. драгоценные украшения временно выходят из моды, и их заменяют цветами, перьями, лентами, гирляндами и т. д.

С воцарением в начале XIX века белых легких платьев и «античных» причесок исчезают румяна. Новый тип красоты диктовал и другую цветовую гамму: вместо искусственного румянца дамы наводили искусственную бледность и рисовали на висках голубые прожилки, подчеркивая нежность кожи.