Дети оставшиеся без попечения родителей причины. Льготы и государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментировать статью "Семейный кодекс.
Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей"

При этом, по сообщению Елены Альшанской, возглавляющей при департаменте Общественный совет по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей...

Обсуждение

"Как подменили ребенка": Светлана Дель рассказала о состоянии детей, которых удалось вернуть
По словам многодетной мамы, ей страшно подумать, в каком состоянии сейчас находятся остальные малыши.
[ссылка-1]
Семья Дель показала, в каких условиях жили изъятые дети
Про жителей Зеленограда сняли короткометражный документальный фильм. Его автором стала режиссер Ольга Синяева. В картине, рассказывающей о событиях с точки зрения Светланы и Михаила Дель, можно увидеть интерьер их квартиры.
[ссылка-2]

Примите искренние слова сочувствия в связи со сложившемися обстоятельствами. Просто сама столкнулась примерно с такой ситуацией. Детей забирали прямо из дома, пока я была на работе. Просто (я одна воспитываю 4-х детей) задолженность за питание была: ну, значит, я не в состоянии их воспитывать. Поместили в больницу. Туда приходила бабенка с местного УВД, с комиссии по делам несовершеннолетних, заставляла подписывать показания. Не подпишешь - мать не пустят в больницу. И все в таком роде. Отделу опеки вообще самое главное: изъять ребенка из семьи, создать видимость работы. Перед судом куда только не писала: и главе администрации, и в прокуратуру, и в отдел по защите прав ребенка. Бесполезно. Ладно, хоть судья встала на мою сторону, детей вернули. А я пришла к выводу: в нашей стране никто не защищен - ни родители, ни дети, особенно это касается многодетных семей. С утра приходят с отдела опеки - в комнате, творческий беспорядок: игрушки, одежда. В заключении это было обозначено, как "грязь", "антисанитарные условия" и пр. Сейчас живу, оглядываюсь, потому как любой звоночек от какой-нибудь склочной соседки или обиженной жизнью, завистливой личности может привести к чему угодно.Это только там, высших эшелонах власти громко призывают: "Рожайте". В местных органах власти все по-другому: "Зачем рожала? Я тебя просила?" И еще вдогонку: вот в УК РФ есть статья за ложный донос, почему ложный донос не присутствует у нас в гражданском законодательстве? Ведь пишут разные гадости, сообщают в какие-то органы, отнимают время, а не несут никакой ответственности уроды всякие

29.01.2017 12:07:07, Ве Ра

Проект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», далее также – «Закон о системе «Контингент», или «Контингент» Президентом не подписаны. В чём причина? Законопроект принят в третьем чтении Государственной Думой, утвержден Советом Федерации 23 декабря 2016 г. Запланирован был к введению в действие с 01 сентября 2017 года...

Тем, кто никогда не сталкивался с опекой, необходимо знать, какая она - Curatoria vulgaris, нарушающая все законы, как письменные, так и человеческие. Кто знает, какие бумажки о вас лежат у нее на полках... Александр Коваленин, РВС Недавно в «Прямом эфире» мне пришлось оппонировать опеке. Ведут они себя настолько типично, что этот ролик может служить наглядным пособием: «Опека обыкновенная (Curatoria vulgaris)». Тем, кто не сталкивался, полезно получить живое впечатление. Этот надменный...

«Солнечный город» (СГ) хочет конкурировать с государством на рынке содержания детей. Марина Аксёнова начала раскрутку проекта "фостерных семей", поддержанного мэрией Новосибирска. Опубликованы статьи на "Сибмаме" [ссылка-1] , и в "Тайге" [ссылка-2] . В изложении М.Аксёновой это в первую очередь выглядит как просто частный приют для трудной жизненной ситуации. Хотя другое его использование тоже особо не скрывается. Чтобы его объяснить, надо сделать предисловие. 1. Наличие рынка...

Анализ закона о фостерных семьях Не так давно под руководством депутата Государственной думы Ольги Баталиной разработан законопроект о так называемых фостерных (профессиональных) семьях [ссылка-1] . Собственно, институт платного родительства существует у нас уже несколько лет, но новый баталинский законопроект существенно усиливает все недостатки нынешних форм возмездного опекунства. Сейчас в семью ребенка за деньги могут взять опекуны. Они же - в отличие от настоящих приемных родителей...

Обсуждение

Ну что Вы вцепились в эту тему? предлагайте, что нужно изменить, по пунктам напишите, как правильно. Есть ли у Вас опыт усыновления или опеки? У меня младший ребенок в приемной семье (под возмездной опекой правильнее), ему требуется дорогостоящее лечение, и ни один кандидат в усыновители за 2,5 года его не посмотрел, а интеллект у ребенка очень даже сохранный. А представляете, как угасает этот интеллект в условиях депривации к 7 годам, а к 14?

очередная безграмотная статья на тему приемных детей.

разберем только одно предложение, даже его часть:
"в отличие от настоящих приемных родителей, не получающих за усыновленных детей регулярные выплаты" Сразу ТРИ ошибки.

во-первых: приемные родители НЕ усыновляют детей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства по месту жительства приемных родителей. Он заключается на определенный срок, но не более чем до достижения ребенком восемнадцати лет.Приемные родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов или попечителей (ст. 150 и 153 СК РФ).

во вторых: В отличие от опеки (попечительства) труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты труда, а также льготы, которые предоставляются приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, игр, игрушек, книг и др., установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников детских государственных учреждений, для детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, за ребенком, переданным в приемную семью, сохраняется право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются на счет, открытый на имя ребенка в банке.

в то время как: усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

10.06.2015 10:25:04, Ехидна.

В определении места жительства дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

Обсуждение

Может кому пригодится наш опыт с этими постоянными и временными регистрациями, не на прямую по теме:
Постоянно детка должна быть прописана у биородни, а у опекуна/приемного родителя- временно по форме №3 до 18 лет. У меня ре до 16,5 лет был с пустым паспортом, без постоянной регистрации, но с временной. Оказалось, что я должна найти его постоянную и проставить в паспорт, так же для военкомата нужна будет его 9-я форма. Где ре должен быть зарегистрирован постоянно знает опека. Я им высылала паспорт К., они сами ставили туда штамп, получали 9-ку и мне отправляли. Оказалось, К. числится в каком-то общежитии г. Приозерска. И на жилье его поставили в этом самом Приозерске. Но мы будем писать отказ и становится после 10 лет прибывания в СПб (только так можно по закону) в очередь на жилье в СПб. Постоянная регистрация остро нужна в военкомате и без нее не прописывают в общежитие колледжей и училищ (!) Потому что на основании временной регистрации другую временную не делают. Благо, что еще в 16 лет опекунам во всем может помочь опека ребенка и не надо ехать самому в "тьмутаракань". Мне паспорт К. из Пензы прислали в СПб, а я уже отсюда- в Приозерск. Опека, сделав свою часть выслала мне документы. Т.е. все дистанционно, быстро и не затратно, если пользоваться услугами почты России (отправление 1 класса), а не экспресс-почты или пони- в других ровно в 10 раз дороже стоит при тех же сроках доставки (проверяла сама).

Встреча Морозовых на вокзале [ссылка-1] 7 августа закончилось ещё одно дело по восстановлению семьи, которым полгода занимались Челябинское и Новосибирское областные отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Жительница одного из посёлков Увельского района Челябинской области Светлана обратилась в РВС в феврале. В позапрошлом году жизнь заставила Светлану уехать с сыном в Новосибирскую область, где она стала жертвой наигранной комбинации районных органов опеки и неведомых...

Обсуждение

Я еще хочу сказать, что кровная и приемная сеья НЕ ПРОТИВОСТОЯТ друг другу. Вторая как раз призвана НА ВРЕМЯ заменить первую. Поэтому никакой сенсации в передаче ребенка в кровную семью нет, это НОРМА. Это не борьба двух матерей друг с другом, а, скорее, не выполнение кровной матерью правил, обязательных для воссоединения с ребенком: это комплект документов, доказывающий, что она может теперь его растить.

Дочитав до "Приёмная семья получает на ребёнка большие деньги", читать бросила. Это история из цикла одна бабушка на лавочке рассказала.

Отдел защиты прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей По общим вопросам, связанным с процедурой семейного устройства Вы можете написать Елене на почту [email protected] или позвонить на бесплатную горячую линию " Дети в семье" 8-800-700-88-05.

Уже неделю изучаю вопросы, связанные с этой темой. Пока вот это пригодится: Усыновление Семейный Кодекс, «Правила передачи детей на усыновление», утвержденные постановлением Правительства №275 правила ведения банка данных о детях, лишенных родительского попечения Федеральный банк данных о детях, подлежащих устройству в семьи: [ссылка-1] База мин образования [ссылка-2] [ссылка-3] Школа приемных родителей. Есть очная и очно-заочная форма. 10 недель. [ссылка-4] Школа приемных родителей На...

Начинаем публикацию выдержек из общественного заключения по проекту № 3138-6 Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект № 3138-6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1) Из Статьи 1. Следует, что доступ к решению детских судеб получают и международные некоммерческие (общественные) организации. 2) Статьёй 2 законопроекта...

Обсуждение

При этом следует иметь в виду, что приоритет международного права, установленный частью 4 статьи 15 Конституции РФ, распространяется только на федеральные законы, но не на саму Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием (часть 1 статьи 15 Конституции РФ):

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция признаёт, что

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ, должны применяться «Всеобщая декларация прав человека» и «Международный пакт о гражданских и политических правах», которым противоречит рассматриваемый проект закона:

Всеобщая декларация прав человека
(Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Семейный кодекс. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Выявление и защита детей оставшихся без попечения родителей. Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья. (с изменениями от 28 декабря 2004 года)...

Обсуждение

Аня, зачем им это? Ребенок уже дома. Чем помочь?

31.03.2012 01:11:03, Golga

изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в Гражданский кодекс РФ
Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 48, ст. 4737; 2008, N 17, ст. 1756) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 37 дополнить предложением следующего содержания: "Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.";

Теперь пункт первый звучит так:1. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Усыновление – одна из возможных форм устройства судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. В семейном кодексе РФ записано: «усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми». Усыновление является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление...

По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей ".

Обсуждение

update - уточнила данные, был пропущен патронат.

30 декабря 2008
Интерфакс
...
Сколько в России сирот? В последние годы звучит цифра 700 тысяч…
Алина Левитская, глава Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей:
В нашей статистике даже те дети, которые уже устроены в семьи, считаются сиротами. У меня лично язык не поворачивается назвать ребенка сиротой, если он устроен в семью. Это даже обидно и для ребенка, и для семьи, которая его взяла. В федеральном банке данных число детей-сирот, которые не устроены в семьи, стабильно снижается. На сегодня в этом банке данных около 150 тыс. детей, а в прошлом году было около 180 тыс. К сожалению, 80% из них – так называемые "социальные сироты", оставшиеся без родительского попечения при живых кровных родителях.

Вообще, у нас в стране в 2006 г. по сравнению с 2005 г. впервые снизилось число выявляемых сирот, то есть первично получающих статус сироты. Вся информация о сиротах в стране поступает в банк данных от региональных операторов. Так вот до 2006 г. сведений о сиротах поступало значительно больше, чем о детях, устроенных в семью. А с 2006 г. наметилась тенденция, когда число детей, которые уходят в семью, стало превышать число детей, получающих статус сироты. Скажем, в 2005 г. 133 тыс. детей получили статус сироты, а в 2007 - 123 тыс. В семьи в 2005 г. ушло около 90 тыс. детей, а в 2007 – уже 130,5 тыс. Разница очевидная.

По итогам этого года абсолютный показатель, возможно, будет чуть меньше или как в 2007. Потому что в России наиболее предпочтительный возраст детей, которых берут в семью, - до 5 лет. А у нас в банке данных практически уже не осталось здоровых детей до пяти лет. Более 60% - старше 10 лет, а в этом возрасте детей не очень охотно берут в российские семьи, да и сами дети к этому моменту уже не очень хотят уходить из детского дома, интерната.

Еще одна категория сирот, которые не очень востребованы, – дети из многодетных семей. Мы их не разлучаем, не раздаем в разные семьи. Потому что по выходе из детского дома, возможно, они будут единственной опорой друг для друга. Поэтому, желательно, чтобы они уходили в замещающую семью все вместе. Это, конечно, непростой процесс.

Кроме того, в банке данных есть дети, которые являются выходцами из регионов Средней Азии и оказываются, как правило, в Московской области в результате миграционных процессов. Российским кандидатам в замещающие родители сложно брать таких детей, поэтому мы работаем с соответствующими землячествами, чтобы эти дети тоже могли найти семью.

Вторая позиция – дети с инвалидностью. Эту категорию детей российские замещающие родители берут менее охотно, и не потому что они такие черствые, а потому что сложно поставить на ноги такого ребенка - его лечение, образование будут стоить дорого.

Кстати, очень многие регионы очень грамотно ведут работу по устройству таких детей: семье, которая берет ребенка с инвалидностью оказывают еще большую финансовую поддержку. Это свидетельствует о том, что все же наше общество меняется, становится более открытым, более гуманным и более ответственным в ситуации, когда в России каждый год детей становится меньше на миллион. Поэтому каждая детская судьба должна быть предметом внимания и заботы взрослых.

"Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".

Обсуждение

Уважаемая Аида!
У моей знакомой в Казани есть разрешение на опеку, но найти девочку она не может, везде говорят, что девочек нет. Она ищет дошкольницу, можно и первоклашку (у нее есть муж и сын 8 лет). Ездила и в другие города, но там или местным жителям детей отдают или только на усыновление. Может Вы можете помочь, подсказать, вдруг в вашем ДД есть девочка, которой нужно тепло семьи?
Заранее благодарю за ответ.
Светлана

Что-то я не понимаю все равно.

Выдержки из Федерального закона РФ № 44 от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

Т.е. я правильно понимаю, что производная информация - это то, что разрешено размещать о ребенке? Но здесь есть в т.ч. и информация о здоровье - "состояние здоровья". Или состояние здоровья - подразумевает просто общие фразы - "здоров\имеет проблемы со здоровьем?"

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через
некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы - тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:


Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:


Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:


Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.

Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. усыновление (удочерение),

2. опека (попечительство),

3. передача в приемную семью,

4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Условия и порядок усыновления

внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

Неизвестны,

Признаны судом недееспособными,

Лишены судом родительских прав,

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

Отмена усыновления

Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

Злоупотребления этими правами,

Жестокого обращения с усыновленными,

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

2. Опека и попечительство над детьми

Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

Возвращение несовершеннолетнего родителям,

Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

3. Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

2. Какие источники семейного права применяются в России?

3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

вступления брак и процедуру его заключения.

4. Основания признания брака недействительным.

5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

судебном порядке.

6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать в случае гибели своих родственников. Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.

Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: прежние темпы роста численности сирот замедлились. За первый квартал 2016 года число сирот было снижено на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За прошлый год был зарегистрирован 58 168 ребёнок-сирота, лишь 10% из них были помещены обратно в семью. Большая часть из них отправляется в замещающие семьи (409 тысяч всего), немногим меньше - в интернаты (60 тысяч). Количество приёмных семей растёт параллельно уровню государственных гарантий гражданам.

Кто такие дети, без попечения родителей

Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в . В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым , ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ - родители бросают детей в публичных местах. Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.

Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством , занимающихся определением судьбы несовершеннолетних: либо устройство в семью, либо направление в детский дом. Закон запрещает замещать эти функции иным лицам, не представленным в составе исполнительной власти, наделённой полномочиями и ответственностью. Законность процедур контролирует министерство юстиции и Прокуратура РФ.

Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России

Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:

  • предоставление бесплатного питания и проживания;
  • обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
  • воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
  • бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
  • разовые и регулярные выплаты на период обучения;
  • предоставление жилья;
  • определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

В большей степени государство старается передать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, формируя институт патронажа и .

Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей , формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.

Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление и удочерение детей без попечения

В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей - усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
  • отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
  • удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
  • отсутствие судимости;
  • наличие жилья;
  • наличие надлежащей подготовки.

В РФ существенно ограничена возможность , в особенности США (полностью запрещено усыновление - ). Также усыновителями не могут выступать однополые пары.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по , регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя. Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя. Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.

Особым юридическим понятием выступает - режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Установление опеки и попечительства

В отличие от , когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.

К опекунам и попечителям применяются требования:

  • совершеннолетие и дееспособность;
  • здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
  • высокие моральные качества, погашенная судимость;
  • прохождение государственной экспертизы.

Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве) :

  1. Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
  2. Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
  3. Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.

Данные права актуализированы в ГК РФ. Детям предоставляется судебная защита на основании статьи 10 159-ФЗ, распространяющаяся на опекуна, представляющего права ребёнка.

Порядок опеки определяется . Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет , во втором от 14 до 18 лет . Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет) , равно как и разделять братьев и сестёр. Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.

Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:

  • заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: ;
  • справка с работы (на бланке организации);
  • выписка из домовой книги;
  • справка из ОВД;
  • справка из поликлиники;

Государственная забота о детях-сиротах находит свое выражение в предоставлении пенсий, льгот и пособий. Их существует довольно значительное число. Статья поможет разобраться во всех видах помощи и условиях, при которых их можно получить.

Категории льготников – сироты и оставшиеся без попечения родителей

Перед перечислением льгот для детей, потерявших кормильца и оказавшихся в трудных жизненных условиях, следует определиться с понятиями. Сиротами считаются дети до совершеннолетия, оба родителя или единственный у которых умерли и ребенок остался без их попечения. К ним приравниваются дети, в силу различных жизненных обстоятельств тоже лишенные родительского попечительства. Льготы детям, оставшимся без попечения родителей, положены в следующих ситуациях:

  • при отсутствии родителей и невозможности их установить;
  • при лишении родительских прав или ограничении в них;
  • родители признаны судом безвестно отсутствующими после безуспешного розыска;
  • находятся на длительном стационарном лечении с диагнозом, не поддающимся лечению;
  • объявлены умершими;
  • признаны недееспособными или применяются ограничения дееспособности;
  • лишение свободы для отбывания наказания или пребывание под стражей для расследования преступления;
  • при отказе забрать домой из лечебных, воспитательных и других учреждений.

В любом перечисленном случае ребенок считается сиротой. До 14-летнего возраста родственники или другие лица могут установить над ним опеку. До достижения совершеннолетия оформляется попечительство. ФЗ-159 устанавливает привилегии и льготы для детей сирот, которые сохраняются за ними до 18-летнего возраста. Существуют обстоятельства, которые позволяют пользоваться помощью и дальше. Они касаются в основном лиц, обучающихся на стационаре в любом учебном заведении.

Социальная помощь сиротам – виды пенсий, пособий, льгот

Действующее законодательство предусматривает для детей, оставшихся без попечения родителей, выплату пенсий. Они существуют в двух формах: страховая и социальная. Страховые пенсионные средства положены детям, родители которых работали, из заработка проводились отчисления в Пенсионный фонд. В другом случае предоставляется социальная пенсия, имеющая строго фиксированную сумму, подлежащую индексации. Оба случая – это виды ежемесячной социальной помощи ребенку.

Другие льготы касаются образования. Они начинаются при поступлении в любое образовательное учреждение, в том числе ВУЗ. Чтобы быть зачисленным студентом высшего учебного заведения или среднего, достаточно набрать определенные балы. В дальнейшем, при обучении, сироты также пользуются льготами. Выплачиваются все ранее назначенные пособия, студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений обеспечиваются одеждой, обувью и всем необходимым для проживания и учебы, в том числе учебниками. Их стипендии минимум на 50 % выше обычных.

Приобретение специальности, к сожалению, не всегда гарантирует рабочее место. В поисках работодателя выпускники-сироты могут обратиться на биржу труда, при необходимости пройти бесплатные курсы для приобретения актуальной в регионе специальности. Сотрудники центра занятости помогут с профориентацией, поиском работы. Впервые зарегистрированному положено пособие в размере среднего регионального заработка.

Следующие льготы относятся к медицинским и оздоровительным услугам. Лечение, в том числе операции, сиротами не оплачивается. Они пользуются льготными путевками для оздоровления в санаториях, оплачивая только проезд. Что касается использования транспорта, то он бесплатный на городских и пригородных маршрутах.

Законодательством охраняются имущественные права сирот. Если родители имели жилплощадь, на которой ребенок был прописан, она полностью или ее часть сохраняется за ним в зависимости от обстоятельств. При отсутствии недвижимости, пригодной для проживания, существуют льготы, позволяющие сироте получить жилье в собственность.

Пути решения жилищной проблемы:

  • бесплатное проживание в образовательных учреждениях, где сирота пребывает на постоянной основе;
  • предоставление общежития при обучении на стационаре до 23-летнего возраста;
  • бесплатная аренда жилья до совершеннолетия;
  • встать в очередь на квартиру с 18 до 23-летнего возраста.

Права на жилье определяются ФЗ-159 , 1996 год, с изменениями 2017 г. До новой редакции Закона льготники не становились в очередь, им предоставлялось жилье, имеющееся в муниципалитете. Но выявились многочисленные нарушения, что привело к изменениям в Законе.

Возраст претендента на бесплатную жилплощадь – от 18 лет до 23. На протяжении этого 5-летнего периода он должен официально заявить о нужде в жилплощади и стать в очередь, ожидая реализации своего права. Оно остается даже после 23-летнего возраста.

Согласно новой редакции Закона, на госорган, в ведении которого находится решение этого вопроса, возложены обязательства проверки имущественных прав претендента на жилье:

  • наличие квартиры, переданной в аренду, у льготника или лиц, с которыми он проживает;
  • есть ли у него или членов его семьи жилое помещение или часть на правах собственности;
  • условия проживания.

Даже если у сироты есть жилье, оно должно соответствовать санитарно-техническим нормам. Проживание совместно с лицами, нуждающимися в постоянном уходе или с родителями, лишенными прав в отношении ребенка, не лишает сироту возможности претендовать на отдельную жилплощадь.

Вместо муниципальной жилплощади сироте могут предоставить целевой сертификат, потратить который можно только на покупку жилья.

Страховая пенсия для сирот – условия назначения и получения

Статьей 10 ФЗ-400 определяются условия, при которых назначается страховая пенсия сиротам, потерявшим родителей:

  • у страховика был трудовой стаж – достаточно одних суток;
  • он умер не в результате совершения противоправных действий;
  • лицо, претендующее на пенсию, нетрудоспособное, содержалось умершим.

Обычно пенсия выплачивается до совершеннолетия, но для студентов очной формы она сохраняется до 23-летнего возраста. Не играет роли, в чьей собственности находится учебное заведение – государственной, ведомственной, муниципальной или частной – льготы сохраняются. На получение дополнительного образования они не распространяются.

По достижении 23-летнего возраста выплата прекращается. Лицо считается трудоспособным, независимо от того, закончил человек обучение или продолжает учиться. Получать пенсию после 23 могут только сироты, являющиеся инвалидами. Заочники не могут претендовать на пенсию после совершеннолетия.

Сумма трудовой пенсионной помощи для льготников зависит от индивидуального персонального коэффициента и его стоимости. К нему добавляется фиксированная сумма, которая составляет для сирот в 2017 году 4558 рублей. Она индексируется в зависимости от реального размера инфляции.

В отношении пенсионных выплат сиротам возникает много вопросов после достижения совершеннолетия. В частности, это касается студентов, взявших академический отпуск. Они продолжают считаться студентами, поэтому для обучающихся на стационаре пенсию продолжают выплачивать. Но для лиц, одновременно обучающихся на стационаре и работающих, выплаты прекращаются. Вступает в силу положение законодательства, что пенсия выплачивается только нетрудоспособным.

Устроившись на работу, учащийся аннулирует это обстоятельство, возникают условия для прекращения пенсионных выплат.

Социальная пенсия – особенности начисления и выплат

Если ни у кого из родителей нет страховых отчислений в Пенсионный фонд, сироте выплачивается социальная пенсия из федерального бюджета. Она назначается на тех же основаниях, что и страховая или, по-другому, трудовая: несовершеннолетним до 18 и обучающимся на стационаре до 23-летнего возраста. На нее, как и на страховую, могут претендовать не только родные, но и усыновленные дети, а также умерших матерей-одиночек.

Пенсия назначается на основании ФЗ-166, 2001 г. детям, которые проживают в РФ, без доходов для жизнеобеспечения. Среди других специфических особенностей назначения пенсий:

  • срок выплат определяется на время нетрудоспособности или бессрочно;
  • если после совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста для студентов стационаров гражданин признается инвалидом, его пенсия, положенная сироте, не отменяется;
  • учащиеся очной формы обучения пользуются пенсионными выплатами независимо от принадлежности учебного заведения к любой организационно-правовой форме.

Сумму социальных пенсий устанавливает государство с учетом прожиточного минимума, региона проживания. Размер фиксированный, с ежегодной индексацией. С 01.04.2017 года она повышена на 1,5 % и составляет для сирот, потерявших одного из родителей, 5034 рубля. Если ребенок остался без обоих родителей или мать имела статус матери-одиночки, пенсия повышается до 10068 рублей. Для отдельных районов с трудными климатическими условиями определяется коэффициент надбавки. При переезде в другую местность он утрачивается.

Документы для оформления пенсии ребенку-сироте обычно подает опекун. Часто представителем выступает учреждение, в котором ребенок находится постоянно. В ПФ по месту пребывания сироты подаются, кроме заявления:

  • до 14-летнего возраста свидетельство о рождении, после – паспорт;
  • свидетельство, удостоверяющее смерть одного или двух родителей;
  • подтверждение родства: документы об усыновлении, постановления суда, справка из жилищной конторы и подобное;
  • справка из ЗАГСа о статусе матери-одиночки при таких обстоятельствах.

Дополнительно требуется справка об учебе и подтверждение постоянного проживания в РФ. При отсутствии некоторых бумаг предоставляется 3 месяца, чтобы их собрать. Если предъявить вовремя, пенсия назначается с первого числа месяца подачи заявления. Даже если обратились в последний день месяца, она начисляется с 1 числа.

Существуют обстоятельства, при которых сиротами утрачивается право на льготную пенсию – ст. 24 ФЗ-166 . Это касается лиц, постоянно проживающих за границей или имеющих два места проживания: в РФ и другой стране. Также прекращают выплачивать сиротам при официальном трудоустройстве с постоянным доходом или когда назначена страховая пенсия.

Получатель или его представитель обязан известить ПФ о наступлении одного из обстоятельств, иначе может возникнуть ситуация, когда ПФ через суд потребует вернуть незаконно выплаченные средства.

В целом сироты пользуются льготами, направленными на создание условий для проживания, получения образования и устройства жизни.