Метка: любовь. Легенда о двух влюблённых

Пирам и Фисба

Этот_миф_можно_найти_только_у_Овидия._Как_писателя_миф_характеризует_его_наилучшим_образом:_он_хорошо_написан,_содержит_несколько_риторических_монологов_и,_как_бы_между_прочим,_короткое_эссе_о_любви._

Когда-то в давние времена темно-красные ягоды шелковицы имели совсем иной цвет. Они были белыми как снег. Свой цвет они изменили по удивительной и печальной причине. Этой причиной была смерть двух юных влюбленных.

Пирам, самый красивый юноша, и Фисба, самая прелестная девушка на всем Востоке, жили в Вавилоне, городе царицы Семирамиды. Их дома были построены так близко друг от друга, что даже одна стена была у них общей. Подрастая вместе, Пирам и Фисба полюбили друг друга. Они собирались пожениться, но их родители воспротивились этому. Но ведь любить не запретишь! Чем больше стараться приглушить это пламя, тем ярче оно будет гореть. И любовь всегда проложит себе путь. Едва ли можно было разделить этих двоих, сердца которых пылали таким жарким пламенем.

В стене, разделяющей их дома, была небольшая трещина. Раньше ее никто не замечал, но разве существует что-нибудь такое, чего не могло бы не заметить любящее сердце. Молодые люди, конечно, обнаружили щель и через нее шептали друг другу нежные слова: Пирам – по одну сторону стены, Фисба – по другую. Ненавистная стена, раньше разделявшая их, теперь стала средством их взаимного общения. «Кроме тебя, нам некого ласкать и целовать, – говорили влюбленные, – но зато ты позволяешь нам говорить друг с другом. Благодаря тебе наши любовные слова достигают любящих ушей. И мы благодарны тебе за это». Так они вознаграждали стену, и когда приходила ночь и им приходилось расставаться, каждый запечатлевал на ее поверхности поцелуи, которые, к сожалению, не могли дойти до губ, ожидавших их с другой стороны стены.

Каждое утро, когда рассвет изгонял с неба звезды и солнечные лучи осушали росу на траве, Пирам и Фисба прокрадывались к щели и, встав перед нею, произносили слова страстной любви и жаловались на свою горькую судьбу, но всегда делали это шепотом. В конце концов настал день, когда терпеть разлуку они уже больше не могли. Они уговорились, что в этот же вечер они попытаются ускользнуть из дому и пробраться через весь город за городские стены, где они наконец смогут безбоязненно увидеться друг с другом. Они уговорились встретиться в условленном месте, у гробницы царя Нина, под высокой шелковицей, покрытой снежно-белыми ягодами, близ которой журчал холодный источник. План восхитил их обоих, и им казалось, что этот день уже не кончится никогда.

Наконец солнце стало садиться. Уже в темноте Фисба выбралась из дому и тайком пробралась к гробнице Нина. Пирама еще не было; она стала ждать его – ее любовь придавала ей смелости. И тут совершенно неожиданно для себя она увидела в лунном свете львицу. Свирепый зверь только что загрыз свою очередную жертву; челюсти львицы были еще обагрены ее кровью. Она шла к источнику утолить жажду. Львица была довольно далеко от Фисбы, и та еще могла спастись бегством, но, убегая, она уронила свою накидку. А львица, возвращаясь в свое логово, схватила ее и порвала на части, а потом скрылась в чаще. И вот что увидел Пирам, появившись на месте встречи несколько минут спустя. Перед ним валялись окровавленные куски накидки, а на песке четко отпечатались следы львицы. Его выводы были однозначными. Он и не сомневался, что понял все. Фисбы уже не было в живых. Он позволил своей любви, нежной девушке, одной прийти в это полное опасностей место и не пришел первым, чтобы защитить ее. «Это я, я убил ее», – повторял он. Он поднял с затоптанного песка лохмотья, оставшиеся от накидки Фисбы, и, осыпая их поцелуями, понес к шелковице. «А теперь, – произнес он, – ты выпьешь и мою кровь». С этими словами он вытащил меч и вонзил его себе в бок. Его кровь хлынула на ягоды, окрасив их в темно-красный цвет.

Фисба, хотя и напуганная львицей, еще больше боялась потерять своего любимого. Осмелев, она пробралась к дереву, под которым они с Пирамом уговорились встретиться, под шелковицей, покрытой снежно-белыми ягодами. Но найти его она не смогла. Дерево стояло на месте, но на его ветках ничего ослепительно белого она не обнаружила. Когда Фисба разглядывала дерево, что-то на земле зашевелилось. Содрогнувшись, она сделала несколько шагов назад и в тот же момент поняла, кто же лежит на земле. Это был Пирам, омываемый собственной кровью и умирающий. Она устремилась к нему и обхватила его шею руками. Она целовала его в холодеющие губы и просила хоть раз взглянуть на нее, поговорить с ней. «Это же я, твоя Фисба, твоя любовь», – выкрикивала она. При звуках ее голоса он приподнял тяжелеющие веки и взглянул на нее. А потом смерть закрыла их навсегда.

Фисба увидела меч, выпавший из его руки, а рядом с ним свою окровавленную и порванную накидку и поняла все. «Тебя убила твоя собственная рука, – произнесла она, – и твоя любовь ко мне. Но я тоже могу быть храброй. Только смерть могла разделить нас, но теперь она этого не сможет». С этими словами Фисба вонзила себе в сердце меч, еще влажный от крови Пирама.

В конце концов боги сжалились над влюбленной парой, да и их родители тоже. Вечным же напоминанием о трагической судьбе влюбленных служат темно-красные ягоды шелковицы. Пепел же влюбленных, которых не могла разделить даже смерть, захоронен в одной урне.

Орфей и Эвридика

Об_участии_Орфея_в_походе_аргонавтов_рассказывает_только_Аполлоний_Родосский,_греческий_поэт,_творивший_в_III в._до_н. э._Остальную_часть_мифа_лучше_всех_передают_два_римских_поэта,_Вергилий_и_Овидий_(приблизительно_в_одном_стиле)._Поэтому_здесь_и_употребляются_латинские_имена._Замечу,_что_все_сказание_в_целом_мог_бы_изложить_каждый_из_трех_названных_поэтов._

Самыми первыми музыкантами были сами боги. Афина, правда, не отличилась в этом искусстве, но зато изобрела флейту, хотя и не играла на ней. Гермес смастерил лиру и подарил ее Аполлону, и тот сумел извлекать из нее настолько мелодичные звуки, что, когда он впервые заиграл на Олимпе, боги забыли обо всем. Для себя Гермес сделал пастушью свирель и наигрывал на ней очаровательные песенки. Пан же изобрел тростниковую дудочку, певшую сладко, как весенний соловей. У Муз не было особо любимого ими инструмента, но их голоса уже сами по себе несомненно были совершенны.

Следующими по таланту и мастерству исполнения можно считать нескольких смертных, дстигших в своем искусстве такого совершенства, что в этом отношении они почти сравнились с богами. Из них самым выдающимся являлся несомненно Орфей. Он был сыном одной из Муз и фракийского царя. Его мать передала ему свой музыкальный дар, а взлелеяла его сама Фракия, ведь фракийцы были самым музыкальным народом в Греции. Орфей не имел равных себе ни в своей стране, ни где-нибудь еще, за исключением одних только богов. Когда он играл и пел, его возможностям предела не было. Противостоять ему не мог никто и ничто.

В чащах лесных на фракийских горах

Орфей двигал деревья, двигал и скалы

Своею волшебною лирой. Даже звери по зову ее

Сами шли из лесу.

За ним могло следовать все: и живые существа, и неодушевленные вещи. Он передвигал утесы на склонах гор и изменял течение рек.

О жизни Орфея до его несчастной женитьбы мало что известно, хотя из-за нее он стал известен гораздо больше, чем благодаря своему музыкальному дарованию. Тем не менее известно, что он принял участие в одной прославившей себя на всю Грецию экспедиции, в которой, быть может, принес гораздо больше пользы, чем остальные ее участники. Имеется в виду его путешествие с Ясоном на _Арго._Когда плывшие на _Арго_герои уставали или грести становилось особенно трудно, Орфей ударял по струнам своей лиры, и гребцы обретали новые силы, и их весла двигались в такт наигрываемой им мелодии. Если же возникала угроза ссоры, его лира начинала звучать так нежно, так мирно и дружелюбно, что самые горячие головы охлаждались и забывали про свой гнев. Он спас героев и от Сирен. Когда аргонавты услыхали плывущее над морскими просторами чарующее пение, оставлявшее у них только одно желание – слышать его больше и больше, они повернули свой корабль к берегу острова Сирен. Орфей же подхватил свою лиру и заиграл такую чистую, такую трогающую сердца мелодию, что в ушах героев она просто заглушила звуки фатальных для них песнопений Сирен. Аргонавты вернули корабль на прежний курс, и ветры отогнали его от опасного острова. Если бы на нем не было Орфея, то греческие герои наверняка сложили бы свои кости на острове Сирен.

Нам неизвестно, когда он впервые встретил и при каких обстоятельствах предложил руку и сердце Эвридике, девушке, которую он полюбил. Тем не менее не возникает сомнений, что ни одна девушка, которой он делал бы такое предложение, не могла бы устоять перед чарами его музыки. Они поженились, но их супружеские радости были недолгими. Вскоре после свадьбы, когда Эвридика гуляла со своими подругами на лугу, ее укусила гадюка, и она умерла. Горе Орфея было неописуемым. Вынести разлуки он не мог и решил спуститься в царство мертвых, чтобы вернуть Эвридику. Себе же он сказал:

Своею лирой

Смогу зачаровать я дочь Деметры

И вместе с ней и самого Аида.

Растроганным их сердце

Вижу я моей игрою,

И выведу я супругу молодую

Орфей осмелился сделать ради своей любви то, на что еще не осмеливался ни один другой мужчина. Он спустился в Аид, и когда коснулся струн своей лиры, то все, кто находился там, в безмолвии замерли. Кербер забыл, что он должен охранять адские врата, остановилось колесо Иксиона, присел отдохнуть на своем камне Сизиф, и впервые увлажнились слезами лица ужасных Фурий. Сам владыка Аида вместе с супругой подошли поближе к Орфею, чтобы лучше слышать его игру. Орфей же, обращаясь к ним, пел:

О, вы, божества, чья вовек под землею обитель,

Здесь окажемся все, сотворенные смертными! Если

Можно, отбросив речей извороты лукавых, сказать вам

Правду, дозвольте. Сюда я сошел не с тем, чтобы мрачный

Тартар увидеть, не с тем, чтобы чудовищу, внуку Медузы,

Шею тройную связать, с головами, где вьются гадюки,

Ради супруги пришел. Стопою придавлена, в жилы

Яд ей змея пустила и похитила юные годы.

Горе хотел я стерпеть. Старался, но побежден был

Богом любви: хорошо он известен в пределах наземных, -

Столь и здесь – не скажу; уповаю, однако, что столь же.

Если не лжива молва о былом похищенье – вас тоже

Соединила любовь! Сей ужаса полной юдолью

Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:

Вновь Эвридике моей заплетите короткую участь!

Все мы у вас должники: помедлив недолгое время,

Раньше ли, позже ли – все в приют поспешаем единый,

Все мы стремимся сюда, здесь дом наш последний; вы двое

Рода людского отсель управляете царством обширным.

Так и она: ей положенные годы созреют,

Будет под властью у вас – возвращенья прошу лишь на время,

Если же милость судеб в жене мне откажет, отсюда

Пусть я и сам не уйду; порадуйтесь смерти обоих.

…ни царица-супруга,

Ни властелин преисподней мольбы не исполнить не могут.

Царственные супруги приказали привести Эвридику и отдали ее супругу, под одним условием: когда она последует за ним, он не должен оборачиваться до тех пор, пока они не достигнут верхнего мира. Через ворота Аида супруги вышли на дорогу, которая повела из адской тьмы к свету, поднимаясь все выше и выше. Орфей знал, что Эвридика – где-то позади него, но ему все время хотелось бросить на нее хоть мимолетный взгляд, чтобы убедиться, что она здесь. И вот они уже почти завершили свой путь – тьма стала рассеиваться, и Орфей с огромной радостью сделал первый шаг в мир света и тотчас же обернулся, чтобы взглянуть на супругу. Но слишком рано – он увидел ее еще в туманной дымке и простер руки, чтобы удержать ее, но в тот же миг Эвридика исчезла, скользнув назад, во тьму преисподней. Он услышал только едва различимое «Прощай!».

Полный отчаяния, Орфей бросился за ней, мчась по уже пройденному им пути все дальше и дальше, все ниже и ниже, но в Аид его уже не пропустили. Боги не разрешили ему, живому, второй раз войти в пределы царства мертвых. Ему пришлось вернуться на землю одному, в глубоком горе. После этого Орфей стал избегать общества людей. Он бродил по диким, безлюдным местам Фракии, не имея при себе ничего, кроме лиры. Он не переставал перебирать ее струны; и ему с радостью внимали скалы, реки и деревья, его единственные слушатели. Но однажды ему встретилась компания менад. Они были в таком же безумном состоянии, как и те, которые так жестоко расправились с Пенфеем. Они разорвали несчастного Орфея на части и бросили его изувеченную голову в быстрые воды Гебра. Ее вынесло из устья реки, и она была найдена на берегу Лесбоса. Она совсем не пострадала от морской воды; ее окружили Музы и похоронили в святилище на острове. Части его тела они собрали и тоже похоронили в могиле у подножия Олимпа. И над этой могилой соловьи поют гораздо слаще, чем где-либо еще.

Кеик и Алкиона

Лучше_всего_этот_миф_изложен_у_Овидия._Преувеличения_в_описании_шторма_типичны_для_римского_автора._Детальное_же_описание_жилища_бога_сна_свидетельствует_о_возможностях_Овидия_как_бытописателя._Имена_богов,_естественно,_римские._

Фессалийский царь Кеик был сыном светоносца Люцифера – звезды, возвещающей приход дня, и его лицо повторяло прекрасный лик его отца. Его жена Алкиона также была высокого происхождения; она была дочерью повелителя ветров Эола. Супруги преданно любили друг друга и никогда добровольно не разлучались. Но однажды Кеик был вынужден покинуть супругу и отправиться в далекое морское путешествие. У него приключились неприятности, и он собирался попросить совета у оракула, этого прибежища попавших в беду людей. Когда Алкиона узнала о его планах, она крайне обеспокоилась, даже испугалась. Рыдая, она говорила ему, что о бедствиях, происходящих на море, о мощи ветров она знает, как никто другой. Ведь во дворце своего отца она наблюдала за ними с детства, видела штормы, которые они вызывают, черные тучи, которые они гонят по небу, и ужасные желто-красные молнии. «И столько же раз, – рассказывала она, – я видела на берегу обломки кораблей, выброшенные волнами. О, не езди никуда! А если я не могу тебя убедить, то хоть возьми меня с собой. Я же вынесу все, что только может с нами случиться».

Кеик был глубоко тронут ее словами. Он знал, что она любит его не меньше, чем он ее, но ему не хотелось отказываться от своих намерений. Он, кроме того, был уверен, что должен получить совет оракула, и поэтому и слышать не хотел о том, что она будет делить с ним все связанные с путешествием опасности. Алкионе пришлось уступить и отпустить его одного. Когда она прощалась с ним, на сердце у нее было так тяжело, словно она предвидела все, что им предстоит. Она простояла на берегу, пока его корабль не скрылся из глаз.

В эту же ночь на море разразился ужасный шторм. Все ветры, встретившись вместе, устроили между собой сумасшедшую схватку и поднимали волны высотою с гору. Дождь лил такой стеной, что казалось, будто все небо изливается в море, а море собирается добраться своими волнами до неба. Все, кто плыл на этом утлом и уже потрепанном волнами суденышке, были охвачены ужасом. Все, кроме одного, который думал только об Алкионе и радовался, что она – в безопасности. И ее имя было у него на устах, когда корабль утонул и над ним сомкнулись волны.

А Алкиона считала дни. Она, стараясь занять себя, соткала мужу ко дню его предполагаемого приезда новые одежды. Себе она тоже соткала одежды, чтобы выглядеть такой, какой Кеик в первый раз увидел ее. Много раз в день она молилась за него богам, больше всего Юноне. Богиня была тронута этими молитвами, которые тем более возносились за мертвого человека, как за живого. Она позвала к себе вестницу богов Ириду и приказала ей отправиться в жилище бога сна Сомна и просить его послать Алкионе сон, из которого она узнает правду о Кеике.

Обитель Сомна была расположена неподалеку от мрачной страны киммерийцев, в глубокой долине, куда никогда не заглядывает солнце, и все окутано мглой вечных сумерек. Там не кричат петухи, не лают сторожевые псы, не шуршат под ветерком ветки, мирную тишину не нарушает ни один разговор. Единственные звуки здесь – это тихое журчание манящих ко сну струй Леты, реки забвения. Перед входом в жилище Сомна цветут маки и множество усыпляющих трав. А внутри его на мягком-премягком ложе, покрытом черными простынями, возлежит сам Сомн. Именно туда и направилась Ирида, одетая в свой многоцветный плащ, соскользнув по радуге на землю, и затемненное жилище Сомна сразу озарилось радужным сиянием, распространившимся от ее одеяния. Но даже и при свете ей было очень трудно заставить бога поднять свои тяжелые веки и понять, что от него требуется. Как только Ирида удостоверилась, что он действительно пробудился и ее поручение выполнено, она поспешила прочь, боясь, что в этом жилище и она может навеки заснуть.

Старый Сомн разбудил своего сына Морфея, умевшего принимать вид любого из человеческих существ, и передал ему приказание Юноны. На бесшумных крыльях Морфей устремился на землю и предстал перед ложем Алкионы, приняв облик утонувшего Кеика. Нагим, со стекающей по его телу водой он склонился над Алкионой.

– О, моя бедная жена! – произнес он. – Взгляни, я – твой супруг. Узнаешь ли ты меня или меня так страшно изменила смерть? Меня уже нет в живых, Алкиона. Когда волны уже совсем захлестывали меня, на моих устах было твое имя. Никаких надежд у меня нет. Подари только мне свои слезы, не оставь меня неоплаканным.

Алкиона застонала во сне, простерла руки к своему мнимому супругу и воскликнула:

– Подожди! Я пойду с тобой!

От своего крика Алкиона пробудилась. Окончательно проснувшись, она пришла к убеждению, что ее супруг погиб и она видела не сон, а его самого. «Да, я видела его, вот на этом самом месте, – говорила она себе. – Несчастный, как жалко он выглядел. Он умер, и я тоже скоро умру. Могу ли я оставаться дома, когда тело моего мужа носит по волнам? Я не оставлю тебя, супруг мой; я не хочу больше жить!»

С первыми лучами солнца Алкиона отправилась на берег, на мыс, на котором стояла, провожая мужа в плавание. Пока она стояла и смотрела в море, где-то в синей дали показался какой-то странный предмет; волны гнали его все ближе и ближе к берегу, и она поняла, что это – мертвое тело. Исполненная жалости и страха, она не отводила от него глаз, а оно медленно приближалось к берегу. И вот оно уже почти у мыса, почти рядом с ней. Она узнала его: это был Кеик, ее супруг. С криком «О, муж, любимый!» она помчалась к нему и бросилась в воду. И тут случилось чудо: она не утонула в морских волнах, а поплыла по ним. У нее появились крылья; ее тело покрылось перьями – она превратилась в птицу. Боги были добры к супружеской чете. В птицу был превращен и Кеик. Когда Алкиона доплыла до места, где должно было плавать его тело, то не обнаружила его. Кеик же с радостью приветствовал ее в своем новом обличье. Их любовь осталась неизменной. Их всегда можно видеть вместе плывущими или резвящимися среди волн.

В конце каждого года бывает семь дней, когда на море царит полный штиль, оно – тихое и спокойное, над волнами – ни ветерка. Волны – словно зачарованные. Это те дни, когда Алкиона высиживает птенцов в своем плавающем по волнам гнезде. После того как выведутся птенцы, эти чары пропадают. Но дни с идеально тихой погодой приходят регулярно каждую зиму; их так и называют по имени супруги: алкионовыми, или, что чаще, просто «днями зимородка».

В эти дни зимородки качаются на зачарованных морских волнах^{17}^.

Пигмалион и Галатея

Этот_миф_известен_только_по_творчеству_Овидия_и_поэтому_богиню_любви_в_нем,_естественно,_зовут_Венерой._Он_представляет_собой_великолепный_пример_свойственной_Овидию_манеры_«изысканно_приодеть»_известные_мифы._

Одаренный молодой скульптор Пигмалион, живший на Кипре, был ярым женоненавистником.

Оскорбясь на пороки, которых природа

Женской душе в изобилье дала, холостой, одинокий

Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.

Пигмалион решил не жениться никогда. Ему достаточно его искусства, говорил он себе. Тем не менее статуя, которую он изваял и которой отдал весь свой гений, была статуей женщины. Вероятно, он или не мог чувствами отрешиться от того, чего не одобрял умом и даже отрицал образом своей жизни, или же намеревался создать образ идеальной женщины, продемонстрировав таким способом мужчинам те недостатки, которыми природа наделила реальных женщин.

Как бы там ни было, он работал над статуей очень долго, весь отдаваясь любимому делу, и в конце концов создал совершеннейшее произведение искусства. Тем не менее он продолжал свою работу, и день ото дня под его искусными пальцами статуя становилась все прекраснее. Ни одна когда-либо жившая на земле смертная женщина, тем более ни одна статуя не могли с нею сравниться. Когда далее совершенствовать ее уже стало невозможным, со скульптором произошло нечто удивительное: он влюбился в собственное творение. Объяснением здесь может послужить то обстоятельство, что эта статуя совсем не выглядела статуей: никто не мог бы подумать, что перед ним – слоновая кость или мрамор; нет, каждый чувствовал перед собой теплое человеческое тело, лишь на мгновение застывшее в неподвижности. Таково было искусство этого преисполненного профессиональной гордости молодого человека. Это была вершина его творчества, когда искусство заставляет забыть о самом себе.

Пигмалион и Галатея

С этого времени прекрасный пол, которым Пигмалион так пренебрегал, начал мстить за себя. Ни один юноша, влюбленный в реальную земную девушку, не страдал, как он. Он целовал эти манящие губы, но они не могли ему отвечать; он заключал ее в объятия, но она оставалась холодной и неподвижной. Иногда он пытался поступать с ней так же, как дети поступают со своими игрушками. Он одевал ее в богатые одежды, проверяя, как на ней смотрятся наряды скромных или, наоборот, ярких расцветок, и представляя себе, какое удовольствие она от них получает. Он приносил ей дары, которые приносят живым девушкам: маленьких птичек, веселые цветы и сверкающие слезы янтаря, которые роняли сестры Фаэтона, а потом ему начинало казаться, что она его благодарит. На ночь он переносил ее в постель и закутывал со всех сторон, чтобы ей было тепло и мягко – так поступают со своими куклами маленькие дети. Но он не был ребенком и не мог играть в такие игры вечно. В конце концов Пигмалион сдался. Да, он полюбил безжизненную статую и был крайне несчастлив от этого.

Эта удивительная страсть не могла долго оставаться скрытой от богини любви. Венера заинтересовалась этим доселе неведомым ей феноменом – новой разновидностью возлюбленного, и решила помочь Пигмалиону, который был истинно и страстно влюблен и в то же время предавался чудачествам.

Торжества в день Венеры, естественно, устраивались на Кипре, острове, на котором она впервые появилась, рожденная из морской пены. В жертву ей приносились снежно-белые телки с позолоченными рогами; небесный аромат благовоний, поднимающийся от алтарей Венеры, распространялся по всему острову; толпы паломников заполняли ее храмы, и среди этих паломников можно было встретить не одного несчастного влюбленного, пришедшего с дарами и молящегося о том, чтобы та, в которую он влюблен, оказалась милостива к нему. Среди этих несчастных влюбленных был, конечно, Пигмалион. Он осмелился просить богиню всего лишь о том, чтобы она помогла ему сыскать девушку, похожую на его статую, но Венера хорошо знала его истинное желание, и в знак того, что его молитва принята благосклонно, пламя на алтаре, перед которым он стоял, трижды разгоралось и затухало.

Весьма озадаченный этим предзнаменованием, Пигмалион отправился к своему дому, к своей любви, статуе, которую он создал и которой отдал свое сердце. Она по-прежнему возвышалась на своем пьедестале, потрясающе прекрасная! Он погладил ее, а потом отошел на несколько шагов назад. Был ли это самообман или она действительно была теплой, когда он касался ее? Он поцеловал ее в губы. Это был долгий и томительный поцелуй, и вдруг он почувствовал, что ее губы становятся мягче. Он дотронулся до ее рук, ее плеч; они уже не были больше такими твердыми. Они напоминали воск, растапливаемый солнцем. Он взял ее за запястье; там пульсировала кровь. «Это сделала Венера», – подумалось ему. И с несказанной радостью и признательностью богине он заключил в объятия свою любимую и смотрел, как она улыбается, глядя прямо ему в глаза, и медленно покрывается нежным румянцем.

Венера сама почтила их свадьбу своим присутствием. А о последующих событиях мы не знаем ничего, кроме того, что Пигмалион назвал девушку Галатеей, а их сын, Пафос, дал имя любимому городу Венеры.

Бавкида и Филемон

Единственный_источник_этого_мифа_–_поэма_Овидия._Поэма_очень_хорошо_отражает_любовь_Овидия_к_деталям_и_искусный_способ_их_использования,_с_помощью_которого_он_делает_волшебную_сказку_более_реалистичной._Имена_богов_–_римские._

Среди фригийских холмов когда-то росли два дерева, на которые и местные жители, и те, кто обитал вдали от этих мест, указывали как на чудо. Это неудивительно, потому что одним из них был дуб, а другим – липа, но оба они росли из одного ствола. История о том, почему это произошло, представляет собой доказательство безмерной силы богов, а также показывает, какими способами они вознаграждают смиренных и богобоязненных.

Иногда, когда Юпитеру надоедало вкушать амброзию и попивать нектар на Олимпе и он даже несколько уставал слушать лиру Аполлона и созерцать греческие танцы, он спускался на землю, переодетый простым смертным, и отправлялся на поиски приключений. Его излюбленным спутником в таких прогулках был Меркурий, наиболее предприимчивый из всех богов, самый хитроумный и самый сообразительный. На этот раз Юпитер решил проверить, насколько гостеприимны жители Фригии. Конечно, соблюдение законов гостеприимства представляло для него особую важность, поскольку все странники, искавшие крова на чужой стороне, находились под его особым покровительством.

Оба бога соответственно приняли вид бедных странников и пошли по фригийской земле, стучась на своем пути в каждую убогую хижину или богатый дом и прося о пище и крове. Но никто не впускал их; каждый раз им грубо отказывали и захлопывали перед ними дверь. Они сделали более сотни попыток, но везде находили один и тот же прием. Наконец они зашли в маленькую лачугу, на вид гораздо беднее всех тех, которые они видели до сих пор, и с крышей из тростника. Однако, когда они постучали в этот раз, дверь перед ними широко распахнулась и любезный голос попросил их войти. Чтобы войти в низкую дверь, они должны были наклониться, но внутри они оказались в уютной и очень чистой комнатке, где добродушный старик хозяин и его жена приветствовали их самым дружеским образом и тотчас же засуетились, пытаясь разместить гостей получше.

Придвинув к огню широкую скамью, хозяин предложил им растянуться и хорошенько отдохнуть на ней, а хозяйка набросила на нее мягкое покрывало. Она объяснила гостям, что ее зовут Бавкида, а ее мужа – Филемон. Они живут в этой лачуге в течение всей своей супружеской жизни и всегда чувствовали себя счастливыми. «Мы – бедняки, – говорила она, – но бедность не так уж и страшна, если у тебя есть желание справляться с ней, да и смирение – тоже неплохая вещь». Разговаривая с гостями, она все время что-то для них делала. Бавкида вздула угли, лежавшие под слоем золы в темном очаге, и запылал веселый огонь, повесила над огнем небольшой котелок с водой, и к тому моменту, когда она закипела, как раз вернулся ее муж, принесший из огорода кочан капусты. Он немедленно был отправлен в котелок вместе с куском окорока, висевшим на одной из потолочных балок. Пока ужин варился, хозяйка своими трясущимися руками ставила стол. Он хромал на одну ножку, и она подложила под нее черепок от глиняного блюда. На стол она поставила оливки, редиску и несколько яиц, которые запекла в золе. Ужин к этому времени уже сварился, и хозяин приставил к столу два расшатанных ложа и пригласил своих гостей прилечь и приступать к трапезе.

Между тем он принес им по буковому кубку и чашу для смешивания вина, в которой действительно плескалось какое-то вино, сильно разбавленное водой и по вкусу напоминающее уксус. Филемон, однако, был совершенно горд и счастлив оттого, что мог подать на стол подобную роскошь, и сразу же наполнял кубки гостей, как только они пустели. Старики были настолько упоены успехом своего гостеприимства, что одну странность, случившуюся за столом, упустили из виду. Чаша для смешивания вина все время оставалась полной. Не важно, сколько кубков вина уже было налито из нее, уровень вина оставался тем же – чаша была полна до краев. Когда же они заметили и оценили это чудо, они тотчас же в ужасе переглянулись и, опустив глаза, принялись молча молиться. Потом, запинаясь и дрожа от страха, они смиренно попросили гостей простить их за то, что угостили таким скромным ужином. «У нас еще есть гусь, – заявил хозяин, – которого мы должны были бы предложить вашим милостям. Подождите, и он будет тотчас же готов». Однако поймать гуся было выше их сил. Они пытались это сделать, пока совсем не выбились из сил, а Юпитер и Меркурий наблюдали за ними с немалым удовольствием.

А когда Филемону и Бавкиде пришлось прекратить охоту за гусем, боги почувствовали, что теперь пришел их черед действовать. Они пребывали в очень благодушном настроении. «Вы принимали у себя богов, – заявили они хозяевам, – и теперь должны быть вознаграждены! Эта злосчастная местность, где так пренебрегают мольбами странников, будет жестоко наказана. Наказание понесут все, но только не вы». Они вывели стариков из их лачуги и предложили им осмотреться вокруг. Вся местность была затоплена – вместо нее старики увидели огромное озеро. Их соседи нехорошо относились к Филемону и Бавкиде, но те все равно проливали о них слезы. Но вдруг их слезы сами собой высохли, когда они узрели еще одно чудо. На их глазах жалкая приземистая лачуга, которая столько лет была их жильем, превратилась в величественный храм со множеством колонн и золотой крышей, выстроенный из самого белого мрамора.

– Добрые люди, – продолжал Юпитер, – просите, чего только вам захочется, и ваше желание будет исполнено.

Старики быстро поговорили шепотом, и Филемон произнес:

– Дозвольте нам быть вашими жрецами, охраняющими ваш храм. Да… и потом, раз уж мы с женой столько времени прожили вместе, пусть ни один из нас никогда не испытает чувства одиночества. Сделайте так, чтобы мы умерли вместе.

Боги согласились, вполне довольные своими хозяевами. Те долгое время служили жрецами в этом великолепном новом храме, и нам ничего не известно о том, сожалели ли они в глубинах своего сердца об их уютной крошечной хижине. Однажды, стоя перед храмом, они припоминали свою прошлую жизнь, которая была очень счастливой. Оба были уже в очень преклонных годах. И, все еще обмениваясь воспоминаниями, они вдруг увидели, что каждый из них начинает пускать побеги, подобно дереву. Вокруг их тел уже нарастала кора. У них хватило времени только для того, чтобы воскликнуть: «Прощай, дорогой супруг!» Когда эти слова соскользнули с их губ, они уже превратились в деревья, но все равно продолжали быть вместе. Липа и дуб росли от одного корня.

Дивиться чуду приходили люди из самых дальних краев, и на ветвях дуба и липы всегда висели венки в честь этой богобоязненной и добродетельной четы.

Эндимион

Этот_миф_я_излагаю_по_поэме_Феокрита,_жившего_в_III в._н. э._Он_повествует_его_в_чисто_греческой_манере_–_просто_и_сдержанно._

Жизненный путь этого столь известного юноши довольно короток. Одни поэты утверждают, что он был царем, другие – охотником, но большинство сходятся на том, что он был простым пастухом. Тем не менее все называют его юношей неописуемой красоты, что во многом и определило его редкостную судьбу.

Когда юный пастух

Эндимион стада свои сторожил,

Селена-Луна страстно

Влюбилась в него

И, с неба сойдя,

На поляну на Латмосе^{18}^,

Целуя его, возлегла рядом с ним.

Благословенна судьба пастуха!

Он в вечной блаженной дремоте,

Пигмалион и Галатея Спит, не шелохнувшись, не просыпаясь,

Этот красавец Эндимион…

Он никогда не просыпался и так никогда и не увидел наклоняющееся над ним серебристое тело богини. Во всех рассказываемых о нем вариантах мифа он, наделенный бессмертием, будет спать вечно, не приходя в сознание. Сказочно прекрасный, он возлежит на склоне горы, неподвижный и отрешенный, как смерть, но живой и теплый, и каждую ночь Селена спускается к нему и покрывает его поцелуями. Утверждают, что в сон Эндимиона погрузила она сама, чтобы ей всегда было легко найти его и ласкать, сколько ей будет угодно{19}^. Правда, некоторые полагают, что ее страсть приносит ей только боль, сопровождаемую тысячами вздохов.

Дафна

Этот_миф_пересказан_только_одним_Овидием._Так_излагать_мог_только_римлянин._Поэт-грек_никогда_бы_не_задумался_об_элегантности_наряда_и_прическе_лесной_нимфы._

Дафна была еще одной из череды независимых и отвергающих любовь и замужество юных охотниц, образы которых так часто встречаются в мифах. Как утверждают, она была первой любовью Аполлона. Неудивительно, что она спасалась от него бегством. Ведь не одна неудачливая девушка, ставшая возлюбленной одного из богов, должна была или тайком убить свое дитя, или сама готовиться к смерти. В лучшем случае ей грозило изгнание, но многие женщины думали, что оно хуже смерти. Океаниды, посетившие Прометея, прикованного к кавказской скале, рассказывая ему некоторые свои мысли о возможности сочетаться с богами, всего лишь отдавали дань простейшему здравому смыслу.

О, никогда, никогда

Пусть не увидят Мойры на ложе меня

Зевсовой страсти

Или женой другого сына небес.

Нисколько мне не страшно с равным в брак вступить,

Но не взглянул бы на меня

С неумолимой страстью бог высокий!

Безнадежна здесь надежда, без входа и выхода.

Я не знаю, как жить тогда…

Дафна полностью согласилась бы с их словами. Вместе с тем она не хотела и возлюбленных из смертных. Ее отец, речной бог Пеней, уже давно устал слышать об ее отказах всем красивым и во всех отношениях достойным женихам. Он мягко укорял ее и жаловался:

– Что же, у меня никогда не будет внука?

Она обнимала его за шею и начинала упрашивать:

– О, отец, милый, дозволь мне жить как Диана. Добродушный Пеней сдавался, и она тотчас же убегала в лесные чащи, радуясь своей благословенной свободе.

Но однажды Дафну увидел Аполлон, и для нее все кончилось. Она в это время охотилась, на ней была короткая, до колен, одежда, ее руки были обнажены, ее волосы – в беспорядке. И все-таки она была удивительно хороша. Аполлон же подумал: «А как бы она выглядела, если ее как следует одеть и причесать?» Эта мысль заставила с еще большей силой пылать тот огонь, который уже пожирал его сердце, и он устремился за ней. Дафна убегала, а ведь она была замечательной бегуньей. Даже Аполлон не мог сразу ее догнать, впрочем, он сделал это довольно быстро. На бегу он не раз взывал к ней, пытаясь ее остановить: он умолял, убеждал ее, давал ей всяческие обещания.

– Не бойся, – кричал он, – остановись и постарайся понять, кто я такой. Ведь я – не мужлан, не какой-нибудь пастух. Я – хозяин Дельф, и я тебя люблю.

Но Дафна продолжала убегать, испуганная еще больше, чем прежде. Если ее действительно преследует сам Аполлон, надеяться ей было не на что, но она решила сопротивляться до конца. Выхода не было, она уже чувствовала дыхание у себя за спиной, но тут деревья неожиданно расступились перед ней, и она увидела реку своего отца.

– Отец, помоги мне! Помоги мне! – в отчаянии прокричала она.

Любовные романы как часть культуры изнасилования

Возможно, ты не любительница подобной литературы, и думаешь, что любовный роман – это сплошное “их взгляды встретились и все заверте…” К счастью, существуют форумы знаточиц любовных романов, и узнать благодаря ним можно многое. Иногда – смешное. Иногда – печальное.

Например, оказывается, изнасилование главной героини главным героем (зачастую положительным!) – вполне обычное дело. Особенно, если она его жена, он взревновал или принял ее за “девицу из салуна”, к примеру.

А мы потом задаемся вопросами, ну как же так: в новостях пишут об преступлении, а в комментариях рассуждают, мол, все путем. Так ведь в книжках же врать не будут!

Цитаты из подборки “Подскажите романы где герой изнасиловал героиню “:

Азарова Екатерина “Хозяйка гор. Подмена ” – героиню опоили и подложили под героя вместо ее сестры.

Барбьери Элейн “Чистое пламя любви ” – герой принудил героиню не силой, а скорее обстоятельствами.

Басби Ширли “Всегда, когда любишь ” – герой на практике показал героине разницу между добровольным сексом и изнасилованием.

Блейк Дженнифер “Обольщение по-королевски ” – герой-принц не раз насилует героиню, главная героиня больше половины книги была в плену у главного героя.

Браун Вирджиния “Дикий цветок ” – герой считает героиню бандиткой и принуждает к сексуальной связи.

Бэлоу Мэри “Тайная жемчужина ” – героиня сама себя предложила за деньги и герой ее изнасиловал.

Вилар Симона “Нормандская легенда – Дикое сердце ” – героиню насилует муж из за заблуждений на ее счет.

Вудивисс Кэтлин “Пламя и цветок ” – герой принял героиню за проститутку и изнасиловал (она не очень сопротивлялась: испугалась. Удовольствия не получила).

Гарвуд Джулия “Великолепие чести ” – герой похищает и насилует героиню в порядке мести ее брату, который изнасиловал сестру героя.

Грэм Хизер (Хедер) “Мятежница

Гусейнова Ольга “Владелец ” – герой под воздействием наркотиков изнасиловал героиню.

Деверо Джуд “Черный Лев ” – герой изнасиловал героиню в первую брачную ночь.

Джеймс Саманта “Избранница ” – герой приревновал героиню (свою жену) и изнасиловал ее

Джоансен Айрис “Терпкий вкус страсти ” – героиня – рабыня, герой купил ее как искусную воришку и сначала ее как женщину не воспринял: героиня специально себя уродовала, мазала волосы смесью жира и чеснока, чтоб мужчин не привлекать. Ну герой ее первым делом вымыл – и все, пропал, не мог от нее оторваться.

Диксон Хелен “Падение мисс Кэмерон ” – герой изнасиловал героиню, по ошибке приняв за ночную бабочку.

Дрейк Шеннон “Свет любви ” – герой принял герцогиню за воровку. Во время знакомства, пытаясь доказать, что она его обманывает, изнасиловал ее.

Дэвидсон Мэри Дженис “Ложь любви ” – герой изнасиловал героиню, но он был в беспамятстве и принял героиню за бывшую жену.

Захарова Татьяна “Будь моей ” – вместо проститутки похищают героиню, которую герой и насилует.

Ива Этр “Ева № 1 ” – герой приревновал главную героиню, избил и, пока она была без сознания, изнасиловал.

Кармальская Светлана “Любовь зла №1 – Ты уже не сможешь тормозить ” – герой много и методично прибегает к насилию по отношению к героине.

Клейпас Лиза “Куда заводит страсть ” – герой действительно изнасиловал героиню, так как принял ее за проститутку.

Коултер Кэтрин “Невеста №7 – Дочь викария ” – герой в порыве ревности насилует свою невесту в первую брачную ночь.

Линдсей Джоанна “Первозданный рай ” – герой изнасиловал героиню в игорном доме, который она тайком посещала. Узнав, что она была девственницей, женился и бросил после первой брачной ночи, опозорив ее семью перед высшим светом Бостона. Будучи беременной, героиня отправляется на поиски супруга с целью отомстить.

Лоуэлл Элизабет “Только ты ” – герой принимает героиню за девчонку из салуна и принуждает к сексуальной связи.

Лёлька “Любовь начинается с боли ” – начинается с изнасилования, герой местный авторитет (ему 28 лет), в клубе видит девушку, приказывает своим людям доставить ее к себе, но они там путают и вместо нее привозят ее 16-летнюю подругу.

Макнот Джудит “Раз и навсегда ” – герой насилует героиню в первую брачную ночь в порыве ревности.

Макнот Джудит “Укрощение любовью, или Уитни ” – герой практически изнасиловал героиню, из-за чего она потом боится брачной ночи.

Машкова Диана “Любовный треугольник ” – героиню изнасиловал муж,чтоб заставить забеременеть.

Михалина Юлия “Fatalная любовь № 1 – Забудь меня. Если сможешь ” – герой изнасиловал героиню (ему нужна была связь на один вечер), воспользовавшись тем что она его любит.

Мэйсон Конни “Невинная грешница ” – в первой же главе герой насилует героиню, даже не будучи знаком с ней, а потом ее насилует практически каждый встречный (тюремщик, индейцы), и потом это снова делает герой.

Скай Кристина “Милая пленница ” – герой принял героиню за свою, сбежавшую несколько лет назад, жену. Привез ее в свое поместье, и вступил в фактические права мужа.

Смолл Бертрис “Любовь дикая и прекрасная ” – главную героиню насилует шотландский король с мужем, затем визирь турецкого султана, затем турецкие солдаты пытаются изнасиловать, но ей помогает выжить второй муж.

Филлипс Сьюзен Элизабет “Невеста Коупленда ” – книга начинается с изнасилования героини героем, при этом они женаты.

Фэйзер Джейн “Тщеславие ” – герой- разбойник. Кроме того, он опоил героиню и изнасиловал.

Холт Виктория “Демонический любовник ” – главная героиня была похищена и изнасилована главным героем. Он женился на другой, а она приняла непростое решение оставить ребёнка и растить его сама.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?


liefde любовь

אהבה

սեր

liebe love amore

熱愛 αγάπη

მიყვარს

عشق l"amour

好き

Верите ли вы в настоящую любовь? А в любовь с первого взгляда?

А в любовь навечно? Если нет, то эти любовные истории,

несмотря на печальные и трагичные последствия, освежат и вновь возродят

вашу веру в любовь!

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТTА

Трагедия Уильяма Шекспира. Ромео и Джульетт у смело можно величать самыми известными любовниками всех времён. История их любви неимоверно трагична. Легенда о двух подростках, родившихся во враждующих между собой семьях. Ромео и Джульет та влюбились друг в друга с первого взгляда. Втайне от родственников они поженились, страстно любили друг друга и пожертвовали жизнью во имя любви. Покончить собой во имя мужа или жены... Гм... Что ещё так символизирует настоящую любовь?!

Их безвременная кончина положила конец вражде семей Монтекки и Капулетти.

КЛЕОПАТРА И МАРК АНТОНИЙ

История любви Aнтония и Клеопатры - одна из наиболее запоминающихся, интригующих и трогательных. Любовь этих двух исторических героев была увековечена тоже Уильямом Шекспиром, являлась неиссякаемым вдохновением для создания нескольких кинофильмов и до сих пор появляется в теaтральных постановках по всему миру. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Их взаимоотношения прибавили Египту силу в регионе, н о их любовь возмутила римлян, боявшихся растущего влияния Египта. Невзирая на угрозы, Aнтоний и Клеопатра поженились. Известно, что Aнтонию донесли лживую информацию о смерти Клеопатры и он покончил собой, упав на остриё меча. Когда Клеопатра узнала о смерти Aнтония, она тоже покончила собой. Одни говорят, что умерла от укуса змеи, а другие - от яда, запрятанного в булавке для волос. Грандиозная любовь трeбует грандиозных жертв.

От себя добавлю. Описание внешности Клеопатры, мягко говоря, не совсем совпадает с реальностью. A Клеопатру в исполнении красавицы Элизабет Тэйлор yж никак не сравнить с изображением царицы ни на древней монете, ни со скульптурой...

СЭР ЛАНСЕЛОТ И КОРОЛЕВА ГУИНЕВРА

История трагической любви Сэра Ланселота и королевы Гyиневры, является одной из самых известных историй легендарного царства короля Артура. Сэр Ланселот влюбляется в королеву Гyиневрy, жену короля Артура. Их любовь медленно, но набирает силу, но пока Гyиневрa держится от Ланселота на расстоянии. В конечном итоге, её страстная любовь к Ланселоту победила и они стали любовниками. Однажды ночью группа из двенадцати рыцарей, во главе с Сэром Агравианом и Сэром Модредом, племяником короля Артура, застукали любовников. Сэр Ланселот, в драке, сумел сбежать, но бедной Гyиневрe не повезло. Её арестовали и за развратное поведение приговорили к смерти через сожжение. Не переживайте. Через несколько дней Сэр Ланселот вернулся и спас свою возлюбленную Гyиневрy от огня. Эти не совсем весёлые события раскололи единство рыцарей Круглого Стола и ослабили королевство Артура. Бедный Сэр Ланселот кончил жизнь обнищавшим затворником, а Гyиневрa, в Эймсбуре постриглась в монашки, где и умерла.

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

В различных манускриптах и интерпретациях, трагическая история Тристана и Изольды была рассказана и пересказана. Случилось это, опять таки, во времена правления Короля Артура. Изольда была дочерью Короля Ирландии. Она была обещана Королю Марку Корнволскому. Король Марк послал своего племяника Тристана экскортом в Ирландию, чтоб тот привёз Изольду в Корнвол. По пути к законному суженому, Изольда и Тристан влюбились друг в друга. Тайные любовные отношения продолжались уже после женитьбы Изольды и Короля Марка. Узнав о проделках жены, Король Марк простил Изольду, но выгнал Тристана из Корнвола. Тристан уехал в Британию. Там он встретил Исеулт Британскую. Она привлекла его внимание тeм, что её имя было похоже на имя Изольды. Он женился на Исеулт , но жизнь с ней не сложилась, потому что он не мог забыть свою настоящую любовь - Изольду. Когда Тристан заболел, то послал за Изольдой, надеясь что она его излечит от недуга. Если она согласится приехать, то паруса на корабле будут белыми, а если нет - то чёрными. Его коварная жена Исеулт, увидев белые паруса на корабле из Корнвола, наврала Тристану, что паруса приближающегося корабля - чёрные. Он умер от горя, а вскоре, от разбитого сердца умерла и Изольда.

ПАРИС И ЕЛЕНА ТРОЯНСКАЯ

История Париса, Елены Троянской и самой Троянской войны описана в "Илиаде" Гомера, где настоящие исторические события переплетаются с фикцией. Вот вкратце история ещё одной любви. Еленa Троянская была одной самых прекрасных женщин во всей мировой литературе. Она была замужем за Менелaя, царя Спарты. Парис, сын Троянского царя Приама, влюбился в Елену, похитил её и увёз в Трою, прихватив с собой некоторые сокровища Менелая. Для того, чтобы отбить Елену у Париса, греки собрали огромную армию во главе с Менелаем, братом Агамемнона. Троя была разрушена. Елена, цела и невредима вернулась в Спарту, где с Менелаем прожила счастливо до конца дней. Любила ли Елена Париса? А может ей было безразлично с кем делить любовь - главное, чтоб возлюбленный был царских кровей.

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА

История их любви тоже является древней греческой сказкой именно о несчастной любви. Орфей влюбился в Эвридику, прекрасную нимфу, и они поженились. Они были очень счастливы и жили в любви. Аристей, греческий бог земледелия, влюбился в Эвридику и стал её преследовать. Во время побега от Аристея, Эвридика наступила на змеиное гнездо, была укушена змеёй в ногу и умерла. В горе Орфей начал играть такую грустную мелодию и петь в такой тоске, что нимфы и боги плакали. По их совету, Орфей опустился в потусторонний мир и своей музыкой так разжалобил Персeфону, богиню преисподней (говорят, что он был единственным, кому это удалось), что та разрешила Орфею забрать с собой Эвридику, но при условии, что Орфей должен идти впереди Эвридики и ни в коем случае не оглядываться назад до тех пор, пока они не покинут потусторонний мир. В страхе потерять Эвридику он, забыв о наказе Персeфоны, обернулся, чтобы посмотреть на возлюбленную и Эвридикa исчезла во второй раз, но уже навсегда...

НАПОЛЕОН И ДЖОЗЕФИНА

Их женитьба была основана только на финансовой взаимовыгоде. 26-ти летнему Наполеону понравилась Джозефина - намного старше его, польз ующаяся влиянием в обществе, богатая женщина. По прошествии времени Наполеон действительно влюбился в Дж озефину и любовь была взаимной. Несмотря на то, что они изменяли друг другy, но в отношениях сохранили взаимное уважение и страсть (уважение по - французски...) . Со временем они вcё же расстались, так как Джозефина не смогла дать ему одного, чего Наполеон так желал - наследника. Они расстались, но навеки сохранили любовь друг к другy .

ОДИССЕЙ И ПЕНЕЛОПА

Не все т aк ценят жертвенность в любовных отношениях, как древние греки, хотя нам это известно только из прекрасных любовных историй греческой мифологии, где может и жертвенность тоже была мифической? Ну ладно. Война забросила Одиссея далеко от родного дома. В течении 20 лет разлуки, Пенелопа сопротивлялась аж 108-ми претендентам на её руку, в нетерпении желавшим заменить ей Одиссея. А Одиссей, отвергнув предложения прекрасных чародеек, обещавшим ему вечную любовь и молодость, вернулся домой к жене и сыну. Коротко и ясно.

ПАОЛО И ФРАНЧЕСКА

Эта история любви описана в бессмертном шедевре Данте "Божественная Комедия". История взята из жизни. Франческа вышла замуж за Джианчотто Малатеста, нехорошего человека, но это скрашивалось тем, что брат Джианчотто, Паоло был любовником Франчески...

Любовь и x расцвела пышным цветом именно тогда, когда они (так уверждает Данте), вместе прочитали книгу o Сэре Ланселоте и и королеве Гyиневрe. Застав их вдвоём, нехороший человек Джианчотто заколол их обоих.. . Джианчотто явно не любил книги и посему не был знаком c историей Ланселота и Гyиневры и, что особенно досадно, не знал, что ни Гyиневрa, ни Ланселот, после того, как их накрыли, не умерли на месте от меча ревнивого короля Артура.

УНЕСЁННЫЕ ВЕТРОМ

В своём произведении Маргарет Митчелл (Margaret Mitchell) обессмертила отношения, где любовь и ненависть шли рука об руку. Доказав, что время решает всё, Скарлетт О"Хара и Рэтт Батлер, никогда не жили свою жизнь в в синхронной гармонии. Через эту всю эпическую историю возлюбленные испытывaли страсть друг к другу, но никогда не были постоянны (были бы постоянны - не было бы истории). Их бурный брачный союз окружают битвы Гражданской Войны.

Легкомысленная и неразборчивая в своих вкусах к мужчинам, постоянно преследуемая поклонниками, Скарлетт не могла сделать окончательный выбор. Когда она наконец решила остановиться на Ретте, её непостоянство оттолкнуло его. Как говорят: Поезд ушёл...

Нo н адежды не покидают героиню: " Ведь всегда есть завтра".

Ну как можно с ней не согласиться?

ЭЛОИЗА И АБЕЛЯР

Эта история любви монаха и монашенки, чьи любовные письма обрели мировую известность. События проиcходят где-то в 1100 году. Питер Абеляр приезжает в Париж, где собирается получить образование в школе Нотр-Дама. Фулберт, каноник школы, нанимает Абелярaa в качестве репетитора к своей племянице Элоизе. Абеляр и Элоиза, конечно, влюбляются друг в друга, Элоиза забеременела и по большому секрету, они поженились. Фульберт был в бешенстве и Абеляр услал Элоизу в безопасное место в монастырь. Фульберт, решивший, что Абелярхочет избавиться от Элоизы, приказывает своим слугам, пока Абеляр спит , кастрировать его... Кошмар!!! Абелярy, конечно, ничего не остаётся, как уйти в монаxи и посвятить свою жизнь знаниям. С горя, Элоиза становится монашeн кой. Несмотря на разлуку и невзгоды, они продолжают любить друг друга. Позже их пикантные любовные письма были опубликованны.

ПИРАМ И ФИСБА


Любовная история, тронет сердце любого, прочитавшего о Пираме и Фисбе. Это была бескорыстная любовь, где даже в смерти они остались вместе... Ничего нового, но вкратце расскажу. Пирам был красавцем и вдобавок, другом детства Фисбы, одной из самых красивых девушек Бабилона. Они жили в домах по-соседству и, взрослея, влюбились друг в друга. Но родители, конечно, были категорически против их брачного союза. Однажды Пирам и Фисбa договорились, что ночью, перед самым рассветом, когда все будут спать, сбегут из под надзора и встретятся в поле, около тутового дерева. Фисба пришла первой. Во время ожидания она увидела льва с окровавленной пастью, бегущего к роднику утолить жажду. При виде страшного хищника, Фисба впала в панику и спряталась рядом в полых камнях. Убегая, она уронила накидку. Лев подхватил шарфик своей окровавленной пастью. Подойдя к месту свидания, Пирам увидел накидку Фисбы в зубах льва. Уверенный в том, что лев съел Фисбу, убитый горем Пирам пронзает себя своим мечом. Мы уже где-то читали об этом... Ф исба всё ещё прячется в камнях от кровожадного льва. Спустя какое-то время она выходит из укрытия и видит, что Пирам натворил. Она, убитая горем, конечно закалывает себя тем же мечом. Бедная Фисба. Ведь прежде, чем заколоть себя, она должна была вытащить меч из груди любимого... А что же лев? Он побежал по своим кровавым делам.

САЛИМ И АНАРКАЛИ


Эту историю знает каждый, кто однажды был влюблён (я не знала).
Салим, сын Bеликого Мoгoла, и мператора Акбара, влюбился в обыкновенную куртизанку по имени Анаркали. Он был околдован её красотой и влюбился с первого взгляда. Отец-император не мог смириться с тем , что его сын влюбился в простую куртизанку. По другой версии, Салим был неудачным ребёнком, не слушался папу и тот отослал его на 14 лет учиться военному делу. Вернувшись домой, Салим окунулся в недостойную жизнь и повадился в папин гарем, где и познакомился с Анаркали, папиной любимой женой. Однажды его там застукали... Акбар делал всё, чтобы опозорить Анаркали в глазах влюблённого в неё Салима. Когда Салим узнал об этих проделках, он объявил войну собственному отцу! Вот так! Но гигантская армия императора Акбара была непобедима. Салим потерпел поражение и был приговорён к смерти (собственным отцом?!), н о Анаркали вмешалась в это возмутительное решение императора и заявила, мол, позвольте мне провести с Салимом одну ночь, а потом убейте меня. Она провела ночь с Салимом, а на следующий день, по приказу императора, на глазах у возлюбленного, девушку живьём замуровали в кирпичную стену.

От себя добавлю. Эта история любви побила все предыдущие, своей варварской тупостью, так как в сказаниях, где были замешаны протестующие родители возлюбленных, те хотя бы не желали смерти своим собственным детям...

Майя Розова.

По материалам:

АХТАМАР - АX, ТАМАР!

Ованес Туманян

Каждой ночью к водам Вана
Кто-то с берега идет
И без лодки, средь тумана,
Смело к острову плывет.

Он могучими плечами
Рассекает лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.

Вкруг поток, шипя, крутится,
За пловцом бежит вослед,
Но бесстрашный не боится
Ни опасностей, ни бед.

Что ему угрозы ночи,
Пена, воды, ветер, мрак?
Точно любящие очи,
Перед ним горит маяк!

Каждой ночью искры света
Манят лаской тайных чар:
Каждой ночью, тьмой одета,
Ждет его к себе Тамар.

И могучими плечами
Бороздит он лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.

Он плывет навстречу счастью,
Смело борется с волной.
А Тамар, объята страстью,
Ждет его во тьме ночной.

Не напрасны ожиданья...
Ближе, ближе... вот и он!
Миг блаженства! Миг свиданья!
Сладких таинств райский сон!

Тихо. Только воды плещут,
Только, полны чистых чар,
Звезды ропщут и трепещут
За бесстыдную Тамар.

И опять к пучинам Вана
Кто-то с берега идет.
И без лодки, средь тумана,
Вдаль от острова плывет.

И со страхом остается
Над водой Тамар одна,
Смотрит, слушает, как бьется
Разъяренная волна.

Однажды юная девушка
решила позвонить своему
парню. Ей нужно было ему кое-
что сообщить, но она очень
нервничала. Они встречались
уже год, и это была их первая годовщина с того дня, как они
начали встречаться. Взяв
телефон, она набрала его номер
трясущимися пальцами и стала
ждать ответа. Казалось, прошла
целая вечность, пока он не поднял трубку. Девушка: Привет. Парень: Почему ты звонишь
мне? Девушка: Я хотела тебе кое-что
сказать. Парень: Да? Что? Девушка: Я люблю тебя. Парень: Да, я знаю. Девушка: В самом деле? Парень: Да... все мои подруги
говорят мне об этом каждый
день. Девушка: Да... Но я думала, что
я твоя единственная подруга? Парень: Нет... Ты моя девушка...
Но у меня есть подруги... А что? Девушка: Но когда я говорю, что
люблю тебя, я действительно
имею в виду именно это... Я
люблю тебя. Парень: Да, я знаю, что ты
говоришь, то что думаешь....
Просто тебе не нужно больше
говорить, что ты любишь меня,
потому что я знаю это. Девушка: Ты меня любишь? Парень: Думаю, да. Девушка: Есть ещё кое-что, что
мне нужно тебе сказать... Парень: Что? Не держи в себе. Девушка: Я беременна. Мальчик: (долгая пауза) Что ты
имеешь в виду? Девушка: Я имею в виду, что у
меня в духовке булочка... я
залетела... Парень: (долгая пауза) В самом
деле? Ты уверена? Девушка: Да. Тест
положительный. Я беременна. Парень: Да. Девушка: Ты больше ни о чём не
хочешь меня спросить? Мальчик: Да... ребёнок от меня? Девушка: Конечно, от тебя! Парень: Я понимаю. Девушка: Так ты не против,
встретиться сегодня вечером? Парень: Сегодня вечером? Девушка: Да. Разве ты не
помнишь? Сегодня у нас
годовщина... Парень: А, да. Ну, тогда...
наверное, мы должны
встретиться. Девушка: Отлично. Где? Парень: Я не знаю... Я кое-что
планирую. Может быть, ужин
или кино. Девушка: Ладно. Парень: Я заеду за тобой после
работы, так что будь готова. Мне
не хочется ждать. Девушка: Хорошо. Когда мне
выходить? Парень: Часа через два. Я должен
заехать домой и переодеться, это
займёт минут 15-20... Девушка: Эй... а я думала: ты
сегодня не работаешь... Парень: Один из моих коллег
заболел. Девушка: Ах, ладно! Тогда
получится, что мы увидимся где-
то в 7:30? Парень: Да! До свидания. Девушка: Я люблю тебя! Парень: Я знаю. Ладно, мой
менеджер косится на меня, так
что пока... Я должен идти. Девушка: Хорошо, пока. Парень: Пока. Два часа спустя, молодой
человек подъехал к дому своей
девушки. Припарковав машину
у обочины, он подошёл к двери
и позвонил. Когда девушка
открыла дверь, она была вне себя от радости. Она
взволнованно обняла его и
поцеловала в щеку. Девушка: Эй! Парень: Ну, чего... Ты готова? Девушка: Ну... Подожди... Я
только захвачу свою сумочку и
мы поедем, ладно? Парень: Поторопись. Я не могу
ждать весь день. В тот вечер они посмотрели
фильм в местном кинотеатре, а
потом отправились на ужин в
ресторан быстрого питания. Как
только они закончили есть свою
картошку фри, они вернулись к машине. Парень: Подождите секунду. У
меня есть для тебя сюрприз. Девочка: В самом деле? Парень: Но сначала мне нужно
надеть на тебя эту повязку. Девочка: Зачем?! Парень: Если ты увидишь
раньше, это испортит сюрприз. Девушка: Что за сюрприз? Парень: Очень большой сюрприз. Девушка: Хорошо, я надену
повязку, но только если ты
пообещаешь, держать меня за
руку. Парень: Я обещаю. Он завязал глаза девушки. Затем,
убедившись, что она не может
видеть, посадил её в машину, и
они отъехали. Девушка понятия не имела, куда
они едут, но поскольку парень
держал ее за руку, она
чувствовала себя в
безопасности. Проехав минут 15,
они остановились. Парень: Отлично. Мы на месте! Девушка: Где мы? Парень: Подожди, не снимай
повязку. Позвольте мне отвезти
тебя! Девушка: Куда? Парень: Куда-то! Мальчик взял ее за руку и повел
ее по узкой тропинке. Она
услышала хруст гравия под
ногами, и ветер стал развевать
её волосы. Было очень холодно,
но поскольку ее парень держал ее за руку, она чувствовала себя
в безопасности. Девушка: Малыш...? Мальчик: Ну, вот... Позволь мне
снять повязку с твоих глаз. Девушка: Где мы находимся? Он снял повязку, и она открыла
глаза. Они стояли на скале,
возвышающейся над городом.
Вид был просто прекрасным. Это
было то самое место, где у них
было первое свидание. На этом самом месте она стояла, когда он
попросил её быть его девушкой.
Эмоции нахлынули на неё, и она
заплакала. Девушка: О, боже... Мальчик: Почему ты плачешь? Девушка: Я не могу поверить, ты
помнишь... Это то смое место, где
было наше первое свидание... Парень посмотрел на часы. Парень: Пора... Девушка: Что пора? Парень: Сейчас увидишь... В этот момент она услышала
хлопки фейерверка. Когда она
смотрела, как огни озаряют
лунное небо, высекая её имя,
слёзы счастья текли по её
щекам. Девушка: Я думала, ты забыл о
нашей годовщине... Парень: Я не был на работе,
когда ты позвонила мне... Я
планировал все это! Девушка: Я не могу поверить, ты
сделал всё это для меня. Это так
красиво. Парень: Я только что придумал
ещё один сюрприз для тебя. Как
думаешь, что это? Девушка: Что? Неужели ты
попросишь меня выйти за тебя
замуж? Парень: Не совсем. Посмотри
вниз и скажи, что ты видишь... Девушка: Я ничего не вижу,
лишь очень много острых
камней... Парень: Всё верно. Когда она отвлеклась, парень
вдруг толкнул ее в спину.
Девушка потеряла равновесие и
полетела вниз с края обрыва.
Она разбилась насмерть. Парень
посмотрел вниз и увидел, как безжизненное тело девушки
бьётся на волнах о скалы.

Мудрецу подошёл юноша и сказал:

- Учитель! Мне нужен совет. Мне нравится одна девушка. Очень нравится. И я мучаюсь теперь, ибо не знаю, что мне делать: жениться или нет.

- Не женись.
- Но почему?!
- Потому что спрашиваешь. Если бы ты и вправду хотел этого, ты не спрашивал бы.

Это, пожалуй, самая известная легенда Карпат.

В одном карпатском селе жил парень, которого прозвали Прут.
Как-то заработался он в горах и решил не идти домой, а заночевать прямо в лесу. Нашел он себе высокую стройную ель и расположился под ней. И приснился ему странный сон – будто пришла к нему красивая девушка, вся в зеленом. Девушка гладила его по волосам и пела песню. Но, только парень протянул к ней руку, она тут же исчезла. Проснулся он, а вокруг никого. Заметил только на ветке зеленую ленту.
Запала девушка ему в душу, и решил он ее найти.

Следующим вечером он опять устроился под той же елью, но не спал. Уже стемнело, и он увидел, как из-под земли появилась та девушка и пошла прямо к тому месту, где спрятался Прут. Только подошла она к дереву, как парень выскочил и обнял ее. Он спросил, как ее зовут. Она сначала испуганно смотрела на него, но потом улыбнулась и сказала: – Говерла.

Полюбил Прут Говерлу. Эта любовь была искренней, радостной для обоих. Но Говерла была Дочкой Царя Гор и не могла, просто не имела права любить простого парня. Но любовь нельзя спрятать от людских глаз.
Узнал про это Царь. Запретил Говерле выходить на свидание к Пруту. Но сила любви была выше запрета отца и Говерла тайком убежала в горы к Пруту.
Но узнал об этом Царь и разгневался. Пошел он к колдуну и велел ему спрятать Говерлу. Утром проснулись люди и увидели среди гор новую вершину, покрытую снегом, будто белой шапкой.

Это была Говерла, которую колдун превратил в горную вершину.

Долго искал Прут Говерлу, встретил в горах старого деда. Тот сказал ему: “Если хочешь видеться с Говерлой, то нужно идти на восток на вершину горы и горная вершина снова станет твоей любимой”. Но успеть нужно до восхода солнца.
И пошел Прут. Продирался сквозь чащу, мочил ноги в горных потоках. Вот и солнце восходит, а Прут не успевает взойти на вершину. Сел он под ель и горько заплакал. Вот с этого места, где он плакал, потекла вниз речка, которая веками обнимает гору.

/ Прут и Говерла / Легенда /

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
– Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.
В конце концов он объяснил:
– Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.
– А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
– В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
(с)

Их было двое – Он и Она.

Они где-то нашли друг друга и жили теперь одной жизнью, где-то смешной, где-то соленой, в общем, самой обыкновенной жизнью двух самых обыкновенных счастливых.
Они были счастливыми, потому что были Вдвоем , а это гораздо лучше, чем быть по одному.

Он носил Ее на руках, зажигал на небе звезды по ночам, строил дом, чтобы Ей было где жить. И все говорили: “Еще бы, как его не любить, ведь он идеал! С таким легко быть счастливой!”

А они слушали всех и улыбались и не говорили никому, что идеалом Его сделала Она: Он не мог быть другим, ведь был рядом с Ней. Это было их маленькой тайной.
Она ждала Его, встречала и провожала, согревала их дом, чтобы Ему там было тепло и уютно. И все говорили: “Еще бы! Как ее не носить на руках, ведь она создана для семьи. Немудрено, что он такой счастливый!”

А они только смеялись и не говорили никому, что Она создана для семьи только с Ним и только ему может быть хорошо в Ее доме. Это был их маленький секрет.
Он шел, спотыкался, падал, разочаровывался и уставал. И все говорили: “Зачем Он Ей, такой побитый и измученный, ведь вокруг столько сильных и уверенных” .

Но никто не знал, что сильнее Его нет никого на свете, ведь они были Вместе, а значит, и сильнее всех. Это было Ее тайной.
И Она перевязывала Ему раны, не спала по ночам, грустила и плакала. И все говорили: “Что он в ней нашел, ведь у нее морщинки и синяки под глазами. Ведь что ему стоит выбрать молодую и красивую?”

Но никто не знал, что Она была самой красивой в мире. Разве может кто-то сравниться по красоте с той, которую любят? Но это было Его тайной.
Они все жили, любили и были счастливыми. И все недоумевали: “Как можно не надоесть друг другу за такой срок? Неужели не хочется чего-нибудь нового?”

А они так ничего и не сказали. Просто их было всего лишь Двое, а всех было много, но все были по одному, ведь иначе ни о чем бы не спрашивали. Это не было их тайной, это было то, чего не объяснишь, да и не надо.