Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом. Особые переводы

Аутизм - что это за болезнь?

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать и адаптация их в обществе станет вполне реальной.

Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

Наиболее типичные симптомы аутизма

  • Недостаточное развитие языка, отсутствие речи. У детей раннего возраста, как правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить), они чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сама не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже матерью. В речи ребенка, в основном, присутствуют ехолалии, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые она услышала от других людей или по телевизору. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций. Ребенок с аутизмом понимает только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их и т. Д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".
  • Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. Родителям порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, она не реагирует на свое имя и на звуки голосов мамы и папы. Более того, со временем ребенок начинает активно избегать общения, скрывается, уходит. Ребенок не фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов, не обращающихся на язык.
  • Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время ей характерна повышенная впечатлительность, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
  • 3. Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже в первые месяцы жизни ребенок не тянет ручке, не прижимается к матери, а, находясь на руках у родителей, сопротивляется физического контакта, напрягает спину, пытается вырваться из объятий родителей.
  • Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе простых движений - она дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения ребенком возраста 1 года.
  • Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Аутист не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что ребенок - аутист не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра, которую аутист может поддерживать, это простые механические движения "возьми - дай". При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерной чертой является то, что обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Она может долго и однообразно играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами и тому подобное. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутичным фантазиями. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.
  • . Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания. Такому ребенку порой невозможно научиться одеваться самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.
  • Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, она не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.
  • Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет родителей. На любое запрет или попытку связаться ребенок - аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ребенок не умеет испытывать чувство сожаления, по просьбе или мольбы родителей она не реагирует, безразлична до слез.
  • У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - она раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор. Ребенок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Ребенок может долгое время безэмоционально подпрыгивать, приседать.

Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь она не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира", ей немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить.

При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей.

Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразен. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых.

Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сферы стоит получить консультацию специалистов (особенно важно - еще и отработать определенные навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка аутиста

Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие и другие результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.
  • Соблюдайте с подавляющим большинством аутичных детей постоянного их страхования: будьте готовы их поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации, провоцирует физическую самоагрессии ребенка. Действенным способом свести к минимуму опасные действия ребенка является их подкрепления вами своими бурными реакциями (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.
  • Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка. В этой связи обеспечит взвешенное отношение к подбору игрушек и предметов, продумывайте цели с позиции степени их сложности (должны соответствовать возрасту, возможностям и интересам ребенка), тщательно относитесь к организации и руководства детской деятельностью.
  • Используйте большую привязанность ребенка с аутизмом в отношении к предметам, чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например, через музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время налаживайте слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию общей и мелкой моторики, формируйте доступен для ребенка уровень способности синтезировать их в одной деятельности (побуждайте ребенка к поиску слева справа, сверху-снизу мелодической игрушки или взрослого, который ей напевает или что-то говорит и т.п.).
  • Устранение из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищены источника света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.
  • Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).
  • Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого. При этом всячески учитывайте особенности их осуществления ребенком, поскольку, несмотря на то, что ребенок «ходит мимо людей», она никогда не наталкивается на них, может заплакать, когда на нее или при ней кричат.
  • - Систематически используйте возможности арт-терапевтических средств как социально приемлемого выхода агрессивности и негативных эмоций ребенка с аутизмом, безопасного способа снятия напряжения, уменьшения страхов, агрессии и жестокости. Совместное участие в рисовании, в музыкальных занятиях, в элементарных спортивных играх будет способствовать формированию отношений эмпатии и взаимной поддержки.
Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.
  • Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересовано выполнения вами режимных моментов и не безразлично, ласковое отношение к ребенку, обозначения эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствовать эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.
  • Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
  • Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемой, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
  • Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягкой.
  • На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
  • Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.
  • используйте (Как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
  • Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
  • Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрийкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
  • Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

Семьи детей с аутизмом вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить очень сложного в воспитании ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы, родители часто не имеют четких ориентиров, и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка. Организация процесса помощи ребенку на годы становятся постоянной заботой семьи, которой снова и снова на каждом возрастном этапе приходится искать, куда он пойдет, где его примут, какой подход и какой специалист ему поможет.

Известно, что ребенок с аутизмом для своего развития нуждается в помощи врача, психолога и педагога, но каждая семья ставит здесь свой акцент. Одни концентрируются исключительно на медицинских обследованиях, и проходят бесконечные и мучительные круги поиска причин случившегося и специалистов, способных радикально изменить ситуацию. Эти родители считают, что прежде, чем начать заниматься, ребенка необходимо вылечить. Другие, напротив, относятся к обследованиям и лекарствам крайне скептически, от лечения категорически отказываются, считая его слишком грубым и опасным вмешательством в развитие ребенка, и свои надежды связывают исключительно с психолого-педагогической помощью, упуская возможность необходимой медикаментозной поддержки.

Радикальные установки и в том, и в другом случае нехороши для ребенка. Известно, что проблемы аутизма в наибольшей степени связаны с биологическими особенностями детей, и они, в силу этого, нуждаются в постоянном внимании и поддержке врачей разных специальностей. Действительно, во многих случаях лекарственная терапия может смягчать трудности, успокаивать, «собирать» ребенка или активировать его, но возможности радикально изменить ситуацию, «вылечить аутизм» в настоящее время, к сожалению не существует. Хорошо подобранное лечение в некоторой степени улучшает условия психического и социального развития ребенка, но продвинуться оно может, только если родители, психологи, педагоги немедленно помогут ему реализовать приоткрывшиеся благодаря терапии возможности взаимодействия.

Разные акценты существуют и в ориентации семьи преимущественно на психологическую или педагогическую помощь. Традиционно на занятия с психологами больше настроены семьи, стремящиеся к развитию эмоционального контакта, общения и взаимопонимания с ребенком; педагогический подход предпочитают родители, видящие продвижение ребенка, прежде всего, в приобретении конкретных знаний и умений. Надо сказать, однако, что и здесь делать ставку на что-то одно тоже не стоит, поскольку это взаимодополняющие направления помощи ребенку. Без эмоционального контакта с ребенком, так же, как и без формирования у него необходимых навыков, невозможны социализация и развитие средств коммуникации. Без психологической помощи ребенку в осмыслении происходящего, в развитии более активных и гибких форм взаимодействия он не сможет пользоваться знаниями и умениями в реальной жизни, даже если они блестяще отработаны на занятиях.

Если говорить об оптимальной организации психолого-педагогической помощи, то ребенку с аутизмом необходимо:

  • на первом году жизни - выявление самой угрозы формирования нарушений аутистического спектра и оказание специальной психологической помощи семье в развитии эмоционального контакта, налаживании взаимодействия с ребенком, что позволяет если и не избежать диагноза РАС, то, по крайней мере, значительно улучшить прогноз развития;
  • в период раннего возраста , особенно в период постановки диагноза РАС, семье нужна психологическая поддержка, получение информации о специфике трудностей ребенка, обучение эффективным методам его воспитания и своевременное начало специальных занятий ребенка с психологом;
  • в дошкольном возрасте , т.е. в период наиболее выраженных проявлений детского аутизма (заострения трудностей эмоционального контакта и поведенческих проблем, выявления искажения психического развития) семье по-прежнему необходима психологическая поддержка, а самому ребенку - индивидуальные занятия с психологом и, в случаях выраженной задержки развития, с логопедом и дефектологом, специально подготовленным к работе с такими детьми;
  • в старшем дошкольном возрасте всем таким детям, помимо сохранения регулярных занятий с психологом, для подготовки к школе требуются индивидуальные занятия с педагогом, а также введение в детскую группу (в условиях специального сопровождения), расширяющую опыт социального взаимодействия;
  • на протяжении всего периода школьного обучения и ребенок, и его семья продолжают нуждаться в специальном психолого-педагогическом сопровождении. При использовании всех возможностей интеграции ребенка в группу сверстников, ему необходима не только поддержка в освоении школьной программы, но и специальная помощь в развитии представлений об окружающем, социальной компетенции, в освоении навыков коммуникации и бытовой адаптации;
  • подростку с РАС и его семье также необходима психологическая и педагогическая поддержка. Подростку требуется помощь в выработке навыков, обеспечивающих его самостоятельность в быту, ориентировку в ближнем и дальнем социальном окружении, навыков взаимодействия со сверстниками. Необходим также и поиск возможностей профессионального развития;
  • во многих случаях психолого-педагогическая поддержка требуется и взрослому человеку с проблемами аутистического спектра ; его близкие также часто нуждаются в психологической помощи.

Организовать такую помощь в полном объеме и на всех возрастных этапах семье аутичного ребенка в настоящее время практически невозможно. Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, что нехорошо для ребенка. При аутизме малышу не меньше, чем профессионалы, нужны родные и близкие люди в своей собственной роли. Только они могут сделать для него уклад повседневной домашней жизни активизирующим, вовлекающим во взаимодействие, делающим происходящее предсказуемым и осмысленным.

Именно поэтому так важны постоянная профессиональная поддержка и сопровождение семьи. Родителям нужны сведения не только о существующих и появляющихся возможностях профессиональной помощи ребенку, но и информация, помогающая разбираться в происходящем, видеть трудности и пути их преодоления, адекватно оценивать успешность своих действий.

Задачи и приемы домашнего воспитания ребенка с аутизмом в наибольшей степени близки тому, что делают на занятиях психологи, работающие в русле разработанного нами подхода. Необходимо, чтобы родители так же, как и психологи, искали возможность вовлечь ребенка в совместные переживания и совместные действия. На специальных занятиях взаимодействие с ребенком насыщено и интенсивно, его цель – возможно более активизировать ребенка, включить в коммуникацию и дать ему положительный опыт осмысления происходящего. При этом вместе с ребенком психолог проживает и делает более ярким его удовольствие от впечатлений не только новых, но и уже привычных по домашней жизни.

Например, купание в ванне дома или в море летом, приготовление обеда, впечатления от встреченной на дороге лужи, похода в цирк или зоопарк, от новогодней елки и задувания свечей на дне рождения, от ветра и огоньков за окном, зеленых и красных огней светофора, прыжков белки на дереве, поездки на автобусе или в метро, игры в прятки и с мыльными пузырями, на качелях или на горке на прогулке, игровых эпизодов с героями знакомой детской телепередачи или мультфильма и т.д.

Взрослый помогает осознать такие впечатления и сделать их частью личного опыта. Порядок прорабатываемых впечатлений не случаен: будет ли это игра с привычными или новыми сенсорными впечатлениями, проигрыш уютных сюжетов из домашней жизни или ее более ярких событий зависит от уровня аффективного развития ребенка и его индивидуальных предпочтений. Включение ребенка в игру стимулирует его к использованию доступных средств коммуникации, к освоению новых возможностей, и развивает психические функции, обеспечивающие процесс взаимодействия со взрослым.

Задача близких, которую не могут взять на себя специалисты, состоит в совместном с ребенком осмыслении круговорота повседневной домашней жизни. Выделяя в нем эмоционально значимые впечатления и опираясь на них, близкие могут поддерживать каждодневную активность ребенка, выстраивать и день ото дня развивать осмысленное взаимодействие.

Одним из основных средств насыщения бытового уклада моментами, объединяющими ребенка и взрослого, является эмоционально-смысловой комментарий. В полном объеме его могут осуществить только близкие люди, с пониманием и участием проговаривая сначала для ребенка, а потом, в идеале, вместе с ним все то, что каждодневно с ними происходит. Такой комментарий - это обычное вербальное поведение взрослого, воспитывающего ребенка раннего возраста: в нашей речи при этом отражается все, на что обращает внимание малыш, что он пытается делать, что его удивляет, радует или беспокоит. Такое отражение не бывает бесстрастным: мы невольно подчеркиваем то, что хотим усилить – удовольствие, радость, интерес малыша, его успехи. И, таким же образом, своей интонацией смягчаем его тревогу, «заговариваем» боль и испуг, отодвигаем опасность. Перерабатывая вербально вместе с малышом его впечатления, эмоционально отзываясь на его действия, мы даем ему не только ощущение уверенности и безопасности, но и ориентиры для организации собственной подробной картины мира, стимулируем и задаем направления развития.

Никольская О.С. Домашнее воспитание ребенка с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014..04.2019)

Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.

Больной не имеет возможности выражать эмоции, а также не понимает их выражение от других людей. Кроме того, заболевание сопровождается пониженной интеллектуальной активностью и неспособностью полноценно пользоваться разговорной речью.

Все симптомы объясняются неспособностью оптимального функционирования разных отделов мозга. Следует отметить, что проблемы больных, связанные с общением, будут преследовать их всю жизнь – универсального лекарства нет. Однако своевременное выявление заболевания и оперативное лечение позволяет людям со временем реализовать свой умственный потенциал.

При появлении у ребенка определенных симптомов, необходимо в срочном порядке обратиться к медицинским специалистам.

Пациент испытывает сложности, независимо от возраста, но самым сложным периодом считается именно переходный период. Пациенту сложно участвовать в общественной деятельности, быстро принимать решения в сложных ситуациях. Подростки постоянно повторяют определенные предсказуемые действия, не могут контролировать собственные эмоции, симптомы часто повторяющиеся.

Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?

Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.

Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.

В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.

Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.

Жизнь подростка-аутиста

Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.

Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.

Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.

Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу. Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей.

Симптомы аутизма

В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.

  1. Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
  2. Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
  3. Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
  4. Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
  5. У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
  6. В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
  7. Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Адаптация в социуме

В результате масштабного исследования стало известно, что дети, страдающие нарушением развития нервной системы, после коррекционного обучения меньше участвуют в социальной жизни, по сравнению с детьми, которые имеют проблемы с речью или интеллектуальными возможностями.

  • почти 40% больных аутизмом никогда не встречались со своими одноклассниками вне школы;
  • 50% никогда не участвовали в общественных мероприятиях;
  • более 54% детей, страдающих данным заболеванием, никогда не общались по телефону со своими знакомыми.

Многие больные дети сообщают, что отсутствие друзей является сильнейшим стрессом для них. Большинство людей считают, что они не стремятся заводить друзей, но специалисты с этим не согласны. Подростки хотят добиться понимания со стороны общественности, они нуждаются в компании.

Многие дети-аутисты полностью погружаются в определенное увлечение, поэтому они стараются избегать общения с окружающими людьми. Такие интересы можно использовать на пользу ребенку, ведь существует множество детей, которые имеют подобные увлечения, поэтому им будет интересно вместе общаться.

Лечение аутизма

При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.

На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.

Аутизм представляет собой сложное расстройство нервной системы, характеризующееся замедленным развитием ребенка, проблемой с развитием моторики и задержкой речи. Дети с аутизмом, как правило, замкнуты в своем внутреннем пространстве. Им очень трудно вступать в контакт и находить взаимопонимание с окружающими. Несмотря на то, что основные признаки расстройства являются общими, в мире не двух абсолютно одинаковых детей с аутизмом.

Аутизм является генетическим заболеванием

Когда-то было распространенным мнение, что аутизм – это результат неправильного воспитания. Однако ученые доказали, что данное расстройство связано с наследственностью и генами. Если среди ближайших родственников были случаи рождения ребенка-аутиста, то вероятность от 5 до 10 %, что может родиться ребенок с аутизмом. Среди близнецов вероятность расстройства у обоих детей составляет 60%.

Поведение определяется общением

Все, так или иначе, происходит по какой-то причине. Ребенку-аутисту необходимо постоянно рассказывать о том, что происходит вокруг него. Но дети не всегда готовы к обучению и иногда отвлекаются на более интересные для них занятия. Родители часто воспринимают такое поведение, как хулиганство, и прекращают общение, пытаясь тем самым наказать малыша, совершая большую ошибку. Ребенок-аутист особо нуждается во внимании родителей и в разностороннем общении, затрагивающем самые разнообразные темы, поэтому его интерес к чему-то новому следует поощрять и поддерживать.

В большинстве случаев плохое поведение ребенка связано с его неспособностью выразить свои желания и потребности или непонимание, чего от него ожидают. В такие моменты необходимо какое-то время понаблюдать за малышом, чтобы найти причину проблемы. Заведите блокнот и делайте заметки относительно интересов ребенка, его деятельности, окружающей обстановки и даже погодных условий. Со временем наступит ясность и проблему можно будет решить.

Сосредоточьте внимание на положительных моментах

Как и любой из нас, дети с аутизмом не могут обучаться в атмосфере отчуждения, когда они испытывают чувство неполноценности и вину за то, что не такие как другие дети. Родителям рекомендуется избегать в общении с детьми любой критики, какой бы «конструктивной она не казалась. Найдите сильные стороны именно вашего ребенка и хвалите их.

Социальное взаимодействие может быть трудно

Иногда со стороны кажется, что дети с аутизмом не хотят играть с другими детьми на детской площадке, хотя на самом деле они просто не знают, как начать разговор и присоединиться к игре. Проявите инициативу и познакомьте малыша с другими ребятами, начните увлекательную игру для всех. Большинство детей, страдающих аутизмом, не знают, как читать мимику, язык тела, или эмоции других.

Смена занятий

На смену одного вида деятельности на другой ребенку с аутизмом может потребоваться больше времени. Делайте пятиминутный перерыв прежде, чем приступить к следующему занятию. Чтобы у ребенка была подсказка, на стол можно поставить крупные часы с циферблатом. Подобный трюк помогает развивать самостоятельность ребенка.


Аутизм у детей или ранний детский аутизм (как он называется в медицинской литературе) представляет большую проблему как для родителей, так и для больных детей, которая в другой уже форме переходит во взрослое состояние. Распространенность заболевания среди детей составляет 0,2%, причем чаще болеют мальчики (в 3-4 раза чаще, чем девочки). Это заболевание поражает все функции психической системы - и память, и внимание, и мышление, и речь и т.д.


Еще Каннер, который описал этот синдром, подчеркивал, что заболевание следует относить к шизофреническим состояниям, которые передаются по наследству. Такая точка зрения сохранилась и в наши дни, только несколько дополнилась. Считается, что наследственная предрасположенность реализуется при воздействии определенных факторов внешней или внутренней среды. К таким факторам следует относить процесс родов, возрастные кризисы (14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет), различные стрессы, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания и т.д.


В механизмах развития заболевания в настоящее время, как и раньше, доминирует две теории, каждая из которых имеет право на существование. Скорее всего, развитие заболевания можно объяснить сочетанием этих двух теорий. Речь идет о психогенной и биологической теории. Первая подчеркивает роль социальной среды, а вторая - физиологическое состояние организма ребенка. Сейчас совершенно очевидно, что аутистический ребенок может появиться как во вполне нормальной семье с хорошим воспитанием, так и в семье социально неблагополучной.
Связь аутизма с шизофренией окончательно не доказана. Однако многие ученые психиатры рассматривают аутизм как фон шизофрении или предвестник этого заболевания, поэтому такие дети должны находиться под пристальным вниманием психиатра и психолога, им должна проводиться соответствующая коррекция нарушенных функций, чтобы предупредить развитие шизофрении и различных психических нарушений в будущем, в том числе и социальную адаптацию.


В настоящее время можно выделить несколько четко доказанных фактов, относящихся к детскому аутизму. Они включают в себя:
- непрогрессирующее течение;
- такие дети чаще более интеллектуально развиты, чем их сверстники;
- преобладание мальчиков;
- заболевание чаще развивается в наиболее образованных и состоятельных общественных слоях.
Таким образом, аутизм представляет серьезную медицинскую и социальную проблему.

Признаки аутизма

Впервые симптомы детского аутизма были описаны Каннером в 1943 году. Независимо от него также многими учеными описывались схожие проявления.
Синдром может проявляться по-разному, поэтому выделяются различные клинические его формы, которые характеризуется преобладанием того или иного нарушения. Однако есть и общие черты аутистического синдрома, к которым относятся:
- отсутствие эмоциональности при общении с матерью (ребенок не просит дать ему определенную игрушку, он ведет к ней, он редко плачет и радуется, такой своеобразный маленький робот);
- отталкивает мать или отца, которые хотят взять его на руки;
- отстраненность от окружающего мира, он игнорирует многие раздражающие факторы, но в то же время проявляет повышенную чувствительность и страх по отношению к предметам, которые движутся или издают различные звуки;
- невозможность использовать слова в переносном смысле, он использует их только в прямом значении;
- отлично запоминает мельчайшие детали, то есть у него хорошо развита механическая память;
- такому ребенку тяжело абстрагироваться;
- склонность к монотонным и одинаковым движениям, в том числе и в игре (он часами может перебирать конструктор, повторять одни и те же слова);
- такой ребенок привыкает к своей окружающей среде, перемены которой могут вызвать у него плач, страх, необъяснимую боязнь.
Все эти признаки, которые свидетельствуют о нарушении в психоэмоциональной сфере, сочетаются с отменным физическим здоровьем ребенка. Такие дети чаще всего (хотя не обязательно) имеют высокий интеллектуальный уровень, поэтому их лицо имеет серьезный и умный вид.

Больные дети имеют речевые проблемы, как со сверстниками, так и в последующей жизни, что связано с имевшимся дефицитом общения (особенно если он искусственно ограничивался - использование наушников см.выше). Аутичные дети болезненно воспринимают многие вещи, которые происходят вокруг них (чаще всего это замечается в процессе игры), в том числе и шутки. Это связано с тем, что они не могут абстрагироваться и понимают все в буквальном смысле. В итоге им кажется, что их унижают, хотят специально обидеть и т.д.
Совершенно не обязательно, что все эти признаки будут присутствовать в одном ребенке. Для постановки диагноза и определения дальнейшей тактики ведения важно оценивать все симптомы в комплексе, чтобы избежать гипердиагностики и неоправданных терапевтических воздействий на здорового ребенка.

Как распознать аутизм?

Конечно, чтобы правильно поставить диагноз (а аутизм при всей своей кажущейся простоте является сложным состоянием для диагностики), следует обратиться за помощью к специалисту. На начальных стадиях это может быть педагог-психолог, а позже - психиатр. Однако и родителям должны быть известны состояния, о которых шла речь выше. Заметив их у своего ребенка, немедленно надо бежать к опытному специалисту, чтобы не было упущено драгоценное время.
Для диагностики этого заболевания важно базироваться на трех основных принципах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Наличие этих признаков у одного ребенка указывает на диагноз аутизма. К этим трем признакам относятся:
- недостаточное взаимодействие с обществом (ребенок не хочет играть со сверстниками, он закрыт в себе);
- недостаточная коммуникативная активность (его не интересует общение с детьми, поэтому он испытывает трудности при общении в последующей жизни);
- преобладают повторяющиеся движения и фразы, то есть характерно развитие двигательных и речевых стереотипов (он повторяет услышанные слова, выполняет однотипные движения в течение длительного времени).
Характерно, что эти симптомы начинают рано проявляться (обычно еще в период грудного возраста - на первом году жизни), а к трем годам достигают своего максимального развития и выраженности.
Клиницисты выделяют несколько форм аутической болезни:
- классический аутизм Каннера;
- синдром Аспергера.

Аутизм Аспергера отличается от аутизма Каннера тем, что при этом состоянии нет интеллектуальной или речевой задержки, к тому же такие дети неуклюжимы - это основные отличия этих двух форм.
Но независимо от клинической формы это заболевание нуждается в своевременной коррекции. Большая роль отводится психотерапии, однако проводится и посиндромная терапия, которая призвана улучшить социальную адаптацию ребенка. Например, при наличии приступов эпилепсии назначаются противоэпилептические препараты, при умственном отставании проводится корригирующая педагогическая работа и т.д.
С помощью психотерапии налаживается или вновь устанавливается контакт с внешним миром, с окружающими детьми, преодолеваются различные страхи, которые имеют место быть при аутизме и т.д. В итоге это помогает победить заболевание и обеспечить нормальное развитие человека в будущем.

Как воспитывать детей с аутизмом?

Воспитание аутичных детей - это не простая задача, а зачастую сложная и деликатная, которая требует терпимости родителей и последовательности.
В первую очередь, не следует заставлять ребенка-аутиста делать то, что хочется вам. Надо следовать за таким ребенком, смотреть, что он делает, что его интересует, а не навязывать то, что бы вам хотелось в данный момент. Но не следует забывать, что, несмотря на это, в ваших действиях должна быть определенная последовательность.
В процессе воспитания важно определить ту функцию, которую вы пытаетесь откорректировать. В этом вам поможет специалист, он также подскажет, каким образом этого добиться. Вообще идеальным вариантом является совместная работа родителей, воспитателей и психологов, а также медиков (психиатр, невролог) при воспитании такого ребенка.

Мозаики и головоломки, которые складывают и решают эти дети, помогают увидеть им конечный результат и понять, чего они могут добиться. Обязательно надо включать эти виды деятельности в воспитательный процесс.
Для аутичных детей характерна плохая осознаваемость и воспринимаемость своего тела, они могут не знать многие части своего тела, поэтому с ознакомительной целью и образовательной в помещениях, где пребывают эти дети, рекомендуется как можно больше размещать зеркал. Периодически следует совместно с ребенком рассматривать его тело и называть те или иные части тела, показывая на них.


Воспитание таких детей должно проводиться по определенному графику и режиму, которого следует неукоснительно придерживаться. Ежедневные привычные действия помогают ребенку ощущать себя в безопасности, потому что, как говорилось выше, перемены могут пугать ребенка-аутиста. Родители обязательно должны быстро воспринимать сигналы, которые им посылает их чадо и которые свидетельствуют о его психологическом дискомфорте и страдании. Эти сигналы могут быть как вербальные (слова), так и невербальные (различные тревожные действия).
Таких детей нельзя переутомлять, так как процесс переутомления негативно скажется на работе всей нервной и психической системы и приведет к разбалансировке только что налаженных механизмов. Для правильного понимания происходящего аутичному ребенку надо объяснять смысл всех действий, порой требуется использовать для этого наглядный материал, например, различные схемы.
Таким образом, используя системный и комплексный подход в воспитании таких детей, можно добиться отличных результатов, которые приятно удивят вас и вашего малыша.