Визуальная память. Как развить зрительную память у взрослых и детей

Визуальная память является самой важной для человека – поскольку 80% информации об окружающем мире мы получаем через зрительный канал восприятия. Научные сотрудники из Университета Пенсильвании в США на днях заявили, что фотографирование значительно улучшает мозговую активность по части визуальной памяти. Чтобы подтвердить свою гипотезу, они провели два эксперимента, для участия в которых отобрали 294 добровольца.

Визуальная память. Тренируем её в музее

Визуальная память прекрасно развивается на музейных экскурсиях. Участников исследования разделили на две группы: людей из первой попросили взять с собой в музей фотокамеру и сделать 10 снимков. Добровольцам из второй, напротив, запретили что-либо фотографировать. Также важно, что во время экскурсии все они прослушивали гида.

Визуальная память соперничает с аудиальной?

В конце всем задали вопросы об увиденных экспонатах. Как утверждают американские ученые, те, кто фотографировал в музее, запомнили объекты намного лучше. С другой стороны, аудиоинформация, полученная от гида, воспринималась фотографами намного хуже. Такие результаты свидетельствует о том, что съемка действительно улучшает память, но только визуальную.

Визуальную память можно тренировать и виртуально

В рамках второго эксперимента провели виртуальный тур по галерее. В этом случае участникам предложили просмотреть изображения произведений искусства на экранах компьютеров, некоторых попросили сделать снимки. Это исследование также подтвердило результат первого эксперимента - те, кто фотографировал, визуально запомнили объекты лучше.

Одно намерение фотографировать уже даёт результат

«Даже когда люди не фотографируют конкретный объект, такой как скульптура или картина, но имеют камеру и намерение фотографировать, они запоминают экспонаты лучше, чем те, кто не делает фотографии вообще», - поясняют полученные результаты исследователи.

Всё правильно. Один из самых главных факторов запоминания - это концентрация внимания на объекте, который изучается. Когда человек фотографирует, он настраивает фокус, он выбирает деталь. Плюс небольшая вспышка тоже усиливает внимание, это как определенный сигнал в визуальную зону. Естественно, фотографирование усиливает восприятие в сравнении с просто разглядыванием без конкретной цели.

Вы не понимаете, почему с вами здороваются на улице незнакомые люди? Каждый раз лезете в словарь, чтобы вспомнить написание слова «ингредиенты»? Блуждаете в переходах метро и все равно выходите совсем не с той стороны? Причиной всему - плохо развитая зрительная память.

На протяжении всей своей жизни человек получает из окружающего его мира большой объем разнообразной информации. Многие знают о том, что именно зрение дает нам более 80% всех сведений. Некоторые из них вскоре стираются из нашей памяти, другие становятся для нас интересными, что заставляет нас довольно долго держать их в своей памяти.

Благодаря зрительной памяти мы можем всегда обратиться к нашим воспоминаниям, представленным в виде ярких картинок, содержащих множество деталей, элементов, неподдающихся описанию при помощи коротких фраз. И чтобы мы могли не лишиться тех ярких образов, относящих нас к прошлым событиям, важно знать, как развить зрительную память.

Зрительная память, что это?

Зрительная память представляет собой особый вид памяти, функционирование которой обеспечивает зрительный анализатор. Именно благодаря ей в нашем сознании долго хранятся зрительные образы, к которым мы можем обратиться в любой момент. Конечно, тут многое зависит от того, знает ли человек, как развить зрительную память.

Зрительную память можно классифицировать на следующие виды:

  • Иконическая. Данная память может хранить информацию меньше секунды. Поэтому, если она нам оказалась бесполезной, мы тут же лишаемся ее.
  • Кратковременная. Эта память может хранить образы не дольше 30 секунд.
  • Долговременная. Именно благодаря данной памяти мы можем по прошествии нескольких месяцев и даже лет представить мысленно важные для нас события, произошедшие в прошлом.

Зрительная память - важный носитель информации

Учитывая, что зрительная память использует образы, каждый из нас может держать в своем сознании большое количество различных воспоминаний. Для этого нужно только запомнить, скажем, как выглядит красивый молодой человек, замеченный нами в столовой в обеденный перерыв. Когда мы хотим поднять в памяти его образ, в нашем сознании всплывает соответствующая картинка.

Вообразите себе ситуацию, что вы должны описать на словах его образ своей подруге. Сможете ли вы обойтись десятком слов? Скорее всего, вам потребуется сотня. Ведь нужно обратить внимание и на его рост, и на размах в плечах, рассказать о длине волос, сравнив с актером из определенного фильма, уделить внимание его бороде и иным внешним признакам, которых может быть великое множество.

Выходит, что для передачи на словах какого-либо изображения приходится использовать сотни слов, а они-то запоминаются на порядок сложнее, нежели картинка. Маловероятно, что подруге удастся в дальнейшем пересказать данное описание. И не исключено, что для нее образ этого молодого человека будет составлен именно на основе описаний.

Хочется обратить внимание на такой момент. Создается впечатление, что в нашем сознании сохраняется только образ. Данное мнение ошибочно. В действительности помимо картинки мы помним массу иных дополнительных сведений о событии, которые обеспечивают нам другие органы чувств.

Зрительная память очень важна для человека, но мало кто сознательно работает над ее развитием. Кому-то дано природой умение «фотографировать» образы, а у кого-то они стираются уже через пару секунд. Но не нужно расстраиваться - любой навык можно развить, и зрительная память не является исключением. Ее нужно лишь тренировать с помощью комплекса упражнений, о которых мы и рассмотрим ниже:

Разбивайте целое на детали

Мозгу проще запоминать образ по частям, нежели в целом - воспользуйтесь этим и разделите изображение на несколько отдельных фрагментов. Намного проще будет зафиксировать каждый из них, а потом сложить в единую картину. Эта методика уже давно применяется для задач, в выполнении которых необходимо участие зрительной памяти - например, если нужно запомнить карту.
Будущие переводчики с китайского языка на первых стадиях обучения часто сталкиваются с трудностями в запоминании иероглифов. Чтобы облегчить им задачу, преподаватели объясняют, что во всех иероглифах существуют одни и те же знаки, скомбинированные различными способами - выучив эти детали, будет намного проще запомнить сами иероглифы.

Таким же образом можно фиксировать в памяти образы, сложенные из однотипных компонентов. Например, как одет человек. Эту информацию можно разделить на три «зоны» - голова, туловище и ноги. На голове прическа или головной убор; туловище может быть одето в один предмет (пальто или платье), а может в два (свитер и джинсы), на ногах в любом случае что-то обуто (кроссовки, сапоги, туфли). Теперь запоминаем цветовую комбинацию всех этих деталей - и готово, вы уже не ошибетесь. Этот метод хорошо работает, когда нужно запоминать людей, с которыми вы видитесь впервые - например, в очереди в поликлинике.

Головоломки и ребусы

Кажется, что картинки-головоломки - это детские игры, но в действительности они хорошо развивают зрительную память у взрослых. Хороши в этом рисунки, где нужно находить отличия: отыскивая несходства на двух практически одинаковых изображениях, мы учимся подмечать детали.
Играйте в игры, где нужно запомнить предметы в определенном порядке - это помогает развить чувство композиции и верное восприятие пространства.

Развивайте синестетическое восприятие

Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра - таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные.
Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании - одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку.
Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты - многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.

Копируйте асимметричные рисунки

Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот - чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц.
Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок - мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии.
Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.

Превращайте изображения в слова

Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей.
Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится».
Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.

Обращайте внимание на подробности

Когда перед мозгом не стоит задача по запоминанию каких-то элементов увиденной картины, то он и не напрягается. Чтобы довести умение подмечать подробности до автоматизма, необходимо упражняться.
Во что был одет встреченный на улице коллега? Как жестикулировал? Каким был фон за его спиной - улица, киоски, деревья? Сколько и чего вы заприметили? Как расположены предметы?
Тренируя таким образом свой мозг вы довольно быстро научите его запоминать обстановку и незначительные детали происходивших с вами событий. Главное, не позволять ему «халтурить», создавая выдуманные подробности - чтобы избежать этого, возвращайтесь на место и сверяйте особенности антуража с тем, что запомнили.

21 17 649 0

Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

Вам понадобятся:

Ежедневные мини-тренировки

Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

Воспоминания

Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

Детализация образа человека

После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

Рассматривание предметов

Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


Словесный портрет

Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

Метод спичек

Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

  1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
  2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
  3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
  4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
  5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

Метод тайной комнаты

Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

  • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
  • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

Метод Шульте

Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

Метод выделения отдельных элементов

Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

  • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
  • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
  • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание» , игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.

Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?

Зрительная память: что это такое

Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.

Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.

Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.

В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.

Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.

Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.

Как развить образную память

Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.

У взрослых

Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.

Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.

Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.

Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.

Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.

Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?

Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.

Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.

Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.

Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.

Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.

Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.

Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.

В процессе занятий для лучшего взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.

В рационе должна быть рыба:

  • кета;
  • сардина;
  • лосось;
  • палтус.

Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.

Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.

Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.

Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.

Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.

Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.

У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.

Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.

Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.

Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.

У художников

Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.

Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.

Упражнения для тренировки визуальной памяти

Чтобы , с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.

Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.

Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.

Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.

Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг с картинками и без. Читайте не меньше сотни страниц в день и ваши воспоминания будут живыми и объемными.