Есть ли связь между физической нагрузкой и умственными способностями? Как понять, что ребенок отстает в развитии

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Можно стимулировать организм ребенка при помощи логического ума впервые годы учебы, и это будет большой победой для вашего ребенка, но если не развивать физическое здоровье, то со временем эти преимущества будут уменьшаться. В дальнейшем за счет появления хронических заболеваний, умственное развитие детей будет сильно снижаться.

Ребенок развивается и подрастает. Большую пользу для этого оказывает физическая активность. Поэтому не нужно постоянно заставлять сидеть ребенку за столом и не выполнять никаких движений, а только учить, читать и т.д. И дети не смогут сидеть в спокойном состоянии долго, если перед этим они не набегались, то есть не совершали физической активности. Но очень важно, чтобы ребенок не переусердствовал, ведь он не контролирует своей усталости. Для родителей очень важно вовремя остановить ребенка, сменив вид деятельности.

Есть интересный факт, что, если ребенок может больше хорошо управлять своим телом, то он лучше запоминает теорию, и может долго применять ее на практике.

Для ребенка школьного возраста вполне достаточно зарядки по утрам, подвижных игр, и не очень больших нагрузок вечером. Если даже этот минимум не выполняется, то это не очень, то хорошо отразится на умственном развитии ребенка. Например, ухудшится процесс обмена веществ, это приводит к тому, что ребенок стает не внимательный, не способный мыслить логически.

Хорошее влияние на умственное развитие ребенка оказывают много видов спорта. Наиболее лучшим считается гимнастика. Но есть и другие, например, футбол, баскетбол, плаванье.

У родителей, которые имеют возможности, есть шанс записать ребенка в какую- то секцию по занятию физическими упражнениями, спортом. Там обычно работают профессионалы, и для вашего ребенка подберут индивидуальный вид роботы, график занятий. Это сыграет большую роль, и, придя домой, он сможет сразу сесть за исполнение своих заданий.

Влиянию физических упражнений на умственное развитие детей, необходимо приделять очень много внимания и оно требует много сил и терпения. К примеру, если дитю необходимо что - нибуть выучить, начать лучше с физической разминки или же дать ему поиграть с другими детьми в подвижные игры. Это поможет не только легче выучить стих, а и учится в школе отлично. Также ребенок укрепит здоровье.

Необходимо запомнить, что активный образ жизни хорошо влияет на кровообращение, поэтому элементы, которые так полезны для юного дошкольника, расходятся по всему организму ребенка. По всему организму ребенка находятся рецепторы, от них поступают сигналы в мозг ребенка. Если выполнять достаточное количество упражнений, то ребенок хорошо будет развит, как физически, так и умственно. Чтобы ребенок был развит хорошо, ему необходимо нормально питаться. А получить достаточное количество полезных веществ можно только через систему пищеварения, для которой обязательно нужны не очень великая физическая нагрузка. При этом будет здоровый аппетит, нормальная робота органов пищеварения.
Есть много факторов, которые оказывают положительное влияние физических упражнений на умственное развитие детей. Самое главное для родителей смотреть за этим процессом, и остановить его, если ребенок переусердствует, выяснить, какое количество упражнений подходит для него. И тогда ваш ребенок будет и умен и здоров и физически развит.

Растите здоровые!

В статье говориться о связи развития движений ребенка и развитием его интеллекта (на основе трудов русских и зарубежных педагогов). С рождения до школы мозг ребенка очень активно развивается, особенно мощно до 2,5 лет. Очень важно не упустить драгоценное время, ведь мозг-это мышца и её надо тренировать. Возможности детей безграничны!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллекта дошкольника

через развитие его двигательной активности.

Человеческий мозг - великолепная штука. Он работает до той самой минуты,

пока ты встаешь, чтобы произнести речь". /Марк Твен/

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей. А ведь все способности человека являются продуктом деятельности коры его головного мозга. Около 60% сигналов поступает в мозг от мышц человека. Уже в 50-е годы было доказано, что мозг – это мышца и её надо тренировать.

Увеличение коэффициента интеллекта происходит на разных этапах жизненного пути человека. Американский ученый Глен Доманн доказал, что особенно важны ранние воздействия для развития интеллекта. Ребенок рождается с «голыми» полушариями. Нейронные связи в коре головного мозга (интеллект) начинают формироваться с момента рождения ребенка и наиболее интенсивно они развиваются от рождения до 2,5 лет.

20% будущего интеллекта ребенка приобретается к концу первого года жизни, 50% - к 3 годам, 80% - к 8 годам, 92% - к 13 годам.

Чем младше ребенок, тем быстрее и больше образуется нейронных связей.

По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

Безусловно, прав Г. Доманн, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, Г. Доманн объективно доказал, что при любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг. Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее растет и развиваться его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект !

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению профессора Е.А. Аркина - интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Многими исследователями установлено, что:

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он бегает, работает, действует –

пусть он находится в постоянном движении».
Ж. -Ж. Руссо

Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка затрудняет его общение с другими людьми, лишает его уверенности.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

В результате чего внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Исследования Н. М. Щеловановой и М. Ю. Кистяковской показывают что:

чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание.

Необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.

Самый высокий коэффициент интеллекта был выявлен у детей, занимающихся физическими упражнениями 4-5 часов в неделю.

Нельзя развивать детскую способность двигаться без того, чтобы в той или иной степени не развивать зрительные, мануальные, слуховые, тактильные и языковые навыки.

Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.

Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других - сенсорных. Шесть человеческих функций отличны одна от другой. Однако, они полностью взаимосвязаны. Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов у детей.

  1. Двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки).
  2. Языковых навыков (разговор).
  3. Мануальных навыков (письмо).
  4. Визуальных навыков (чтение и наблюдение).
  5. Слуховых навыков (прослушивание и понимание).
  6. Тактильных навыков (ощущение и понимание).

Чем более развиты физически дети, тем выше их уровень общего развития, включая и интеллектуальное. Но стоит отметить, что более 60% детей физически малоактивны.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности и самостоятельности.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные, осознанные. Они любознательные, рассудительные.

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умений заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.

Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества.

Физический интеллект (или телесное мышление ) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя.

Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:

1. Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

2. Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.

3. Выносливость и способность работать дольше, быстро переключать и фокусировать свое внимание с одного действия на другое.

4. Возможность легко перенести стрессовую ситуацию или заболевание.

5. Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении.

6. Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.

Таким образом, можно вывести такую формулу:

Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах - ограничении двигательной активности или в постоянных "нельзя", "не лезь туда", "не тронь", - способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и, следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных процессов!

Р.S. Для родителей: Тест на определение уровня развития физического интеллекта

Описание

Баллы

Вы быстрее обучаетесь чему-либо, если держите в руках инструмент или прибор, и пытаетесь сделать что-то самостоятельно, чем в том случае, когда кто-то вами руководит

Вы частый посетитель спортзалов, регулярно выполняете комплекс физических упражнений

Постоянно полагаетесь на собственное внутреннее чутье, которое ведет к правильным решениям

Легко можете сымитировать движения и манеры другого человека

Испытываете чувство неудовлетворенности, если находитесь в бездействии или выполняете однообразные движения

По профессии вы хирург или плотник, инженер-механик и т.п. (профессия, где особенно важен физический интеллект)

Получаете удовольствие от работ по дому

Смотрите передачи спортивных каналов, отдаете предпочтение спортивным программам

Все ваши лучшие идеи пришли к вам в тот момент, когда вы были на прогулке, совершали пробежку, занимались приготовлением пищи

При общении с окружающими жестикулируете

Обожаете разыгрывать друзей и знакомых

Выходные проводите на природе

Вам присущи признаки гиперактивности

В свободное время любите играть в спортивные игры

Можете похвалиться физической грацией и хорошей координацией движений

Итоги

Оценка результатов:

1-4 – физический интеллект, к сожалению, недоразвит.

5-8 – не все потеряно, просто вашему физическому интеллекту нужна хорошая встряска.

9-13 – уровень развития физического интеллекта выше среднего.

14-16 – вы обладаете высоким уровнем развития физического интеллекта.

Необходимо отметить, что мозг должен не только работать, но и научиться более глубоко отдыхать. Отключиться на 1-5 минут – сбросить ненужную информацию, переключиться также помогут физические упражнения.

Это, конечно, может показаться парадоксальным: чтобы полноценно отдохнуть, нужно заниматься физическими упражнениями! Но для психологов это не новость - давно проверено, что полноценного расслабления мышц можно добиться как раз после сильного их напряжения, на этом основаны многие методы психотерапии. Например, Метод «Ключ» Х. Алиева - Синхрогимнастика «Разблокируй свои способности, найди себя!»

«Ключ» - это управляемое идеомоторное действие, автоматически снимающее стресс. «КЛЮЧОМ» можно:

Быстро входить в состояние глубокой релаксации и покоя, расслабления;

Повысить стрессоустойчивость;

Повысить иммунную защиту, активизировать процессы самовосстановления.

«Ключ» помогает:

Значительно ускорить процесс излечения любого болезненного состояния, особенно психосоматических состояний;

Освободиться от страха, комплексов и стереотипов мышления, ограничивающих свободу творчества;

Обрести уверенность;

Быстро концентрироваться;

Раскрыть потенциал творческих способностей;

Многократно усилить эффективность любого обучения и тренировки.

Преимущества метода:

Скорость - результат можно получить на первом занятие.

Доступность – овладеть техникой может даже ребенок.

Диапозон практического применения – метод может быть использован для лечения, расслабления, развития памяти, раскрытия скрытых способностей, интуиции и многого другого.

Ключ» позволяет человеку установить взаимосвязь разума и тела.

Тренирует способность сосредотачиваться.

Упражнения «Ключа»:

Представить, что руки сами поднимаются.

  1. «Лыжник»
  2. «Скрутка» - повороты влево-вправо, стоя
  3. «Прогибание назад»
  4. «Махи руками»
  5. «Хлёст» - удары руками по плечам.

Эффективность метода «Ключ» доказана исследованиями, которые проводились с 2002 по 2007 гг. ГНИИИ ВМ МО РФ

1) Психофизиологические показатели.

Индекс физического состояния, характеризующий готовность к выполнению физической нагрузки, повысился в среднем на 53%.

Продолжительность непрерывной напряженной монотонной деятельности увеличилась в среднем в 2,5-3 раза.

Показатели утомляемости: способности писать без ошибок появлялись через 8-13 минут.

Интегральный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы улучшился в среднем на 12%.

Вместе с этим улучшение физической работоспособности, понижение утомляемости и более легкое выполнение физических действий, без обычного напряжения, снижение отвлекаемости.

Улучшение по шкалам составило соответственно:

По шкале «самочувствие» (в интегративной форме отражает функциональное состояние организма) - 18%;

По шкале «активность» (отражает актуальный энергетический потенциал) - 18%;

По шкале «настроение» (отражает эмоциональное отношение к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности) - 20%.

2) Психологические показатели.

Уровень ситуационной тревоги достоверно снижался на 55%.

В динамике состояний, возникающих после прохождения курса антистрессовой подготовки, выявлено:

Нормализация настроения;

Снижение тревоги;

Отсутствие выраженной эмоциональной реакции на ситуации, волновавшие ранее,

Повышение активности и работоспособности;

Нормализация сна

Стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе;

Уравновешенность, (уменьшение раздражительности, выраженное состояние «спокойствия»).

«Звезда саморегуляции»

1. Расхождение рук.

2. Схождение рук.

3. Левитация рук.

4. Полет.

5. Автоколебания тела.

6. Движения головой.

Упражнение «Сканирование» для раскрепощения:

1) 30 секунд - любые повторяемые повороты головой в приятном ритме.

2) 30 секунд - любые повторяемые движения на уровне плеч в приятном ритме.

3) 30 секунд - любые повторяемые движения «от бедра» в приятном ритме.

4) 30 секунд - любые повторяемые движения на уровне ног в приятном ритме.

5) Повторить найденное раскрепощающее движение еще раз.


«В здоровом теле – здоровый дух» - под этим крылатым выражением традиционно понимается, что сохраняя физическое здоровье, человек сохраняет вместе с тем и здоровье своей души. Ученые разных стран доказали, что существует неразрывная связь между физическим здоровьем человека и уровнем его интеллекта.

Может быть кто-то уверен, что чем больше человек читает всевозможной литературы, тем выше становится его умственная активность и улучшается память. Однако, это не совсем так.

Исследования нейрофизиологов из Швейцарии показали, что благотворно воздействует на работу головного мозга, вплоть до возможности образования новых нервных клеток, хорошее физическое состояние организма, особенно сердечно – сосудистой системы. Стало быть, человек, регулярно совершающий пробежки или посещающий тренажерный зал, пытаясь поддержать свое физическое здоровье, вместе с тем улучшает свое умственное и психическое состояние.

Что же лежит в основе этой взаимосвязи?

Физические упражнения способствуют выработке в головном мозге определенных веществ, усиливающих его деятельность.

На протяжении 9 лет Ингегард Эрикссон – сотрудница Университета города Мальме в Швеции, проводила обследование детей, являющихся учениками начальных классов. Из 220 детей 91 человек только дважды в неделю занимались физкультурой, остальные проводили ежедневные тренировки, причем могли варьировать физической нагрузкой, увеличивая ее для развития двигательных способностей. Естественно, показатели по физической подготовке у данной группы учащихся были значительно выше. Кроме этого, через девять лет учебы выяснилось, что показатели умственного развития у этих детей также превосходят результаты своих сверстников.


Исследования показали, что дети, более нагруженные физически, оказались более способными к умственной концентрации. Еще, будучи второклассниками, они намного лучше владели английским и шведским языками, без труда справлялись со сложными заданиями по математике.

В 2009 году шведские ученые Микаэль Нилссон и Георг Кюх из Университета Гетеборга занимались исследованием молодых людей призывного возраста. В испытании участвовало 1 миллион 200 тысяч человек, которых тестировали для определения уровня физического и умственного развития, и оценивались их возможности справляться с логическими задачами. Как оказалось, умственные способности напрямую связаны с состоянием сердечно – сосудистой системы.

Чтобы еще раз убедиться в сделанных выводах, ученые изучили сведения за последние три года о физическом и психическом состоянии призывников . Исследователи еще раз убедились в том, что те молодые люди, которые следили за своим физическим здоровьем, тренируя тело, и в плане умственного развития оказались на высоте, по сравнению с безразличными к физическим нагрузкам сверстникам, у которых даже проявилась признаки деградации.

Таким образом, можно сделать вывод, что нагружая сердечно – сосудистую систему быстрой ходьбой, легким бегом, приседаниями, не позволяя сердцу расслабляться и поддаваться старению, можно повысить свои умственные способности.

В 2011 году ученые из Университета штата Джорджия провели эксперимент с группой детей 7-11 лет, страдающих ожирением. У детей повышались результаты тестирования на сообразительность после того, как они вначале подвигаются, поиграют в подвижные игры. Участников испытаний разделили на три группы. Первая группа детей занималась физкультурой каждый день по 40 минут в течение трех месяцев. Второй группе отвели для занятий спортом всего 20 минут в день, а третья вообще физкультурой не занималась. Как выяснилось, чтобы активизировать мозговую деятельность, совершенно не обязательно доводить себя до изнеможения, подвергая физическим нагрузкам. Вполне хватает энергичной ходьбы в течение 20 минут перед прохождением теста, чтобы мозг заработал на 5% активнее.

Интересное наблюдение провели американские ученые с помощью магнитно – резонансного томографа. Во время проведения эксперимента исследовалась структура головного мозга детей в возрасте 9-10 лет, отвечающая за внимание и двигательную активность – базальное ядро. Часть детей имела хорошую физическую подготовку, а другая часть более слабую. Так вот у троих детей их четырех, которые были физически лучше развиты, базальное ядро имело гораздо больший размер.

Физическая нагрузка не менее полезна и для пожилых людей

Американские исследователи утверждают, что люди преклонного возраста, не пренебрегающие занятиями физкультурой, особенно на открытом воздухе, отличаются более высокими показателями при тестировании памяти. Во время физической нагрузки активизируется деятельность части головного мозга – гиппокампа, отвечающего за запоминания. С годами гиппокамп, как бы становится меньше в размере – «сжимается», что плачевно сказывается на способности к запоминанию, а физическая нагрузка позволяет оптимизировать деятельность определенных мозговых центров.

Данный вывод подтвердили в 2009 году физиологи Иллинойского университета и университета Питтсбурга (США), которые провели исследование группы пожилых людей, находящихся в хорошей физической форме. Как оказалось, способности к запоминанию они проявили достаточно высокие, а размер гиппокампа у них изменился совсем незначительно. В ходе эксперимента его участникам предлагалось запоминать место положения цветных точек, на очень короткое время появляющихся на экране монитора. Результаты напрямую зависели от размера гиппокампа.

Учеными давно доказано, что головной мозг обладает способностью постоянно образовывать новые межнейронные связи, его отдельные участки могут изменяться в размере. Подобные изменения напрямую связаны с обучаемостью. Как только человек постиг что-то новое, научился тому, чего ранее не умел, его мозг тут же сохраняет необходимую информацию, что обусловлено ростом или изменением нейронов.

Получается, что взаимосвязь физического и психического состояния влечет за собой изменение определенных участков головного мозга, значит, физическая нагрузка способна увеличить рост и активизировать работу мозга.

Ученые – нейрофизиологи продолжили изучать взаимосвязь между размером гиппокампа и способностью к запоминанию у людей пожилого возраста. В эксперименте приняли участие 120 человек, возраст которых значительно превышал 60 -летний рубеж. Все они не относились к категории регулярно занимающихся физкультурой, однако двигались в течение 30 минут ежедневно. Одна группа участников эксперимента состояла из людей, которые каждый день в течение 40 минут совершали пешие прогулки в быстром темпе. Во время ходьбы у них было отмечено увеличение частоты сердечных сокращений на 60-75%. Вторая группа участников выполняла упражнения на растяжку, сохранение равновесия и что-то подобное, при этом сердечный ритм практически оставался без изменений.

Спустя год все участники эксперимента были обследованы с использованием магнитно – резонансной томографии и специальных тестов на запоминание. Ученых поразили результаты взаимосвязи физической нагрузки и размера гиппокампа.

У людей из первой группы размер гиппокампа увеличился на 2 %, в то время как у остальных он стал на 1% меньше. Естественно, это непосредственным образом отразилось и на способности к запоминанию.

Каков же механизм происходящего?

В ходе эксперимента у его участников измерялся уровень нейротропного фактора мозга (BDNF). BDNF – это белок, вырабатываемый мозгом. С его помощью происходит рост и развитие нейронов. Особую активность этот белок проявляет в гиппокампе. А всем известно, что одно из самых быстро распространяющихся и молодеющих из года в год заболеваний современности – болезнь Альцгеймера, связана с потерей памяти и старческим слабоумием. Так вот одной из причин развития этой болезни оказывается недостаточное количество в гиппокампе белка BDNF.

Теперь доказано, что уровень BDNF, размер гиппокампа и физические нагрузки – звенья одной цепи.

Так что физическая активность без фанатизма, способствует выработке белка BDNF, в результате улучшается память, повышается способность к обучаемости, появляется реальная возможность никогда не столкнуться с болезнью Альцгеймера, и этот факт доказан. Поэтому, не теряя времени даром, выбегайте на прогулку, садитесь на велосипеды, ныряйте в бассейн, спешите в тренажерный зал и ваше тело и мозг отблагодарят вас за это.

  • Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
  • 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
  • Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
  • 4. Трудовая деятельность
  • Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
  • 1. Эмоции и чувства
  • 2. Воля
  • Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
  • 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
  • 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
  • 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
  • 3) Советы классному руководителю, воспитателю
  • Задания к теме:
  • Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
  • 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
  • 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
  • 3. Задачи эстетического воспитания
  • 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
  • 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
  • 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
  • 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
  • 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
  • 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
  • 10. Заключение
  • Задания к теме:
  • Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Воспитание школьников в коллективе
  • 2. Психологическая характеристика школьного класса
  • 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
  • 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
  • 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
  • 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
  • 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
  • Задания к теме:
  • 1. Психологическая подготовка к труду
  • 2. Практическая подготовка к труду
  • 3. Общественно полезный труд
  • 4.Производственное обучение и производительный труд
  • Задания к теме
  • Классификация экскурсий
  • Подготовка экскурсии
  • Определение цели
  • Выбор темы
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов
  • Составление маршрута
  • Подготовка текста
  • Речь учителя
  • Использование методических приемов
  • Природоведческие экскурсии
  • Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
  • Примерная разработка природоведческой экскурсии1
  • Подготовка учителя к экскурсии
  • Подготовка учащихся к экскурсии
  • Проведение экскурсии
  • Закрепление полученных знаний.
  • Итоги экскурсии
  • Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
  • Значение физического воспитания в школеViii вида
  • Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
  • Единство нравственного и физического воспитания
  • Связь умственного и физического воспитания
  • Единство трудового и физического воспитания
  • Задачи физического воспитания в школеViii вида
  • Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
  • 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
  • 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 5. Некоторые выводы
  • Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
  • Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
  • Б и б л и о г р а ф и я
  • Связь умственного и физического воспитания

    В аспекте задач умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается:

    Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

    Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.

    Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана, прежде всего, с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.

    Освоение их в конкретном приложении, т.е. в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть тесно связана с воспитанием познавательной активности и качеств ума, таких, как любознательность и пытливость, динамичность, гибкость и тонкость мыслительных операций (острота мышления), для чего в процессе физического воспитания имеются немалые возможности.

    Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами, особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и т.д.). Это придает динамичность познавательной деятельности обучаемых.

    На связь физического и умственного воспитания указывали многие ученые-дефектологи (А.С.Самыличев 1 , А.А.Дмитриев 2 , Н.А.Козленко и др.). Так, А.С.Самыличев проводил исследования по определению соотношений развития умственной работоспособности и физических качеств у учащихся вспомогательной школы. В результате было установлено, что в подавляющем большинстве случаев имеется прямая зависимость изучаемых показателей – дети с более высокой умственной работоспособностью отличаются лучшим развитием физических качеств, и наоборот. То есть, повышая в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств у умственно отсталых детей с помощью целенаправленных индивидуально дозированных упражнений, мы тем самым будем опосредованно оказывать влияние и наразвитие их умственных способностей, что является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Итак, развитие умственной работоспособности и уровень физических качеств у умственно отсталых детей находится в определенной взаимосвязи, что является доказательством наличия связи между физическим и умственным сторонами воспитания. Физическое и умственное воспитание являются двумя взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса в школах как для нормальных, так и для умственно отсталых детей.

    Единство трудового и физического воспитания

    Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность системы физического воспитания в нашей стране четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах. Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются следующими положениями:

    1.Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д. Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются аналогичные функциональные возможности.

    На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности, то оно является в таком случае, по существу, одной из форм практического трудового воспитания.

    Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.

    2.Путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей “природы”, он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое неразрывно связано с нравственным им другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности.

    3.В физкультурном движении нашей страны большое место отводится добровольному и безвозмездному участию физкультурных коллективов в общественной работе и общественно полезных делах, связанных с конкретными трудовыми операциями.

    4.Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением, экипировкой и т.д.).

    Важно, чтобы система выполнения таких обязанностей была связана с удовлетворением не только личных потребностей, но и нужд коллектива. Благодаря этому занимающиеся не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но вместе с тем приучаются к ответственности, сознательной дисциплине, организованности, согласованности действий в совместном деле, а также приобретают умение руководить и подчиняться, получая удовольствие от хорошо налаженной, хотя и будничной, но необходимой и полезной для коллектива работы.

    Итак, мы видим, что физическое и трудовое воспитание неразрывно связаны между собой. На связь физического и трудового воспитания умственно отсталых детей указывали такие ученые-дефектологи, как Д.И.Азбукин (1943) 1 , А.Н.Граборов (1961), Г.М.Дульнев и др.

    Физическое воспитание играет важную роль в подготовке учащихся вспомогательной школы к труду. Физическое воспитание способствует всестороннему физическом развитию и укреплению здоровья, корригирует недостатки умственного и физического развития, формирует правильные навыки жизненно важных движений и расширяет двигательные возможности путем коррекции недостатков моторики, развивает готовность к овладению новыми умениями и навыками.

    Выпускники школы VIII вида после ее окончания должны трудоустроиться. Проблема социально-трудовой адаптации выпускников школы VIII вида является в настоящее время одной из важнейших специальных проблем дефектологии. От того, насколько успешно овладеет умственно отсталый школьник рабочей профессией, зависит его дальнейшее социальное положение и, следовательно, успешная адаптация в самостоятельной жизни. В связи с этим значительное внимание уделяется физическому воспитанию школьников, что позволяет выявить и развить интересы и склонности учащихся, их потенциальные возможности.

    Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нравственное, эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание являются взаимосвязанными, взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.

    ВВЕДЕНИЕ

    Дошкольное детство охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. В это время дети познают окружающий мир, происходит формирование личности, а также физических, умственных нравственных и др. качеств. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, именно поэтому в этом возрасте стоит уделять большое значение умственному воспитанию. Физическое воспитание в этом возрасте также играет чрезвычайно важную роль, так как воздействует не только на развитие физических качеств и положительно влияет на здоровье, но и является универсальным и оказывает влияние на другие виды воспитания. В данной работе будет рассматриваться взаимосвязь умственного и физического воспитания.


    1. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    1.1 Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

    Человек, это существо обладающие даром мышления и для него чрезвычайно важно такое понятие, как умственное воспитание и умственное развитие.

    По определению Медведева С.Б умственное воспитание - это процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы .

    Гончарова Е.В. пишет, что умственное воспитание это планомерное целенаправленное воздействие на умственное развитие с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

    В понятие умственное воспитание также взаимодействует с понятием умственного развитие, которое определяется как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта. На умственном развитии сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

    Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни .

    Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум – совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро –медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении, пишет Гелецкий В.М. .

    1.2 Понятие о физическом воспитании

    Всестороннее развитие физических качеств, является необходимым для нормальной жизнедеятельности человека, этому способствует физическое воспитание.

    Медведева С.Б дает определение физическому воспитанию, говоря о том, что это, главным образом, система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании .

    Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. пишут что, физическое воспитание это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. В это понятие входят физическое образование и воспитание физических качеств. Первое определяется как процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний. Физическое образование включает в себя:

    1) Формирование спортивных двигательных умений и навыков двигательных

    2) Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков

    3) Передача специальных физкультурных знаний

    Воспитание физических качеств подразумевает целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок, которое в свою очередь определяется :

    1) Силовыми способностями

    2) Скоростными способностями

    3) Выносливостью

    4) Координационными способностями

    5) Гибкостью

    Гелецкий В.М. указывает, что Процесс физического воспитания базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе – это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности (принципы отечественной системы физической культуры).

    1.3 Взаимосвязь умственного и физического воспитания

    Физическая культура и спорт дают широкие возможности для умственного воспитания, что обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами. По мнению физиолога В. Л. Федорова, первоочередной задачей в обучении двигательным действиям является совершенствование мозга, при этом физические упражнения носят идеомоторный (в широком смысле) характер.

    Ведущей целью и умственного и физического воспитания является совершенствование познавательной деятельности человека, его интеллекта и мышления, которое признается главной из человеческих способностей. С одной стороны, физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной деятельности и способствует развитию интеллекта. С другой стороны, умственное воспитание продуцирует условия более вдумчивого отношения к занятиям физической культурой и спортом, что существенно повышает эффективность физического воспитания, пишет в своих трудах Медведева С.Б. .

    Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что физическое и умственное воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены. Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» .

    Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. отмечают, что в содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др. .

    Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.). Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» .

    Ионов А.А. в своей работе указывает, что с точки зрения физиологических процессов двигательная активность играет важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

    2 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА

    2.1 Возрастные особенности умственного и физического развития детей дошкольного возраста

    Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 до 6-7 лет. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное физическое развитие: активное увеличение роста и веса, увеличение общей мышечной силы, уменьшение жировой прослойки, становится выраженной крупная мускулатура. Продолжается окостенение скелета - поэтому в этом возрасте необходимо следить за осанкой детей и избегать чрезмерных физических нагрузок. Улучшаются кровообращение и дыхание: повышается кровяное давление, увеличивается жизненная емкость легких, следовательно, увеличивается работоспособность. Совершенствуется нервная система, увеличивается масса головного мозга, созревают все проводящие пути между центральной и периферической нервной системой, пишут Федоровская О. М. и Бабенкова Е. А

    Говоря об умственном развитии дошкольников, следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Через познание материального мира у ребенка происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Также в дошкольном возрасте начинает активно развиваться речь, она является главной интеллектуальной функцией на этом возрастном этапе. Происходит развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитие ребенка. Происходит накопление словарного запаса .

    Щербакова Т. А. в своей работе говорит о том, что дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для интеллектуального развития. Высокая пластичность мозга обуславливает необходимость целенаправленно воздействовать на развитие высших психических функций с учетом его наличных и потенциальных возможностей .

    В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание. Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще не сформировано, отмечает коллектив авторов Печора К., Пантюхина Г., Голубева Л. .

    В старшем дошкольном возрасте завершается дифференциация нервных элементов тех слоев (ассоциативных зон), в которых осуществляются умственные действия: обобщение, осознание последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. Благодаря этому происходит существенный сдвиг в обобщенности мышления: дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей .

    2.2 Средства и методы умственного воспитания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

    Занятия физической культурой обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие личности, в том числе оказывают влияние и на умственной развитие.

    Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .

    Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

    К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий .

    Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий. Стародубцева И.В. в своей диссертационной работе описывает группу упражнений, оказывающих прямое влияние на умственное развитие дошкольников в процессе физического воспитания. Такие упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей, таких как различные виды восприятия, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Суть данных упражнений заключается в сочетании двух компонентов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым. Опираясь на данный принцип, был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1)синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2)последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествуют выполнению двигательного действия или выполняются после его завершения). При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребёнка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие и строевые упражнения, игры средней и малой подвижности) .

    Степаненкова Э.Я. в своих трудах пишет, что особое значение в проведении занятий физической культурой имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Ребенок как бы включается в игру и, подражая образу, выполняет движение в целом и достаточно выразительно. Использование игровых образов способствует стимуляции мыслительных процессов.

    Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям.

    Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами, которые помогают детям увидеть путь следования движения в, целом или частей тела, «подогнать» свои движения к тем требованиям, которые предъявляет педагог .

    Щербакова Т.А. указывает, что решения задач интеллектуального развития должно осуществляться через усвоение двух взаимосвязанных разделов содержания физического воспитания: знания и умения. Раздел «Знания» включает знания: 1) способов рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений; 2) правил подвижных и спортивных игр; 3) взаимосвязи природы, человека и общества с физической культурой.

    Раздел «Умения» включает: 1) двигательные умения: умения выполнять основные движения, строевые упражнения и элемент спортивных упражнений; 2) игровые умения: умения выполнять двигательные действия, входящие в содержание подвижных и спортивных игр с соблюдением необходимых правил; 3) умственные умения: выполнять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение явлений и их внутренних свойств и отношений; 4) умения количественного и порядкового счета в пределах 10; 5) умения принимать задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия по ее решению, осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения; 6) умения диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи

    Использование различные методы и приемы, для развития умственных способностей детей дошкольного возраста посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, создания поисковых ситуаций, обеспечит на выходе из детского сада, преемственность с программой начальной школы .

    2.3 Влияние занятий физической культурой на умственное развитие дошкольников

    Интеллектуальное развитие - важнейшее направление воспитания ребенка. Именно в детстве у маленького человека формируется интерес к познанию, а также качества, определяющие легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений.

    Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

    Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты, отмечает Королева Т. А. .

    Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

    Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.

    Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:

    1) Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение практических задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

    2) Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

    3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу .

    Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Магомедов Р.Р. в своей работе говорит о том, что между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка существует прямая зависимость. Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

    1) Между физическим и умственным воспитанием существует взаимосвязь, она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в возникновении познавательных ситуаций на уроках физической культуры. Опосредованная связь состоит в том, что двигательная активность создает благоприятные условия для умственной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации, вследствие чего повышаются умственные возможности.

    2) Средствами умственного воспитания в процессе физического воспитания, прежде всего, являются физкультурные занятия, а также специально организованные проблемные ситуаций, решение которых требует умственных действий. К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий. На уроках физической культуры с детьми дошкольного возраста применяют упражнения, сочетающие два компонента: двигательное действия и упражнение, направленное на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемое в форме дидактической игры. Также применяются игровые образы, использование предметов, творческие задания, создания поисковых ситуаций. Упражнениям такого характера активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей.

    3) На занятиях физической культурой дети занимаются двигательной активностью, в результате чего, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность. Физические упражнения требуют внимания, наблюдательности, сообразительности, в результате этого повышают пластичность нервной системы, благодаря чему увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Также под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образного; 3) словесно-логическое;

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1 Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

    2 Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

    3 Гончарова, Елена Владимировна. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Сургут, 2005. – 475 с.

    4 Дж Ф. и др. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников. – 2013.

    5 Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогиго психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

    6 Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

    7 Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

    8 Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

    9 Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

    10 Печора К., Пантюхина Г., Голубева Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – Litres, 2013.

    11 Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дисс.... канд. пед. наук / И. В. Стародубцева. – Тюмень, 2004. – 141 c.

    12 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

    13 Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

    14 Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: дис. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011.

    15 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013.