Мой ребенок стал нервным и непослушным. Что делать? Непослушные дети. Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит - что делать?

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка - не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь - мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек - а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Возрастные кризисы: ждать или действовать?

Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:

  • ? - Видимо, кризис трех лет уже начинается.
  • ? - Очевидно, кризис затянулся.

Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в и «психует» - как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?

Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада. Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми. Начать можно с простых шагов.


Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:

    Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый , важно знать к нему правильный подход.

    Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.

    Действенное наказание при непослушании для такого малыша - это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок . И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».

    Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать - куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант - системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.

    Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится - они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление - послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.

    Но и такой малыш может стать . В его случае - это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым - быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением - .

    Чтобы изменить эту ситуацию - дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти - лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены - стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.


    Малыш - обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам - и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.

    Если такой ребенок не слушается - у него это выражается в и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств - через на сострадание.

    А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим - у него уходят истерики и страхи.

    Малыш - носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» - не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?

    На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот - самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.

    Прежде всего - это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка - тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.

Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.

Постичь эту науку вовсе не сложно - ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:

Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.

Шаг 2. Сделать родительское слово значимым

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины детского непослушания

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Вывод: Учитель:

А дальше необходимо понять, что размышлять в категориях «почему?» или «за что?» – это тупик. Думать надо в категории «зачем?» Зачем у меня родился такой ребенок? Задавая вопрос под таким углом, можно многое понять и о себе, и о своем окружении, и вообще о той жизни, которая окружает маму. Если вопрос «почему?» – это вопрос о прошлом, то вопрос «зачем?» – это вопрос о настоящем.

Итак, мама задает вопрос «Зачем у меня появился такой ребенок?». Тут, наверное, следует приблизительно озвучить, а зачем вообще у нас рождаются дети. Теорий, отвечающих на этот вопрос, достаточно много, и каждый волен выбирать любую на свой вкус и цвет. Мне же близка одна. Честно говоря, не помню где и когда узнала об этом, но чем дольше живу, тем более для меня это очевидно. Дети приходят к нам для того, чтобы мы могли познавать и изменять себя. У многих людей с рождением ребенка меняется жизнь. Конечно, другой статус, другая ответственность, все другое. Меняется жизнь семьи, ее ритм и наполненность. Их уже не двое, а трое или еще больше. Молодые родители начинают совершенно по-другому оценивать своих родителей, то, что те дали своим, выросшим ныне, детям, когда на собственной шкуре испытываешь, что такое родительский труд. Люди открывают в себе новые качества. Жизнь наполняется новыми красками и мамы и папы строят свою будущую жизнь уже с учетом новых открытий.

Очень часто молодые мамы жалуются на то, что никак не могут найти с ребенком общий язык. При этом все сравнивают уже подросшего малыша с только что родившейся крохой и завидуют тем мамам, которые, не зная забот и проблем, спокойно воспитывают своих детей. Однако подобное сравнение является глупым, ведь для определенного возраста характерны и свои привычки, поэтому необходимо научиться отличать обыкновенную активность ребенка от развивающейся «проблемности». По отношению к непослушным малышам чаще всего применяют выражение «трудные дети». Они могут совершенно не слушать своих родителей, быть чересчур самостоятельными, вредными, упрямыми, однако не забывайте о том, что это всего лишь ребятишки. При правильном воспитании даже трудные дети становятся самыми обычными, тихими, ласковыми и любящими малышами.

Проблемы подобного характера чаще всего возникают у молодых родителей, которые еще только учатся воспитывать своего первого ребенка. Малейшая ошибка, и малыш уже начинает вести себя плохо. И в этой ситуации можно сказать, что прежде всего виноват именно родитель, а не ребенок. Необходимо всегда помнить о том, что именно наше общение с детьми может вызвать как положительный, так и отрицательный результат. Вполне естественно, что кроха, который постоянно слышит только крик собственной матери, становится рано или поздно равнодушен к нему. В результате из нормального малыша вырастает озлобленный на всех подросток, который в будущем будет таким же образом воспитывать своих детей. Поэтому трудные дети – это не что иное, как результат неправильного воспитания родителей.

Давайте представим, что ваш ребёнок перестал слушать вас и делаетвсё, что его душе угодно. Прежде всего, необходимо понять, что воспитание трудных детей – процесс кропотливый и достаточно долгий, поэтому наберитесь терпения. Какие позиции подойдут в подобной ситуации, расскажем ниже. Не запрещайте ему все на свете. Подобное одергивание и постоянные запреты только озлобляют малыша и не дают ему свободы. Пусть попробует нарисовать на стене – стереть это будет легко, но он увидит, что ему это позволили. В дальнейшем просто нужно объяснить ребенку, что рисовать можно на бумаге, а стенки должны быть чистыми. Повторив это несколько раз без криков, вы увидите результат уже через несколько недель. Не ругайте его при всех. Это слишком сильно действует на ваше чадо и создает ряд комплексов. Если малыш сделал что-то из ряда вон выходящее, лучше тихонько сказать ему, что так делать нельзя, чем разразиться гневной тирадой на полчаса. Ни в коем случае не бейте ребенка. Этот подход является аморальным. Не ограждайте его от всего на свете. Очень часто мать старается защитить свое дитя от любых проблем. Это желательно делать, когда ребенок еще очень мал, но подросшему малышу необходимо совершать какие-то глупости и ошибки. Это получение опыта, который обязательно пригодится ему в будущем. Давая ребенку подробный инструктаж к каждому действию, вы рискуете вырастить человека, не способного принимать самостоятельные решения. Трудные дети очень быстро перевоспитываются, если все делать правильно. Пусть ваш ребенок почувствует вашу заботу (но не чрезмерную), и тогда все будет хорошо и беспроблемно.

Учитель: - Я предлагаю вам послушать сочинения детей о своих родителях, о том как семья проводит выходные дни. Я читаю все сочинения не называю фамилий. А после каждому раздам лично. Для чего читаю вслух, объясняю. Все семьи разные, послушайте, кто как устраивает выходные, что думают дети. Множество детских высказываний поможет надеюсь кому то исправить свои ошибки. А кто - то узнает себя и вывод сделает.

Учитель: - А теперь презентация детских рисунков. Дети рисовали совместные дела с родителями. Посмотрите какие все рисунки разные и интересные.

Не смотря на то, что некоторые родители наказывают детей, дети в своих сочинениях и рисунках только хорошее отмечали, тем самым проявляли свою любовь к родителям. Будьте повнимательнее к своим малышам, находите время для совместных игр, походов в кино и на природу, создайте семейные традиции, они скрепят не только отношения с детьми, но и всю семью сплотят. Начните с себя, самое интересное здесь то, что изменяя себя, любой человек изменяет через это свою реальность, а с ней меняются и близкие люди. Малыш здесь действует как лакмусовая бумажка, он транслирует родителям своим поведением, состоянием здоровья, чем является внутренний и внешний мир его родителей. Конечно, можно вспомнить многочисленные примеры, когда рождаются замечательные детки у не очень хороших людей и наоборот. Но мне нравится моя теория, человек в ней активный созидатель, а не пассивный мученик и страдалец.

Запомните, ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.


Многие затяжные конфликты между родителями и детьми часто проистекают из-за ошибок воспитания и различных его перегибов. Всем знакома ситуация, когда непослушный ребенок открыто бросает вызов, настаивая на своих желаниях и полностью игнорируя все наставления, увещания, просьбы и уговоры…Отчего это происходит? Возможно ли избежать такого неприятного явления, как упрямство ребенка и его отказ слушаться?

Однажды к одному мудрому человеку обратились молодые родители трехдневного малыша. Они спрашивали, с какого возраста им следует начать воспитание своего дитяти. Ответ был лаконичен:

— Вы опоздали на три дня!

Когда начинается воспитание?

Конечно, воспитание идет с самого рождения, при этом нужно также учитывать, в какой психологической обстановке протекала беременность матери, была ли она желанной, с каким настроением ждали появления ребенка на свет.

Воспитание начинается там, где рождается любовь родителей к крохе. Оно не сводится к перечню жестких правил и запретов, чаще всего вызывающих упрямство ребенка и непослушание.
Это нечто большее, чему родители учатся всю свою жизнь, порой на своих ошибках. Недостаточно получить соответствующее образование, пусть даже психологическое или педагогическое – прежде всего нужно хорошо чувствовать душу ребенка и любить его самого, независимо от его поведения .

В одной семье мама отругала пятилетнюю дочку за что-то. Девочка расплакалась: “Мама! Я хорошая…, ну скажи, что я хорошая!”

Детки остро нуждаются в положительном восприятии их близкими. Тогда им легче корректировать свое поведение. Родителям нужно сказать своему ребенку: “Я тебя очень люблю, ты у меня хороший, но вот это (конкретное) поведение мне не нравится. Давай так не будем делать…

Как быть с детским: “Не хочу!”?

В повседневной жизни возникает много конфликтных ситуаций, когда точки зрения родителей и детей диаметрально противоположны, их интересы лежат в разных плоскостях и обе стороны настаивают на подчинении одной другой:

Ребенок не желает укладываться спать . Стрелки часов давно перешагнули крайний срок “отбоя”. Родитель повторяет: “Пора спать!” в разных вариациях, причем интонация меняется от обыденной спокойной до грозного окрика, а тот глух к его словам и увлеченно занимается своими делами. Недовольство нарастает, начинаются сомнения в собственном родительском авторитете.

Или неоднократная попытка накормить сына или дочку манной(овсяной/гречневой/пшенной) кашей, которая заканчивается многообещающим: “Никуда ты не пойдешь, пока не съешь вот это”. Ребенок демонстративно отворачивается и пытается увильнуть. Итог: каша не съедена, родитель пьет валерьянку.

А еще вот ситуация: мама недовольна беспорядком в детской и просит дочку убрать за собой. Та соглашается, но продолжает заниматься своими делами. Мама один раз просто сказала убрать, второй раз повторила просьбу, третий раз – приказала уже более жестким тоном. Нет результата. Скоро гости, ее терпение кончается и она начинает ругать дочь. Итог: зареванное дитя, беспорядок, испорченное настроение, да и перед гостями неловко.

Есть ли средство “укрощения строптивого”?

Как же достойно выйти из этих “поединков”? Можно ли добиться послушания своего сына или дочки без применения крайних средств? Не можно, а даже нужно!

Есть простое и универсальное средство, которое нам дает Иисус Христос:

“Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

“Не раздражайте своих детей”.

Как это применить к нашей ситуации?

Очень просто.

Прежде чем попросить своего сына или дочку о чем-то, поставьте себя на их место . Как бы вы сами восприняли эту просьбу, стали бы охотно выполнять ее с учетом того, чем вы сейчас занимаетесь?

Посмотрите на ситуацию глазами ребенка : он поглощен интересным занятием, например, клеит бумагу, что-то вырезает ножницами. Вдруг он слышит: “Иди спать!” Занятие в самом разгаре, он уже не может остановиться и бросить все на полпути. Ему хочется доиграть. А его грубо прерывают, и даже не поинтересовались, что он собирается с этой бумагой делать дальше. Несправедливо! И ребенок тянет до последнего. С повышением родительского голоса параллельно возрастает внутреннее сопротивление ребенка, переходя в упрямство. И все. Конфликт обеспечен.

Даже если ваш сын или дочь подчинятся, внутри они будут очень обижены на вас. Ведь вам самим неприятно, когда вас, к примеру, отвлекают от интересного телефонного разговора или готовки на кухне. Вы чувствуете себя сердитым на этого человека, может даже возникнуть неудовлетворенность в душе – а ведь аналогичные чувства испытывает и ребенок. Только дети своими чувствами управлять еще не умеют, они импульсивны и зачастую все, переживаемое ими, выплескивается наружу.

Итак, вы увидели все глазами малыша. Присядьте рядом с ним, поинтересуйтесь его делом, похвалите, что тот успешно его выполняет.

После чего скажите, что пора спать и предложите ему помощь в уборке игрушек. Если он ответит: “Не хочу спать!”, не настаивайте . Задайте ему вопрос: “Ты хочешь еще поиграть немного?” Скорее всего тот ответит: “Да!”. Тогда предлагайте ему альтернативу : “Хорошо, ты можешь еще немного поиграть, а потом мы пойдем в кроватку и почитаем нашу любимую книжку”. Т.е. вы задаете ему привлекательную перспективу, которая поможет ему побыстрее закончить предыдущее дело ради следующей.

Итак, давайте подытожим, что нам нужно знать, чтобы добиться послушания ребенка:

  1. Поставить себя на месте сына или дочки, прочувствовать ситуацию.
  2. Выяснить настоящие желания ребенка.
  3. Предложить привлекательную для него альтернативу, при этом позволить довести дело до конца, (при необходимости помочь).

В конфликте очень важно вовремя не перейти ту грань, за которой вы не сможете потом управлять своим непослушным ребенком без слез и истерик. Ни в коем случае не пользуйтесь подкупом, не предлагайте ему в обмен на хорошее поведение что-то материальное (конфетка, новая игрушка и т.д.). В своей линии поведения будьте последовательны, чтобы малыш был уверен в вас самих и мог положиться на ваши слова.

И в заключении я хочу повторить еще раз: любите свое дитя, несмотря на поведение.

А как вы справляетесь с непослушанием ребенка? Жду ваших комментариев

Выражения «послушный ребенок» и «хороший ребенок» многие часто употребляют как синонимы. А зря, тем более что абсолютно послушными, увы, бывают разве что не совсем здоровые дети. Хотя никто не спорит, что ребенок, повинующийся с первого слова (а еще лучше, если он будет сразу реагировать на недовольно поднятую бровь взрослого), – это очень удобно. Но полезна ли детям такая «шелковость»? Вряд ли.

Бесспорно, есть ситуации, когда родителей без лишних разговоров. Их должно быть немного, 2–3, и хорошо бы, чтобы ребенок с 3–4 лет четко понимал, где и как он обязан подчиняться сразу. Это прежде всего вещи, касающиеся безопасности жизни

  • нельзя играть рядом с проезжей частью и тем более выбегать на нее,
  • нельзя зимой идти гулять в гольфах и сандалиях и др.
  • нельзя без разрешения принимать лекарства.

Свою строгость в соблюдении данных правил родители должны объяснить спокойно и доходчиво.

Совет! Проиграйте проиграть ситуацию с игрушками или в рисунках, чтобы ребенок лучше усвоил, что обязательные правила родители установили не из вредности, а для его блага. А вообще вдумчивые, заботливые и любящие родители должны знать причины непослушания своих малышей.

5 причин непослушания ребенка

1. Борьба за внимание старших членов семьи. Своим непослушанием ребенок хочет добиться большего количества их внимания, столь необходимого ему для нормального развития и благополучия. Ведь именно из-за его «взбрыков» старшие (и в первую очередь родители) то и дело отрываются от своих дел, вспомнив о его существовании...

Что делать? В данной ситуации для взрослых главное – сдерживать появляющееся раздражение и тем более гнев. И, конечно же, если явно идет борьба за внимание, старшие должны начать оказывать такому ребенку «позитивное внимание», то есть внимание, не связанное с реакцией на плохое поведение. Как? Лучше всего, придумывая какие-то совместные занятия, игры, оправляясь с ребенком на прогулку в сквер, во двор, на детскую площадку…

2. Стремление ребенка самоутвердиться. Так дети протестуют против чрезмерной родительской опеки. Им бывает особенно тяжело, когда взрослые общаются с ними в основном в форме замечаний, указаний, а тем более угроз. И многие из них начинают восставать против такого «стиля общения», отвечая упрямством, действиями наперекор. Такое поведение ребенка обусловливается его желанием и стремлением отстоять право самому решать свои дела, показать, что он – личность.

Что делать? В подобных случаях родителям нужно обратить внимание на собственные чувства и свое поведение. И если источником непослушания ребенка является его борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка, предоставляя ему возможность хоть в чем-то накапливать опыт собственных решений и даже неудач (конечно, это больше касается детей уже в возрасте после 2 лет). И если ребенок пока не может сам с чем-то справляться, нельзя его критиковать и ругать – лучше находить любой повод, чтобы его похвалить, отметить даже самый маленький его успех. В то же время следует тактично, осторожно подстраховывать его, избавляя от серьезных провалов.

3. Желание отомстить. Например, непослушный ребенок хочет взять реванш за то, что кто-то из родителей или старших его обидел резким замечанием или несправедливым наказанием. Глубинным смыслом такого его плохого поведения является: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

Что делать? В этих случаях следует изменять свое отношение к ребенку, стать терпимее, ласковее, ни в коем случае не срывая на нем свое раздражение. Нужно найти интересные (лучше всего совместные) занятия для того, чтобы переключить его внимание с возникшей психотравмирующей ситуации.

4. Потеря веры в себя, в собственный успех. Такая причина непослушания чаще всего проявляется у более старших детей (после 3 лет). Постоянная критика в их адрес за промахи и неудачи приводит к тому, что дети теряют уверенность в себе, у них начинает развиваться низкая самооценка. И потому вместо того, чтобы «исправляться», показывать, что и они «на что-то годны», такие дети сдаются и всем своим поведением начинают показывать, что им все равно, что о них думают старшие.

Что делать? В таких случаях родителям нужно проявлять особое терпение и мудрость, дабы перестроить отношение ребенка к самому себе и вдохнуть в него веру в собственные силы и возможности, не прибегая к истерикам, обижающим понуканиям, а тем более к физическим наказаниям. Надо поместить его в ситуацию успешности, то есть дать ему проявиться в том деле, которое у него всегда получалось хорошо (допустим, строительство из лего, плетение из резиночек, рисование на асфальте и др.). И тогда малыш внутренне успокоится.

5. Синдром гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, а не просто «плохое поведение». Ребенок, обладающий от природы чрезмерной активностью, не может ни на чем сосредоточиться (из-за дефицита внимания), он нередко импульсивен, настроение его часто колеблется, он находится в постоянном движении, а окончательно выбившись из сил, начинает плакать и «истерить». Его очень трудно уложить спать, а если он и спит, то беспокойно, урывками. Такой ребенок обычно просто неуправляем, он не реагирует на ограничения или запреты, причем ведет себя так в любых условиях (дома, в детском саду, на площадке, в магазине, в поликлинике). Он часто провоцирует конфликты, не контролируя при этом свою агрессивность, толкается, кусается, дерется, пуская в ход любые подручные средства (камни, палки, игрушки, бутылки…). «Гиперактива» достаточно легко определить и по тому, как он много и быстро говорит, глотая слова, не дослушивая, перебивая, задавая множество вопросов и при этом редко выслушивая ответы.

Что делать? Таким детям нужна уже специализированная помощь. Даже самые заботливые и терпеливые родители не смогут справиться с проявлениями такого расстройства. Так что желательно не закрывать глаза на очевидные признаки синдрома гиперактивности, чтобы потом не запустить ситуацию.

О пользе непослушания ребенка

Непослушание присуще большинству детей, которые постепенно входят в мир взрослых «методом проб и ошибок». Да, это немалому числу родителей в тягость; да, многие мечтают иметь «идеально послушных» детей. Вот только «чересчур правильные» детишки, боясь или не умея выражать негативные эмоции, накапливают их в себе, а это может вести и к различным заболеваниям (не только нервным). К тому же не будем забывать об опасностях окружающего мира. Допустим, малыш, привыкший безропотно слушаться старших, с большей вероятностью попадет в беду (ответит незнакомцу, сядет в машину, пойдет «смотреть котика или кролика» и др.). Тогда как ребенок, который имеет опыт остаивания своих желаний, критичности к взрослым, может такого несчастья избежать. В общем, во всем важна мера, в том числе и в послушании.

Умные и заботливые родители должны помнить о том, что даже маленький ребенок – это личность, а значит, он имеет право:

  • Говорить (хотя бы иногда) «НЕТ».
  • Ошибаться.
  • Не уметь или не хотеть что-то делать.
  • Быть не похожим на вас или на других детей.
  • Проявлять негативные эмоции.

Практически каждый родитель может пожаловаться на своего ребенка, что тот не является послушным. Первые попытки пойти наперекор родителям осуществляются уже в раннем детстве – в 2, 3, 4, 6 лет. Не будем однозначно говорить, что непослушный ребенок чем-то плох, однако и не будет занимать родительской стороны..

Кто такой непослушный ребенок?

Нужно сначала разобраться в понятиях: кто такой непослушный ребенок? В родительском понимании данного слова, непослушным называется ребенок, который не слушает, не слышит и не ведет себя так, как того хотят родители. С психологической точки зрения, непослушным ребенком является тот, кто просто некоторые решения и действия принимает не по указаниям родителей.

Непослушный ребенок – распространенная проблема многих родителей. Создается ощущение, будто ребенок специально все делает наоборот, наперекор родительскому слову. А если он что-то и делает, то выполняет это из-под палки, частично и некачественно.

Непослушный ребенок – это поведение малыша, когда он уже не слушается приказов и просьб родителей, начинает предпринимать первые шаги к самостоятельному решению, что ему делать.

Психологи не относятся однозначно отрицательно к непослушанию детей. Следует понимать, что непослушание – первая попытка быть самостоятельным человеком, которым ребенок вскоре станет. Непослушание – это элементарное нежелание ребенка полностью подчиняться указаниям родителей. А родители жалуются не на непослушание своих детей, а на то, что малыши создают им проблемы, отнимают их время, требуют дополнительных ресурсов, которые можно было бы и не тратить, если бы дети все делали так, как говорят их родители.

Другими словами, непослушание ребенка – это жизнь вопреки воле родителей, которые просто желают сэкономить свое время, силы и нервы, указывая и заставляя ребенка поступать определенным образом. Непослушание – это первые попытки проявить свою самостоятельность, почувствовать себя отдельной личностью, которая сама вправе решать, что ей делать в каждой конкретной ситуации.

Здесь психологи рекомендуют не сильно строго относиться к непослушанию детей. Конечно, контролировать поведение ребенка, обучать его манерам и правилам поведения в обществе следует. Однако не нужно быть строгими. Во-первых, дети имеют право что-то решить самим, совершить ошибку и почувствовать на себе весь негатив от принятого решения. Во-вторых, родители и сами не всегда ведут себя правильно в обществе. Другими словами, родителей тоже можно назвать непослушными по отношению ко всему обществу. Так, почему родителям можно, а детям нельзя?

Следует понять простой механизм развития непослушания детей. Частой жалобой родителей является непослушание их детей. Многие из них задаются вопросом, что им нужно предпринять, чтобы дети слушались и не совершали неприемлемых поступков (ведь непослушание проявляется именно в том, что совершаются какие-то действия, не одобряемые родителями). Взрослые ищут ответ на свой вопрос в сфере недостатков и особенностей детей, не понимая того, что все ответы кроются в психологии и поведении их самих.

Непослушание детей – родительская ошибка. Дело в том, что малыши копируют родительское поведение, которое они наблюдают в повседневной жизни. Поэтому если дети проявляют какие-то негодные поступки, взрослым следует задуматься, а не поступают ли они точно так же!

Зачастую непослушание детей связано с тем, что родители используют неправильный подход в своих требованиях. Взрослые часто прибегают к приказному тону, ограничивая детей в движениях, не стараясь решить два вопроса:

  1. Что интересного дети находят в своем занятии?
  2. Чем их заинтересовать, чтобы переключить на более приемлемые действия?

Родители приказывают детям что-то не делать, забывая, что взамен нужно дать нечто другое – интересное и захватывающее. Но когда взрослые приказывают, заставляя детей «застывать» и сидеть без движения, лишь бы не мешали, то со временем малыши уже не слушаются родителей, поскольку знают, что ничего интересного им взамен не будет предложено. Подумайте, как бы вы чувствовали себя в тех ситуациях, когда вам бы приказывали не совершать то, что вам интересно, и не предлагали другого увлекательного дела?

Непослушание детей – родительская ошибка, заключающаяся в незамечании за собой подобного поведения, которое демонстрируют малыши, и требовании прекратить заниматься теми делами, которые их увлекают. Решение подобной проблемы очевидно: измените собственное поведение и манеру общения с детьми, заинтересовывая их теми играми, делами и процессами, которые вы одобряете.

Непослушными дети вырастают в авторитарных семьях, где родители не утруждают себя объяснениями, зачем малышам нужно делать те или иные действия. Взрослые просто приказывают, дают указания, порой не слыша просьб, мольб и желаний своих детишек. Ребенок может говорить, что ему плохо, больно или неприятно, а родитель даже не обратит на это внимания, чтобы хотя бы объяснить, зачем малышу терпеть то, что заставляет его сделать взрослый.

Таким образом, непослушание является следствием невнимательности родителей к пожеланиям и просьбам самих детей, которые хоть и малы, но уже могут немного разбираться в своих потребностях и желаниях.

Непослушание – это:

  1. Копирование взрослого поведения, когда ребенок просто делает то же, что и родители, которые не замечают за собой плохих поступков и не контролируют их.
  2. Первые попытки самостоятельной жизни, когда малыш желает поступить так, как считает нужным.
  3. Отсутствие внимательности родителей к просьбам и пожеланиям детей, которые тоже начинают становиться невнимательными к указаниям взрослых.
  4. Желание ребенка исполнить свое намерение, а не родительское, когда еще взрослые не объясняют, почему он должен поступить так, как говорят они, а не так, как хочется ему.

Непослушный ребенок в 2 года

В 2-летнем возрасте малыш начинает осознавать себя отдельного от родителей. Если до этого времени он чувствовал себя частью мамы и папы, то теперь он начинает понимать свою обособленность. Он начинает совершать первые попытки отстоять свое «Я», когда его голос тоже будет иметь значение.

Здесь родителям рекомендуется нормально отнестись к непослушанию ребенка, который просто желает иметь свои права. Им не нужно управлять и наказывать. С ним нужно сотрудничать. Родители должны завоевать авторитет в его глазах, чтобы он с удовольствием прислушивался к их мнению. Нужно это делать не через запугивание, а через построение доверительных и партнерских отношений.

В 2 годика отвлечь малыша от его капризов и истерик можно другим интересным делом. Если вам не удалось договориться о чем-то, из-за чего он кричит и плачет, тогда отвлеките его чем-нибудь интересным.

Не следует давать слабину родителям и идти на сплошные уступки малышу. Он пока только прощупывает границы дозволенного и недозволенного. Если малышу все позволить, тогда он сядет на шею. Поэтому родители не должны полностью отказываться от поучений и запретов, которых должен придерживаться малыш, даже если ему не нравится. В такой ситуации просто равнодушно и спокойно отнеситесь к его истерике: поплачет и перестанет!

Непослушный ребенок в 3 год

Трехлетний возраст является продолжением предыдущего года и становлением характера. Малыш уже не просто прощупывает границы и пытается отстоять свою самостоятельность от родителей, но и борется за власть, показывает свой характер, требует внимания, которого недостает. Все чаще в его речи можно услышать слово «нет» на любую просьбу или приказ родителя.

Следует нормально относиться к самостоятельности ребенка, однако со всеми остальными факторами следует умело справляться:

  1. При отсутствии должного внимания чуть больше его уделять малышу.
  2. При попытках прощупать границы и заполучить власть нужно показать малышу, что главными являются родители. Непослушание здесь нужно придушить на корню, чтобы малыш даже и не смел посягать на вашу власть.
  3. При попытках проявить свой характер, следует показывать последствия его проявлений, наказывать, корректировать поведение, показывая выгоду от следования новым моделям.

Непослушный ребенок в 4 года

Обычно к 4-летнему возрасту непослушание проходит, если родители в предыдущие пару лет сделали все правильно. Однако некоторые могут столкнуться с тем, что малыш продолжает оставаться непослушным. В чем причина?

Малыш может нуждаться в родительском внимании, что следует компенсировать. Порой малыш может копировать поведение взрослых, мультяшных героев или реальных людей. Здесь следует скорректировать поведение ребенка авторитарным или партнерским отношением. Порой дети продолжают проявлять негативные стороны своего характера. Если родителям не удается самим устранить негативные качества, тогда следует обратиться к детскому психологу.

К ребенку в 4-летнем возрасте необходимо применять такие меры воспитания:

  1. Не кричать на него.
  2. Не потакать всем его капризам.
  3. Хвалить его, если есть за что. Только не нужно перехваливать, чтобы не было завышенной самооценки.
  4. Объяснять ребенку причины, почему он должен вести себя иным образом.
  5. Не обсуждать и не ругать малыша в присутствии других людей.

Непослушный ребенок в 6 лет

В 6-летнем возрасте непослушание может стать побочным эффектом некоторых факторов, которые происходят в жизни ребенка:

  • Он учится соответствовать общественным правилам, при этом удовлетворять свои физические и психологические потребности.
  • Он нуждается в уважении, из-за чего остро реагирует на иные проявления.
  • Он пока еще только учится правильно выражать свои эмоции.
  • Он пока не может соответствовать родительским ожиданиям, поскольку его потенциал немного ниже требуемого.
  • Он требует к себе внимательности и принятия его самостоятельности.

Не забываем о том, что кроха готовится стать школьником, что также накладывает на него определенные обязательства, к которым он должен привыкнуть.

Что делать и как воспитывать непослушного ребенка в итоге?

Родителям следует спокойно относиться к непослушанию, которое является естественным процессом развития личности. Непослушный ребенок – это малыш, который просто не желает жить по вашим правилам и приказам, поскольку он имеет свое мнение или желает удовлетворить свои потребности. Что делать родителям? В первую очередь, чтобы правильно его воспитать, нужно устранить причины, вызвавшие непослушание.

Следует понимать, что с 2-3 лет ребенок постепенно начинает отделяться от родителей, понимая собственную самостоятельность. Здесь он будет неумело совершать действия, которые ярко будут указывать на то, что он хочет делать «все сам». Лучше малыша в этом поощрять и вести с ним партнерские отношения, договариваться и сотрудничать.

Когда малыш пойдет в школу, его непослушание может быть следствием переутомления, ослабленности или неспособности быстро привыкнуть к новому распорядку дня и школьным правилам.

  • Побольше уделять внимание своим детям, слушать и слышать их, удовлетворять некоторые желания, которые имеют важное значение для ребенка.
  • Помогать малышу в трудных ситуациях.
  • Не давить и не контролировать, а позволять малышам порой быть самостоятельными.
  • Оградить их от чрезмерных запретов. Когда ребенку всего нельзя, он становится непослушным.

Если ребенок желает что-то сделать сам, пусть сделает. Всегда соотносите свои требования с возрастом малыша. Не требуйте того, чего он сделать не может или пока еще не готов. Позволяйте малышам проявлять свои эмоции, чтобы они учились их понимать и контролировать. Постоянно быть тихими и неприметными – тоже плохо.

Родителям следует помнить о том, что они воспитывают полноценных членов общества. Они должны сделать из своих детей самостоятельных, здоровых, счастливых и гармоничных личностей, а не послушных марионеток, которые всего боятся и ничего не желают делать.