"Красоты Сибири" туристическое агентство. Шаман-камень на Байкале: истории и легенды

Наиболее распространённые минералы на Байкале

Познакомимся с минералами, которые наиболее часто встречаются в породах, слагающих побережье Байкала и его горное обрамление.

Кварц - один из распространённых минералов на Земле. Он формирует горную породу - кварцит. В чистом виде, без примесей, бесцветные и прозрачные кристаллы кварца называются горным хрусталём. Примеси железа и других элементов придают кварцу разнообразные цвета и оттенки. В зависимости от цвета и качества кристаллов кварца изменяется и его название: аметист (фиолетовый цвет), цитрин (жёлтый цвет), авантюрин (искрящийся минерал коричневого, зелёного, синего цвета), розовый кварц, халцедон (полупрозрачный, от белого до медово-жёлтого цвета), морион, раухтопаз (дымчатый, светло-серый кварц), сапфировый кварц (синеватый цвет), кошачий глаз (белый, розоватый, серый), тигровый глаз (непрозрачный минерал жёлто-коричневого цвета). Кварц встречается повсеместно на берегах Байкала.

Розовый кварц и халцедон

Полевые шпаты - группа наиболее распространённых минералов, формирующих горные породы. Как и кварц, полевые шпаты широко распространены на Байкале. В зависимости от химического состава полевые шпаты образуют такие минералы, как лунный камень, амазонит и многие другие.

Амазонит (микроклин) - голубовато-зелёная разновидность полевого шпата. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок (ваз, шкатулок).

Слюда - широко распространённый минерал. Имеет множество разновидностей. На Байкале месторождение слюды представлено флогопитом и находится в Слюдянском районе. Особенность слюды - слоистость. Минерал легко расщепляется на тончайшие пластинки. До изобретения стекла люди вставляли в окна пластины слюды. Слюда - хороший изолятор, поэтому широко используется в производстве электрооборудования и огнестойких материалов, а также как наполнитель в производстве резины, бумаги, цемента, пластмасс.

Лунный камень и амазонит

Апатит - крупные кристаллы голубовато-зелёного, иногда бурого цвета. Раньше красивые кристаллы апатита считали драгоценными камнями. Но ювелирная обработка апатита достаточно сложна. Минералу нашли другое применение. Его стали использовать для изготовления фосфорных удобрений для обогащения почв при выращивании растений. Поэтому апатит по праву можно назвать камнем плодородия. Он также встречается в Слюдянском районе.

Слюда и апатит

Диопсид - минерал, формирующий крупные кристаллы. В зависимости от примесей различных металлов окраска диопсида может быть жёлтой, зелёной, красно-коричневой, фиолетовой, голубой, и даже чёрной. Диопсид тёмно-зелёного и голубовато-зелёного цвета из района реки Слюдянка получил название «байкалит». Кристаллы байкалита достигают иногда более 10 см. Диопсиды ярко-зелёного цвета называют лавровитами.

Волластонит - белый, с сероватым или буроватым оттенком минерал, отличается химической чистотой, практически не содержит примесей. Он широко используется как заменитель вредного для здоровья асбеста. Применяется в качестве добавки-наполнителя в пластмассах, в цветной металлургии, в шинной, цементной и лакокрасочной промышленности, в производстве керамики, был использован для изготовления теплоизоляционной обшивки российского космического корабля «Буран». На Байкале волластонит впервые был обнаружен сибирскими исследователями в Слюдянских месторождениях Южного Прибайкалья.

Лавровит и волластонитовая руда

Гранат - минерал красного или зелёного цвета (в зависимости от состава). Кристаллы гранатов обычно имеют хорошую природную огранку.

Шпинель - небольшие по размеру красивые кристаллы, чаще одиночные, вросшие или наросшие на породу. Как правило, кристаллы окрашены в насыщенные цвета: бурый, чёрный, розовый, красный, синий. Среди большого разнообразия шпинели различают благородную шпинель. Это прозрачные кристаллы, окрашенные в яркие оттенки красного цвета, от рубинового до розового. Благородную шпинель относят к драгоценным камням. Шпинель часто встречается в горных породах Прибайкалья.

Кристаллы граната и кристаллы благородной шпинели

Лазурит - красивый непрозрачный минерал ярко-синего цвета. Лазурит используется для изготовления украшений, различных ваз, чаш, шкатулок. В древние времена люди добывали лазурит для получения очень прочной ультрамариновой краски, которую использовали для росписей картин, церковных изображений. Камни лазурита пережигали на костре, растирали и смешивали с воском, смолой или маслами. В древнем Египте лазурит ценился дороже золота.

Месторождения лазурита на Байкале находятся в Слюдянском районе.

Шпинель чёрная с апатитом и лазурит ювелирного качества

Для точного описания минералов геологи определяют их физические свойства, такие, как твёрдость, цвет минерала, по цвет в порошке, вкус, запах и другие свойства. Так, например, все хорошо знают вкус каменной соли и поэтому не пользуют ее при приготовлении пищи. А мягкость минерала графита позволяет использовать его для рисования и черчения.

Наиболее распространённые горные породы на Байкале

Породы и минералы горного окружения Байкала формируются вместе с геологическим развитием Земли. Горные породы подразделяются на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы

Магматические горные породы образуются из магмы - расплавленного вещества земной коры. Основными магматическими породами, из которых состоит земная кора, являются граниты и базальты .

Гранит и базальт

Гранит - глубинная порода светло-серого, розовато-серого, красновато-серого цвета. Основные минералы, входящие в состав гранита - полевой пшат (около 60 %), кварц (около 30 %), слюда. Это прекрасный строительный материал. Его используют для изготовления скульптур, обелисков, колонн, в качестве декоративной облицовки зданий.

Базальт - излившаяся на поверхность лава из недр Земли и застывшая как горная порода. Цвет базальта - от тёмно-серого до чёрного. В базальтах также могут встречаться включения различных минералов. Используется базальт в строительстве в качестве наполнителя для бетонов, для мощения улиц, для кладки фундамента и стел зданий, возведения плотин.

Осадочные горные породы

Осадочные горные породы образуются на поверхности Земли в результате разрушения и дальнейшего осаждения и уплотнения обломков различных горных пород, остатков растений и животных. Скапливаясь в углублениях, обычно в водоёмах, уплотняясь, обезвоживаясь, изменяясь в результате различных химических процессов, осадки превращаются в такие породы, как песчаники, каменный уголь, природные соли, известняки .

Песчаник - осадочная горная порода серых, красноватых, жёлтых, зелёных и коричневых оттенков. Имеет однородное, либо слоистое строение. Состоит из плотно спрессованных песчинок кварца или полевого шпата. Песчаник широко используется как декоративный камень для мощения дорожек, облицовки заборов, зданий, при строительстве дорог.

Известняк - осадочная порода. Чаще всего встречаются известняки белого и серого оттенков. Это мягкая порода, она легко царапается лезвием ножа. Существует много разновидностей известняка. Так, известняк, который образовался из раковин моллюсков, называется ракушечник или ракушняк. Если раковины имеют микроскопические размеры, образуется мягкая порода - мел.

Известняки используются в виде облицовочного камня и плит, минеральной крошки, песка, известняковой муки. Основные потребители известняка - цементная промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Фигурки из песчаника, сформированные ветром и осадками. Известняк

Метаморфические горные породы

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения внутреннего строения магматических или осадочных пород под воздействием высоких температур и давления нагретых паров воды и углекислого газа. В результате этих процессов породы приобретают новую структуру. К метаморфическим породам относятся мрамор, кристаллические сланцы, гнейсы, кварциты .

Мрамор - зернистая метаморфическая горная порода, состоящая из крупных кристаллов минералов кальцита или доломита. Из мрамора изготавливают различные скульптуры для внутренних помещений, парков и садов. Он используется для отделки фасадов, стен и полов зданий, станций метро. В зависимости от примесей других минералов цвет мрамора бывает белым, розовым, серым, голубым.

Кристаллические сланцы - метаморфические горные породы, которые образуются при относительно низком давлении и невысоких температурах и имеют, обычно, слоистое строение. Они отличаются способностью раскалываться на ровные тонкие пластинки, обладают достаточной твёрдостью и водостойкостью. Наиболее распространёнными являются слюдяные кристаллические сланцы. Он и состоят из минералов слюды и кварца. Кристаллические сланцы применяются в качестве строительного материала, огнеупорного сырья.

Мрамор и кристаллические сланцы

Кварциты - плотные зернистые породы, состоящие, в основном, из минерала кварца.

Гнейсы - широко распространённая группа метаморфических горных пород. Основными минералами гнейсов являются полевые шпаты и кварц. В небольшом количестве н гнейсах могут присутствовать такие минералы, как слюда, амфибол, гранат. По химическому составу гнейсы близки к гранитам. Характерная черта гнейсов - чередование светлых и тёмных полос.

Голубой кальцит и гнейс

Глоссарий

Минералы - это природные тела, образующиеся а результате геологических процессов. Минералы состоят из одного элемента, например, золото, или соединения нескольких элементов, например, вода (соединение водорода и кислорода), соль (соединение натрия и хлора), газ метан (соединение водорода и углерода).

Горная порода - один минерал или соединение нескольких минералов, образующиеся в результате геологических процессов и слагающие горные массивы.

Шаман-камень располагается у истока реки Ангары и является заповедной скалой, символизирующей Байкал. С Иркутском разделена 70 километрами пути, в непосредственной близи раскинулся поселок Листвянка.

В силу созвучия, скалу нередко путают с горой Шаманкой мыса Бурхан, не менее знаменитой достопримечательностью Байкала.

Шаман-камень издавна овеяна флером тайны : шаманы проводили на ней обряды, а аборигены были уверены в том, что здесь живет хозяин Ангары – Ама Саган Нойона, о чем сложено немало легенд.

Одна из таких историй повествует о временах, когда Землю населяли витязи богатыри, а олицетворенный Байкал был богатейшим и величайшим созданием планеты. Его дитя, Ангара, считалась первой красавицей, очарование которой ставило на колени. Байкал баловал дочь, Ангара же становилась гордой и своенравной. Пришла пора выдавать девушку замуж, наступило лето и близилось празднование сурхарбана. Созвал Байкал богатырей на турнир за сердце и руку дочери, симпатизируя молодцу по имени Иркут. Чем больше хвалил отец Иркута, тем меньше он нравился Ангаре. Девицу же покорил Енисей, отпрыск могучего Саяна, победивший всех во время поединка. Байкал благословения на этот брак не дал, продолжив уговоры в пользу Иркута. Строптивую дочь, отвечавшую отказом раз за разом, Байкал, разозлившись, заточил в темницу, а сам ответил Иркуту согласием. Узнав об этом, Ангара решила бежать и с помощью братьев-ручейков вырвалась на волю. Байкал пришел в бешенство и затеял грандиозный шторм, повергший в ужас животный мир. Иркут бросился вдогонку сбежавшей невесте, а Байкал схватил отколовшийся кусок скалы, поврежденной молнией, и преградил дочери путь… но опоздал. Ангара была в объятиях Енисея. С тех самых пор влюбленные вместе. Навсегда.

А горькие слезы Иркута и Байкала вкупе со слезами счастья Енисея с Ангарой обратились водой. Скальный же обломок, брошенный Байкалом, не спасший положения, и есть – Шаман-камень. Согласно легенде, если Байкал окончательно разозлится, то сметет он с пути шаманский камень и смоем весь мир собой. А чтобы этого не случилось, местные жители задабривали озеро подношениями, оставляя их у камня.

Еще говорят, что длительное вглядывание в скальный массив позволяет различить старческие лики шаманов , творивших здесь обряды и ритуалы в древние времена. На протяжение нескольких последних лет скала медленно рушится, люди считают – не к добру.

У скалы не только совершились обряды и читались молитвы – здесь также проверялись на невиновность осужденные. Предполагаемого преступника оставляли на ночь на Шаман-камне и если за ночь Байкальские воды его не смывали – человеку выносился оправдательный приговор.

Напротив камня располагается смотровая площадка , подле которой в летнее время открываются торговые киоски с сувенирной и продуктовой продукцией. Действует лодочный прокат .

В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары – Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.

Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

МЫС РЫТЫЙ

Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.


Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию , и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

МЫС ХОБОЙ

Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на . Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.


Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу.

Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.



С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа – к большой удаче.

Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

СКАЛА ШАМАНКА

Одно из самых загадочных байкальских мест – скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала - в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев - отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.


Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина - примерно на 12 метров, в ширина - до 4,5 метров, высота - местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.

Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин - хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.



По свидетельствам жителей поселка Хунжир, расположенного неподалеку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего.

МЫС БОГАТЫРЬ НА О. ОЛЬХОН

Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь – мыс самого крупного . Старинное название мыса – Огненный – связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.


Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

ОЗЕРО ШАРА-НУР

Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей – Шара-Каая.


Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников – их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

ГОРА АЛХАНАЙ

Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа – Алханай (1665 м) – связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.


Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог - один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

С древних времен племена бурят и монголов одухотворяли эти места. На Алханае находится 12 святынь. Самая почитаемая из них – Уудэн Сумэ (Храм Ворота). Эта природная арка в скале, как считают ламы, образует канал, связывающий наш мир с Шамбалой.



Каменный брусвер высотой с метр окружает тропу, по которой паломники идут к храму. Паломники поднимают с тропы камни и таким образом облегчают путь идущим за ними. Под аркой находится субурган – небольшая буддистская ступа, возведенная в 1864 году.

СТОЛ ЧИНГИСХАНА

Легендарное место, связанное с именем великого воина, - это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.


С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.

Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

БЕЛАЯ ГОРА

Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района – с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).


Высота горы – 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

ГОРА ЖИМА

Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
«Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.


Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.

Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ – СВЯЩЕННАЯ ГОРА)



Гора возле села Торы Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона – земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

ГОРА ЕХЕ-ЁРД

На правом берегу реки Анги в всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо – культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.

Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.

Заповедная скала с мистическим названием Шаман-камень возвышается у истока Ангары. Этот уникальный природный памятник — одна из жемчужин Прибайкальского национального парка. Шаман-камень по праву считается символом Байкала. Над водой порой видна бывает лишь верхушка скалы. Подводные склоны массива уходят вглубь на сотни метров. Шаман-камень играет важную экологическую роль. Благодаря ему не замерзает в холода красавица Ангара. В ее 5-15-километровой полынье зимует до 15 000 водоплавающих птиц. Эта зимовка является единственной незамерзающей на территории всей северной Азии.

Шаман-камень — сакральный символ Байкала

Скала — не просто природное образование. История ее появления овеяна легендами. Их много веков из уст в уста передают жители окрестных поселков и деревень. Легенда о Шаман-камне — красивый сказ о противоборстве природных сил. Считается, что того, кто не знает историю скалы, она к себе не подпускает. Легенда, которую рассказывают туристам на Байкале, заучит так.

Давным-давно это было. Во времена далекие на Земле жили витязи, богатыри, сыны природы. Великим и полным несметных богатств был огромный Байкал. Его уважали, почитали. Пред ним преклонялись, и никто ослушаться короля природы не осмеливался. Была у Байкала дочка-красавица. Полноводная речка Ангара росла гордой, своенравной. Она была отрадой великого отца.

Настал черед красавице Ангаре мужа выбирать. Дело было летом, в канун великого праздника Сурхарбана. Байкал призвал богатырей силами помериться, отвагу свою показать, завоевать сердце принцессы. Среди статных красавцев был силач, особенно старику любый. Удалый Иркут всем хорош: и водами полными, и бегом быстрым, и силою богатырской. Но как ни нахваливал своего любимца Байкал, непреклонно оставалось сердце Ангары.

В день Сурхарбана сошлись богатыри в схватке силой мериться. Всех превзошел молодой Енисей, сын грозного Саяна. Отвага и доблесть его покорили сердце принцессы Ангары. Осерчал Байкал, разгневался, не дал родительского благословения. Молодым пришлось расстаться. Много дней и ночей уговаривал величественный Байкал дочь свою своенравную сердце Иркуту отдать. Непреклонной была красавица река. Нашел Байкал на дочь управу, заточил ее в темницу. Ангара потосковала, да вскоре на побег решилась. Призвала братьев младших — ручейков на помощь. Поспешили молодцы вызволять сестрицу, темницу вмиг размыли, вырвалась на свободу Ангара.

Люто рассердился отец Байкал, вздыбил пенные гребни в страшном шторме. Несколько дней сотрясались земля и небо. В страхе покинули родные места звери и птицы. Но не остановил шторм на Байкале Ангару. Бежала она от отца без оглядки. В погоню за красавицей пустился силач Иркут, не догнал. Почти добежала Ангара до Енисея, но тут молния блеснула в небе, обрушилась наземь страшным грохотом, расколола прибрежную скалу. Схватил разгневанный Байкал глыбу каменную и бросил дочери вслед. Но успел Енисей Ангару в объятья заключить, от стихии спасти. С тех пор реки неразлучны. Осколок скалы, брошенный Байкалом Ангаре вслед, так и лежит, где упал. Вода вокруг него никогда не замерзает. Легенда гласит, что это следы Ангары, Байкала, Иркута и Енисея.

Скалу в старину люди прозвали Шаман-камнем. Он священен, находится в сакральном месте. Много столетий подряд приносили подношения здесь хмурому, опасному Байкалу. Считалось, что скала способна карать преступников и лжецов. Издавна испытывали на Шаман-камне людей, кто правое дело делал, по преданию, выживал.

Старики говорят, что характер у озера испортился после бегства дочери его любимой. Когда-то Байкал был светел и ласков. Сегодня характер его склочен, поведение непредсказуемо. Если вновь разгневается старик Байкал, смоет вмиг Шаман-камень, а за ним и весь мир.

Научная история Шаман-камня

Учеными подтверждено неестественное с природной точки зрения перемещение скалы. Свидетельствует это о том, что в районе Байкала в древности происходили определенные тектонические события. Свидетелями природных катаклизмов были тогдашние жители этих мест. Они и сложили легенду об осерчавшем старике, его красавице-дочери, борьбе рек-силачей за сердце Ангары.

В древности во время природных катаклизмов образовывались новые стоки озера, перекрывались старые. Все это сопровождалось буйством стихии, землетрясениями, сильнейшими штормами на Байкале. Не удивительно, что озера боялись, его почитали, с ним считались. До сих пор бурятские шаманы проводят различные ритуалы на берегах озера. Недоступен сегодня для подношений Шаман-камень. Он практически полностью затоплен после строительства Иркутской ГЭС. В ясную погоду скала возвышается всего на 1-1,5 метра над водами истока Ангары. Но своего сакрального значения Шаман-Камень не утратил.

Увидеть сегодня легендарную скалу можно во время экскурсии в поселок Листвянка. Здесь расположена смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на полутораметровую шапку Шаман-камня, практически полностью скрытого под водой, но величественного, таинственного. Эта скала уникальна. Шаман называют камнем, заставляющим вздрогнуть. Этот уникальный природный памятник рекомендуется посмотреть каждому гостю Байкала.


Отдыхающим базы отдыха «Кругобайкальская» предлагаются экскурсии к легендарному Шаман-камню. Поездка сродни путешествию во времени. Один лишь взгляд на сакральный символ Байкала перенесет вас на много веков назад. Кажется, что со смотровой площадки в Листвянке видна лишь шапка скалы… Но через минуту пред вашим взором развернутся события давно минувших лет. Вы увидите убегающую Ангару, разгневанного отца Байкала, услышите шум волн и ветра, грохот падающих камней. Здесь, в одном из самых интересных мест нашей планеты, теряется ощущение реальности. Так величественный, немного хмурый, своенравный, требующий беспрекословного подчинения Байкал встречает тех, кто открывает ему свое сердце.


В хорошую погоду над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, благодаря которому река Ангара не замерзает зимой. В незамерзающей полынье протяженностью от 5 до 15 км обитают до 15 тысяч водоплавающих птиц. Это единственная во всей северной Азии незамерзающая зимовка.

Уникальный геологический объект (паспорт)

Категория : Уникальный геологический объект (УГО)
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0.05 га
Год создания: 1981
Статус: Региональное значение

Нормативно-правовая основа функционирования: Утвержден, Решение облисполкома от 19.05.81 N 264
Перечень основных объектов охраны: островок в истоках Ангары, сложенный нижнеархейскими гнейсами, кварцитами, амфиболитами

Краткое описание геологического объекта: На нет, пожалуй, более популярного и легендарного места, чем крохотный островок в истоке Ангары, носящий название Шаманского камня. Это все, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его в незапамятные времена водами Ангары. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рода порог перед байкальскими глубинами.

Географическое положение: исток р. Ангары, в 0.5 км от условного створа

Широта: 51.87 Долгота: 104.8 (градусы)

Дополнительные сведения: Шаманский камень окружен водами, и пока един­ственным неосуществившимся покушением на его це­лостность можно считать предложение о взрыве для быстрого наполнения водохранилища Иркутской ГЭС.

Камень, заставляющий вздрогнуть

Многие люди знают чудесную легенду о появлении этого камня, ко­торым старик Байкал пытался преградить путь своей своенравной и прекрасной дочери, тайно убегавшей к красавцу Енисею.

При строжайшей опеке своего отца Ангара чувствовала себя не­вольной затворницей, и всячески молила небесные силы о своём осво­бождении.

«О вы, тэнгэринские боги,

Хоть сжальтесь над пленной душой

Не будьте суровы и строги

Ко мне, окружённой скалой.

Поймите, что юность в могилу Толкает запретом Байкал...

О дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал...»

Легенду знают многие, но мало кто осведомлён в том, что камень славен не только и не столько этим легендарным прошлым, но и тем, что служил культовым пристанищем для молитвенных обря­дов бурятских шаманов. Не менее интересно то, что он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, которых подозревали во лжи или измене, особенно в этом плане «везло» не­верным женам. Считалось, что человек, высказывающий неправду, обязательно будет наказан за свой грех на этом камне. Важное свиде­тельство об этих фактах можно найти у Г.Ф. Миллера - немецкого историка, описавшего Сибирь в 18 веке. Он на основании бурятских поверий писал о наличии Aiesha-tscholo «заставляющей вздрогнуть скалы» в истоке Ангары и отмечал, что данное и аналогичные места «пользуются таким почитанием, что лица обвиненные в престу­плении и желающие доказать свою невинность, прибегают к подоб­ной скале и обхватывают её обеими руками, будучи твёрдо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут».

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что в не столь давнее время древние люди были реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах . В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки (см. материал об этих местностях).

Вблизи от Шаманского памятника в 1972 году появилось ещё одно памятное для иркутян, и не только их, место - каменный обе­лиск на берегу истока Ангары, вблизи которого погиб известный рос­сийский драматург, тридцатипятилетний Александр . Он - полурусский-полу бурят - утонул здесь, не справившись со сту­дёной водой. Предчувствуя свою судьбу, в своем дневнике он как-то записал: «Я никогда не буду старым».