Ребенок-холерик: как распознать холерика в своем ребенке. Дети-холерики: особенности развития и воспитание

Твой малыш непоседа, не переносит долгого ожидания, у него мгновенно меняется настроение, он вспыльчив и подвижен? Значит, по типу темперамента, он ребенок - холерик. К такому ребенку нужен особый подход. Мы расскажем тебе, как привыкнуть к его поведению и дадим хорошие рекомендации для его воспитания.

Свойство нервной системы называется темпераментом. Его считают врожденным. Все свойства темперамента определяют, насколько ребенок активен, его темп и интенсивность развития.

Особенности ребенка-холерика

Детки-холерики, как и взрослые, отличаются своей решительностью, настойчивостью и бесстрашием. Они вспыльчивые, стремительные, у них резко меняется настроение, и они очень тяжело переносят долгое ожидание. Реакцию маленького «живчика» трудно предугадать. Как он будет вести себя в той или иной обстановке – всегда остается загадкой. Его решения и потребности могут меняться молниеносно. Малыши-холерики ужасные непоседы. Любят приключения и риск. А еще их просто невозможно переспорить – они невероятно упрямые и настойчивые. Их идеи очень часто непродуманные, но достаточно интересны. Чем младше малыш, тем его индивидуальные особенности выражаются ярче. Ребенка-холерика еще называют возбудимым ребенком. Он постоянно шумит, громко разговаривает и очень подвижен. Не заметить его просто невозможно. Активно ведет себя кроха не только днем. К примеру, уложить малыша вовремя спать проблемно. Засыпает он очень беспокойно: постоянно ворочается и просыпается от малейшего стука.

Активное поведение крохи-холерика приходится наблюдать не только родителям и близким. В отношениях с незнакомыми людьми он ведет себя так же. Иногда просто из-за неумения как следует сдерживать своих эмоций – ребенок-холерик становится виновником конфликтов.

Игры для ребенка-холерика

Немного приубавить темпы активности малыша помогут спокойные игры и занятия. Для этого подойдет, к примеру, обычный конструктор (мелкий, крупный). Отличной забавой для крохи станут небольшие элементы строительных материалов. Попробуй загадать ребенку, например, построить какой-нибудь домик или замок. Успокоят малыша и такие игры как лото, мозаика, занятия оригами, вышивание, рисование.

Как вести себя с ребенком-холериком?

В процессе воспитания малыша, обрати особое внимание на установленный режим. У детей с таким типом темперамента возбуждение сильнее торможения. Детям-холерикам рекомендуется, при возможности, исключать все возбуждающие факторы. Например, не стоит включать громко музыку, разговаривать при ребенке на повышенных тонах, избегайте шумных и больших компаний.

Но сделать из ребенка тихоню не пытайся – у тебя это все равно не выйдет. Не стоит также упрекать ребенка-холерика за его действия. Лучше правильно организуй его жизнь, так, чтобы его активность была направлена в нужное русло. Твое задание - выработать у ребенка усидчивость, ведь в будущем его ждет учеба. Важным элементом в процессе воспитания ребенка-холерика является поощрение. Почаще замечай все его хорошие поступки. Хвали не только за удачи – поощряй и за всякое проявление сдержанности. Правильно нужно уметь делать и замечания.

Наиболее эффективно они подействуют, когда у малыша немного спадет возбудимость, иначе он просто не услышит твоих слов. Итак, как ты поняла, ребенку-холерику нужно уделять особое внимание. Главное, вы, родители, не должны упрекать малыша за его поведение. Не пытайся применить к крохе жесткий контроль и ограничивать его активность. Следи за тем, в каком тоне ты делаешь ребенку замечание. Ведь слишком гневные требования к хорошему не приведут. Крики могут привести только к потере контакта с ребенком.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Темперамент – это совокупность личностных характеристик, связанных с особенностями нервной системы: силой, уравновешенностью и подвижностью. У вас может быть ребенок-холерик, меланхолик, сангвиник или флегматик. Определить, к какому типу относится ваш малыш можно с помощью теста или простого наблюдения.

Особенности ребенка-холерика

Холерик – это один из самых ярких видов темперамента. Ребенок, которому присущи его черты, доставляет родителям немало хлопот. Но есть у него и положительные стороны, поэтому при воспитании нужно концентрироваться на них. Если коротко, то характеристика ребенка холерика может быть такой:

Положительные особенности:

  • общительность;
  • активность;
  • любознательность;
  • энергичность;
  • быстро схватывает информацию;
  • хорошо ориентируется в незнакомой обстановке;
  • решительность.

Отрицательные стороны:

  1. агрессивность;
  2. конфликтность;
  3. вспыльчивость;
  4. невнимательность;
  5. перепады настроения;
  6. неумение доводить начатое до конца

Рассмотрим теперь подробнее:

  • Ребенок-холерик не сидит на месте, ему интересно познавать все новое. Он всегда полон энергии, поэтому успевает делать несколько дел одновременно. К сожалению, надолго его не хватает, он быстро утрачивает интерес и ищет новое занятие;
  • Малыш холерик очень эмоциональный, поэтому часто вступает в конфликты со взрослыми и другими детьми. Если ребенку что-то не нравится, он может накричать и даже «поколотить» собеседника (читайте актуальную статью по этой теме: Ребенок всех обижает в песочнице >>>);
  • Холерики отличаются быстрой, энергичной речью. Они часто «проглатывают» слова, поэтому понять их бывает трудно. Зато звучит такая речь ярко и убедительно. Из таких детей получаются отличные ораторы, руководители и актеры;
  • Дети-холерики невнимательны, рассеяны. Новую информацию они усваивают быстро, но с такой же скоростью она и забывается;
  • Большое значение для холериков имеет общение. Они любят внимание со стороны, поэтому никогда не будут плакать в одиночестве;
  • При этом, воспитание таких детей не должно быть директивным – это вызовет протест (читайте также интересную статью Почему ребенок не слушается ?>>>);
  • Очень трудно дается холерикам ожидание. Если они захотели новую игрушку, то будут всячески требовать от родителей, чтобы они купили ее прямо сейчас (много полезной информации можно найти в статье на сайте: Как объяснить ребенку что нельзя ?>>>);
  • Ребенок-холерик любит играть в шумные игры, он охотно осваивает новые виды развлечений;
  • Засыпает малыш с трудом – пережитые за день впечатления не дают ему сделать это быстро. Проснуться холерик может в любом настроении. Во многом это зависит от того, какие дела его ждут впереди.

В чем трудности воспитания такого ребенка?

Самая большая проблема холерика – это повышенная эмоциональность. Из-за этого ему сложно сконцентрироваться, довести дело до конца, спокойно разрешить конфликт. Холерик не может управлять своими эмоциями, поскольку это природная особенность нервной системы и откорректировать ее невозможно.

Сделать из непоседы милого и послушного ребенка не удастся. Примите это во внимание, перед тем как воспитывать ребенка-холерика.

Много проблем у родителей такого малыша возникает в школе. Учителя ругают ребенка-холерика за поведение, он часто получает плохие отметки из-за невнимательности и неумения работать с неинтересной информацией. Воспитанию этих качеств нужно уделять внимание, но ждать, что ребенок кардинально изменится - не стоит.

  1. Воспитание ребенка-холерика начинайте с обучения контролированию эмоций;
  • Самый простой способ – это посчитать до 10;
  • Сначала потренируйтесь дома, вместе с ребенком. Покажите на себе, как это делать и насколько это эффективно;
  • Объясните холерику, что негативные эмоции могут ему навредить. Например, с ним откажутся общаться дети или он будет плохо себя чувствовать;
  • Хорошо помогает справиться с отрицательными эмоциями холерика дыхательная гимнастика. Если ребенок эмоционально возбужден, предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • Отлично успокаивает рисование, игры с песком и водой.
  1. Привлекайте холерика к выполнению полезных и ответственных дел. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Например, поливать цветы или выносить мусор;
  2. Давайте четкую инструкцию. Перед тем, как что-то поручить холерику, четко оговаривайте сроки выполнения, конечную цель. Проговорите вместе с холериком этапы выполнения. Учите ребенка четко следовать плану;
  3. Удовлетворяйте стремление холерика к лидерству. Оптимальный вариант – отдать его в спортивную секцию;
  4. Развивайте внимание и усидчивость. Приобретите ребенку-холерику пазлы, мозаику, конструктор. Девочке понравится вышивка, плетение бисером и другие виды рукоделия. Играйте и занимайтесь творчеством вместе с ребенком. На собственном примере покажите, что качество работы важнее, чем скорость ее выполнения. Объясните холерику смысл поговорки: «Поспешишь – людей насмешишь»;
  5. Учите холерика оценивать свои силы и обдумывать решения. Самый лучший способ воспитания – учиться на ошибках. Спокойно и тактично обсуждайте с ребенком ситуации, где плохо обдуманные решения и неумения рассчитывать силы сыграли с ним «злую шутку»;
  6. Уделите внимание воспитанию тактичности и вежливости. Холерика часто обвиняют в том, что он бесцеремонен и высказывает в лицо все, что думает. Учите малыша благодарить, просить (а не требовать), извиняться. Это не всегда будет у него получаться, поэтому запаситесь терпением;
  7. Учите холерика общаться. Именно в этой сфере у него возникает большое количество проблем. Связаны они с тем, что малыш склонен к конфликтам, стремится быть лидером в любой ситуации. Разбирайте с холериком конфликтные ситуации, обсуждайте фильмы и книги, где герои сталкивались с подобными проблемами;
  8. Придумайте несколько способов, которые помогут снять излишнее напряжение холерика, избавиться от негативных эмоций. Можно поколотить спортивную грушу, побросать подушку, поиграть в дартс;
  9. Не дразните ребенка-холерика. Он болезненно воспринимает критику и может разозлиться еще сильнее. Юмор в общении с ним приветствуется, но только в мягкой форме;
  10. Не пытайтесь «переделать» холерика, «сломать» его волю. Максимально подстраивайтесь под его темперамент. Учить с ним цифры и буквы придется на «бегу». Например, нарисуйте их на листе бумаги, разложите на полу и прыгайте по ним.

Воспитание ребенка-холерика – это чудесный и кропотливый труд. Но для любящего родителя нет непосильных задач. Используйте рекомендации для детей-холериков и вы увидите, как изменится ваш ребенок.

Читайте также .

Отношение к детям и особенности их воспитания зависят не только от возраста. Крайне важно учитывать специфику темперамента ребенка. Воспитывать детей «холериков» по темпераменту нужно по особым схемам.


Характеристика

Часто встречается мнение, что любые дети легко возбуждаются, бурно проявляют эмоции, беспрерывно и активно. Но даже на общем фоне ребенок холерик сильно выделяется. У него эмоции бьют через край. Чтобы справиться с таким «живым испытанием», надо основательно изучить особенности подобного темперамента.

Настроение у таких детей меняется непредсказуемо то в одну сторону, то в другую. При этом все дела проходят циклично. Холерики предпочитают игры, в которых много участников. Общение для них обычно не представляет проблемы и даже желательно. Но высокая контактность уже в детском саду омрачается, обесценивается повышенной склонностью к обидам и конфликтам. Наблюдающие за детьми сразу отмечают, что они:

  • любят шалости;
  • постоянно суетятся;
  • неугомонны в своих занятиях.

Ребенок холерик не только хорошо виден, но и прекрасно «слышен». У него, независимо от пола, проявляются:

  • громкость голоса;
  • быстрота речи;
  • активная жестикуляция.

Подобный темперамент приводит к быстрому расходу психической энергии. Ведь нервная система детей работает нестабильно. Погружаясь во всякое дело, во всякий поступок без остатка дети тратят почти все свои силы. Но неустойчивость дает о себе знать все равно: она выражается в отсутствии усидчивости. Воспитание холериков - дело сложное, требующее внимания и аккуратности.

Этот темперамент (и у подростков, и отчасти даже в дошкольном возрасте от 2 лет) выражается в лидерских наклонностях. Холерики почти всегда, в какой бы компании ни оказывались, выступают заводилами. Именно под их влиянием другие начинают и оставляют игры. Отношение к играм не просто серьезное: попытки прервать такие развлечения встречаются с раздражением. Из всех игр безусловным приоритетом пользуются те, где требуется рисковать и проявлять физическую активность.

Оказавшись в учебном заведении, в коллективе дети холерики оказываются вынуждены тормозить свои желания и побуждения. Но за пределами школы или детского сада (во дворе, на улице, а в особенности дома) самоконтроль ослабевает. Потому воспитательный процесс дополнительно осложняется, требует крепких нервов и хладнокровия. Чтобы точно убедиться, что ребенок именно холерик, полезно рассмотреть все четыре темперамента на примере конкретной ситуации.

Например, приходит время уходить с детской площадки. Сангвиники постараются оттягивать уход до последнего, лихорадочно займутся «дополнительным строительством», рытьем ям, скатятся с горки. Меланхолики будут огорчены и выразят это эмоционально. Однако все же выполнят просьбу. Флегматики меньше всего доставят проблем родителям и воспитателям - они сразу оставят все игры, как бы увлечены ни были, и пойдут куда им скажут.



Холерики по эмоциональному напряжению превзойдут всех. Они не просто будут бороться, упираться, кричать и плакать, некоторые способны мешать другим детям, ломая «построенное» ими, лезть в драку. В этом месте надо сделать отступление. Может показаться, что малыши с холерическим темпераментом - это просто любители агрессии, совершенно неуправляемые личности. На самом деле, у них есть еще и сильные стороны:

  • меньшая склонность к одиночеству и самокопанию;
  • сравнительно редкое плохое настроение;
  • умение налаживать контакты и отстаивать свое «Я», свое мнение в общении с другими людьми;
  • легкое приспособление к необычной для себя обстановке (не только детям, но и взрослым).

Дурные черты, которые надо преодолевать воспитателям при развитии личности холериков, таковы:

  • повышенная конфликтность;
  • склонность участвовать в конфликтах, заводить врагов;
  • неготовность подчас завершать начатые дела;
  • резкая смена отношения к отдельным людям, предметам и вещам.


У подростков с холерическим темпераментом есть свои особенности, немного не такие, как у других возрастов. Знать их нужно хотя бы потому, что в эту группу входит свыше 50% юношей и девушек. Такие несовершеннолетние не просто активны, они еще физически сильны и тренированы. Другими отличительными чертами являются:

  • предприимчивость;
  • склонность к общественно значимой деятельности;
  • стремление преодолевать даже серьезные трудности;
  • готовность и умение брать на себя разрешение трудностей других людей;
  • не слишком высокая результативность в учебе;
  • приоритет в школе и устремленность на то, что нравится или преподается лично симпатичными педагогами;
  • умение быстро реагировать на нестандартные ситуации;
  • способность легко запоминать информацию;
  • ориентация на новые и необычные вещи.




Мальчика

При всей универсальности темпераментов существует все же значимая специфика в зависимости от пола. Если сын в семье относится как раз к этой группе, он неизбежно будет крайне неусидчив. Преодолевать эту проблему нужно, вводя четкие и последовательные правила. К примеру, в выходные дни вся семья начинает свой день не раньше определенного часа. Или после окончания работы давать взрослым 1 час покоя.

Каждое правило должно соблюдаться очень строго и неукоснительно. Тут многое зависит от взрослых, от их последовательности. Если они решили, скажем, что надо придерживаться определенного графика, отдавать приоритет отдельным занятиям - отступать от этого надо только при очень веских обстоятельствах. Желательно детям сразу объяснять, почему так решили. Они должны твердо знать, что капризы, истерики, скандалы и выходки не позволят добиться своей цели.




Бывает так, что какое-то дурное свойство холерика скорректировать, исправить не получается. Многие дети очень долго не могут днем заснуть в одиночку. Родителей крайне раздражает, что они теряют много времени на это. Еще одним негативным моментом часто становится излишняя детская говорливость. В таких случаях надо для начала изменить отношение к проблеме, отыскать в ней плюсы для себя - а затем уже попытаться ввести ситуацию в определенные рамки. Затрачиваемое время можно использовать на:

  • раздумья о минувшем;
  • планирование дальнейших поступков;
  • прослушивание аудиокниги через наушники;
  • другие подобные дела.



А вот к стремлению доминировать, несмотря ни на что, нельзя относиться столь же благодушно. Очень важно переломить эту тенденцию, иначе мир пополнится еще одним семейным тираном. Зато нужно ориентировать, особенно в подростковом возрасте, на заботу о других членах семьи. Это свойство и без того характерно взрослым холерикам, но важно помочь его формированию. Надо добиваться того, чтобы негативные эмоции, полученные в учебном заведении, на работе и в общественных местах в дальнейшем не выплескивались бы дома.

Что касается быстроты реакции, умение очень быстро принимать решение стоит поощрять. Следя, однако, чтобы принимаемые решения не были легковесны и эмоциональны. Если родители сумеют внушить, что надо принимать во внимание всю информацию, будет только лучше. При воспитании следует обращать внимание и на работу с такой чертой, как общительность. Тяга к общению, к появлению новых друзей должна ограничиваться умением разбираться в людях.



Девочки

У них несколько меньше подобных проблем, чем у мальчиков. Но основные черты холерического темперамента все равно проявляются. Надо мириться с тем, что у девочки появятся сильный характер, крепкая воля, что скоро возникнут серьезные амбиции. Опытные воспитатели учитывают эти обстоятельства и стараются сделать поведение мягче, гибче, научить обходить новые углы. Кстати, об обучении: девочки-холерики без проблем осваивают новые умения, обожают пробовать то, что раньше было им незнакомо.

Потому их легко «переключить» с нежелательных увлечений на те, которые родители считают лучшими для детей. А вот попытки преодолеть недостаточное внимание к модным тенденциям, нежелание носить украшения и различные аксессуары вряд ли дадут результат. Такие девочки несколько мужеподобны, а при воспитании надо учитывать, что они больше ценят комфорт и возможность действовать. Манерность, неторопливая деятельность - это не для них.

В подростковом возрасте родители должны учитывать высокую вероятность агрессии, раздражения из-за любого ограничения, запрета, даже случайного замечания.

Особенности воспитания

Правильно воспитывать холериков непросто. Справиться с избытком энергии можно, перенаправляя ее в полезные области. Так, девочки будут спокойнее при занятиях:

  • фигурным катанием;
  • конькобежным спортом;
  • легкой атлетикой;
  • сценическим искусством.

Мальчики холерики успокаиваются при занятиях греко-римской борьбой, восточными единоборствами, футболом и баскетболом, плаванием. Но необязательно концентрироваться на этих видах спорта - подойдут любые активные занятия. Дополнительно стоит сокращать количество раздражителей. Если какой-то предмет выступает раздражителем, его убирают. Если возникают частые конфликты с кем-то из других детей, приглашать их домой не следует.




Но эти приемы дадут положительный результат только в том случае, если активные периоды будут периодически меняться элементарными играми с малой подвижностью. Желательно, чтобы такие занятия носили интеллектуальный характер и позволяли реализоваться. Увлечения подбирают индивидуально, ища не то что удобно в первую очередь себе, а оптимальное компромиссное решение. Стремиться найти хотя бы какое-то хобби нужно в любом случае - это позволит упорядочить жизнь и повысить организованность. При этом надо стараться убеждать детей в необходимости завершать все, что начато, даже если это уже не нравится или появилось новое увлечение. Такой подход надо применять во всем:

  • в общении;
  • в обучении;
  • в игре.



При этом стараться переломить ребенка не надо. Правильнее в каждом случае проявить участие и показать, насколько радостно бывает завершенное дело.

А вот в контроле за поступками компромисс недопустим. Да, это сложно, и даже встречает сопротивление, однако, иначе дети могут совершить вред, причинять боль. Лучше несколько утрировано, но твердо показать, как дурные поступки неприятны конкретному родителю, воспитателю.

При всей тяжести и напряженности работы с холериками, категорически нельзя повышать голос, тем более применять физическую силу. Эти приемы лишь усилят негативные последствия, вдобавок могут вызвать отторжение. Нередко дети из чувства противоречия начинают только еще больше нарушать установленные правила. Другие стараются делать это скрытно, маскируясь от родителей и от окружающих. Постепенно такое поведение входит в привычку, и если возникнут серьезные проблемы, можно узнать о них слишком поздно.



Бывает так, что уговоры и рациональные разъяснения, мягкое подталкивание в нужную сторону не дают результата. Чтобы не сорваться, лучше избрать тактику молчания и игнорирования. Подчеркнутая холодность со стороны родителей очень быстро чувствуется детьми. Непременно требуется обучить малышей-холериков правилам вежливости в самых распространенных ситуациях. За соблюдение этих правил в каждом случае надо хвалить, а за нарушение - порицать.

Очень важно уметь сопереживать и прислушиваться к детям. Они должны знать, что родителям не все равно что они делают и даже говорят. Непременно следует показывать на своем примере, на примерах из своей жизни, что хорошо, а что плохо. А вот стремиться переделать девочку или мальчика бессмысленно. Многие знаменитые люди, имевшие холерический темперамент, достигали огромных успехов.

При очень сильной эмоциональности помогают лепка и рисование, игры и хобби, вырабатывающие усидчивость. Сеансы должны занимать строго определенное время и проводиться по графику. Детям-холерикам надо давать четкие обязанности, последовательно инструктируя их. Должна оговариваться конкретная цель и этапы.


– один из четырех типов темперамента человека, его нервной организации (или психотипа). Это самый взрывной и самый неуправляемый тип.

Не надо путать психотип человека и его характер. Темперамент – генетически заложенный тип нервной системы, а характер – результат воспитания. Поэтому холерическая натура взрослого человека, сдерживаемая воспитанием (то есть под воздействием разума) вполне может вести себя сдержанно, и лишь в минуты большого эмоционального воздействия проявляться бурными всплесками эмоций.

У ребенка же нервная система еще неокрепшая, и нервные центры, отвечающие за его поведение, еще неразвиты в полной мере, поэтому ребенок холерического типа более часто подвержен смене настроений, от бурной радости и подвижности до горьких слез и желания уединиться.

Люди-холерики обычно легко уживаются в обществе, правда, общество достаточно быстро от них устает: им, как правило, всегда бывает необходимо выговориться, дать волю своим эмоциям. Часто холерики обладают весьма разнообразными талантами, обширными интересами, так как их мощный темперамент и внутренняя энергия «требуют выхода».

Это прирожденные лидеры, из холериков вырастают талантливые актеры, политики, художники, режиссеры – то есть, люди публичные, желающие и имеющие, что сказать другим.

Холерик-ребенок характеризуется своей подвижностью, громким голосом. Про таких детей говорят: способный, но чересчур активный и капризный. Они легко усваивают материал, но быстро устают от неподвижного сидения на уроке, и поэтому на переменах превращаются в маленький смерч, сметающий все на своем пути. Такие дети часто страдают от травм, у них постоянно ломаются вещи и игрушки. Приучить их к чему-то, требующему неспешности и аккуратности, очень трудно. Например, у девочки-холерики прекрасно и быстро справляются с уборкой квартиры, но вот тесто у них никогда не поднимается так, как у их подружек-флегматиков, а булочки из этого теста часто подгорают.

В обучении дети-холерики обычно все схватывают «на лету», если же этого не происходит, они часто теряют интерес к предмету, и тогда заставить их выучить урок – задача очень тяжелая. Вальдорфская педагогика рекомендует таких детей не сажать рядом, чтобы учителю не пришлось ежечасно гасить ссоры и скандалы на уроках, также не рекомендуется их подсаживать и к , чтобы не угнетать последних. Идеальный сосед для холерика – флегматик, которого даже полезно немного «расшевелить».

Любимый цвет ребенка-холерика – яркий, насыщенный оранжевый или солнечно-желтый. При большой доле красного цвета в его рисунках можно говорить о тревожности, излишней возбужденности в характере ребенка.

Вследствие воспитания, общественного сознания психотип холерика, обусловленный его врожденным темпераментом, как правило, сдерживается, сглаживается, и проявляется в полной мере лишь при сильном эмоциональном воздействии или под воздействием алкоголя, наркотиков или возбуждающих лекарственных препаратов. При воспитании ребенка следует учитывать его психотип и, чтобы снять его излишнее эмоциональное и нервное напряжение, рекомендуется сочетать обучение ребенка с посещением спортивных секций, различных кружков и других мероприятий, чтобы дать выход излишней энергии.