Устранения детских страхов с помощью арт-терапии. Арт-терапия в коррекции детских страхов Работа со страхом с помощью пальчикового рисования

Из опыта работы психолога речевого центра

Арт-терапия - это своеобразная форма психотерапии, которая основана на занятиях творчеством. Говоря простым языком, это терапия искусством. Ее целью является развитие самовыражения и самопознания ребенка. К основным методам данной терапии относятся рисунки, аппликации, изготовление фигурок из пластилина или же других конструкций из подручных материалов. Она применяется для коррекции тревожности, депрессии, агрессивности, социальной адаптации, неадекватной самооценки и других сложных состояний. Рассмотрим этот вид терапии применительно к комплексам и страхам.

Работая с детьми, очень важно использовать как можно более гибкие формы воздействия на психику. Такую возможность нам предоставляет метод арт-терапии, который помогает ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или проблему удобным и доступным для его психики способом. Наиболее эффективна коррекция страхов методом рисования. Для этого, за месяц до начала психологического анализа, дети приносят свои уже готовые рисунки и показывают их другим детям в группе. Это помогает вызвать у ребенка интерес к рисованию. На следующем этапе занятий дети выбирают себе темы для рисунков, а психолог их анализирует. Далее детям предлагают выполнить рисунки на определенные темы: «кого я боюсь», «я дома», «я гуляю» и т.д. Задача четвертого этапа - устранить имеющиеся страхи. Для этого психолог обсуждает их вместе с ребенком, а затем предлагает нарисовать.

Очень важно, анализируя рисунки, одобрять их, проявлять интерес, чтобы вызвать у ребенка гордость за ответственно выполненное задание. Спустя какое-то время малышу показывают его рисунки и спрашивают, вызывают ли они страх. Если ответ отрицательный, ребенка обязательно нужно похвалить. Те страхи, которые преодолеть не удалось, рисуют снова, а затем психолог предлагает нарисовать то, чего ребенок уже не боится, стимулируя преодоление страхов.

Каждый человек обладает способностью одновременно переживать несколько эмоций. Внутренняя борьба этих эмоций между собой вызывает определенные чувства, которые называют комплексами.

Способы арт-терапии , направленные на борьбу с комплексами, позволяют нам снять напряжение, урегулировать психосоматические процессы, смоделировать положительное психоэмоциональное состояние, скорректировать нарушения в общении и сформировать адекватную самооценку.

Тема: «Арт-терапия как средство коррекции страхов

у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

Тлекова Бибинур Болатовна

Содержание.

Введение

1. Анализ психолого-педагогической литературы о детских страхах

1.1. Понятие страх и тревожность.

1.2. Исследование возрастной психологии по проблемам детских страхов.

1.3. Характеристики детских страхов.

1.4. Виды страхов.

1.5. Выявление страхов.

1.6. Основные методы преодоления страхов у детей.

1.7. Приемы арт-терапии как средство работы воспитателя с детскими

страхами. Откорректировать в связи с добавлениями.

Выводы

Список литературы .

Введение
Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления подчас возникают от вовремя не ушедших детских страхов.

Как же маленькому человеку перенести нагрузку бешено бегущего мира? Как не бояться, если с каждым днём прибавляются сотни причин для страха?

Будучи взрослыми, мы забываем, как страшно сделать «ну хотя бы ещё один шажок», как потеют ладошки и бегут противные мошки по спине, когда в темноте, в углу комнаты, сидит паук или старая ведьма, которая, благодаря детскому воображению, дышит и шевелится.

У детей множество различных страхов, пришедших в одночасье и хранимых годами. Ребёнок принимает большую часть информации невербально, ориентируясь на «язык» органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой информации не осознаётся и остаётся в детской голове на бессознательном уровне. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому детские страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.

В связи с этим возникает проблема, как может помочь ребенку, переживающему страхи, воспитатель ДОУ, не используя сложные психологические приемы, но применяя результативные технологии. В связи с этим проблема коррекции страхов очень актуальна.

Отечественными психологами Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.А.Добровольской, Л. В. Кузнецовой, Е. А. Медведевой доказано, что ис­пользование средств искусства существенно повышает эф­фективность коррекционно-развивающей работы с детьми. Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире ис­кусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмо­ционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тре­вожности или от конфликтных межличностных и внутрисе­мейных отношений.

Арттерапия - синтез нескольких областей научного зна­ния (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике - совокупность методик, построен­ных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулиро­вания художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и откло­нений в личностном развитии (Е.А.Медведева).

Методологической основой нашего исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики.

Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С. Лебединской, В.В.Лебединского, И.В.Дубровиной, Робинсон, Эберлейн, В.Д.Зеньковского М.А.Панфиловой, И.Захарова, А.Т.Спиваковской, А.Фромм, Т.Гордон, В.Л. Леви и многих других.

Целью работы является выявление эффективности использования приёмов арт-терапии в работе по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования : страхи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : приемы арт-терапии, как средство коррекции

страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1 глава.

Анализ психолого-педагогической литературы о детских страхах.

    1. Понятие страх и тревожность.

На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв.

На вторичном, психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
«Страх–это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью». (п.34, стр. 22)

Известный физиолог И.П.Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. «Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока».

Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.(п.7. стр. 12)

В современной энциклопедии СТРАХ описывается, как отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога».

И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсут­ствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги - ужас.

Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

6 Тревога - это предчувствие опасности, состояние бес­покойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожи­дании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными послед­ствиями.

Как отклик на состояние неопределенности тревога возникает в результате предвосхищения неприятности. Следовательно, если страх - аффективное (эмоцио­нально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Чувство бес­покойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотноше­ний с родителями и сверстниками может приобретать значение, как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Таким образом, следует помнить, что беспокойство, тревога, страх - такие же эмоционально неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

1.2. Исследования возрастной психологии по проблеме детских страхов.

Страх является предметом научного исследования, пожалуй, чаще, чем какая-либо другая фундаментальная эмоция. Это объясняется тем, что все более растет число объектов, событий, условий и ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими.

Страх имеет различную степень интенсивности переживания и различные формы выражения. По классическому определению Дарвина (Дарвин, 1872г.), страх свойственен всему живому миру и выполняет определенные биологические, приспособительные функции.

7 Как одно из основных понятий экзистенциальной философии, вводимое С.Кьеркегором, выделяют:

1 - «эмпирический» страх - боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством;

2 - метафизический страх- это неопределенный, безотчетный страх, тоска - предметом, которого является «нечто», и он есть форма переживания человеком «нечто».

Какое воздействие оказывает «нечто»? Оно рождает страх. Именно потому, что человек не вечен и знает о своей кончине, ему ведом метафизический страх - тоска, неизвестный животным.

У Сартра - экзистенция страха, в отличие от обычного, возникает перед каким-то определенным предметом внешнего мира, истолковывается как страх перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. «Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься.» (Сартр,1943г.)

В раннем психоанализе выявлялись рациональный и иррациональный страхи.

1. Рациональный страх перед внешней опасностью.

2. Глубинный, иррациональный страх, как результат неактуализированных

жизненных стремлений, подавление невоплощенных желаний: иррациональный страх - это способ функционирования Сверх-Я (Super-I).

В современном неофрейдизме (Хорни, Фромм и др.) страх приобретает особое значение: страх становится здесь как бы глобальным состоянием, связанным с существованием в иррационально-функционирующем современном обществе, и главным источником невроза.

Так, у Хорна , страх - основной фактор формирования невротических типов личности, обладающих специфическими характерами.

Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций, но оно может обеспечить дополнительную меру контроля над этой эмоцией.

Изард , профессор психологии Далаверского университета, отмечает, что любая эмоция имеет сходное устройство и состоит из трех компонентов:

а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые выражаются на лице. (п.3, стр.52).

Причины страхов.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза, также как и потенциальный ущерб, может быть как физической, так и психологической, Как указывает Боулби , причиной страха может быть либо присутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность.

Как отмечает Грэй , страх может быть вызван тем, что событие не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время.

Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте или его предрасположенностях и от опыта и возраста индивида.

Изард причины страха разделил на четыре класса:

а) внешние события и процессы;

б) влечения и потребности;

в) эмоции;

г) когнитивные процессы субъекта.

Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными или приобретенными.

Выяснив причины возникновения страха, обратимся к нейрофизиологии страха. При страхе, как отмечает Толекинс (п.12, стр122.), возрастает нейронная активность. При этом происходит ряд изменений работы внутренних органов и всего организма (п.12, стр 131)

А именно:

Увеличение частоты сердцебиений, а также силы сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, расширение периферических сосудов (сосудов конечностей), расширение коронарных сосудов, повышение кровяного давления.

Снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта, прекращение

деятельности пищеварительных желез.

Расширение зрачка, Напряжение мышц, обеспечивающих психомоторную реакцию.

Усиление потоотделения.

Усиление секреторной функции мозгового вещества надпочечников, вследствие чего увеличивается содержание адреналина в крови.

Система физиологических сдвигов имеет внешне выразительный фон. Выражение лица при страхе приобретает характерные особенности. При страхе брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми.

Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины, занимающие две трети или три четверти лба. Экман и Фризен (п.12,стр.146) утверждают, что если из всех этих проявлений присутствуют только положение бровей, то в этом случае имеется некоторое предчувствие страха, беспокойство или же контролируемый страх. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в нормальном состоянии, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот при страхе открыт, губы напряжены и немного растянуты. Обычно интенсивность страха, которая варьирует от предчувствия чего-то неприятного до ужаса, коррелирует с напряжением различных мышц в районах бровей, глаз, рта, которые участвуют в мимических реакциях страха. Одним из наиболее ярких показателей интенсивности страха является степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.

Итак, мы рассмотрели 3 основных компонента, характеризующие устройство эмоции страха:

а) психологические составляющие;

б) систему физиологических сдвигов;

в) внешнее выражение.

1.3. характеристика детских страхов.

На сегодняшний день нет единой классификации страхов. Рассмотрим основные подходы к классификации страхов у детей Овчаровой Р.В.,ЗахароваА.В.

Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов [п.21, стр.312] возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития. Поводом их возникновения являются:

Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория - внушаемые страхи, такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания.

Тревожность в обращении с ребёнком.
Избыточное предохранение от опасности.
Большое количество запретов.
Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.
Психологическая травма типа испуга, шока.
Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие

вынужденной подмены семейных ролей.
Конфликтные ситуации в семье и т.д.

Кроме возрастных страхов, Овчарова Р.В. выделяет невротические страхи.

Невротическими страхи становятся в результате:

Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это страхи темноты, одиночества, животных.
Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов.

Наиболее полная классификация страхов предлагается А.Захаровым [п.7,c.247]. Он пишет, что страх условно делится на ситуативный и личностный.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке. Например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно-обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его

повышенной мнительностью.

Также, по классификации А.Захарова [п.7, c.248] условно страхи можно разделить на две большие группы " врожденные" и "приобретенные".

Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития (или возрастные). Когда проходит трёхлетний возраст, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления притом, что дети ещё очень наивны и внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки.

И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.
У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.

"Приобретенные" страхи. Их причины:

Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса.

Вторая причина – он может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи.
Дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Четвертая причина – (дополнительные источники страхов) СМИ, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях, как реагирует. Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.

Дневные и ночные страхи.

По А.И.Захарову, дети испытывают страх не только днём, но и ночью, поэтому он делит страхи на «дневные» и « ночные» [п.6, c.112]

«Дневные страхи» - это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

«Ночные страхи»

Помимо дневных страхов существуют ещё страхи ночные. Сны как правополушарный вид деятельности могут предвосхищать опасность, но гораздо чаще они отражают то, что уже РЕАЛЬНО произошло с нами, то есть являются подсознательной переработкой ранее имевших место переживаний.

У детей и страхов больше, и ночных ужасов. Анализировать их труднее: дети не любят о них говорить, как о головной боли, отделываясь, в лучшем случае, односложными фразами. Да и часто совсем не хотят их вспоминать, забывают, вытесняют.

Между тем разобраться в детских снах и оказать помощь - более чем гуманная задача родителей, педагогов, психологов и врачей.

На основании трудов А.И.Захарова: «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», нами составлена таблица характера детских страхов, в которой прослеживается линия усложнения переживания страха ребенком. Это еще раз подтверждает идею о том, что своевременная коррекция страхов, особенно в дошкольном возрасте очень нужна.

Возрастная динамика формирования страхов.

Изучение и анализ работ П.С.Зобова, А. И. Захарова, позволил нам обобщить данные и проследить возрастную динамику развития страхов у детей. (см. в приложении №1 таблицу 1 «Возрастная динамика развития детских страхов»).

А. И. Захаров, выделив 29 страхов детей, путем опроса последних выявил существенное увеличение их количества в дошкольном возрасте. Кроме того, обнаружилось, что, кроме трехлеток, у девочек количество страхов больше, чем у мальчиков. По данным П.С. Зобова, (п.12,стр.78) в дошкольном возрасте преобладают мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т.п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных - возрастает.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье - боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий. По данным Захарова, у взрослых из детских страхов остаются страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, сделать что-либо неправильно или не успеть.

Таким образом, не откорректированные переживания страхов оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Как мы видим, проблема страхов существует во всех возрастах, и чаще всего корни страхов взрослого человека уходят в его детство.

14 Материалы данной таблицы могут быть использованы психологами и воспитателями в детских садах и позволят лучше ориентироваться в детских страхах в работе с детскими страхами.

1.4. Виды страхов детей.

Из таблицы динамики детских страхов можно сделать вывод, что в разных возрастах дети испытывают разные виды страхов, следуя из этого А.И.Захаров выделяет 3 вида страхов.

В основе его классификации лежат: предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков,

15 сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.

Таким образом, детские страхи многообразны и по видам и по характеру, они изменяются с возрастом, поэтому мы можем проследить возрастную динамику страхов.

1.5 Основные методы выявления страхов у детей.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

В своих работах А.И.Захаров отмечает, что боящегося ребен­ка определить нетрудно. Об этом уже говорили ранее, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько - сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тог­да, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу, например, о них ему напоминают окружающие.

Есть и так называемые «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Это, прежде всего ситуативные страхи опоздания (у дошколь­ников), животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых» страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. У мальчиков 7-10 лет к ним присоединятся страхи скелетов, призраков и черной руки, т. е. мифических персонажей. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза, настороженное отношение. Так что далеко не все страхи детей определяются родителями.

Детские психологи Мухина, А.Н.Леонтьев и А.И. Захаров (п.48 стр.122) считают, что прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким именно конкретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведе­нии ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального кон­такта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими в основе страхов переживаниями, например смерти и наказания, опасаясь признаться в них родителям. Мальчики к тому же могут и отрицать страхи, считая их проявлениями не подобающей мужчинам слабости. Во всех случаях будет лучше, если о страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе.

Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией.

Анализ возрастной динамики детских страхов позволил систематизировать детские страхи и составить сводную таблицу норм страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста.(см. прил.2 «Переживание детских страхов в соответствии с возрастной нормой.»)

Таким образом, анализ материалов показал существенное увеличение числа страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчи­ками число страхов у девочек достоверно больше, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Следует обратить особое внимание на следующие «кризисные» возрасты:

3–4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6–7 лет, 11–12 лет.

Сложным «кризисным» периодом, является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников - другие, более взрослые - социальные: опоздать в школу, смерти родителей.

Следует отметить, что в 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.

Наличие страхов в 16–18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Чтобы понять, что же такое детский невроз страха, обратимся вновь к таблице.(прил.2)

Невроз страха прежде всего как любые количественные отклонения в показателях страхов для каждой половозрастной группы. Например, для восьмилетних мальчиков количество страхов в норме должно быть - 6, для девочек такого же возраста - 9. Если у восьмилетнего ребенка количество страхов превышает данные показатели, то значит, присутствует патология в проявлении страхов - детский невроз страха.

О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые показаны в таблице для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка.

Как видно из материала таблицы, количество страхов может расти, что наносит вред развитию личности ребенка, поэтому необходима коррекционная работа.

1.6.Основные методы коррекции страхов у детей.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. [п.16, С.166]

Существует много методов для выявления страхов. Рассмотрим некоторые из них.

БЕСЕДА .

Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов.

В беседе можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ.

Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие... Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом. Игры бывают предметные и ролевые, спонтанные и направленные (организованные).

Как естественный способ выражения "я", укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности.

Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критично взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка. (примеры игр: «пятнашки», «жмурки», «прятки», «Кто первый», «Быстрые ответы», и т.д.)

ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка можно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагают побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов надо следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

Как видно из перечисленных методов коррекции страхов в их основе лежат активные, занимательные действия ребенка. Таким же может являться и метод арт-терапии.

1.7. Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции.

Теоретические основы использования средств арт-терапии в работе с дошкольниками мы находим в работах Е.Ю.Pay, Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.А.Добровольской,О.А.Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Е. А. Медведевой. Данными авторами было доказано, что ис­пользование средств искусства существенно повышает эф­фективность коррекционно-развивающей работы с детьми. Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире ис­кусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмо­ционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тре­вожности или от конфликтных межличностных и внутрисе­мейных отношений.

Ребенок, в ходе общения с искусством, становится по свое­му психологическому состоянию качественно другим - успо­коенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возмож­ности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для са­мовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает про­цесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрос­лыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Ин­терес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооцен­ку, самоприятие ребенка. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи - адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макро-социальной среде.

Рассмотрим далее основные вопросы арт-терапии в контексте организации и содержания коррекционно-развивающего обучения, а также их направлений на осно­вании теоретических и методологических работ таких авторов, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская.(12,стр204-208)

21 Арттерапия - синтез нескольких областей научного зна­ния (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике - совокупность методик, построен­ных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулиро­вания художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и откло­нений в личностном развитии (Е.А.Медведева).

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении пережи­ваний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт ху­дожественной деятельности, а также создании новых позитив­ных переживаний, рождении креативных потребностей и спо­собов их удовлетворения.

Направления арттерапии:

Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобрази­тельного искусства: рисование, лепка, декоративно-приклад­ное искусство и т.д;

Библиотерапия - лечебное воздействие чтением;

Имаготерапия - лечебное воздействие через образ, те­атрализацию;

Кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика) - лечебное воздействие движениями.

Вокалотерапия - лечение пением;

Музыкотерапия - лечебное воздействие через восприя­тие музыки.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью котороых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка:

снятия напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии.

Релаксация

Упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Песочная терапия – К.Г.Юнг утверждал, что процесс « игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и « активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Основополагающая идея песочной терапии формулируется как: игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм, с помощью фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.

Методы могут применяться:

* с целью диагностики

*оказания первичной психологической помощи

* в процесс краткосрочной психотерапии

* долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Основные функции арт-терапии:

1. Катарсистичеекая - очищающая, освобождающая от не­гативных состояний.

2.Регулятивная - снятие нервно-психического напряже­ния, регуляция психосоматических процессов, моделиро­вание положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная - обеспечивающая кор­рекцию нарушений общения, формирования адекватно­го межличностного поведения, самооценки.

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обу­чение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкаль­ном, изобразительном, театрализованно-игровом, художе­ственно-речевом), как в артпедагогике.

Практический опыт психокоррекционной работы сред­ствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми.

Это объясняется тем, что арт-терапевтические методики да­ют возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком, ставить и решать конкретные психокоррекционные зада­чи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

Наиболее сенситивным для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет; такая ра­бота может в отдельных случаях проводиться и с 5 лет.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка), которая при­меняется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация; пе­реживание чувства одиночества; повышенная тревожность; страхи; низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка; наличие конфликтных межличностных отношений.

Итак, работы таких авторов как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комис­сарова, Т.А.Добровольская, КарабановаО.А, КопытинА.И, говорят об эффективности коррекции в развитии личности ребенка с проблемами в развитии, что позволяет предположить, что, средства арттерапии возможно использовать и в условиях ДОУ для коррекционной работы со страхами.

Виды арт-терапии:

Игротерапия - это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, "волей судьбы", не были в мире ребенка.
Использование "игрушек" в психотерапевтической работе дает возможность

клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того,

что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество.
Такой подход дает игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических преимуществ перед другими психотерапевтическими методами.

Сказкотерапия

Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями.

Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. 25 Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Не достаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревании в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было не давно. По этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Заключение по 1 главе.

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы сделали следующие выводы:

1. Страх, с одной стороны, играет немаловажную роль в жизни ребёнка, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой стороны, положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка, и, появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекцию страхов воспитатель ДОУ может осуществлять используя приемы игротерапии, сказкотерапии, бесед.

5. Арт-терапия применяется, как средство психической гармонизации и развития человека. Это метод терапии основанный на занятиях художественным (изобразительным) творчеством может помочь детям в коррекции их страхов.

В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям в коррекции детских страхов. Там где нет психологов, эту проблему берет на себя воспитатель.

50 Список литературы.

    Т.Арефьева Преодоление страхов у детей. М., 2005.

    Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982.- т.4 - 336 с. 30.

    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций . М., 1960
    Развитие личности ребенка . М., 1987

    Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. - 237с.

    Захаров.А. Дневные и ночные страхи у детей. – Спб.: Речь, 2005.

    Захаров.А. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – Спб., 1995

    Изард К. «Эмоции человека» - М., 1980г.

    КапрановаС. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону. 1997.

6 6 с.

    Каптерев П.Ф. О детском страхе. «Воспитание и обучение» - СПб., Апрель 1901. № 4. - С. 161-172

    Копытин А.И. «Системная арт-терапия». - изд. «Питер». - 2001.

    Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. - 237с. 12. « Тренинг коммуникации. Арт-терапия» М.: Психотерапия, 2006. - 96 с.

    Корниенко Н. А- Психология и педагогика 1997.

    Лебедева Л.Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002.-№47.- с.8-9

    Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.

    Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с

    Левис Ш. "Ребёнок и стресс" -С-П., 1997 г.

    Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.- М.: АПО, 1995

    Макарова Е.Г. "Преодолеть страх или искусство - терапия" - М., "Школа- Пресс", 1996 г.

    В. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. – М.Аркти, 1999

    Обухова Л.Ф. М.: «Возрастная психология: Учебник для вузов.» Высшее образование; МГППУ, 2006.. - 460 с. - (Основы наук).

    Овчарова Р.В. "Практическая психология" - М.,Т.Ц. "Сфера", 1996

    Оклендер В. «окна в мир ребёнка»- Спб..1997 -300с.

    Осипова А.А. «Общая психокоррекция», - М., 2006г.

    Осорина М.В.«Секретный мир детей в пространстве взрослых» - СПБ, 2000-109с.

    Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.

    ПанченкоС.А. Мне страшно…Я боюсь//Школьный психолог.- 2002.-№14.-с.8-9.

    Пиаже Ж. Избранные психологические труды . Психология интеллекта . Генезис числа у ребенка . Логика и психология . М., 1994

    Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.

    Рыбаков А.В. «Страх» - М., 1990.- 240с.

    К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998

    Снегирёва Т.Детские рисунки глазами психолога //Обруч.-1996.№5. с.5

    Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.г.

    35 . А. Татаринцева. Детские страхи. –Спб.: Речь, 2007

    Уэлсби. К. « Часть целого: арт-терапия в педагогике» - М.,1988.- 350с .

    Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 288с.

    Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

    Шишова Т. Страхи - это серьёзно -М.:Издат.дом.«Искатель», 1997.- 94с.

    Т. Шилова. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - Спб.: Речь, 2007. 41.Щербатых Ю. Психология страха.- М., 2002.- 340с.

    Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.

    Эриксон Э.Г. Детство и общество . СПб, 1996

    Б Эльконин Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.

    Д.Б Эльконин Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.

    Д.Б Эльконин К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, Вопр. психологии. 1971. № 4.

    Д.Б Эльконин « К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//» диагностике психического развития. Таллинн, 1974.

Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев. Психологическая коррекция - "исправление" и оптимизация процесса психического развития личности, предполагает применение естественных движущих сил для психического и личностного развития .

Основными методами и средствами, способствующими преодолению страхов и тревожности старших дошкольников, являются игры, использование психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок, игр-драматизаций.

Использование данных направлений работы формирует такие умения детей, как произвольное направление внимания на испытываемые ощущения страха; умение дифференцировать различные эмоциональные состояния; умение направлять внимание и на экспрессивные движения и мышечные ощущения, сопровождающие собственные эмоции.

Посредством музыкальной деятельности дети обогащаются разнообразными слуховыми представлениями, осознают и распознают эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении.

Сказкотерапия является средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром, через сказку можно узнать об эмоциональных переживаниях детей, часто не осознаваемых ими. Метод способствует восстановлению эмоционального равновесия детей. Сказки помогают детям пережить положительные эмоции сравнения себя с героями. Разыгрывание сценок из сказок, музыкальное сопровождение сказок формирует у детей способности выражения эмоций и чувств .

Использование глины, музыки, рисования, песка - помогает детям избавляться от негативных эмоций. На занятиях арт-терапией создаются соответствующие условия для оптимизации положительного эмоционального фона у детей, снятия эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

Музыкотерапия благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние детей, порождать у них глубокие эмоциональные переживания, способна волновать и радовать ребенка, соответственно именно музыка служит одним из главных средств развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. В музыкотерапии часто применяются мелодические и ритмические импровизации, заключающиеся в эмоциональном напряжении и расслаблении, выражении положительных эмоций, что помогает избавиться от страхов.

Для коррекции страхов у дошкольников важна терапевтическая функция ролевой игры. Терапевтические функции игры рассматривались такими представителями психоаналитического подхода, как А. Фрейд и М. Кляйн, которые занимались изучением деятельности ребенка в игре. Интерпретация детских игр производилась в соответствии с трактовкой традиционных психоаналитических воззрений. Так, А. Фрейд использовала игру для выстраивания конструктивных взаимоотношений между терапевтом и ребенком; а М. Кляйн ориентировалась на игру как на средство самовыражения, и в соответствии с этим интерпретировала игровую деятельность детей .

В дальнейшем возникло направление недирективной игровой психотерапии, основанной на психологических воззрениях К. Роджерса, В. Экслайна, и Г. Л. Лэндрета. В ходе директивной игровой терапии (Д. Леви), представленной в виде спонтанной игры с соблюдением безопасных психотерапевтических условий, происходило развитие личностных ресурсов ребенка. Освобождающая терапия была направлена на придумывании сюжета, затрагивающего основную проблему ребенка. А. И. Захаровым подобная игровая терапия использовалась в качестве эффективного средства для устранения страхов, боязни, которые были спровоцированы предшествующим травмирующим опытом. Ребенку в готовом виде предлагались заранее продуманный план игры и приблизительное распределение ролей, что обеспечивало вариативность решения имеющихся проблем. В итоге отмечалось четкое осознание ребенком собственных внутренних конфликтов и противоречий, способствующих развитию тревожности .

А. И. Захаровым была разработана методика игровой психотерапии, которая доказала эффективность при работе с детскими страхами. При этом последовательность приема ребенка предполагала проведение беседы, затем спонтанной игры и направленной игры, и завершалась внушением.

Игровая психотерапия обладают терапевтической функцией, игры предоставляют ребенку возможность в условном (ослабленном) виде пережить травмирующие жизненные обстоятельства, соответственно происходит эмоциональное отреагирование - катарсис . Успех в игре предопределяет лучшую адаптацию в реальной жизни за счет эмоционального насыщения игрой, критического переосмысления ребенком в игре собственных неудач и страхов. Включаясь в игровую деятельность, ребенок преодолевает порог страха и застенчивости, учится соизмерять собственное поведение с требованиями окружающих. Подражание в игре любимым героям и персонажам способствуют преодолению страха и тревожности. Овладение навыками коллективной игры избавляет детей от излишнего беспокойства, а эмоциональная насыщенность игр обогащает эмоциональный мир ребенка. Таким образом, игры служат естественным формой нейтрализации детских страхов, позволяя воспроизводить в косвенной форме вызывающе страх жизненные ситуации.

В качестве основных задач, направленных на преодоление страхов детьми в сюжетно-ролевой игре, являются следующие:

Осознание ребенком безопасным игровым способом собственных эмоций и страхов;

Переоценка отношения к травмирующим событиям и нейтрализация болезненного эмоционального эффекта;

Преодоление страхов, скованности при угрозе попадания в новую неожиданную ситуацию;

Конструктивное разрешение тревожных переживаний посредством осознания позитивных моделей поведения;

Формирование у ребенка новых форм переживаний;

Десенсибилизация страхов, достижение эмоциональной децентрации для снятия коммуникативных барьеров.

Преимуществами арт-терапии в коррекции детских страхов являются следующие:

Арт-терапия выступает средством невербального общения;

ИЗО -деятельность является своеобразным "мостом" между психологом и ребенком; рисунок позволяет выразить ребенку собственные страхи;

Арт-терапия служит средством свободного самовыражения и самопознания, обладает "инсайт-ориентированным" характером;

Арт-терапия способствует преодолению страхов у детей и формированию активной жизненной позиции;

Применение арт-терапии эффективно в случаях эмоциональных нарушений - страхов, тревожности;

Арт-терапия опосредована общим творческим процессом, что позволяет облегчить процесс коллективной коммуникации .

М. Б. Дороховым обозначена эффективность коррекции детских невротических расстройств средствами игровой изотерапии, при которой психотерапевт способствует переоценке ребенком содержания сюжетов. По мнению А. И. Захарова, изучение детских рисунков помогает выявлению детских страхов и фобий . Арт-терапия при работе с детскими страхами оперирует такими методами, как наведение, индукция, акцентирующих комфортность и выявляющих болезненные переживания, образы воображения. При этом наряду с эмоциональной работой возникает расслабленная установка, проявляющаяся в мышечном расслаблении.

Игровая психокоррекция представлена, наоборот, мобилизующей активной игрой, направленной на обеспечение двигательной активности, при которой внешнее напряжение сочетается с нарастающим внутренним, переходящим в отреагирование. Арт-терапия направлена на реализацию перехода к углубленному самосознанию ребенка посредством символического изменения отношения ребенка к ситуации. При арт-терапии обеспечивается самоконтроль и саморегуляция при концентрации внимания ребенка на образе страха. Соответственно происходит трансформация неосознанного страха в осознанный, что содействует его пониманию, позволяет управлять им . По мнению Л. А. Золотарева, арт-терапия позволяет ребенку избавляться от напряжения и внутренних конфликтов.

Куклотерапия как метод арт-терапии основан на идентификации ребенка с любимым сказочным героем, ребенок в процессе куклотерапии проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Ребенок в ходе реализации страха в виде куклы постепенно начинает владеть ситуацией, а материализовавшийся в кукле страх теряет пугающую составляющую, и помогает избавиться от эмоционального напряжения .

Помимо художественных приемов (рисования, лепки, музыки и т.д.), используемых для психологической коррекции страхов, широко применяются драмтерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, и т.д. Разработанный Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой метод "сказкотерапевтической психокоррекции" предназначен и для борьбы с детскими страхами . В волшебных сказках дети посредством приобретения эмоционального опыта учатся справляться с психотравмирующими ситуациями. Терапия пластическими движениями позволяет отслеживать состояние ребенка, внутреннее равновесие, психосоматическое напряжение. В танцах снимаются психомышечные зажимы, выявляются причины эмоциональной напряженности и способы борьбы с ними .

По мнению Л. А. Золотаревой, коррекционная работа по преодолению детских страхов методами арт-терапии способствует избавлению ребенком от излишнего напряжения и внутренних конфликтов. О. И. Качурина полагает, что "Я" ребенка отражается в процессе создания художественных образов абсолютно спонтанно, поскольку ребенок в процессе арт-терапии не задумывается о продукте творчества, отражающем все неосознаваемые страхи. Словесное описание страхов может вызвать у ребенка затруднения, соответственно невербальные средства арт - терапии будут являться единственно возможными для выражения сильных переживаний .

Среди методов арт-терапии наиболее привычными для детей считаются сказокотерапия, куклотерапия и игровая терапия. Психотерапевтические функции игры известны еще со времен А. Фрейда и М. Кляйна, исследовавших деятельность ребенка в игре, в результате чего психоаналитиками производилась интерпретация игры как средства самовыражения ребенка. В процессе недирективной терапии (В. Экслайн, Г. Л. Лэндрет) выявлялись личностные ресурсы ребенка с учетом создания безопасных психотерапевтических условий. Д. Леви была представлена директивная игровая терапия, основанная на составлении сюжета, способствующего выявлению основной проблемы ребенка. А. И. Захаровым отмечалось, что метод игровой терапии является высокоэффективным при нейтрализации страхов ребенка, вызванных негативным предшествующим опытом .

Сюжетно-ролевая игра в игровой деятельности старших дошкольников, испытывающих разного рода страхи, является эффективным арт -терапевтическим средством, позволяющим моделировать и воссоздавать положительные и отрицательные образы для преодоления страхов. А.И. Захаровым разработана методика игровой психотерапии, эффективной при отработке детских страхов. Данная методика представлена комплексом воздействий на ребенка, в том числе и семейной терапии.

Таким образом, арт - терапия является психотерапевтическим методом коррекции детских страхов, основана на использовании творчества и художественных приемов. Разные виды арт - терапии представлены драмтерапией, музыкотерапией, танцевальной терапией, куклотерапией, библиотерапией, психогимнастикой, и т.д.

В совокупности рассмотренных концепций и подходов страх можно охарактеризовать как базовую эмоциональную реакцию, возникающую вследствие опредмечивания тревожности под воздействием реальной, воображаемой либо внушенной опасности, угрозы социальному или биологическому существованию.

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, определяемых жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, основана на использовании визуальной и пластической экспрессии.

Арттерапия способствует нормализации эмоционального состояния ребенка, нейтрализации тревожности, психотерапевтическим методом коррекции детских страхов.

В соответствии с характером и продуктом творческой деятельности существуют такие виды арттерапии, как рисуночная терапия, изотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, сочинение рассказов, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, хореотерапия, драмтерапия, песочная и игровая терапия, психогимнастика и т.д.


Москва
(Фото автора)

Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности , “туннельного восприятия” , но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии, так как в дошкольном возрасте “ведущим видом деятельности является игра” , а важнейшей продуктивной деятельностью - рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия - такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

Активизировать детскую фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить “цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности . В случае трудностей общения - замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности - арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

В процессе рисования происходит, по мнению Л.Д. Лебедевой , “оживление чувства страха” и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Мы заметили, что у многих ребят на этапе индивидуальной работы в рисунке преобладала сильная штриховка, маленький размер изображения, что предположительно свидетельствует о неблагоприятном физическом или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. На этапе коллективной работы многие из этих ребят рисовали предметы уже больших размеров, применяли яркие цветовые оттенки, что расценивается как индикатор хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления. Коллективная работа создает ситуации позитивного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям неприметные ранее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид, форму. Атмосфера взаимной симпатии и “заражения” положительными эмоциями способствует более быстрому преодолению социальных и экзистенциальных страхов.

Опишем контрсуггестивные приемы, способствующие коррекции внушенного страха в процессе арт-терапевтической работы.

Упражнения на втором этапе занятий были направлены на обучение приемам самоконтроля и саморегуляции психических состояний, активизацию и развитие мышления, чувств, что определяется Б.Ф. Поршневым, как “генеральная линия контрсуггестии” .

Третий этап - “актуализация ощущений, эмоций” - предполагал активизацию чувств (эмотивных реакций) в процессе арт-терапевтических упражнений с песком, где ребенок в воображении отвлекался от травмирующей его ситуации, представляя себя в новом, бесстрашном образе. На данном этапе использовались следующие контрсуггестивные приемы: диалог, разговор с образом для выяснения психологического содержания; мысленное действие с образом, адекватно разрешающим проблему; созерцание, предполагающее сосредоточение внимания на том или ином отрицательном качестве образа.

На четвертом этапе экспрессивный рисунок помогал ребенку не только выразить чувство, но и осознать его, а следовательно, найти адекватные формы переживания аффекта с помощью трансформации своих фантазий в художественные образы. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишался эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Контрсуггестивные приемы на данном этапе: передача ответственности, выражение чувств, контролируемый процесс высвобождения подавленного чувства (управляемый катарсис), инсайт, свободное фантазирование.

Пятый этап предполагал драматизацию, ситуацию публичного проживания. Выделим основные приемы, применяемые на данном этапе: прослеживание судьбы образа; нахождение позитивного в негативном образе; выражение нового позитивного решения в отношении своего образа; мысленное взвешивание негативного и позитивного в образе (взаимодействие противоположностей).

Шестой этап - коллективная работа, совместное творчество. Здесь использовались упражнения, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (ребята совместно придумывали разные способы преодоления того или иного страха, например таблетки бесстрашия), а также осуществлялись приемы саморегуляции и самоконтроля.

Рефлексия, осуществляемая на седьмом этапе, подразумевала вербализацию мыслей, ощущений и чувств. Основными приемами данного этапа стали: установление новых отношений между частями личности, принятие ранее отвергавшейся части личности через ее образ и установление новых отношений с нею.

Наша коррекционная работа над страхами носила фронтальный характер, но имела в качестве важного этапа индивидуально-личностное самопознание в процессе художественно-продуктивной деятельности. Поэтому ее можно считать более свободной, имеющей недирективный характер, ограниченной только определенной темой задания и условиями проведения обсуждения. Арт-терапевтические занятия подходят для замкнутых детей. В центре таких занятий - самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и в частности для детей, подверженных страхам и тревожности.

В качестве примера приведем арт-терапевтическое занятие по преодолению боязни сказочных персонажей.

Добрая Баба-яга

Цель: содействие в преодолении страха сказочных персонажей, развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств.

Материалы: прямоугольные подносы размером 50x70x7, карандаши цветные, бумага (белого цвета), различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника, резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки.

1. Подготовительный настрой

Рисование под музыку

Ведущий. Возьмите карандаш, закройте глаза и попробуйте нарисовать на листе бумаги круги и квадраты любого размера.

Рассмотрите свой рисунок, дорисуйте фигуры. Что у вас получилось?

Теперь возьмите другой лист бумаги, а также карандаш того цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте круги и квадраты, только теперь с открытыми глазами. Обменяйтесь рисунком со своим другом и дорисуйте его изображение до узнаваемого предмета.

Расскажите, что теперь у вас получилось.

2. Разогрев

Дыхательное упражнение

“Веселые плакальщики”: имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30 секунд) .

3. Актуализация ощущений, эмоций

Арт-терапевтические упражнения с песком

Ведущий. У каждого на столе находится песочный поднос - это песочная страна. Давайте “осветим песочную страну” (игра со свечкой) .

Проникновение в толщу песка.

Какой песок на ощупь? Он теплый, ты чувствуешь?

А сейчас, ребята, закройте глаза и послушайте историю про Бабу-ягу. Вам страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.

Прослушивание с закрытыми глазами “страшной истории” о Бабе-яге (описание ее внешности).

Дети делятся впечатлениями о том, что они представили, какие эмоции и чувства вызывает данный персонаж.

Ведущий. Разгладьте руками поверхность песка, чтобы она стала ровной.

Рис.1. Песочная основа

Упражнения на разглаженной поверхности песка - “Автографы” .

Ведущий. Поставь свою метку на этой территории. Теперь ты ничего не боишься! Можно приступать к заданию.

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка)

Ведущий. Сейчас мы с вами сделаем куклу (персонаж - Баба-яга).

Как вы думаете, какое выражение лица у данного персонажа?

Какой он - добрый, злой, трусливый?..

Раздаются готовые шаблоны, в которых рисуется выражение лица и характер придуманного персонажа.

Нарисуйте подходящее лицо для вашего персонажа.

Подберите вашему персонажу подходящий наряд (у каждого на столе различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника ).

Расскажите, какая у вас получилась Баба-яга?

Рис. 2. Детские работы “Злая Баба-яга”

А вы знаете, ребята, что плохой человек - это несчастный человек? Свои неудачи несчастные люди стараются не показывать, а проявляют отрицательные черты характера по отношению к окружающим. Баба-яга - это пожилая женщина, у которой нет семьи, поэтому она и злая. Ее не надо бояться. Мы должны посочувствовать ей и как-то помочь стать добрее.

Давайте сделаем из другого лоскутка ткани добрую старушку.

Каждому участнику группы предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце, а также нарисовать на шаблоне лицо “доброй Бабы-яги”.

Рис. 3. Детские работы “Добрая Баба-яга”

5. Ритуальная драматизация “Спонтанный театр”

Ведущий. Придумайте историю, составьте рассказ от лица новой, доброй старушки, у которой, например, было два внука. Жила она не в избушке на курьих ножках, а в деревне…

Беседа о переживаниях детей.

Ребята, какие страхи вы бы отдали доброй Бабе-яге, а какие злой?

Нарисуйте свои страхи на листах бумаги (4–5 минут ), теперь сомните их и закопайте в песке.

Пересыпая песок из одной руки в другую, повторяйте за мной: “Я смелый, я сильный, теперь я не боюсь…” (перечислите свои страхи).

Рис. 4. Задание “Перечисление страхов”

6. Коллективная работа

Упражнение на развитие воображения: “Поможем Бабе-яге стать лучше…”

Ведущий. Ребята, Бабе-яге надоело быть злой, она хочет помогать людям. Но вот беда - ей нечего надеть, а в лохмотьях она не хочет появляться.

Детям предлагается, как добрым волшебникам, помочь Бабе-яге. Девочкам надо сделать красивое платье для нее, а мальчикам - хрустальные туфельки, раскрасив карандашами, фломастерами по выбору, а потом придумать продолжение сказки.

7. Заключительный этап

Рефлексивный анализ

Ведущий. Итак, ребята, занятие подходит к завершению.

– Что вы чувствовали, когда создавали персонаж страшную Бабу-ягу?

– Какая она?

– Как вы помогли ей стать лучше?

– Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

Рис. 5. Детские работы: платье для Бабы-Яги

Библиография

1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном и Д.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.

8. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). - М.: Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006.

9. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. - М.: Мысль. 1972.

10. Штейнгардт Л . Юганская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.