Упражнения для позиции ребенок взрослый родитель. Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания

Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

    Сказать дружно друг другу “Привет!;

    Стукнуться кулачками;

    Потереться спинками;

    Обнимаемся.

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)

    Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

    Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

    Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).

    revolution.allbest.ru

    vsekonkursy.ru/

Тренинг для родителей «Радость воспитания»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы;
- Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;
- Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением;

- Стать счастливым и спокойным родителем.

Форма проведения: занятие.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, флипчарт, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, спектрокарты У. Халкола, А. И. Копытина, смайлик мячик, широкая лента или платочек – 6 шт.

Ход занятия:

Ведущ ий: В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем, педагогом.
1. Приветствие «Передай пакет»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в пакете не закончатся.
(Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?)
2. Правила
Сообщение психолога о правилах работы группы (под¬готовить на отдельном плакате).
Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы. Перечень правил:
Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.
На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга! Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом
Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.
Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.
Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.
Наказание

3. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)
Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
Откройте дневники и заполните первую страницу.
Имя_____________________________________________________________________________
Ваше кредо______________________________________________________________________
Ваши семейные ценности__________________________________________________________
Для эффективности работы предлагаю вам заполнить визитки со своим именем.
4. Беседа «Вспомним своих родителей»
Ваш ребенок стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу. Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.
- Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными?
- Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза?
- Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом?
- Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры?
- Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль?
- Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то, каким образом, - заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты?
- Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения?
- Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам?
- Соревновались ли они с вами или друг с другом?
- Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне?
- Что вам особенно не нравилось в них? Почему?
- Что вам особенно нравилось в них? Почему?

Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них.
Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?».
Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.
5. Упражнение «Что я возьму из опыта своих родителей».
Цель: проанализировать опыт собственного воспитания и определить позитивные и негативные стороны влияния семейного воспитания.
(Вначале выполнения упражнения ведущий просит группу вспомнить истории из своего детства, методы воспитания родителей, которые применяли к ним родители в детстве).
Ведущий: Предлагаю вам разделить лист на две части. В одной половинке листа запишите, положительный опыт, который вы возьмете из опыта своих родителей (не менее 3 пунктов), в другой половине листа напишите отрицательный опыт, который вы никогда не будете использовать в своем родительстве.
Вывод: опыт собственного родительства формируется на основе моделей семейного воспитания.
6. Упражнение «Карта родительских ролей»
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком, но каждый родитель получает начальные навыки для этого процесса из своего родного дома и из окружающей среды, в которой он вырос. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни.
Рассмотрим с вами «Карту родительских ролей». Отметьте, пожалуйста, какие роли, по Вашему мнению, выполняет родитель в воспитании ребенка? Распределите круг на сектора и отметьте эти роли. Пронумеруйте их в порядке значимости для вас.
7. Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуац ий:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
8. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем»
На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.
зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
желтый – зону «Относительная свобода»;
красный – зону «Запрещено».
Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
9. Работа с набором «Спектро-граффити» («Спектрокарты» У. Халкола, А. И. Копытин)
Ведущий: вашему вниманию представлены фотографии. В течение 5-10 минут внимательно рассмотрите фотографии и выберите из них одну или две, которые отвечают на вопрос «Что является для вас наиболее важным в жизни в настоящий момент?» после выбора член группы садится на свое место, показывает и комментирует свою фотографию. Просьба не прерывать рассказ вопросами и обсуждениями, каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию. После того, как все участники расскажут про выбранные фотографии, мы можем перейти к вопросам и комментариям.
10. Завершающее упражнение «Пожелания по кругу»

Цель: Создать благоприятные условия для работы в группе. Развить способность родителей к децентрации. Выяснить ожидания и опасения родителей. Актуализировать образ ребенка в себе.

Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.

  • Максимальное доверие друг к другу. Первый шаг - единая форма обращения на «ты».
  • Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».
  • Во время сеанса говорить только о том, что думаете по поводу происходящего.
  • Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.
  • Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.
  • Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

Знакомство участников друг с другом.

  • Назвать свое имя
  • Рассказать о своем ребенке
  • Рассказать о том, что стало причиной прихода на занятия

1. Упражнение «Мое имя – мой характер»

Подумайте о значении вашего имени. Нравится ли оно Вам, что оно выражает?

Задание заключается в том, чтобы назвать черты своего характера, начинающееся на каждую букву вашего имени. В течение 2 минут назовите черты характера на буквы вашего имени.

2. Упражнение «Я тебя понимаю»

Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок:

  • Мне бывает радостно, когда…
  • Я очень грущу, когда…
  • Мне бывает страшно, когда…
  • Я сержусь…
  • Я очень горжусь…

После того, как родители закончат предложения, они сравняют их с ответами детей (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, о способности к децентрации.

Провести обсуждение, в чем было совпадение.

3. Упражнение «За что меня ругают»

Каждый из участников завершает следующие предложения:

  • «Я себя ругаю за то, что я…»
  • «Другие меня ругают за то, что я…»
  • «В детстве меня ругали за то, что я…»

После каждого круга отводится немного времени для обсуждения:

  • «Что вы почувствовали?»
  • «Что, может быть, вас удивило?»

4. Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь.

Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

Обсуждение занятия, подведение итогов.

Занятие №2

Цель: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

1. Упражнение «Психологическая скульптура»

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

2. Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

3. Упражнеие «Пространство общения».

Инструкция: Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор.

Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

4. Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?

5. Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»

Описать все положительные качества, которые есть в ребенке.

Обсуждение занятия.

Занятие №3

Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания, пробовать использовать такие приемы активного слушания как пересказ, отражение чувств.

1. Упражнение «Подарок».

Инструкция: участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Информационная часть . Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»)

2. Упражнение .

3. Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меняникогда не жалеешь».

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все дети засмеялись.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой моя чашечка».

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку.

Домашнее задание. В общении с ребенком использовать методы и приемы активного слушания.

В заключительной части занятия ведущий предлагает сесть поудобнее, постараться расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Подводный мир».

Занятие №4

Цель: Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

1. Упражнение «Прощение»

Сядьте удобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего ненавидите), этот человек может быть живым или мертвым. И ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то нехорошее – то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении несколько минут, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Представьте вашу маму, когда ей было четыре или пять лет – испуганную и жаждущую любви. Протяните ей руки и скажите, как вы её любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, что – бы ни случилось. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите её на сердце. А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком трёх – четырёх лет. Он тоже чего-то боится и громко плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Прижмите его к своей груди и почувствуйте, как он дрожит. Успокойте его.

Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет совсем крохотным. Положите его в своё сердце вместе с вами

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

Информационная часть. Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

  • Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»
  • Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»
  • Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых.»
  • Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»
  • Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»
  • Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»
  • Похвала.
  • Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».
  • Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»
  • Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»
  • Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».
  • Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: Попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

2. Упражнение.

Родителям предлагается сесть поудобнее, максимально расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Путешествие на Марс»

Обсуждение занятия.

Занятие №5

Цель: обсудить и проанализировать ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания. Научиться способам эффективной коммуникации родителей при разрешении проблем во взаимодействии с детьми.

1. Упражнение «Клубочек»

Инструкция: участники передают друг другу клубочек, при этом говорят, что им нравится в этом человеке.

  • Обсуждение домашнего задания. Родители рассказывают о том, какие приемы активного слушания они использовали при взаимодействии с ребенком.

2. Упражнение «Семейные заповеди».

Участникам предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, установок, запретов, привычек, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанными по кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других.

Информационная часть. Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты – сообщениях и я - сообщениях. Американский психотерапевт Томас Гордон сделал примечательное наблюдение: оказывается большинство используемых взрослым замечаний это Ты - сообщения. Ты - сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель (Ты всегда оставляешь грязь в комнате», Прекрати это делать»). Я - сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Я - сообщения отличаются от Ты - сообщений тем, что позволяют выразить взрослому негативные чувства в необидной форме, поэтому энергия ребенка направлена не на то, чтобы обижаться, возмущаться, злиться, а на то, чтобы исправить ситуацию. Я - сообщения не портят доброжелательных отношений между людьми. Например: Томас Гордон предлагает такую схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой.

2. Упражнение .

Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении я - сообщений. Он зачитывает приготовленные ты - сообщения и предлагает участникам переформулировать их в я - сообщения.

Примеры ты - сообщений

  1. Ну что у тебя за вид!
  2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
  3. Ты не мог потише?

Примерные содержания сообщений я – сообщений.

  1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными и мне стыдно от взглядов соседей.
  2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто- то ползает, я все время спотыкаюсь.
  3. Меня очень утомляет громкая музыка.

4. Упражнение «Ладошка»

Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и оставляет на своем месте. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. После этого участники читают написанное.

5. Итоговое обсуждение тренинговых занятий.

Ведущий предлагает родителей ответить на вопросы в письменном виде.

  • Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?
  • Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
  • Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
  • Что вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?

Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения тренинга.

ФОТО Getty Images

1. Постарайтесь взглянуть на мир глазами ребенка, отстранившись от собственного восприятия. Проделывайте это упражнение хотя бы по несколько минут в день, чтобы не забывать, как ребенку живется в этом мире.

2. Вообразите, как вы выглядите и звучите с точки зрения ребенка , другими словами, представьте, что вы – собственный отец или мать. Как бы скорректировали свое поведение: что и как вы говорите, как вы себя держите? Учитывая это, подумайте, как бы вы хотели выстраивать контакт с ребенком.

3. Учитесь считать своего ребенка идеальным. Старайтесь помнить о том, что он идеален, даже в те моменты, когда это труднее всего: когда он плачет, когда получил двойку, когда разбил любимую чашку – помните, он идеален.

4. Размышляйте над тем, чего вы ждете от ребенка. Задумайтесь: ваши ожидания совпадают с тем, чего бы ему самому хотелось? Спрашивайте себя: когда я подталкиваю его к тому или иному решению, я делаю это потому, что этого хочется мне, или потому, что это в его интересах? Спросите себя заодно, как вы выражаете свои ожидания и как это влияет на ребенка?

5. Воспитывайте в себе альтруизм: всегда ставьте интересы детей выше собственных. После этого задумайтесь, нет ли какого-то способа достичь и своих целей тоже, не жертвуя детьми. Вы удивитесь тому, сколько всего можно сделать, не отодвигая интересы детей на второй план. Особенно если иметь терпение и желание найти равновесие.

6. Если вы чувствуете себя растерянным или потерянным , подумайте о ситуации в целом, сосредоточьте свои мысли на ребенке, на семье, на себе. Попробуйте выйти за пределы размышлений, пусть даже очень логичных, постарайтесь воспринять мир интуитивно, пытайтесь всем естеством – телом, душой, чувствами, разумом – понять, что нужно сделать. Если понимание, как именно следует действовать, так и не придет, может быть, стоит воздержаться от каких бы то ни было поступков, пока реальность не прояснится. Важно уметь выжидать.

7. Попробуйте освоить искусство молчаливого присутствия , вырастающее со временем из практики осознанности. Прислушивайтесь к себе, к тому, что происходит в вашем теле, сознании, речи. Созерцайте себя.

8. Научитесь жить в напряжении, не теряя баланса. Юджин Херригель (Eugen Herrigel) в книге «Дзен в искусстве стрельбы из лука» описывал, как его учили натягивать тетиву до отказа и так замирать, не выпуская стрелы. В нужный момент стрела загадочно выстреливала «сама собой». Научиться этому можно, заставляя себя проживать любой, даже самый тяжелый, миг своей жизни, не пытаясь ничего изменить и не надеясь на какой-нибудь конкретный исход. Нужно просто максимально сосредоточиваться на настоящем. Нужно учиться видеть, что, если доверять интуиции и инстинктам, с любым исходом событий можно работать. Ребенок, особенно когда он еще юн, нуждается в том, чтобы вы были центром равновесия и доверия в его жизни, ориентиром, по которому он может скорректировать свой курс. Мишень и стрела в равной степени нужны друг другу. Ненужные усилия не помогут им соединиться, в отличие от мудрого внимания и терпения.

9. Если вы вдруг обманули доверие ребенка , даже совсем чуть-чуть, обязательно попросите прощения. Извинения целительны. Извинение показывает, что вы обдумали ситуацию и теперь понимаете ее лучше, или что теперь вы смотрите на нее с точки зрения ребенка. Вместе с тем не стоит злоупотреблять извинениями: если просить прощения слишком часто, слово «извини» утратит смысл, или же чувство вины станет привычным. Это рискованно потому, что прячась за свою вину, мы укрываемся от ответственности.

10. Каждый ребенок уникален и у каждого свои потребности. Каждый смотрит на мир по-своему. Храните в душе образ каждого из своих детей. Желайте им добра.

11. Часто дети ждут от нас, что мы будем сильными, будем вести себя ясно и недвусмысленно. Пусть эта сила и ясность произрастают из щедрости и сознательности, а не из страха, самоуверенности и жажды контроля. Быть внимательным родителем не значит быть равнодушным, слабым и безмерно снисходительным; но подавлять ребенка и быть с ним грубым тоже нельзя.

12. Величайший подарок, который вы получите от детей , – это вы сами: часть бытия родителем заключается в самопознании и обучении осмысленному бытию. Мы должны быть укоренены в настоящем, чтобы делиться с ребенком лучшим, что в нас есть. У нас есть только наше сегодня. Давайте пользоваться им наилучшим образом – ради наших детей и ради нас самих.

Джон Кабат-Зинн (Jon Kabat-Zinn) – биолог. В 1979 году он оказался у истоков «духовной медицины», первым предложив использовать практику медитации в лечебных целях. Основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса. Автор книг «Куда бы ты ни шел – ты уже там. Медитация полноты осознания в повседневной жизни» (Класс, 2000) и «Практика медитации» (Эксмо, 2013).

Подробнее см. M. & J. Kabat-Zinn. «Everyday Blessings: The inner work of mindful parenting» (Hyperion, 1997).

(В рамках недели психологии)

Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры.

  • способствовать созданию положительных эмоций детей и родителей во взаимодействии друг с другом;
  • воспитывать у детей чувство доверия, уверенности в себе;
  • улучшить взаимодействие родителей и детей.

Оборудование: аудиозаписи с веселыми детскими песнями, мяч, повязка на глаза, свеча, спички, стулья по количеству участников, ящик (коробка), смайлики по количеству участников.

Ход тренинга

Под веселую музыку участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу.

Психолог: «Здравствуйте родители! Здравствуйте ребятки! Мы рады вас приветствовать на нашем игровом тренинге.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение.

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое без спорно понадобится с поступлением в школу, а значит и тренировать его нужно уже сейчас».

  1. «Ласковое имя». Сначала психолог, начиная с себя, называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение пока очередь снова не дойдет до психолога.
  2. «Обнимашки». Психолог: «Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?

Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».

Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.

  1. Игра «Угадай ребенка». Психолог: «Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это поверим».

Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.

  1. Игра «Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих родителях, с которыми они пришли.
  2. Игра «Хвост дракона» или «Золотые ворота». На усмотрение психолога.
  3. Упражнение «Любимое поведение». Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
  4. Танец разминка для всех (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники тренинга вместе с психологом исполняют всем знакомый танец.
  5. Упражнение «+ качества». Родителям предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
  6. Упражнение «Свеча». По кругу передается зажжённая свеча, у кого в руках оказалась свечка, должен пожелать на завтрашний день, что-то хорошее группе.

Психолог: «Дорогие родители! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребеноксчастливый ребенок. Счастливый ребенок-счастливые и здоровые родители».

Рефлексия. Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость, нужность тренинга, положив в коробочку смайлики разных цветов.