Развивающие занятия для детей 4 лет распечатать. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Развитие логики и мышления

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и . К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят , завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Занятия для детей 3 — 4 лет (часть 1)

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»

В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.

Задание для ребенка : Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?

Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.

Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?

Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.

Задание (вопросы) для ребенка:

1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)

2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)

3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)

4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)

5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)

6 . Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).

Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.

Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.

Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.

Задание для ребенка : посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?

Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.

Занятие с ребенком : На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?

Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).

Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?

Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?

Занятие с ребенком : Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).

Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.

Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.

  1. Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
  2. В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
  3. У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
  4. Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
  5. Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
  6. Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
  7. Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
  8. Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»

Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.

Задание для ребенка : покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).

Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.

Задание для ребенка : подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.

Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.

Задание для ребенка : закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.

  1. Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
  2. Ночью темно, а утром …
  3. Птица летает, а рыбка…
  4. Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
  5. Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
  6. Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
  7. У людей руки и ноги, а у кошки…
  8. Мёд сладкий, а лимон…
  9. Бабочка летает, а кузнечик…
  10. У уточки много утят, а у курочки…

Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).

Занятие с ребенком : Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.

Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.

Задание для ребенка :

  1. Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
  2. Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).

Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.

Задание для ребенка : девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.

Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.

Задание для ребенка : Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.

1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)

2. Чем кушают суп? (ложкой)

3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)

4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)

5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)

6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)

7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)

Задание для ребенка : покажи и назови, кто где живет.

Занятие с детьми 3-4 лет «Что больше»

Задание для ребенка : посмотри на картинку, какая рыбка больше? А какая собачка меньше? и т.д.

Многие родители с большой ответственностью относятся к развитию своего малыша в раннем детстве, кроме того, большинство из них работает, поэтому рано или поздно встаёт вопрос, чем занять ребенка 4 года дома. Ведь это уже понятливый человечек, осмысленно относящийся к окружающим предметам и явлениям, и задачей взрослых является выстраивание правильных с ним отношений и такого распорядка, который бы помогал детям не только беспечно проводить время, но и чему-то обучаться.

Итак, на что же стоит опираться, выбирая занятия для своего сына или дочери, чтобы они были не только развлекательными, но и воспитывающими, обучающими? Для этого надо знать особенности четырёхлеток. В этом вопросе лучше руководствоваться следующими критериями:

  1. Физическое развитие малыша делает его чрезвычайно подвижным – каждый день он всё больше осознаёт возможности своего тела и пытается себя проверять в различных активных действиях. Он хорошо прыгает и бегает, владеет мячом, умеет подтягиваться, всё лучше ориентируется в пространстве, может преодолевать самые разные препятствия. Поэтому, желательно, чтобы дома у него были различные снаряды, а ещё лучше спортивная стенка или целый комплекс, позволяющий ежедневно заниматься физическими упражнениями. Разумеется, все действия крохи должны проходить под контролем родителей, так как малыш в азарте, вполне, может получить травму, если за ним не следить.
  2. В четыре года дети постоянно пополняют свой запас знаний об окружающем мире , они жаждут новых впечатлений, задают огромное количество вопросов, поэтому любая информация впитывается очень быстро. Родителям можно начать заниматься с ними чем-то новым, например изучением основ , геометрии, или , тем, что особенно, интересно малышу. Это также может стать поводом к более углублённому изучению родного языка, географии, истории. И здесь незаменимыми являются всевозможные детские книги, специальные энциклопедии, интерактивный глобус, различные говорящие карты и многое другое. Игрой такие занятия назвать трудно, и всё же эти уроки, в любом случае, будут проходить в игровой форме, поскольку только таким образом малышу доступно восприятие многих вещей.
  3. Интересы малютки в этом возрасте разносторонние – дети любят самые разные виды творчества и с удовольствием занимаются рисованием (как нарисовать различных зверюшек с пошаговыми фото смотрите ), лепкой, созданием поделок ( , ) разукрашиванием картинок, созданием аппликаций (у нас на сайте есть множество аппликаций с пошаговыми фото, которые можно сделать вместе с детьми: , ), рукоделием. Их фантазия ничем не ограничена, поэтому любые уроки и игры позволяют им, одновременно совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление, развивать воображение. Настольные игры, конструкторы и мозаики могут надолго увлечь малыша, принеся немало пользы для формирования умственных способностей и положительных черт характера, таких как усидчивость, настойчивость и даже упорство в достижении своей цели.
  4. Растёт маленький человек и в эмоциональном плане , и это очень важно. Дети уже умеют различать настроение окружающих людей, учатся сопереживать, проявлять участие и даже выстраивать свои первые отношения с ровесниками. Поэтому им так необходимы сюжетные игры, в которых они пробуют себя в самых разных ролях. Маме с папой надо помнить об этом и позаботиться, чтобы у ребёнка был различный реквизит к своим сценариям в виде наборов, содержащих атрибуты для игры в Кулинара, Доктора или Продавца.
  5. Поскольку бытовые навыки тоже совершенствуются, и ребёнок без напоминания следит за своей гигиеной, использует столовые приборы, умеет одеваться и раздеваться, есть масса полезных взрослых заданий, которые малыш будет выполнять с удовольствием и при этом приобретёт новые умения, безусловно, являющиеся актуальными в его будущей жизни.
  6. Несмотря на то, что четырёхлетние дети могут подолгу играть самостоятельно, они всё больше тянутся к общению со своими сверстниками, и в этом смысле хорошо, если иногда в гости к дочери или сыну будут приходить соседские девочки и мальчики. Ролевые или командные настольные игры научат детей ответственности, коммуникабельности, умению находить компромисс с разными людьми.

Одним словом, занятия ребенку в четыре года можно предложить самые разные, в том числе, игрушки, игры и настоящие уроки, проходящие в духе игр. Детям можно привить любовь к музыке, изобразительному искусству, рукоделию, если, конечно, постараться и учесть их увлечения.

Занятия ребенку в 4 года: видео

Основные правила игры

Существует несколько важных правил при организации досуга и обучающих занятий с малышом, выполняя которые, родители могут получить хороший результат, воспитав разносторонне развитых, креативных и умных детишек, к тому же, отличающихся отличной физической формой:

  • следует помнить, что все обучающие уроки лучше проводить с ребёнком в первой половине дня, когда он полон сил, энергии и имеет позитивный настрой;
  • эмоциональное состояние детей является очень важным, так как в хорошем настроении они лучше контактируют со взрослыми и своими ровесниками, гораздо быстрее схватывают нюансы игры, более открыты для восприятия новой информации;
  • любое обучение должно проводиться в виде игрового процесса и нести полезный заряд;
  • игры и занятия лучше планировать заблаговременно, также желательно создать нужную атмосферу, а для этого придётся подготовить различные пособия, материалы или атрибуты.

Все эти вещи взрослые должны продумать заранее. Психологи советуют папам и мамам составлять далеко идущие программы на неделю, и даже месяц вперёд – от этого будут зависеть достижения чада.

Если в домашних условиях подготавливается место для подвижных игр, необходимо позаботиться о том, чтобы убрать все хрупкие и бьющиеся предметы, острые углы мебели лучше закрыть мягким материалом, во избежание травм. Особенно, это актуально, если к сыну или дочери придут друзья.

Зная, чем занять ребенка 4 года дома, конечно, нельзя забывать, что нужно чередовать умственную деятельность с активным времяпровождением – таким образом, сбрасывается чрезмерное напряжение, и малыши меньше устают.

Чем занять ребенка в 4 года дома для развития

Как развлечь четырехлетнего малыша, не должно представлять для родителей сложности, так как вариантов, действительно, много.

Развивающие игры и занятия:

  1. Словарный запас , в основном расширяется у детей во время свободных тематических игр с использованием наборов, при которых дети подражают взрослым, примеряя на себя различные роли. Во время этого процесса они даже повторяют характерные интонации, с которыми говорят те или иные люди. В этом плане также хороши настольные игры, например, лото. Особенно, малышам нравится зоологическая тематика, при этом они усваивают много новых слов, названий животных, отдельных частей их тела, места их обитания.
  2. Огромную роль в развитии речи играет и литература – проза и стихи . Хорошо если это , они помогают формировать правильные ассоциации объекта с его изображением, к тому же в таких головоломках есть много описаний разных предметов, которые дети проговаривают и быстро запоминают. Чтение, выучивание отрывков и стихов с одновременным рассматриванием картинок – это нужный и увлекательный этап в развитии ребёнка (о том как с ребенком и мы писали ранее, рекомендуем знакомиться со статьями).
  3. Развитие моторики и сенсорики неотъемлемо связано с рисованием и лепкой. Здесь можно предложить детям любые подходящие материалы – краски (о том как сделать пальчиковые краски смотрите ), глину, пластилин или тесто. Замечательно, если оба занятия совмещаются. Создав фигурку из полимерной глины, затем её можно раскрасить вместе с ребёнком, параллельно он научится правильному сочетанию цветов. Одновременно с этим, у малыша будет усиливаться сенсорная чувствительность, развиваться ловкость пальчиков и координация движений.
  4. Воображение и логика – важный аспект в формировании маленькой личности, а для этого подойдут пазлы, коллажи, конструкторы. Эти игры чрезвычайно увлекают малышей, развивая у них усидчивость, внимание, логическое мышление. Также такое времяпровождение заставляет детей анализировать различные признаки предметов, что благотворно сказывается на их мыслительных способностях.
  5. Если стоит задача обучить дошкольника арифметическому счёту , в этом помогут яркие красочные карточки с изображением разного количества предметов, что позволяет малышам познакомиться с цифрами, а также, с математическими действиями — сложением и вычитанием. Такие интересные игры, как «Математическое домино» или «Математический эрудит» подходят, как для детской вечеринки, так и для совместного с родителями отдыха. В то же время, ребёнок обучается навыку быстрого сложения и другим арифметическим действиям. Кстати, буквам и азбуке четырёх леток также можно обучать по аналогичным играм, карточкам или специальным кубикам.
  6. С четырехлетним ребенком можно начинать учить буквы (о том как быстро, легко и играя выучить все буквы с малышом смотрите в ). Если же малыш уже знает все буквы, то можно перейти к обучению чтению (подробнее об обучении чтению мы писали ).
  7. Разумеется, можно воспользоваться и специальными программами, развивающими мультфильмами , но для этого смысловая нагрузка подобного обучения должна соответствовать возрасту ребёнка. К тому же, долго просиживать перед планшетом малышу нельзя, так как от этого страдает его внимание, а также может возникнуть нарушение нормального сна. Оптимально провести перед экраном 15 минут, но никак не больше.

Активные игры для детей 4 лет

  • танцы и песни под любимую музыку;
  • дома можно приобрести для ребёнка детский теннис либо теннисную ракетку с мячиком на веревочке;
  • игры с воздушными шариками, мячами, фитболом;
  • для активного времяпровождения подойдут прятки, отыскивание спрятанных предметов, игрушечный кегельбан;
  • детям можно организовать уютный домик или палатку, собранную из покрывал, подушек и других подручных материалов – там они смогут играть в свои ролевые игры;
  • музыкальные игры под композиции Е.Железновой, они позволяют детям танцевать, кружиться, подпевать, притоптывать. Несомненно, это занятие привьёт малышам любовь к музыке, разовьёт их музыкальный слух и будет способствовать улучшению координации движений.

Активно провести время ребёнок сможет и, выполняя некоторые поручения мамы или отца – дети чувствуют себя настоящими хозяевами и умелыми хозяйками, когда стирают пыль, моют посуду или подметают полы.

Как занять ребенка в 4 года и сделать домашние дела

Чем же еще можно развлечь четырехлетнего малыша, если ему скучно и нечем заняться? Дети в этом возрасте могут самостоятельно играть в течение получаса, а если занятие очень увлечет, то и целый час, забыв про время, маму и все на свете.

При этом, чтобы надолго занять ребенка не понадобится дорогих игрушек (кстати, по моему опыту и опыту других мам, дорогие игрушки ненадолго занимают малыша, намного дольше дети способны заниматься другими «игрушками», порой не предназначенными для игр — прищепки, скотч, дырокол, пуговицы...)

Также четырехлетнего ребенка можно приобщить к какому-нибудь полезному и незнакомому для него делу и он будет просто счастлив, что требуется его помощь.

Несколько простых вариантов, которые безотказно действуют, когда нужно отвлечь внимание ребёнка от взрослых:

  1. В некоторых случаях можно доверить ребёнку раскатывание теста, уборку со стола, перемешивание салата .
  2. Хорошим подспорьем маме станет наведение порядка на нижних полках шкафов, где нужно протереть пыль или аккуратно сложить чистые вещи.
  3. Четырёхлетних детей всё так же привлекают игры, связанные со всевозможными коробочками, шкатулками. Дочери мама может дать коробку с бижутерией и, тем самым, как минимум, на полчаса развлечь кроху самостоятельной разборкой драгоценностей.
  4. Совместное творчество на кухне может полностью поглотить внимание дочери или сына – для этого достаточно разрешить крохе самостоятельно приготовить интересное блюдо. Поварёнка следует обеспечить всех необходимым, даже дать ему некоторые простые продукты и пусть он готовит свой кулинарный шедевр. Поверьте, малыш может быть настолько увлечён, чтоб мама сможет спокойно готовить обед или ужин, тем более что любимое чадо находится в поле её зрения.
  5. Помимо этого, детям продолжают нравиться различные конструкторы и пазлы , в такие игры они могут играть длительное время, не тревожа родителей. Такой же притягательностью для малышей обладают всевозможные шнуровки, нанизывание бусин и пуговок на нитку, игры с дыроколом, строительство зданий из кубиков и других деталей.
  6. Также сейчас самое время познакомить ребенка с ножницами (если вы этого не сделали раньше) — покажите ребенку, как правильно ими пользоваться, дайте старые журналы, ненужные листки (у нас дома всегда есть «черновики» для рисования и вырезания), обои, посадите недалеко от себя и пока вы будете заниматься домашними делами, ребенок с удовольствием будет отрабатывать навыки работы с ножницами. Когда ребенок хорошо освоит работу с ножницами, можно усложнить задания — попросить вырезать кружочки, квадратики, треугольники, а потом их посчитать (заодно и математике поучиться).
  7. Дырокол (как так и обычный) был моей палочкой-выручалочкой, когда дети со мной ездили в офис на работу. Игрушек с собой на работу много не возьмешь, а занять малыша чем-то надо. Вот пока мама работала дети либо рисовали или получали дырокол и делали много-много дырочек. Очень нравилось сперва раскрасить бумагу цветными карандашами, а потом дыроколить листик и получать разноцветное конфетти).
  8. Трафареты. Помните у нас в детстве были трафареты букв? Сейчас помимо буквенных трафаретов есть различные — с животными , геометрическими фигурами, принцесс , машинки, корабли, самолеты... и многое другое. Такие трафареты можно обводить и раскрашивать. Моя дочь очень любит рисовать с трафаретом «принцесс», а сын с удовольствием рисовал машинок.
  9. Про кинетический песок я говорила уже не раз. У нас это самая ходовая «игрушка» особенно в зимнее время. Мы используем не покупной песок, а сделанный своими руками (его рецепт можете посмотреть ). Кстати, при его изготовлении дети принимали самое активное участие. С ним можно играть часами, к примеру, на сайте я разместила подборку из , в которые мы играем с детьми. Рекомендую посмотреть, вдруг что-то понравится и вам.
  10. Домик . Помню в детстве мы с сестрой очень любили строить домики из подушек, одеял, стульев, кресел. И там могли играть часами... Так что своим детям я купила домик-палатку, когда старшему ребенку исполнился год. Прошло уже несколько лет, а игрушка все не теряет своей актуальности. Порой и я с удовольствием играю с детьми в домике. Продают их в любом детском магазине.
  11. Наклейки. Книжки с многоразовыми или одноразовыми наклейками, либо просто набор наклеек и альбом также могут развлечь четырехлетнего ребенка и он не будет ходить по дому и то и дело твердить, что ему скучно и развлеки меня, мама.
  12. Рисование по точкам, лабиринты, раскраски (для этого можно скачать заготовки из интернета либо купить книжки-развивашки в магазине). Выбирать лучше с ребенком, чтобы он мог сам выбрать, к примеру, какую раскраску хочет раскрашивать, а какая ему не очень нравится.
  13. Старый фотоаппарат или телефон . Дайте возможность ребенку побыть «взрослым» фотографом. Дайте ему старый фотоаппарат или телефон (я своему ребенку отдала на растерзание старый телефон, со слабой фото-камерой). Теперь он может делать фото-репортажи совсем как взрослый. Правда память заполняется очень быстро, так как малыши хотят запечатлеть каждое мгновение жизни. :)
  14. Волшебная баночка . Есть у меня волшебная баночка дома, ее я завела, когда старшему ребенку было около года (с течением времени содержимое баночки видоизменялось, но баночка всегда была). Когда моему 4-летнему ребенку было скучно и он не знал, чем заняться. я вручала ему эту волшебную баночку, которая в остальное время была вне зоны доступа. В ней лежат разные «сокровища» — монетки, пуговицы, «собачка» от замка и другие не очень большие, но очень увлекательные предметы. которые способны надолго заворожить моего ребенка.
  15. Рисование по образцу. Моя дочь любит рисовать — красками, карандашами, пальчиковыми красками (кстати как сделать писала здесь), фломастерами, по трафаретам, на , и конечно же просто в альбоме. Часто мы учимся по пошаговым инструкциям. Такие инструкции есть как у меня на сайте , и так и в интернете. Недавно я купила эту книжку, о том как нарисовать любое животное за 30 секунд. Если мне нужно чем-то заняться, то дочка может самостоятельно по инструкции нарисовать зверюшек, а потом показывать мне, что получилось. Часто к зверюшкам дорисовываются предметы «интерьера» — облако, солнце. деревья, трава и другие зверюшки, которые она уже умеет рисовать.
  16. Лупа . Многие родители недооценивают такой интересный предмет, как...лупа. А ведь это настоящая находка для маленького исследователя. Помимо исследования на улице всего, что попадается на глаза — травка, жучок, гусеничка. листик и т.п. можно продолжить исследования и дома.

Чем еще развлечь четырехлетнего малыша: видео


Выяснив, чем занять ребенка 4 года дома, взрослые и сами могут придумать что-то новое, необычное и оригинальное для развлечения и пользы своих детишек. Это не так сложно, как может показаться, главное, чтобы занятие соответствовало увлечениям и темпераменту малыша.

Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие.

Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.

С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».

Программа и планирование развивающих занятий

Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.

Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.

Тематический материал:

Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:

  • развитие речи и обучение грамоте;
  • математика и логика;
  • творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
  • физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
  • расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
  • художественная литература.

Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.

Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.

План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
развитие речи Описание игрушки Составление рассказа по картинке Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу»
обучение грамоте Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой
математика и логика Раньше, позже Число и цифра 4 Квадрат
творчество Аппликация «Светофор» Рисование пальчиковыми красками Лепка из соленого теста Конструирование из бумаги Игры с конструктором Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению
физическое развитие Игры с мячом Упражнения на фитболе Бассейн (или посещение спортивной) секции Подвижные игры Бассейн (или посещение спортивной) секции
расширение кругозора Правила дорожного движения Признаки зимы. Зима в лесу. Свойства воды. Игры со льдом.
художественная литература Чтение народной сказки Разучивание потешки «Зимовье зверей» сказка Знакомство с жанром рассказ Рассказы Носова

В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.

Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.

Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.

В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.

Какие задания подойдут для детей 4-5 лет

В статье: « » уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:

  1. употребление предлогов;
  2. ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
  3. понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
  4. употреблять существительные по числам;
  5. считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
  6. проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.

Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.

Развивающие пособия 4+

Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.

К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.

Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».

Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».

Чтение по азбуке и учебники по математике

Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.

Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.

Тематический материал:

Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».

Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.

Задания в картинках

Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.

Изучаем право и лево

Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.

Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.

Математика

Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.

А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.

Развитие речи

По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.

Логика

Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».

Или закончить логический ряд.

Картинки для занятия о космосе

Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.

Упражнения и игры

В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.

Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.

Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.

Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.

Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.

Ясельный возраст малыша остался позади. Ребенок растет, радуя свою семью новыми умениями. Иногда он ленится, не справляется, порой плачет и нервничает. Но нужно ли вмешиваться в ребячьи забавы и помогать чаду играть и развиваться? Ответ однозначный: «Да!». Лучше, если родители будут активно участвовать в развитии ребенка. Исследования показывают, что более счастливые, общительные и приспособленные к обществу детки вырастают в семье, где мама и папа уделяли ребенку достаточно времени: вместе играли, рисовали, лепили, клеили. Поэтому лучше отложить подальше свои дела, выключить телевизор и заняться развитием самого главного человечка!

Умения

Современные методики предлагают родителям массу развивающих игр. Чтобы не потеряться в их разнообразии и выбрать подходящие, первое, что нужно определить, — для какой возрастной группы нужны занятия.

Больше всего внимания требуют малыши перед школой. Обычно это период 4—5 лет. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает и сам готов слушать и учиться. Но прежде чем выбрать развивающие занятия для детей 4—5 лет, необходимо разобраться, что они должны уметь в этом возрасте.

1. Определять положения предметов (вверху, справа, посредине).
2. Знать основные фигуры (круг, овал).
3. Уметь считать до 10. Считать предметы по порядку.
4. Расставлять предметы по счету.
5. Понимать сравнение предметов, называть их характеристику (толще, тоньше, большой, маленький).
6. Отличать цифры от букв.

Помощь родителям

Итак, малыш владеет всеми необходимыми навыками и готов к занятиям. С чего начать?
Подбирать занятия нужно по темпераменту ребенка. Если мама не справится сама, в этом ей сможет помочь специалист на индивидуальных занятиях. Иногда родители отдают предпочтения специальным центрам развития, где программу для детей составляет воспитатель-психолог. Большинство деток посещают сады, где тоже с ними играет воспитатель.

Но если малыш не посещает дошкольные заведения или мама хочет сама заниматься с ребенком, то ей придут на помощь развивающие занятия дома. А какие это? На что нужно обратить внимание, подбирая программы обучения?

Игровая форма

Первое, что нужно понять, — какие бы развивающие занятия для детей 4—5 лет ни выбрали родители, они должны преподноситься их ребенку только в форме игры. И никак иначе! В такой период детки отлично схватывают любую информацию, если она их увлекает. А как еще заинтересовать шалунишку, если не забавной игрой?

Упражнения и развивающие занятия для дошкольников

Пусть для начала это будут простые игры без всякой тематики. Можно принести карандаши или фломастеры и большой лист бумаги. Предложить малышу пофантазировать. Например, мама начинает рисунок, а ребенок заканчивает. Потом вместе посмеяться над готовым «шедевром». Хороший вариант — лепка или сборка конструктора. Также можно сделать с ребенком аппликацию, поиграть в настольную игру или даже разгадать кроссворд. Все это нужно, чтобы понять, что у крохи получается лучше всего. Ведь если выявить талант в таком раннем возрасте, будет реальная возможность его развивать, а возможно, и сделать профессией своего ребенка. Все взрослые знают, как важно заниматься в жизни любимым делом.

Другие занятия

Если такие простые игры наскучили ребенку или он не проявляет к ним интереса, можно поискать другие темы развивающих занятий.

1. Самое важное для любого ребенка — это физическое развитие. Родителям только нужно решить, чего они хотят: просто поддерживать здоровую форму своего чада или сделать его спортсменом. Опять же, ориентация на желание ребенка. Заниматься можно танцами, борьбой, ездой на велосипеде или самокате, катанием на роликах, плаванием, футболом. Есть еще масса вариантов.

2. Моторика. Пожалуй, так же важна, как и спорт. Можно строить кубики, конструктор, собирать пазлы, играть в песочнице, складывать камушки, лепить из пластилина или глины, рисовать мелками или освоить в том числе «кукольный театр».

3. Творческие развивающие занятия для детей 4—5 лет дают безграничную свободу для фантазии. Ребенка можно приобщить к любому виду искусства. Можно научить его рисовать, сочинять стихи, лепить, вырезать из бумаги, делать театральные постановки, петь и даже шить, вышивать и вязать, (но только при соблюдении техники безопасности и в присутствии взрослых!)

4. Если малыш уже готов для учебы, можно заняться с ним освоением букв и цифр, тем самым тренируя его речь. Вопреки убеждениям, что ребенок должен всему учиться в школе, лучше будет, если малыш пойдет в первый класс подготовленный. Так ему будет легче, он станет более уверен в себе, а, следовательно, меньше будет переживать.

5. Тренировка мышления, памяти, логики. Для этих целей можно учить стихи, читать и пересказывать тексты, называть цвета, формы и объемы предметов, разгадывать загадки и ребусы, собирать пазлы, играть в шашки и шарады.

6. Прекрасно, если ребенок изучит и правила этикета. Он должен научиться правильно здороваться, извиняться, благодарить, уступать место, помогать взрослым. Хорошо, когда мальчик знает, как должен вести себя джентльмен, а девочка учится быть леди. Как бы ни устарели эти понятия в современном мире, всегда приятно, когда ребенок хорошо воспитан и вежлив.

7. Некоторые родители не останавливаются только на этих распространенных методах и предлагают своим детям индивидуальные развивающие занятия на редкие темы. Например, они начинают знакомить своего ребенка с космосом, горами, реками или редкими животными, растениями. Чаще всего это происходит из-за спонтанного любопытства малыша или связано с профессией родителей. В любом случае, чем бы ни интересовался ребенок, никогда нельзя оставлять его вопросы без ответа. Он растет и хочет все знать. А задача взрослых — помочь ребенку в этом.

Заключение

И самое главное в любом занятии с малышом — остановиться нужно в том момент, когда ребенок устал и больше не хочет играть или потерял интерес к предмету учебы. Ни в коем случае не принуждать его к занятиям, иначе от них не будет смысла!
Безусловно, любое развитие ребенка, независимо от возраста и места, очень важно для его дальнейшей жизни.

От того, насколько хорошо и раскрепощенно он может общаться, как развита его речь, память и культура, зависит, каким человеком он вырастет. Однако не стоит превращать развивающие занятия для детей 4—5 лет в какую-то повинность или рутинную работу. Малыш сам должен регулировать время и продолжительность обучения. Игры должны нравиться именно ему, а не родителям. Только тогда он сможет полноценно наслаждаться процессом и расти счастливым и морально удовлетворенным ребенком!