Малые народны россии. коряки. Коряки — коренное население Камчатки Одежда, жилища, домашние промыслы

Хололо - это копилка древних обычаев, танцев и песен коряков. К этому празднику готовятся целый год! Северные аборигены - народ трудовой: отдыхать и развлекаться времени почти нет.

Традиционно Хололо отмечают в конце осени, когда у коряков заканчивается долгий сезон охоты и рыбалки. Хололо - это, можно сказать, корякский День благодарения. А благодарят аборигены природу и богов за пойманную рыбу, за добытого зверя, за собранные грибы и ягоды - за то, с чем можно пережить долгую и холодную зиму.

Этот праздник называют еще и Днем морского зверя - нерпы. Животное на Хололо должен добыть молодой охотник. У священного костра над нерпой совершают обряд очищения - коряки как бы просят прощение за убийство. Они с уважением относятся к этому животному, без которого жить зимой было бы очень трудно: нерпа - это и питательное мясо, и жир, который можно использовать не только в еду, но и для освещения жилища, а также для обогрева.

Стоимость тура при группе 4 человека:
39 000 рублей

Продолжительность:
6 дней / 5 ночей

Описание тура:

День 1 - Прибытие на Камчатку
Прибытие на Камчатку в аэропорт г. Елизово. Встреча гидом. Трансфер в п.Паратунка. Размещение на базе отдыха. Акклиматизационный отдых. Купание в бассейне с термальной водой под открытым небом.

День 2 - Этнографическая экскурсия в национальное стойбище , посещение берега Тихого Океана
Завтрак. Выезд с гостиницы к национальному стойбищу. Экскурсия по стойбищу, где Вас ждет знакомство с культурой местных аборигенов, танцы и песни народов Камчатки. Фотесессия в национальных костюмах и горячий обед (шурпа из Оленины). Далее переезд к побережью Тихого Океана. Прогулка по побережью. Трансфер в гостиницу. Размещение. Отдых.

День 3 - Обзорная экскурсия по городу; Краеведческий музей; наблюдение за сивучами
Завтрак. Трансфер в г.Петропавловск-Камчатский. Обзорная экскурсия по городу. Посещение Краеведческого музея. Спуск к бухте Моховая. Наблюдение за сивучами. Возвращение на базу отдыха. Отдых.

Сивучи , они же морские львы - одни из самых удивительных животных на планете. Они водятся только на северных побережьях Тихого океана. Более 20 лет сивучи возвращались к пирсу в бухте Моховой, облюбовав его для отдыха. Эта достопримечательность Петропавловска-Камчатского, настоящее чудо природы, которое вызывает интерес как у жителей, так и у и гостей краевого центра. Считается, что в мире есть только два места, где сивучи устроили лежбища в черте города, рядом с людьми. Это Петропавловск-Камчатский и американский город Сиэтл.

День 4 - Посещение корякского обрядового праздника "Хололо"
Завтрак. Трансфер в г.Петропавловск-Камчатский. Праздник является концентрацией древних обычаев, ритуальных танцев, песен, на нем можно отведать оригинальные корякские блюда, увидеть праздничную одежду, услышать прекрасную игру на бубнах, поучаствовать в национальных соревнованиях в силе, ловкости и удали.

День 5 - Джип-тур к диким термальным источникам "Карымшинские".
Завтрак. Выезд и гостиницы к Карымшинским источникам. Вас ждет замечательное приключение, в котором совмещены и небольшая доза экстрима, и расслабляющее тепло источников.
Маршрут проходит через распадок в районе Вилючинского вулкана. По пути следования Вы сможете полюбоваться окружающими горами и горными реками. Окунетесь в уникальные термальные источники, которые остаются горячими круглый год, и в которых можно с комфортом купаться даже в сильный мороз! Обед, горячий чай. Возвращение на базу отдыха.

День 6 - Отлёт
Завтрак. Выезд с базы отдыха. Трансфер в г.Елизово. Посещение рыбного рынка. Трансфер в аэропорт. Вылет.

Внимание! Компания оставляет за собой право вносить изменения в маршрут следования (последовательность дней) с сохранением экскурсионной программы!

Место проживания - Корякский автономный округ, Камчатская область.

Язык - чукотско-камчатская семья языков.

Самоназвание; расселение. К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - "оленевод") и оседлых (нымылъо - "жители", "поселяне"), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо ), паренцы (пойтылъо ), каменцы (вайкынэлъо ) и т. д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат ) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.

Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк ) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - "лодка из шкур лахтака") и одноместных челнах-каяках (мытыв ). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины XIX века оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы.

К концу XIX века в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, кижуча, кунжи; в феврале - марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле - мае воды у берегов "кипели" от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и тому подобное, а с конца XVIII века стали пользоваться огнестрельным оружием.

Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

Жилища. Кочевые коряки жили летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна ), основу которых составляли три шеста высотой 3,5–5 метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4–10 метров, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур, мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна ), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3–1,5 метра, длиной 2–4 метра, шириной 1,3–2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

У оседлых коряков преобладающим типом жилища была полуземлянка (лымгыян , яяна ) длиной до 15 метров, шириной до 12 метров и высотой до 7 метров. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1–1,5 метра по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале XIX века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу XIX века карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

Одежда. У всех групп одежда коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские использовали, наряду с оленьими, шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. "Всепогодный" мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит ) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых , для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав’лён ) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй , кэкэй ): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Пища. Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - "отец", arche - "власть") семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд "хватания" (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - "деверь, брат мужа"): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - "сестра"): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.

Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.

Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с XVIII века у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ века произошло разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это было переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

Праздники, обряды. Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX - начала ХХ века посвящались промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных "охранителей".

Главный осенний праздник кочевых коряков — Коянайтатык - "Перегонять оленей" - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали "возвращение солнца". В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Фольклор, музыкальные инструменты. Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло ), исторические предания и легенды (панэнатво ), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку ) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с , с , межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов ( , русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят "именную песню" и "родовую песню", воспроизводящие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын . Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Современная культурная жизнь. В школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив "Вэем" ("Река"). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация "Коренные народы Севера Корякского автономного округа", во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.

Об алюторцах. Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и по-чукотски - алутальу , элутальу ). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII века как особый народ. Переписью 1989 года выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по селу Алют, по другой версии - от эскимосского алутора - "заколдованное место". Самоназвание - нымыльу , то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до села Тымлат на юге, и по среднему течению реки Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в селе Реккинники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык. По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: также занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX века - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII века, не было ими воспринято. Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 года постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Введение

В переводе с английского слова фольклор означает «народная мудрость». Фольклор - это художественная культура, созданная и сохраненная народом с глубокой древности. В фольклоре воплощено не только художественное, но и моральное, политическое сознание народа, он тесно связан с ее материальной культурой.

Сменяются века, тысячелетия. Меняется уклад жизни, нравы и обычаи народов. Но неизменным остается в человеке потребность в песне, танце, легенде или сказке отразить свои чувства, взгляды на окружающую жизнь, на взаимоотношения людей. Жизнь во всем своём многообразии была и остаётся неиссякаемым источником устного и словесно - музыкального творчества.

Всем известно, как богата и самобытна культура малых народов севера. И не смотря на время глобальной индустриализации и урбанизации, появления всё новых и новых городских агломераций; не смотря на технический прогресс, культура коренных жителей Камчатки не исчезла. А даже наоборот - происходит процесс восстановления и возрождения культуры этнических жителей Камчатки.

праздник коряк этнический свадебный

Корякские народные праздники

Корякских народных праздников около тридцати, дошедших до нас со времен неолита, они представляют для нас огромный интерес. Еще до недавнего времени в них сохранялись некоторые явления экономической и общественной жизни коряков, характерные для первобытного общества.

Многие исследователи Камчатки, кропотливо изучали и описывали корякские народные праздники. Эта тема нашла свое отражение в трудах С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки»; В.И. Иохельсона «Коряки»; Н.Н. Беретти «На крайнем северо-востоке» и т.д.

Праздники береговых коряков

Праздник первой нерпы устраивался в конце марта. В хорошую солнечную погоду, два-три охотника уезжали к морю на собачьих упряжках. Здесь, в разводьях, которую к тому времени уже появляются, они вели охоту на нерп. Перед началом охоты, за ошейник, к нартам привязывали жертвенную собаку, а на заднюю часть ремень, который держали в руке. Остол, тормозную палку, с металлическим наконечником - втыкали в снег справа от собаки, чтобы собака прикасалась к нему боком. Собаку хорошо кормили в последний раз и ножом наносили удар в левую лопатку. Убитую собаку опускали в трещину во льдах, туда же бросали щепотку табака.

Охота продолжалась от одного до трех дней. Охотник прятался за торосы, рядом с ним стоял гарпун с привязанным к нему линем из нерпичьего ремня. Гарпуном загарпунивали и подтаскивали убитую нерпу к берегу или к льдине (сейчас охотники надевают поверх кухлянок белые камлейки и все чаще пользуются надувными резиновыми лодками, очень удобными для транспортировки на нарте к месту охоты).

После охоты праздник продолжается, готовится угощение из нерпичьей печени, суп из нерпичьего мяса, юкола с нерпичьим жиром и крепкий чай.

Тема танцев и песен на празднике первой нерпы, является нерповая охота. Охотники, языком хореографии рассказывали о том, как они удачно били зверя, как зверь пытался уйти, как трудно было его вытащить на лед и как они радовались, когда добыча оказывалась в их руках. Из охотничьей пантомимы родился танец нерпы, который сейчас исполняется на празднике хололо.

20.10.2011 | Камчатка готовится праздновать День нерпы

Традиционно осенью в национальных селах Камчатки проходит корякский обрядовый праздник морского зверя - нерпы, который является концентрацией древних обычаев, ритуальных танцев и песен. Его проводят после окончания промыслового сезона, чаще всего в новолуние, чтобы и в будущем было много морского зверя. Об этом сообщили в Министерстве по делам Корякского округа.

Ранее благодарственный праздник устраивала каждая семья, принимавшая в промысле участие. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных Их "кормили" жиром, "поили" и укладывали на жертвенное место. Женщины и дети плясали по случаю прихода "гостей", глава семьи совершал жертвоприношение "морскому хозяину": бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки тальника. В конце праздника или через день после него жители в деревянных, ровдужных или травяных масках обменивались подарками, потом маски оставляли на западной стороне селения и обкладывали их шерстью зайца, обладавшей магической защитной функцией.

После окончания праздника оседлые коряки закрывали вход в полуземлянку и укладывали байдару на зиму. Это также сопровождалось обрядовыми действиями: добыванием огня ритуальным огнивом, очищением жилища от злых духов и т. п. Весной, перед спуском байдары на воду, разжигали новый огонь деревянным огнивом, "кормили" огниво жиром, приносили жертвы, танцевали в медленном ритме, чтобы море было спокойным. У первой убитой нерпы охотник снимал жир с правой ласты, а кость бросал в море со словами: "Не хватило для еды, еще дай!"

В Министерстве по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера создана рабочая группа по подготовке и проведению праздника.

В состав рабочей группы вошли работники Министерства, представители местной общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Корякия»", общественной организации "Союз камчадалов Корякского округа", краевых государственных учреждений: "Центр детско-молодежного творчества «Школьные годы»", "Корякский центр народного творчества", "Редакция газеты «Народовластие»", муниципального учреждения дополнительного образования "Детская юношеская спортивная школа".

В селах Тигильского района намечено проведение обрядов благодарения нерпы: в селах Тигиль (5.11.2011) и Воямполка (29.10.2011), а в с. Лесная пройдет Хололо (27–28.10.2011). В селах Оссора, Карага, Тымлат Карагинского района традиционные обрядовые праздники "Нерпы" пройдут в ноябре и декабре этого года. Только в Тымлате пройдет три семейных праздника (хозяйка Такьявнина Т. В., хозяин Нестеров А. А., РО КМНС "Милгин", председатель правления Упит Д. В.). В Тиличиках Олюторского района праздник "Нерпы" пройдет на открытой площадке Олюторского центра культуры и досуга.

По традиции, главными событиями праздника станут обряды встречи нерпы, очищения, благодарения природы за ее щедрость. Конкурсы родовых мелодий, бубнистов, лучших раздельщиков туш, национальных костюмов, изделий народных художественных промыслов станут хорошей приправой к основному блюду праздника - ароматной вареной нерпятинке. Женщины посоревнуются в танцах, а мужчины в силе, ловкости и удали. Гости праздника, пройдя через ритуальные ворота, смогут загадать желания у "дерева счастья".

Истинным украшением Дня нерпы будут выступления любимых всеми артистов не только прославленных ансамблей "Ангт", "Школьные годы", "Чакоки", "Вэем", "Эльвель", но и родовых общин, самобытных национальных коллективов.

4 ноября в центре города Петропавловска-Камчатского на этнической площадке "В гостях у Кутха" прошел традиционный корякский национальный обрядовый праздник нерпы - "Хололо" .

Корякский праздник нерпы "Хололо" проводится поздней осенью, когда у коряков появляется свободное время от охоты и рыбалки. На батах по реке уже не проплыть из-за льда, и лед еще не столь прочный, чтобы перебраться на другой берег. И на нартах еще не проехать - так как мало снега. Данный промежуток времени года - и завершение осенней охоты, и праздник одновременно.

На праздник "Хололо" собрались жители и гости полуострова Камчатка, интересующиеся самобытной культурой коренного народа Камчатки - коряков, чтобы посмотреть традиционные обряды, выступление национальных фольклорных ансамблей, отведать корякские национальные блюда, полюбоваться праздничной одеждой коренных жителей, купить камчатские сувениры, станцевать на этнодискотеке.

День нерпы ("Хололо") - это исполнение древних корякских обычаев, ритуальных танцев и песен.

Среди обрядов, проводимых на "Хололо", - обряд очищения; кормление духов; подношение морю и кормление нерпы; перетягивание ремня из шкуры нерпы; угощение всех ухой, толкушей и другими корякскими блюдами; бросание кедровых шишек на удачу, богатство и здоровье; украшение "дерева счастья" травой и лоскутками…

На фотографии: Екатерина Гиль и Анна Малюкович . Исполнение традиционного корякского обряда .

"Хололо" - корякский национальный праздник нерпы .

На фотографии: Анна Малюкович предлагает гостям праздника "Хололо" отведать корякское национальное блюдо - толкушу .

На фотографии: толкуша - национальное корякское блюдо .

На фотографии: традиционное корякское блюдо - толкуша .

"Хололо" - корякский национальный праздник на Камчатке .

На фотографии: выступление фольклорного коллектива на праздновании дня нерпы - "Хололо" .

На фотографии: выступление фольклорного коллектива на этнической площадке "В гостях у Кутха" в городе Петропавловске-Камчатском .

"Хололо" - корякский национальный праздник нерпы на Камчатке .

На фотографии: выступление фольклорного ансамбля на корякском национальном празднике нерпы "Хололо" .

На фотографии: выступление фольклорного ансамбля на традиционном корякском празднике нерпы "Хололо" .

На фотографии: "Дерево счастья" .

Корякский национальный праздник нерпы "Хололо" на Камчатке .

На фотографии: украшение "дерева счастья" .

Полуостров Камчатка . Корякский традиционный праздник нерпы "Хололо" .

На фотографии: Анна Малюкович с ремнем из шкуры нерпы и талыталом .

Камчатский край , корякский национальный праздник нерпы "Хололо" .

На фотографии: Егор Чечулин снаряжает талытал и ремень из шкуры нерпы для исполнения обряда .

Камчатка , .

На фотографии: Николай Макорин исполняет корякский обряд - тянет ремень из шкуры нерпы .

Петропавловск-Камчатский , традиционный корякский праздник нерпы "Хололо" .

На фотографии: Егор Чечулин разделывает тушу нерпы .

Камчатка . Национальный корякский праздник "Хололо" .

На фотографии: кедровые шишки для корякского национального обряда на празднике "Хололо" . Камчатка .

На фотографии: "Дождь" из кедровых шишек на удачу, богатство и здоровье . Анна Малюкович , национальный корякский праздник "Хололо" .

На фотографии: уха для гостей национального корякского праздника "Хололо" .

Этническая площадка "В гостях у Кутха" в городе Петропавловске-Камчатском .

На фотографии: камчатские сувениры , выставленные на продажу во время праздника "Хололо" .

Камчатский край , город Петропавловск-Камчатский .

Камчатские фотографии того же района (улицы) города Петропавловска-Камчатского, похожего события или фото с теми же людьми.