Вышитые бисером кулоны с кабошонами своими руками. Вышитый кулон из бисера. Мастер-класс по оплетению кабошона бисером

Я никогда не увлекалась бисероплетением. Этот вид творчества всегда почему-то ассоциировался у меня с несерьезными девчоночьими «фенечками». Конечно, я часто использую бисер при создании различных поделок. Но только для вышивки.

Однако изменить мнение об украшениях из бисера меня заставили невообразимо притягательные работы Марины Каретной, которые я недавно увидела на сайте «Дизайн украшений из бисера».

Кабошоны из натуральных камней, заключенные в причудливые оправы из бисера, пленили мое сердце. А Марина посоветовала, где можно найти информацию по оплетению кабошонов.

И вот, наконец, куплен чешский бисер нескольких оттенков и маленький кабошон из содалита. Так что пора приступать к освоению нового хобби.

Вам не терпится узнать, удалось ли мне оплести свой первый кабошон? Тогда смотрите

Мастер-класс по оплетению кабошона бисером

Материалы и инструменты для оплетения кабошона:

Чешский бисер Preciosa 10/0 (прозрачный темно-синий, блестящий бледно-голубой)

Китайский бисер 7/0 (фиалковый перламутровый)

Круглый кабошон из содалита 20мм

Темно-синий фетр

Кусочек кожи черного цвета

Ножницы

Игла для бисера

Полиэстровая нить для вышивки бисером

Прозрачный клей «Момент Кристалл»

Тонкий картон

Это мои сокровища для оплетения кабошона вблизи:

Как обшить кабошон бисером

Приклеиваю кабошон к кусочку фетра. Есть мнение, что для приклеивания кабошона лучше использовать обычный клей «Момент» или резиновый клей. Но у меня есть только «Момент Кристалл». Так что если мой кабошон все-таки отвалится, будет повод списать это на «неправильный» клей

Приступаю к оплетению кабошона мозаичным швом.

1 ряд (использую бледно-голубой бисер):

Вывожу иглу с изнаночной стороны кусочка фетра на лицевую рядом с кабошоном и нанизываю на рабочую нить 2 бисерины.

Делаю стежок, соответствующий размеру двух бисерин и вывожу иглу на изнаночную сторону, крепко затягивая нить и закрепляя нанизанный бисер.

Одной из распространенных ошибок на этом этапе работы является неправильный выбор длины стежка: если стежки слишком маленькие, бисер сбивается и ложится неровно, если же стежки чересчур велики, бисер свободно болтается, открывая проходящую через него рабочую нить

Вывожу иглу на лицевую сторону между закрепленными бисеринами со стороны кабошона и продеваю иглу сквозь вторую по счету бисерину.

Снова нанизываю на иглу 2 бисерины.

Для оплетения кабошона мозаичным швом число бисерин в первом ряду обязательно должно быть четным!

Чтобы хорошо затянуть бисер, прохожу первый ряд пришитых бисерин еще раз.

2 ряд (также выполняю бледно-голубым бисером):

Продеваю иглу сквозь первую бисерину первого ряда, нанизываю на нить 1 бисерину, а затем протягиваю иглу сквозь бисерину первого ряда, расположенную через одну от первой. Затягиваю нить.

На всякий случай показываю этот процесс в другом ракурсе:

Здесь хорошо видно, что бусины второго ряда располагаются через одну.

Подобным образом нанизываю все бисерины второго ряда, хорошо затягивая рабочую нить.

3 ряд (плету из темно-синего бисера):

Продеваю иглу сквозь первую бисерину второго ряда, нанизываю 1 бисерину, после чего продеваю иглу сквозь вторую бисерину второго ряда.

Чередование бледно-голубых бисерин второго ряда и темно-синих бисерин третьего ряда образует своеобразный шахматный узор.

Чтобы надежно зафиксировать кабошон, стягиваю бисерины третьего ряда, пройдя его еще раз.

Как говорится, новичкам всегда везет. Вот и мне на первый раз повезло: темно-синий бисер оказался немного уже, чем бледно-голубой. Поэтому третий ряд бисерин очень плотно охватил кабошон. Однако лучше всего целенаправленно подбирать для верхнего ряда бисер меньшего калибра.

Для своей первой работы по оплетению бисером я использую кабошон очень маленького размера. Поэтому трех рядов бисера вполне достаточно для того, чтобы хорошо его закрепить. Но при необходимости можно выполнить еще 1-2 ряда мозаичным швом, чередуя бисер контрастных цветов.

Теперь кабошон заключен в бисерную оправу, а у меня еще осталось немного места на кусочке фетра. И мне кажется, что вокруг оплетенного кабошона можно выполнить небольшую вышивку бисером (Вот для чего нужно брать фетр с запасом!).

На первый раз я решила обойтись без экспериментов с фриформом: все-таки опыта по вышивке кабошона у меня еще маловато. Поэтому ограничиваюсь несколькими кругами бисера, пришитого по той же технологии, что и первый ряд при оплетении кабошона.

Сначала делаю ряд крупного фиалкового бисера.

Для тех, кто не смог разглядеть процесс пришивания бисера, демонстрирую все еще раз.

Шаг 1: Закрепляю 2 бисерины.

Шаг 2: Возвращаюсь на одну бисерину назад.

Шаг 3: Протягиваю нить сквозь вторую бисерину из двух и нанизываю две следующие бисерины.

Следующий ряд выполняю бледно-голубым бисером.

Все. На этом пока останавливаюсь, отложив творческие эксперименты на следующий раз.

Теперь нужно оформить край украшения.

Срезаю лишний фетр по краю последнего ряда из бисера, стараясь не повредить рабочую нить.

Из картона вырезаю круг, диаметр которого на 5 мм меньше, чем диаметр круга из фетра и приклеиваю его к изнаночной стороне работы.

Смазываю тыльную часть обшитого кабошона клеем и прикладываю его к кусочку кожи. Плотно прижимаю и жду, когда клей схватится.

Срезаю излишки кожи по краям оплетенного кабошона, отступив 1мм от края фетрового кружочка.

Теперь стоит подумать о том, как заделать край оплетенного и обшитого бисером кабошона.

Часто можно встретить оформление края кабошона петельным швом, как показано в мастер-классе по изготовлению брелка из кожи .

Но из всех возможных вариантов я выбрала так называемый «русский» способ заделки края оплетенного кабошона.

Поскольку кусочек кожи, который я подобрала для оформления кабошона, черного цвета, то и нить для заделывания края использую черную.

Ввожу иглу между фетровой и кожаной деталью, а вывожу наружу за рабочей нитью между двумя бисеринами последнего ряда вышивки вокруг кабошона.

Нанизываю темно-синюю бисерину, перекидываю нить через край изделия. Ввожу иглу с изнаночной стороны обшитого кабошона, через кожаную деталь на лицевую сторону перед рабочей нитью последнего ряда вышивки.

Протягиваю рабочую нить через нанизанную бисерину и крепко затягиваю ее.

Повторяю все шаги заново.

Я обратила внимание на то, что в каждом мастер-классе по оплетению кабошона мастерица обязательно показывает красивую изнанку своей работы.

Мне особо хвалиться нечем. Но сложившихся традиций нарушать не стану. Показываю Вам свою «красивую» изнаночную сторону обшитого кабошона:

Знаю-знаю, Вам уже не терпится взглянуть на лицевую сторону.

Что ж, так и быть. Это вид сбоку:

А это кабошон с вышивкой во всей своей красе:

Конечно, до уровня мастерства Марины нужно еще расти и расти. Но мне невероятно понравилось работать с бисером и чудным камнем - содалитом. Он оказался настолько «живым», что меня до сих пор не покидает ощущение, будто оплетя кабошон, я поймала в сети райскую птичку.

Сделайте шаг навстречу прекрасному вместе с HobbyMama!

Про кабошоны...

Надыбано с разных сайтов... кого не указала - простите...

Выполняем двусторонний ряд по схеме:

Пришиваем к лицевому ряду нашего солнышка "лучики", есть тут что-то от вязания крючком. Схема:

Фото для наглядности:

Сшиваем лучики: войти в последнюю бисерину первого лучика, набрать две, войти в последнюю бисерину соседнего лучика и так до конца ряда. Стянуть:

Аккуратно обрезать ткань и картон, выполнить заделочный ряд по схеме:

Такой способ закрепления камня подходит как для толстых самоцветов неправильной формы, так и для кабошонов. В первом случае оправа сглаживает неправильные края и делает камень визуально меньше и воздушнее.

Обшиваем кабошоны - как это делается (Бисер и украшения)
Начать я хотела бы с благодарности Джейми Клауд Икен (Jamie Cloud Eakin) за изумительную книгу «Бисероплетение с кабошонами» ("Beading with cabochons"). Должна признаться, что до встречи с этой книгой я относилась к пришитым камням с большим предубеждением. Замша какая-то на изнанке, стежки - ФУ! После первых же страниц я забыла о предубеждении и могла думать только об одном - неужели и я смогу сделать что-то подобное?! Невероятно! Какое разнообразие! Какой простор для фантазии!

Я также очень благодарна всем, кто оставил комментарии к постам с моими работами. Это так здорово - получить отклик - с комплиментом ли, с вопросом! Значит, кому-то это интересно!

Дорогие друзья! Под катом - иллюстрированное (примерно 600 КВ, 43 картинки:)) описание изготовления вот этого украшения:

НЕМНОЖКО О КАБОШОНАХ.

Определение из толкового словаря:

КАБОШОН - Округлая форма, придаваемая драгоценным или полудрагоценным камням при шлифовке с одной или с двух сторон; камень такой формы.

В мире бисероплетения толковым словарям не верят и кабошонами дразнят не только камни, а и стекло, металл, дерево, осколки посуды - лишь бы одна сторона была плоской, а другая - куполом. Впрочем, купол тоже не обязателен:)

Кабошоны бывают разных форм - овал, круг, многоугольник. И разных размеров - от миниатюрных 5-миллиметровых до 4-х сантиметровых. И еще меньше или больше:) Мои любимые - овальные 30х40 мм. Но, честно говоря, другие обшивать я пока не очень то и пробовала:)

И еще пару слов о выборе камня. Описанная дальше технология изготовления основы украшения применима только для камней с «купольным» краем. Если край приподнятый или плоский, закрепляющий ряд (второй) прошивается по-другому - ажурной сеткой, пико, или многорядной мозаикой. Для одноцветных камней это служит дополнительным украшением, но если вы хотите оплести пейзажный, будьте готовы к тому, что бисер закроет часть рисунка. Именно по это причине вот этот камень пока отложен - закреплять его нужно сеткой, а мне рисунок жалко прятать:(

Ну и для сравнения - камень справа имеет приподнятый край, камень слева - равномерный купол. Обшивать мы будем сейчас тот, что слева:)

ЧТО НАМ ПОНАДОБИТСЯ:

1. Кабошон. Ну куда же без него?

2. Бисер. Я чаще всего использую два вида - 8/0 для основы и края и 11/0 для закрепления.

Справка:

3. Нитки и иголки для бисероплетения. Давным-давно я вычитала где-то совет - если не можешь подобрать нитки цвета ткани, бери более темный оттенок. Правило работает и для бисера - большинство моих работ шито белыми черными нитками, иногда - темно-бежевыми, редко - белыми.

4. Клей. Камень на нем держится только временно, пока обшивается, так что подойдет любой клей для рукоделия.

5. Два вида материала для основы - назовем их внутренний и внешний.

Варианты внутреннего:
- плотная гладкая ткань, соединенная с термо- или клеевым флизелином.
- в США продется (далеко не везде - я заказывала через И-нет) специальный материал, разработанный для пришивания камней и вышивки бисером - Lacy’s Stiff Stuff. Выглядит он как очень плотный жесткий флизелин, на снимках именно он.

Варианты внешнего:
- кожа или замша, натуральная или искусственная. Чем тоньше и мягче, тем, само собой, легче шить. Если тонкой нет - запаситесь наперстком и плоскогубцами, а также парой-тройкой иголок - ломаются, редиски этакие:(
- в американских описаниях очень активно рекомендуется специальный материал - Ultrasuede, но я его пока не пробовала использовать, так что ничего не скажу...

6. Разное - ножницы, замочек-застежка, бусины для отделки - по желанию.

В качестве подставки для работы я использую пластиковые одноразовые тарелки. Они разделены на секции - бисер не смешивается. Мягкие - удобно накалывать бисер прямо из тарелочки, да и просто всегда есть куда воткнуть иголку.

ШЬЕМ ОСНОВУ

1. Приклеиваем камень к кусочку внутреннего материала. Даем подсохнуть.

2. Шьем первый ряд, ряд основы. Для него используем бисер 8/0 - тот, что покрупнее. Шить будем двойной нитью швом «назад иголку», шаг: 4 вперед 6 назад. Протыкаем ткань снизу вверх, оставляя хвостик нити на изнанке. Набираем 4 бусины, протыкаем сверху вниз. Возвращаемся назад и протыкаем опять снизу вверх, отступив на расстояние двух бусин.

Набираем две бусины и прошиваем вперед сквозь уже имеющиеся четыре.

Набираем еще четыре, прошиваем вперед, возвращаемся на шесть назад.

Шьем по кругу, замыкаем последними 1-3 бисеринами.

Теперь прогоним нитку по кругу сквозь бусины несколько раз, пока нитка проходит. Нам нужно заполнить бисерные дырочки как можно плотнее, тогда основа получится надежная и будет выглядеть аккуратно. В конце протыкаем иглку на изнанку, закрепляем нитку, связав с хвостиком, оставленным там в начале работы.

Вот что получается

3. Шьем второй ряд, закрепляющий. Для него используем бисер 11/0 - более мелкий. Шить будем опять двойной нитью швом «назад иголку», шаг: 4 вперед 2 назад. Протыкаем ткань снизу вверх между камнем и рядом основы, оставляя хвостик нити на изнанке. Набираем 4 бусины, протыкаем сверху вниз. Возвращаемся назад на две бусины и протыкаем опять снизу вверх.

Прошиваем вперед сквозь уже имеющиеся две бусины. Продолжаем по кругу черыре вперед две назад.

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Все время втыкаем иголку как можно ближе к камню!

Этот ряд шьется в гнездо-желобок между камнем и рядом основы. Именно он должен удерживать камень на месте.

Заканчиваем закрепляющий ряд так же, как и ряд основы: замыкаем круг, прогоняем по кругу нитку до заполнения дырочек, закрепляем на обратной стороне.

Вот что получается:

4. Очень ответственный этап - обрезаем флизелин вокруг камня. Помним главное - всегда можно вернуться и отрезать еще кусочек, но однажды перерезанный шов можно восстановить только одним способом - вернуться к началу этой страницы и, шаг за шагом..... Но не будем о грустном. Хвостики ниток подклеиваем к основе маленьким кусочком скотча и обрезаем материал по кругу, повернув работу камнем вверх, по краю бисерин первого ряда. Расстояние между швом и краем должно получиться примерно равное их размеру.

Что должно получиться:

Приклеиваем нашу работу к кусочку внешнего материала, даем клею подсохнуть.

Аккуратно обрезаем кожу вокруг камня, ориентируемся по контурам внутреннего материала.

5. Последний этап изготовления основы нашего украшения - обшивание края. Используем бисер 8/0, тот же, что и для первого ряда. Набираем одну бусину, втыкаем иголку сверху вниз, захватывая сначала внутренний, а потом внешний материал. Возвращемся снизу в ту же бусину, плотненько затягиваем нитку.

Набираем еще одну бисерину, прошиваем в материал. И так по кругу.

Замыкаем круг, прошивая рабочую нить и оставшийся в начале работы хвостик «навстречу» друг другу. Завязываем узлом, прячем концы в воду под материал.

Основа нашего украшения готова!

Можем и ничего не делать:) Ну, разве что подвесим наш медальон на цепочку или шнурок.

А можем попробовать обшить его еще одним рядом бисера - давайте поэкспериментируем!

Обшиваем уже закомым нам швом «назад иголку», шаг - 4 вперед 2 назад. Неплохо, но скучновато:)

Пробуем «пико». Нда, пико смотрится гораздо лучше с круглым мелким бисером, этот, на мой взгляд, грубоват...

«Пимпочки». Здесь белый бисер всю картинку портит...

Нууу, выходной у меня случился длинный, 3-х дневный, поэтому почему бы не побаловать себя чем-то интересным, многобусинным?

ИТАК, РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО!

Итак, мы решили оплести наш камень в стиле «взрыв на бисерной фабрике». Считаем, сколько у нас получилось бисерин в последнем, крайнем ряду, делим на четыре. 42=10+10+10+12. Теперь обшиваем основу вот такими кораллами по кругу:

Ну, почти такими, я в последний момент решила от белого бисера отказаться. Шьем в такой последовательности: десять 3-х бусинных кораллов, десять - 4-х бусинных, двенадцать - 5-и бусинных и опять десять 4-х бусинных.

Дабы избежать внутреннего бормотания («второй из четырех», «седьмой из пяти»), заранее делаем четыре горки, 10 (12) бусин каждая, из того бисера, который будет использоваться в каждой веточке только один раз. Конечно, если такой есть. В нашем примере он имеется - бисерина 6/0 асфальтного цвета.

Вот что у нас получилось:

УРА! ПОСЛЕДНИЙ ШАГ!

Спиральный жгут. В русском переводе - американский. В Америке известен как spiral rope. Мы сплетем два жгута, 25 см каждый. Но сначала подготовим замочек:

И подберем цвета для жгута. Увы, белому опять не повезло, не понравился он мне:(

Привязываем нитку к бисерине застежки

Набираем 3 большие и 5 маленьких бисерин, замыкаем кольцо

Набираем 1 большую и 5 маленьких бисерин, возвращаемся, прошиваем через 2 большие.

И еще через одну большую - только что набранную.

Два последних шага повторяем до необходимой длины жгута. Крупные бисерины будут как-бы основой нашего жгута, мелкие - спиральками вокруг основы.

Через 17 см добавим немножко безобразия - вместо средней маленькой бусинки дальше будем шить «пимпочку»

Оба шнура присоединяем к медальону. ГОТОВО!!!

Вышитая оправа для кабошона. Мастер-класс для ленивых
В результате получится вот что:


Для начала приготовим всё необходимое

И по пунктам:
1. Кабошон. В данном случае чароит на подложке из гранита. Выбирая плоский кабошон, вы облегчаете себе работу при выполнении стяжки.
2. Пяльца. Для маленьких работ вроде этой я использую пяльца-рамку. Резиновая рамочка хорошо держит два кусочка ткани, не нужно затягивать, вырачнивать и проч.
3. Ткань. 100% полиэстер, плотный, с хорошим переплетением нитей; проверьте, чтобы не сыпался край.
4. Бисер чешский, основного и оттеночного цветов. Обычно цвета подбирают в тон самого светлого и самого тёмного оттенков кабошона.
5. Иглы для бисера. РТО, Pony и др. Здесь можно обойтись и китайскими короткими иглами по 20р пучок.
6. Нитки. В цвет ткани.
7. Воск. Чтобы нить не перекручивалась. Зажать нить и воск между большим и указательным пальцами, чуть прижимая нить, протаскивать небольшими отрезками.
8. Ножницы.
9. Небольшой кусочек картона - оставить место по краям кабошона. Картон желательно взять мягкий - коробка из-под сахара/чая/печенья в самый раз.
Приступаем к работе.
На пластмассовое кольцо в пяльцы вложить первый кусочек ткани, сверху картонку, второй кусочек ткани и закрепить резиновым кольцом пялец. Сверху расположить кабошон (на свету определить положение картонки между кусочками ткани и положить в центр кабошон)

В литературе есть множество описаний вышитых оправ (сначала к одной тряпочке пришить кабошон, дополнительно к изнанке пришить картонку, затем вторую тряпочку и так до посинения). Мой способ - для ленивых. Читаем дальше.
Можно обвести кабошон по контуру и вышивать по линии, я же, за неимением мела, придерживаю весь этот пирожок двумя пальцами, а бисерный ряд нашиваю другой рукой.

По контуру выполняем двусторонний ряд по следующей схеме:

Лицо и изнанка:

Далее необходимо закрепить кабошон в оправе. Вкладываем кабошон и по тому же принципу нашиваем ряд оттеночного бисера, стягиваем ряд.

Вынимаем красоту из рамки, аккуратно обрезаем ткань и картон как можно ближе к вышитому контуру, стараясь не задеть при этом нитки.

Далее в литературе предлагают прикрепить ряд бисера к изнаночной стороне бисера, затем к лицевой. Напоминаю - я ленивая. Схема:

Я пришиваю по две бисерины сразу к обеим сторонам оправы: набираю на нить две бисерины, креплю к двум бисеринам на изнанке, захожу в них же, и делаю петлю через две бисерины на лице, опять в две набранные. Набираем ещё две и так до конца ряда. При наборе по две бисерины край получается более ровным.
То же в фото, но даже я не особо понимаю, что тут происходит о.О Поясню:
Набираем две, входим в лицо, возвращаемся в две.

Крепим за изнанку, входим в две.

Закрепить нить, обрезать.
Смотрим результат.

При составлении мастер-класса были использованы книга Г.Пчёлкиной "Вышитая бижутерия" и журналы "Чудесные мгновения"

В этом мастер-классе на примере несложного кулона я покажу вышито-плетеную оправу для кабошона под названием "восьмерка", которая на мой взгляд, интереснее и разнообразнее самой распространенной, выполняемой мозаичным плетением. А также покажу свой способ оплетения и вышивки риволи Сваровски. Наша цель - получить красивый внутренний зубчатый край. Также остановимся на оформлении кулона различными интересными материалами.

Что мы научимся делать в этом мастер-классе:

  1. Делать красивую оправу для кабошона "восьмерка"
  2. Расшивать ячейки оправы
  3. Оплетать риволи мозаикой с зубчатым краем, пришивать риволи к основе для вышивки
  4. Компоновать материалы во время работы
  5. Оправа кабошона мозаичным плетением
  6. Заделочный ряд американским способом
  7. Делать петельку "ндебеле"
  8. Оформлять край мелким бисером
  9. Плести четырехгранный жгут "ндебеле"
  10. Присоединять застежку-тоггл
  11. Ну и наконец - сделать самостоятельно красивое украшение с бисером, элементами Сваровски и кабошонами.

Для работы нам потребуется

  • два кабошона (в данном случае - аметисты) - круглый (можно овальный) и кабошон, сужающийся книзу (капелька, треугольник или такой формы, как у меня),
  • риволи Сваровски 14 мм,
  • японский бисер круглый № 11, № 15 и цилиндрический бисер № 11 (Миюки делика или Тохо трежес). Круглый японский бисер можно заменить чешским № 10 или 11 и № 13-14 (заменяет японский № 15).
  • Кроме того нам понадобятся круглые бусинки или жемчуг,
  • бисер кубический или Тила,
  • бисер № 8,
  • а также магатама лонг для отделки бусинок,
  • флизелин или фетр, кожа подходящего цвета.

Вообще, я рекомендую собрать все, подходящее по цветовой гамме и примерному решению кулона, т.к. в процессе будем прикидывать, какие именно материалы пойдут в ход. Так, по первоначальной задумке должны были использоваться крупные кубики Миюки, но во время работы пришлось их отложить - не понравился результат.

Я вышиваю обычно на основе из флизелина. Подготавливаю большие листы 30 на 40 см (примерно), склеивая их в 6 слоев послойно, а затем вырезаю нужные мне кусочки. Если мы будем работать цветом, отличным от белого, то предварительно окрасим флизелиновую основу акриловыми красками и дадим высохнуть. Затем клеим кабошон (клей "момент" или силиконовый. Я больше люблю силиконовый.).

Даем подсохнуть и начинаем обшивать рядом бисера. Для оправы "восьмерка" возьмем 2 цвета бисера № 11, вышиваем 1 бисерину сиреневую, 3 белых.

Продолжаем ряд.

Под конец ряда стараемся подбирать размер бисера или количество раппортов по 4 так, чтобы нужное количество вместилось.

Затем начинаем работать мелким бисером (№ 15). Можно плести одним цветом, или двумя-тремя-четырьмя в любых желаемых комбинациях. ШАГ 1: Выводим иглу из ближайшей сиреневой бисерины, и набираем 1 аметистовую, 3 белых полупрозрачных, 1 аметистовую, 3 белых матовых с серебяной линией, 1 аметистовую, 3 белых полупрозрачных и замыкаем петельку в первую аметистовую бисеринку.

Выводим иглу через сиреневую бисерину базового ряда, 3 белых базового и опять вводим ее в следующую сиреневую.

ШАГ 2. Набираем 1 аметистовую бисерину № 15, 3 белых полупрозрачных, и вводим в аметистовую бисерину из соседней петельки.

Затем набираем 3 серебристых, 1 аметистовую и 3 белых полупрозрачных и замыкаем в первую аметистовую бисерику петельки.

Выводим снова через базовый ряд. У нас получилось уже 2 ячейки оправы.

Продолжаем оправу, повторяем ШАГ 2 до конца оправы, пока не остается последняя ячейка. Набор бисера отличается только тем, что мы набираем только одну аметистовую бисерину, а две других подцепляем из соседних ячеек (как в Шаге 2, только с обеих сторон).

В принципе, базовая оправа готова. Можно пройтись по крайнему ряду бисерин, стягивая и укрепляя оправу и добавляя между ячейками по бисерине, но я обычно делаю всякие интересные расшивки ячеек. Расшивать можно только по нижним треугольникам, только по верхним или по обоим сразу. Как это делается, вы сейчас увидите.

Проходим иглой 1 сиреневую и 2 белых бисерины базового ряда, и набираем серебряный гальванизированный бисер двух разных размеров (11, 15), затем проходим через аметистовую бисеринку между ячейками.

Проходим 3 серебристых бисеринки и 1 аметистовую, набираем серебряные бисеринки в обратном порядке - маленькая-большая

Когда расшили все ячейки, "поднимаемся" наверх, в крайний ряд и вставляем между раппортами по 1 бисеринке подходящего размера. У меня это бисерины делики.

Вот что у нас получилось в итоге.

Следующий этап - оплетение и пришивание риволи. Нам потребуется делика № 11 белая и серебряная и круглый Тохо № 15 гальванизированный PF (с устойчивым покрытием), если есть - чешский бисер № 15 прозрачный.

Набираем 1 стопорную бисерину (любую), проходим сквозь нее еще раз. Затем набираем 36 бисерин делики белого цвета и начинаем плести мозаикой.

Заканчиваем ряд, снизываем стопорную бисерину, завязываем двойной узелок между рабочей нитью и оставшимся хвостиком. Затем обвязываем вокруг хвостика одиночный узел рабочей нитью. Вот такой:

После этого формируем из нашей полосочки мозаики колечко, приплетая "начало" к "концу".

Начинаем плести ряд бисером № 15 (любого цвета) - этот бисер будет у нас на изнанке.

Приплетаем несколько бисеринок, затем вытягиваем хвостик нити и развязываем на рабочей нити узелок при помощи двух иголок. Ненужный нам хвостик отрезаем. Остаток нити надежно запутан между бисерин.

Я прохожу с изнанки еще ряд чешским бисером № 15 для лучшего утягивания.

Переводим рабочую нить на противоположную сторону мозаичного колечка и начинаем плести лицевую сторону - приплетаем ряд делики, чередуя 1 серебряную бусину, 1 белую и в процессе вставляем риволи.

Приплетаем ряд бисера № 15 серебряного.

Последний ряд плетем серебристым № 15, через одну бисерину с пропусками. В пропусках ныряем в делику на ряд ниже и возвращаемся наверх.

Вот что у нас получилось:

А это изнанка:

Переводим рабочую нить, спустившись по бисеринам, ближе к изнаночной стороне - в крайний ряд делики, и начинаем приплетать мозаичным плетением по 1 бисерине в этот ряд.

Затем наращиваем еще один ряд делики и хорошо затягиваем, завязав узелок. Это делается для того, чтобы выпуклый конус донышка не мешал нам пришить риволи к основе, без надрезания основы и утапливания риволи. Бисера тратится немного больше, но выглядит это все на мой взгляд эстетичней и аккуратнее других способов.

Затем намечаем место центра риволи, оставляя место для ряда бисерин между риволи и кабошоном.

Пришиваем крайний ряд нашего пояска к основе. Если сложно удержать риволи на одном месте, можно предварительно капнуть капельку клея на донышко, приклеить к основе и дать высохнуть. Тогда риволи не будет сдвигаться в процессе.

Вышиваем ряд вокруг риволи и пришиваем жемчужинки

Вышиваем вокруг жемчужинок - бисер № 15

Пришиваем магатама лонг вверх дырочками и приклеиваем второй кабошон аметиста

Начинаем базовый ряд оправы вокруг кабошона деликой № 11

Мой камешек был двояковыпуклый, сложной формы, но, думаю, при наличии некоторого опыта оправа не должна доставить много хлопот. Очень полезно использовать в крайнем ряду чешский бисер № 15, особенно в уголках - для наиболее эстетичного вида, чтобы оправа была надежно затянута, но при этом нигде не виднелась нить. Если в камне есть дырочка - закрываем красивой бисеринкой. С круглым камнем этого делать не пришлось - дырочку закрыла наша ажурная оправа.

Пришиваем бусины аметиста и оформляем их бисером № 15 и маленькими дропсами Миюки

Обходим круглый кабошон мелкими кубиками Тохо, пришивая их на двойную нить дырочками к будущему краю кулона.

Завершаем бисером № 15 аметистового оттенка.

Аккуратно вырезаем кулон маникюрными ножницами

Вырезаем контур кулона из плотной бумаги по размеру на 2-3 мм меньше.

Хорошо промазываем клеем (в данном случае - силиконовый попался). Потерпите, уже немного осталось, я сама замаялась грузить фото и комментировать. Зато вы научитесь многому за один раз

Приклеиваем к кусочку кожи и обрезаем по контуру, оставляя по краю примерно 1 мм.

Под магатамками срезаем так, чтобы их край виднелся за границами изнанки.

Начинаем заделочный ряд: набираем 1 бисеринку и прокалываем край кулона

Проходим нитью обратно в эту же бисеринку. Можно завязать между рабочей нитью и свободным хвостиком узелок, но это не обязательно.

Набираем еще одну бусинку, прокалываем кожу рядом с предыдущей дырочкой.

И опять возвращаемся через эту же бисерину, затягиваем потуже.

Заканчиваем заделочный ряд и выводим рабочую нить, ныряя в бисерины заделочного ряда, ближе к вершине. Нам нужны 6 верхних бисерины, из которых мы будем формировать 3 петельки. Старайтесь расположить их строго по центру. Если не получается 3, сделайте 2 или 4.

Набираем 2 бисерины и ныряем в соседнюю бусинку заделочного ряда. Затем выходим из первой:

Снова набираем 2 бисерины, ныряем-выныриваем:

Так плетем 18-20 "этажей", затем замыкаем петельку на наши две первые бисерины заделочного ряда. Несколько раз поднимаемся-спускаемся, надежно приплетаем петельку, затем повторяем то же самое по соседству 2 раза.

Плетем "кружева": выходим из бисерины, набираем 7 бисеринок № 15, пропускаем 2 бисерины и проходим третью, выходим из следующей, снова набираем 7 бисеринок... И так далее

В таком же порядке возвращаемся обратно, только теперь уже серебристым бисером, закручивая новые петельки вокруг белых.

Проныриваем сквозь бисерины под петельками и формируем "кружево" с противоположной стороны симметрично.

Теперь нам осталось только завязать узелки, спрятать и обрезать лишние нити и сплести красивый жгутик для нашего кулона. Первоначально я задумывала сделать на ободке из мемори-проволоки, но в процессе работы планы поменялись. Итак, мы будем плести четырехгранный жгут-ндебеле с разным размером бисера. Он у нас будет то утолщаться, то истончаться.

Набираем на длинную нить (3 метра) 4 прозрачных матовых бисерины, замыкаем в колечко и завязываем узелок. Хвостик оставляйте подлинней, ок. 40-50 см, затем мы на нем будем плести "ушки" для замочка. Набираем еще 2 бисеринки и приплетаем к колечку сбоку как бы вторым колечком.

Выводим нить в крайние 2 бисерины, набираем еще две и опять приплетаем рядом.

Теперь надо соединить по две крайние пары бисерин друг с другом. Пройдем иголкой вверх по бисеринам и вниз.

Затем начинаем наращивать жгут. Набираем две бисеринки, проходим одну бисерину вниз, одну вверх.

Набираем еще 2 бисеринки, проходим одну бисерину вниз и поднимаемся на 2 вверх.

Таким образом плетем каждый новый этажик: Набираем по 2 бисерины все время, проходим одну вниз, одну вверх, а вторую пару - на одну вниз, на две вверх.

Для красивых утолщений можем придумать свой раппорт, который повторяем несколько раз. У меня в этом раппорте нарастает размер бисера с 15 (самый мелкий) через делику, 11-й к 8-му бисеру и обратно, меняя оттенки.

В результате должно получиться такое.

Берем застежку тогл - она представляет собой палочку и колечко. Палочка должна свободно проникать в колечко вместе с небольшим куском жгута (а иначе наш замочек не застегнется.

Плетем ндебеле только по одной стороне жгута, со временем прихватывая и петельку замка.

Доплетаем нужной длины кусочек жгута на 2 бисерины и замыкаем в колечко вместе с другой частью основного жгута (на 4 бисерины). То же самое проделываем с другой стороны. Во время плетения жгута нам придется нарастить нить (минимум 1-2 раза), эти хвостики прячем внутрь жгута, запутывая между бисерин и завязывая узелки.

Продеть жгут сквозь петельку кулона можно либо заранее (когда застежка еще не пришита, либо после всех проведенных манипуляций.

Наш кулон готов! Надеюсь, я не очень утомила вас просмотром этого мастер-класса? Поверьте, фотографий этапов работы было намного больше. Но было бы чересчур все их помещать сюда. И так получилось много информации и фотографий, несмотря на то, что кулон небольшой.

Спасибо за внимание! Буду рада комментариям.

Для этой работы нужно взять:

— Бисер круглый №11 трех оттенков
— Круглый бисер №15
— Бисер Делика №11
— Бусинки биконусы 3 мм в диаметре

— Фетр или кусочек мягкой кожи
— Ножницы, нитки, клей и бисерная игла
— Флизелин

Начинаем работу с того, что вырезаем кусочек флизелина и фетра, складываем их вместе и склеиваем с помощью утюга, просто прогладив. Теперь приклеиваем кабошон клеем к фетру.

Обшивать кабошон начинаем с бисера Делика. Проходим иглой через основу с изнаночной стороны, выходим из лицевой, набираем 2 бисеринки и возвращаемся в основу. Набираем каждый раз по 2 бисеринки, и продолжаем работать, выводя иголку на лицевую сторону перед четвертой бисериной с рабочего конца ряда (рис. 6-7).

Прошейте первый ряд по кругу. Второй ряд так же бисером Делика в мозаичной технике плетения, добавляйте по 1 бисеринки через одну (рис. 9-11). Повторите третий ряд бисером Делика, а вот четвертый уже нужно выполнить круглым бисером №11. Следующий ряд опять идет бисер Делика.

Шестой ряд идет бисером №15, седьмой снова Делика, восьмой и заключительный ряд опять круглым бисером №15. С изнаночной стороны закрепите нить. Лишний материал обрежьте, оставив небольшой отступ для следующих рядов.

Для придания объема вырежьте и приклейте еще один слой фетра и обшейте круглым бисером №11 кабошон по кругу, но так, чтобы отверстия бисеринок смотрели вбок (рис. 20-23).

На этом можно было бы и закончить, но нет, мы придадим этому прекрасному кулону еще больший объем и добавим еще один слой фетра или кожи (зависит от того, что вы использовали). И конечно как обычно, пройдем по кругу круглым бисером №11.

Заключительный этап — это пришивание подвесок из бисера и бусин. На фото ниже подробно показан процесс пришивания каждой из девяти подвесок. Так же нужно украсить кулон по кругу биконусными бусинками и оформить петельки, за которые в дальнейшем вы будете крепить кулон к шнуру.

Небольшое вступительное слово…

Долго думала какое изделие будем делать для изучения азов. Хотелось предложить какой-то интересный дизайн. Но взвесив все «за» и «против», пришла к выводу, - будем делать самое простое, а изысками займемся на следующих занятиях. Это будет кулон (но можно сделать другое украшение). В центре – кабошон, оформленный мозаичной оправой. Вокруг кабошона одна или несколько окружностей из бисера, бусин, стразовой тесьмы и т.д.

Для урока я сделала такой кулон

Не пугайтесь, можно обойтись без тилы и делики. Дизайн украшения зависит от ваших возможностей и фантазии!

Теперь немного теории…

Какие материалы нужны для вышивки?

Прежде всего, конечно, это бисер, бусины, кабошоны и прочие приятные штучки с которыми вы отлично знакомы. Останавливаться на этом пункте не буду.

Нитки . Я пользуюсь теми же, которыми плету. Лавсан от «Мосниток» или похожие. Не подойдет леска. Мононить можно иногда использовать для заделочного ряда, но вышивать лучше нитками.

Основа для вышивки . Я не пользуюсь пяльцами, поэтому основа для вышивки, в первую очередь, должна хорошо держать форму. Признаюсь честно, ни разу не пробовала ни специальную основу для вышивки ни моделируемый фетр. Любимым материалом долгое время был склеенный в несколько слоев флизелин. Сейчас к нему добавилась мебельная экокожа. Несколько слов о флизелине. Это, пожалуй, самый доступный материал! Для изготовления основы нужен плотный клеевой флизелин, тонкий не подойдет. «Склеивается» он следующим образом. Берем 2 одинаковых кусочка флизелина, складываем их клеевыми слоями внутрь. Помещаем наш «бутерброд» между 2 листами офисной бумаги. Утюжим сильно нагретым утюгом без пара, пока слои надежно не склеятся между собой. Затем добавляем еще 2 кусочка флизелина и повторяем процедуру. В итоге должен получиться 4-слойный образец. Если он по своим свойствам несколько напоминает тонкий картон, значит процедура прошла удачно и флизелин выбран правильно. Главный недостаток этого материала – он абсолютно не подходит для частичной вышивки.

Акриловые краски . Флизелиновую основу часто окрашивают в цвет бисера, чтобы украшение выглядело более аккуратно, а иногда чтобы еще и добавить дополнительную жесткость материалу. Маленькая хитрость. С этой же задачей отлично справляется лак для ногтей)).

Понадобится клей . Я пользуюсь «Момент Кристалл». Основные требования – водостойкий, когда подсохнет должен быть эластичным и прокалываться иглой. Хорошо, если будет прозрачным.

Для укрепления изделия нужен тонкий пластик . Я варварски режу термосалфетки.

Материал для изнанки . Главные требования нему, - чтобы края не обсыпались и относительно легко прокалывался иглой. Если кожа, то не слишком толстая, иначе будет трудно работать.

А теперь я перечислю материалы, которые необходимы для изготовления украшения:

Бисер. Понадобятся как минимум 2 размера. 11/0 (для чешского 10/0) и 15/0 (для чешского 13/0). Остальное по желанию.

Кабошон. У меня круглый, но можно использовать овальный. Можно заменить пуговицей на ножке или плоской бусиной.

Бусины. У меня тила. Можно заменить другими. Или обойтись без них.

Основа для вышивки (у меня мебельная экокожа).

Штифты (не обязательно).

Пластик.

Материал для изнанки.

Приступаем к практике!

Вышивка оправы кабошона мозаикой.

Наклеиваем кабошон на основу для вышивки. Не забудьте оставить место для творчества, отступите от края несколько см;)

Будем работать по формуле "2 бисеринки вперед, 1 назад". Схема выглядит так:

Закрепляем нить на изнанке, выводим рядом с кабошоном на лицевую сторону. Набираем 2 бисеринки 11/0 (чешский 10/0, можно взять цилиндрический бисер), делаем стежок. Длина стежка примерно равна удвоенной высоте бисерины.

Делаем стежок в обратную сторону (длина стежка = высоте бисерины), выводим нить между бисеринами. Затем проводим нить через вторую бисеринку.

Точно так же пришиваем следующую пару, и следующую... Пока не сделаем полный круг... Количество бисерин в круге обязательно должно быть четным.

Четные бисерины пришиты к основе плотно, а нечетные можно приподнять иглой. Выводим нить из любой нечетной бисерины (обычно это первая бисерина) и начинаем плести мозаику.

Если у вас возникли проблемы с этим пунктом, посмотрите мой старый МК на эту тему. Там я рассказывала о плетении мозаичной оправы довольно подробно.

Количество рядов зависит от высоты кабошона. Последний ряд плетем бисером 15/0.

Теперь нужно пройтись еще раз по последнему ряду, стягивая оправу.

Оправа кабошона готова!

Далее вышиваем ряд вокруг кабошона. Я взяла бисер Милато №12 (давно собиралась попробовать), по форме/размеру он напоминает чешский 10/0. В этот раз пришиваем по одной бисеринке. Формула - "1 бисеринка вперед, 2 назад". Схема:

Схема на первый взгляд может показаться сложной, но уверена вы разберетесь!

Выводим нить возле оправы. Пришиваем 1 бисерину, делаем стежок назад (длина = высоте бисерины), проводим нить через бисерину.

* Набираем 1 бисерину, делаем стежок вперед, равный высоте бисерины, делаем стежок назад (длина стежка = удвоенной высоте бисерины), проводим нить через 2 бисерины... Повторяем от *, пока не закончим ряд.

Домашнее задание. Попробуйте вышивать ряд по формуле "1 бисеринка вперед, 3 назад"

Дополнение. Сейчас многие шьют бисерные ряды вприкреп. Если вы хотите освоить этот способ, очень рекомендую изучить урок в ШБИ от Марии Вуколовой. Пока он еще доступен...

В следующим ряду я пришиваю тилу. Вместо тилы можете взять другие бусины или пропустить этот пункт совсем. Все бусины пришиваются по одной.

Сначала пришиваю тилу по внутреннему диаметру, формула "1 тила вперед, 1 назад"

На следующем фото специально приподняла некоторые бусинки, чтобы было видно, что тила пришита только по внутреннему диаметру.

Теперь пришиваем тилу по внешнему диаметру.

Чтобы закрыть зазоры между бусинами я подплела (! именно подплела, а не пришила) бисер 15/0. К сожалению, бисеринка в фокус не попала ((

Должно получиться как-то так...

И еще один ряд. На этот раз последний. Последний ряд очень важен. От того, насколько правильно он вышит во многом зависит качество обработки края. Главная особенность - иглу вводим и выводим как можно ближе к предыдущему ряду. Это позволит без проблем срезать излишки основы.

Результат:

Отрезаем лишнее. Основа не должна выступать за бисерный край.

А теперь смертельный номер! Буду показывать то, что сама делать толком не умею ... Но я все же попытаюсь, а вы сами думайте, надо вам это или нет;).

Обычно фурнитура крепится к заделочному ряду, но есть и другой путь, - пришить к вышивке выгнутые петельками штифты до начала обработки изнанки. Сейчас я попробую сделать то, что никогда не делала, сделаю 7 петелек из штифтов (обычно ограничиваюсь двумя - тремя). Две будут служить для подвеса изделия и пять для декора.

Для начала размечаю места крепления

Теперь изгибаю штифты. Нужно выгнуть их таким образом, чтобы потом прочно пришить

Пришиваю... Штифты должны быть пришиты плотно, не сдвигаться относительно основы.

Капаем клей только на центр вышивки и приклеиваем к ней кусочек пластика.

Теперь обрезаем излишки пластика. Сначала с лицевой, затем с изнаночной стороны. Размер детали должен быть немного меньше размера вышивки (чтобы она не мешала шить заделочный край). После обрезки нужно подклеить края.

Теперь приклеиваем вышивку к изнанке. Самый край (около 2 мм) не проклеиваем.

Обрабатываем край. Делать это будем по следующей схеме:

Набираем 2 бисеринки, прокалываем иглой наши слои (игла входит со стороны изнанки, выходит с лицевой стороны). Длина стежка ориентировочна равна диаметру бисеринки.

Проводим нить через вторую бисеринку так, чтобы она (нить) оказалась между первой и второй бисеринами.

Проводим нить через бисерину

Дойдя до штифтов продолжаем шить заделочный ряд, оставляя штифты позади бисерин.

Дойдя до конца ряда первую и последнюю бисеринку надо соединить. Попробуйте догадаться сами как это сделать!
Штифты все же сыграли свою негативную роль, заделочный ряд получился, мягко говоря, неидеальным (((. Буду декорировать. Бисерный декор к такому краю можно подплести двумя способами. Первый - кирпичиком, цепляясь за нить. Или так...

Декор плела в 2 приема по схеме

Вот что получилось. Лицо...

Осталось прикрепить подвески и подвесить украшение на шнур или цепочку. На этом урок закончен!