Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Развитие интеллекта

Можем ли мы повысить наш уровень интеллекта, или мы получаем его в качестве готовой конфигурации, которая входит в наш генетический багаж? Вы когда-нибудь задавались вопросом, как стать умнее? В этой статье нейропсихолог Кристина Мартинес де Тода разрушает всем знакомые мифы и рассказывает вам о научно подтвержденных техниках, которые развивают ваш мозг и помогают повысить уровень интеллекта.

Что такое интеллект? Понятие «интеллект» традиционно рассматривалось в одномерной плоскости, с исключительно когнитивной точки зрения, которая предполагала, что ваш коэффицент интеллекта, а значит и собственно интеллект является лишь результатом теста, номером, который определяет ваше будущее. Знаменитый тест на IQ был как татуировка на всю жизнь.

Инновационный CogniFit

К счастью, на сегодняшний день, благодаря последним научным исследованиям, мы можем сказать, что умные люди имеют компендиум из большого количества умений и навыков, как врожденных, так и приобретенных. В общем, не уходя вглубь различных теоретических трудов, мы можем определить интеллект как способность человека адаптироваться к окружающей среде и решать проблемы.

Более того, еще одно отличие от традиционной концепции интеллекта как единого фактора состоит в том, что в настоящее время ученые выделяют до восьми различных типов интеллекта. Они представляют собой систему взаимосвязанных интеллектов, предложенную американским психологом Говардом Гарднером. Этот ученый является автором понятия «Множественный интеллект» и выделяет следующие 8 типов интеллекта:

– Лингвистический интеллект;

– Логико-математический интеллект;

– Визуально-пространственный интеллект;

– Музыкальный интеллект;

– Телесно-кинестетический интеллект;

– Натуралистический интеллект;

– Внутриличностный (или экзистенциональный) интеллект;

– Межличностный интеллект.

Как развить интеллект? Благодаря этой находке, мы можем наконец-то развеять миф о том, что те люди, которым хорошо дается математика, непременно умнее других. И наоборот. Человек, который обладает удивительной способностью играть на музыкальном инструменте, далеко не всегда может говорить, используя богатый и разнообразный словарный запас.

Мы не можем оставить без внимания эмоциональный интеллект , который также играет ключевую роль в нашей способности к адаптации и решению проблем.

Таким образом, наш интеллект представляет собой сложную конструкцию, состоящую из набора навыков и талантов, которые позволяют нам адаптироваться к окружающей среде эффективным образом. Наш интеллект становится залогом выживания.

«Каждый человек по-своему гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость». Альберт Эйнштейн

Кроме того, исследования показывают, что интеллект не является статической и неизменной конструкцией, и может варьироваться, как в лучшую, так и в худшую сторону. Благодаря своей пластичности , наш мозг может усилить или оставить без использования соединения между нейронами в зависимости от их активности.

Благодаря пластичности мозга или нейропластике, мы можем развить наш уровень интеллекта, мозг может изменить свою структуру и принцип работы. Пластичность мозга позволяет нам создавать новые нейронные соединения и увеличивать нейронные цепи, улучшая их функциональные возможности.

Если нас чему-то учит нейробиология и исследования пластичности мозга, так это тому, что чем больше мы используем наши нейронные цепи, тем сильнее они становятся.

«Мы здесь, чтобы надкусить яблоко Вселенную. И если нет, тогда почему мы здесь?» Стив Джобс

Давайте же узнаем полезные советы, чтобы максимально использовать пластичность нашего мозга и расширить наш интеллектуальный потенциал!

1- Для того, чтобы стать умнее, держите свой мозг «голодным»

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как стать умнее? Отлично, это значит, что первый шаг уже сделан. Поддерживайте в себе эту тягу к знаниям. Будьте любопытными, как дети. Если вы не знаете, как устроен самолет, и за счет чего он летает, прочитайте об этом. Если вас впечатляют фокусы, попытайтесь научиться им и открыть для себя трюки. Не пропускайте документальные фильмы и передачи.

«Кормите» свой мозг информацией и знаниями, которые вам интересны, не столько для того, чтобы стать всезнайкой, скорее для того, чтобы быть в гармонии с самим собой.

Помните, что ваш мозг должен поощрять и использовать нейронные связи, чтобы работать на всю мощность, так что любая новая информация сделает ваши мыслительные процессы более подвижными в части хранения и восстановления информации.

Никогда не ложитесь спать, не узнав что-то новое.

2- Для того, чтобы стать умнее, читайте больше, гораздо больше!

Научно доказано, что чтение не только обогащает наш словарный запас и тем самым развивает наш лингвистический интеллект, но и помогает нам развивать наше воображение, и наш сознание летит, погружаясь в прочитанные истории, чувствуя и сопереживая вместе с героями. То есть чтение не только улучшает наш лингвистический интеллект, но и внутриличностный и эмоциональный интеллект. Если вы хотите быть умнее, читайте много книг. Чтение является одним из наиболее рекомендуемых видов деятельности для церебральной гимнастики.

3- Совершенствуйте свои методы настойчивости, и вы станете умнее

Как стать умнее? Как вы знаете, эмоциональный интеллект, по меньшей мере столь же важен для достижения успеха в жизни, как рациональный интеллект. Работа над развитием эмоционального интеллекта позволит вам значительно улучшить свой интеллектуальный потенциал, помогающий адаптироваться к окружающей среде и решать возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

4- Для развития интеллекта выбирайте трудный путь решения задач

Как стать умнее? Это может показаться вам нелепым, но чистить зубы с противоположной стороны это хороший способ тренировать свой мозг. Когда мы делаем любую привычную процедуру иным способом, мы заставляем наш мозг находить различные маршруты для достижения того же результата. Это позволяет избежать окисления нейронов и способствует активации и усилению новых нейронных связей.

5- Не полагайтесь только на внешний интеллект

На сегодняшний день мы все находимся во власти внешнего интеллекта. При нажатии одной лишь кнопки мы получаем 83645776 определений и способов выполнения задач и достижения результатов.

Как стать умнее? Не следует отдавать всю свою интеллектуальную деятельность в руки онлайн переводчиков, GPS-систем, калькуляторов и поисковиков. Перестаньте быть интеллектуально ленивым человеком, несмотря на то, что общество зачастую вас подталкивает к этому.

Сколько времени прошло с тех пор, как вы делали последние арифметические расчеты в уме? Например, разделить цену ужина на количество друзей без калькулятора?

6- Тренируйте ваш мозг с Cogni F it

Эта программа стимуляции мозга получила одобрение научного сообщества, и была разработана командой профессиональных неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза. Нам требуется всего 15 минут в день (2-3 дня в неделю), чтобы стимулировать когнитивные возможности и процессы мозга.

CogniFit является профессиональным инструментом для тренировки мозга, который очень прост в использовании и доступен в режиме онлайн. С помощью различных клинических игр инструмент оценивает сильные и слабые когнитивные стороны человека, и автоматически предлагает программу когнитивных тренировок с учетом уникальных потребностей каждого человека.

Вам нужно лишь зарегистрироваться ! Все игры на концентрацию созданы на основе на клинических исследований и профессиональных программ стимуляции и нейропсихологической реабилитации. Они были созданы профессионалами, чтобы помочь вам проверить свои умственные способности и бросить вызов своему мозгу. Различные интерактивные упражнения представлены как развлекательные ментальные игры, в которые вы можете играть на компьютере. По итогам каждой сессии CogniFit вам представит подробный график эволюции вашего состояния. Начните тренировать свои когнитивные процессы уже сегодня!

7- Для развития интеллекта разговаривайте сами с собой

Несмотря на то, что традиционно это ассоциируется с сумасшедшими, которые бормочут или кричат в одиночку, ученые пришли к выводу, что вести разговор с самим собой – это очень полезно для мозговой деятельности. Когда мы таким способом создаем сами для себе инструкции, нам удается упростить и обобщить задачу, над которой мы работаем в настоящий момент времени, и оптимизировать наши ресурсы и навыки, чтобы решить возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

Как стать умнее? Не стесняйтесь и разговаривайте время от времени сами с собой. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

8- Как стать умнее? Используйте Twitter

Это может показаться невероятным, но недавние исследования показали, что обмен твитами помогает и улучшает нашу способность к синтезу. Используя Twitter, мы должны уметь резюмировать и обобщать наше мнение о чем-то в сжатой и последовательной форме, не более 140 символов.

Если вы не хотите использовать Twitter, вы можете просто взять бумагу, карандаш и записать мысль с таким же ограниченным количеством символов. Если вы будете делать это часто, вы будете удивлены тем, как со временем вам удается все лучше и лучше выразить в нескольких словах то, что у вас на душе.

9- Для развития интеллекта изучайте иностранные языки

Когда вы изучаете новый язык, увеличивается плотность серого вещества вашего мозга. Поэтому вы лучше решаете умственные задачи, чем люди, которые знают только один язык. Возможность думать на другом языке нам предлагает альтернативную точку зрения и, следовательно, различные способы решения одной и той же проблемы, и более того, язык является способом организации и структуризации нашего мышления.

Кроме того, такие виды деятельности, как смотреть телевизор или читать на иностранном языке, улучшает пластичность мозга и помогает вам стать умнее. Как стать умнее: почему бы не посмотреть любимые сериалы или фильмы в оригинальной версии?

10 – Как стать умнее? Окружите себя умными людьми

Как говорится, с кем поведешься… Если вы окружены умными людьми, вы сами начнете прикладывать усилия, чтобы стать умнее: для того, чтобы принять участие в разговоре или высказать свое мнение по поводу обсуждаемой темы. Кроме того, такое окружение помогает вам каждый день узнавать что-то новое и интересное. Если же наоборот, в вашем окружении принято говорить лишь о таких важных вещах, как сплетни о знаменитостях, вероятно, что ваш мозг окислится, превращая вас в зомби. Как стать умнее: избегайте тривиальных и поверхностных людей, старайтесь меньше смотреть телевизор, а больше читать и путешествовать. Ваш мозг вас очень отблагодарит за это.

Как стать умнее: запомните, что для этого, вам потребуется приложить усилия и показать преданность делу. Развивать когнитивные способности и уровент интеллекта – это не так легко, но приносит действительно впечатляющие результаты. Воспользуйтесь этими советами и проявите заботу о свом мозге!

Тему повышения интеллектуального уровня. Самый популярный ответ, получивший 1,6 тысяч голосов, дал обладатель научной степени в области теоретической физики Стив Дентон. Редакция ЦП выбрала ключевые практические советы из этого поста.

Мозгу нужны интеллектуальные вызовы

В ходе решения сложных задач, таких как изучение нового языка, области математики или освоение незнакомого музыкального инструмента, мозг становится более пластичным и гибким. По мнению Дентона, одним из беспроигрышных вариантов является изучение различных областей математики — эта наука открывает широкие возможности для развития мозга. Занятия математикой позволяют тренировать логическое, численное и визуальное абстрактное мышление, одновременно улучшая навыки концентрации и «умственной выносливости».

Стив Дентон

Следует общаться с хорошо образованными людьми

Встречи и разговоры с высокоинтеллектуальными людьми позволяют улучшить работу собственного мозга. В ходе таких бесед можно узнать много нового, кроме того, понимать ход мыслей умных людей очень полезно.

Компьютерные игры могут использоваться для тренировки интеллекта

Игры бывают разные — шутеры и спортивные симуляторы позволяют неплохо провести время и натренировать реакцию, но в плане развития интеллекта они не особенно полезны. Дентон рекомендует выбирать игры, в ходе которых необходимо решение сложных задач и принятие многочисленных решений. Сам физик является поклонником игры EVE — по его мнению, она является наиболее сложной и разносторонней из всех компьютерных игр (игровая система функционирует на самом мощном игровом суперкомьютере под названием Tranquility).

Нужно читать минимум одну серьезную книгу в неделю

Тренировка мозга с помощью специального софта

Дентон советует использовать специальный софт для развития мозга, с единственной оговоркой — необходимо применять только подтвердившие свою эффективность сервисы. Большинство подобных проектов в реальности не позволяют добиваться результатов, которые обещают их создатели — чаще всего с их помощью можно лишь научиться хорошо играть в определенную игру, что не трансформируется в улучшение общих когнитивных способностей человека. Однако проект Dual N-Back смог доказать свою эффективность. Еще один положительный момент — можно скачать совершенно бесплатно.

Важен здоровый образ жизни

Занятия спортом положительно сказываются на работе мозга, здоровый и не слишком короткий сон также повышает продуктивность (однако «пересыпание» может быть даже вреднее , чем недосыпание). Важно с умом подходить к потреблению алкоголя — в небольших количествах он помогает расслабляться и общаться свободнее — как уже сказано выше, общение с другими людьми полезно для мозга. Но чрезмерное употребление алкогольных напитков (как и курение) наносит очевидный вред организму. Помимо этого, для наиболее эффективной работы мозгу нужно правильное питание. Получить необходимое количество питательных веществ организм может только при сбалансированной диете — человек должен есть фрукты, овощи, рыбу и мясо.

Необходимо избавиться от ограничивающих представлений о собственном интеллектуальном уровне

Многие люди на самом деле умнее, чем сами о себе думают. Часто такое скромное отношение к своим умственным способностям не позволяет им добиться в жизни большего. Данное явление получило название «эффекта Даннинга-Крюгера» — согласно ему, люди, обладающие уровнем интеллекта ниже среднего, часто переоценивают свой интеллект, в то время как обладатели интеллекта уровня выше среднего, чаще недооценивают свои способности. Избавиться от такого отношения к себе можно с помощью простого логического опровержения мифов о собственной несостоятельности.

  • Ответственные родители всегда беспокоятся о том, какие существуют способы развития детского интеллекта еще в раннем возрасте? Познавательность поможет малышу развивать способность, узнавать окружающий его мир и стремиться к множественным открытиям
  • Развитие интеллекта ребенка зависит от нескольких важных факторов. не маловажной является и наследственность, а так же среда в которой он живет, воспитывается и общается
  • Кроме того, огромное значение имеет то насколько родители стимулируют ребенка к познавательной деятельности, как повлияли они на формирование его характера и какими способами помогают развивать детский интеллект
  • Важное значение имеет заинтересованность ребенка в любом деле, ведь если интерес отсутствует — стимула и желания к познанию нет

Ученые доказали, что интеллект развивается у ребенка еще тогда, когда он находится во внутриутробном возрасте. Именно поэтому часто можно слышать рекомендации о том, что беременным женщинам необходимо слушать красивую классическую музыку, рисовать, петь, наблюдать за цветами и животными.

развитие интеллекта у детей

Существует несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный — тот который отвечает за коммуникативные способности ребенка, позволяющий находить ему контакт с другими людьми, детьми, читать и писать в более старшем возрасте, задавать вопросы, формировать диалоги и вести дискуссию
  • Пространственный — тот, который формируется путем наблюдения за предметами, именно благодаря ему создается визуальное восприятие разных образов и способность их видоизменять
  • Логический — позволяющий глубоко погружаться в мышления и решать задачи, вычислять и что-то рассчитывать
  • Физический — способность четко координировать свои движения и владеть моторикой тела
  • Эмоциональный — способность контролировать свои чувства, анализировать их и приходить к выводам, касательно своих впечатлений
  • Социальный — возможность находить контакт с людьми и строить отношения с обществом
  • Духовный — умение рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею
  • Творческий — способность мыслить творчески, упорядочивать и реализовать свои идеи


виды детского интеллекта

То, насколько правильно и полноценно было питание беременной женщины, напрямую зависит от того каким родится малыш. Уделять внимание ребенку нужно еще тогда, когда он находиться в утробе и сопровождать его этой заботой всю его жизнь. Если вовремя не сформировать его умственные и познавательные качества, подростком он будет не активным и не сообразительным.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша. К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать. Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику


развитие дошкольников

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи


развитие интеллектуальных навыков малыша

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

  • В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
  • Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
  • Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
  • Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
  • Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
  • Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции


интеллектуальное развитие школьника

Развитие интеллекта и мышления у ребенка: упражнения, игры

Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада». Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или квартиры. Ребенку следует чет-ко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта» на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Гораздо сильнее ребенка может стимулировать поиски вкусности: конфеты или шоколадки, а так же подарка. Задачу можно усложнить, спрятав клад на дачном участке или во дворе.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, на сколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?

Так до бесконечности можно представлять котенка и мысленно помещать его в разные места. Это поможет ребенку развивать не только мышление, но и способность сравнивать предметы.



развитие детского мышления

Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Игра развивает логическое и творческое мышление ребенка, одновременно позволяя ему представлять живые предметы, задействовать память и ассоциации.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Во время игры дети учатся общаться друг с другом,не бояться быть обманутыми и учиться помогать друг другу. Кроме того, отсутствие зрения позволяет визуально представлять в голове предметы, окружающие детей.



игра — лучший способ развития навыков

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения. Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей любого возраста необычайно просты, но одновременно глубоки. Они позволяют детям прочувствовать все, что происходит внутри них и сделать определенные выводы: хорошо им или плохо.

Игра на развитие эмоционального интеллекта «Моя радость»:

  • Целью игры служит расширение познаний детей о том, что такое радость и как она проявляется в реальной жизни
  • Ведущий игры должен сконцентрировать внимание малышей на том, как они себя чувствуют в данный момент и попросить их объяснить, что такое радость для них
  • Кроме того, игра формирует у детей положительные эмоции и приятные впечатления
  • В качестве атрибута можно использовать любую смешную или радостную игрушку. Эту игрушку дети передают друг другу, отвечая на один важный вопрос: «Радость это…»
  • В ходе игры каждый ребенок окунается в свои личные мысли и старается найти внутри себя ответ, от планирует его и подсознательно готовится к нему, ожидая своей очереди

Игра на развитие эмоционального интеллекта «За стеклом»:

  • Данная игра позволяет ребенку развить умение общаться с детьми и уметь выражать правильно свои эмоции, то есть так, чтобы его понимали окружающие
  • Дети должны четко угадывать по выражению лица то, что пытается до них донести один ребенок
  • Это учит ребенка координировать свои движения, вырабатывать терпимость и умение совладать своими чувствами
  • Дети делятся на две команды. Задание — представить, что их разделает звуконепроницаемое стекло. Каждый участник должен изобразить противоположной команде какое либо состояние или желание
  • В это время противоположная команда отгадывает то, что хочет сказать ему товарищ

В такие игры не обязательно играть группами, ведь не всегда есть возможность задействовать несколько детей сразу. Вполне реально попросить некоторых членов семьи составить вам компанию и попробовать весело,а так же с пользой провести время.

Видео: «Как развивать интеллект ребёнка? Воспитание детей. Мамина школа»

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере