Правильное воспитание ребенка, детей, подростков в семье и школе. Воспитательная работа. Добрые, полезные стихи, стишки детям. Уроки воспитания стихами Лежало на пути бревно подобрать пословицу

Уроки воспитания стихами

Бревно

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

- Нехорошо! -

Сказал

И знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был

И хил и мал.

Он молча

Скинул полушубок

И в сторону

Бревно убрал. (С. Баруздин)

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я ещё поколебался

С полминуты - и признался.

(А. Кушнер)

Доброе утро

«Доброе утро!» –

Скажешь кому-то

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.

(О. Бундур)

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой - лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Всем подарочек найдется

Чуть утро загорается,

как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается,

подарочки найду.

Для Аленки – сказка,

Собачонке – ласка.

Шутка – солнышку-дружку.

Прибаутка – ветерку.

Гришке – полковрижки.

Крошки – воробьишке.

Ленточка – рябинке.

Песенка – Маринке.

Всем – улыбка и привет.

Ничего дороже нет!

(С. Погореловский)

Мир добрых сердец

В нашей семье все друг к другу с добром,

мы душа в душу живём всемером.

Бабушка – кладезь земной доброты,

целыми днями стоит у плиты.

Блюда готовит к столу от души,

кушанья все у неё хороши.

Бабушке дед наш – покорный слуга,

пара они – будто бы два сапога.

Бабушку нежно «голубкой» зовёт,

всё, что ей нужно, с базара несёт.

Наши родители служат в больнице,

там им приходится много трудиться.

Сутками мы их не видим порой,

только приходят с дежурства домой,

мы им стараемся дать отдохнуть,

чтобы все силы и бодрость вернуть.

Наша обязанность в доме простая –

жить, своим близким во всём помогая.

Не огорчать их, здоровыми быть

и на прогулку с собакой ходить.

Дочка – как мама, сын – как отец,

наше семейство – мир добрых сердец.

(Н. Анишина)

Совет

Поссорились

Чашка и блюдце.

Сейчас

Они разобьются,

Скоро

В кухне, на полке,

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно?

Очень

Опасно.

(Р. Сеф)

Кто сильнее?

Тот храбрее,

Кто добрее.

Тот сильнее,

Кто умнее.

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками

(Ю. Мориц)

Петушок

Отправляла мама - квочка

В школу милого сыночка.

Говорила: - Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

(В. Орлов)

Упрямый козлик

Надвигается гроза;

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой:

- Ну, пойдём,

Пойдём, сыночек!

Тут грозою нас убьёт,

Тут нас дождиком замочит... -

Но козлёнок не идёт:

Бодается, брыкается,

Ногами упирается…

Горя много терпят мамы,

Если дети их упрямы!

(Г. Ладонщиков)

Почему один Егорка?

Во дворе кричит Егорка

- Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой! Лопатка, лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть!

Во дворе грустит скамейка.

Рядом мяч, лопатка, лейка.

Во дворе скучает горка…

И стоит один Егорка! (Г. Лагздынь)

Почему с Серёжей не дружат?

Не хотят дружить с Серёжей.

В чем причина? Кто поможет?

Начал он играть с Иринкой,

Но сломал ее машинку.

За мячом бежал со Славой

И толкнул его в канаву.

К шуткам наш Сергей привык -

Коле показал язык.

Крикнул громко малышам:

- Эй, малявки, можно к вам?

Никому Сергей не нужен...

Почему же с ним не дружат? (С. Волосевич)

Улитка и Жук

Повстречал улитку жук:

– Ты не бойся, я твой друг!

Что нацелила рога

На меня, как на врага?

Коль друзей встречать рогами,

Станут все они врагами.

(В. Орлов)

Ой, ребята!

Ой, ребята, -

Верь, не верь, -

От меня сбежала дверь.

- Прощай, - сказала, - дорогой,

Ты открывал меня ногой!

(В. Приходько)

У пенька

Зайчиха, сидя у пенька,

Учила шустрого сынка:

- Будь смел,

Не хвастай и не ври!

Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече

Волчьих лап!

Не обижай того, кто слаб!

Не смейся над чужой бедой!

Обидных кличек не давай!

Осла глупцом не называй!

Ещё запомни сын:

Неловко

Дарить мышонку мышеловку,

Лисе - капкан,

Ершу - крючок,

А поросёнку - пятачок!

(Г. Ладонщиков)

Вежливый хвост

Воспитанный хвостик

У кошки моей:

Он всюду почтительно

Ходит за ней.

И в двери он прежде неё

Не войдёт –

Он вежливо кошку

Пропустит вперёд.

(В. Орлов)

Секрет

- Ты, дедушка, прожил

На свете сто лет!

Скажи нам, пожалуйста,

В чём тут секрет?

- Тут нету секрета, -

Ответил нам дед,

- Я слушался взрослых

До старости лет!

(В. Орлов)

Алёшка ехал в детский сад

Алёшу папа в санках вёз,

А он сидел, закутав нос.

Отец, как маленький, бежал,

А сын, как старенький, дрожал.

На санки глядя, постовой,

Сказал, качая головой:

- Беда с ленивым пареньком:

Замёрз, а не идёт пешком.

(Г. Ладонщиков)

На кухне

Как много у мамы на кухне работы,

Готовит она и борщи, и компоты!

Здесь тёрка морковке царапает нос,

Умчался бы чайник, да нету колёс!

Танцуют без устали звонкие ложки,

А ножик с картошки снимает одёжки!

И кружится сито, и скачет дуршлаг:

Вода в нём не держится просто никак!

Над мясом рычит мясорубка-тигрица,

Толкушке на полке опять не сидится:

Готова всё время толочь и толочь…

Одна с ними мама, ей надо помочь!

Когда я на кухне вожусь вместе с ней,

Обед получается вдвое вкусней!

(М. Тахистова)

Папу с мамой берегу

Папа жалуется:

– Что-то

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

– Устаю,

На ногах едва стою….

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, –

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!

(О. Бундур)

Как я стал мужчиной...

Дед вчера доверил мне

Длинный гвоздь забить в стене:

– Ты по пальцу не ударь,

Мы повесим календарь.

Я с размаху гвоздь забил –

Деда с папой удивил,

Даже мама мне сказала,

Что она не ожидала.

Говорит: не без причин

Я – любимый из мужчин!

И теперь обедать мне

Можно с папой наравне!

(С. Фомин)

Кто не умывается

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

(П. Синявский)

Ладошки

Не пойму, как по ладошке

Мама обо всём узнала:

По царапине – что кошку

Я вчера за хвост таскала,

По пятну от шоколадки –

И взяла себе украдкой

Десять маленьких конфет.

Даже то, что понарошку

Губы красила с утра,

Рассказали ей ладошки.

Может, их помыть пора?

(И. Ищук)

Сам я встал сегодня рано.

Чистить зубы сам пошел.

Сам умылся из-под крана

И расческу сам нашел.

Перед зеркалом стою –

Сам себя не узнаю.

Посмотрите на меня:

Неужели это я?

(В. Степанов)

Сами и само

Ничто никогда

Не выходит

Само.

Само

Не приходит

К нам на дом

Письмо.

Само

Не способно смолоться

Зерно.

Само

Стать костюмом

Не может

Сукно.

Само

Не умеет свариться

Варенье.

Само

Не напишется

Стихотворенье.

Мы делать всё это

Обязаны

Сами –

Своей головой

И своими руками.

(В. Левин)

Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил, что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?

(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)

А почему?

(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)

А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к чему-то грязному, неприятному. Почему?

(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)

Вот сегодня мы продолжим разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.

(Чтение темы и отрывка из стихотворения Р. Гамзатова учеником на доске)

Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы чужды те или другие понятия о добре и зле. Многие нецивилизованные дики племена стоят также высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит, каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный дискомфорт, когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.

С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

(Записать на доске)

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

Послушайте притчу.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую сртарость можно ответить пословицей: (прочитать на доске).

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”

Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия, работать над собой ежедневно)

Очень хорошо об этом сказал поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении (Читает ученик) .

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания, необходимы человеку?

I. Большое чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили по совести, то не нужен бы был письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми поступками.

Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала на прошлом классном часе и попросила ответить письменно. (Зачитываю ответы выборочно)

Одна девочка сказала, что совесть – это место внутри тебя, которое жжет, если ты поступаешь нехорошо, а мальчик объяснил, что этот голос внутри, который говорит: “Нет!”, когда вы хотите сделать что-нибудь плохое.

Мучение совести образно описал А.С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть – незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это – ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы.

Совесть является обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующее над его разумом, волею и сердцем, хотя и живущей в нем. Наш личный опыт убеждает нас в том, что совесть (внутренний голос) находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо (Привести примеры) . И писанный закон и внутренний закон совести говорят об одном: Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. В повседневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем установленным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь. Поэтому нормальные, добрые взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

II. Да добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является лучшим лекарством от обиды?

(Прощение!)

Послушайте стихотворение и подумайте над смыслом.

Цветы прощения

В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.

Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Обежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощания цветы.

Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)

Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки, свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

  1. Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил неприятности. (как в стихотворении)
  2. Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.
  3. Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

А что значит простить?

Простить – это значит:

  • не таить обиду;
  • перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);
  • перестать упрекать человека за нанесенную обиду;
  • не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придет мириться.

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

А как чувствует себя человек, которого простили? (Поет, танцует)

(Чтение учителем пословиц)

О покаянии

  1. Есть слезы – есть и совесть.
  2. Упавшего не считай за пропавшего.
  3. Кайся, да опять за старой не принимайся.
  4. Тому тяжело, кто помнит зло.

III. Послушайте следующее стихотворение и скажите каким еще важным качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.

(Читает ученик)

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо”,
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)

(Ребята приводят примеры из жизни)

IV. Чтобы быть добрым надо еще любить.

Любовь бывает разная:

  • эгоистичная (низшая ступень проявления любви);
  • дружеская, братская – для нее характерны взаимопомощь, взаимовыручка, взаимная поддержка, прощение (вторая ступень проявления любви);
  • жертвенная любовь, когда готов отдать даже собственную жзнь (самая высокая ступень проявления любви).

Для кого характерна такая любовь: не брать, а отдавать, кто вас так сильно любит, что готов отдать все, даже жизнь? (Мать. Любовь матери самая высокая)

Любовь – это высшее проявление доброты к человеку, к людям.

Прочитайте пословицу: “Любовь вершит великие дела, чего не может сотворить си сабля, ни стрела”. (Разбор ее смысла)

Вывод: не было бы вражды – не было бы войн.

(Читает ученик)

Верь в великую силу любви,
Той любви всепобеждающей
Свет ее, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви.

Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни: временем, книгой, напечатать на компьютере, сбережениями угостить и т.д.)

Хочу обратить внимание на пословицу: “Кто добр поистине, тот добр в молчании творит”. Как вы ее понимаете?

(Чтение стихотворения)

Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся
Пожалуйста мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою
За те нежданные радости
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся.
Добро совершать не бойся.
Помог человеку и радуйся,
Награды не нужно большей.

Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои дорогие шестиклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.

Это может быть:

  • говорить “пожалуйста”;
  • не перечить родителям;
  • замечать в людях хорошее;
  • не сквернословить;
  • относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
  • не смеяться над товарищами из-за ошибки и т.д.

Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил, что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?

(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)

А почему?

(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)

А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к чему-то грязному, неприятному. Почему?

(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)

Вот сегодня мы продолжим разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.

(Чтение темы и отрывка из стихотворения Р. Гамзатова учеником на доске)

Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы чужды те или другие понятия о добре и зле. Многие нецивилизованные дики племена стоят также высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит, каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный дискомфорт, когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.

С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

(Записать на доске)

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

Послушайте притчу.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую сртарость можно ответить пословицей: (прочитать на доске).

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”

Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия, работать над собой ежедневно)

Очень хорошо об этом сказал поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении (Читает ученик) .

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания, необходимы человеку?

I. Большое чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили по совести, то не нужен бы был письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми поступками.

Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала на прошлом классном часе и попросила ответить письменно. (Зачитываю ответы выборочно)

Одна девочка сказала, что совесть – это место внутри тебя, которое жжет, если ты поступаешь нехорошо, а мальчик объяснил, что этот голос внутри, который говорит: “Нет!”, когда вы хотите сделать что-нибудь плохое.

Мучение совести образно описал А.С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть – незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это – ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы.

Совесть является обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующее над его разумом, волею и сердцем, хотя и живущей в нем. Наш личный опыт убеждает нас в том, что совесть (внутренний голос) находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо (Привести примеры) . И писанный закон и внутренний закон совести говорят об одном: Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. В повседневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем установленным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь. Поэтому нормальные, добрые взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

II. Да добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является лучшим лекарством от обиды?

(Прощение!)

Послушайте стихотворение и подумайте над смыслом.

Цветы прощения

В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.

Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Обежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощания цветы.

Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)

Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки, свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

  1. Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил неприятности. (как в стихотворении)
  2. Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.
  3. Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

А что значит простить?

Простить – это значит:

  • не таить обиду;
  • перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);
  • перестать упрекать человека за нанесенную обиду;
  • не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придет мириться.

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

А как чувствует себя человек, которого простили? (Поет, танцует)

(Чтение учителем пословиц)

О покаянии

  1. Есть слезы – есть и совесть.
  2. Упавшего не считай за пропавшего.
  3. Кайся, да опять за старой не принимайся.
  4. Тому тяжело, кто помнит зло.

III. Послушайте следующее стихотворение и скажите каким еще важным качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.

(Читает ученик)

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо”,
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)

(Ребята приводят примеры из жизни)

IV. Чтобы быть добрым надо еще любить.

Любовь бывает разная:

  • эгоистичная (низшая ступень проявления любви);
  • дружеская, братская – для нее характерны взаимопомощь, взаимовыручка, взаимная поддержка, прощение (вторая ступень проявления любви);
  • жертвенная любовь, когда готов отдать даже собственную жзнь (самая высокая ступень проявления любви).

Для кого характерна такая любовь: не брать, а отдавать, кто вас так сильно любит, что готов отдать все, даже жизнь? (Мать. Любовь матери самая высокая)

Любовь – это высшее проявление доброты к человеку, к людям.

Прочитайте пословицу: “Любовь вершит великие дела, чего не может сотворить си сабля, ни стрела”. (Разбор ее смысла)

Вывод: не было бы вражды – не было бы войн.

(Читает ученик)

Верь в великую силу любви,
Той любви всепобеждающей
Свет ее, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви.

Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни: временем, книгой, напечатать на компьютере, сбережениями угостить и т.д.)

Хочу обратить внимание на пословицу: “Кто добр поистине, тот добр в молчании творит”. Как вы ее понимаете?

(Чтение стихотворения)

Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся
Пожалуйста мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою
За те нежданные радости
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся.
Добро совершать не бойся.
Помог человеку и радуйся,
Награды не нужно большей.

Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои дорогие шестиклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.

Это может быть:

  • говорить “пожалуйста”;
  • не перечить родителям;
  • замечать в людях хорошее;
  • не сквернословить;
  • относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
  • не смеяться над товарищами из-за ошибки и т.д.