Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, - «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, Тот и жених, а также «Кто беден - тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня - «командирством», а Хлестова - резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Вы находитесь на странице вопроса "характеристика гостей на балу у фамусова цитатами ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова еще до приезда гостей появляется полковник Скалозуб - огромный невежда и карьерист, у которого в мечтах - заставить все российское общество жить по казарменном уставу. Он убежденный сторонник старых порядков, богат и метит в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Поводом для приезда Скалозуба стал поиск богатой невесты. Поэтому Фамусов тут же его заприметил и посчитал его очень перспективным женихом для своей дочери Софьи.

Горичи

Затем гости Фамусова один за другим стали съезжаться на бал. Самой первой прибывает чета Горичей. Это ничем не примечательная типичная Вообще характеристика гостей Фамусова на балу достаточно интересна: Грибоедов тонко подчеркнул в них типажи людей из того времени. Так вот, в продолжение, Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, они служили вместе и даже дружили. Это был очень веселый, энергичный и бодрый человек, но после женитьбы на женщине с характером - Наталье Дмитриевне - он изменился, стал подкаблучником и мальчиком-слугой. Теперь она не дает ему даже рта раскрыть. Но Горич уже привык к этому и даже смирился со своим положением. Чацкому Платон Михайлович жалуется, что, мол, не тот уже он, что был когда-то раньше.

Тугоуховские

Вслед за семьей Горичей на бал к Фамусову приезжает княжеский род Тугоуховских. Мать семейства очень сильно озабочена поиском жениха для своих дочерей. Она сразу заприметила молодого Чацкого и хотела было пригласить его к себе в гости, но, узнав, что он небогат и не имеет высокого чина, сразу передумала. По ее мнению, лучше пусть будет плохенький, но чтобы хоть тысячи две крепостных души имел.

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий - прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий - один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова - очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, — «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, Тот и жених, а также «Кто беден — тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня - «командирством», а Хлестова - резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

Гостей Фамусова сближает поразительная косность и поверхностность взглядов, все они старательно играют затверждённую роль "человека света". У кого-то, как у Платона Михайловича Горича, старого приятеля Чацкого, это получается плохо, потому что ещё невелик срок его присутствия в "свете", но у него слишком "хорошая наставница" - жена Наталья Дмитриевна. Кто-то, как графиня Хлёстова, полон сознания собственного веса настолько, что угодить ей практически невозможно, даже знакомство со Скалозубом она воспринимает как досадную оплошность хозяина. Скалозуб - наиболее тупая персона. Он совершенно не понимает, что хочет сказать Чацкий в монологе "А судьи кто?", принимается рассказывать Хлёстовой про то, чем различаются полки по форме. Загорецкий, с одной стороны, мошенник и плут, с другой стороны, в свете его терпят, потому что он человек полезный и знает, как где что достать. Его появление в доме Фамусова при его репутации - яркий пример лицемерия светской морали. Г. N. и Г. D. - это даже не люди, а маски, символы распространения сплетен и слухов.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Гости Фамусова (о комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение "века нынешнего", то есть передового дворянства, с "веком минувшим" - массой крепостников. Чацкий считает, что "век минувший" уже отошел, а "век нынешний" уже сделал свои завоевания. Фамусова устраивает жизнь в дворянской Москве.
    В основу сюжета комедии "Горе от ума" положены события, происходящие в течение одного дня в особняке московского помещика-дворянина Фамусова. С самого утра сюда из дальних краев неожиданно приезжает некто Чацкий - молодой человек, блистающий умом и остроумием, отстаивающий передовые идеи нового времени и беспощадно критикующий морально устаревшие порядки помещичье-крепостнической России. В дом, где господствуют именно такие порядки, Чацкого приводит пылкая (в прежние времена взаимная) любовь к дочери Фамусова Софье. Однако
    Выступление первоклассников на сентябрьской торжественной линейке. Здравствуй, школа! В прекрасный денёк Мы вступили под школьные своды. Здесь учитель нас ждёт на урок – Начинаются школьные годы. Здравствуй, школа! Нас зовут за парты Озорные школьные звонки. Раньше просто были мы ребята, А теперь мы все ученики! Здравствуй, школа! Ты нам подарила Наш просторный новый светлый класс И мы все свои приложим силы Чтобы стал он лучше после нас. Здравствуй, школа! Нынче провожают В школу нас и мамы, и родня И слезу украдкой вытирая, Ласково все смотрят на
    В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии "Горе от ума"! В первом варианте она называлась еще многозначительнее - "Горе уму", и уже в самом этом названии был заключен ее глубокий идейно-философский смысл. Грибоедов рассказал в своей комедии о несчастьях умного человека, обрушившихся на него именно потому, что он был умен и в силу этого обстоятельства оказался в "противоречии" с обществом, состоящим из людей
    В комедии "Горе от ума" показана барская Москва. Точнее, две Москвы - Москва Фамусова и Москва Чацкого. Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается "вся Москва". О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они
    Россия первой трети XIX века. (Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, разгром Наполеона - исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" в сознании людей того времени. Расслоение русского дворянства: деление общества на консерваторов и сторонников реформ. Начало движения декабристов. По мнению И. А. Гончарова, комедия А. Грибоедова - "картина эпохи с группой живых лиц". Один из основных вопросов эпохи - патриотизм, проблема воспитания поколения - кого можно "принять за
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Дом и гости Фамусова в комедии "Горе от ума"


Дома новы, да предрассудки стары…

Москва, начало XIX столетия.
Заглянем в гости к московскому дворянину, Павлу Афанасьевичу Фамусову.
Дом выглядит довольно зажиточным и гостеприимным. В нем есть парадные сени с большой лестницей, два этажа, множество антресолей, просторный бальный зал, обставленным диванчиками и софами. Большие часы своим звоном приветствуют всех еще в самом начале действия. Здесь проживают Фамусов с дочерью Софьей, секретарь Молчалин. Многочисленная челядь (Лиза, Петрушка, Филька и Фомка…) с раннего утра топчется по дому: «все метут и убирают».
Интересно, какая атмосфера царит в этом благополучном доме, чем живут его хозяева и многочисленные гости?

Хозяин этого респектабельного дома – Фамусов Павел Афанасьевич, почтенный московский дворянин, пользующийся расположением столичных кругов. На первый взгляд – добродушный, остроумный, веселый человек, радушный и гостеприимный хозяин.

Но вскоре перед нами предстает образец алчности, самолюбия, невежества. "Собрать все книги бы да сжечь!" - восклицает он. Являясь «управляющим» казенного дома, Павел Афанасьевич почти не занимается делами, но ждет от службы повышения чина, денег, орденов.

Косность и моральная «затхлость» царят в его доме.

К Фамусовым часто съезжаются гости. "Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!” Кто же они – цвет московской знати того времени?

Первыми появляется чета Горичей. Жена хвастливо подчеркивает, что ее мужу прочили место коменданта Москвы. Платон Михайлович когда-то служил с Чацким, разделял его взгляды. Ныне же находится целиком под каблуком у жены и тайно вздыхает о своей прежней славной жизни.
Затем нагрянула многочисленная семья Тугоуховских. Семейство озабочено поиском богатых женихов для шести дочек. Княгиня очень гордится своим титулом. Она, как и Фамусов, сторонница браков по расчету: ее интересуют только богатые и титулованные женихи.
У графинь Хрюминых – та же цель. Графиня-внучка находится в постоянных поисках жениха и уже успела озлобиться. Уничижительно относится почти ко всем гостям. С удовольствием приняла участие в травле Чацкого, который сравнил ее с «французской модисткой».
Барыня Хлестова – жестокая крепостница, "Фамусов в юбке”, невежественная и ворчливая старуха. Она яростно защищает "прошедшего житья подлейшие черты”, выступает против всего нового, что может угрожать привычной жизни.
Антон Загорецкий - лгун и отъявленный мошенник. Он всегда готов «прислуживаться», только бы расположить нужного ему человека. Все гости хорошо его знают, но принимают у себя дома «мастера услужить».
Последним появляется Репетилов – очень яркий образ. Он напускает на себя таинственность и значимость с его "тайными собраниями по четвергам» и «секретнейшим союзом», а на самом деле является никчемным болтуном, разглагольствующим о передовых идеях.
Гости Фамусова ведут праздную жизнь – развлекаются на балах, веселятся и сплетничают, играют в карты. Им чужды идеи просвещения, им и так хорошо в их убогом мирке, где имеют значение мундиры и титулы, богатство и количество крепостных. Силой своего таланта Грибоедов изобразил их так ярко и четко, что для всех читателей дом Фамусова и его гости предстают живой картиной барской Москвы первой четверти XIX столетия.