Опоздания в школу. Можно ли их прекратить без жестких мер? Чтобы утро стало добрым, или Как не опоздать в школу

Очень сложно правильно спланировать время и собраться на работу. Особенно сложно это сделать, когда в семье дети. Они, как правило, не суетятся, а спокойно и размеренно делают свои дела. Поэтому очень часто родители начинают подгонять ребенка, торопить, что портит утро не только им, но и их чаду.

В такой ситуации родителям надо понимать, что вины малыша здесь нет, просто у них немного другой ритм жизни, они не привыкли постоянно спешить. Ниже приведено шесть способов, как быстро и спокойно собрать ученика в школу.

В идеале, конечно, одежда должна храниться на своих местах, на специальных полочках или шкафчиках, но в реальной жизни, чтобы сборы проходили быстро, одежда должна быть в том месте, где ее проще всего взять.

Положить форму школьника можно в ванной комнате или прихожей, в этом вопросе можно посоветоваться с ребенком. Тоже самое можно сказать и о портфеле. Все необходимые вещи должен лежать в зоне доступности. Но идеальным вариантом станет сбор рюкзака с вечера, это избавит ребенка от суеты с утра.

Сборы с вечера

Многие дети собирают свои вещи с вечера. Если в семье есть первоклассник, то родителям необходимо помочь ему. Можно повесить школьную форму на стульчик в комнате, расческу положить в ванную, туда же и зубную пасту со щеткой. В прихожей на видное место повесить верхнюю одежду. Завтрак также можно приготовить с вечера: положить в чашечку пакетик чая, сделать бутерброды и убрать в холодильник.

Соревновательный момент в сборах

Родители могут сделать вид, что тоже собираются в школу вместе с ребенком. И пусть предложат школьнику устроить соревнование. Победа будет за тем, кто быстрее всех добежит до кнопки лифта. Естественное, у ребенка появится энтузиазм и стимул, чтобы собраться быстрее, чем его родители.

Использование секундомера

Многие дети улучшают свою дисциплину с помощью таймера. Его нужно задавать с интервалом в пятнадцать минут. Можно начать отчет с тридцати минут и сообщать малышу, когда прошло пятнадцать. В течение 30 минут ребенок должен быть собран.

Ругать или хвалить

Многие мамы используют угрозы для стимулирования малыша на сборы. Чаще всего они предлагают поставить под запрет компьютер, телефон, планшет. Такой метод работает, но можно сделать более продуктивно. Например, можно поощрять школьника за каждый день без опозданий. Также можно использовать соревновательный момент в семье: кто меньше всего дней опаздывает, тот выигрывает и получает приятный бонус.

Причина задержки — родитель

Не всегда в опоздании виноват школьник. Возможно, именно один из родителей всех задерживает. Поэтому ему также необходимо планировать свое утро грамотно. Пусть мама или папа держат свои вещи на видном месте, чтобы не пришлось ничего искать и тратить на это драгоценное время.

Почему ребенок бывает медлителен?

Иногда дети бывают очень медлительны. Вы спешите, а ваш ребёнок застывает в задумчивости, еле одеваясь, или копается в своих вещах, пытаясь что-то найти. Вы делаете замечания, раздражаетесь, но чем больше накаляется обстановка, тем медленнее ребёнок передвигается по квартире.

Причин нерасторопности ребёнка может быть несколько:

1. Это особенность темперамента ребёнка.

2. У детей вплоть до 11−12 лет отсутствуют чёткие представления о времени, потому они не понимают, что значит опаздывать и успевать.

4. Таким способом некоторые дети приспосабливаются к ситуации, вызывающей дискомфорт. Например, когда после расставания с родителями ребёнку надо идти к нелюбимой воспитательнице или учительнице.

Что предпринять?

    • Проанализируйте происходящее и поймите, в чём причина медлительности вашего ребёнка, тогда вам будет легче найти решение проблемы. Постарайтесь не спешить и не ругаться.
    • Особенно торопливость нежелательна по утрам. Встаньте пораньше. Пусть утренние сборы проходят спокойно. Залог успеха — это ваше хорошее настроение, тогда и дети станут более послушными. Расскажите что-нибудь смешное.
    • Приободрите малыша. Известно, что детям необходима любовь родителей именно тогда, когда они меньше всего её заслуживают.
    • Если зачастую вы похожи на командира воинской части, отдавая приказы и требуя их немедленного выполнения, то подумайте: чему в такие моменты вы учите ребёнка? Беспрекословному подчинению? Вы считаете это полезным для него в будущем?
    • Не следует распоряжаться и приказывать ребёнку. Разрешите ему встретиться лицом к лицу с последствиями своей медлительности. Опоздает на занятия в школе — пусть получит замечание от учителя. Не успеет на автобус — останется без интересной поездки.
    • Когда ребёнок сам понимает, что опаздывает, не кидайтесь ему на помощь. Посочувствуйте: «Да, жаль, конечно, но у меня тоже много дел».
    • Не будьте занудой. Старайтесь воздерживаться от чтения нотаций. Лучше настройте его позитивно. Скажите: «Я люблю тебя, до вечера». Пожелайте удачного дня.

Заметив положительные сдвиги в поведении, обязательно сообщите об этом ребёнку: «Ты сегодня утром так быстро собрался в школу! Я очень рада», «Уже делаешь уроки? Молодец». Это воодушевит ребёнка и укрепит желание действовать в том же духе.

Как проходит адаптация к школе в 2017 году

Поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка. Учеба — уже основное занятие, «работа». Детей заставляют точно выполнять определенные задания, концентрироваться на предметах, напрягать память для усвоения материала, долгое время сидеть за партой без привычной свободы движений… Жизнь школьника подчинена системе строгих и одинаковых для всех учащихся правил. Задача родителей — помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться.

Вам понадобится

  • — правдиво рассказать о школе;
  • — дать понять ребенку, что вы в него верите;
  • — организовать «рабочее место» дома;
  • — интересоваться школьными делами, но не делать домашние задания;
  • — уметь объяснять.

По каким причинам ребёнок может постоянно опаздывать в школу…

Многих раздражает привычка знакомых опаздывать. И в самом деле, куда приятнее иметь дела с пунктуальными людьми. Но к пунктуальности нужно приучать еще с детства.

Однако, на отмечают, если школьник уже систематически опаздывает в школу, то здесь может быть несколько причин, среди которых:

  1. У детей нет чувства времени. Они очень легко отвлекаются, засматриваются мультиками или передачами, заигрываются в процессе сборов, могут даже проспать уроки. Лишь небольшое количество детей хорошо ориентируются во времени и не нуждаются в присмотре взрослых.
  2. Привычка. Если в раннем детстве ребенок опаздывал с мамой или папой в дет.сад на завтрак, то будучи школьником ему сложно отучиться от этого.
  3. Психологические проблемы. В случае, когда школьник опаздывает на конкретный предмет к одному и тому же учителю, то стоит поговорить с ребеноком, узнать, как складываются его отношения с педагогом, есть ли какие-то проблемы. Бывают ситуации, когда и явного конфликта нет, но обстановка на уроке для ребенка является некомфортной и он всячески отодвигает момент встречи.
  4. Сложно добраться до пункта назначения. Если дорога в школу или спортивную секцию предполагает пересадки на автобусе или другом транспорте, то школьник может отодвигать момент выхода из дома.
  5. Пример родителей. Если в семье кто-то из родителей имеет привычку опаздывать, то этот стиль поведения может перейти и ребенку, и если в первое время ребенок может волноваться по поводу своих опозданий, то через время он к этому привыкает и не видит в этом никакой проблемы.
  6. Внутренний дискомфорт из-за пунктуальности. Это больше всего свойственно подросткам ввиду возрастного чувства одиночества. Они чувствуют себя уверенней, когда им звонят, спрашивают, где они. Тем самым они компенсируют дефицит внимания, которое недополучили в детстве.

Режим дня. Ребенку важно знать, в котором часу ему ложиться спать, а в какое время просыпаться. При этом, ребенку нужно спать порядка девяти часов. Если он выспался, то и проснуться сможет без будильника. Он будет энергичен и активен весь день. Чтобы школьник ложился спать в одно и тоже время, можно ввести определенные ритуалыперед сном (или скорее распорядок): перед ужином он наводит в комнате порядок и собирает рюкзак в школу, потом ужин со всей семьей, после — время общения с родителями, а затем ребенок принимает душ, желает родителям спокойной ночи и ложится спать. При регулярном повторении этой традиции проблем с засыпанием в определенное время не будет.

Приучение ориентироваться во времени. Если школьник, заигрывается в компьютерные игры и пересиживает дозволенное время, то можно пойти ему на уступку и дать дополнительные 10 минут. Не помешает, если на столе у ребенка будут стоять часы, и он сам будет отслеживать время. Если время вышло, а ребенок опять забылся, то можно ему тактично напомнить, что пора выключать компьютер и заняться другими делами. Тем самым ребенок научится чувствовать время, а также будет ответственным и собранным.

Планирование дел на завтра. Хорошо поддерживает дисциплину понимание того, что нужно сделать за день. При этом важно отводить отдельное время на дорогу. К примеру, выход в школу 7.45, а время в школе с 8.00-14.00. Благодаря такой простой процедуре ребенок будет спокоен и уверен в себе.

Если родители смогут в течение 40 дней выполнять все рекомендации, то школьник начнет привыкать к пунктуальности. А если и год выдержат, то их ребенок станет воплощением пунктуальности.

Денис Разумовский

Материал подготовила: воспитатель Л.Т. Агафонова, г. Санкт-Петербург, Приморский район, ГБДОУ № 75.

Как не опаздывать в школу и детский сад: 11 советов родителям

Ответственность за опоздания ребенка полностью лежит на плечах родителей. Если опоздание разовое, возможно, виноват механизм будильника, внезапно вышедший из строя, или соседи, которые не давали вам и малышу спать всю ночь. Но если опоздания стали систематическими или, хуже того, ежедневными, если вы каждый день даете себе обещание встать пораньше и собраться побыстрее, хорошо покушать с утра, но малыш бойкотирует сборы, остается без завтрака и одевается на бегу, значит проблема куда серьезнее. Если вы хотите вырваться из «утреннего форс-мажора»: череды лихорадочных сборов, спешки и стыда от опозданий на первый урок или на зарядку в садике, вам пригодятся советы психологов.

Опоздание – это нарушение дисциплины

Развивайте в себе и своем ребенке самодисциплину. Самодисциплина состоит в способности действовать независимо от желаний и эмоций. Чтобы это качество окрепло, придерживайтесь нескольких правил:

  • соблюдайте порядок в доме,
  • следите за собой,
  • старайтесь сдерживать обещания,
  • выполняйте план, который себе наметили на день, неделю, месяц,
  • найдите себе пример для подражания (близкого человека или известную личность, которые, по вашему мнению, демонстрируют железный контроль над собой),
  • убеждайте себя в том, что вы дисциплинированный человек, находите этому многочисленные подтверждения в своих поступках.

Если вам удается следовать этому плану, ваш малыш обязательно переймет ваши способности к самодисциплине и вскоре приятно удивит вас.

Соблюдайте режим дня всей семьей

Ребенок и взрослые должны трудиться и отдыхать в едином ритме, ложиться спать и есть в одно и то же время каждый день. Нарушение распорядка дня более чем на час чревато тем, что наши внутренние часы сбиваются, мы начинаем испытывать стресс и теряем работоспособность. Для начала составьте график на будние дни и выходные, который считаете для себя и малыша оптимальным. В нем необходимо учесть физиологические потребности: 9-10 часов сна для ребенка, 7-8 часов сна для себя, 3-4 разовое питание, гигиенические процедуры, учебу или игры. Обсудите график с ребенком, учитывайте его пожелания: выделите время для игр, творчества и занятий, прогулок, кружков и секций.

Настроение с утра программируется с вечера

Ранним утром настраивайте себя и ребенка на позитивный лад. Ласка, объятия и нежность – лучшее, что вы можете использовать, когда будите ребенка. Уделите внимание общению с малышом, а не включайте телевизор. Старайтесь как можно меньше конфликтовать и избегайте напряжения. Стресс с утра может стать причиной рассеянного внимания и раздражительности в течение всего дня. Чтобы с утра не суетиться, а посвятить время более приятным вещам, заранее просыпайтесь, по максимуму собирайтесь с вечера.

Обязательные утренние ритуалы

До 7-10 лет ребенок еще не может себя организовать, а отказ от утренних ритуалов (умывание, уборка кровати и так далее) может сформировать у ребенка нездоровые привычки. С утра родителям нужно не только собраться самим, но и собрать и скоординировать действия малыша, который может в любой момент замечтаться, заиграться и забыть обо всем. Не забывайте, что ребенок тогда будет все делать по порядку и с охотой, когда вы сами вместе с ним каждый день проделываете одни и те же процедуры: делаете зарядку, чистите зубы, принимаете душ, завтракаете здоровой пищей, тщательно причесываетесь, одеваете опрятную одежду, ухаживаете за обувью и так далее.

Ребенок нуждается во внимании и помощи

Отличный способ ничего не перепутать и не забыть с утра – табличка с утренними рутинами. Если ребенок еще не читает, можно все действия нарисовать в виде понятных картинок или символов (зубная щетка, расческа). Не стоит рассчитывать, что малыш будет все это проделывать самостоятельно, без вашей помощи и контроля. На момент пробуждения ребенка большую часть своих дел вы уже должны завершить, за счет этого появится возможность уделить ему внимание. За успешное и быстрое утреннее приготовление обязательно похвалите ребенка и поощрите его.

Вставайте раньше, раньше ложитесь

Даже самая тщательная организация процесса не поможет, если вы или ваш ребенок не выспались. С утра рассеянное внимание и плохое самочувствие могут сыграть с вами злую шутку. Да и сам будильник после 3-4 часов сна может быть вами невольно проигнорирован. Доказано, что хронический недосып оказывает губительное влияние на организм человека, и особенно он вреден для растущего организма. Ребенок нуждается в 1-3 дополнительных часах сна, поэтому не может лечь одновременно со взрослыми и встать вместе с ними. Будильник заводите так рано, как необходимо, чтобы без спешки сделать все дела. Обычно 30-60 минут достаточно, чтобы собраться в школу или сад, если большая часть дел переделана, а вещи собраны уже с вечера.

Будильник можно использовать как таймер

Будильник может быть полезен и при планировании. Ставьте его, например, на время выхода из дома (или минут за 5 до этого), заводите будильник, чтобы точно знать, когда необходимо перейти к завтраку. Для этих целей можно использовать кухонный механический или электронный таймер.

Точно рассчитывайте время

Рассчитывайте время без преувеличений. Время на зарядку, завтрак, дорогу до школы должно соответствовать истине. Не надейтесь, что успеете добежать за 3 минуты, если обычно тратите около 10. Кроме того, к общему времени всегда лучше прибавить минут 10-15 на форс-мажор (разлитое на школьную форму молоко, исчезнувшие куда-то очки и так далее).

Сначала собраться, а потом уже развлекаться

Выпить теплый какао и посмотреть любимый мультфильм – отличный план на утро, но только после того, как вы и малыш будете полностью готовы к выходу (останется только одеться, обуться и взять портфель или любимую игрушку). Если вдруг вы забудетесь и опомнитесь за пять минут до выхода, вы, скорее всего, не опоздаете. Одевайтесь до завтрака и приучайте к этому ребенка.

Готовьтесь с вечера

Максимум дел нужно завершить еще с вечера и приготовить себе все необходимое для утренних сборов. Одежда должна быть подобрана и аккуратно вывешена на стул или вешалку, аксессуары, заколки и все необходимые вещи должны лежать на виду, меню завтрака также продумывайте с вечера и готовьте продукты, которые для этого необходимы. Портфель собирайте с вечера, школьную форму отглаживайте заранее. С вечера готовьте ребенку ланч-бокс с полезными и вкусными продуктами для дневного перекуса.

Упрямству – бой

Утреннее упрямство детей – бич многих родителей. Почему-то именно в спешке и после пробуждения малышу больше всего нравится капризничать и лениться. Наказывать и ссориться с утра – не самый лучший выход. Лучше всего переводить капризы в шутку. Постарайтесь отвлечь малыша, шутите, вовлекайте его в соревнования и удивляйте малыша нестандартными предложениями («Твоя кофта будет скучать по тебе, если ты ее не оденешь, может, она сможет поехать в школу в твоем портфеле?»).Если упрямство никак не удается победить, уверенно и спокойно, даже если и против его воли, умойте, оденьте и обуйте ребенка и посадите его за завтрак. Предупредите, малыша, что завтра он сможет проделать все это самостоятельно, если у него будет хорошее настроение, а вы будете рады поощрить его помощь и хорошее поведение, например, посещением зоопарка в выходные (но обещание нужно обязательно выполнить, если малыш станет покладистым).


В такой ситуации родителям надо понимать, что вины малыша здесь нет, просто у них немного другой ритм жизни, они не привыкли постоянно спешить. Ниже приведено шесть способов, как быстро и спокойно собрать ученика в школу.

Правильное хранение одежды

В идеале, конечно, одежда должна храниться на своих местах, на специальных полочках или шкафчиках, но в реальной жизни, чтобы сборы проходили быстро, одежда должна быть в том месте, где ее проще всего взять.

Положить форму школьника можно в ванной комнате или прихожей, в этом вопросе можно посоветоваться с ребенком. Тоже самое можно сказать и о портфеле. Все необходимые вещи должен лежать в зоне доступности. Но идеальным вариантом станет сбор рюкзака с вечера, это избавит ребенка от суеты с утра.

Сборы с вечера

Многие дети собирают свои вещи с вечера. Если в семье есть первоклассник, то родителям необходимо помочь ему. Можно повесить школьную форму на стульчик в комнате, расческу положить в ванную, туда же и зубную пасту со щеткой. В прихожей на видное место повесить верхнюю одежду. Завтрак также можно приготовить с вечера: положить в чашечку пакетик чая, сделать бутерброды и убрать в холодильник.

Соревновательный момент в сборах

Родители могут сделать вид, что тоже собираются в школу вместе с ребенком. И пусть предложат школьнику устроить соревнование. Победа будет за тем, кто быстрее всех добежит до кнопки лифта. Естественное, у ребенка появится энтузиазм и стимул, чтобы собраться быстрее, чем его родители.

Использование секундомера

Многие дети улучшают свою дисциплину с помощью таймера. Его нужно задавать с интервалом в пятнадцать минут. Можно начать отчет с тридцати минут и сообщать малышу, когда прошло пятнадцать. В течение 30 минут ребенок должен быть собран.

Ругать или хвалить

Многие мамы используют угрозы для стимулирования малыша на сборы. Чаще всего они предлагают поставить под запрет компьютер, телефон, планшет. Такой метод работает, но можно сделать более продуктивно. Например, можно поощрять школьника за каждый день без опозданий. Также можно использовать соревновательный момент в семье: кто меньше всего дней опаздывает, тот выигрывает и получает приятный бонус.

Причина задержки – родитель

Не всегда в опоздании виноват школьник. Возможно, именно один из родителей всех задерживает. Поэтому ему также необходимо планировать свое утро грамотно. Пусть мама или папа держат свои вещи на видном месте, чтобы не пришлось ничего искать и тратить на это драгоценное время.

Которые опаздывают всегда, каждый день срабатывает комплекс из нескольких причин. Пока с одной борются, на поверхность выходит другая, тогда предыдущую забывают, решив, что дело не в ней, и спустя некоторое время она снова показывает себя во всей красе. Конца этому нет. Если в доме нет взрослого с хорошими организаторскими способностями, все разговоры с ребенком или его родителями оказываются бесполезными. Семья может сильно напрячься, чтобы исправить положение, и на некоторое время прекратятся, но начнет рушиться что-то другое, очень часто — здоровье.

Ребят, которые чередуют болезни и опоздания, много не бывает. И потому что-то делать специально ради них не считают нужным. А может, зря? А что если заняться этим вопросом, не станет ли всем лучше?

Ребенок, который все время опаздывает, скорее всего чего-то пытается избежать. Может быть, он интроверт, которому трудно переключаться в режим общения со сверстниками? Или он тугодум, для которого мучительно требование быстро соображать и мгновенно отвечать? Или какое-то давнее событие отзывается душевной болью на саму обстановку школы? Или думать лень, а неуспешным быть стыдно? Каждое утро — это переламывание себя.

Школьный психолог может определить наиболее вероятную причину этой , но не может изменить те обстоятельства, которые стали препятствием. Он вызывает родителей и дает им рекомендации, некоторое время работает с ребенком. Если ничто не исправляется, может направить к другим специалистам. До которых ребенка, скорее всего, не доведут, или же там с ним начнут заниматься, а в школе — ждать, когда занятия дадут эффект.

Что может сделать школа?

Во-первых, начать занятия раньше. Начать не с уроков, а с игр, викторин, конкурсов. С призовыми баллами за сам факт участия, чтобы от слабых ребят требовалось лишь прийти и посмотреть. Всего двадцать минут с утра, а результатом может стать и сплочение класса, и появление постоянных дополнительных учебных интересов, и мягкий переход между домашней обстановкой и требованиями учителя.

Во-вторых, надо бы раз и навсегда запретить опоздавшим срывать уроки несвоевременным появлением на них. Но выставить опоздавшего на улицу невозможно, нельзя разрешать слоняться по коридору, не стоит вынуждать отсиживаться в туалете или играть с телефоном где-нибудь под лестницей. Но есть же библиотека. И библиотекарь может быть одним из самых влиятельных педагогов, ведь в его руках вся мощь литературы. Обычно библиотека открывается часов в десять. А почему не в семь? Почему бы не дать некоторым ребятам сосредоточенно поработать с литературой до начала занятий? Традиции такой нет, но, может быть, она нужна?

В-третьих, планшеты с играми и мультиками должны исчезнуть из школы, а вот работающие (бесплатные) игровые автоматы нелишне было бы включать за полчаса до занятий. И новые мультфильмы надо бы показывать в это время на достаточно большом экране. Кто любит играть и смотреть, прибежит в школу заранее. И за десять минут до урока войдет в класс вместе со всеми после прекрасно проведенного времени.

Далее… Некоторые дети с трудом приходят на первый урок потому, что им в школе скучно, невыносимо скучно. Либо урок ведется не так, как они готовы воспринимать, либо, что нередко бывает, учителя учат ученого. Чтобы идти в ногу с классом, порой надо обладать преизрядной тупостью. Войти на урок — значит, выключить ум и душу. Но выключать не хочется, и в этом теперь нет необходимости. Не хочешь на урок — садись за компьютер, бери новые темы, делай контрольные за свой класс, потом за следующий, может, и до вузовских программ доберешься. И когда устанешь и захочется отдохнуть, довольно приятно будет войти в класс к своим друзьям и включиться в сравнительно простую учебную работу.
Фото: Depositphotos

С компьютером можно и искупить вину за опоздание. Опоздал — сделай контрольную работу. Во время изучения такой-то темы на уроке отсутствовал, но изучил ее досконально и доказал хорошее знание при работе с компьютером — распечатай и принеси учителю результат, урок не будет считаться пропущенным. Хорошие обучающие программы требуют гораздо больших интеллектуальных усилий, чем работа на уроке в классе, так что легче не опаздывать.

Представилось, как перед аудиторией с компьютерами выстроилась очередь из трехсот человек…

Многие считают, что опоздание — следствие безнаказанности. Это отчасти верно. Такое жуткое наказание, как вид уходящего поезда, может раз и навсегда научить приезжать на вокзал заранее. Лучше на час раньше, чем на секунду позже. Этот час можно провести в зале ожидания.

Что можно считать залом ожидания в школе? Если устраивать наказания типа «поезд ушел», то зал ожидания для полезного должен быть непременно. Зрительный зал с увлекательным детским сериалом, спортивный зал с футболом или народными играми, или спортивными танцами, комната с играми настольными, компьютерный класс с обучающими программами, лингафонный кабинет, музыкальный класс хотя бы с караоке, мягкий уголок с наушниками, в которых звучат добрые сказки… Обязательно должно быть что-то из этого или, еще лучше, все одновременно.

— Но кто будет за всем этим следить! Это же дети, их на минуту оставить нельзя, они всю школу разнесут! Вы что, не знаете наших детей?!

Ваших, уж простите, не знаю, а наши не разнесут.