Осваиваем чтение – во сколько лет учить ребенка читать. Когда начинать учить ребенка читать, чтобы не навредить — советы специалистов

Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.

В каком возрасте нужно учить ребенка читать?

В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.

Психологические особенности деток в 3 года

Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название – «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.

Пространственное мышление, логика и память

Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:

– Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус.
– Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы.
– А почему лежачий? – снова спрашивает он.
– Потому что на дороге лежит.
– А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш.
– Потому, что его так назвали.
– А кто его так назвал…..

Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас – это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Для чего учить ребенка читать в 3 года?

Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.

Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.

Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.

В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

«Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.

Учим буквы.

Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать – это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат – не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» – четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….

Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.

Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.

Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор – алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

Складываем буквы в слоги.

Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.

Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.

Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.

Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.

Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.

Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.

Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.

Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.

Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».

Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.

Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он – Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.

И еще немного о том, как ребенка научить читать:


Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

Как я научилась читать? Все началось с магнитной азбуки, которую подарила мне мама. Игрушек в нашем доме было не так много, поэтому я полностью сосредоточилась на изучении букв, соединяя их в слоги, а слоги — в слова. В четыре года я бегло читала и в детском саду, вместо того, чтобы играть с куклами, сидела в укромном уголке с толстой потрепанной книгой сказок, которую выпросила у воспитателя. Большинство же моих сверстников осваивали грамоту с помощью школьной программы.

Современные дети другие. Многие из них умеют читать уже до школы. Этому содействуют родители, следуя методикам раннего развития. Некоторые из этих методик, например Павла Тюленева, содержат обещания, что малыши научатся читать к двум годам своей жизни. Но вот остается открытым следующий вопрос: полезно ли для детей такое раннее развитие? И еще вопрос:

В отношении первого вопроса «полезно ли для детей раннее развитие? » однажды встретила интересную информацию. Перескажу некоторые мысли.

Суть такова, что следуя методу раннего развития, мы не даем ребенку возможности прогрессировать естественным образом. Психологическое развитие ребенка проходит несколько этапов: сенсорно-моторный (до 2 лет, когда малыш познает мир через тактильные ощущения), образный (до 7 лет, когда он осваивает речь, знакомится с реальностью через символическую игру, осознает собственное «я») и логический (после 7 лет, когда ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логическую цепочку, принимать самостоятельные решения). Чтение относится к разряду логических операций, и учить ребенка читать, когда он еще не прошел этап символической игры — значит идти против законов природы.

Психологи отмечают, что настойчивые попытки обучить малыша чтению в раннем возрасте могут сыграть злую шутку. Если ребенок научится читать раньше, чем разговаривать, то могут возникнуть проблемы в живом общении, задержка речевого развития.

Если у малыша еще не сформирована пространственная ориентация, и он путает «право» с «лево», это может сказаться на чтении. Например, ребенок будет читать слово с той буквы, которая ему нравится, или «видеть» слово в зеркальном отражении.

С тем, что малыш должен пройти определенные этапы в своем развитии, согласятся многие мамы, убедившись в этом на собственном опыте. Может у вас тоже так случилось, что малыш, в 3-4 года зная буквы и даже умея объединять их в слоги, осознанно и главное с удовольствием, начал читать только к 6-7 годам? Поэтому возникает еще один вопрос: а стоит ли торопиться?

Так с какого возраста можно учить ребенка читать? Может стоит отказаться от всяких попыток развивать его с раннего возраста?

На самом деле никаких четких возрастных норм не существует. Все индивидуально. Кто-то из малышей уже к 4 годам и разговаривает, и читает легко. Кому-то чтение дается с трудом.

Главное правило — никакого давления, нажима и тем более, словесного или физического насилия! Если вы видите, что ребенок легко воспринимает информацию, и ему это нравится, то пользуйтесь моментом и обучайте малыша чтению.

Если малыш замыкается в себе из-за ваших попыток научить его читать, измените тактику. Иначе вы рискуете воспитать ребенка, ненавидящего учебу. Ненавязчиво, понемногу, . Именно такие рекомендации мне дала подруга, учитель младших классов по образованию и по призванию, когда увидела, как я пытаюсь обучить чтению свою старшенькую. Вняв совету, я вскоре увидела положительные результаты.

Не расстраивайтесь, если ваш малыш знает только отдельные буквы, тогда как соседский мальчик такого же возраста бегло читает. На практике известно много случаев, когда дети, научившиеся читать позже, догнали и перегнали своих школьных сотоварищей, читающих с раннего детства. Будьте терпеливы, и у вас все получится!

С самого рождения больше разговаривайте со своим малышом, читайте ему книги. Он видит, что мама держит что-то в руках, смотрит туда и что-то говорит... Со временем и он начнет тоже заглядывать в книгу. Ведь будет понимать, что именно мама говорит, когда смотрит именно туда! Пусть малыш не понимает смысла, зато он понимает интонацию. Почаще говорите ему слова, которые вам бы хотелось побыстрее услышать от малыша. Например, я начала с месяца говорить слово "агу" пару раз в день, и уже в два месяца ребенок сам стал четко говорить "агу", я даже на видео это сняла. Самое главное — не останавливаться, постоянно учить новым словам: "мама", "папа" и т.д. Можно приучить говорить что-то в определенное время. Например, когда мы начинали кушать, я малышу с каждой ложкой говорила "ам". Теперь, когда он видит бутылочку или баночку с пюре, то начинает повторять "ам-ам-ам". Каждый раз, когда ребенок просыпается, говорите ему: "Мама, я проснулся". И он будет это повторять, просыпаясь. Правда, нам пока до целой фразы далеко, но "мама" он уже говорит. Пусть не так четко, но все же уже знает, что нужно маму позвать.

Говорите с малышом, как со взрослым, и вы увидите, как внимательно он вас слушает.

Когда я была маленькой, телевизоры были большой редкостью, поэтому родители больше занимались с детьми, учили стихи и песни. Дети больше времени проводили с книгами, чем с телевизором. Согласитесь, это не только полезней для развития ребенка, но еще и интересней. Нужно только заинтересовать. С помощью чтения ребенок развивает свое воображение, развивает память. Читайте своему ребенку, играйте в игры со словами с самого раннего возраста, с рождения. Повторяйте каждый день те слова, которые вы бы хотели чтобы он запомнил, развивайте детскую память, слова проговаривайте четко. А когда малыш пытается что-то сказать неправильно, поправляйте его, повторяя то же слово правильно. Например, ребенок говорит "тата", имея в виду "папа". Повторите за ним правильно "папа", и через пару дней он начнет говорить правильно. Точно так же и с остальными словами.

Мы начали учиться плавать с самого рождения, как только зажил пупочек. Ведь это очень полезно для всех групп мышц, и еще развиваются легкие. Чем быстрее окрепнут мышцы у малыша, тем быстрее он поползет, потом начнет ходить... Конечно, учимся плавать мы пока дома в ванной, в бассейн решила до года не ходить. Как раз через две недели у нас день рождения, вот и начнем ходить в бассейн. Но и в ванной у нас получается не так уж плохо.

Начали мы рано: в грудном возрасте малыш еще не боится воды, а вот потом избавиться от страха воды будет сложнее. Конечно, далеко до самостоятельного плавания малыша: сначала ему нужно будет освоиться. А потом приступайте к тренировкам. Как только малыш станет постарше, начинайте тренировки дыхания. Сначала нужно научить ребенка делать вдох и выдох, потом задерживать дыхание. Очень полезны для тренировки дыхания ныряния. А чтобы избавить ребенка от страха и добиться выполнения упражнения, можно разбросать по дну ванны много его любимых или вообще новых игрушек и попросить ребенка достать их со дна.

Еще во время беременности я начала часто слушать спокойную музыку, а после рождения своего малыша пою ему колыбельные. Ведь известно, что колыбельная — первый урок родной речи.

Обсуждение

Спасибо за статью. Я сначала, когда увидела название, опять подумала, что это что-то вроде "научить малыша читать с пеленок". Но к счастью, ошиблась. Согласна, что надо общаться с малышом, показывать все, что делаешь дома, это самая его главная наука в первые годы. Еще мне кажется, что главная цель обучения до трех лет - это научить ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, уметь показывать свои желания, уметь выражать свои эмоции более-менее цивильным способом. А во сколько ребенок научиться считать или читать - в 3 года или в 4 - разницы особой нет.

Комментировать статью "Чему и как я учу малыша"

Обсуждение

я думаю нет ничего невозможного. Но лично я не стала раньше времени загружать ребенка пусть пока маленький играет игрушки, сейчас ему 4.5 года и он сам начинает изъявлять желание узнать буквы и я ему в этом помогаю)).

30.01.2018 09:50:14, Адалят

Даже не стану задавать дежурный вопрос "ЗАЧЕМ?!"

Мозг ребенка в этом возрасте не готов к усвоению чтения и счета.
Если вы активно будете прилагать усилия и направлять ребенка по неестественному пути, то очень хорошо должны себе представлять, что такие занятия будут тормозить те процессы, которые действительно необходимы ребенку для его нормального развития.

Как научить малыша кушать ложкой? Стандартного возраста, когда ребенок должен начать кушать самостоятельно ложкой, нет. Это зависит от характера и психического развития ребенка, от участия в этом процессе родителей. Кто-то прекрасно управляется с ложкой уже в год, а у кого-то ничего не получается в два. Чтобы помочь малышу побыстрее научиться кушать самостоятельно, следует давать ему ложечку уже во время первого прикорма, в 5-6 месяцев. Во время кормления можно пользоваться двумя ложечками...

Обсуждение

Да еще и полугода не было сыночку, как я ему чайную ложечку вручила. Он с радостью нею играл, быстро стал учиться пользоваться правильно и к семи месяцам уверенно ею кушал сам, правда редко, потому что прикорм не особо желал есть.

У каждой из нас разное призвание не только в жизни, но и на кухне. Одни хозяйки способны держать в голове добрую сотню кулинарных рецептов, другим нет равных в приготовлении диетических блюд, а кто-то и вовсе встает за плиту только по зову сердца. Что между ними общего? Наверное, только желание совершенствовать свое мастерство и раз за разом удивлять друзей и близких собственными гастрономическими шедеврами. Благодаря проекту «Настоящая российская хозяйка» , сделать это стало еще проще. К...

Читать и считать дети все равно учатся у родителей, а больше ничего на выходе из школы в массе своей и не умеют. Правильно учить это так, чтобы за 11 лет умудриться ничему не выучить. На такое далеко не каждый способен, тут педагогическое образование нужно.

Обсуждение

Умиляет, что мы слышим это от тех, кто реально еще никого ничему не научил. Читать и считать дети все равно учатся у родителей, а больше ничего на выходе из школы в массе своей и не умеют. Правильно учить это так, чтобы за 11 лет умудриться ничему не выучить. На такое далеко не каждый способен, тут педагогическое образование нужно.
Вот интересно, в конфе есть школьные учителя?

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту. Вам следует обратиться к логопеду, если: - До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед...

До момента, как я стала мамой, Позволяла себе очень много: Спать подолгу, хоть не уставала, Собираться спонтанно в дорогу, Наносить макияж, чистить зубы, Соблюдать распорядок в квартире, Отвечать на вопросы не грубо И следить за курьёзами в мире. До момента, как я стала мамой, Не учила слова колыбельных, Не хотела я спать непрестанно, Не любила я зайчиков белых, Не задумывалась об уколах И о том, что цветы ядовиты И о том, что на метр от пола Все розетки должны быть закрыты... продолжение...

Учитывается ли например то,что старшие братья-сестры ребенка учат английский,а с французским помочь будет некому? будет приличным, и зачатки второго языка, который в дальнейшем, скажем, уже в ВУЗе, можно будет подтянуть до хорошего уровня за год курсов.

Обсуждение

Всем спасибо! Нашла закон!!! Если кому актуально:
Статья 44 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" новый,вступил в силу 1.09.2013
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Все на усмотрение директора. Никаких положений нет. Но обычно идут навстречу.

Ваш ребенок знает все буквы? Значит пришло время потихоньку начинать соединять буквы, и читать слоги. Посмотреть на Яндекс.Фотках Предлагаю Вашему вниманию игру как можно в игровой форме научить ребенка читать слоги. Вы можете распечатать карточки со слогами или сами сделать свои собственные карточки. Для этого Вам не понадобится много времени. Вы можете написать вот такие карточки как показано на картинке. Вы можете написать карточки со слогами только с буквой А, или с буквой О. Вы...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Как было бы здорово, если бы все люди с рождения говорили на нескольких языках! Ну, хотя бы на самых популярных в мире. Не надо было бы тратить время и деньги на обучение. На самом деле подобные люди существуют среди нас, мы просто не обращаем на них внимания. Детей, которые сразу начинают говорить на двух языках, называют билингвами. Билингвы - это те, кто вырос в системе двуязычия. Когда в семье ребенок слышит один язык, а во дворе, в детском саду, на улице - другой (например, в бывших...

Как научить ребенка читать.Учимся читать. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. Существует множество теорий и методик, которые обещают быстро научить вашего ребенка читать. Но новые методики рано или поздно попадают под критику и уходят, на смену им приходят другие. Что же нужно ребенку? Психолог и психотерапевт Мария Макуха в эксклюзивном материале для «Граней-Т» советует...

Известие о первой беременности стало для меня большой неожиданностью. И хотя роды прошли гладко, я дала себе слово: второго малыша запланируем. Забеременев, я долго искала курсы для будущих мам: продвинутые и профессиональные. Мне удалось их найти, думаю, мой опыт будет полезен тем, кто выбирает. Прежде, чем заключать договор со школой, внимательно ознакомьтесь с программой курсов. Важно, чтобы в ней, помимо лекций, были и интерактивные занятия и тренинги. Лекции Лекции обязательно должны...

3. Домашний адрес? (мы переехали, так что учим новый) 4. Какое сейчас время года? А выше перечисленное ни в какую. Ребенок домашний, ходит на развивалки с трех лет. Ребенку 6 лет 5 месяцев. Осенью в школу.

Обсуждение

Мое имхо- Вы мне напоминаете студента, который болтался весь семестр,а потом сел за пару дней и стал учить незнакомый предмет, и ошизел от того, что ничего запомнить не может. Мы столкнулись с такой ситуацией в 4 года, когда переводились в лругой сад. Выдали нам направление пройти психиатра (???зачем и сейчас не пойму). До сих пор вспоминаю со смехом и со слезами...Белый цвет мы не знали, учили по фломастерам, а там белого фломастера не было. На вопрос, какого цвета у врача халат, мой драгоценный ребенок заявил:"думаю, что он..эээ..красного цвета.."(вот так и сказал). На вопрос, какое время года сейчас, мой сын многозначительно посмотрел в окно (была очень холодная, дождливая весна, поздняя, даже почек не было, деревья голые стояли, ветер, дождь) и выдал: "Думаю, что сейчас осень". Врач спросила, диагноз писать, или лечиться будете. Я вообще расхохоталась. Пишите диагноз, хоть какой. Я ведь знаю, что это случайность, небольшой пробел в знаниях, что он очень сообразительный и легкообучаемый. Вообщем, с этого момента я поняла, что говорить нужно обо всем, все рассказывать и без конца повторять. Адрес мы выучили еще, когда только говорить научились (я боялась, что наш папашка его потеряет, такой был папа).Как только перехали, сразу же выучили новый. Профессии мамы и папы тоже узнал рано, потому что дома часто обсуждаются рабочие проблемы. О времени года (не могу не смеяться уже) мы постоянно беседуем, он сам задает всегда вопросы, когда закончится осень,и почему снег, а еще осень,и почему так долго длиться зима. Ну, кстати, это нормально, если ребенок сегодня скажет, что сейчас зима, т.к. , например, у нас за окном уже лежит хороший слой снега, и снег продолжает валить каждый день. Думаю, что зубрить- плохой метод для маленького ребенка, нужна ИГРА! Например, играем в работу. Мама надевает какие-нибудь очки в жуткой оправе, делает пучок на голове, пиджак, садится за стол, принимает деловой вид, папа в таком же забавно-деловом виде нерешительно стучится в дверь, мама говорит, мол, зайдите, МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ. Папа, здравствуйте, уважаемая МАРИЯ ВИКТОРОВНА, я вот Вам отчетик принес..дите будет хохотать, но фразы запомнит, в т.ч. с ФИО мам/папы. Я вот в детстве часто играла в работу и знала ФИО своих родителей, т.к. заходила на кухню к ним с папкой для бумаг и с серьезным видом называла их по имени/отчеству и требовала рассмотреть мое Дело №532.. или как-нибудь иначе, но в виде игры, а не зубрежки!Удачи!

Для запоминания адреса достаточно, наверное, петь этот адрес на какой-нибудь известный мотив.
"Улица Толстого, дом пятьдесят семь!А квартира, а квартира- восемь!"

Я учила жевать Катеньку по книжке " Ребенок с ДЦП" Ненси Р. Финни. гимнастика спустя год выстрелила, а может время пришло.....кстати теперь эту гимнастику делают и в москве, мы привозили руководство по ней и реабилитологи в РДКБ теперь успешно ее применяют...

Обсуждение

Спасибо всем кто ответил.
ДУМАЮ НАЧНЕМ С ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА И МЯСА,И БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ЧТОБЫ РЕЗУЛЬТАТ НЕ ЗАСТАВИЛ СЕБЯ ЖДАТЬ

Не научила... Не смогла.
Научились только заглатывать твердую пищу кусками.. Не работает ничего и нет речи.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. в совершенстве.Будучи взрослой учила английский два месяца.Легко выучила на уровне-"читаю со словарем" и пообщаться за...

Обсуждение

Школа 1412 в СВАО.
Кто-нибудь ходит в эту школу? Поделитесь впечатлениями, пожалуйста...

Надо ж как звезды встают.Буквально вчера принимала участие в споре среди людей далеких от этой конфы и от интернета вообще на тему какой язык нужней/легче английский или французский.Внесу свои пять копеек.Для справки, закончила спец франц школу.Язык пригождался и в институте и в частной жизни нередко,вышка чисто техническая.После нашей школы в принципе даже круглые троечники французским владели в совершенстве.Будучи взрослой учила английский два месяца.Легко выучила на уровне-"читаю со словарем" и пообщаться за границей на бытовые темы.Сейчас конечно за отсутствием практики навыки подрастерялись и во франц. и в англ.,но при надобности восстановить их дело нескольких дней(есть опыт).Дочь пошла в этом году в мою школу, с первого класса франц.с 5го англ.теперь там.Считаю,что школы будет вполне достаточно для жизни,если не пойдет дальше с языками,или для поступления в языковой вуз.Для того и отдала в эту школу,чтобы с допзанятиями хотя бы по языкам не заморачиваться.
И наконец мнение знакомой,человека с лингвистическим образованием,переводчика и практикующего преподавателя,у которой первый язык английский из спецшколы,второй в институте-французский.Если планируешь знать два языка,начинать надо с более легкого,в частном случае с французского.
А те,кто заявляют,а кому он нужен французский,видимо не очень разбираются в ситуации(кстати о ГазФранс).Если смотреть с такой позиции,мы должны все поголовно броситься учить китайский.
А языки вообще учить полезно,для мозгов и общего развития.Ну и конечно на учительницу надо посмотреть,может француженка вашего сына выучит языку,а на английском только время потеряете.

08.09.2007 01:09:35, ШаНуар

Обсуждение

Надежда Григорьевна, спасибо.
Так приятно, что мое мнение
целиком совпадает с Вашим.
Я так и действовала.
Еще хочеться посоветовать, покупать
как можно больше, самых разных
интересных книжек.(и не обижаться
если ребенок их не смотрит. Не
смотрит сейчас, ну через год
посмотрит, но с удовольствием).
Пусть они просто будут, и обязательно
в таком месте, что-бы ребенок их
всегда видел и мог брать сам.
(лучше стеллаж детский на самом
видном месте).
Попробуйте, сами удивитесь результату!

07.09.2000 23:49:41, Anna

Надежда Григорьевна, у меня очень сложный ребенок. И очень психологически грамотный. Она, может быть, ночами учится читать сама, я не уверена, что это не так. Но все игры, резоны и т.д. - для нее ничего не значат. примерно с того момента, когда она научилась оценивать чьи-то знания и умения, например мои, она не начинает делать ничего, что кто-то из домашних уже делает лучше нее. Она чуть не перестала рисовать, когда поняла, что я рисую лучше. К счастью, у меня проблемы с цветом, я предпочитаю графику. Удалось ее убедить, что рисовать красками я не умею вообще, и вот она рисует. И так во всем. Это какая-то болезненная критичность к себе. Похоже врожденная. И рациональность. Ну не понимает она, зачем ей тратить время на прочтение названия книги, если я могу это сделать быстрее. Зачем читать что-то в компьютерной игре, если я могу сидеть рядом и все для нее делать. И т.д. Любое нежелание делать что-то для нее воспринимает с искренним недоумением, ведь любому другому члену семьи я бы помогла прочесть что угодно, если потряются очки, например. Короче, караул. Какие слова на стенках! Мы ремонт в коридоре сделали, она не заметила, пока не полезла в шкаф и не обнаружила, что у него другие двери.

Меня, скорее, интересует, сколько месяцев надо переждать, чтобы хоть отторжение прошло? А то при виде букв ее просто с души воротит.

07.09.2000 18:31:04, Яся