Заседание детско – родительского клуба в ДОУ. Сценарий. Организация работы клуба "успешные родители" в дошкольном учреждении

Родители будущих воспитанников не всегда готовы психологически к тому, что их малыш пойдет в детский сад. Их пугает и тревожит мысль о том, что наступает время, когда им придется раставаться на весь день со своими крохами. Наша группа кратковременного прибывания, о которой говорится в данной статье, "снимает" ряд проблемных моментов, в связи с этим у малышей родителей посещающих наш клуб адаптация проходит быстро и мягко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родительский клуб»

Форма работы с родителями будущих воспитанников

Содержание взаимодействия воспитателей и родителей, чаще всего носят узко направленный, ритуальный, односторонний характер. Основными темами общения воспитателей и родителей являются бытовые и организационные вопросы. Дошкольное детство, период, когда формируются базовые ценности, закладывается фундамент стили жизни, пишется сценарий жизни ребенка.

На настоящий момент особенно остро стоит проблема недостаточного взаимодействия детского сада и семьи, проблема взаимного «непонимания» возникающих трудностей, перекладывание ответственности за воспитание и развитие ребёнка на противоположные стороны. Действительно, вектор ожиданий педагогов и родителей зачастую разнонаправленен. И основной причиной данного противоречия мы видим в недостаточности информации, как для педагогов, так и для родителей воспитанников.

Осознавая актуальность проблемы усиления взаимодействия, нахождения «точек соприкосновения», оптимизации процесса совместного воспитания и обучения дошкольников, мы представляем в качестве альтернативного варианта взаимодействия такую форму работы как родительский клуб. В нашем учреждении родительский клуб успешно функционирует более пяти лет и называется «Здравствуй, малыш!».

О приоре, наш Родительский клуб охватывает такие направления взаимодействия с родителями как:

  • Взаимодействие с родителями воспитанников групп кратковременного пребывания общеразвивающей направленности на основе утверждённой образовательной программы;
  • Взаимодействие с родителями воспитанников 2-3 лет, поступивших в детский сад в период адаптации на основе лицензированной авторской программы психолого – педагогической направленности «Карусель», а так же на основе разработанного и апробированного цикла родительских встреч

Для того чтобы, оптимизировать работу по взаимодействию и эффективному сотрудничеству с родителями, необходимо ответить на вопрос: «Что хотят родители от дошкольного учреждения? Каким они видят ребёнка на выпуске из детского сада? Каков порог их родительских ожиданий?»

Не случайно, под наше пристальное внимание попала категория родителей воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку именно у истоков становления взаимодействия возможно возникновение глубокого и эффективного сотрудничества в период всего дошкольного детства.

Мы выделили основные направления взаимодействия с родителями наших воспитанников в рамках работы клуба «Здравствуй, малыш!»:

  1. Изучение потребности родителей, их социальные пожелания к дошкольному учреждению на основе систематического анкетирования
  2. Взаимодействие с родителями с целью повышения их правовой педагогической культуры, психологической просвещённости, в процессе индивидуального консультирования, а так же в процессе организации цикла родительских встреч.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа, основанная на следующих принципах:
- принцип открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
- принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
- принцип создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Так же для решения поставленной проблемы по оптимизации взаимодействия и сотрудничества с родителями необходимо соблюдение ряда условий:

1. Социально-правовые условия: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные условия: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

3. Перспективно-целевые условия: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие условия: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

Рассмотрим подробнее оба направления работы родительского клуба «Здравствуй, малыш!»

Многие склонны недооценивать важность и значимость организации групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях, аргументируя тем, что дети мало времени проводят в условиях детского сада, что не способствует социальному развитию и не даёт оснований для прогноза дальнейшей оптимальной адаптации в условиях детского сада.

Однако, мы убедились, что данное мнение зачастую неверно. Анализ работы групп КП в нашем детском саду даёт основания предположить, что задачи развития и адаптации детей раннего возраста реально возможно решить при условии правильной организации работы.

В рамках работы клуба «Здравствуй, малыш!» решаются задачи психолого – педагогического просвещения родителей воспитанников, обеспечения плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию в условиях детского сада. Данные задачи решаются посредством выстраивания гармоничной триады взаимодействия «Ребёнок – педагог – родитель». Вся деятельность в группе осуществляется совместно с родителями воспитанников, обсуждаются проблемы родительских и детских страхов, возникающие при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение.

Эффективность работы группы и родительского клуба вполне измерима на примере двух показателей:

  1. Изучение эмоционального состояния воспитанников
  2. Показатели адаптации воспитанников к условиям детского сада

Перейдём к рассмотрению реализации второго направления – работа с родителями вновь поступивших воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста. Данная работа построена на реализации программы «Карусель» по психо- эмоциональному и интеллектуальному развитию детей 2-3 лет и непосредственно на организации систематических родительских встреч в рамках работы клуба «Здравствуй, малыш!».

По проведению социологического опроса родителей на предмет желания участвовать в такого рода взаимодействии родителей и психолога, мы получили следующие данные: 64%родителей хотели бы участвовать в данном мероприятии, 32% проявляют интерес, но аргументируют невозможность участия занятостью, недостатком времени, и лишь 4% опрошенных родителей не видят необходимости в общении с педагогом – психологом учреждения на массовых мероприятиях,

При этом не исключая возможности индивидуального общения.

При планировании организации первой встречи «Родительского клуба» мы опирались на принцип этапности. На первом - организационном этапе, с целью привлечения и сосредоточения внимания родителей, включения родителей в процесс общения было организовано упражнение – приветствие «Моё имя». Во время этого упражнения родителями были сделаны выводы на сколько огромное влияние несет имя на характер человека.

Второй этап - практико – ролевой. На данном этапе, в процессе игрового упражнения родители принимали на себя ту или иную роль, с целью почувствовать характер эмоциональных переживаний детей. Это упражнение особенно понравилось присутствующим потому что, был налажен эмоциональный контакт во взаимодействии родителей не только с психологом, но и друг с другом.

В процессе игры, мы подвели родителей к основному информационному этапу. На этом этапе родителям была дана информация об особенностях раннего возраста. Те или иные особенности, родители соотносили с проявления индивидуальности характера и темперамента своих детей.

Четвёртый этап – этап подведения итогов, во время обсуждения работ мы сделали выводы о расхождении мнений «о правильном» воспитании детей и принятии ребенка таким, какой он есть. На заключительном этапе было проведено упражнение направленное на развитие у родителей осознания необходимости тактильного и эмоционального контакта родителей, особенно матери, с ребенком раннего возраста.

Изюминкой цикла являлось стремление построить систему работы с родителями таким образом, чтобы осуществлялась не простая передача набора определённых сведений, а происходило обыгрывание практических ситуаций, проживание родителями определённых отрезков жизни ребёнка, разрешение возможных внешних и внутренних конфликтов и противоречий, возникающих у детей.

Подводя итоги работы педагогического коллектива и психологической службы в рамках «Родительского клуба» следует отметить, что уровень педагогической компетентности и психологической просвещённости родителей значительно вырос, что показывает анализ анкет и опросных листов. Родители стали больше понимать потребности своих детей, стремится к эффективному сотрудничеству с детским садом, научились видеть в педагогах в первую очередь помощников в деле воспитания детей.

Следовательно, данная форма работы достаточно эффективна и может использоваться в целях педагогического сопровождения и психологического просвещения семьи, основываясь на социальных запросах родителей.


Анна Юрыжева
Детско-родительский клуб «Учимся играя»

Актуальность

Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении-это форма организации совместной работы педагогов и родителей и как объединение всех субъектов образовательного процесса в детском саду :родителей,детей,педагогов.

В клубе реализуются познавательные и творческие интересы детей и родителей. Предоставляется возможность общения семей друг с другом. С этой целью был организован детский родительский клуб под названием "Учимся ,играя "

Так как играя дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, в которой формируется личность ребёнка. Развивающие игры Воскобовича предполагают обучение по спирали : от простейших заданий к более сложным. В процессе этих игр малыш развивает память, воображение и речь,тренирует внимание,учиться мыслить. Кроме того,каждая игра предполагает достижение какого-то промежуточного результата, которая затем переносится в следующую игру.

Игры Воскобовича- идеальная среда для стимулирования творческих способностей малыша. Каждая игра позволяет ребёнку реализовать свои природные потребности в творческом созидании. Этому способствует созидание специальной развивающей среды-детского уголка со сказочными персонажами.

КЛУБ (англ.) -общественная организация,добровольно объединяющая группы людей, связанных общими интересами, а так же для отдыха и развлечений.

В копилке моих педагогических удач, использование такой формы работы с родителями, как клубная работа .

Детско-родительский клуб " Учимся , играя ", создан для повышения родительской компетентности и сопровождения семьи в вопросах познавательного, эмоционального и творческого развития ребёнка, через развивающие игры нового поколения.

Детско-родительский клуб " Учимся ,играя " начал работу в сентябре 2014 года, в средней группе муниципального дошкольного образовательного учреждения " Центр развития ребёнка- Детский сад №20 " городского округа Кинешма Ивановской области.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА :

Объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии гармоничной личности ребенка,

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и ДОУ;объединение их в одну команду;

Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами,решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;

Укрепление института семьи.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми,родителями и педагогами ДОУ.

Обогащение педагогических знаний и умений родителей, поддержка их уверенности в собственных возможностях.

Повышение культуры родителей, формирование сознательного и ответственного отношения к воспитателю детей.

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Обобщить лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ КЛУБА : просветительское, практически-действенное, социально-культурное.

Общение педагогов, родителей и детей базируется на принципах добровольности,открытости,личной заинтересованности, взаимопонимании,доверия.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

1) Изучение семей,анкетирование.

2) Совместные детско -родительские встречи.

3) Участие в подготовке выставок,конкурсов.

4) Подготовка репортажей из жизни клуба .

5) Консультация.

6) Тренинги.

7)Практические занятия.

8) Наглядная пропаганда.

9) Буклеты-памятки.

100 Обзор деятельности клуба в газете ДОУ "Дошколеннок" и на Сайте ДОУ в сети Интернет.

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА :

Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например "Квадрат Воскобовича"одновременно использованы жестокость и гибкость.

Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Она интересна и для детей трех лет, и для семи лет, и даже учебников средней школы.

Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы,цифры, учится различать цвет,форму,тренирует память. внимание,развивает мышление,воображение,тренирует мелкую моторику ручек.

В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Малыш имеет возможность осуществлять свои творческие задумки и реальность.

Все игры имеют сказочную огранку. Ребенку намного интересней играть не просто с квадратами и треугольниками, а с "Нетающими льдинками".

Главная особенность игр-образность и универсальность. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания и находит варианты решений.

МЕТОДЫ :

Игровой метод :

(дидактические игры,инсценировки,подвижные игры) .

Словестный метод :

(чтение стихов,заголовок; Беседы;)

Практические методы :

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод :

(показ,наблюдения,рассматривание, использование театров)

ПРИНЦИПЫ :

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание,творчество.

ДЕВИЗ КЛУБА :

ЧТОБЫ УМНЫМИ НАМ СТАТЬ, НАДО В ИГРЫ ВСЕМ ИГРАТЬ .

ДЕТСКО

РОДИТЕЛЬСКИЙ

КЛУБ

"УЧИМСЯ ИГРАЯ "

Проводится 4 раза в год (1 заседание в квартал)

Средняя группа

Время проведения :40 минут.

Старшая группа

Время проведения :45 минут.

Подготовительная группа

Время проведения :50 минут.

Участники клуба : дети и родители.

Публикации по теме:

Детско-родительский клуб как одна из форм работы с родителями. (старшая группа) Детско-родительский клуб – как одна из форм работы с родителями. Социализация ребёнка -сложный многогранный процесс, требующий от окружающих.

Детско-родительский клуб «По дороге к азбуке» Детско-родительский клуб - сопровождение семьи в МДОУ. Положение о детско-родительском клубе. 1. Общее положение. 1.1 Настоящее положение.

Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Перспективный план «Родительский клуб» Актуальность. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует.

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

КОНСПЕКТЫ ВСТРЕЧ

Родительский клуб в детском саду

Цель работы клуба: психологическое просвещение родителей воспитанников, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей.

Задачи:

- расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики;

- коррекция детско-родительских отношений;

- формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии дошкольников и их подготовке к обучению в школе.

Членами клуба являются родители (мамы, папы), лица, их заменяющие, любой возрастной категории. В работе клуба могут принять участие руководители, педагоги, дети, представители общественных организаций.

ВСТРЕЧИ НА ТЕМУ
«Адаптация ребенка в детском саду»

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влиящих на успешную адаптацию.

Оборудование: бумага (1/8 листа А4) для визиток (20 штук), листы формата А4 (40 штук), английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, плакаты (приложения 1, 2, 3, 4, 5), любой из вариантов обратной связи (приложение 6) на каждого участника.

ХОД ВСТРЕЧИ

Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своем ребенке, посещающем детский сад.

Упражнение «Правила нашей группы»

Ведущий. Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы.

Участникам дается право убирать и добавлять правила (см. приложение 1). Все правила записываются на большом листе ватмана и помещаются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т.д.).

Анализ упражнения

В какой степени предложенные правила ясны участникам?

Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительны?

Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

Упражнение «Мое настроение» (1-я часть)

Ведущий. Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоянию, настроению.

По окончании рисования проводится демонстрация получившихся рисунков. Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников, выразившиеся в подборе цвета, элементах рисунка и т.д.

Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адаптационных периодов точно невозможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие (приложение 2).

Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией (приложение 3).

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду. В яслях этот период не должен превышать 7–10 дней, в саду для детей в возрасте 3–4 лет - две-три недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией (приложение 4).

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка (приложение 5).

Упражнение «Ситуация»

Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.

Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберет его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придет. Но мамы не было. А вместо нее появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушел без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведет. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.

Вопросы

Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду?

Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой?

Как бы поступили вы на ее месте?

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

2. «Красные (зеленые) предметы» - по принципу упражнения № 1.

3. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

Упражнение «Мое настроение» (2-я часть)

Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению.

Анализ упражнения

Что изобразили и почему?

Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?

Обратная связь

Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи (приложение 6).

По окончании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

ВСТРЕЧА НА ТЕМУ
«Чудо-чадо, или Вундеркинд»

Цели: расширение представлений родителей об особенностях взаимодействия с одаренным ребенком и стиле поведения взрослых, способствующем развитию склонностей и способностей ребенка.

Оборудование: бумага (1/8 листа А4) для визиток (20 штук), листы формата А4 (20 штук), английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, сюжетные картинки (25–30 штук), плакаты (приложения 8, 9), 4 листа бумаги с надписями «Портрет одаренного ребенка», «Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком», «Как не надо вести себя с одаренным ребенком», книга отзывов.

Предварительная работа: заполнение родителями анкеты «Оценка общей одаренности»

Анкета «Оценка общей одаренности»

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет.

ХОД ВСТРЕЧИ

Ведущий. Добрый вечер, папы и мамы! Сегодня наша встреча называется «Чудо-чадо, или Вундеркинд».

Упражнение «Визитки»

Ведущий. В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое имя так, как он хотел бы чтобы его называли в группе.

(Родители изготавливают визитки в течение 3 минут.)

А сейчас я попрошу каждого из вас представиться и высказать свои ожидания по поводу нашей встречи.

Упражнение «Расшифруем свое имя»

Ведущий. Сейчас пусть каждый из вас расшифрует свое имя (то имя, которое написано у вас на визитке), например:

А - активная,
Л - ласковая,
Е - единственная,
Н - надежная,
А - артистичная.

Ведущий дает участникам группы 2–3 минуты, затем каждый зачитывает «расшифровку» своего имени.

Упражнение «Близкая мне картина»

На полу раскладываются сюжетные картинки с различными изображениями (количество картинок больше, чем количество участников встречи). Каждый из участников выбирает себе одну картинку и рассказывает, почему он ее выбрал, чем она ему близка.

Ведущий. Как вы помните, тема нашей встречи - вундеркинд. Кто это?

(После того, как участники высказывают свое мнение, психолог проводит информирование.)

Вундеркинд - от немецкого «вундер» - чудо и «кинд» - ребенок, дитя, то есть чудо-ребенок. Как вы думаете, все ли взрослые одинаково относятся к тому, что их ребенок одаренный?

Что же такое «одаренность»? (Зачитывается определение из «Психологического словаря».) Как одаренность проявляется в ребенке?

Упражнение «Портрет одаренного ребенка»

Участники делятся на три группы (примерно равного количества). Каждая подгруппа в течение 5 минут обсуждает и записывает свои мнения по поводу проблемы, которой озаглавлен лист:

1-я - «Портрет одаренного ребенка»;

2-я - «Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком»;

3-я - «Как не надо вести себя с одаренным ребенком».

Ведущий предлагает заслушать представителя от первой группы и подводит итог, озвучивая информацию с плаката «Портрет одаренного ребенка» (приложение 8). Для подведения итогов работы остальных групп участникам предлагаются памятки (приложения 9, 10).

Ведущий. Как вы считаете, ваш ребенок одаренный? (Обсуждение результатов анкеты «Оценка общей одаренности».)

Какой позиции нужно придерживаться родителям, чтобы развить одаренность ребенка?

Упражнение «Стили взаимодействия»

Выбираются два человека (по желанию), которым ведущий предлагает выйти за дверь и придумать, какой предмет они изобразят жестами перед аудиторией. Задания для участников группы: первого «художника» поддерживать, второго - критиковать, высмеивать, подшучивать над его действиями.

Обсуждение

Как себя чувствовали «художники»?

Что хотелось делать, как поступить, когда слышались реплики со стороны зрителей?

Как менялись действия в процессе работы?

Хотелось ли продолжать показ?

Ведущий благодарит участников за «картины» и предлагает участникам сказать второму «художнику» слова поддержки и одобрения.

Ведущий. Мы должны помнить о роли родительских установок и их влиянии на развитие творческого потенциала ребенка (плакат, приложение 8).

И в заключение хочется сказать о том, что проявляющиеся в дошкольном возрасте склонности и задатки могут со временем угаснуть, а другие, наоборот, проявиться. У тех детей, которые не проявляли способностей в дошкольном возрасте, способности могут появиться. Широко известны случаи, когда склонности и способности проявляются у людей даже в зрелом возрасте. Об этом надо помнить.

Обратная связь «Закончи фразу» (приложение 6, вариант 1)

Ведущий предлагает участникам сказать о своих впечатлениях от встречи.

Прощание

Участники встают в круг. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу слева и говорит: «Я желаю тебе…» (нужно закончить фразу).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерные правила общения в группе

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он этого хочет.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

3. Наша первая цель - установить позитивный контакт друг с другом.

4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

5. Мы должны прислушиваться к другим.

6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.

Приложение 2

Ситуации, требующие приспособления
ребенка к смене жизненных обстоятельств

Поступление в детский сад.

Переход из одной группы в другую.

Длительная болезнь.

Длительный отпуск.

Пребывание в детском саду санаторного типа.

Смена педагога.

Появление нового ребенка в группе сверстников.

Приложение 3

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

Беспокойство

Страх

Заторможенность (повышенная возбудимость)

Капризность

Раздражительность

Упрямство

Приложение 4

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

являющиеся единственными в семье;

чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

привыкшие к тому, что их капризам потакают;

пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

неуверенные в себе;

страдающие ночными страхами;

эмоционально неустойчивые;

пережившие психологическую травму;

с ярко выраженными деффектами (в более старшем возрасте);

чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Приложение 5

Правила для родителей в период
адаптации ребенка к изменяющимся условиям

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

Приложение 6

Варианты обратной связи

Вариант 1

Мне понравилось ………………………………………………

Мне не понравилось …………….……………………………

Я хотела бы ………………………………………………………

В следующий раз ………………………………………………

Я желаю ……………………………………………………………

Вариант 2

На листочке «солнышко» написать положительные отзывы, понравившиеся моменты. На листочке «гроза» - то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание.

Вариант 3. «Плакат»

Необходимо записать свои впечатления в виде одной фразы (утверждающей, провозглашающей и т.п.).

Вариант 4

Организация занятия…………………………………………

Помещение…………….………………………………………

Информация…………….……………………………………..

Демонстрационный материал…………………………….…

Общение…………….…………………………………….……

Приложение 7

Родительские установки

Приложение 8

Портрет одаренного ребенка

(плакат)

Показатели ранней умственной или общей одаренности детей:

- самостоятельное освоение ребенком грамоты;

- формирование к 4–5 годам важнейших счетных умений (дети знают сложение, вычитание, иногда умножение, легко справляются с задачками на вычитание в пределах от нескольких десятков до сотни);

- хорошее развитие логических операций (дошкольники как бы интуитивно осваивают важнейшие логические законы и закономерности, умеют сравнивать, противопоставлять, рассуждать, предполагать, делать выводы);

- тяга к теоретическим знаниям (научившись читать, такие ребята начинают «глотать» без разбора любую литературу или прочитывают книги по выбранной тематике);

- физически хоршо развиты, редко болеют;

- без труда переносят значительные физические и интеллектуальные нагрузки;

- у одаренных детей преобладают познавательные интересы.

Приложение 9

Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком

(памятка для родителей)

Понять ребенка и осознать его неординарность.

Не игнорировать всю уникальность его данных.

Не восторгаться им сверх меры.

Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

Создать условия для поощрения таланта.

Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.

Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.

Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и перегружать его.

Создать для ребенка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.

Учить терпению и поощрять старание.

Тактично, деликатно помогать.

Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

Учить ребенка быть как можно менее уязвимым. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

Учить владеть эмоциями.

Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает. Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.

Не возвышать его над остальными детьми в семье.

Учить налаживать отношения со сверстниками, быть дружелюбным в коллективе.

Стараться объяснить, что некрасиво поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связаны его агрессия и неприятие себя, что беспокоит малыша.

Учитывать его индивидуальность.

Все время ободрять его.

Тактично обращаться с ним.

Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

Приложение 10

Как не надо вести себя с одаренным ребенком

(памятка для родителей)

Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «тепличные» условия для жизни.

Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

Наказывать за любознательность или настолько поошрять ее, что это может кончиться срывом.

Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

Не обучать коммуникабельности и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

Не помогать решать проблемы с воспитателями.

Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.

Драматизировать неудачи.

Стараться выставить напоказ любые недостаткц малыша.

Подчеркивать его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего - интеллект.

Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их.

Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.

Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

Список литературы

Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Специалисты нашего учреждения оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание родителей на их приоритетность в воспитании детей.

Часто, находясь в кабинете психолога, родители задают разнообразные вопросы. Одни интересуются, что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям. Другие спрашивают, как наоборот, успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель. Чем старше становится ребенок, тем более необходим для взрослого новый источник информации.

При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
  • педагогическая и психологическая неграмотность;
  • нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

К сожалению, и некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь методы нравоучений или “сухих лекций”. Многолетняя практика убеждает, что подобные “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”, неоднократно предлагаемую на страницах журнала “Школьный психолог”, где родители могли бы прожить тему встречи и внешне и внутренне проявить свое личное отношение к ситуации, найти оптимальные способы её решения, используя многообразный коллективный опыт всех участников.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
  • правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
  • как поступать в критических ситуациях.

Самые масштабные цели клуба ориентированы на разрешение:

  • потребности ребенка в понимающих родителях;
  • потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке;
  • потребности общества в здоровой, дружной семье.

Работа клуба изначально организовалась по трем этапам .

  1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  3. Непосредственная работа “Родительского клуба”.

Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является

  • моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт и, как следствие:
  • научиться всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
  • иметь адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
  • расширить личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
  • получить профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.

На заседании родительского клуба мы используем следующие методы :

  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод видеокоррекции – позволяет со стороны увидеть способ взаимодействия с ребенком, провести анализ и самоанализ;
  • метод игры – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • метод совместных действий – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ

За время существования клуба мы использовали различные формы проведения занятий. Первоначально занятия проводились в двух выбранных группах, но таким образом охват родителей оставался небольшим. Затем занятия стали проводиться 3-4 раза в год, по заранее объявленной теме. Но данная форма проведения осложнялась тем, что увеличение числа родителей на занятиях влияло на качество решения проблемных вопросов. И в том и в другом случае контингент родителей менялся, что так же отрицательно сказывалось на проведении занятий, нарушались принципы преемственности и последовательности.

Тогда мы приняли решение проводить занятия в виде цикла, а заявленные темы распределить по возрастам

  1. БЛОК “МОЯ СЕМЬЯ” - ранний возраст (1,5 – 2 года)
  2. БЛОК “УЧУСЬ БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ” - младший и средний возраст (3 –4 года)
  3. БЛОК “Я УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ” - Старший возраст (5-7 лет)

Такая форма проведения занятий помогает нам задействовать большинство родителей дошкольного учреждения. И к выпуску детей из детского сада родители получают полноценное “дошкольное образование”.

  • Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком 9 раз в год;
  • Время проведения - 1-1,5 часа;
  • Для каждого детского возраста выбираются 3 наиболее важные темы.

Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом.

Занятия первого блока базируются на том, что молодая семья только сформировалась; в семье появляется первый ребенок; молодым родителям хочется проявить самостоятельность в его воспитании, а прародители, в свою очередь, пытаются все взять на себя. Неизбежно возникают конфликты между поколениями.

Нередко молодые мамы полностью погружаются в заботы о ребенке, забывая при этом о роли отца в семье, и тогда разгораются конфликты между самими молодыми супругами.

Иногда молодые родители, сталкиваясь с первыми проблемами и не находя способа их решения, самоустраняются от воспитания детей, перекладывая свои обязанности на бабушек и дедушек. Это является одной из причин роста числа неблагополучных семей.

Первый блок занятий способствует укреплению молодой семьи, улучшению внутрисемейных отношений, дает представление о законодательной основе и функциональных обязанностях взрослых членов семьи.

Ребенок растет, начинает активно общаться, и у родителей появляются первые вопросы: “Как построить общение с малышом? Как оградить его от нежелательного влияния? Как его понять? Не находя ответа, они понимают, что не хватает педагогических знаний. Занятия второго блока направлены на решение этой проблемы.

Общение ребенка не ограничивается только взаимоотношением с родителями. Приходя в дошкольное учреждение, он становится существом широко социальным. Появляются первые трудности, конфликты. Как помочь ребенку быть уверенным, справедливым и творческим? И, наконец, впереди школьная жизнь. Как подготовиться к ней? Когда начинать воспитывать самостоятельность и ответственность. Занятия третьего, завершающего блока, помогают найти ответы на данные вопросы, направлены на обобщение полученных знаний, на подготовку родителей к новой социальной роли - “родитель школьника”.

На заключительном занятии последнего блока, самым активным родителям специалистами вручается диплом “Успешный родитель”.

Перспективный план занятий родительского клуба на год

(по возрастам)

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

“Моя семья”

“Учусь быть родителем”

“Я успешный родитель”

Сентябрь

“Моя семья”

Цель: сформировать представления молодых родителей о семье.

“Детско-родительские отношения”

Цель: помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком.

“Общаемся с детьми”

Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания.

“Психологический климат семьи”

Цель: учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье

“Когда ребенок сводит Вас с ума”

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

“Я тебе доверяю”

Цель: обучение конструктивному решению конфликтов.

“Роль отца в семье”

Цель: формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию.

Родительский практикум “Учусь быть родителем”

Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. Закрепление полученных знаний.

“Ваш ребенок первоклассник”

Цель: формирование системы представлений родителей о готовности ребенка и семьи в целом к школе. Повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребенка – первоклассника. Снижение тревожности перед трудностями адаптации к школе.

Примерный конспект занятия родительского клуба

Тема: “Формирование детско-родительских отношений”.

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.

Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:

  • Самое страшное для меня наказание?
  • Самое приятное поощрение?

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

Ход заседания

Упражнение “Знакомство”

П. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе “Успешный родитель”. Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я Ольга Викторовна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.

При этом вы выбираете себе кружок из коробки.

Р. высказываются и передают коробку своему соседу.

П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

Упражнение: “Моё солнышко”

Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком (рис.1). Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

Р. выполняют задания

П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Р. Ответы

П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же ударов больше всего получает малыш?

Р. Отвечают

П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение “Круг общения малыша”

П. Давайте на листе ватманазапишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1).Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Упражнение “Стрелы воспитания”

П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).

П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:

Как я воспитываю своего ребенка?

наказываю

Р. Вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.

(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)

П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Как правило, детство - это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы.

А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.

Зачитывается стихотворение

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.

В конце занятия родителям дарятся памятки “Прежде чем воспитывать…”

Закончить наше заседание я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

Божественное наказание - изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства.?!

В составлении конспекта использованы материалы книги Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки./М.:АО “СТОЛЕТИЕ”, 1996-368 с.