Пропорции тела человека для рисования таблица. Как нарисовать человека карандашом поэтапно в полный рост. Строение тела, пропорции, поза. Видео для начинающих

Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками поэтапно с фото.

Мастер класс педагога дополнительного образования. Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками.

Гарбузенко Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО АР «ДШИ г. Аксая»
Описание: мастер-класс рассчитан для преподавателей ИЗО, также для детей 8-12 лет - при условии, что им будет помогать учитель!
Назначение: Учебное пособие.
Цель: изготовление методического учебного пособия (шаблона) для изучения пропорций, движения, поз человеческой фигуры.
Задачи:
- помочь учащимся изучить пропорции, движение, позы человеческой фигуры.
- с помощью картонного человечка понять пластику и подвижность фигуры человека, закрепить понятия о пропорциональных особенностях фигуры взрослого человека, использовать ее для сюжетных композиций;
- развивать мелкую моторику рук учащихся;
- активизировать творческие навыки учащихся;
- воспитывать у учеников аккуратность и трудолюбие;
- развивать фантазию и воображение учащихся.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я сталкивалась с их проблемами в изображении человека. Многие восьми-, девятилетние школьники изображают взрослого человека неправильно, непропорционально. Порою такие проблемы возникают у детей и более старшего возраста. Это может быть связано с многими факторами. Но бывает, что по заданной теме необходимо нарисовать пропорциональную фигуру взрослого человека. Кроме того, осознание и закрепление понятий пропорциональности фигуры человека будет иметь важное значение в дальнейшей изобразительной деятельности ребенка и способствовать гармоничному мировосприятию.

Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. У меня в классе все дети сделали себе таких картонных человечков, конечно с моей помощью. Как только не получается нарисовать человека, или забыли пропорции, это пособие очень выручает! Мало того, играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать миллион выразительных поз. Правда изображение в профиль или в три четверти поворота не сделаешь, но зато большое количество прекрасных поз в анфас – пожалуйста!



Для этой работы нам необходимо:
- распечатанный трафарет на листе офисной бумаги формата А4;
- чистый лист картона формата А4;
- карандаш;
- ножницы;
- шило;
- 15 кусков медной проволоки диаметром 1 мм., длиной приблизительно 7 см.


Итак, сначала я предлагаю скачать мой рисунок шаблона и распечатать его на обычной офисной бумаге формата А4


Перевести рисунок на картон. Если сможете, распечатайте сразу на картоне, хотя это едва ли получится.
Затем аккуратно вырезать из него детали.
Проткнуть отверствия шилом по меткам. Не давайте этого делать детям! ЭТУ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЕТ ВЗРОСЛЫЙ!!!


Соединяем детали с помощью медной гибкой проволоки. Проволока не должна быть слишком толстой – не сможете свернуть ее спиралькой, да и картон порвется. Продеваем через два отверстия и сворачиваем проволоку по кругу с одной и с другой изнаночной стороны. Сначала обороты маленькие, потом большие. Получается похоже на малюсенькие розочки-спиральки.
Первыми скрепляем голову, шею, грудную клетку и таз. Шея и таз остаются снизу (на втором плане).


Вторыми соединяем руки и туловище. Обратите внимание – плечи прикрепляются сверху туловища, предплечья сверху плеч, кисти рук сверху предплечий. На схеме руки пронумерованы, поэтому перепутать правую с левой трудно. Хотя если вы их перепутаете, все равно получится неплохо.



Третьими скрепляем ноги. Бедра прикрепляем сверху голеней, а голени – сверху ступней.


Соединяем ноги с туловищем.


Все – картонный человечек готов!


Надеюсь, что человечек поможет кому-то в своей деятельности, как помог мне!
Ну а пример его использования при рисовании человека приведен ниже и может ограничиваться только полетом фантазии.

Тема: Пропорции и строение фигуры человека.

Цель: выполнение эскиза фигуры человека.

Задачи:

· Познакомить с пропорциями фигуры человека, с возрастными особенностями фигуры.

· Познакомить со способами построения фигуры человека на основе конструктивных схем: “фигура женщины”,“фигура мужчины”, “фигура ребенка” (младшего и подросткового возрастов).

· Развивать образное и конструктивное мышление.

· Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

· ПК, проектор.

· Презентация: “Выполнение эскиза фигуры человека”.

· Материалы: бумага, карандаш, резинка.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Темой нашего занятия является “Фигура человека”.

Мы с вами познакомимся с отличительными особенностями пропорций фигур мужчины и женщины, а так же с возрастными особенностями пропорций фигур детей и выполним эскизы с использованием конструктивных модульных схем.

3. Объяснение нового материала. Пропорции тела человека

Стремление найти закономерность в размерах человеческого тела возникло еще в глубокой древности. Художникам и скульпторам необходимо было знать пропорции человеческого тела.

Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры на 21 - части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2- части приходились на изображение традиционного головного убора .

Скульпторы древней Греции и Рима за единицу измерения брали размер головы по высоте. Скульптурные изображения Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского служат образцом в искусстве до сих пор, так как соединяют в себе одаренность художника и понимание закономерностей в построении человеческой фигуры, ее типичных пропорций.

Знание эстетических норм строения фигуры вырабатывалось человеком в течение веков. Правильное соблюдение пропорций придает правдивость и жизненность схематическому изображению. Мужская и женская фигуры имеют различия. Эти различия уже заложены в скелете. Мужчины, как правило, выше ростом, женщины ниже. Средний рост мужчин, обычно - выше 170 см. Рост женщин обычно – ниже на 8–12 см.

У мужчин резче обозначаются костные выступы и рельефы мышц, плечи всегда шире бедер. Мужская фигура несколько отклонена назад.

У женщин плечи уже, бедра шире, туловище длиннее, конечности относительно короче мужских.

У детей в годовалом возрасте нет сужения туловища по линии талии. Ширина груди равна шире головы. Ширина плеч равна высоте головы. Руки от плеча до кисти почти одинаковой толщины. Ноги сравнительно короткие. Толщина ног на линии бедер незначительно отличается от толщины на линии колена. Конечности пропорционально короче. Длина рук доходит до уровня основания туловища. Шея короткая.

Для того, чтобы правильно изображать человека, необходимо знать его основные пропорции. Так что же такое пропорции? (Запись в тетради)

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами

За одну часть берется голова человека. Голова укладывается в фигуре взрослого человека 7,5 – 8 раз. Первая часть – голова. Вторая оканчивается на уровне груди. Третья – пупок.
Четвертая часть – на уровне бедра. Пятая и шестая части берутся одновременно и заканчиваются под коленной чашечкой. Седьмая и восьмая части – голень вместе со стопой. Опущенная рука оканчивается в пятой части. Поднятая рука занимает три части от плеча. Целая часть отводится на кисть.

При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела.

И так: Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей.

В пределах первой части расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер - середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы.

Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть части. Ширина плечевого пояса равна двум частям, ширина шеи – половине части. Ширина талии равна одной части. Ширина бедер графически (по схеме) определяется так: если соединить точки плеча и талии, из точек пересечения полученной линии с линией груди провести вертикальную линию, получится ось симметрии. По обе стороны от оси симметрии и определяют ширину бедер.

Для изображения конечностей необходимо знать пропорции плеча, предплечья, кисти, голени, стопы, их разметку и построение.

Положение рук бывает различно. Одна рука бывает опущена, другая согнута в локте и т. д.

Как известно из анатомического строения руки, она имеет как бы три рычага: направляющие плечевые кости, предплечье и кисти рук. Плечевая часть будет длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть составляет приблизительно две трети длины предплечья или три четверти части. Длина пальцев составляет половину общей длины кисти. Опущенная рука достигает середины бедра. Локоть согнутой руки приходит на линию талии. Чтобы найти положение локтевого сустава согнутой руки, нужно из середины плеча расстоянием, равным до линии талии, провести дугу, пределах которой будет находиться, локоть согнутой руки.

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, модульными схемами изображения человека, и теперь, на основе полученных знаний выполним практическую работу .

3. Самостоятельная работа . Учащиеся в своих альбомах расчерчивают указанную схему и зарисовывают фигуру человека. По окончании работы схема не удаляется, а остается для напоминания основных пропорций.

4. Подведение итогов: Оценка работ, демонстрация лучших рисунков.

Очень тяжело говорить о пропорциях человеческой фигуры, потому что каждый человек индивидуален и отличается пропорциями от других. Тем более, что существуют значительные возрастные различия в пропорциях человеческой фигуры.

Но все же некоторые основные правила рисования человека знать необходимо.

За единицу измерения человеческого тела привыкли брать голову. У маленьких детей голова укладывается в теле 4 или 5 раз. Все зависит от возраста и развития ребенка. Чтобы точнее определиться с пропорциями необходимо использовать метод визирования.

У подростка и невысокого взрослого человека голова укладывается в теле 7 раз.

На листе бумаги, расположенном вертикально, нарисуйте тонкими линиями ось симметрии и разбейте эту линию на семь одинаковых частей.


Сначала определите, где будут находиться пояс и колени. Легкими линиями определите грудную клетку и очертите ноги.

Обратите внимание, что НЕТ круглых дырок в месте соединения рук с телом.

Руки имеют длину ниже пояса, кисти заканчиваются чуть ниже середины бедер (наблюдайте натуру).

Локти или на линии пояса или чуть-чуть выше.

Длина плеча обычно равна размеру головы, положенной набок. При построении чаще используйте метод визирования.
Линия (4), проходящая через бедра, делит фигуру человека пополам.


После окончания построения тонкими линиями (не нажимая, чтобы было легче стереть ластиком), человека необходимо одеть. Не пытайтесь с первого раза нарисовать человека в купальнике или в коротком платье. Попробуйте вначале нарисовать брюки и свитер, скрывающие детали тела. Обратите внимание в первой работе на пропорции.


У взрослого человека голова в теле укладывается семь-восемь раз. Если с помощью визирования вы определили цифру восемь, то на рисунке вверху показано, как разделяется на равные части в этом случае фигура человека.

Обратите внимания, что середина фигуры опять определяется линией бедер (4), а локти находятся на поясе или чуть-чуть выше.


Кто не помнит знаменитую работу Леонардо да Винчи, где художественная схема ярко иллюстрирует пропорциональность человеческого тела. Гармонично сконструированное, оно невероятно красиво выглядит. Но и нам самим стоит разобраться, как рисовать человека. Стоит научиться передавать эту гармонию пропорций тела человека. Как? Сейчас я постараюсь показать, какие открытия в рисовании фигуры человека я для себя сделала.

Мне в помощь придет некое пособие по тому, как рисовать тело человека, набор для творчества из необходимых каждому художнику, как профессионалу, так и начинающему, например, дошкольнику, предметов: бумага, карандаши, линейка и ластик. На выручку мне придет и мой сынок, которому 7 лет . Мы с моим малышом решили, что у нас модель человека – это мужчина в джинсах и футболке. Его фотография была найдена нами на одном из сайтов.

Но сразу хочу отметить, что данная пошаговая инструкция предполагает, что те, кто будет следовать этим урокам рисования, легко смогут повторить любой этап. И даже ребенку это сделать будет несложно .

Все исполнение рисунка человека распределяем на несколько этапов:

  • Вспомогательная работа;
  • Детализация картинки;
  • «Оживляем» рисунок фигуры человека.
Так мы сможем нарисовать человека поэтапно карандашом. Поехали!

Вспомогательная работа

Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.

Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.


Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.


Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.

Шея.

Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.

Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.

Плечи.

Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент. Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).

Талия.

Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.

Туловище.

Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.

Ноги.

Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:

Руки.

Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:
В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.

Детализация картинки

Наш нарисованный карандашом человек нуждается в том, чтобы у него «появилось» лицо. И потому каждый элемент мы изображаем на картинке. А это и уши, и прическа, и глаза, нос и брови.


Мы смогли нарисовать фигуру человека. Но это была только схема. Теперь каждую деталь одежды его прорабатываем отдельно. Делаем складки на одежде, и даже некоторые заметные швы отмечаем.


Стираем все вспомогательные линии. И теперь видим, что это более напоминает человеческий облик, чем до сих пор была картинка робота «на шарнирах».

«Оживляем» нашу модель

Мы поняли, как нарисовать тело. А теперь мы это тело оденем. На фото, что мы выбрали, как модель, мужчина в джинсах и майке. Все это показываем на нашем изображении.


Не забываем про эффект светотени, так как это делает работу более объемной.


Если до сих пор некоторые моменты деткам было сложно объяснить, то с этапом раскрашивания справится даже тот ребенок, которому год –два.


Мы с ребенком постарались и у нас получился довольно таки симпатичный мужчина. Возможно, в будущем мы сможем научиться изображать девушку и ребенка. Главное – начало. Успехов вам в дальнейшей практике!

А ниже смотрите еще несколько вариантов.

Данный метод ни в коем случае не является лучшим и тем более быстрым, но с точки зрения большинства художников он является правильным. Он медленно, но верно помагает нарисовать карандашом поэтапно человека.
В конце статьи можно посмотреть видео о том,
Данный способ рисования направлен на стимуляцию воображения и формирование представления о человеческом теле в трехмерном пространстве, хорошо подходит для начинающих и для людей усидчивых и терпеливых.
Почти все начинающие рисовальщики начинают рисунок человеческой фигуры с головы, допуская тем самым грубую ошибку. И бывают весьма удивлены, когда в результате оказывается, что для ступней ног на бумаге совсем не осталось места - данный метод избавит вас от такой неприятной ситуации.

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:

Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз , у людей среднего роста – 7,5 раз , у людей низкого роста – 6-7 раз .
Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза , в длину ног – 3-4 раза .
Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра .
Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.
Длина бедра соответствует длине голени со стопой , а голень - двум длинам стопы .
Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.
Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.
Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.

Схематическое изображение человека:

Песенку из мультфильма "Осьминожки": "Палка, палка, огуречик, получился человечек..." знает каждый ребенок!
И не стоит недооценивать эту фразу.
Схематические человечки отображаю очень важную характеристику - пропорции частей тела. И чтобы избежать логического разлада в наших палочкообразных человечках, необходимо соблюдать так называемый «художественный канон».
А теперь давайте повнимательнее присмотримся к нашим схематическим человечкам :

Схематический Человечек №1
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.
Это так называемый базовый человечек.
Но с ним мало что можно сделать.
Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.



Схематический Человечек №2

Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.


Схематический человечек №3

Совершенный палочкообразный человечек!
Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.
Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

Задание:
Для того чтобы понять насколько точно в своих работах вы соблюдаете пропорции – нарисуйте несколько схематических человечков.
Таким образом, просто и быстро, не отвлекаясь на детали (одежду, волосы и т.п.), вы сможете оценить то, насколько хорошо вы знаете пропорции человеческого тела.
Кроме того, вы сразу сможете определить: поместится ли фигура на листе.

Думаю, теперь вы понимаете насколько важно освоить пропорции. И какую немаловажную роль в будущей картине играют схематические человечки.

Поза человека:

Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Так прежде чем начинать работу над персонажем, с помощью схематических рисунков вы можете перепробовать множество поз и выбрать одну.
Ниже представлены некоторые примеры схематических человечков в действии.

На рисунке – человек идущий.
Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении.

Человек лежит на боку с опорой на одну руку. Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.

Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения.

Скелет является основой

голова
грудная клетка
позвоночник
таз

суставы
руки
кисти
ноги
стопы

Обратите внимание на изгиб позвоночника
(чтобы его было лучше видно, не будем рисовать руку).

Скелет можно рисовать в упрощенном виде:

Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру , как повезет…).
Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.

Вот теперь Вы наглядно можете оценить

Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка :














Также данный способ поможет вам в работе с деталями. Например, в прорисовке кистей рук и ступней:

Вот и всё!
Главная идея этого урока – для рисунка важна правильная основа.
А для достижения этой цели необходимо отбросить все лишнее и представить в схематическом виде.
И схематические человечки помогут вам в этом!
Основное преимущество этого способа заключается в том, что вы легко и быстро можете примерить множество поз для вашего героя.
Выбрать наиболее подходящую позу и уже на первом этапе определиться с композицией.
Данная статья подходит для тех, кто желает узнать как нарисовать человека в полный рост или вообще как нарисовать карандашом поэтапно
Спасибо за внимание.